Научная статья на тему 'Динамика выделения яиц гельминтов и ооцист кокцидий из организма овец и коз при ассоциативных инвазиях в условиях Оренбуржья'

Динамика выделения яиц гельминтов и ооцист кокцидий из организма овец и коз при ассоциативных инвазиях в условиях Оренбуржья Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
284
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕЛЬМИНТЫ / ООЦИСТЫ КОКЦИДИЙ / ЯЙЦА / ДИНАМИКА ВЫДЕЛЕНИЯ / КОЗЫ / ОВЦЫ / ИНВАЗИЯ / HELMINTHES / COCCIDIA OOCYTES / EGGS / SECRETION / GOATS / SHEEP / INVASION

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Терентьева Зайтуна Хамитовна

Фауна паразитов овец и коз в зоне Оренбуржья разнообразна и представлена несколькими видами, которые формируют разнокомпонентные паразитоценозы. Динамика выделения их яиц и ооцист зависит от половозрастных особенностей животных, от зонально-климатических условий их содержания, от резистентности организма хозяина. Максимальная интенсивность и экстенсивность инвазий отмечена у молодняка от семи восьми месяцев до одного года и у животных до двух лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF HELMINTH EGGS AND COCCIDIA OOCYTES SECRETION FROM THE ORGANISMS OF SHEEP AND GOATS WITH ASSOCIATED INVASIONS UNDER THE CONDITIONS OF ORENBURZHYE

It is reported that the fauna of sheep and goats in the Orenburg region is rather diverse and is represented with a number of species forming parasitic coenoses including various components. The dynamics of eggs and oocytes secretion depends on sexage peculiarities of animals, zonal-climatic conditions and the host's organism resistance. The maximum invasion intensity and extensity have been observed in young animals of eight and up to twelve months age as well as in animals of two years age.

Текст научной работы на тему «Динамика выделения яиц гельминтов и ооцист кокцидий из организма овец и коз при ассоциативных инвазиях в условиях Оренбуржья»

Динамика выделения яиц гельминтов и ооцист кокцидий из организма овец и коз при ассоциативных инвазиях в условиях Оренбуржья

З.Х. Терентьева, к.в.н., Оренбургский ГАУ

Степень распространения инвазий находится в зависимости от климатических условий хозяйств. Кроме того, разница в инвазирован-ности объясняется неодинаковыми условиями содержания, степенью загрязнения мест содержания и кормления животных. Выделение инвазионных элементов находится в зависимости и от состояния организма хозяина, кормления, условий среды обитания и абиотических факторов. Эти причины влияют на жизнеспособность яиц гельминтов и ооцист эймерий во внешней среде и организме хозяина [1, 2].

От этих факторов зависит и динамика выделения яиц паразитов в разные сезоны в различных половозрастных группах животных. Важным фактором, определяющим результативность диагностики и установления интенсивности инвазий, служит время года. Это обусловлено биологическим циклом гельминтов в организме хозяина и в окружающей среде, характером питания животного, явлениями латентной инвазии, а также повышением или подавлением половой активности гельминтов в организме хозяина и т.д. [3, 4].

Прежде всего сезонность инвазий имеет связь с эволюционным приспособлением гельминтов к выбросу в окружающую среду зародышей в тот период года, когда для них складываются наиболее благоприятные условия для развития. Повышенная физиологическая активность паразитов и массовое созревание большинства из них происходят весной и летом (повышение гормонального фона хозяина) и в меньшей степени осенью [2, 3, 5].

При этом необходимо учесть, что половая активность гельминтов в условиях умеренного климата начинается за 1,5—2 месяца до вегетационного периода и выгона животных на пастбище [1, 3, 6].

В связи с этим перед нами была поставлена цель — изучить динамику выделения яиц гельминтов и ооцист эймерий у коз, которая имеет определённую специфику в зависимости от разных факторов, что подтверждается нашими исследованиями.

Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:

— выявить динамику выделения яиц разных видов гельминтов и ооцист эймерий в зависимости от сезона года, половозрастных особенностей животных;

— определить количественную характеристику выделяемых яиц и ооцист по видам паразитов и сезонам года.

Материал и методы исследования. Объектом изучения были козы оренбургской и овцы южноуральской пород. Материалом для исследования послужил копрологический материал от животных разных возрастных групп, а также результаты статистических данных, полученных из разных районов Оренбуржья. Для обработки материала использовали компьютерные программы Statgraf и Statexpert.

Результаты исследования. Нами была изучена динамика выделения яиц гельминтов и ооцист кокцидий из организма мелкого рогатого скота. Сезонная динамика выделения яиц и ооцист паразитов из организма коз представлена в таблице 1.

Исходя из данных этой таблицы видно, что минимальный уровень выделения яиц мониезий в июле составил 1,4±0,24 экз., максимум отмечался в декабре — 3,0±0,43 экз., то есть показатель повысился в 2,1 раза. Линейная регрессия отрицательна и составила 2,05—0,011 х (х — месяц исследования). При среднем выделении 2,05 экз. ежемесячно происходило снижение яйцепродук-ции мониезий на 0,011 экз. Степень различия оказалась достоверной в декабре, в сравнении с маем и сентябрём ^ = 3,0; р< 0,01). Двухуров-

невая сезонная компонента для мониезий имела пики, которые приходились на зимне-весенние периоды. Выявлены два подъёма интенсивности яйцепродукции: более низкий — в апреле — мае и высокий — в ноябре — марте.

Интенсивность выделения яиц стронгилят колебалась с минимумом в июне — 2,9 ± 0,26 экз. и максимумом в январе — 8,0 ±0,80 экз., показатель увеличился в 2,76 раза. Линейная регрессия отрицательна у = 5,98 — 0,100 х. Показатель ежемесячно снижался на 0,1 экз. В январе (в сравнении с декабрём) наблюдалось повышение интенсивности инвазии до 63,3% а = 3,40; р < 0,001). Тогда как в июне показатель составил 37,0% ^ = 3,47, р < 0,001).

В августе выражен подъём показателей до 38,8% ^ = 2,25; р<0,05), а в ноябре отмечено уменьшение показателя до 31,9% ^ = 3,53; р < 0,01). Для стронгилят пик сезонной компоненты приходился на четыре месяца. Подъёмы интенсивности отмечены: больший — в апреле, меньший — в октябре. Отмечались и падения уровней динамики выделения яиц и ооцист: слабое — в марте и ноябре, максимальное — в июне.

Уровень выделения яиц нематодир колебался с минимумом в июне и составил 2,1±0,23 экз., увеличиваясь до максимума в январе (5,1±0,57 экз.), то есть отмечено повышение показателя в 2,43 раза. Линейный тренд оказался отрицательным — у = 3,34 — 0,052 х. Это указывало на то, что при среднем количестве выделенных яиц в количестве 3,34 экз. ежемесячно происходило снижение их выделения на 0,052 экз.

Степень различия в уровне выделения яиц существенна в ноябре, при снижении экстенсивности инвазии до 25,0% (^ — 2,75, р < 0,01), в декабре отмечено повышение показателя до 31,8% ^ — 2,43, р< 0,01). Для нематодир чётко выражена трёхмесячная компонента. В графике хорошо просматривались два пика интенсивности: последняя декада февраля и октябрь, со снижением яйцепродукции в мае — июле.

Динамика показателей при остертагиозе варьировала с минимумом в мае и июне — 1,2 ± 0,18 экз. и максимумом в сентябре — 3,6 ± 0,57 экз., то есть показатель увеличился в три раза. Линейный тренд положителен (у — 1,79 ±0,01 х). Яйцепродукция паразитов пищеварительного тракта повысилась на 0,01 экз. Степень различия оказалась достоверной только в ноябре, при показателе 66,7% ^ — 3,53; р< 0,01).

Для остертагий периодичность выделения яиц составила по времени три месяца. При этом обнаружены неравномерные подъёмы динамики: низкий — в марте, высокий — в сентябре; спады — в мае и июне, а также в ноябре и первой половине декабря.

Максимальная яйцепродукция скрябинем в феврале составила 0,6 экз., а в октябре 3,7 ± 1,88

экз., с повышением показателя на 0,071 экз. Линейная регрессия положительна (у — 1,43 ± 0,071). Сезонная компонента приходилась на три месяца. Отмечен подъём инвазии в октябре на фоне нарастания показателя с февраля.

При трихоцефалёзе показатели колебались с минимумом в июне 2,0±0,40 экз. и максимумом в марте — 4,9±1,66 экз. (отмечено повышение в 2,45 раза). Линейная регрессия отрицательна: у — 3,44— 0,009 х. Степень различия оказалась достоверной только в сентябре, при повышении показателя до 53,65 ^ — 2,06; р<0,05). Для трихоцефал выявлена трёхмесячная сезонная компонента с подъёмами в марте и с сентября по октябрь и длительный спад интенсивности выделения в июне.

Интенсивность выделения яиц стронгилоиде-сов достигла минимума в мае и июне — 0,7±0,23 экз., при этом максимум показателей отмечен в феврале — 4,0±0,70 экз. (повышение в 5,7 раза). Тренд отрицательный: у — 1,96—0,067 х. Ежемесячное снижение показателя происходило на 0,067 экз. Для стронгилоидесов выражена сезонная трёхмесячная компонента. При статистической обработке динамических показателей выявлены два подъёма интенсивности: в феврале и сентябре, а в мае — августе отмечен спад интенсивности.

Интенсивность выделения ооцист эймерий колебалась с минимумом в июне 3,5 ± 0,31 экз. и максимумом в октябре 19,5 ±8,77 экз., отмечено повышение показателя в 5,57 раза. Таким образом, осенью интенсивность инвазии в исследуемой группе животных находилась на максимальном уровне. Линейная регрессия отрицательна: у — 9,36 — 0,319 х. При средней интенсивности выделения 9,36 экз. ежемесячное снижение составило 0,319. В июле произошло достоверное повышение уровня экстенсивности инвазии в сравнении с июнем до 57,1% а — 2,03; р < 0,05); в ноябре — снижение показателя (в сравнении с октябрём) до 51,4% ^ — 3,19, р < 0,01). Сезонная компонента для ооцист кок-цидий выражена с пиком в три месяца. Отмечены подъёмы интенсивности: слабовыраженный, но значительный по уровню — в феврале, марте и в октябре; с апреля по август, а также в ноябре произошло снижение показателей. Как видно из результатов исследований, подтверждённых статистическими данными с использованием различных компьютерных программ, в большей мере это относилось к остертагиям и эймериям.

На динамику выделения яиц гельминтов и ооцист эймерий в значительной степени оказывает влияние сезон года. Этот факт подтверждается нашими исследованиями. Для большинства возбудителей животных до двух лет обнаружены два пика интенсивности выделения яиц гельминтов и ооцист — весенний (март — апрель) и осенний (сентябрь — ноябрь). Причём для мониезий, стронгилят, нематодир, трихоцефал, стронгилои-

1. Сезонная динамика выделения яиц и ооцист из организма коз (средние показатели) (Х+$х)

Вид Месяц исследования

паразитов январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Мониезии 2,4± 2,4± 2,8± 1,9± 1,8± 1,5± 1,4± 1,8± 1,8± 2,1± 2,7± 3,0±

0,57 0,35 0,50 0,38 0,34 0,28 0,24 0,44 0,12 0,1 0,65 0,43

Стронгиляты 8,0± 6,6± 6,1± 11,3± 4,6± 2,9± 3,8± 5,2± 6,7± 6,9± 7,2± 7,4±

0.80 0,67 0.67 4,9 0,40 0,26 0,49 0,35 0,3 0,5 0,34 0,32

Нематодиры 5,1± 4,9± 3,4± 3,3± 2,7± 2,1± 2,4± 2,8± 3,4± 3,1± 2,1± 2,3±

1,14 0,66 0,54 0,46 0,30 0,23 0,26 0,55 0,14 0,2 0,4 0,23

Остертагии 1,2± 1,8± 2,3± 1,7± 1,2± 1,2± 1,6± 2,5± 3,61± 2,0± 1,9± 2,1±

0,22 0,39 0,38 0,47 0,18 0,17 0,26 0,39 0,5 0,3 0,5 0,23

Трихоцефалы 3,8± 4,3± 4,9± 3,0± 2,5± 2,0± 2,3± 2,8± 4,3± 4,1± 4,7± 5,3±

0,71 1,36 1,66 0,94 0,35 0,40 0,23 0,34 0,7 0,23 0,21 0,52

Скрябинемы 0,5± 0,6± 1,1± 0,8± 1,0± 1,1± 1,5± 1,5± 2,1± 2,0± 1,8± 1,5±

0,14 0,12 0,12 0,17 0,19 0,22 0,24 0,26 0,32 0,14 0,23 0,31

Стронгилои- 3,2± 4,0± 3,4± 1,6± 0,7± 0,7± 0,8± 1,2± 3,1± 3,1± 3,6± 3,7±

десы 0,31 0,70 0,78 0,60 0,25 0,19 0,21 0,62 0,3 0,34 0,32 0,17

Эймерии 19,5± 15,9± 16,1± 5,8± 4,6± 3,5± 5,5± 4,6± 8,0± 12,5± 20,8± 20,9±

8,7 5,80 5,4 0,92 0,48 0,31 0,94 0,60 0,23 0,56 0,7 0,68

2. Интенсивность выделения яиц гельминтов и ооцист эймерий из организма хозяина (животные до двух лет)

Интенсивность n X Sx Sx Cv% Cs% As Ex

Мониезии 118 2,1 1,63 0,12 76,7 5,70 1,51 1,60

Стронгиляты 81 1,8 2,78 0,10 55,5 6,34 1,74 10,20

Нематодиры 180 3,3 2,24 0,17 68,9 5,13 2,06 9,41

Трихоцефалы 164 3,4 2,43 0,19 71,3 5,57 3,18 18,2

Скрябинемы 100 1,2 0,89 0,09 72,8 7,30 1,74 -1,47

Стронгилоидесы 59 2,5 2,25 0,29 90,0 11,7 0,98 2.41

Эймерии 181 9,6 12,2 0,95 126,8 9,90 4,30 22,6

3. Сезонные линейные тенденции интенсивности выделения яиц и ооцист у коз (старше двух — трёх лет)

Паразиты У = а + bx

Мониезии Стронгиляты Остертагии Нематодиры Трихоцефалы Скрябинемы Стронгилоидесы Эймерии 1,99-0,0017х 5,71-0,006х 1,79+0,010х 3,34-0,028х 3,44-0,009х 1,43+0,071х 1,96-67х 9,36-0,319х

Примечание: х — месяцы исследования

десов и эймерий более значителен первый пик, а для остертагий и скрябинем — второй. При этом подъёмы сменяются спадами интенсивности.

Результаты динамики выделения яиц и ооцист паразитами свидетельствуют о различиях в уровне максимальных подъёмов и спадов интенсивности, и коэффициент точности составляет от 2,4 до 6,2. Для скрябинем, стронгилоидесов и эймерий показатель составил от 2,3 до 3,0.

Анализ сезонных тенденций выделения яиц гельминтов и ооцист эймерий (табл. 3) свидетельствует о том, что для большинства паразитов выражено снижение интенсивности выделения яиц и ооцист к концу года (к концу ноября к

началу декабря). Только остертагиям и скряби-немам присуще накопление яиц в организме хозяина к этому времени.

Выводы. Результаты данных о количестве выделенных яиц и ооцист эймерий из организма коз позволяют говорить о различной степени продуктивности отдельных паразитов в присутствии других, а высокая вариабельность результатов указывала на нестабильность состава паразито-ценозов у хозяев паразитов. Величина коэффициентов асимметрии и эксцесса свидетельствовала о сходстве распределений выделяемых яиц гельминтов и ооцист кокцидий с показателями, близкими к экспоненциальному распределению.

Литература

1. Акбаев М.Ш., Василевич Ф.И. и др. Паразитология и инвазионные болезни животных. М.: Агропромиздат, 1992.

2. Акильжанов P.P. Ассоциации гельминтов и простейших пищеварительного тракта овец специализированных хозяйств Северо-Западной зоны РСФСР и разработка рациональных мер борьбы // Актуальные проблемы ветеринарии: сб. научных трудов. Л.: Вет. институт, 1987. С. 16.

3. Алешина И.М. Овцеводство Великобритании // Сельское хозяйство за рубежом. 1982. № 8. С. 39.

4. Абдуллаев В.М., Гудкова А.Ю., Сорокина И.Б. и др. Динамика патогенности бактерий в желудочно-кишечном тракте крупного рогатого скота при гельминтозах // Инновационные методы в ветеринарии: матер. междунар. научн. конф. ФГОУ ВПО Ивановская ГСХА. Иваново, 2000. Т. 2. С. 99—101.

5. Абляев М.М. О распространении гельминтозов овец в Астраханской области // Научная конференция Волгоградского педагогического института: сб. трудов. Волгоград, 1996. С. 79—81.

6. Акильжанов Р. Р. Особенности клинического лечения ассоциативной буностомозно-эймериозной инвазии у овец. Л., 1999. С. 11-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.