Научная статья на тему 'Динамика удовлетворенности жизнью в результате фотовизуализации жизненных событий'

Динамика удовлетворенности жизнью в результате фотовизуализации жизненных событий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
172
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / ФОТОВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ / ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / VISUAL SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL HISTORY / PHOTOVISUALIZATION OF LIFE EVENTS / ATTITUDE TOWARDS LIFE / LIFE SATISFACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лакосина Н. В.

В статье отражены основные теоретико-методологические аспекты проведенного исследования, посвященного изучению динамики отношения личности к своей жизни в результате фотовизуализации жизненных событий. Представлена программа исследования и методический инструментарий. Кроме того, приведены первые результаты исследования, в частности, представлены данные по изменению удовлетворенности жизнью при прохождении участниками программы фотовизуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of life satisfaction as a result of photovisualization of life events

Principal theoretical and methodological aspects of traced research are presented in this article. The research has been dedicated to investigation of dynamic changes in person's attitude towards life as a result of photovisualization of life events. The research program and methodological tools are presented. The first results are cited, the data of changes in life satisfaction in the course of photovisualization's program are presented.

Текст научной работы на тему «Динамика удовлетворенности жизнью в результате фотовизуализации жизненных событий»

isnn 1812-1853 • российский психологический журнал • 2009 том 6 № 3

Динамика удовлетворенности жизнью в результате фотовизуализации жизненных событий

Лакосина Н.В.

В статье отражены основные теоретико-методологические аспекты проведенного исследования, посвященного изучению динамики отношения личности к своей жизни в результате фотовизуализации жизненных событий. Представлена программа исследования и методический инструментарий. Кроме того, приведены первые результаты исследования, в частности, представлены данные по изменению удовлетворенности жизнью при прохождении участниками программы фотовизуализации.

Ключевые слова: визуальная социально-психологическая история, фотовизуализация жизненных событий, отношение к жизни, удовлетворенность жизнью.

Постнеклассический этап развития науки, характеризующийся обращением к гуманитарным методам исследования, изучению ценностно-смысловых аспектов бытия, его исторического времени, определил в отечественной социальной психологии тенденцию активизации и возрождения исследований жизненного пути личности (Е.Ю. Коржова), психологических проблем переживания и осмысления времени (Т.А. Нестик), временной ориентации (А. Сырцова) [1, 5]. Вместе с этим, по-прежнему актуальной остается проблема «визуального поворота». Так, В.А. Лабунская [2] отмечает важность обсуждения методологических вопросов визуальных исследований в силу их активного проникновения в психологию в целом и в социальную психологию в частности. Она указывает, что перед социальными психологами встает возможность создания «визуальной социально-психологической истории» общества, группы и отдельного человека.

В этой связи была определена цель нашей работы - изучение влияния фотовизуализации жизненных событий и их интерпретации на динамику отношения к жизни. Обращаясь в данном контексте к фотографии, мы опираемся на исследования, рассматривающие фотографию как средство реконструкции переживаний и событий, способ исследования жизненного пути личности, способ диагностики и коррекции отношений личности (J. Weiser, В.В. Нуркова).

В свою очередь, мы рассматриваем фотографию как социально-психологическое явление, визуальный конструкт, включающий кинесико-проксемические параметры взаимодействия, культурные и социальные символы, несущие информацию о гендерно-возрастных, статусно-ролевых и ценностно-смысловых аспектах бытия личности.

Гипотеза исследования заключалась в том, что интенсивность и модальность отношения к жизни и удовлетворенность ею изменяются в зависимости от сочетания социально-психологических характеристик визуальных знаков (фотографий) и особенностей их интерпретации.

www.pro.rsu.ru

Программа исследования включает: 1) психологическую диагностику, направленную на выявление типа отношения к жизни респондента и своему внешнему облику; 2) нарративную беседу; 3) социально-психологический тренинг с использованием техник фотовизуализации; 4) повторную психологическую диагностику, необходимую для изучения динамических изменений в удовлетворенности жизнью респондентами, оценке собственной внешней привлекательности [3, 4].

В данной работе мы представляем часть проведенного исследования, отразив результаты изучения динамики удовлетворенности жизнью в результате прохождения процедуры фотовизуализации. Для изучения исследуемого вопроса была использована методика «И ндекс жизненной удовлетворенности» Ыеида Леп, адаптированный Н.В. Паниной. В нашей работе обращение к исследованию удовлетворенности жизнью осуществляется в контексте комплексного изучения отношения человека к своей жизни.

Достоверность результатов обеспечивалась использованием методов математической статистики: описательных статистик, критерия парных сравнений Вилкоксона.

Эмпирическим объектом исследования выступили 41 человек в возрасте от 18 до 23 лет, 17 человек для экспериментальной и 24 человека для контрольной групп. Испытуемые первой, экспериментальной, группы проходили полную процедуру фотовизуализации. Респонденты контрольной группы участвовали только в диагностических мероприятиях. Временной интервал между проведенными диагностическими замерами составил 75 дней.

С помощью описательных статистических методов (а именно, выделения верхнего и нижнего квартиля, нахождения медианы и стандартного отклонения) полученные на нашей выборке данные были классифицированы по степени выраженности уровня удовлетворенности жизнью: высокая степень выраженности; средняя степень выраженности; низкая степень выраженности. Это позволило нам в дальнейшем отследить направление динамики исследуемого показателя.

С помощью подсчета критерия Вилкоксона мы сравнили значения удовлетворенности жизнью респондентов при первом и втором замере. Так, в экспериментальной группе найдены различия в выраженности удовлетворенности жизнью до проведения процедуры фотовизуализации и после нее - Т = 33 при Т = 2,05; р = 0,03. Исходя из данных, полученных при применении описательных статистических методов, в выборке испытуемых экспериментальной группы процент людей с низкой выраженностью удовлетворенности жизнью снизился с 41,2 % до 23,5 %. Подобная тенденция наблюдается среди респондентов с высокой степенью выраженности удовлетворенности жизнью, их число также возросло с 17,6 % до 29,5 %. По данным, полученным в контрольной группе, различия выраженности удовлетворенности жизнью у респондентов на момент начала проведения эксперимента и по его прошествии не найдены - Т = 83 при Т = 0,48; р = 0,62.

Таким образом, анализ динамики удовлетворенности жизни в результате прохождения программы фотовизуализации жизненных событий указывает на

подтверждение выдвинутой гипотезы. Найдены положительные изменения в оценке собственных поступков и жизненных достижений среди тех участников эксперимента, кто непосредственно прошел всю программу: личные беседы, социально-психологический тренинг, направленные на переосмысление жизненного опыта.

Литература

1. Коржова Е.Ю. Перспективы исследований жизненного пути личности // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18-21 сентября 2007 года: В ■ т. - М., Ростов-на-Дону: КРЕДО, 2007. - С. 124.

2. Лабунская В.А. Визуальные исследование как перспектива развития социальной психологии // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18-21 сентября 2007 года: В ■ т. - М., Ростов-на-Дону: КРЕДО, 2007. - С. 224-225.

■. Лакосина Н.В. Визуальный подход: использование фотографии в рамках психотерапии и социально-психологического тренинга // Материалы научно-практической конференции «Психология общения: тренинг человечности». 15-17 ноября 2007 года. - М., С. 83-185.

4. Лакосина Н.В. Особенности вербальных и визуальных конструктов жизненных событий: нарративный анализ // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Психология. Общественные науки. Специальное приложение, 2006. - С. 18-21.

5. Нестик Т.А. Социальная психология времени: проблематика и перспектива направления исследований // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18-21 сентября 2007 года: В ■ т. - М., Ростов-на-Дону: КРЕДО, 2007. - С. 359-360.

6. LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. А.А. Кро-ник. - М.: Прогресс, 1993.

www.pro.rsu.ru

Dynamics of life satisfaction as a result of photovisualization of life events

Lakosina N.V.

Principal theoretical and methodological aspects of traced research are presented in this article. The research has been dedicated to investigation of dynamic changes in person's attitude towards life as a result of photovisualization of life events. The research program and methodological tools are presented. The first results are cited, the data of changes in life satisfaction in the course of photovisualization's program are presented.

Key words: visual socially-psychological history, photovisualization of life events, attitude towards life, life satisfaction

The postnonclassical stage of science's development is characterised by usage of humanities research methods, study of valuable aspects of Being and historical time. It has defined the tendency of activization and revival of researches of person's life course in home social psychology (E.J. Korzhova), psychological problems of time feeling (T.A. Nes-tik), time orientation (A.Syrtsova) [1, 6]. But the problem of «visual turn» remains actual. So, V.A. Labunskaja [2] marks the importance of discussion of methodological questions of visual researches owing to their active penetration into psychology in general and in social psychology in particular. She also notices, that social psychologists have possibility to create visual socially-psychological history of the society, groups and person.

Thereupon we have defined the purpose of our work. We study the influence of photovisualization of life events and their interpretation on dynamics of the attitude towards life. Addressing in the given context to a photo, we are based on the researches considering a photo as means of reconstruction of feelings and life events, as research means of person's life course, as diagnostic aids (J. Weiser, V.V. Nurkova).

In turn, we consider a photo as the socially-psychological phenomenon, visual construct including kinesics and proxemics interaction parameters, the cultural and social symbols, carrying the information on those aspects of person's life as gender, age, status, roles, values and life meaning.

The research hypothesis. The intensity and the modality of the attitude towards life and life satisfaction variate depending on a combination of socially-psychological characteristics of visual signs (photos) and features of their interpretation.

The research program includes: 1) psychological diagnostics, studying respondent's attitude towards life and the attitude towards one's own appearance; 2) narrative conversation; 3) socially-psychological training with use the technician of photovisualization; 4) repeated psychological diagnostics, necessary for studying the dynamic changes in life satisfaction, the dynamic changes in assessment of one's own attractivity [3, 4].

We represent the part of research in this work, only investigation's results of dynamic changes in life satisfaction as a result of photovisualization's procedure. We used The Index of life satisfaction Neugarten, adapted by N.V. Panina. We investigated life satisfaction, based on complex studying of the attitude towards life.

isnn 1812-1853 • russian psychological journal • 2009 vol. 6 # 3

The results reliability was provided with use of statistics methods: descriptive statistics, Wilcoxon signed-rank test.

As empirical object 41 respondents at the age from 18 till 23 years have acted. Experimental group included 17 persons, control group included 24 persons. Respondents of the experimental group participated in total procedure of photovisualization. Respondents of control group only passed diagnostic test. The time interval between the spent diagnostic gaugings has compounded 75 days.

The descriptive statistics classified (lower and upper quartiles, finding a median and a standard deviation) the data obtained on our sample on intensity degree of life satisfaction: high degree; average degree; low degree. It has allowed us to trace dynamics direction of an investigated characteristic.

We have compared values of respondent's life satisfaction at the first and second gauging by Wilcoxon signed-rank test. So, differences among respondents of experimental group in intensity of life satisfaction (before and after photovisualization) have been found - T = 33 at Z = 2,05; p = 0,03. According to the statistics data the percent of respondents in experimental group with a low intensity of life satisfaction has reduced from 41,2 % to 23,5 %. The similar tendency is observed among respondents with a high intensity degree of life satisfaction. Their number also has increased from 17,6 % to 29,5 %. According to the data received in control group, differences in intensity of life satisfaction before and after investigation are not found - T = 83 at Z = 0,48; p = 0,62.

Thus analysis of dynamic changes in life satisfaction as a result of photovisualization of life events proves suggested hypothesis. Positive changes in an assessment of one's own activities and life achievements among those experiment's participants who has directly passed all program (conversation, socially-psychological training, directed on life experience reconsideration) are found.

The Literature

1. Korzhov E.J. Perspectives of researches of personality life course // The Materials of the fourth All-Russia congress RPS. - Moscow, Rostov-on-Don: CREDO, 2007. - P. 124.

2. Labunskaja V.A. Visual researches as development's perspective of social psychology //The Materials of the fourth All-Russia congress RPS. - Moscow, Rostov-on-Don: CREDO, 2007. - P. 224-225.

3. Lakosina N.V. Features of verbal and visual constructs of life events: narrative analysis // News of higher educational institutions. The North Caucasian region. Psychology. Social studies. The special supplement, 2006. - P. 18-21.

4. Lakosina N.V. Visual approach: the photography within psychotherapy and socially-psychological training // The Materials of scientifically-practical conference «Communication psychology: humanity training», 2007. - P. 183-185.

5. LifeLine and other new methods of life course psychology / Ed. A.A. Kronik. - Moscow: Progress, 1993.

6. Nestik T.A. Social psychology of time: subject matter and perspective of researches direction // The Materials of the fourth All-Russia congress RPS. - Moscow, Rostov-on-Don: CREDO, 2007. - P. 359-360.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.