ДИНАМИКА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА (РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
М.А. Угарова
Аннотация: В статье рассмотрена динамика учебно-профессиональной
мотивационной сферы личности студентов, обучающихся на разных направлениях Подтверждается положение о том, что в процессе обучения снижается доля низкого уровня и наблюдается рост среднего и высокого уровней учебно-профессиональной мотивации Практическая деятельность, применения полученных знаний в реальных профессиональных ситуациях ведет к доминированию в конце обучения профессиональной мотивации
Ключевые слова: профессиональное образование, мотивационная сфера, динамика учебно-профессиональной мотивации
. In article questions of studying of educational and professional motivation, its role from the point of view of formation levels (a measure, extent of development of motives and motivation as a whole) are considered. The concept of levels of a formation (development) of motives and motivation of students of the physician - pharmaceutical college is entered. The method of an expert assessment is used.
Key words: motivational sphere, professional motive, motive of communication
В исследовании мы проследили динамику учебно-профессиональной мотивационной сферы личности студентов, обучающихся на разных направлениях. Данный анализ проведен при помощи критерия хи-квадрата Пирсона, который позволяет сопоставить два, три или более эмпирических распределений одного и того же признака. В итоге было сопоставлено 42 показателя, сопоставление проходило в соответствии с планом исследования: 1-2-й курс, 2-3-й курс, 3-4-й курс и 1-4-й курс по каждому направлению.
Таблица 1.
Динамика показателей учебно-профессионального компонента мотивационной сферы от первого курса к четвертому по специальности сестринское дело
Мотивы 1-4 -й курс 1-2 -й курс 2-3-й курс 3-4 -й ку рс
2 X р 2 X р 2 X р 2 X р
учебно-познавательный 9,6 8 2 0,0 0 0,4 4 2 0,8 0 7,8 4 2 0,0 1 1,2 0 2 0,5 4
профессиональный 7,5 4 2 0,0 2 0,4 2 2 0,8 1 10, 5 2 0,0 1 1,6 6 2 0,4 3
развитие себя о. с. 1,6 8 2 0,4 3 0,1 8 2 0,9 1 0,1 8 2 0,9 1 0,4 0 2 0,8 2
достижения о.с. 6,9 1 2 0,0 3 0,7 2 2 0,7 0 1,9 7 2 0,3 7 1,2 9 2 0,5 2
креативность о.с. 1,8 7 2 0,3 9 0,7 9 2 0,6 7 1,6 1 2 0,4 5 1,1 1 2 0,5 7
Сохранен. индивид. о.с. 1,7 7 2 0,4 1 0,3 1 2 0,8 6 0,3 0 2 0,8 6 0,4 0 2 0,8 2
Собств. престиж о.с. 2,5 9 2 0,2 7 0,1 8 2 0,9 1 0,8 4 2 0,6 6 1,9 5 2 0,3 8
о.с. - сфера обучения
Динамика показателей от первого к четвертому курсу представлена преобладанием к четвертому курсу средних значений по группе над высокими значениями мотива достижения в сфере обучения (х2=6,91; ё£=2; р=0,03). От первого курса к четвертому наблюдается изменение от преобладания средних значений по группе к высоким учебнопознавательного (х2=9,68; ё£=2; р=0,00) и профессионального мотивов (х2=7,54; ё£=2; р=0,02). Переломный момент в динамике учебно-познавательного (х2=7,84; ё?=2; р=0,01) и профессионального мотивов (х2=10,5; ё£=2; р=0,01) наступает к третьему курсу.
На первом и втором курсе обучения по специальности «Сестринское дело» характерно преобладание значений среднего уровня учебно-профессиональных мотивов. К третьему курсу обучения увеличивается доля высоких значений учебнопознавательного и профессионального мотивов, эта же тенденция усиливается на четвертом курсе. Это можно объяснить стремлением студентов к росту достижений в учебно-профессиональной сфере, увеличением доли практических занятий.
Рассмотрим динамику учебно-профессионального компонента мотивационной сферы направления информатики и вычислительной техники.
Для студентов по специальности фармацевт на первом курсе обучения характерно преобладание значений среднего уровня профессионального мотива и мотива учебнопознавательного, мотивы же развития себя в обучении и собственного престижа представлены низкими значениями по группе. Ко второму курсу мотив развития себя в
обучении имеет средние значения по группе, а учебно-познавательный мотив - высокие; к третьему курсу обучения увеличивается доля средних значений по группе мотива собственный престиж в обучении. К четвертому курсу показатели учебнопрофессиональной мотивации имеют средние значения. Это объясняется стремлением студентов к росту достижений в профессиональной сфере.
Проведенный анализ динамики учебно-профессиональной мотивации по специальности «Правоведение» показал
Для специальности «Правоведение» на первом и втором курсах обучения характерно преобладание значений низкого уровня учебно-профессиональных мотивов; к концу третьего курса значений среднего уровня достигают мотивы собственного престижа в обучении, профессиональный, учебно-познавательный; к четвертому курсу обучения эта тенденция сохраняется. Это можно объяснить сменой учебно-профессиональной мотивации на профессиональную и обусловленностью ее мотивами престижности профессии.
Второй компонент мотивационной сферы представлен коммуникативными мотивами. В ходе опытно-экспериментальной работы было разработано и апробировано научно-методическое пособие «Психология общения» и комплекс тренинговой работы. Полученные результаты для каждой специальности профессионального образования показали следующие результаты.
Таблица 2.
Динамика показателей учебно-профессионального компонента мотивационной сферы от первого курса к четвертому на направлении «Сестринское дело»
Мотивы 1-4 -й курс 1-2-й ку рс 2-3- й курс 3-4-й курс
2 X Г Р 2 X Г Р 2 X а { Р 2 X ёГ Р
Коммуник. 8,86 2 0,0 1 1,29 2 0,5 2 0,72 2 0,6 9 1,8 5 2 0,39
общения 2,35 2 0,3 1 0,43 2 0,8 1 0,20 2 0,9 1 0,2 0 2 0,90
эмпатия 7,01 2 0,0 3 2,03 2 0,3 6 0,46 2 0,8 0 6,2 3 2 0,04
СП 0,07 2 0,9 7 0,18 2 0,9 1 0,00 2 1,0 0 0,0 6 2 0,97
СО 1,89 2 0,3 9 0,48 2 0,7 9 0,20 2 0,9 0 0,1 9 2 0,91
Завис../независим. 4,28 2 0,1 2 0,21 2 0,9 0 0,86 2 0,6 5 0,7 2 2 0,70
Общит./необщит. 0,85 2 0,6 5 0,05 2 0,9 7 3,09 2 0,2 1 1,6 9 2 0,43
Принят./избег. 7,75 2 0,0 0,27 2 0,8 11,2 2 0,0 0,1 2 0,91
борьбы 3 7 8 1 8
Соц. контакты п. с. 7,03 2 0,0 3 0,45 2 0,8 0 6,77 2 0,0 3 1,4 0 2 0,50
Соц. контакты с. с. 5,14 2 0,0 8 0,52 2 0,7 7 0,43 2 0,8 1 1,1 1 2 0,57
Динамика показателей от первого к четвертому курсам представлена преобладанием высоких значений по группе над средними мотивов: коммуникативного (Х2=8,86; ё?=2; р=0,01); принятия/избегания борьбы (х2=7,75; ё£=2; р=0,03), переломным в этой тенденции является конец третьего курса (х2=11,2; ё?=2; р=0,00); социальные контакты в профессии (х2=7,03; ё£=2; р=0,03), переломным в этой тенденции является конец третьего курса (х2=6,77; ё?=2; р=0,03); эмпатия (х2=7,01; ё£=2; р=0,03), переломным в этой тенденции является конец четвертого курса (х2=6,23; ё?=2; р=0,04).
Для специальности «Сестринское дело» на первом и втором курсе обучения характерно преобладание значений среднего уровня, однако мотив общения представлен по группе значениями высокого уровня, эта тенденция сохраняется ко второму курсу. К концу третьего курса значений среднего уровня достигают мотив эмпатии и мотив общения; к четвертому курсу обучения все мотивы, кроме эмпатии, имеют высокий уровень значений по группе. Наблюдается высокий уровень развития коммуникативной мотивации и коммуникативных навыков взаимодействия к концу четвертого курса.
Анализ динамики коммуникативного компонента мотивационной сферы для направления фармацевт показал следующие результаты.
Для специальности «Фармацевт» на первом и втором курсах обучения характерно преобладание значений низкого уровня; к третьему курсу мотивы эмпатии и общения представлены по группе значениями среднего уровня, к четвертому курсу эта тенденция усилилась, и мотив социальных контактов в профессии также вышел на значения среднего уровня по группе.
Для специальности «Правоведение» на первом и втором курсах обучения характерно преобладание значений низкого уровня, кроме мотива эмпатии, представленного значениями среднего уровня и мотива общения, представленного значениями высокого уровня. К третьему курсу коммуникативные мотивы достигли среднего уровня значений по группе, и только к четвертому курсу мотив эмпатии достиг высоких значений по группе. В группе студентов по специальности «Правоведение» коммуникативная направленность в профессиональной сфере опосредует учебнопрофессиональную и профессиональную.
Итак, мы видим, что к концу четвертого курса динамика заключается в преобладании средних и высоких значений коммуникативных мотивов по группе.
Показатели коммуникативного компонента мотивационной сферы направления
«Сестринское дело» имеют следующую динамику: увеличение доли высоких значений коммуникативного мотива. К концу третьего курса увеличение высоких значений мотивов: принятия борьбы, избегания неудач, социальных контактов в профессии. К концу четвертого курса увеличение высоких значений мотива эмпатии.
Показатели коммуникативного компонента мотивационной сферы по
специальности «Правоведение» имеют следующую динамику: увеличение доли средних значений мотива общительность. К концу третьего курса увеличение средних значений мотивов общения, страха отвержения и стремления к принятию. К концу третьего курса происходит увеличение низких значений мотива зависимость от группы. К четвертому наблюдается увеличение доли средних значений по группе мотивов эмпатии, социальных контактов в профессии.
Показатели коммуникативного компонента мотивационной сферы по
специальности «Правоведение» имеют следующую динамику: увеличение доли высоких значений мотива общения; увеличение доли средних значений мотивов принятия борьбы/избегания борьбы и социальных контактов в обучении. К третьему курсу увеличилась доля средних значений мотива социальных контактов в профессии. К четвертому курсу увеличилась доля высоких значений мотива эмпатии.
Третий компонент мотивационной сферы представлен профессиональными мотивами. Полученные результаты для каждой специальности профессионального образования показал следующие результаты от первого к четвертому курсу.
Таблица 3.
Динамика показателей профессионального компонента мотивационной сферы от первого курса к четвертому по специальности «Сестринское дело»
Мотивы 1-4-й курс 1-2-й курс 2-3-й курс 3-4 -й курс
2 X Р 2 X Р 2 X Р 2 X Р
поз навательный 7,79 2 0,02 1,09 2 0,58 10,3 5 2 0,01 0,71 0,68 2 0,70
Избегания неудач (Э) 9,10 2 0,01 0,23 2 0,89 10,3 4 2 0,01 0,26 2 0,71
К успеху 9,28 2 0,01 0,77 2 0,68 7,57 2 0,02 0,42 2 0,88
достижения 7,92 2 0,02 1,03 2 0,60 1,82 2 0,40 0,71 2 0,81
Социальный 0,54 2 0,76 0,05 2 0,97 0,28 2 0,86 5,80 2 0,69
Творческой самореализации 7,90 2 0,01 0,47 2 0,79 0,67 2 0,71 0,90 2 0,05
Избегания неудач (м.Б.) 13,2 6 2 0,00 2,20 2 0,33 1,71 2 0,42 0,20 2 0,63
Поддержание 9,47 2 0,01 2,59 2 0,27 1,22 2 0,54 1,22 2 0,91
жизнеобесп
комфорт 7,63 2 0,02 0,73 2 0,69 1,29 2 0,52 0,21 2 0,54
Соц. статус 14,6 5 2 0,00 5,58 2 0,06 1,26 2 0,53 8,47 2 0,90
Общ. активность 14,4 3 2 0,00 0,74 2 0,69 8,49 2 0,01 6,92 2 0,01
Творч. активность 9,25 2 0,01 1,29 2 0,52 1,71 2 0,43 3,07 2 0,03
Обществ. полезность 5,76 2 0,06 0,23 2 0,89 0,29 2 0,86 0,54 2 0,22
Развитие себя п.с. 2,18 2 0,34 0,18 2 0,91 6,72 2 0,03 1,03 2 0,76
Дух. удовлетв. п.с. 5,83 2 0,05 0,75 2 0,69 1,29 2 0,52 6,46 2 0,60
Креативность п.с. 6,28 2 0,04 0,23 2 0,89 1,20 2 0,55 0,44 2 0,04
престижа 2,25 2 0,32 0,75 2 0,68 3,11 2 0,21 1,26 2 0,80
Собств. престиж п.с. 6,89 2 0,03 0,94 2 0,62 5,92 2 0,05 0,91 2 0,53
Достижения п. с. 10,0 8 2 0,01 0,91 2 0,63 8,18 2 0,02 0,20 2 0,63
Материал. положение п. с. 6,41 2 0,04 0,42 2 0,81 6,58 2 0,04 2,14 2 0,91
Сохранен. индивид. п.с. 4,95 2 0,08 0,07 2 0,96 0,98 2 0,61 2 0,34
Динамика показателей от первого к четвертому курсам представлена преобладанием к четвертому курсу средних значений над высокими по группе мотивов: достижения (х2=7,92; ё?=2; р=0,02), избегания (м.Б.) (х2=13,26; ё£=2; р=0,00), социального статуса (х2=14,65; ё?=2; р=0,00). Преобладание средних значений по группе над высокими мотивов: стремления к успеху (х2=9,28; ё?=2; р=0,01), переломным в этой тенденции является конец третьего курса (х2=7,57; ё?=2; р=0,02); избегания неудач (Э) (х2=9,10; ё?=2; р=0,01), переломным в этой тенденции является конец третьего курса (х2=10,34; ё?=2; р=0,01); собственного престижа в профессии (х2=6,89; ё?=2; р=0,03), переломным в этой тенденции является конец третьего курса (х2=5,92; ё£=2; р=0,05); достижения в профессии (х2=10,08; ё?=2; р=0,01), переломным в этой тенденции является конец третьего курса (Х2=8,18; ё£=2; р=0,02). Преобладание высоких значений по группе над средними мотивов: материальное положение в профессии (х2=6,41; ё?=2; р=0,04), переломным в этой тенденции является конец третьего курса (х2=6,58; ё?=2; р=0,04); познавательного (Х2=7,79; ё£=2; р=0,02), переломным в этой тенденции является конец третьего курса (х2=10,35; ё£=2; р=0,01). Преобладание высоких значений по группе над средними мотивов: творческой активности в профессии (х2=9,25; ё£=2; р=0,01), переломным в этой тенденции является конец четвертого курса (х2=6,92; ё?=2; р=0,03); креативности в профессии (х2=6,28; ё£=2; р=0,04), переломным в этой тенденции является конец
четвертого курса (х2=6,46; ё?=2; р=0,04); творческой самореализации (х2=7,90; ё£=2; р=0,01), переломным в этой тенденции является конец четвертого курса (х2=5,80; ё£=2; р=0,05). Преобладание средних значений к четвертому курсу по группе наблюдается в мотиве общая активность (х2=14,43; ё?=2; р=0,00).
Анализу динамики профессионального компонента мотивационной сферы показывает, что для студентов специальности «Фармацевт» на первом курсе обучения характерно преобладание значений среднего уровня, так же преобладают значения низкого уровня мотива собственного престижа и мотива к успеху. Эта тенденция в динамике прослеживается на втором курсе обучения, где мотив социального статуса также представлен низким уровнем значений по группе. К третьему курсу ситуация в динамике меняется, большая часть мотивов, характеризующих мотивационную сферу, представлены значениями среднего уровня, а познавательный мотив представлен значениями высокого уровня. Эта тенденция усиливается к концу четвертого курса. Анализу динамики профессионального компонента мотивационной сферы по специальности «Правоведение» показал следующие результаты.
Для студентов специальности «Правоведение» на первом и втором курсах обучения характерно преобладание значений разного уровня: низкими значениями представлены мотивы творческой самореализации и познавательный; средними значениями представлены мотивы общественной полезности, материального положения и достижения успеха; высокими значениями представлены мотивы собственного престижа в профессии, социального статуса и избегания неудач. К третьему и четвертому курсам тенденции динамики меняются: высокими значениями представлены мотивы
общественной полезности, материального положения и мотивации к успеху, остальные мотивы представлены средними значениями по группе.
Выявлено, что большая часть мотивов изменилась либо от третьего курса к четвертому, либо от второго к третьему. При этом преобладают тенденции в динамике от низких показателей к средним и от средних показателей к высоким. Это подтверждает положение ряда авторов о том, что в процессе обучения снижается доля низкого уровня и наблюдается рост среднего и высокого уровней учебно-профессиональной мотивации (М.Д. Дворяшина, Р.И. Цветкова). А практическая деятельность, применение полученных знаний в реальных профессиональных ситуациях ведет к доминированию в конце обучения профессиональной мотивации (Л.В. Попова). Кроме того, видно, что к концу третьего курса учебно-профессиональные мотивы изменяются на профессиональные, опосредуя изменения коммуникативных мотивов, а к концу четвертого курса происходит изменение профессиональных мотивов, характерных для отдельных специальностей.
Таблица 4.
Сравнительная таблица основных взаимосвязей структурных элементов мотивационной сферы для первого и четвертого курсов
1-й курс 4-й курс
Мотив избегания неудач, мотив достижения успеха, социальный мотив, мотив комфорта, тенденция к общительности, тенденция к принятию борьбы, мотив установления социальных контактов в обучении, мотив престижа, социального статуса, общественной полезности, собственного престижа обучения и мотив обеспечения высокого материального положения через обучение Мотив избегания неудач, мотив достижения успеха, познавательный мотив, волевой мотив, учебнопознавательный мотив, профессиональный мотив, мотив творческой самореализации, развития себя через профессию, социальные контакты в профессиональной сфере, тенденция к принятию борьбы и зависимости от группы, общественная полезность, собственный престиж в профессии, достижения в профессии, высокое материальное положение через освоение профессии
Таким образом, выявлено, что общими в структуре мотивационной сферы личности студентов являются мотивы к достижению успеха, избеганию неудач, тенденции к принятию борьбы, т.е. к активному социальному взаимодействию, принятию норм и правил, мотив общественной полезности. Эти мотивы являются движущими для мотивационной сферы личности, что подтверждается результатами исследований и методологическим анализом ряда концепций. Кроме того, выявлено, что мотив установления социальных контактов важен как для сферы обучения, так и для сферы освоения профессии, то есть данный мотив имеет высокий уровень выраженности для всех направлений, для всех видов деятельности. Также для всех курсов характерно стремление к обретению собственного престижа через получение профессии. Престиж, т.е. мотив одобрения выбранного способа обучения или профессионализации обществом, является еще одним ключевым мотивом в структуре мотивационной сферы личности студентов. Такое же место занимает мотив высокого материального положения. Профессиональное обучение является важным этапом к обеспечению материального положения, выбранные профессии воспринимаются как перспективные, способствующие обеспечению достойной жизни.
Для студентов первого курса характерно преобладание социальных мотивов, мотивов комфорта, т.е. ощущения «удобности» выбранной профессии, студенты нацелены на установление тесных контактов в процессе обучения, при этом актуальны мотивы престижа и социального статуса. Для студентов четвертого курса характерны познавательные мотивы, мотивы управления процессом профессионализации для
достижения максимально эффективного результата, профессиональные мотивы, мотивы саморазвития и творческой самореализации через выбранную профессию, важны высокие достижения в профессиональной сфере.
Подводя итоги анализа полученных результатов можно сделать вывод, что существует ряд тенденций, по которым мотивы взаимодействуют в структуре мотивационной сферы студентов первого и четвертого курсов.
1. На первом курсе структура мотивационной сферы студентов разных специальностей определяется учебно-профессиональной направленностью. В структуре мотивов также преобладает коммуникативные мотивы, связанные с обучением и социальной идентификацией в статусе студентов.
2. На четвертом курсе обучения структура мотивационной сферы изменяется. Учебно-профессиональная направленность мотивов и коммуникация изменяется на профессиональную, происходит идентификация себя как профессионала.
Таким образом, мотивационная сфера личности студентов первого и четвертого курсов имеет разную структуру. Полученные результаты говорят о структурных и динамических особенностях мотивационной сферы студентов, обучающихся по разным специальностям.
Литература:
1.Сагеева Е.Р., Аникеенок О. А. Мотивационная готовность студентов к будущей профессиональной деятельности и проблемы ее изучения // Казанский педагогический журнал. 2011. №3. С.78-83.
2. Салихова Н.Р., Семенова-Полях Г.Г., Соловьева С.А. Динамика ценностносмысловой сферы личности в ходе тренинга смыслежизненного поиска в зависимости от типа осмысленности жизни // Казанский педагогический журнал. 2011. №4. С. 109-117.
3. Набиуллина О.Г. Специфика представлений студентов вузов о целях профессионально-трудовой деятельности // Казанский педагогический журнал. 2010. №56. С.119-125.