Научная статья на тему 'Динамика у правления "педагогическим процессом воспитания в постпенитенциарной системе'

Динамика у правления "педагогическим процессом воспитания в постпенитенциарной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесов Владимир Иванович

Данная публикация посвящена остро актуальной проблеме, возникшей в пенитенциарной системе, а также в специнтернатах, в реабилитационных центрах. В условиях модернизации российского общества особое внимание стало уделяться образованию и воспитанию специфической категории людей освобожденных из мест лишения свободы. Материалы статьи могут быть использованы специалистами, работающими с данной категорией людей, в системе специнтернатов, в реабилитационных центрах, и всеми, кого интересует данная проблематика в практическом и теоретическом применениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика у правления "педагогическим процессом воспитания в постпенитенциарной системе»

В.И. Колесов

ДИНАМИКА У ПРАВЛЕНИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ ВОСПИТАНИЯ В ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ

Преамбула, Данная публикация посвящена остро актуальной проблеме, возникшей в пенитенциарной системе, а также в специнтернатах, в реабилитационных центрах. В условиях модернизации российского общества особое внимание стало уделяться образованию и воспитанию специфической категории людей — освобожденных из мест лишения свободы. Материалы статьи могут быть использованы специалистами, работающими с данной категорией людей, в системе специнтернатов, в реабилитационных центрах, и всеми, кого интересует данная проблематика в практическом и теоретическом применениях.

Процесс воспитания в постпенитенциарных учреждениях - это педагогическая система в динамике, в действии. В нем активно проявляются цели, содержание, технологии и другие элементы педагогической системы. Качество всех элементов подготовительной воспитательной системы в процессе определения и результативности управленческого процесса усиливается в положительную сторону. Управления процессом воспитания в таких учреждениях - социально организованная целенаправленная деятельность субъектов педагогической работы - совместно с его объектами-субъектами по воспитанию, образованию, обучению, развитию, самовоспитанию и самосовершенствованию (рис. 1). Вместе с тем решающее значение в эффективной динамике управления процессом воспитания в данном учреждении принадлежит его организаторам

- специалистам, работающим с проживающими в постпенитенциарном учреждении, руководителям служб, - и их взаимодействию с проживающими, уровню имеющейся у них образованности, воспитанности, обученности и развитости.

Воспитательный процесс является изощреннейшей борьбой, в которую направлены тысячи сложнейших и разнообразнейших сил, представляет из себя динамический, активный, диалектический процесса, напоминающий немедленный эволюционный процесс роста, но скачкообразный и революционный процесс непрекращаю-щихся схваток между человеком, миром и природой. Управление процессом воспитания можно определять как планомерное, целесообразное, преднамеренное, сознательное воздействие и вмешательство в процесс естественного личнос-

тного роста проживающих в специнтернате. В управлении процессом воспитания само воспитание осуществляется через специалистов - психолога, социальных работников, психиатра, вра-ча-нарколога и т.д., и при этом сводится к организации и регулированию среды.

Смысл социального воспитания проживающих в специнтернате с научной точностью определяется следующим: как можно быстро адаптировать проживающего к новым условиям проживания, включить себя на коммуникабельность, общение с окружающими. Практически любая кажущаяся на первый взгляд несущественной деталь может сказаться положительно или отрицательно, поэтому все надо учитывать со вниманием и педагогическим профессионализмом. Решающая роль в воплощении замысла в управлении процессом воспитания в реальный воспитательный процесс принадлежит специалистам, которые непосредственно проводят мероприятия с проживающими. Весь процесс актуализации и оптимизации и взаимодействия направляется стержневым влиянием цели. Важная задача - согласование не написанных, а реальных целей воспитывающего и воспитывающихся, достижение общего стремления тех и других к единой цели, установления прочных взаимоотношений в этом процессе.

Содержание управления процессом воспитания определяется тем материалом, который изучается. Тщательный отбор материала в воспитании проживающих, его структурирование дают возможность проживающим усвоить новое знание и овладеть необходимыми навыками и умениями, повысить уровень общей культуры и куль-

туры своей деятельности, дать новый импульс развитию. Важно, чтобы оно отвечало цели, а дели — включались в содержание, чтобы раскрытие содержания проводящим воспитательное мероприятие было бы полным, правильным, доступным присутствующим, обогатило бы их, побудило к определенным отношениям и поведению. Важную роль в этом играют методики и технологии, применяемые специалистами и руководителем. Непременным условием оптимального протекания управления процессом воспитания является диагностика его хода и результатов, позволяющая проводящему воспитательную и

педагогическую работу следить за ее протеканием, оценивать ее оптимальность и корректировать ход процесса по необходимости. Такая диагностика осуществляется посредством контроля, проверки и оценки умений и навыков, знаний проживающих, уровня развития их личностных качеств. Диагностирование качества управленческого процесса представляет собой также знание четких критериев эффективности протекания самого процесса. Объектом диагностики являются среда и условия, в которых протекает процесс воспитания, социально-педагогического влияния на управленческий процесс.

Субъект-объект =о

процесса ЕЛаммо

(руководитель, ДВЙСТ1И*

ЩЧ" 1

Закономерности

Противоречия

Объект-субъект

процесса

(проживающий)

Требования к человеку как гражданину, члену колл актива

моделирование личности и деятельности обучающегося

диагностика его подготовленности и определение числя педагогтеских задач отбор содержания учебно-воспитательного материала

выбор и применение продуктивных средств, методов и форм обучения, воспитания, образования контроль и регулирование процесса анализ и оценка результатов

корректировка процессе непрерывное самосовершвнств о ваше

Уровни взаимодействия

ознакомительный

репродуктивный

проблемно-

поисковый

исследоеательск

Основные функции

образовательная

воспитательная

обучающая

развития

возбуждение познвватетмого интереса овладение знаниями, навыками и умениями

воспитание личностных качеств

развитие жгелпектуальных и физических сил формирование психологической ГОТОВНОСТИ к деятельности

выбор средств и методов учения самоконтроль и самопроверка самооценка результатов деятельности самокорректировка процесса активное самовоспитание и самообразование

Рис. 1. Модель педагогического процесса

Таким образом, эффективность управления процессом воспитания определяется многими факторами, которые должны контролироваться организатором и корректироваться по необходимости.

Динамичный, развивающийся процесс управления противоречив и диалектичен. В нем проявляются свои законы, закономерности и противоречия. Последние возникают при несоответствии

между управляющим воспитательским воздействием, ошибочными решениями воспитательских ситуаций и новыми развивающимися концепциями, методами и факторами образования и воспитания и отношения между необходимыми результатами управления процессом воспитания и реально достигаемыми, между объективными закономерностями, по которым должно строиться процесс, и тем, как он строится специалиста-

ми, руководителем и проживающим. В динамическом плане выявление и разрешение противоречий - главная движущая сила управления процессом воспитания, его развития и совершенствования.

Педагогические противоречия обычно делят на две группы: внешние и внутренние. Первые связаны с несоответствие внешних условий (социальных, экономических, социально-педагоги-ческих, психологически, материальных) и условий оптимального построения в организации управления процессом воспитания. Субъективные противоречия возникают в результате несоответствия реально существующих личных качеств (образованности, воспитанности, развитости) участвующих в конкретном управлении процессом воспитания лиц необходимым - это их отношение к процессу, т.е. управлению им, степень активного и целесообразного участия в нем, допускаемые в ходе его ошибки. Субъективные противоречия возникают и в результате отставания воспитательной теории и практики от требований времени, организации и руководства процессом - от новых объективных требований к подготовке воспитанного, обученного и развитого специалиста, профессионала в социальной сфере.

Своевременное осознание и разрешение всех видов противоречий необходимо для поддержания и повышения эффективности управления процессом воспитания.

Сам процесс должен организовываться и проводиться с учетом психологических закономерностей формирования всех необходимых его компонентов, а также социально-психологических влияний работающего специалиста, психологии не только особо выдающихся личностей, но и каждого рядового проживающего. Такому процессу присущи и свои педагогические закономерности - причинно-следственные зависимости между всеми элементами системы управления процессом воспитания, факторами, воздействующими на него, и конкретными результатами. В их числе:

- многофункциональность процесса;

- единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообучения), развития (саморазвития) и образования (самообразования);

- соответствие воспитательных действий особенностям и характеру деятельности проживающих, их потребностям, познавательным и физи-

ческим возможностям, степени сплоченности и слаженности. Эта закономерность диктует необходимость проведения и соответствующей воспитательной работы, и совершенствовать содержание подготовки специалистов, учитывать особенности контингента обучающихся, их познавательные и эмоционально-волевые возможности, обеспечивать соответствие жизни и быта задачам формирования личности;

- зависимость построения процесса от поставленных целей и задач, учет закономерностей управления процессом воспитания предполагает его научно обоснованную технологию, т.е. организационно-методический инструментарий -методы, формы, средства, технологические цепочки, а также все необходимые материалы для достижения намеченного результата. Воспитательная технология превращает данный процесс в более «точную» науку, а социально-педагогическую практику делает четко организуемым, управляемым и результативным процессом. Непременные элементы управления процессом воспитания граждан - проживающих в специи-тернате — контроль его протекания, регулирование и оценка достигаемых результатов.

Любой управленческий процесс эффективен, если он умело направляется и произвольно регулируется его субъектом, если он управляется.

Сущность управления процессом воспитания в постпенитенциарном учреждении в новых условиях заключается в деловой ориентации, активизации и оптимизации его субъектом управления учреждением - руководителем (И. В. Горлин-ский, Д.П. Познанский). Это управление строится в непосредственном взаимодействии с проживающими и специалистами учреждения, руководителем и т.д. Вместе с этим и происходит и управление деятельностью специалистов и руководителей низшего и среднего звена со стороны вышестоящих руководителей данного учреждения и Комитета по труду и социальной защите населения города и др. Во всех своих проявлениях управление в системе социальной работы, имея сходство с управлением в административных учреждениях, на предприятиях, существенно отличается от них и по всем признакам должно быть подлинно социально-педагогическим управлением.

Управление процессом воспитания по своим функциям, содержанию, программе, стилю и методике, требованиям к лицу, его осуществля-

ющему, обязано быть ориентировано не на жесткие директивные указания, а на человечность, демократичность, культуру, уважение, интеллект, сотрудничество, сочетание заботы и педагогической требовательности, внутренние побуждения, а не принуждение, на самостоятельность, инициативу, творческий подход.

Управление в постпепитендиарной системе в данном аспекте — это индивидуальная и групповая задача. В учреждениях, аналогичных данному специнтернату, должен быть целый управленческий комплекс: руководство, отделы и службы, аппарат воспитательной работы, психолого-педа-гогический состав, библиотека, клуб, медкабинет и т.д. Все они призваны участвовать в системе управления процессом воспитания, осознавать свою ответственность и вносить полноценный вклад в его осуществление и обеспечение. В таких учреждениях управленческий процесс должен проходить организованно и слаженно: все участники данного процесса, которые не понимают и не воплощают в дела свою воспитательную функцию. Причем это участие они должны понимать не узко (мое дело - исполнять свои обязанности, воспитание проживающих - дело только конкретных специалистов, а другие не должны этим заниматься), должны думать масштабно и осуществлять эффективную и результативную деятельность.

Практически каждый работник постпенитен-циарного учреждения должен быть педагогом, а каждое должностное лицо государственной, административно-управленческой, производственной, правоохранительной организаций - осознавать и выполнять, помимо основной работы, еще и социально-педагогическую функцию. Осознание это приходит при организации коллективной управленческой деятельности, коллегиальным решением воспитательных задач, включенности в целостный управленческий механизм данного процесса, ощущения себя частью общей системы воспитательной, педагогической работы.

В современных условиях законодательно предусмотрено и участие общественных формирований, самих воспитывающихся в управление процессом воспитания, в том числе, - и включение их представителей в состав ряда органов управления, а также создание групп из числа воспитывающихся, решающих те или иные организационные и управленческие задачи на своем уровне. Причем это участие нужно не только для

улучшения управления, - оно имеет и воспитывающее, развивающее значение.

Важная задача управления процессом воспитания - обеспечить его качественность, взаимосвязи, единство, взаимное усилие в обеспечении организации и оптимизации целостного процесса. Различия в понимании, в подходах к решению одних и тех же вопросов разных лиц, участвующих в управлении, не только ослабляют его, но и нередко приносят вред. Единство требований в воспитании - совершенно обязательно для всего коллектива и управления воспитательной деятельностью.

Социально-педагогическое управление в данном процессе специфично и предполагает:

- уяснение социально-педагогических задач и определение их места в общей системе мер по обеспечению качества педагогической деятельности участников процесса;

- планирование социально-педагогической работы, организация системы социально-педагогических отношений;

- обеспечение систематического интенсивного функционирования в управлении процессом воспитания;

- повышение уровня профессионального мастерства руководителей и воспитателей;

- активизация самосовершенствования проживающих своим примером, своим поведением в управленческом процессе.

Исходя из этого содержания, повседневными управленческими задачами руководителей служб и педагогов являются: формирование у себя со-циально-педагогической целеустремленности, умения прогнозировать последствия принимаемых психолого-педагогических решений, профессионально-педагогической направленности всей системы воздействий на воспитывающихся; овладение методами и приемами вовлечения их в творческий поиск для решения проблем и оценки профессиональных ситуаций; стимулирование активности во всех видах деятельности; установление оптимальных сроков выполнения заданий и поручений, уровня сложности и объема работы проживающих.

В любом случае организуется изучение актуальной ситуации на местах. Контролируется ход, качество и эффективность воспитательной работы, собирается информация о достигнутых успехах и допущенных ошибках, изучается, обобщается и внедряется в практику опытвоспитатель-

ной работы не только в России, но и за рубежом. В современных условиях возрастает значение применения зарубежного опыта в воспитатель-ной работе, что обусловлено быстрыми переменами в жизни России, принципиально новыми возможностями, активной, глубокой проработкой теоретико-методологических основ педагогической науки, укреплением ее связи с жизнью, обобщение и внедрением в процесс работы с людьми социально-педагогических и психолого-педагоги-ческих инновации. Оценивая опыт и примеряя возможность его использования у себя, руководителю и специалистам следует:

- оценивать опыт по критериям теоретико-методологической обоснованности, результативности, массовости и качеству практической апробации, стабильности результатов, их психоло-го-педагогической, социальной комплексности (например, некоторые внешне заманчивые новации и многообещающие технологии приводят, может быть, к лучшему усвоению знаний, но сдерживают другие стороны социально-психологической, педагогической деятельности), оправ-дываемости затрат времени, усилии, средств, перспективности, наличии условий для его применения в данной ситуации;

- провести психолого-педагогический консилиум по выявлению перспективного в опыте, а затем - локальный эксперимент с оценкой его применяемости и результативности и только после этого рекомендовать о широкому использованию в практике. Это особенно важно знать при оценке зарубежного опыта, который порой у нас внедряется без разбора и должной оценки.

Разумеется, основную роль играет собственный опыт творческих инноваций и экспериментов, а также современные рекомендации педагогической науки. Основными показателями подготовленности руководителя, воспитателя к внедрению передового опыта является знание им основных педагогических посылок внедряемого опыта, овладение методикой работы по применению рекомендуемых новинок в воспитательном процессе, умение анализировать эффективность их внедрения.

Любой вид деятельности имеет как материальную, так и духовную составляющие. Процесс воспитания — это взаимодействие духовных и физических сил его участников в целях преодоления трудностей, возникающих в ходе решения воспитательных задач. Тот, кто окажется мораль-

но и психологически более готов к решению воспитательных задач, тот и может рассчитывать на максимальный результат.

Организации, учреждения, выполняют ответственные задачи по подготовке образованных людей, профессионалов. Поэтому, управляя процессом воспитания в специнтернатах и трудовых коллективах, руководители и специалисты учреждения должны заниматься его морально-психологическим обеспечением. Суть его в системе социально-педагогических, психологических мер, ориентированных на формирование моральнопсихологического настроя проживающих и сотрудников (культа воспитания и повышения профессионализма), обеспечивающего должное отношение их к управленческому процессу воспитания и самосовершенствования в нем. На это должна быть направлена информационная, социально-педагогическая, социально-психологическая, культурно-духовная работа, противодействие негативным влияниям, снижающим настрой, а также нравственно-воспитательная работа психологов, педагогов и руководителей в ходе обеспечения эффективности процесса воспитания.

К основным направлениям (составляющим) морально-психологического обеспечения относятся:

- информационное - связанное с повышением уровня осведомленности проживающих о значении их личностного, профессионального, делового опыта, духовного и материального благополучия, успехов в жизни от отношения к процессу воспитания, самосовершенствованию, с формированием и развитием у человека системы нравственных ценностей, социальных ориентаций, морально-этических убеждений и норм поведения;

- социальное обеспечение социально-право-вого режима в воспитании, формирование чувства личной ответственности за его соблюдение и выполнение, укрепление воспитательной дисциплины и порядка в учреждении, стимулирование и мотивирование добросовестного отношения к управленческому процессу;

- педагогическое - формирование у проживающих учреждения интереса к воспитательному процессу и повышению профессионализма в общественно-полезном труде, требовательности к себе, ответственности, добросовестности, организованности и других качеств;

— психологическое — заключается в изучении и учёте в управленческом процессе психологических особенностей проживающих, выявлении причин их отношений к окружающим, к работе, требованиям и нормам поведения и осуществлении индивидуального морально-психологического подхода;

— культурно-досуговое — ориентировано на воспитание общей культуры участия в управленческом процессе, утверждение здорового климата и взаимоотношений среди проживающих, противодействие негативным явлениям, снижающим их дисциплину, качество продукции, выпускаемой в процессе производительного труда.

Все составляющие морально-психологического обеспечения управленческого процесса взаимосвязаны, взаимно обуславливают друг друга и, тем самым, обеспечивает, при качественном их осуществлении, постоянную готовность и способность личности решать социально-педагогические, социально-психологические задачи, сохраняя и укрепляя уверенность в своих силах и возможностях профессионального роста.

Морально-психологическое обеспечение управления процессом воспитания в специнтерна-те позволяет повышать качество работы с людьми, внедрять в практику наиболее продуктивные технологии психолого-педагогического труда в социальной сфере, налаживать деловые психоло-го-педагогические, социально-педагогические, социально-психологические взаимодействия и общение всех участников этого процесса, мобилизуя их силы и средства для эффективного решения поставленных задач.

Управление процессом воспитания предполагает контроль его хода и результатов. Основными задачами контроля являются; проверка оптимальности процесса, его компонентов, развивающего воздействия на его участников, а также оказание помощи. Вместе с тем это не чисто административный контроль, а именно социально-педагогический, социально-психологический, осуществляемый в соответствии с психолого-педагоги-ческими задачами, т.е. призванный оказать помощь контролирующему, способствовать его успехам в повышении эффективности воспитания в специнтернате. Поэтому он строится на принципах всей социально-педагогической, социально-психологической работы, отличающейся своей целесообразностью, гуманностью, доброжелательностью, справедливостью, объектив-

ностью, гласностью, с реализацией тех же психо-лого-педагогических, социально-психологичес-ких функций воспитания, общения, обучения и развития, а также помощи в организации общественно-полезного труда.

Применяются различные методы контроля:

- анализ планирующей и учетно-отчетной документации;

- наблюдение за ходом проводимых психолого-педагогических мероприятий и их анализ;

- проверка знаний и умений проживающих на производительном труде;

- оценка личностных качеств проживающих;

- индивидуальные собеседования в течение всего воспитательного процесса;

- анализ и обсуждение результатов воспитательного процесса посредством изучения статистических данных и заслушивание проживающих на собраниях, совещаниях и т.д.

Контроль бывает персональный (проверка работы одного человека) и групповой (проверяется работа группы), организационный (контроль хода управленческого процесса), деятельностный (деятельности руководителей, воспитывающих, педагогов и воспитанников - проживающих), текущий и итоговый. Организационный контроль производится в плановом порядке представителями вышестоящих инстанций, а также администрацией специнтерната, где строится управленческий процесс. В ходе организационного контроля проверяются: своевременность и качество планирования; материально-техническая оснащенность процесса; организация работы информационного обеспечения; состояние дисциплины и порядка; другие вопросы, предусмотренные нормативными документами. Практика контролирующей деятельности показывает, что проверка и оценка результатов не всегда проводится правильно; разные проверяющие действуют по-своему субъективно, без учета общепедагогических струюурных элементов педагогической системы (субъект-объект, цели, содержание, организация, методика, обеспечение, условия, обучающие, воспитательные, развивающие и образовательные составляющие управления процессом воспитания в постпенитенциарной системе, в новом социуме.

Таким образом, управление процессом воспитания в постпенитенциарнох учреждениях -внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социаль-

но педагогический опыт превращается в качества, формирующие человека (М.А. Данилов).

Целостность воспитательного процесса - главная характеристика управленческого процесса, подчеркивающая подчинение всех составляющих его процессов единой цели.

Специфика процессов, образующих целостный социально-педагогический, социально-пси-хологический механизм, взаимодействующих в психолого-педагогической, социально-педагогической, социально-психологической деятельности специалистов, обнаруживается при выделении

доминирующих функций. Доминирующая функция процесса воспитания и управления - обучение, воспитания и управления - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие. Но каждый из этих названных процессов выполняет в целостном процессе и воспитательную, и развивающую, и обучающую функцию; воспитание же немыслимо без сопутствующих ему обучения и развития. Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели в управлении процессом воспитания в постпенитенциарнцх учреждениях и в постпе-нитенциарной системе в целом.

И.А. Гришанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОСТОЯНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Преамбула. Статья содержит описание уровней сформированности коммуникативной успешности у младших школьников, анализируются объективные и субъективные показатели данного качества, полученные с помощью кластерного и факторного анализа.

В теории и практике начального образования проблема обеспечения успешности обучающегося остается одной из самых актуальных.

Успешность младшего школьника складывается из его достижений в различных видах деятельности, в частности, коммуникативной. Коммуникативная успешность младшего школьника представляет собой качественную характеристику результатов коммуникативной деятельности и определяется как итог ее положительного опыта, проявляющегося в стремлении учащегося включиться в учебное общение на уровне своего развития, обученности, воспитанности [1]. Несомненно, сниженным оказывается уровень коммуникативной успешности у младших школьников, страдающих нарушениями речи.

Предлагаемое нами направление исследования коммуникативной успешности данной категории детей является принципиально новым и актуальным в плане практики. Настоящее исследование проведено с целью выявления тенденций развития коммуникативных качеств личности младшего школьника с нарушениями речи и

оценки состояния его коммуникативной успешности.

Для создания инструмента, оценивающего коммуникативную успешность младших школьников, нами была осуществлена модификация методики измерения уровня коммуникативной компетентности Г.С.Трофимовой на том основании, что коммуникативная компетентность в терминах исследователя-это способность успешно осуществлять межличностное общение [2]. Модифицированный для младших школьников вариант методики состоит из 15 шкал, представляющих собой вопросы-описания характеристик, связанных с общением. Первый блок ориентирован на когнитивную сферу; он предназначен для выявления знаний обучаемых о собственных коммуникативных проблемах. Второй блок несет смысловую нагрузку поведенческого плана, он связан с выявлением особенностей внешней манеры поведения. Третий блок шкал составляет эмотивный параметр, который направлен на выявление умений управлять эмоциональным состоянием. Модификация методики имеет два ва-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.