SMOLINA Elena Grigor'evna, postgraduate student, Volgograd branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (8 Gagarina St, Volgograd, Russia, 400131; [email protected]) SHIRYAEVA Valeriya Aleksandrovna, postgraduate student, Volgograd branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (8 Gagarina St, Volgograd, Russia, 400131; [email protected])
trust as a social technology in the network of government-society relations
Abstract. The article explains the necessity of using trust as a social technology in management. In future, this social technology will be able to optimize the nature of the interaction between the governance and society. The authors analyze the network principle of relations, which is so popular in today's society. The authors conclude that the government should develop a communicative strategy based on trust and executed in the network. It will help to stabilize the Russian reality. Keywords: trust, social technology, network, actor, governance, society
АНДРЕЕВА Екатерина Валерьевна — аспирант кафедры философии, социологии и политологии Ульяновского государственного университета (432017, Россия г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42; [email protected])
динамика трансформации идентичности российской молодежи за рубежом
Аннотация. В статье приведен анализ представлений о феномене этнокультурной идентичности на примере взглядов П. Сорокина, В. Тишкова и Л. Дробижевой, которые легли в основу изучения форм сохранения этнокультурной идентичности выпускниками высших учебных заведений из России, эмигрировавшими за границу.
Ключевые слова: этнокультурная идентичность, гражданская идентичность, национальная идентичность, миграция, молодежь
Проблема идентичности является чрезвычайно актуальной в современной науке. Мы живем в эпоху глобализации, которая подразумевает всемирную экономическую, политическую и культурную интеграцию и унификацию.
Темой нашего научного исследования является проблема сохранения этнокультурной идентичности молодыми людьми, эмигрировавшими из РФ за границу. Для глубокого понимания предмета исследования необходимо понять динамику осмысления феномена идентичности, его структуру, факторы влияния. Вопросы теории этноса, нации, национализма, национального самосознания были предметом большого числа научных работ советских и российских ученых [Бороноев 2003; Гнатенко, Павленко 1999; Заковоротная 1999; Смирнов 2015]. Сам термин «идентичность» имеет междисциплинарный характер и может рассматриваться и как философская категория, и как категория социального знания, и как психологическая категория, и как категория интердисциплинарного знания.
В отечественной науке данная проблематика берет начало с представлений и взглядов П.А. Сорокина. В настоящее время наибольший вклад в понимание феномена идентичности внесли публикации В.А. Тишкова и Л.М. Дробижевой.
П.А. Сорокин отмечал, что проблема национальной идентичности имеет социальный характер. Он считает возможным назвать нацию своеобразной социаль-
ной системой и осмыслить важнейшие ее признаки, включая те из них, что ранее им отвергались как малоубедительные. В частности, П. Сорокин подчеркивает, что группа людей образует нацию, когда имеет общий язык, культуру и территорию и принадлежит к одному государству.
Выпускники российских вузов представляют собой продукт переходной социальной системы «российский народ», во-первых, во-вторых, каждый из выпускников имеет свою этническую идентификацию как результат функционирования такой социальной системы, как этничность, этническая группа. Одной из задач нашего исследования является изучение уровня сформированности у выпускников обоих видов идентичности (этнокультурной и гражданской) и взаимосвязи с ними мотивов эмиграции.
Формирование нации и ее сохранение неразрывно связано с определенной мерой национальной и этнокультурной идентичности у ее членов, с чувством единства и солидарности с ее представителями, устойчивыми взглядами на историю и место своего общества в мире, чувством патриотизма. Мера идентичности не является постоянной величиной, и ее уменьшение свидетельствует о неудовлетворенности людей сложившимися социальными отношениями (этническими, национальными), нарастании конфликтов и институциональных нарушений и неудобств в главных сферах жизни. В нашем исследовании важно проследить, как и под влиянием каких факторов изменялась идентичность молодых людей, которые эмигрировали из России.
В качестве социально-психических факторов, влияющих на формирование идентичности людей, П. Сорокин выделяет простые - идеи, чувства и волнения и сложные - материальную культуру, окружающую человека, и духовную атмосферу социальной среды.
П. Сорокин разработал теорию волнообразной социокультурной динамики, которую также можно применить к концепции развития и формирования идентичности. Социодинамическая модель П. Сорокина представляет собой последовательную смену типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. Этот процесс выражается в 3 стадиях единого цикла, через которые проходят все основные сферы социокультурной системы: идеациональную стадию, в которой преобладают процессы познания; идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология; и чувственную стадию с доминированием сенсорного переживания. На первой стадии происходит освоение мира, создаются разнообразные (предметные, лингвистические, познавательные, технологические, нормативные) формы. на второй стадии эти формы фиксируются в качестве этнокультурных норм, накладывающих определенные ограничения на человеческую деятельность. На третьей стадии сложившиеся и устоявшиеся рамки социокультурных норм становятся слишком узкими для приобретенного инновационного опыта, что и побуждает людей вновь обратиться к чувственному переживанию для обоснования своих действий [Сорокин 2006: 457-470].
Формирование мотивации для эмиграции из страны, какие культурные нормы способствуют, с одной стороны, успешной эмиграции, а какие - деятельности по сохранению своей культурной идентичности за рубежом, - тема, требующая серьезного исследования. С другой стороны, иная культурная среда может трактоваться как инновационный опыт, требующий трансформации определенных культурных норм.
Вопросы идентичности были подробно изучены в трудах В.А. Тишкова во второй половине XX в. В. Тишков определяет идентичность как ощущение принадлежности к той или иной общности или связи с нею (народ, страна, коллектив, национальность, раса, языковая группа, партия и т.п.) или принадлежности к
культуре, традиции, идеологии (религиозная вера, местоположение, общественное движение и т.п.).
У каждого человека есть целый набор идентичностей, определяемых возрастом, полом, профессией, семейно-родственным и дружеским кругом. По мнению В. Тишкова, одни из самых значимых идентичностей - это гражданская идентичность (связь со страной, большой и малой родиной), которую часто называют патриотизмом, или национальной идентичностью, и этническая (или национальная - в узком смысле) идентичность, или принадлежность. Последняя означает связь со своей этнической общностью, культурой и языком. Гражданская и этническая идентичности часто накладываются друг на друга, сосуществуют вместе и даже могут почти совпадать. Для нашего исследования чрезвычайно важно, какой набор идентичностей есть у современной молодежи, в особенности то, насколько сильно выражены этнокультурная и гражданская идентичности.
Стоит отметить, что В. Тишков одним из первых в своих работах стал разрабатывать идею гражданской идентичности (иногда она упоминается как государственная идентичность). ученый является сторонником того, что гражданское самосознание у человека может быть одно, а этническая самоидентификация может быть различной, в т.ч. двойной или тройной, или вообще отсутствовать.
В.А. Тишков, так же, как и П.А. Сорокин, признает, что идентичность находится под влиянием социальных, психологических и ситуативных факторов, и в дополнение отмечает, что на ее формирование оказывают влияние, в частности, исторические, культурные и политические факторы.
В. Тишков в своих работах отмечает, что этнокультурная идентичность формируется и существует в контексте того социального опыта, с которым связаны люди или с которым они идентифицируются другими. В какой-то степени идентичность формируется на основе противопоставления «мы - они», но этническое самосознание не обязательно построено на негативной оппозиции и не обязательно по отношению к другим этническим общностям. Таким образом, получение определенного социального опыта за границей может позволить нашим соотечественникам расширять свой кругозор, свободно перемещаться по миру, оставаясь при этом русскими и гражданами России.
Изучение работ и результатов исследований В.А. Тишкова особенно важно для нашего исследования в связи с тем, что он подробно рассматривал процессы формирования и изменения идентичности под влиянием социальных, психологических и ситуативных, а также исторических, культурных и политических факторов [Тишков].
Проблемы идентичности были также подробно рассмотрены Л.М. Дробижевой в конце XX - начале XXI вв. В ее работах мы можем увидеть современное состояние проблемы идентичности после распада Советского Союза. Л.М. Дробижева отмечает, что российская идентичность может иметь разное значение в понимании людей. В силу сложившихся исторических традиций в стране это может быть и государственное, и гражданское самосознание. В России же представление о гражданском сообществе как политической нации только складывается, и нередко люди, отвечая на вопрос о гражданской идентичности, имеют в виду как раз принадлежность к государству. Она разделяет понятия «государственно-гражданская идентичность», когда различия между ними не фиксируются, и «национально-гражданская идентичность», которая подразумевает отождествление себя с гражданами страны, представления о сообществе, ответственность за судьбу страны, а также готовность к действию во имя этих представлений и переживаний [Дробижева].
Особое внимание Л.М. Дробижева уделяет роли социального статуса людей, социального продвижения, образования, доступа к собственности, престижа,
участия во власти, исторического прошлого. Имеет значение также и культурное, антропологическое сходство [Дробижева 2010].
В своих исследованиях она также заявляет, что становление этнической идентичности начинается с ранних лет и заканчивается уже в пожилом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста к переосмыслению роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности. Этническая идентичность, так же как государственная, понимается широко, не только как самоотождествление, но и как представление о своем народе, его языке, культуре, территории, интересах, а также эмоциональное отношение к ним и при определенных условиях - готовность действовать во имя этих представлений. Для нашего исследования важно установить, какие внешние обстоятельства могут привести к изменению этнокультурного статуса молодежи, эмигрировавшей из России.
Изучение работ Л.М. Дробижевой чрезвычайно важно для понимания ситуации с проблемой формирования идентичности у молодежи, а также взаимодействия национально-гражданской и этнокультурной идентичностей в современных условиях постсоветской России.
Кафедра философии, социологии и политологии УлГУ при поддержке РГНФ провела исследование, посвященное вопросам сохранения этнокультурной идентичности российской молодежи, эмигрировавшей за границу. Эмиграция выпускников российских вузов за рубеж стала постоянным явлением современной жизни. Для определения образовательного капитала выпускников провинциальных вузов были использованы такие параметры, как социально-экономическое положение семьи мигранта, образовательный потенциал, миграционные предпочтения выпускников и причины миграции, образовательные стратегии, социальное самочувствие эмигрантов за рубежом. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что образовательный капитал на сегодняшний момент является одним из основных факторов эмиграции выпускников российских провинциальных вузов.
Создание высшей школой условий социальной мобильности актуализирует проблему сохранения эмигрантами своей этнокультурной идентичности и позитивного отношения к Российскому государству. В течение 2015 г. был проведен ряд полевых социологических исследований (фокус-группы, формализованные интервью, онлайн-интервью) с выпускниками российских вузов, проживающими в Германии. Данные исследования ставили целью изучение тенденций изменения социокультурной и гражданской идентичностей русскоязычной молодежи за рубежом. В результате исследования был выявлен волновой характер динамики этнокультурной идентификации на протяжении 8 лет пребывания за границей, описаны 4 модели поведения молодых мигрантов в отношении социокультурной адаптации и сохранения своей этнокультурной идентичности. Исследования показали негативное отношение русскоязычной молодежи к коллективным формам сохранения культурной идентичности, к русской диаспоре более взрослого поколения (старше 50 лет). Формы сохранения этнокультурной идентичности молодежи носят в большей степени индивидуальный характер в связи с использованием современных коммуникативных технологий. Большинство респондентов сохранили позитивное отношение к Российскому государству, его истории и культуре. Вместе с тем часть молодых мигрантов высказали неприятие политического режима РФ и связали возможность своего возвращения в Россию с его изменением.
Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ, грант 15-33-01044, тип проекта «а1».
Список литературы
Бороноев А.О. 2003. Сибирь. Проблемы сибирской идентичности. СПб: Астерион. 274 с.
Гнатенко П.И., Павленко В.Н. 1999. Идентичность: философский и психологический анализ. Киев: ООО «Арт пресс». 466 с.
Дробижева Л.М. 2010. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде. - Социс. Социологические исследования. № 12. С. 49-58.
Дробижева Л.М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости. Доступ: http://www.civisbook.ru/iiles/File/ Nacionalno-grajd.pdf (проверено 28.03.2016).
Заковоротная М.В. 1999. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону. 160 с.
Смирнов П.И. 2015. Национальная идентичность, национальный характер и национальный менталитет: понятия и факторы формирования. - Теоретический журнал «Credo new». № 4.
Сорокин П.А. 2006. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель. 1175 с.
Тишков В.А. Конструирование этнической идентичности. Доступ: http:// valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/lekcii2/lekcii/konstruiro.html (проверено 28.03.2016).
ANDREEVA Ekaterina Valer'evna, postgraduate student of the Chair of Philosophy, Sociology and Political Science, Ulyanovsk State University (42 L'va Tolstogo St, Ulyanovsk, Russia, 432017; [email protected])
dynamics of the Russian youth's identity transformation abroad
Abstract. The article analyzes the views on ethno-cultural identity as a phenomenon, basing on the works of P. Sorokin, V. Tishkov and L. Drobizheva that formed the base for studies of the ethno-cultural identity preservation by Russian graduates emigrated from Russia. Keywords: ethno-cultural identity, civil identity, national identity, migration, youth