Научная статья на тему 'Динамика становления учебно-профессиональной мотивации в процессе подготовки учительских кадров'

Динамика становления учебно-профессиональной мотивации в процессе подготовки учительских кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика становления учебно-профессиональной мотивации в процессе подготовки учительских кадров»

Педагогика

ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ

/

Н. И. МЕШКОВ, кандидат педагогических наук

Подгото в ка- учителя, отвечающего со в р еменнъ i m тр ебов ания м, до л ж н а осуществляться на основе модели педагога, отражающей его профеесио^ н-з-лъную деятельность. Именно этой задаче необходимо уделить в настоящее время максимум усилий, так как ее решение во многом будет определять характер и качество подготовки

■ j

педагоги чес к и х кадр о в д л я р а зли ч н ьгх учреждений системы народного обра» зования, в том числе и для ее основного звена — общеобразовательной школы. Создание такой модели требует комплексного организационного подхода и системного видения ее составляющих. Известный исследователь деятельности и психологии труда учителя А. И. Щербаков также указывает на необходимость построения такой модели, которая являлась бы аналогом его деятельности [5]. Подобная идеальная модель предполагает совершенствование не только подготовки учителя, но и erb оцътчки. На Это обращает внимание Е. П. Белозерцев, считая, что «четкое определение целей образования позволит избавиться от существующей ныне нечеткости критериев оценки готовности учителя к про*-фессионалыной деятельности на каждом этапе и конкретизировать цели подготовки в главном звене непрерывного образования учителя — педагогическом вузе» 11, с. 96].

В этой модели наряду с различными как личностным^, так и профессиональными качествами должна- быть представлена мотивационмая составляющая, определяющая успех учебной

деятельности, уровень профессиональной п од г от о в ки, посколь ку результа— ти в н ость в реа лизации постав лeHHOÍfi цели определяется прежде всего смыслом учения, который формируется в-р езу л ь тат е оп р едел енного с о от н о ше-ния целей и мотивов академической деятельности. Качество учебной и про— ф ее си он а л ь но-пе д аго ги ч ее к о й д ея— тельности во многом определяется мотивами, вернее, их определенной структурой. Уже сама ориентация на учебную или профессиональную деятельность связана с наличием, определенной мотивацконной структу—

л

ры. Эффективность той и другой во» MiH oroiM о пред ел я ется соо тв етствием* мотивации деятельности. На это обстоятельство указывает В. И. Ковалев,, считая, что «окончательный выбор профессиональной деятельности в качестве основной происходит, как правило^ при наличии адекватной ей системы мотивов» [3, с. 123].

Характер и содержание учебно-Hpow ф ее с ион а л ьн ой мотивации далеко ме" одинаковы у различных студентов. Это вполне закономерно, поскольку каждый человек — неповторимая личность с присущими ей индивидуально-психологическими особенностями. Возникает вопрос, стоит ли заниматься формированием мотивов у будущих учителей. Позитивный ответ на «его дают объективные требования самой профессиональной деятельности. В связи с этим возникает и следующий вопрос: почему единые профессиональные требования порождают различные мотива^ ционные характеристики. По-видимому^

это зависит по меньшей мере от двух следующих обстоятельств: во-первых, как было отмечено, от индивидуальных особенностей личности, во-вторых, от конкретных о бс т о я т е л ь с т в, условий процесса обучения, вернее, учебно-воспитательного процесса, который далеко не одинаков в различных учебных заведениях и зависит от стиля руководства и управления, кадрового состава учебного заведения, его материально-финансовой базы, методического и т ех н и ч ее к о го о с н а щ ен и я, с а н и т а р н о -гигиенического режима, культуры интеллектуальной деятельности и т. д. Если социальная макроструктура, сама профессия предъявляют к учителю единые требования, то микроструктура (та или иная школа, учебное заведение) формирует их различия, что прежде всего и сказывается на мотивации.

С целью анализа учебно-профес-сиональной мотивации, ее динамики была применена шкала, включающая четыре группы мотивов: познаватель-ные, про ф есси о н а л ь н ы е, с о ц и а л ь ной идентификации и утилитарные. Оценка каждого из предлагаемых мотивов

Мотивы

Познавательные 5,0 5,0

Профессиональные 4,3 4,2

Социальной идентификации 4,7 4,7

Утилитарные 4,9 5,4

Средняя общая оценка 4,7 4,8

Особенно велика роль утилитарных мотивов у студентов со слабой успеваемостью, причем значительное их преобладание в мотивационно'й структуре оказывает негативное влияние на результат и в ноет ь учебной д ея т ел ь н ос т и, так как данная группа мотивов является внешней по отношению к учебным целям. Их интенсивность сильна и у студентов с высокой успеваемостью. В настоящее время в результате формирования новых экономических отноше-

осуществлялась по семибалльной шкале, где высший балл выражал максимальное влияние соответствующего мотива на характер учебной деятельности, а низший — минимальное. Данная методика была разработана на кафедре педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского университета и применялась нами ранее в исследованиях, проводившихся на факультете психологии того же вуза.

В результате обработки полученного материала не было обнаружено статистически значимых различий в общем уровне учебной мотивации у студентов с различной успеваемостью. Однако такие несоответствия были выявлены по отдельным мотивам. По силе влияния на характер учебной деятельности мотивы расположились неодинаково. В целом наиболее интенсивное влияние на учебную деятельность студентов оказывают познавательные и утилитарные мотивы, которые занимают первое и второе место. Третье место разделили между собой профессиональные мотивы и мотивы социальной идентификации (табл.).

Таблица

Средний балл

5,3 4,9 5,3 5,0 5,1

4,5 4,1 5,0 4,7 4,5

4,2 4,3 4,3 4,6 4,5

4,4 5,7 4,7 4,8 5,0

4,6 4,8 4,8 4,8 4,8

нии произошла переоценка ценностей. Если; в предыдущие годы мотивы, отражающие Алатериальную зависимость» студента, не занимали доминирующего» положения в мотивационной структуре, то сегодня их влияние особенно заметно. Так, исследованием, проведенным, учеными Санкт-Петербургского университета в конце 70-х — начале 80-х гг.т было выявлено, что утилитарные мотивы занимают далеко не ведущее положение у студентов различных факуль-

Интенсивность проявления учебных мотивов у студентов с высокой (1) и низкой (2) успеваемостью

Курс

_I _Ш__V

1 | 2 I 1 | 2 I I 2

тетов и вузов [41. Сегодняшние студенты испытывают большую материальную

имеются и та-

зависимость. Среди кие, которые 'поступили в вуз из-за материальных соображений, так как найти себе работу в настоящее время нелегко. Такой мотив, как успешно учиться, на «отлично» и «хорошо» сдавать сессию, не опускается ниже 4,2 балла. В среднем его влияние у студентов с р аз л и ч ной успев а ем ос т ь ю со ст а в л я ет около 5 баллов. Данный мотив отражает не только гностические, но и материальные притязания. В целом говорить о чистоте отдельных мотивов не приходится, так как в них проявляются самые различные отношения.

П о з н а в а т е л ь н ы е м о т и в ы н а и бол е е выражены у студентов с высокой успеваемостью. Они оказывают самое бла-

готворное влияние на результаты их учебной деятельности. Причем в о-гпм-

чие от слабоуспевающих, у которых

доминирующее положение в мотива-ционной структуре на первых трех курсах занимают утилитарные мотивы, у сильных студентов от курса к курсу происходит усиление влияния познавательных.

Желание стать высококвалифициро-

специалистами также сильнее

проявляется у успевающих студентов, приобретая все большее значение от курса- к курсу. Если на первом курсе

воздействия на учебную

деятельность профессиональных мотивов составляет 4,3 балла, то на пя-

5 баллов. Поз н а в ат е л ь н ы е и п роф е с си он а л ь -

ные мотивы оказывают самое существенное влияние на процесс формирования профессиональных качеств будущего учителя. Однако в любой деятельности, и особенно в педагогической, большое значение имеют личностные качества, формирование которых определяется прежде всего социальными мотивами. В нашем исследовании

в мотивационнои структуре на одном из последних мест находятся мотивы

л

с о ц и а л ь но й и д ентиф и кации.

Так, у сильных студентов пятого курса степень их влияния на 1 балл ни-

же познавательных мотивов и составляет 4,3 балла. По-видимому, характер межлич ностных от нош ен и й, который сформирован в академических группах, не оказывает должного влияния на учебную деятельность студентов, лее того, у некоторых из них формируется эгоизм, который проявляется в изоляции их от товарищей во- время учебной работы. Такие студенты работают только1 на себя.

У ряда студентов слабо развиты такие мотивы, как достижение уважения преподавателей, одобрения родителей и окружающих, избегание осуждения и наказания за плохую учебу и др. Ко-

нечно, на процесс познания они не могут оказывать существенного влияния, так как они являются внешними по от-

ношению к нему, но их роль нельзя недооценивать в плане формирования социально значимых качеств личности будущего учи тел я. С л едо в ател ь но, в нимани е про ф ессорско-преподава-тельского состава должно быть направлено на формирование не только по^ знавательно-профессиональных, но и социальных мотивов, от чего зависит складывание психологического климата, который является непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса [2].

Анализ мотивов способствовал выяснению

, что мотив ационные структуры студентов, различающихся по уровню учебной успеваемости., неодинаковы. У сильных в большей степе-

проявляются такие мотивы, как приобретение глубоких и прочных знаний, стремление успешно учиться, на «отлично» и «хорошо» сдавать сессии, не запускать учебные предметы, получать интеллектуальное удовлетворение, стремление стать высококвалифицированным специалистом. Их мотива-

I I - V " —

ция направлена на перспективные цели, в отличие от студентов со слабой успеваемостью, у которых отмечается преобладание «короткой мотивации»

г-

получение стипендии, общежития, изучение предметов в пределах учебной программы, выполнение заданий преподавателя, ж еп&иие удержаться на

факультете, избегание осуждения и наказания за плохую учебу. Ориентация сильных студентов на достижение перспективных целей учебной деятельности способствует формированию у них устойчивой профессиональной направленности, которая, в свою очередь, определяет отношение к различным мо-тивационным образованиям. Сильная и устойчивая мотивация сопровождается более высокими результатами.

Мотивы слабых студентов не имеют яркой направленности на конечные цели учебной деятельности. Они- носят

более ситуативный, утилитарный характер, в связи с чем не могут оказать положительное влияние на формирование необходимой учебной активности и професси она ль ной направленности. Соответственно результаты их учебной деятельности не достигают необходимого уровня. В конечном счете «короткая мотивация» не способствует и фор-м и ров амию пол о жи тельных л и чн остных качеств, поскольку уровень учебной самоорганизации, активности очень низок и не способствует продуктивному их становлению.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 208 с.

2. Волков И. П., Платонов Ю. П., Скри-

якж И. И. Психологический климат в коллективе студенческого отряда как фактор трудового воспитания // Психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5. Л., 1985. С: 97 — 100.

3. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 192 с.

4. Кузьмина Н. В.г Якунин В. Д. Роль орга-

низаторской деятельности деканатов в предупреждении отсева и академической неуспеваемости студентов // Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов: Человек и общество. Вып. 20. Л., 1983. С. 139 — 153.

5. Щербаков А. И. Совершенствование системы профессиональной подготовки учителя-воспитателя — важная задача педагогических институтов // Современные задачи общеобразовательной школы и проблемы подготовки педагогических кадров. М., 1978. С. 5 — 10.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Медицина

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФОТОМОДИФИКАЦИИ КРОВИ В ХИРУРГИИ

И. Н. ПИКСИН, доктор медицинских наук; С. П. БЯКИН, научный сотрудник; Р. Е. КИСЕЛЕВА, доктор биологических наук; М. Д. РОМАНОВ, кандидат медицинских наук; П. И. КАРЛУШКИНА, аспирант

Метод ультрафиолетового облуче- лечении гнойно-воспалительных забо-шш {УФО) крови нашел широкое при- леваний различной локализации. В менение в клинической практике при Центре светолечения, функционирую-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.