Научная статья на тему 'Динамика становления и развития Академии "Высшая школа народных искусств"'

Динамика становления и развития Академии "Высшая школа народных искусств" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ВЫСШАЯ ШКОЛА НАРОДНЫХ ИСКУССТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамрай Н.Н.

Статья посвящена динамике становления и развития ВШНИ (академии), указаны функции науки сетевого вуза, раскрыто понятие «научная школа», дана характеристика деятельности Научно-исследовательского института, Координационного совета по проблемам научного исследования традиционного прикладного искусства и диссертационного совета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамрай Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика становления и развития Академии "Высшая школа народных искусств"»

Н.Н. Шамрай, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Высшей школы народных искусств (академии)

ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АКАДЕМИИ «ВЫСШАЯ ШКОЛА НАРОДНЫХ ИСКУССТВ»

Аннотация. Статья посвящена анализу динамики становления и развития ВШНИ (академии), указаны функции науки сетевого вуза, раскрыто понятие «научная школа», дана характеристика деятельности Научно-исследовательского института, Координационного совета по проблемам научного исследования традиционного прикладного искусства и диссертационного совета.

Ключевые слова: Высшее образование, научная школа, традиционное прикладное искусство, Высшая школа народных искусств, диссертационный совет.

N.N. Shamray, doctor of education, professor, vice-rector for scientific work of Higher school of folk arts (academy)

DYNAMICS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE ACADEMY «HIGHER SCHOOL OF FOLK ARTS»

Abstract. The article is devoted to the analysis of the dynamics of formation and development of the Higher school of folk arts (Academy), functions of science of the network university are specified, the concept «scientific school» is opened, the characteristic of activity of the research-and-development institute, coordination council on problems of scientific research and dissertation council is given.

Key words: Higher education, scientific school, traditional applied art, Higher school of folk arts.

В 2018 году Высшая школа народных искусств (академия) отмечает 15-ю годовщину своего создания. Пятнадцать лет - это только начало большого пути, хотя Академия наследует опыт и традиции Школы народного искусства, созданной в конце XIX века в Петербурге императрицей Александрой Федоровной.

Сложившаяся к настоящему времени структура Академии представляет собой сообщество качественно новых научно-образовательных организаций, отражающих

приоритетные направления теории, истории и методики профессионального образования в области традиционного прикладного искусства.

Создание и успешное функционирование сетевого вуза, включающего в качестве филиалов профессиональные учебные заведения, расположенные в центрах народных художественных промыслов, показало, что этап формирования федеральной высокопрофессиональной сети завершен. В результате выполнения данной работы, в декабре 2017 года создана академия «Высшая школа народных искусств», призванная решать задачи воспроизводства кадрового потенциала в области традиционного прикладного искусства с целью сохранения и развития традиционной культуры России.

Следует отметить, что комплекс успешно выполненных фундаментальных исследований и научно-методических разработок за 15 лет, составил надежную теоретико-методологическую базу решения ключевых проблем развития художественного и педагогического образования в области традиционного прикладного искусства.

В настоящее время научная деятельность Академии направлена на реализацию социального заказа, на обеспечение разработки инновационных подходов к развитию многоуровневого высшего образования, совершенствование его структуры и содержания, подготовку высококвалифицированных специалистов в области традиционных художественных промыслов.

Дальнейшие направления развития науки в традиционном прикладном искусстве задают общий вектор для развития академии и представляют собой реальные направления фундаментальных и прикладных научных исследований. Программа функционирования и развития Академии концептуально строится на основе стратегии развития Высшей школы народных искусств как фактора сохранения национальной культуры России.

Главными функциями Академии является:

• кадровое обеспечение системы непрерывного образования в области традиционного прикладного искусства;

• воспроизводство знаний в области традиционного прикладного искусства в таких конкретных видах как: художественное кружевоплетение, художественная вышивка, художественный металл (ювелирное искусство), художественная роспись (декоративная роспись), лаковая

миниатюрная живопись, художественная роспись ткани, художественная резьба по кости, церковно-историческая живопись и др.;

• создание и развитие Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов.

Основными задачами являются:

• повышение качества образования и подготовки научно-педагогических кадров, обладающих современными знаниями и практическим опытом участия в научных исследованиях, имеющих возможность совмещать целенаправленные исследования и преподавательскую деятельность;

• привлечение и закрепление талантливой молодежи в педагогической науке

и образовании;

• интеграция научной и образовательной деятельности.

В ряде публикаций [2, 3, 4, 5] были отражены вопросы построения теоретического фундамента Высшей школы народных искусств, обсуждались педагогические, творческие и научные проблемы в области традиционного прикладного искусства и профессионального образования в этой области.

Следует отметить, что система профессиональной подготовки в Академии базируется на историческом опыте художественной педагогики, на основе преемственности обучения в традиционном прикладном искусстве и изучении истории конкретных направлений традиционного прикладного искусства.

Стратегия выбора приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований в Высшей школе народных искусств в значительной степени связана с творческим вкладом ученых сообществ, а также отдельных педагогов и ученых. Следует отметить, что термин «научная школа» в традиционном прикладном искусстве рассматривается в двух основных направлениях.

В первом случае речь идет об уникальном явлении традиционного прикладного искусства, когда возникающая между крупными учеными, художниками и педагогами общность взглядов, идей и интересов приводит их к тесному и близкому сотрудничеству, порождает неформальные взаимоотношения, привлекает новые молодые таланты и на многие годы определяет пути развития новых направлений [1].

Во втором случае понятие «научная школа» несет в себе локальный смысл, применительно к небольшому коллективу, объединяющему конкретные виды

традиционного прикладного искусства и систему общих взглядов, интересов, традиций, сохраняющихся, передающихся и развивающихся при смене поколений, т.е. речь идет об интеграции науки и конкретных видов этого искусства, соотнесенных с конкретными регионами России.

Как показали результаты мониторинга, научные школы способствуют раскрытию инновационного потенциала Высшей школы народных искусств, сохранению традиций взаимодействия научного сообщества с филиалами Академии в рамках процесса интеграции педагогической науки и образовательной практики в конкретном виде традиционного прикладного искусства.

Для реализации научного обеспечения функционирования и развития непрерывного образования особое внимание уделяется популяризации научного творчества и привлечения в инновационные процессы студентов. Через советы молодых ученых, методологические семинары и научные конференции студентов, аспирантов, развивается интерес к научному поиску. Ученые Академии руководят экспериментальной работой, изучают проблемы формирования профессионального мастерства и творческой готовности студентов через совершенствование содержания и методов обучения в высшей школе с учетом и на базе специфического характера художественно-творческой деятельности в области конкретных видов традиционного прикладного искусства. Таким образом, наука, образование и художественно-творческая деятельность в области каждого из двадцати изученных и научно проанализированных видов искусства является обособленным разделом в педагогической науке и имеет свою конкретную методологию, методики исследования и обучения, методы научного анализа. Развитие научных школ осуществляется также путем ресурсного обеспечения молодыми учеными актуальных исследований, пропаганды и популяризации достигнутых результатов.

На основе приоритетного развития фундаментальных исследований в Высшей школе народных искусств сформировалась целостная система научно-исследовательской деятельности, динамичная по своему развитию и ориентированная на формирование научных знаний.

Значительное место в работе Академии занимает Научно-исследовательский институт, обеспечивающий взаимодействие с региональными структурами, осуществляющий комплексный анализ оценки эффективности научной и экспериментальной деятельности, а также мониторинг результативности инновационной и научной деятельности филиалов.

Продолжает свою деятельность Координационный научно-методический совет по проблемам научных исследований в традиционном прикладном искусстве. Координационный совет, являющийся постоянно действующим экспертно-совещательным органом, который координирует научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность в Академии.

Научная работа Института опирается на реальное использование всего многообразия теоретических и эмпирических методов исследования. В этом главное, базовое значение имеет глубокое и всестороннее изучение инновационного опыта.

Таким образом, следует отметить, что неразрывная связь науки и образования является характерной особенностью повседневной жизни Высшей школы народных искусств. Сегодня каждый преподаватель Академии испытывает потребность в своем научном росте. За пятнадцать лет защищены восемнадцать кандидатских диссертаций по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Некрасова, М.А. Формирование новой народной парадигмы теории народного искусства. Ключевые понятия / М.А. Некрасова // Народное искусство в России в современной культуре. - М., 2003

2. Максимович, В.Ф. Традиционное прикладное искусство России: Научно-методическое пособие. - СПб., 2007. - 67 с.

3. Шамрай, Н.Н. Современные особенности формирования профессионализма художника-педагога в «Высшей школе народных искусств» // XII International Interdisciplinary Academic Conference, 5-8 January, 2018. - Vietnam. Nha-Trang, 2018. - p. 125

4. Максимович, В.Ф. Пути обновления профессионального образования в традиционном прикладном искусстве / В.Ф. Максимович // Вопросы культурологии. 2013. №8. С. 8

5. Шамрай, Н.Н. Стратегия развития научных школ в Высшей школе народных искусств / Н.Н. Шамрай // Вопросы культурологии. 2013. №8. С. 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.