Научная статья на тему 'Динамика спортивных результатов в многолетней подготовке летних полиатлонистов'

Динамика спортивных результатов в многолетней подготовке летних полиатлонистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНИЙ ПОЛИАТЛОН / КОМПЛЕКС ВИДОВ СПОРТА / ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ / ВАРИАНТЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК / SUMMER POLYATHLON / COMPLEX OF KINDS OF SPORTS / DYNAMICS OF RESULTS / VARIANTS OF TRAINING LOADINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садилкин Артем Федорович, Кейно Александр Юрьевич

Анализ динамики результатов в отдельных видах летнего полиатлона позволит увидеть рациональные варианты тренировочных нагрузок, направления подготовки высококвалифицированных полиатлонистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садилкин Артем Федорович, Кейно Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of sports results in long-term preparation of summer polyathlonists

The article shows how the analysis of dynamics of results in separate kinds of summer polyathlon will allow seeing rational variants of training loadings, directions of preparation highly skilled polyathlonists.

Текст научной работы на тему «Динамика спортивных результатов в многолетней подготовке летних полиатлонистов»

Как показывает практика преподавания иностранного языка в ГОУ ВПО ЛГПУ, следование данному алгоритму, четкость установок, даваемых студентам, а также постоянный мониторинг со стороны преподавателя обеспечивают владение студентами языком на достаточно высоком уровне.

1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательной среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3. С. 26-31.

2. Грицков Д.М., Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Подготовка педагогических кадров к разработке авторских Интернет-ресурсов по иностранному языку // Материалы 12 Международной научно-практической конференции-выставки. Тамбов, 2008. С. 33.

3. Leuf B., Cunningham W. The Wiki Way: Quick collaboration on the web. Boston, 2001. P. 14.

4. URL: http://www.informationweek.com/news/

global-cio/showArticle.jhtml? articlelD =

167600331 (дата обращения: 18.02.2010).

5. Mattison D. Quickiwiki, Swiki, Twiki, Zwiki and the Plone wars: Wiki as a PIM and collaborative content tool, 2003. Searcher, 11 (4), 32-48.

URL: http://www.infotoday.com/searcher/apr03/ mattison.shtml (дата обращения: 18.02.2010).

6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.

7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий. М., 2010. C. 147.

8. Раицкая Л.К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификации, критерии оценки, методика использования. М., 2007. С. 45-49.

9. Godwin-Jones R. Blogs and wikis: Environments for on-line collaboration // Language, Learning and Technology. 2003. V. 7 (2). P. 12-16.

Поступила в редакцию 24.02.2010 г.

Koshelayeva E.D. Use of the wiki social service at the English language classes.

This paper raises the question of effective use of the Wiki social service in the process of language teaching at a higher education institution. The author gives definition of the Wiki social service and discusses the algorithm of use of this service in the process of education.

Key words: informational competence; Web 2.0 social service; Wiki social service; teaching foreign languages.

УДК 796/799

ДИНАМИКА СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКЕ ЛЕТНИХ ПОЛИАТЛОНИСТОВ

© А.Ф. Садилкин, А.Ю. Кейно

Анализ динамики результатов в отдельных видах летнего полиатлона позволит увидеть рациональные варианты тренировочных нагрузок, направления подготовки высококвалифицированных по-лиатлонистов.

Ключевые слова: летний полиатлон; комплекс видов спорта; динамика результатов; варианты тренировочных нагрузок.

Цель данной статьи - проанализировать динамику спортивных результатов, показанных спортсменами на всероссийских и международных соревнованиях по летнему по-лиатлону. Учитывались выступления участников чемпионатов России и мира за последние двенадцать лет.

Летний полиатлон представляет собой комплексный вид спорта, включающий бег на 100 м, метание гранаты, пулевую стрельбу, плавание на 100 м и бег на выносливость

(2000 м у женщин, 3000 м у мужчин). Таким образом, в отличие от других видов много-борий (легкоатлетических, гимнастических и т. п.), летний полиатлон представляет собой комплекс совершенно различных по своему характеру видов спорта. Наиболее близко по содержанию к летнему полиатлону стоят современное пятиборье, морское и парашютное многоборья. Во всех этих видах присутствуют бег на выносливость, плавание и пулевая стрельба, тем самым проявляется

общность требований к функциональной и физической подготовке спортсменов.

Проследим за динамикой спортивных результатов в летнем полиатлоне сильнейших спортсменов, входящих в первую десятку на чемпионатах России и мира, поскольку она может послужить ориентиром для оценки деятельности испытуемых.

В качестве исходных данных для выявления динамики спортивных результатов в летнем полиатлоне приняты результаты чемпионата мира по летнему полиатлону 1998 г. в г. Чебоксары, чемпионата России 2000 г. в г. Анапа, чемпионата мира 2003 и 2007 гг. в г. Рязани, чемпионатов России 2005, 2006, 2008 гг. в г. Рязани, чемпионата России 2007 г. в г. Калуга, чемпионата мира 2009 г. в г. Анталия (Турция). Соревнования проводились по программе, приведенной в табл. 1.

В табл. 2-7 (рис. 1-6) приведены средние результаты полиатлонистов, занявших первые десять мест в абсолютном первенстве.

Низкие результаты в стрельбе до 2000 г. обусловлены недавним переходом с малокалиберной винтовки на пневматическую. С 2003 г. результаты выросли у мужчин и женщин на 13 и 16 очков соответственно. Положительная динамика наблюдается и в следующие годы, поскольку продолжают

совершенствоваться экипировка стрелка (винтовка, костюм) и методика подготовки. Некоторые тренеры уделяют много внимания стрелковой подготовке, т. к. в стрельбе поли-атлонисты набирают больше очков, чем в других видах многоборья. Результаты выше 89 очков оцениваются премиальными и дают дополнительное преимущество. По нашему мнению, это является недоработкой современной оценочной таблицы. Наши специалисты разработали 1000-очковую таблицу, которая в настоящее время находится на стадии утверждения.

Результаты в метании у женщин существенно не изменились, то повышаясь, то несколько снижаясь с 42,79 до 47,03 м. У мужчин результаты колеблются в диапазоне 58,0-65,04 м.

Низкие результаты в метании у мужчин на чемпионате мира в 2003 г. можно объяснить неблагоприятными погодными условиями: низкая температура (9-10 оС), дождь. На последнем чемпионате мира во время соревнований по метанию был сильный встречный ветер. Поэтому, в виду непостоянных внешних условий, динамика результатов в этом виде многоборья может быть не совсем достоверной.

Программа соревнований по летнему полиатлону

Таблица 1

№ Виды многоборья Участники

п/п Мужчины Женщины

1 Спринтерский бег 100 м 100 м

2 Метание гранаты Масса снаряда - 700 г; количество зачетных попыток - 3, время на одну попытку - 1 мин Масса снаряда - 500 г; количество зачетных попыток - 3, время на одну попытку - 1 мин

3 Плавание Дистанция - 100 м, вольный стиль

4 Бег на выносливость 3000 м 2000 м

5 Стрельба Ш-ВП. Стрельба из пневматической винтовки из положения стоя с руки без опоры; дистанция - 10 м, мишень № 8 образца 1988 г.; время на подготовку - 5 мин, общее время на стрельбу - 20 мин; количество пробных выстрелов не ограничено, зачетных выстрелов - 10

Динамика результатов в стрельбе (очки)

Таблица 2

Сроки Контингент^^-^ 1998 г. 2000 г. 2003 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г., ЧР 2007 г., ЧМ 2008 г. 2009 г.

Ж 73 77 86 85 84 87 88 87 89

М 69 77 85 85 90 84 85 89 88

женщины

мужчины

1998

2000

2003

2005

2006 2007 ЧР 2007 ЧМ 2008

2009

Рис. 1. Динамика результатов в стрельбе (очки)

Динамика результатов в метании гранаты, м

Таблица 3

Сроки Контингент^^.^ 1998 г. 2000 г. 2003 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г., ЧР 2007 г., ЧМ 2008 г. 2009 г.

Ж 44,26 42,79 45,39 46,07 44,64 47,03 46,55 46,82 45,17

М 62,12 59,88 58,00 64,54 61,53 61,72 65,04 62,07 61,04

1998 2000 2003 2005 2006 2007 ЧР 2007 ЧМ 2008 2009

женщины

мужчины

Рис. 2. Динамика результатов в метании гранаты, м

Таблица 4

Динамика результатов в беге на короткие дистанции, с

Сроки Контингент~~'~^^ 1998 г. 2000 г. 2003 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г., ЧР 2007 г., ЧМ 2008 г. 2009 г.

Ж 14,1 13,5 13,4 13,6 13,2 13,4 13,4 13,2 12,9

М 12,1 11,9 11,7 11,7 11,8 11,8 11,8 11,7 11,5

2007

1998 2000 2003 2005 2006 2007 ЧР ЧМ 2008 2009

женщины

мужчины

Рис. 3. Динамика результатов в беге на короткие дистанции, с

Таблица 5

Динамика результатов в плавании, с

Сроки 1998 г., 2000 г., 2003 г., 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2007 г., 2008 г., 2009 г.,

Контингент~~'~~^ ЧМ ЧР ЧМ ЧР ЧР ЧР ЧМ ЧР ЧМ

Ж 73,9 72,3 69,2 68,0 70,1 68,4 69,6 71,4 71,9

М 63,0 63,5 63,5 62,4 61,8 61,3 59,8 61,4 60,4

женщины

мужчины

Рис. 4. Динамика результатов в плавании, с

На графике видно, что результаты у мужчин улучшились на 14 очков: с 12,1 до 11,5 с. У женщин результаты выросли значительно больше - на 1,2 с: с 14,1 до 12,9 с. Возможно. это явилось следствием того, что женскому спринту стали больше уделять внимания.

За последние 12 лет результаты в плавании у женщин находятся в диапазоне 78-82 с, несколько снижаясь за последние три года. Если провести аналогию с динамикой результатов в спринтерском беге за это же время, то обнаружится обратная тенденция.

Возможно, одной из причин является то, что, достигнув оптимально высоких результатов в плавании, у женщин больше внимания стали уделять подготовке в спринтерском беге. У мужчин в целом наблюдается незначительная положительная динамика результатов с 63 с до 60-61.

Данные табл. 6 свидетельствуют о том, что начальные и конечные результаты в беге

на выносливость за последние 12 лет практически не изменились. У женщин они колеблются в диапазоне 7 мин 17 с - 6 мин 57 с. У мужчин - от 9 мин 55 с до 9 мин 31 с. Меньше всего очков полиатлонисты набирают в беге на выносливость, т. к. не имеют возможности уделять этому энергоемкому виду больше времени. Для достижения более высоких результатов в беге на выносливость

Таблица 6

Динамика результатов в беге на выносливость, с

Сроки Контингент'^—^ 1998 г. 2000 г. 2003 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г., ЧР 2007 г., ЧМ 2008 г. 2009 г.

Ж 7,10 7,07 7,17 6,58 7,08 6,57 7,17 7,14 7,05

(430 с) (427 с) (437 с) (418 с) (428 с) (417 с) (437 с) (434 с) (425 с)

М 9,49 9,35 9,31 9,55 9,53 9,37 9,52 9,50 9,47

(589 с) (575 с) (571 с) (595 с) (593 с) (577 с) (592 с) (590 с) (587 с)

2007

1998 2000 2003 2005 2006 2007 ЧР ЧМ 2008 2009

2007

1998 2000 2003 2005 2006 2007 ЧР ЧМ 2008 2009

570

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

574

578

582

586

590

594

мужчины

Рис. 5. Динамика результатов в беге на выносливость, с

необходимо увеличение объема специальной работы, а это может отрицательно сказаться на результатах в других видах многоборья, особенно в метании и спринте.

Общая сумма очков в пятиборье, как показывают данные табл. 7, планомерно увеличивается как у женщин, так и у мужчин. Однако кривая роста результатов у женщин выше, чем у мужчин, на 10-12 очков. Причем с 2005 г. общая сумма очков у женщин превышает 415 очков - норматив МСМК. Уровень результатов в летнем полиатлоне значительно вырос за последние 12 лет, по-

скольку растет популярность этого специфического многоборья, повышается конкуренция среди спортсменов, совершенствуются методика и условия подготовки полиатлони-стов.

Средний возраст сильнейших полиатло-нистов колеблется в пределах 21-25 лет у женщин и 23-26 лет у мужчин (табл. 8, рис. 7).

Обобщая полученные данные, можно провести первичный анализ спортивных результатов по летнему полиатлону. Основные положения этого анализа сводятся к следующему.

Динамика результатов в пятиборье (очки)

Таблица 7

Сроки КонтингенГ'-'^ 1998 г. 2000 г. 2003 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г., ЧР 2007 г., ЧМ 2008 г. 2009 г.

Ж 376 393 411 417 415 425 416 417 424

М 375 385 396 403 403 402 408 406 412

1998 2000 2003 2005 2006 2007 ЧР 2007 2008 2009

ЧМ

Рис. 6. Динамика результатов в пятиборье (очки)

женщины

мужчины

Таблица 8

Средний возраст сильнейших полиатлонистов

Сроки Контингент~~~~__ 1998 г. 2000 г. 2003 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г., ЧР 2007 г., ЧМ 2008 г. 2009 г.

Ж 21,6 21,6 20,8 23,6 24,2 25,2 22,7 21,6 21,8

М 23,1 25,6 22,3 24,0 22,5 23,1 23,3 23,2 24,7

женщины

Рис. 7. Средний возраст сильнейших полиатлонистов

1. Двенадцатилетние наблюдения за динамикой результатов в летнем полиатлоне (с 1998 по 2009 г.) в целом обобщенно указывают на качественно различные изменения: улучшение в стрельбе и спринтерском беге, практическая стабилизация в метании и беге на выносливость, небольшое улучшение с последующей стабилизацией результатов в плавании. Это, в свою очередь, позволяет сделать следующие выводы:

- улучшение результатов наблюдается в стрельбе, поскольку продолжают совершенствоваться экипировка стрелка и методика подготовки. Современные условия позволяют вести систематическую круглогодичную подготовку в стрельбе;

- улучшение результатов в спринте и относительная стабилизация в плавании, возможно, взаимосвязаны. Основная доля летних полиатлонистов - это бывшие пловцы, которые, в виду того, что им необходимо только поддерживать результат в плавании, имеют возможность усилить подготовку в беге на короткие дистанции;

- результаты в метании относительно стабильны. Этот вид многоборья предъявляет высокие требования к уровню технической и скоростно-силовой подготовленности полиатлонистов;

- результаты в беге на выносливость практически не изменились. Плавание и бег на длинные дистанции связаны с весьма значительным увеличением минутного объема

крови. Но при этом требуется различный характер ее перераспределения. При плавании необходимо, чтобы при сужении сосудов органов полости живота сосуды рук и ног оставались расширенными и доставляли мышцам всех четырех конечностей достаточное количество крови. При беге же в основном расширяются только сосуды ног. Таким образом, тренировка в плавании содействует развитию выносливости бегуна в отношении более длительного сохранения повышенного минутного объема, но не полностью тренирует его организм в наиболее эффективном перераспределении крови во время работы. Поэтому для достижения более высоких результатов в беге на выносливость необходимо повышение объема специальной работы.

2. Анализ результатов в летнем полиат-лоне позволяет выдвинуть следующие предположения:

- варианты тренировочных нагрузок в годичном цикле принципиально отличаются по всем видам, кроме метания и спринтерского бега;

- при построении тренировочного процесса многоборцев необходимо рационально распределить тренировочную нагрузку по всем видам, учитывая отрицательное воздействие нагрузок в одних видах на результаты в других (например, плавание - спринт);

- в многолетней подготовке полиатлони-стов достижение высоких результатов необходимо ориентировать на 23-25 лет;

- общие тенденции в динамике спортивных результатов одинаковы у мужчин и женщин. Вклад каждого вида в общую сумму очков, кроме бега на выносливость, примерно одинаковый и составляет 20-22 %.

Все это указывает на то, что при распределении тренировочных нагрузок в годичном цикле не следует делать акцент на каком-то одном виде, необходимо варьировать нагрузки, учитывая сильные и слабые стороны многоборца.

Процесс подготовки полиатлонистов очень динамичен, подвижен во всех своих частях. Анализ многолетней динамики результатов в отдельных видах многоборья по-

зволил увидеть, в каких направлениях возможно совершенствование методики подготовки высококвалифицированных полиатлонистов.

Поступила в редакцию 17.02.2010 г.

Sadilkin A.F., Keino A.Yu. Dynamics of sports results in long-term preparation of summer polyathlonists.

The article shows how the analysis of dynamics of results in separate kinds of summer polyathlon will allow seeing rational variants of training loadings, directions of preparation highly skilled polyathlonists.

Key words: summer polyathlon; complex of kinds of sports; dynamics of results; variants of training loadings.

УДК 159.922:34(470)(043.3)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

© А.А. Жигулин, Л.В. Абдалина

Рассмотрены теоретико-методологические подходы, которые позволяют представить структурно-содержательные характеристики феномена «правовая компетентность» специалиста и определяют своеобразие процесса развития правовой компетентности студента профессионального колледжа, его многомерный характер, который проявляется в многоуровневости и многообусловленности, а также прогрессивном изменении компонентов правовой компетентности.

Ключевые слова: правовая компетентность; системный; деятельностный; субъектный; аксиологический и акмеологический подходы.

В условиях формирования правового государства каждый человек должен обладать определенной правовой компетентностью, чтобы активно выступать в роли социального субъекта, активно реализующего свои права и обязанности в рамках существующей правовой системы государства.

Методологические направления к исследованию процесса развития правовой компетентности студента профессионального колледжа были обнаружены в следующих подходах: системном (А.А. Бодалев, В. А. Ганзен, Б.Ф. Ломов и др.); деятельностном (В.В. Давыдов, Е.М. Иванова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); субъектном (К.А. Абульханова, Л.И. Анцы-ферова, А.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, С.Л. Рубинштейн и др.); аксиологическом (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев

и др.); акмеологическом (А.А. Деркач, В.Г. За-зыкин, Н.А. Коваль, Н.В. Кузьмина и др.).

Основные идеи данных подходов определили своеобразие, несводимость процесса развития правовой компетентности студента профессионального колледжа ни к одному из них, обнаружив его многомерный характер, который проявляется в многоуровневости и многообусловленности, прогрессивном изменении компонентов правовой компетентности.

С позиций системного подхода процесс развития правовой компетентности рассматривается на основе анализа внешних и внутренних отношений, которые формируются как целостная система. Рассматривая вопросы применения системного подхода в психологических исследованиях, Б.Ф. Ломов справедливо отметил то, что «системный подход должен стать инструментом синтеза данных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.