FEATURES OF BIOELEC TRICAL MYOCARDIAL ACTIVITY OF ATHLETES
E.L. Mikhalyuk, S.N. Malakhova
We analyzed 122 electrocardiograms representatives of athletics, short-distance runner's for 100-200 meters, men and women, qualifications from III level to IMS at the beginning of the preparatory period. It was found that as the sport time training sessions and sports qualification tendency to increase the number of athletes with ECG changes more pronounced in women.
Key words: short-distance runner's, sports qualifications, electrocardiogram.
Mikhalyuk Evgeny Leonidovich, doctor of medical Sciences, professor, the head of the chair, [email protected], Ukraine, Zaporozhye, Zaporozhye State Medical University,
Malakhova Svetlana Nikolaevna, candidate of medical Sciences, associate professor, malakhova sn@,ukr.net, Ukraine, Zaporozhye, Zaporozhye State Medical University
УДК 796.422.14
ДИНАМИКА СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СИЛЬНЕЙШИХ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СПОРТСМЕНОВ В БЕГЕ НА 800 МЕТРОВ
И.В. Мосин, И.Н. Мосина, Е.С. Цыпленкова
Представлен анализ динамики спортивного результата квалифицированных бегунов на средние дистанции; описаны возрастные особенности построения многолетней подготовки.
Ключевые слова: возрастная динамика результата, спортивное совершенствование, квалифицированные легкоатлеты, контрольные нормативы.
Возрастная динамика спортивных результатов сильнейших спортсменов мира показывает, в каком возрасте, какое количество лет необходимо затратить для достижения звания мастера спорта международного класса [2, 3, 5, 6, 11, 12 и др.]. В результате проведенного анализа многолетней динамики спортивных результатов 38 отечественных и зарубежных спортсменов было выявлено, что нормативы III, II, I разрядов, КМС, МС, МСМК в беге на 800 и 1500 м выполнялись в возрасте 14,6; 15,7; 16,9; 17,9; 19,7 и 22 года соответственно.
Путь от третьего спортивного разряда до мастера спорта проходят за 5 лет, до мастера спорта международного класса - почти за 7 лет подготовки. Чтобы оценить современное развитие бега на средние дистанции, необходимо изучить динамику спортивных результатов, которая является одним из критериев при отборе в сборные команды. Были проанализированы спортивные биографии сильнейших бегунов 90 -х годов в беге на 800 м.
Следует отметить, что начальные данные спортивных результатов
приводятся во многих справочниках. Однако очевиден тот факт, что для достижения результата порядка 4 мин-3 мин 50 с на 1500 м (или аналогичного на других дистанциях) необходимо 2-3 года регулярных тренировок. Обратим внимание на средние данные динамики спортивных результатов. В отличие от спортсменов 70-80-х годов, которые начинали показывать результаты международного класса не ранее 23-25 лет, бегуны 90-х годов выходят на этот уровень в 19-20 лет (Кимутай Я., Марсели Н., Качо Ф., Комен Д., Гебреселассие Х., Борзаковский Ю. и др.).
Также немало примеров, когда результаты высочайшего класса показываются в возрасте 30 лет (Бауман Д. установил личный рекорд в 32 года, Тануи В. - в 33 года, Кирот А. - в 34 года). Вряд ли кто-нибудь сможет хотя бы приблизиться к достижению Подкопаевой Е., которая стала чемпионкой мира в 44 года, имея при этом более чем 20-летний стаж выступлений на высоком и более 10 лет - на мировом уровне.
Разносторонняя подготовленность юных спортсменов может быть достигнута благодаря правильно спланированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, обеспечивающей соразмеренное повышение уровня физических качеств и функционального состояния организма [1, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 14, 15 и др.]. Известно, что с ростом спортивного мастерства уровень тренировочных и соревновательных нагрузок имеет тенденцию к повышению. Нормирование нагрузок в тренировочном процессе обуславливается соблюдением двух важнейших положений, с одной стороны, нагрузки должны быть адекватны возрастным особенностям юных спортсменов, а с другой - быть ориентированы на уровень, характерный для высшего спортивного мастерства [2]. Тем самым для каждого этапа многолетней подготовки юных спортсменов характерны допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок. Динамика тренировочных и соревновательных нагрузок в многолетней тренировке характеризуется значительным приростом объемов выполняемых нагрузок от этапа начальной подготовки до этапа спортивного совершенствования.
Для этапа высшего спортивного мастерства характерным является стабилизация объемов на высоком уровне или волнообразного его изменения при повышении интенсивности тренировочных нагрузок. Все вышеизложенное нашло свое отражение в принципах нормирования тренировочных нагрузок на этапах начальной и углубленной тренировки, разработанных в отделе теории и методики детского и юношеского спорта ВНИИФК М.Я. Набатникова [3, 8]. При этом критериями для обоснования допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок по годам обучения являются динамика прироста уровня физических качеств и соразмерности их развития; функциональное состояние юных спортсменов; ориентация на уровень нагрузок, характерных для этапа высшего спортивного мастерства. Этап начальной спортивной специализации (учебно-тренировочные группы) - один из наиболее важных, поскольку на этом этапе закладывается основа дальнейшего
овладения спортивным мастерством в избранном виде спорта. Однако здесь, как ни на каком другом этапе подготовки, имеется опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма. Дело в том, что у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма [2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 13, 14, 15 и др.].
Для определения допустимых тренировочных нагрузок по годам обучения применялись метод доверительных интервалов и уравнение логической кривой. В результате проведенных исследований была получена выровненная кривая тренировочных нагрузок для определенного вида спорта, построенная с учетом возрастных особенностей юного спортсмена и ориентированная на требования высшего спортивного мастерства. Затем расчетные данные сравнивались с данными, полученными в результате анализа и обобщения литературы, передового спортивного опыта. Результаты анализа показали близость этих значений, что подтверждает обоснованность рекомендуемых нагрузок для юных спортсменов. Доступность разработанных тренировочных нагрузок подтверждена выполнением их юными спортсменами лучших спортивных школ, экспертным опросом тренеров и данными ретроспективного анализа тренировочных нагрузок сильнейших спортсменов страны.
Сотрудниками отдела теории и методики детского спорта ВНИИФК разработаны допустимые уровни тренировочных нагрузок по годам обучения для учащихся учебно-тренировочных и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮСШОР (табл. 1).
Таблица 1
Тренировочные нагрузки по годам обучения для бегунов на средние дистанции в учебно-тренировочных и группах спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮСШОР
Год обучения
Показатели Учебно-тренировочные Группы спортивного
группы совершенствования
1 2 3 4 1 2 3
Общий объем бега, км 16001800 20002200 26002800 31003400 33003600 36003800 38004000
Аэробный режим, км 1400- 1700- 2200- 2600- 2800- 3100- 3300-
1600 1900 2400 2900 3100 3300 3500
Анаэробно-аэробный режим, км 140-150 240-260 280-300 350-380 380-420 380-420 420-460
Анаэробный режим, км 50-55 60-70 90-100 130-140 190-210 200-220 220-240
Важным разделом в подготовке юных бегунов на средние дистанции являются контрольно-переводные нормативы по годам обучения в спортивной школе. Значимость их возрастает в связи с тем, что в «Положении о ДЮСШ и СДЮСШОР» в учебно-тренировочных и группах спортивного совершенствования сняты показатели по спортивной
подготовке, что исключает форсирование спортивных результатов. Поэтому в качестве конечных результатов на каждом году обучения выступает выполнение контрольно-переводных нормативов по разносторонней подготовленности юных бегунов. Но, к сожалению, большинство из них не взаимосвязываются с перспективной конечной целью. Из всех известных методов такому требованию отвечают три метода: метод эталонного расчета, разработанный в отделе теории и методики детского и юношеского спорта, использование уравнения логической кривой, в модификации предложенной Е.Я. Бондаревским, и метод нелинейной регрессии, уравнение - парабола II порядка, предложенный Э. Тверетиновым.
Сотрудниками отдела теории и методики детского и юношеского спорта ВНИИФК было обследовано 4354 спортсмена, проведен экспертный опрос 340 тренеров, среди них 17 заслуженных тренеров. После соответствующих расчетов контрольно-переводные нормативы были апробированы на предмет их пригодности и доступности. При этом в качестве контрольно-переводных нормативов принятые наименьшие показатели уровня развития физических качеств, сохраняющие качественные признаки, присущие определенному возрасту спортсменов и уровняю их физической подготовленности, но обеспечивающие прирост в их развитии до уровня модельных показателей, соответствующих квалификации мастера спорта в избранном виде спорта (бег на средние дистанции) к третьему году обучения в группах спортивного совершенствования (табл. 2).
Таблица 2
Контрольно-переводные нормативы для учащихся учебно-тренировочных и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮСШОР, специализирующихся в беге на средние
дистанции (юноши)
Контрольные нормативы Учебно-тренировочные группы Группы спортивного совершенствования
1 2 3 4 1 2 3
60 м, с 9,0 8,5 8,1 7,9 7,5 7,3 7,2
100 м, с 14,4 13,2 12,5 12,1 11,8 11,5 11,2
300 м, с 48,0 46,0 44,0 43,0 42,0 39,5 38,0
400 м, с - - 55,2 53,2 52,5 51,5 50,8
1000 м, мин. с 3.15,0 3.05,0 2.55,0 2.45,0 2.41,5 2.35,6 2.31,5
3000 м, мин. с 11.20,0 10.30,0 9.50,0 9.20,0 8.50,0 8.35,0 8.20,0
Прыжок в длину с/м, см 210 225 240 255 265 275 285
Тройной прыжок с/м, см 680 750 780 800 820 840 850
Десятерной прыжок с/м, м 21,5 23,0 24,5 26,0 28,0 29,5 31,5
Таким образом, при построении годичного плана подготовки в беге на средние дистанции, особенно юниоров, необходимо учитывать количество соревнований. Выделить из них наиболее важные и промежуточные. Это позволит избежать чрезмерных соревновательных нагрузок для молодых бегунов и к главным стартам сезона показать наивысший результат.
Список литературы
1. Мосин И.В. Средневики материал хрупкий // Спорт. жизнь России. 2005. № 4. С. 2-3.
2. Мосин И.В., Мосина И.Н., Травин Ю.Г. Классификация соревнований и значение достигнутого результата в них для дальнейшего повышения спортивного мастерства юниоров в беге на 800 м // Физическая культура и спорт в системе профессионального образования: мат. Всерос. межвуз. науч.-метод. конф. Уфа, 2005. С. 58-60.
3. Мосин И.В., Травин Ю.Г. Некоторые особенности распределения основной тренировочной нагрузки на этапе НПП у студентов I-II курсов в беге на 800 м // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: мат. VIII межунивер. науч.-метод. конф. М., 2004. С. 75-78.
4. Мосин И.В., Травин Ю.Г. Особенности структуры непосредственной предсоревновательной подготовки бегунов на 800 м в возрасте 18-19 лет // Проблемы и пути развития физической культуры и спорта среди молодежи: тез. докл. Всерос. науч.-метод. конф. / под ред.
B.Я. Субботина, О.В. Рожковой. Тюмень, 2003. С. 84-85.
5. Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1969. 223 с.
6. Набатникова М.Я. Вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса подготовки юных спортсменов (циклические виды спорта): сб. науч. статей Всесоюз. науч.-исслед. ин-та физ. культуры. М., 1986.
C. 167.
7. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982. 280 с.
8. Никитушкин В.Г., Зеличенок В.Б., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. М.: Терра-спорт, 2000. 240 с.
9. Никитушкин В.Г. Оптимизация тренировки юных спортсменов. М., 1986. 78 с.
10. Никитушкин В.Г. Система подготовки спортивного резерва. М., 1993. 319 с.
11. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливадо Е.И. Юный легкоатлет. М.: Физкультура и спорт, 1984. 224 с.
12. Травин Ю.Г. Исследование закономерностей возрастных изменений выносливости и построение многолетней тренировки юных
бегунов на средние дистанции: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. М., 1975. 22 с.
13. Травин Ю.Г., Карманов М.И. Научно-методические основы подготовки спортивных резервов по бегу на выносливость (средние и длинные дистанции): учеб. пособие. М., 1980. 70 с.
14. Травин Ю.Г., Чернов С.С., Борисов Е.П. Программирование тренировки бегунов на средние дистанции: лекции для студентов ин-тов физ. культуры. М., 1980. 69 с.
15. Травин Ю.Г. Экспериментальные исследования особенностей тренировки юношей в беге на средние дистанции: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1965. 23 с.
16. Учение о тренировке / под общ. ред. Д. Харре. М.: Физкультура и спорт, 1971. 305 с.
17. Фарфель В.С. Физиологические основы спортивной тренировки: учебник спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1964. 268 с.
18. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. 226 с.
19. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству. М.: Физкультура и спорт, 1986. 172 с.
20. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: учеб. пособие для ин-тов и техникумов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1987. 188 с.
Мосин Игорь Васильевич, канд. пед. наук, тренер, [email protected], Россия, Москва, Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва имени братьев Знаменских,
Мосина Ирина Николаевна, ст. преп., trenermosina@yandex. ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,
Цыпленкова Евгения Сергеевна, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
DYNAMIC OF SPORT RESULTS OF STRONG DOMESTIC AND FOREIGN
ATHLETES IN 800 METERS
I.V. Mosin, I.N. Mosina, E.S. Tsyplenkova
The paper presents an analysis of the dynamics of sports results qualified middle distance runners, described age-related features of building long-term preparation.
Key words: age dynamics result, sports improvement, skilled athletes, benchmarking.
Mosin Igor Vasilievich, candidate of pedagogical Sciences, coach [email protected], Russia, Moscow, Specialized Children and Youth Sports School of Olympic reserve named Znamensky,
Mosina Irina Nikolaevna, senior lecturer, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,
Tsyplenkova Evgeniya Sergeevna, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University