Научная статья на тему 'Динамика самоорганизации местного сообщества как фактор взаимодействия в системе «Власть общество» в регионах-лидерах ЦФО'

Динамика самоорганизации местного сообщества как фактор взаимодействия в системе «Власть общество» в регионах-лидерах ЦФО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
238
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / САМООРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА / КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЛИДАРНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / LOCAL SOCIETY / SELF-ORGANIZATION OF LOCAL SOCIETY / CONFLICT INTERACTION / SOLIDARITY / CITIZEN ACTIVITY / CITIZEN INITIATIVES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лаврикова Анастасия Александровна, Шумилова Ольга Евгеньевна

На основе результатов комплексного социологического исследования определено влияние процесса самоорганизации местного сообщества на выбор форм, методов и инструментов воздействия элементов гражданского общества на принятие управленческих решений в рамках локальных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лаврикова Анастасия Александровна, Шумилова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF LOCAL SOCIETY SELF-ORGANIZATION AS A FACTOR OF INTERACTION IN “POWER SOCIETY" SYSTEM IN LEADING REGIONS OF CENTRAL FEDERAL DISTRICT

Based on the results of the comprehensive sociological research, there was specified the influence of the process of a local society self-organization on the choice of forms, methods and instruments of impact of the civil society elements on managerial decision-making process in the local territories.

Текст научной работы на тему «Динамика самоорганизации местного сообщества как фактор взаимодействия в системе «Власть общество» в регионах-лидерах ЦФО»

УДК 323.2

ДИНАМИКА САМООРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА КАК ФАКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ

«ВЛАСТЬ - ОБЩЕСТВО» В РЕГИОНАХ-ЛИДЕРАХ ЦФО

А.А. Лаврикова, О.Е. Шумилова

На основе результатов комплексного социологического исследования определено влияние процесса самоорганизации местного сообщества на выбор форм, методов и инструментов воздействия элементов гражданского общества на принятие управленческих решений в рамках локальных территорий.

Ключевые слова: местное сообщество, самоорганизация местного сообщества, конфликтное взаимодействие, солидарность, гражданская активность, гражданские инициативы.

Определение оптимального механизма взаимодействия субъектов в системе «власть - общество» предполагает исследование конфликтогенного потенциала различных форм гражданского участия в условиях трансформации политической системы современной России. Выявление траектории и детерминант выбора стратегий поведения основных субъектов взаимодействия, доминирующих технологий управления конфликтами и степени их эффективности для разработки путей повышения их когерентности, было реализовано посредством серии фокусированных групповых интервью в формате форума, организованных на базе лаборатории социально-политических исследований ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет» в рамках реализации Соглашения № 14.В37.21.1018 от 07.09.2012 г. «Политическое участие как фактор урегулирования конфликтов в системе «власть - общество» в условиях трансформации современной России (на примере ЦФО)» по мероприятию 1.2.1 «Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук» ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Эмпирическим объектом выступали представители местных сообществ субъектов ЦФО, дифференцированных на основе оценки качества жизни по данным ФС Г осстата РФ - лидеры (Белгородская, Московская область, г. Москва), середняки (Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская, Ярославская области), аутсайдеры (Костромская, Тамбовская, Тверская, Тульская области). В данной статье отражены результаты интерпретации материалов фокус-групп, реализованных в регионах -лидерах. Учитывая, что особый интерес для авторского коллектива представляют проблемы самоорганизации в сфере ЖКХ (так как кризисное состояние отрасли выступает катализатором гражданской активности), в качестве темы обсуждения выделены особенности взаимодействия между

жителями и представителями управляющей компании. Последняя рассматривается как элемент властной структуры, так как в существующей практике обеспечения жилищно-коммунального хозяйства сложились отношения, которые условно можно обозначить «руководство - подчинение». Данное обстоятельство в равной степени воспринимается сторонами взаимодействия, поскольку работники жилищно-коммунальной сферы обладают большей ресурсообеспеченностью (материальной, технической, профессиональной и т.д.), что проявляется в более высоком уровне компетентности, организации, нормативной обеспеченности, поддержке органов муниципальной власти в процессе принятия и реализации управленческих решений и возможности определять модели поведения собственников жилья [1].

Согласно результатам фокусированных групповых интервью спецификой местного сообщества Московской области является высокий уровень самоорганизации, что обусловлено сочетанием формальной и неформальной коммуникации, наличием развитых каналов взаимодействия

(«Как показывает опыт, форум и группа могли бы дополнить друг друга»), неперсонифицированного доверия («Скажем, если человек имеет ку-кую-то достойную профессию - ему готовая клиентская база, а нам - в известной степени, покой (ведь мало вероятно, что кто-то будет гадить там, где живет)»), агрегации групповых интересов («Можно Ваше предложение разместить на стене группы и / или на форуме, если народ заинтересует предложение, можно идти в управляющую компанию»), четко сформулированных целей («Возможно совместные проекты культурного, инвестиционного, коммерческого и т.п. плана. Кто нас ограничивает?»). Большую роль в обозначенном процессе имеет наличие лидера (Марк Дж.) и ядра, в состав которого входят, в том числе и представители семьи лидера. Они выполняют информационную («Записал и структурировал всю информацию по транспорту, которая когда-либо писалась на форуме (всего не проверял, сам ездил только... Остановка по пути следования маршрута метро Митино введена по многочисленным просьбам жителей)» (Марк Дж.)), мобилизационную («Уважаемые господа! Платить за ЖКУ необходимо! Будущим собственникам надо понимать, что Вы платите не нам, а за услуги, предоставляемые сторонними поставщиками и подрядчиками. Кроме вас платить за ЖКУ никто не будет» (Марк Дж.)), организационную («Возможно, благодаря этой теме можно будет решить какие-то острые вопросы для нас (если кто-то откликнется и захочет заработать)» (Марк Дж.)), консультативную («А правда, что при получении ключей нужно ЖКУ сразу за полгода вперед оплачивать? И какая это сумма» (Майя Ш.) - «За четыре месяца вперед + вывоз мусора. Но есть несколько прецедентов, когда люди не оплачивали» (Александр С.)), коммуникационную («Вчера писала в администрацию Солнечногорского района по поводу дороги. Они переслали мое письмо в Мосавтодор.

Вот получила вчера ответ из Мосавтодора. Вот что они пишут... Надо писать в Правительство Московской области. Пусть изыскивают средства» (Марк Дж.)) функции. Эффективность данных структурных компонентов группы обеспечивается за счет совмещения лидером ролей работника управляющей компании и собственника жилья.

Наличие лица, взявшего на себя ответственность за функционирование группы, и его активная позиция по отношению к ней привели к тому, что начальные этапы развития группового поведения были форсировано пройдены до момента заселения, в результате переход от номинальной к реальной группе пришелся на фазы нормирования и совместной деятельности.

Взаимодействие с представителями ЖКХ не является главной темой коммуникации: гражданские инициативы носят преимущественно поддерживающий, а не конфликтный характер - благоустройство территории, взаимопомощь, организация досуга и т.д. «Если на работу ездить по утрам, то я готов двух-трех человек добрасывать в МСК, по маршруту своего движения» (Михаил К.).

Достаточно интересной представляется стратегия поведения лидера группы: использование технологии вовлечения во взаимодействие на первоначальном этапе (заявка на лидерство сочетается с актуализацией интересов собственников жилья с целью обеспечения легитимации представительства) заменяется субъект-объектным взаимодействием (лидер выполняет функционал сотрудника управляющей компании). «Всем добрый вечер! Сегодня наконец-то получил долгожданную регистрацию. Начинать надо с корпуса 1807. Режим работы... с третьего кабинета, с начальника паспортного стола Е.В. Нормальная тетка. Все толково объяснила, дала бланки «Ходатайство-согласие». Далее делайте... - ... Согласно договора на приему жилых домов (корпус 1-8)., заключенного между... такая приемка проводится нашими специалистами (управляющей компанией). именно специалисты нашей службы эксплуатации фактически единственные и последние. Кто на сегодняшний день осуществляет приемку построенных жилых домов. Мы, как и вы заинтересованы в получении максимум качества от строителей. Но и наши возможности в этой части не безграничны» (Марк Дж.). Выбранная стратегия лидера и высокий уровень самоорганизации не исключают возникновение конфликтов с управляющей компанией, но они носят публичный характер, являются предметом дискуссий, их разрешение связано с использованием институциональных методов. О целесообразности подхода свидетельствует сохранение управляющей компании в течение всего периода существования местного сообщества несмотря на наличие противоречий. «Про революционные настроения граждан, смену УК и прочее уже обсуждали: кто откуда взялся, что с этим делать и как бороться. Повторяться не будем» (Марк Дж.).

Спектр проблем жизнедеятельности жилого комплекса типичен и не определяется уровнем развития региона:

- транспорт («Ну вообще - главная проблема - это стоимость проезда»);

- парковка («Не злитесь так, никто ваши сарайчики трогать не собирается... пусть паркинг обещанный стоят, а мы подождем... »);

- охрана («Охрана за всеми семистами квартирами не уследит... да и не будет. Ее задача - сохранность общедомового имущества»);

- качество воды («Самый главный подводный камень - это конечно сама вода... у меня почему-то при первом открытии крана после перерыва вытекает примерно пол стакана чего-то фиолетового или синего»);

- обслуживание жилого комплекса («Всех недовольных ситуацией с теплом (а это, наверное, абсолютно все) просим написать заявление на имя генерального директора УК со своими требованиями... Ваши заявления добавят нам аргументов»);

- начисления за пользование услугами ЖКХ («Хочется побороться за ваш «семейный» бюджет и найти финансирование... но, правда, верится с трудом, что желающие «освещать» и убирать наши дворы и подъезды найдутся»);

- благоустройство территории («Идет подготовка к зимней уборе территории, которую убирать придется нам (похоже)»).

Также является симптоматичным, что конфликт с управляющей компанией развивается параллельно с внутригрупповыми конфликтами. Однако высокий уровень самоорганизации местного сообщества позволяет находить конструктивные варианты для тех и других, что относится к уникальным характеристикам данной группы общественности. «Есть две просьбы к старожилам: 1. Поучаствовать в давлении на управляющую компанию с организацией дополнительных парковочных мест (вас это скоро тоже коснется, когда заселятся строящиеся корпуса рядом); 2. Попросить своих, отдыхающих по ночам в сараях, не заводить громко музыку» (Константин М.); «Проект благоустройства есть, однако, ни ДСК-

1, ни администрация до конца не пришли к окончательному решению, что должно быть и что отвечает интересам жителей, поэтому УК подключилась к данному вопросу и будет убеждать строителей закончить благоустройство в нужном виде. Подключайтесь к обсуждению, например, по волейбольной, теннисной и детской площадке. Это в Ваших интересах!» (Марк Дж.). Следует отметить, что активно используются переговорные технологии: «Сегодня состоялась встреча с А.А., длилась полтора часа, тема - заселение корпусов 8 и 12. кроме меня присутствовали... (представители местного сообщества). Лучше немного потерпеть, но въехать без серьезных проблем с коммуникациями» (Марк Дж.).

Результаты фокусированного группового интервью, проведенного в Белгородской области, позволили проследить развитие самоорганизации

местного сообщества на примере территориального общественного самоуправления «Мкр. «Улитка» поселка Дубовое». Исследовательский коллектив пришел к выводу, что одним из факторов интенсификации самоорганизации выступает территориальная удаленность инфраструктуры поселка, что создает трудности, уравнивает возможности и консолидирует интересы.

Сообщество носит поддерживающий характер. При этом в группе сложилась четкая структура; есть лидер, он же председатель ТОС «Улитка», что свидетельствует о совпадении формального и неформального лидерства; выделено ядро, осуществляющее информационную и организационную поддержку лидера; определена периферия.

Помимо реализации функций мобилизации, стимулирования инициатив, лидер осуществляет представительство интересов жителей микрорайона при взаимодействии с различными структурами обеспечения (автотранспорт, освещение и т.д.). Достаточно интенсивно используются переговорные технологии: «В понедельник у меня назначена встреча с представителем транспортной компании» (Андрей Б.) - ... - «По итогам разговора возникло несколько вопросов...» (Станислав Р.) - ... - «Итоги беседы не прояснили, на какое расписание следует ориентироваться» (Екатерина С.) - ... - «Спасибо большое за развернутые ответы» (Станислав Р.). При этом предполагается сочетание, с одной стороны, коллективных форм участия, выражаемых в обращениях, письмах, с другой, индивидуального участия каждого жителя микрорайона. «Если автобус не приехал в положенное ему время, то не жалуемся, не проклинаем никого, а действуем, т.е. пишем заявление на имя председателя ТОС «Улитка». подписываем в количестве не менее трех человек, а я передам его представителям транспортной службы» (Андрей Б.).

В группе существует запрос на коллективное участие («Давайте все-таки пересмотрим решение с маршрутом» (Светлана Л.) - «Я этот вопрос возьму на контроль, узнаю, кто, что может сделать (администрация, МУП), но не обещаю ничего» (Андрей Б.)), а также выявлен высокий уровень солидаризации, не всегда обусловленный реализацией личных интересов («Причем здесь у кого сколько машин есть, нужно думать обо всех» (Виктория К.); «Хочу выразить благодарность неизвестной женщине за рулем Рено, которая, увидев мокнущих нас под дождем в ожидании маршрутки, остановилась и нас подвезла» (Станислав Р.)).

В условиях консолидации группа способна добиться реализации предложений («Для кого-то наше общие достигнутые результаты, такие как залитый каток, посаженные и политые деревья, увеличение стоянок, вопрос освещения первого - четвертого домов, субботники, детский праздник, увеличение количества общественного транспорта, может, и покажутся незначительными...» (Андрей Б.)), несмотря на препятствия исполнительских структур («Вечно нужно выпрашивать что-то от адми-

нистрации. Вроде бы XXI век, проблемы как в 40-х годах» (Надежда Г.)). Скорость решения проблем определятся степенью вариативности альтернатив, сформулированных на местах («Согласитесь, чтобы организовать новый маршрут или изменить существующий, надо обосновать это тем, что существует пассажиропоток на данном направлении» (Павел С.); «Необходимо организовать инициативную группу по фиксированию нарушений графика движения» (Андрей Б.); «Я так представляю решение проблемы с транспортом: 1. Вы развешиваете объявление, в котором будет информация о собрании жильцов с повесткой о транспорте между мкр. «Улитка» и поселком; 2. На собрании будет оформлен список с ФИО, адресом, подписью; 3. С этими исходными данными я работаю с администрацией и пассажирским транспортом» (Андрей Б.)).

Следует отметить, что разработаны формальные нормы взаимодействия внутри группы и между группой и внешним окружением. Для представителей местного сообщества обозначенные нормы являются ценностью, которая позволяет идентифицировать членов группы («Уважаемые водители, соблюдайте, пожалуйста, график» (Оксана М.); «Обидно, что объявления с новым расписанием полквартала посрывала себе. И таким образом многие не знают, кто не в интернете, что следовательно приведет к низкой посещаемости автобусов, и как результат - могут все отменить. Не надо так» (Станислав Р.)).

Опыт участия в реализации гражданских инициатив является стартовой площадкой для выстраивания политической карьеры активных граждан и позволяет использовать технологии представительства в рамках ТОС в политическом процессе («Основное и важное для меня, это представление законных и справедливых интересов жителей нашего микрорайона. Главная цель - развитие нашего перспективного микрорайона, сделать его самым лучшим не только в нашей области, но и стране., создать условие для социального благополучия и комфорта, продвигать здоровый образ жизни, развивать солидарность, чувство ответственности и гордости за свой дом... Действительно, возможные и реализуемые дела при одном условии, если с Вашей стороны будет инициатива и поддержка, если мы вместе будем в одном общем действии, в одном общем деле добиваться наших целей» (Андрей Б.)). Так, председатель ТОС «Улитка», выдвинув свою кандидатуру в депутаты представительного органа муниципального образования, акцентировал внимание в рамках избирательной кампании на оргмассовом блоке в формате личных встреч, представители ядра и периферии составили клиентелы («Любому разумному человеку становится понятно, что для больших дел нужны большие силы... и поддержка. Вот и посмотрим, кто на выборах поддерживает, а кто так... » (Евгений С.); «Чтобы решать какие-то вопросы с государственными органами или застройщиками, статус жителя микрорайона выглядит не стол весомо, а

статус депутата совсем другое дело... Мы должны поддержать инициативу Андрея» (Руслан Т.)).

Важно подчеркнуть, что оптимальное взаимодействие в системе «власть - общество» и внутри местного сообщества также не исключает наличие конфликтов. Однако, использование институциональных методов решения проблем («Надо с этим БелКомТрансом что-то решать - предлагаю написать коллективную жалобу для начала... Давайте подпишемся. Кто «за» - пишите» (Ромэо Д.); «Наблюдателями зафиксированы факты нарушения расписания» (Станислав Р.)) и принципов конструктивного общения («Есть предложение кроме критики, так, сделайте его. А вместе мы решим, что и как делать! Критика полезна, когда за ней следует здравое предложение по решению проблемы» (Андрей Б.)) снижает социальную напряженность в рамках выделенных взаимодействий.

Таким образом, анализ результатов фокусированных групповых интервью, проведенных в регионах-лидерах, свидетельствует о конструктивном потенциале гражданского участия в регулировании конфликтов в системе «власть - общество» при соблюдении ряда условий: наличие четкой структуры группы (лидер - ядро - периферия), высокий уровень солидарности и неперсонифицированного доверия, поддержание статусных характеристик лидера посредством сочетания формальных и неформальных систем лидерства, позитивная мобилизация, открытость группы, публичное обсуждение выдвигаемых гражданских инициатив. Вышеперечисленные факторы способствуют достижению фаз «признание реальности конфликта конфликтующими сторонами», «структурирование конфликтующих групп», «институционализация конфликта», «легитимизация конфликта» [2]. При этом сравнительный анализ транскриптов фокус-групп, проведенных в Московской и Белгородской областях, показал, что местное сообщества последней обладает большей субъектностью, так как для него характерны разделение труда между представителями и специализация функций, распределение полномочий по принятию решений, более сложная система внутренней коммуникации, способствующая эффективной передаче и упорядочиванию информации, что позволяет группе привлекать новые ресурсы реализации целей (политические).

Список литературы

1. Лаврикова А.А., Шумилова О.Е. Динамика самоорганизации местного сообщества как фактор взаимодействия в системе «власть - общество» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 4. Тула: Изд-во Тул-ГУ. 2013. С. 311-323.

2. Батанина И.А., Лаврикова А.А. Параметры политической системы как фактор развития политического участия в регионах ЦФО// Известия

ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1. Тула: Изд-во ТулГУ. 2013. С. 124134.

Лаврикова Анастасия Александровна, канд. полит. наук, доц., elav@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный универсистет,

Шумилова Ольга Евгеньевна, канд. полит. наук, доц., HelgaSh80@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный универсистет.

DYNAMICS OF LOCAL SOCIETY SELF-ORGANIZATION AS A FACTOR OF INTERACTION IN “POWER - SOCIETY" SYSTEM IN LEADING REGIONS OF CENTRAL

FEDERAL DISTRICT

Based on the results of the comprehensive sociological research, there was specified the influence of the process of a local society self-organization on the choice of forms, methods and instruments of impact of the civil society elements on managerial decision-making process in the local territories.

Key words: local society, self-organization of local society, conflict interaction, solidarity, citizen activity, citizen initiatives

Lavrikova Anastasiya Aleksandrovna, PhD (Political Sciences), Associate Professor, elav@mail.ru, Russia, Tula State University,

Shumilova Olga Evgenievna, PhD (Political Sciences), Associate Professor, Hel-gaSh80@mail.ru, Russia, Tula State University.

УДК 323.2 - 053.6 «18/19»

МОЛОДЕЖЬ И ПОЛИТИКА

Н.Л. Маркина, Ю.А. Твирова, О.Е. Шумилова

Раскрывается место и роль молодежи в политике, особенности ее политического участия на примере участия молодых людей в революционном и протестном движении в XIX и XX веках.

Ключевые слова: молодежь, политическое участие молодежи, политика, государственная молодежная политика.

Молодежь - это значимый элемент в социальной структуре общества. На разных этапах социального развития значение молодежи для обновления социальной системы то возрастало, то становилось слабее. Это объяснялось целым рядом причин, важнейшие из которых - параметры развития общества (преобладание в нем статических или динамических составляющих), доминирующая идеология обществ и их базовые ценности, а также количество самой молодежи. В отечественной науке в определении сущности молодежи доминирует «социально-демографический» подход, трактующий ее как «социально-демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.