УДК. 796.526 ББК 75.1.491
DOI 10.47475/2500-0365-2022-17313
ДИНАМИКА РОСТА СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
В СКАЛОЛАЗАНИИ
Ю. В. Котченко
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия
В статье представлены результаты изучения качественных изменений уровня спортивного мастерства скалолазов. Исследования охватывают временной интервал за последние 40 лет. Собраны данные о рекордных и максимально близких к ним прохождениям самых сложных маршрутов на скальном рельефе. Всего обработано 66 лучших прохождений. На основании анализа собранных данных построена кривая прогресса скалолазного мастерства. Разработана математическая модель, позволяющая рассчитать коэффициент прироста уровня лазания начиная с 1982 года. Прогнозные возможности модели оцениваются периодом в пять лет.
Ключевые слова: скалолазание, мастерство, лазание на трудность, прогресс, моделирование.
Введение. Долгое время скалолазание было неразрывно связано с альпинизмом и рассматривалось только в качестве его учебной дисциплины. Однако во второй половине двадцатого века в России начинают проводиться соревнования по скалолазанию, а в 1991 году Германия организовывает первый чемпионат мира. Спортивное скалолазание быстро развивается и в 2007 году была создана Международная федерация спортивного скалолазания, в которую вошло 68 стран [2. С. 133].
Тем не менее исторически скалолазы проходили короткие скальные маршруты гораздо раньше признания, ещё в конце XVIII века, а возможно, и раньше. В 1894 году австрийский альпинист и скалолаз Ф. Бенеш разработал первую из известных систем оценки скалолазных маршрутов. Его система имела семь категорий трудности: самым трудным уровнем был седьмой, а самым простым — нулевой. В 1923 году немец В. Вель-ценбах сжал шкалу и повернул её в обратном направлении: нулевой уровень стал самым простым. В 1935 году шкалой Вельценбаха стали широко пользоваться французские скалолазы, в последствии разработавшие собственную систему оценки, принятую сегодня и в России.
С течением времени рос спортивный уровень скалолазов, а вместе с ним и сложность пройденных маршрутов. В 2012 году швейцарский исследователь Клод Реми, представил хронологический анализ рекордных прохождений в скалолазании, начиная с 1918 по 2012 гг. В его статье последовательно приводятся данные о лучших прохождениях в двух дисциплинах скалолазания, трудности и боулдеринге. Несмотря на то что категории сложности, особенно для ранних прохождений, когда ещё не было устоявшейся шкалы оценки, могут не
соответствовать современным критериям, наглядная демонстрация роста спортивного мастерства в скалолазании была очевидной.
Рост популяризации скалолазания и его выход на международную арену активизировал разработки новых методик тренировки [3. С. 248] и развития специальных качеств [1. С. 8, 4. С. 286], свойственных этому виду спорта. Это, в свою очередь, потребовало проведения множественных исследований, которые должны были учитывать уровень сложности проходимых скалолазами маршрутов на скалах или спортивных трасс на соревнованиях [5. С. 90]. Выяснилось, что точность исследований во многом зависит от знания категории трудности трассы, учитывающей в том числе и рост скалолазного мастерства. Однако методики расчёта коэффициента роста не существовало.
Цель исследования: собрать и изучить данные рекордных прохождений скалолазов на скалах и разработать математическую модель динамики роста спортивного мастерства в дисциплине лазания на трудность.
Методы исследования: в качестве входных данных использовались отчёты и публикации скалолазов на различных специализированных платформах, сайтах и социальных сетях. В общей сложности была собрана информация о 66 прохождениях предельно сложных маршрутов за период с 1982 по 2021 гг. Обработка данных выполнялась в программе Statistika 10. Метод анализа: регрессионный.
Результаты. Поскольку принятая в России французская шкала категории трудности является качественной шкалой и не способна обеспечить необходимую точность исследований, потребовалось выполнить трансформацию французской
88
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2022. Т. 7, № 3
системы с целью преобразования качественной шкалы в количественную (табл. 1).
Полученная количественная шкала даёт возможность получать точную промежуточную оценку категории и позволяет провести расчёт коэффициента роста мастерства (к) в зависимости от времени преодоления каждого рекордного рубежа.
Сбор данных ожидаемо показал неравномерность распределения рекордных категорий. Было установлено, что в отдельные годы спортсмены проходили несколько предельно сложных маршрутов, а в другие не было зафиксировано ни одного рекордного (на данный год) прохождения. Например, в 2010 году не было пройдено ни одного маршрута категории 9Ь, хотя эта категория была неоднократно пройдена в предыдущие годы, зато были пройдены сразу шесть маршрутов категории 9а+. Распределение собранных данных по годам позволило сформировать временной ряд, табл. 2.
Табл. 2 не отражает число прохождений данной категории в текущем году, тем не менее этот факт учитывался в анализе. Каждое последующее прохождение добавляло к категорийной оценке 0,01
пункта, что позволило включить в анализ все собранные наблюдения и получить более точную и достоверную кривую роста спортивного мастерства (РСМ).
Графический анализ данных наглядно показал факт снижения темпов роста в 21 веке, что, впрочем, вполне закономерно. Так, для достижения 8а категории, скалолазам потребовалось 19 лет (после категории 7а). Трасса сложности 9а была пройдена ещё через 14 лет. С этого момента прошло уже 27 лет, и на сегодняшний день маршрут 10а категории видится только в весьма отдалённой перспективе.
Установленная зависимость распределения рекордных прохождений по времени хорошо описывается логарифмической кривой. Регрессионная модель РСМ может быть представлена в следующем виде:
£ = 7,42 + 1,05^10(х),
где к — коэффициент роста спортивного мастерства в скалолазании; х — порядковый номер года (1982 = 1; 2021 = 40).
Таблица 1
Количественная шкала категорий
Категория Оценка Категория Оценка Категория Оценка
6а 6,00—6,16 7b 7,34—7,49 8с 8,67—8,83
6а+ 6,17—6,33 7b+ 7,50—7,66 8с+ 8,84—8,99
6b 6,34—6,49 7с 7,67—7,83 9а 9,00—9,16
6b+ 6,50—6,66 7с+ 7,84—7,99 9а+ 9,17—9,33
6с 6,67—6,83 8а 8,00—8,16 9b 9,34—9,49
6с+ 6,84—6,99 8а+ 8,17—8,33 9b+ 9,50—9,66
7а 7,00—7,16 8b 8,34—8,49 9с 9,67—9,83
7а+ 7,17—7,33 8b+ 8,50—8,66 9с+ 9,84—9,99
Год Категория Год Категория Год Категория
1982 8а 1983 8а+ 1984 8b
1985 8b+ 1986 8Ь+/С 1987 8с
1988 8с 1989 8с 1990 8с+
1991 9а 1992 9а 1993 9а
1994 9а 1995 9а/9а+ 1996 9а+
1997 9а/9а+ 1998 9а+ 1999 9а+
2000 9а+ 2001 9а+ 2002 9а/9а+
2003 9b 2004 9b 2005 9а+
2006 9а+^ 2007 9b 2008 9b
2009 9b 2010 9а+ 2011 9b
2012 9b+ 2013 9b+ 2014 9а+
2015 9b 2016 9b 2017 9с
2018 9b+ 2019 9b+ 2020 9b+
2021 9b+
Таблица 2
Максимально сложные и рекордные прохождения на скалах за период с 1982 по 2021 гг.
Ю. В. Котченко
Характеристики модели. Коэффициент детерминации Я2 = 0,971; величина стандартной ошибки т = 0,07; критерий Фишера F = 1278 (— > -табл); уровень значимости р = 7,3Е-31; критерий Дарби-на-Уотсона = 1,71; автокорреляция остатков гА = 0,09.
а '
Представленная модель по своим характеристикам полностью отвечает требованиям регрессионного анализа и позволяет с необходимой точностью находить величину поправки коэффициента РСМ для заданного года с учётом аппроксимации данных и размерности прогнозируемого периода.
Предполагается, что модель требует пересмотра с периодичностью один раз в четыре года (олимпийский цикл), с целью учёта новых прохождений более сложных маршрутов. По этой причине использование модели в целях прогноза не должно превышать интервал в пять лет.
Выводы. В результате выполненных исследований собраны и проанализированы данные о рекордных прохождениях скалолазов за последние 40 лет.
Установлены временные закономерности и построена математическая модель, позволяющая рассчитать коэффициент роста уровня спортивного мастерства в скалолазании.
Список литературы
1. Власенко, П. С. Общие принципы тренировки локальной выносливости мышц сгибателей пальцев при занятии скалолазанием / П. С. Власенко, Ю. В. Байковский // Экстремальная деятельность чело века. — 2014. —№4 (33). — С. 7—9.
2. Ворожко, Ю. В. История развития скалолазания в мире: историография / Ю. В. Ворожко, Д. Д. Семенов // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции по скалолазанию. — М. : ГКУ «ЦСТпСа» Москомсиорта, 2049. — С. 131—14.
3. Ломовцев, Д. Ю. Оптимизация тренировочного процесса скалолазов, специализирующихся в лазании на трудность, на основе комплексного анализа уровня физической подготовленности / Д. Ю. Ломовцев, Д. А. Кравчук // Омский научный вестат. — 20—С. — № 4-111. — С. 2С7-24Т.
4. Шаратских, А. Ю. Особенности специальной физической подготовки спортсменов-скалолазов на тренировочном этапе (углублённой специализации) / А. Ю. Шаратских, И. И. Богатова // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2018. — № 2 (156). — С. 283—289.
5. Draper, N. Comparative grading scales, statistical analyses, climber descriptors and ability grouping / N. Draper, et al. // International Rock Climbing Research Association position statement, Sports Technology. — 2015. — Vol. 8:3-4. — Р. 88—94.
Поступила в редакцию 06 декабря 2021 г.
Для цитирования: Котченко, Ю. В. Динамика роста спортивного мастерства в скалолазании / Ю. В. Котченко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т. 7, № 3. — С. 88—91.
90
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2022. Т. Т, № 3
Сведения об авторе
Котченко Юрий Васильевич — кандидат технических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта. Севастопольский государственный университет, Россия, Севастополь. ORCID ID: 0000-0001-9083-5949. Author ID: 2042-7101. E-mail: [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2022, vol. 7, no. 3, pp. 88—91.
Dynamics of the improvement of sports skills in climbing Kotchenko Y.V.
Sevastopol State University, Russia, Sevastopol. ORCID ID: 0000-0001-9083-5949. Author ID: 2042-7101. E-mail: [email protected]
The article presents the results of studying the qualitative changes in the level of the sporting ability of climbers. The studies cover a time interval from 1982 to 2021. In the course of the research, data were collected on record ascents and as close as possible to them, as well as on the passage of the most difficult routes on rocky terrain. In total the 66 best performances from 8a to 9c of difficulty category were processed.
The objective of the research was to build a mathematical model that would describe the advancement in the skill level of climbers and calculate the rate of progress. To solve this problem, a quantitative ten-point scale of categories was created, which was used in parallel with the French categorical system for assessing rock climbing routes adopted in Russia. Based on the analysis of the collected data, a time series of the best performances was built and the dynamics of the advancement in the level of climbers' skill over the past 40 years was established. The observed changes are in the nature of a logarithmic relationship with a period of active advancement: 1982 — 1991, and a period of progressive decline in the rates of advancement in subsequent years.
The research allows us to build a mathematical model capable of determining the coefficient of the annual increase in the level of skill in rock climbing. The predictive capabilities of the model are estimated over a period of one Olympic cycle or a maximum five years.
Keywords: rock climbing, skill, lead climbing, progress, modeling.
References
1. Vlasenko P.S., Bajkovskij Y.V. Obshchie prin-cipy trenirovki lokalnoj vynoslivosti myshc sgibatelej palcev pri zanyatii skalolazaniem [General principles of training local endurance of the flexor muscles of the fingers during climbing]. Ekstremalnaya deyatel-nost cheloveka [Extreme human activity], 2014, no. 4 (33), pp. 7—9. (In Russ.).
2. Vorozhko Y.V., Semenov D.D. Istoriya razviti-ya skalolazaniya v mire: istoriografiya [The history of the development of rock climbing in the world: historiography]. Materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po skalolazaniyu, M. : GKU «CSTiSK» Moskomsporta. [Materials of the I All-Russian scientific and practical conference on rock climbing, GKU "TsSTiSK" Moskomsport]. Moscow, 2019. pp. 131-134. (In Russ.).
3. Lomovcev D.Y., Kravchuk D.A. Optimizaciya trenirovochnogo processa skalolazov, specializiruyush-chihsya v lazanii na trudnost, na osnove kompleksnogo
analiza urovnya fizicheskoj podgotovlennosti [Optimization of training process of sports-climbers specializing in climbing discipline "difficulty", on the basis of a comprehensive analysis of the level of physical readiness]. Omskij nauchnyj vestnik [Omsk Scientific Messenger], 2012, no. 4, pp. 247—249. (In Russ.).
4. Sharatskih A.Y., Bogatova I.I. Osobennosti specialnoj fizicheskoj podgotovki sportsmenov-skalolazov na trenirovochnom etape (uglublyonnoj specializacii) [Special physical training of athletes-climbers at the training stage (in-depth specialization)]. Uchyonye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P. F. Lesgaft], 2018, no. 2 (156), pp. 283-289. (In Russ.).
5. Draper, N. Comparative grading scales, statistical analyses, climber descriptors and ability grouping / N. Draper, et al. // International Rock Climbing Research Association position statement, Sports Technology. — 2015. — Vol. 8:3-4. — P. 88—94. DOI: 10.1080/19346182.2015.1107081
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/