Научная статья на тему 'Динамика развития российского автомобильного рынка'

Динамика развития российского автомобильного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
778
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова К. С.

Анализируются текущая ситуация на автомобильном рынке России, перспективы и прогноз его развития на период до 2010 г. Рассматриваются основные направления политики государства по отношению к отечественному автомобилестроению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика развития российского автомобильного рынка»

УДК 629.113.002:658

К.С. Шакирова (Москва, МГТУ «МАМИ»)

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА

Анализируются текущая ситуация на автомобильном рынке России, перспективы и прогноз его развития на период до 2010 г. Рассматриваются основные направления политики государства по отношению к отечественному автомобилестроению.

В последние годы рынок легковых автомобилей является одним из наиболее динамичных в стране. По оценкам Института консалтинга и статистики, продажи легковых автомобилей в 2001-2006 гг. увеличились в 3,8 раза в денежном выражении. Ежегодный прирост объема рынка в этот период времени составлял 30 % (для сравнения — оборот розничной торговли увеличивался в год на 24 %). Активный рост рынка позволил России войти в десятку стран — ведущих потребителей легковых автомобилей в мире.

При росте доходов населения спрос на легковые автомобили за 2001-2006 гг. увеличился на 38-40 %. Дополнительное расширение спроса на автомобили обеспечено за счет введения потребительского кредита и лизинга автомобилей. Исходя из такой ситуации, многие иностранные автопроизводители проявили интерес в сфере автомобилестроения. Они не просто инвестируют деньги, они строят целые заводы по производству автомобилей. Безусловно, это выгодно для них. А выгодно ли это для нас? Здесь необходим анализ ситуации.

Согласно прогнозу компании «Автомобильная статистика», в 2007 г. сборочные предприятия на территории РФ выпустят порядка 370-400 тыс. машин против 280 тыс., собранных в 2006 г. На 2008-2009 гг. намечено введение в строй еще ряда предприятий, первый камень в фундамент которых был заложен в 2005-2006 гг. Это заводы крупнейших мировых компаний таких, как Toyota, General Motors, Volkswagen и Nissan. К тому времени на территории России уже будет выпускаться свыше 500 тыс. иномарок в год, а введение в строй этих предприятий позволит к 2010-2011 гг. превысить уровень сборки в один млн единиц. Тем самым доля иномарок в российском автопроме превысит долю традиционных российских марок [2].

Правительству Москвы вместе с Федеральными властями необходимо предпринять меры по развитию инфраструктуры дорожной сети. В старом Генеральном плане Москвы, который был создан еще в советские времена, и не могли предположить, что количество машин будет возрастать такими темпами, но сегодня аналитики обязаны все просчитать.

Емкость российского автомобильного рынка из года в год стремительно растет. Так, если в 2001 г. суммарные затраты россиян на покупку новых легковых автомобилей составляли менее $9 млрд, то в 2006 г. они

выросли до $23,6 млрд На протяжении последних пяти лет финансовая емкость российского рынка прирастает на 30-40 % в год (в долларовом эквиваленте), что является одним из лучших показателей в мире. Фактически по этому параметру мы уступаем только Китаю. Если сохранятся все текущие тенденции, то уже по итогам 2007 г. затраты россиян на покупку автомобилей превысят $30 млрд.

В дальнейшем резко возрастает угроза экспансии импорта на фоне удешевления иномарок, которое весьма вероятно при введении в Европе новых экологических стандартов и правил утилизации старых автомобилей. В рамках сложившихся тенденций импорт автомобилей увеличился к 2006 г. примерно в полтора раза и покрыл более половины прироста общего спроса на автомобили.

Аналитики отмечают, что начиная с 2001 г. российские автолюбители на покупку иномарок стали тратить больше, чем на покупку отечественных автомобилей, хотя вплоть до 2000 г. перевес был на «нашей» стороне. И если пять лет назад расчеты затрат между «нашими» и иномарками показывали примерное равенство долей (49:51), то по итогам 2006 г. видна полная и безоговорочная победа иномарок (77:23). По данным отдела аналитики, в 2006 г. на автомобили LADA россиянами было потрачено $4,68 млрд, на другие отечественные машины — $750 млн, на новые иномарки — $13,45 млрд и на иностранный «секонд-хэнд» — $4,72 млрд. Суммарная емкость рынка, как уже говорилось выше, составила $23,6 млрд. Всего в 2006 г. в России было продано 1,76 млн машин, а средневзвешенная цена одного автомобиля за год выросла с $11,1 тыс. до $13,4 тыс. [6]

Январь-сентябрь 2006 Январь-сентябрь 2005

Иномарки, произве- Импортные

подержанные

Рис. 1. Структурарынка легковыхавтомобилей в России по происхождению машин

В столице сейчас работает более 200 официальных дилеров, 90 % из которых торгуют иномарками. Московский рынок из года в год неуклонно растет.

Российские машины все больше теряют свое главное конкурентное преимущество перед иностранными автомобилями — низкую стоимость. Но, по мнению ряда экспертов, реальную угрозу для российского автопрома представляют не только европейские производители, но и представители восточных стран, которых также заинтересовал наш рынок.

На Урале, Дальнем Востоке и в Сибири в настоящий момент ведутся переговоры по нескольким проектам с китайскими и корейскими производителями. В частности, китайская компания Great Wall объявила о договоренности с Татарстаном о строительстве сборочного производства. УАЗ активно работает с корейской компанией SsangYong. Российским рынком заинтересовалась и Индия: Руспромавто собираются работать с индийским Marshall.

Сборочные производства иномарок в России стали основным фактором роста автомобильного рынка. Продукция отечественного автомобилестроения не выдерживает конкуренции с недорогими иномарками российского производства.

Отечественный автопром находится в неоднозначной ситуации. С одной стороны, ожидается рост спроса на внутреннем рынке, с другой — этот спрос может в значительной мере быть заполнен дешевеющими подержанными иномарками. В связи с ведением более строгих норм Евро-4 в Европе подержанные иномарки потекли рекой в Россию. Подобное развитие рынка губительно для отрасли и вредно для экономики страны в целом.

20СН

150

100

50-

Рис. 2. Динамика производствалегковых автомобилей за январь-сентябрь 2006 г.

Объем российского рынка легковых автомобилей к 2011 г. вырастет в 2 раза — до 4 млн автомобилей в год. Такой прогноз сделал руководитель отдела по работе с клиентами автомобильной промышленности для Центральной и Восточной Европы консалтинговой компании Emst&Young Питер Фусс.

В минувшем году российский рынок легковых автомобилей увеличился на 20 % по сравнению с 2005 г., перешагнув рубеж в 2 млн машин. Наибольший рост наблюдался в производстве иномарок российской сборки — около 80 %.

К 2009 г. объем рынка превысит 3 млн автомобилей. К тому времени выпуск «российских иномарок» начнет превосходить по темпам роста производство отечественных автомобильных брендов.

Как отмечается в отчете Emst&Young, к 2010 г. объем производства иномарок в России составит около 1 млн штук в год, а традиционных российских брендов — не более 700 тыс. Для сравнения, в 2006 г. в России было произведено 100 тыс. иномарок и 1 млн отечественных автомобилей.

Уже сейчас Россия стала третьей в мире страной по объему автомобильного рынка и зафиксированному росту. В ближайшее время Западная Европа будет доминировать в сфере производства автомобилей. «Но здесь существует проблема избыточных мощностей, в результате чего взгляд производителей Западной Европы будет обращен в сторону Восточной Европы, в частности на Россию», — отметил Фусс. По его оценке, рыночный потенциал России превосходит Центральную и Восточную Европу.

Единственным серьезным производителем российских брендов выступает АвтоВАЗ, который производит около 700 тыс. легковых автомобилей в год. По информации руководства АвтоВАЗа, продажи автомобилей в России восстановились после кризиса 1998 г. ив 2002 г. превзошли 1,5 млн. Из этого числа примерно 2/3 — российского производства и 1/3 — импортных. Растет покупательская способность населения. На автомобильном рынке данная тенденция до 2002 г. проявлялась количественно. Но начиная с 2002 г. большим спросом стали пользоваться автомобили с высоким уровнем потребительских характеристик. Покупатели предпочитают более надежные автомобили с более качественной сборкой. Они думают о своей безопасности, а отечественные автомобили, разработанные более 15 лет назад, не подвергались никаким изменениям, т. е. они морально устарели. И российские производители не делают ничего для улучшения качества своей продукции, а качество, как известно, один из принципов конкуренции. Заводы производят больше продукции, чем требуется, и, как результат, происходит простаивание машин у дилеров. Для сравнения стоит сказать, что иномарку, независимо от того, собрана ли она в России или за границей, необходимо ждать от нескольких месяцев до года. И очереди только увеличиваются. Экспертные оценки на 2010 г. колеблются в пределах производства 2-2,5 млн автомобилей, но это очень оптимистичный вариант [5].

ГАЗ производит около 50 тыс. машин, но в будущем он, скорее всего, откажется от производства марки «Волга» в пользу «Ск^1ег».

2006 год

2005 год

Отечественные автомобилі других марок

произведенные

ЙМІ 11,9%

в России Автомобили ВАЗ

Рис. 3. Распределение долей легковых автомобилей, произведенных в России. 2005-2006 гг.

В 2006 г. были озвучены прогнозы о дальнейшем развитии российского автопрома и рынка, многие из которых пессимистичны для российских производителей. Они предрекают уже к 2010 г. замещение их продукции машинами импортного производства, пли же за счет производства иномарок на российской земле. Безусловно, можно рассматривать любой прогноз в двух вариантах — оптимистичном и пессимистичном. Первый предполагает неизменное сохранение до 2010 г. действующего нормативно-правового поля и отсутствие каких-либо административных воздействий на развитие производства и автомобильного рынка; второй — реализацию ряда мер с целью поддержки российского автопрома и обеспечения роста объемов производства, развития высокотехнологических отраслей, роста налоговых поступлений, увеличение числа рабочих мест, сохранение стабильной социальной обстановки.

При вступлении в ВТО Россия должна четко определить приоритеты в автомобильной промышленности. Эти приоритеты должны быть направлены на создание внутри нашей страны конкурентоспособных автомобильных производств, в том числе с иностранным участием. Для этого необходимы временные импортоограничивающие меры по ввозу готовой продукции, в особенности — для подержанных иномарок, и предприняты шаги по стимулированию модернизации и расширения внутреннего производства, в том числе путем поддержки экспорта.

19 мая 2005 г. прошло заседание Правительства РФ по вопросу реализации в среднесрочной перспективе (2005-2010 гг.) приоритетных задач, предусмотренных Концепцией развития автомобильной промышленности России.

С учетом реализации основных положений проекта программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2010 гг.) предусмотрено решение определенных приоритетных задач. Но тенденции таковы, что производство российских автомобилей уменьшается, а иномарок растет. И результатов в связи с введе-

нием Концепции пока не видно. Концепция развития автомобильной промышленности России не стала основой национальной политики в автомобильной отрасли.

В этой связи необходимо сформулировать промышленную политику в области автомобилестроения и рассчитать, как иностранный капитал будет внедряться и на каких условиях.

Политика государства по отношению к автомобилестроению должна проводится по следующим основным направлениям:

1. Создание условий для отечественных и иностранных инвесторов, прежде всего для тех, которые приносят с собой новые технологии и опыт управления.

2. Создание условий наибольшего благоприятствования для приоритетных направлений, таких как организация выпуска семейного легкового автомобиля, автомобильной техники для общественного транспорта, транспортных средств для инвалидов, военной автомобильной техники, ключевых автомобильных компонентов, определяющих технический уровень и конкурентоспособность этой техники.

3. Осуществление заказа автомобильной техники для государственных нужд (государственный оборонный заказ).

4. Стабилизация (замораживание) таможенных пошлин на импортируемую автомобильную технику, снижение (введение ступенчатых) таможенных тарифов на высокоэффективные импортные комплектующие изделия в соответствии со сроками освоения аналогичной продукции в России, введение защитных мер по ввозу на территорию России автомобильной техники с большим сроком эксплуатации.

5. Расширение новых форм финансирования фундаментальных исследований и прикладных разработок, в том числе на конкурсной основе через бюджетные и небюджетные фонды и программы; обеспечение бюджетного финансирования научно-технического сопровождения государственного регулирования в области стандартизации, сертификации и качества продукции автомобилестроения.

Указанные меры по возможности должны повысить инвестиционную привлекательность предприятий и позволят накапливать потенциал для его использования в перспективе с целью освоения новых отечественных и лицензионных автомобилей.

В заключении следует отметить, что российский рынок является очень емким, и мы не можем допустить, чтобы в нашей стране львиную долю этого рынка определяли иностранные корпорации, т. е. необходимо проанализировать возможные перспективы российского автомобилестроения и его удельный вес на отечественном рынке и, соответственно, рассчитать оптимальное соотношение продаж отечественных и иностранных автомобилей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Автомобильная промышленность: анализ, прогноз, варианты стратегии. Материалы Института комплексных стратегических исследований, представленные на семинаре «Стратегия развития». — М., Высшая школа. бизнесаМГУ. 21.10.2006.

2. Авторевю. — 2006. — № 4. — С. 45.

3. Каданников В.В. Значение исторической науки для анализа путей развития ОАО «АВТОВАЗ» и отечественной автомобильной промышленности. История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность // Материалы II Всероссийской научной конференции. 26-27 октября 2005 г. — Тольятти, 2005. — С. 29.

4. Концепция развития автомобильной промышленности России: Распоряжение правительства № 978 р 16 июля 2002 г.

5. Компания. — 2006. — № 6. — С. 39.

6. Материалы Минэкономразвития России. — Режим доступа: www.economy.gov.ru.

7. Христенко В. О реализации в среднесрочной перспективе (20052008 гг.) приоритетных задач, предусмотренных Концепцией развития автомобильной промышленности России // Доклад на заседании Правительства РФ по проблемам автомобильной промышленности. См.: Инновационный портал Уральского Федерального округа.

УДК 622.33:338.45

Д.Б. Ахметханова (Тула, ТулГУ)

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ЗАДАЧ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ

Рассматриваются проблемы воспроизводства и использования минеральносырьевой базы в условиях сложившейся сырьевой ориентации экономики страны, подчеркивается необходимость совершенствования действующей и разработки новой государственной минерально-сырьевой политики, прежде всего ее региональных аспектов, которые в течение ряда последних лет сдерживают развитие законодательства о недрах и нуждаются в первоочередном рассмотрении.

Действующее законодательство в области отношений природопользования, сформированное в середине 90-х гг., при всех его реальных недостатках обеспечило выживаемость минерально-сырьевого комплекса в условиях кризиса; а топливно-энергетический комплекс фактически спас экономику страны от развала.

С 2000 г. высокими темпами восстанавливается производство нефти, угля, руд черных и цветных металлов, горно-химического сырья, намети-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.