где Xöt/> - затраты менеджера уровня а на обладание компетенций ß ; руб. К aß - коэффициент потери конкурентоспособности при не использовании менеджером уровня а блока компетенций ß ;
Использование модели в крупных компаниях поможет службе HR в формулироваии компетентностных требований к работникам и поможет в вопросах регулирования уровней зарплат различных категорий менеджеров.
Кантемирова К.В., Васильева В.В.
Научный руководитель - Чиповская И. С.
ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ПОДДЕРЖКЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА
Автомобильная промышленность — одна из ведущих отраслей промышленности России. Это подтверждается статистическими данными. Так, численность работающих в ней составляет 4,6% от всех занятых в промышленности в целом и 13% — от работников машиностроении.
Автопром даёт 3,8% от всего объёмов промышленного производства и 23% от объёмов машиностроения. Инвестиции в основной капитал предприятий автомобилестроения также растут неуклонно с 2000 года. В текущем году их доля составила свыше 35% от всех инвестиций в машиностроение. Объемы производства автомобильной техники в 2000—2008 годах также увеличивались по нарастающей: выпуск легковых автомобилей — с 838,8 тысяч до 1 млн. 150 тысяч, грузовых автомобилей— с 145,8 тысяч до 210 тысяч, автобусов — с 45,7 тысяч до 82 тысяч единиц (почти в 2 раза).
Кризис сказался на планах россиян в отношении приобретения автомобилей. Три года назад о готовности купить автомобиль (отечественный или импортный) в течение ближайшего месяца заявлял 1 % опрошенных, в настоящее время таковых практически не осталось. Наполовину меньше стало и тех, кто собирается купить машину в течение года. А количество тех, кто не собирается покупать автомобиль вообще, увеличилось с 81 до 85%. Среди тех, кто все-таки планирует покупку личного авто, 37% не знают, из каких источников возьмут средства. В 2006 году доля таких россиян составляла всего 10%.
Ёмкость российского рынка автомобильной техники за последние годы существенно выросла. Прогнозируется дальнейшее расширение рынка. Удовлетворение потребностей автомобильного рынка в основном за счёт производства на территории России — как на существующих заводах, так и на вновь созданных сборочных производствах — может быть осуществлено только при целенаправленной промышленной политике государства, которая выражена в Концепции развития автомобильной промышленности России до 2010 года. По оценкам ВЦИОМ на сегодняшний день автомобиль имеется у 39% российских семей. Тремя годами ранее этот показатель составлял 37%». За последние годы значительно вырос спрос на автомобили иностранного производства. Количество владельцев иномарок увеличилось с 27% в 2006 году до 41% в настоящее время. Новые иномарки имеют 14% россиян, 27% пользуются подержанными. Спрос на отечественные автомобили снизился. В 2006 году доля владельцев российских автомашин составляла 75%, сейчас — 63%.
Расчеты экономической службы государства свидетельствуют о том, что если бы не были повышены пошлины на ввоз иномарок в 2009 г. в Россию было бы ввезено 850-900 тыс. иномарок и это убило бы наш автопром, а ведь в этой сфере работает более 2 млн человек. Кроме того отечественные авто — это давно уже результат сотрудничества России и ведущих мировых производителей в этой отрасли. У Камаза 10% акций продано немецкому концерну Daimler, Renault выкупил 25% АвтоВАЗа, а ГАЗ выкупил у американского Chrysler права на Sewbring и продает его под маркой GAZ Siber.
Российский рынок легковых автомобилей - один из наиболее динамично развивающихся секторов потребительского рынка, демонстрирующий устойчивый рост. Рост доходов населения обеспечивает увеличение спроса, как на импортные, так и на российские автомобили. Российский легковой автопарк характеризуется высокой долей машин с большим сроком эксплуатации.
На рисунке 1 (Источник: Минпромэнерго РФ) отображена тенденция к увеличению доли новых импортных автомобилей, а также импортных автомобилей промышленной сборки в структуре рынка легковых автомобилей на 2008 год. Причем рост числа новых иномарок затрагивает, в основном, ценовой сегмент $15 и более тыс, лишь небольшая часть этих машин включается в сегмент от $ 7 до 8 тыс. Между тем,, массовый спрос российских потребителей сосредоточен в диапазоне между $ 6 и 10 тыс. за автомобиль, и именно этот ценовой сегмент является полем наиболее острой конкуренции производителей на автомобильном рынке России Надо отметить, что в настоящее время покупатели имеют возможность, используя систему автокредитования, приобретать более качественную импортную продукцию, игнорируя отечественную, тем более, что отпускные цены на отечественные легковые автомобили растут и стремятся сравняться с ценами на импортные, а качество российских автомобилей улучшается незначительно. Так же ежегодное увеличение импорта легковых автомобилей является серьезной угрозой отечественному производителю.
до 4 4-5 5 В 67 7-8 & -10 10 15 15 20 более 20
ТЫС доля
Рис. 1 Ценовая структура рынка легковых автомобичей на 2 О ОН год
Среди отечественных производителей легковых автомобилей наибольшей популярностью у российского покупателя пользуются ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "ИжАвто", ОАО "ГАЗ", ОАО "ЗМА" (рис. 2). По данным "АСМ-Холдинг", наибольший прирост объемов продаж в 2007 г продемонстрировали ООО "ТагАЗ" - в 4,1 раза, ЗАО "Автотор" - 72%, ЗАО "Форд Мотор компани" -58,4%. Сокрагили продажи легковых автомобилей ЗАО "Рослада" - на 36,8%, ОАО "УАЗ" - на 5,6%, ОАО "ИжАвто" - на 0,3%.
800000 т 700000 600000 500000 -Н-400000 300000 200000 100000 -Н
о
.п -
о- ^ ^ ^ ^ Л? ^
СГ сГ о
сГ
о*"
•О
о
¿г
Л
А*
Л
Рис. 2 Объем продаж автомобилей российского производства в 2007 г , тыс шт
Российский рынок легковых автомобилей в настоящее время характеризуется: Медленным но устойчивым общим ростом рынка в количественном выражении (2-3% в год); Увеличением средней цены и, как следствие, быстрым ростом рынка в денежном выражении (20-30% в год); Увеличением объемов продаж в ценовом сегменте от 10 до 25 тысяч долларов; Устойчивым ростом доли импортных легковых автомобилей и автомобилей производственной сборки; Существенным снижением доли продаж подержанных автомобилей; Повышением уровня требований покупателей к качеству легковых автомобилей, а также к комплексу услуг, предоставляемых продавцом.
Перечисленные факторы обуславливают формирование жесткой конкурентной среды для отечественных производителей. В этих условиях особенно важно разрабатывать эффективную маркетинговую политику, соблюдать соотношение «цена — качество» для продукции, снижать издержки производства. Парк автомобильной техники России достаточно старый (по легковым, грузовым автомобилям и автобусам более 50% техники со сроком эксплуатации более 10 лет - что само по себе является серьезным "потенциалом" для ДТП). Поэтому государство принимает меры по ограничению ввоза подержанной автомобильной техники в страну. 97% автопрома находится в руках собственников и, к сожалению, до сих пор бизнес не решил вопрос надежности автокомпонентов автотранспортных средств. Через введение технических регламентов (разработанных и разрабатываемых) государство повышает требования к продукции и заставляет собственников повышать качество своей продукции. Так, например, правительство приказало к 2008 году все выпускаемые отечественные автомобили оборудовать подушками безопасности.
К тому же, правительство Российской Федерации одним из первых утвердило технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". Этот документ уточняет требования к выбросам от автотранспортных средств и определяет переход на более жесткие уровни требований. Что касается утилизации, то в настоящий момент также разрабатывается технический регламент по утилизации автотранспортных средств. В скором будущем, Россия планирует вступить в ВТО (Всемирная торговая организация), это значит, что российский автопром должен интегрироваться в мировое автомобилестроение, заняв определенную нишу самых дешевых автомобилей. Однако при этом должна быть решена проблема повышения их качества. Как известно, российские автомобили не отличаются надежностью и продолжительностью службы, из-за чего они и имеют негативное отношение потребителей
Правительство РФ готовит комплекс мер по поддержанию отечественного автопрома. В нем будут учтены предложения российских автопромышленников. Они предусматривают повышение пошлин на подержанные иномарки, рост транспортного налога для юридических лиц, использующих подержанные авто, а также снижение тарифов ОСАГО для автовладельцев, эксплуатирующих новый автомобиль, и введение пониженного акциза на экологичное топливо. Эти меры должны создать
условия, при которых покупка и эксплуатация старой техники будет невыгодна. Кроме того, были введены пошлины на импорт окрашенных автомобильных кузовов в размере 15%, но не менее 5 тыс. евро за кузов (сейчас 15%). Это было сделано для того, чтобы сделать невыгодной "отверточную" сборку автомобилей в РФ и поддержать заводы, работающие по полному производственному циклу. Кроме того, таким способом чиновники ограничили ввоз так называемых "конструкторов" из Японии, когда под видом запчастей в страну ввозили разобранные автомобили, собирали их на автосервисах, а затем ставили на учет в ГИБДД по документам от другой машины.
Предлагается также продлить режим промсборки, который позволял почти беспошлинно ввозить отдельные узлы и агрегаты для сборки авто компонентов. В 2007 году Минэкономразвития остановило промсборку как противоречащую условиям ВТО. Однако вступление в ВТО затягивается, а без развития компонентной базы заводы иностранных автоконцернов в России не смогут выйти на локализацию в 30%, сообщает РОСФИНКОМ. Конечно, все эти изменения негативно сказываются как на кошельке потребителя, особенно дальневосточников, так во многом и на отношение к действующей власти. В связи с этим Правительство РФ решило обнулить таможенные пошлины на ввоз комплектующих для промышленной сборки автомобилей. Как говорится в соответствующем постановлении, опубликованном на сайте правительства, нулевые пошлины будут действовать на импорт коробок передач, ремней безопасности, ведущих мостов, колес, систем подвески, стабилизаторов, радиаторов и рулевых колес.
Кроме того, таможенные пошлины будут обнулены на ввоз двигателей рабочим объемом более 2,8 литра, используемые при сборке тракторов, автобусов вместимостью 10 и более человек, легковых автомобилей, грузовиков и спецтранспорта. За ввоз двигателей, используемых для производства автобусов вместимостью более 20 человек, размер таможенной пошлины составит пять процентов.
Нулевые пошлины будут действовать в течение девяти месяцев, а в силу постановление правительства вступит через два месяца с момента его официального опубликования. Повышение таможенных пошлин - неудачная мера для поддержания отечественного автопрома. По результатам опроса, 53 процента россиян высказывались против повышения пошлин, и лишь 24 процента поддержали инициативу правительства, В совокупности с проведением разумной ценовой политики, политики формирования доходов, финансирования и кредитования, а также льготной налоговой политики в отношении средств, направляемых на развитие производства, это является залогом стабилизации производства автотранспортных средств, обеспечения занятости.
ЛИТЕРАТУРА
1. http://www.gov.ru/
2. http://news.drom.ru/
3. http://www.kamaz.ru/ru/media/articles
4. http://www.rpw.ru/public/avtoprom.litml
5. Доклад Министра транспорта Российской Федерации И.Е.Левитина на совещании по программе развития транспортной инфраструктуры в 2009 году и антикризисных мерах в транспортном комплексе
6. Таможенное законодательство РФ
Туликова O.A., Татарников Д.С., Быкова А.Б.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Экономический кризис оказывает негативное влияние на деятельность большинства предприятий: растут затраты, снижается эффективность производства, ухудшается платежеспособность. Особенно сильно эти тенденции проявляются в деятельности малых предприятий, не имеющих достаточного финансового потенциала. В этих условиях все более серьезное внимание должно уделяться логистике, т.к. именно оптимизация логистических процессов