Научная статья на тему 'Динамика развития конфликтного потенциала и трансформация среды безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе'

Динамика развития конфликтного потенциала и трансформация среды безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
18
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Азиатско-Тихоокеанский регион / баланс сил / АСЕАН / инициатива "Один пояс – один путь" / проблемы безопасности / новая нормальность / военно-морской потенциал / Asia-Pacific / balance of power / ASEAN / China’s Belt and Road initiative / security issues / new normal / naval and maritime capabilities

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иван Николаевич Золотухин

Статья представляет собой рецензию на коллективную монографию "Оценка безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 2023. Ключевые события и тенденции". В работе отражены различные сценарии развития событий, связанных с проблемами безопасности, и обозначены их вероятные негативные последствия для мира и процветания в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of the development of conflict potential and the transformation of the security environment in the Asia-Pacific

The article reviews the book "Asia-Pacific regional security assessment 2023. Key developments and trends". The work reflects various scenarios for the development of the events related to the security issues and outlines their probable negative consequences for peace and prosperity in the region.

Текст научной работы на тему «Динамика развития конфликтного потенциала и трансформация среды безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе»

РЕЦЕНЗИИ REVIEWS

Рецензия УДК 327

https://doi.org/10.24866/2542-1611/2023-4/140-145

Известия Восточного института. 2023. № 4. С. 140-145. Oriental Institute Journal. 2023. No. 4. P. 140-145.

Динамика развития конфликтного потенциала и трансформация среды безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Иван Николаевич ЗОЛОТУХИН

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья представляет собой рецензию на коллективную монографию "Оценка безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 2023. Ключевые события и тенденции". В работе отражены различные сценарии развития событий, связанных с проблемами безопасности, и обозначены их вероятные негативные последствия для мира и процветания в регионе.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, баланс сил, АСЕАН, инициатива "Один пояс - один путь", проблемы безопасности, новая нормальность, военно-морской потенциал

Исследование выполнено при финансовой поддержке Фонда ДВФУ и Дальневосточного федерального университета. Проект № 22-08-06-006

Для цитирования: Золотухин И.Н. Динамика развития конфликтного потенциала и трансформация среды безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Известия Восточного института. 2023. № 4. С. 140-145. https://doi. org/10.24866/2542-1611/2023-4/140-145

Review

https://doi.org/10.24866/2542-1611/2023-4/140-145

The dynamics of the development of conflict potential and the transformation of the security environment in the Asia-Pacific

Ivan N. ZOLOTUKHIN

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, [email protected]

Abstract. The article reviews the book "Asia-Pacific regional security assessment 2023. Key developments and trends". The work reflects various scenarios for the development of the events related to the security issues and outlines their probable negative consequences for peace and prosperity in the region.

Keywords: Asia-Pacific, balance of power, ASEAN, China's Belt and Road initiative, security issues, new normal, naval and maritime capabilities

The study was carried out with financial support from the FEFU Foundation and the Far Eastern Federal University. Project No. 22-08-06-006

For citation: Zolotukhin I.N. The dynamics of the development of conflict potential and the transformation of the security environment in the Asia-Pacific // Oriental Institute Journal. 2023. № 4. P. 140-145. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2023-4/140-145

Вопросы международной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в силу значимости происходящих на его пространстве событий и процессов для мирового порядка находятся в фокусе особого внимания экспертного и научного сообщества. Нарастание кризисных явлений в региональной подсистеме подрывает формировавшуюся десятилетиями парадигму международного экономического сотрудничества, ставит под сомнение эффектность многосторонних структур, ориентированных на противодействие традиционным и нетрадиционным угрозам безопасности. Непрекращающееся соперничество мировых держав влияет на развитие конфликтного потенциала в АТР, ещё больше усиливая глобальную геополитическую турбулентность.

© Золотухин И.Н., 2023

Вызовам безопасности, которые влекут трансформацию международной среды, посвящен выпущенный в этом году сборник аналитических материалов, подготовленный при содействии Международного института стратегических исследований (IISS). Коллективная монография под названием "Оценка безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 2023. Ключевые события и тенденции" [4] содержит экспертизу международных проблем, которые за последний год неоднократно становились инфоповодами и широко освещались в медиапространстве. Авторы сборника осветили военный конфликт на Украине и его влияние на безопасность в АТР, перипетии вокруг тайваньской проблемы, военно-морской потенциал региональных держав. К юбилею инициативы "Пояса и пути" был подготовлен анализ развития проекта и его нынешнего состояния. Особое внимание эксперты уделили политическим, транспортно-инфраструктурным и финансово-техническим препятствиям в реализации масштабной стратегии продвижения "мягкой силы" Китая. Отдельно были рассмотрены сюжеты касательно укрепления оборонного потенциала Японии и ситуации в Мьянме после февраля 2021 г.

Среди перечисленных проблем украинский конфликт заслуживает отдельного внимания, поскольку он подкрепил широко распространенное на Западе убеждение о взаимосвязанности европейской безопасности и безопасности в АТР. В вводной главе "Война на Украине и баланс сил в АТР" Джеймс Крэбтри и Юан Грэм предлагают предварительный анализ оперативных и стратегических уроков вооружённого конфликта, длящегося с февраля 2022 г. Авторы считают, что его эскалация может ускорить тенденции к увеличению военных расходов, модернизации вооруженных сил и развитию национального оборонного потенциала в АТР.

Через призму российско-украинского противостояния авторы проводят аналогии с ситуацией вокруг Тайваня, демонстрируя возможные сценарии развития конфликта между Китаем и США. Украинский кризис рассматривается ими как серьёзный вызов способностям США и их европейских партнёров распределить ограниченные оборонные ресурсы между Евроатлантикой и Пацификой. Тем самым возникает необходимость переосмысления Вашингтоном методов сдерживания Китая.

Крэбтри и Грэм предполагают, что ядерный шантаж со стороны России, делающий невозможным прямое военное вмешательство третьих сил на стороне Украины, мог усилить сомнения в эффективности гарантий безопасности США в АТР. В то же время, по их мнению, Украину можно рассматривать как один из самых успешных примеров наращивания военного потенциала перед полномасштабными боевыми действиями с превосходящими силами противника в новейшей истории, что может стать уроком для Тайваня. С другой стороны, необходимость европейских союзников США сосредоточиться на Украине делает маловероятным то, что они смогут разработать более решительные подходы к АТР в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Упоминая о том, что война на Украине представляет собой крупный межгосударственный конфликт, который, вероятно, будет иметь долгосрочные глобальные последствия, авторы между тем не указывают причин его возникновения. Также обойдена вниманием роль США в нагнетании украинского кризиса (лишь вскользь упоминается, что расширение НАТО на восток представляет собой стратегическую провокацию для Москвы [5], и не рассмотрено значение Украины для интересов безопасности России, что делает анализ односторонним).

С точки зрения авторов, успех США на украинском направлении укрепит существующий международный порядок как в Европе, так и в АТР. Вместе с тем возможный триумф Запада может иметь и обратные последствия, вынуждая Китай пойти на более изощрённые действия в отношении Тайваня. Большинство же государств АТР, опасающихся открыто критиковать Москву, увидят в победе Запада не только торжество демократии, но и гегемонизма.

Хотя война на Украине остаётся в центре внимания всего мира, в последующих четырех главах главным долгосрочным вызовом существующему международному порядку представляются действия Китая. В главе Найджела Инкстера "На-

пряженные американо-китайские отношения и растущая угроза Тайваню" отмечается, что политика Пекина и Вашингтона в направлении друг друга основана на убеждённости в намерениях каждой из сторон подорвать позиции своего конкурента на международной арене, примером чего стали торговые и технологические войны, а также серьезные разногласия вокруг Тайваня. После начала вооруженного конфликта на Украине возникли спекуляции о форсированном решении тайваньского вопроса со стороны Китая, но, несмотря на модернизацию и существенное усиление китайских вооруженных сил, автор не находит этому доказательств.

По мнению Инкстера, решение Пекина по тайваньскому вопросу будет основываться на анализе действий США и их союзников, особенно с точки зрения налагаемых ими против Китая экономических и технологических санкций. Таким образом, США должны соблюдать осторожность, принимая меры по снижению риска тайваньского конфликта, избегая при этом действий, которые могут спровоцировать Пекин к силовому варианту его решения. Поэтому Вашингтон продолжает придерживаться нарратива "стратегической неопределенности" вместо чётких обязательств помочь Тайбэю в случае китайской интервенции. В то же время американская сторона согласилась на серию крупных продаж оборонного оборудования на остров, параллельно активизировав контакты официальных лиц США и Тайваня.

Это привело к военно-морским и воздушным учениям НОАК вокруг Тайваня. Все более частными и масштабными стали вторжения китайских военных самолетов в опознавательную зону ПВО Тайваня. Тем самым попытки Китая запугать Тайвань стали "новой нормальностью"1 по обе стороны пролива, однако Пекин явно не готов пойти на крайние шаги в преодолении стратегии сдерживания, поскольку это чревато катастрофическими последствиями не только для него самого, но и для всего мира.

Хотя заявления Китая о "воссоединении с Тайванем" остаются важной темой в международном политическом дискурсе, именно растущая военно-морская мощь КНР создаёт стратегический вызов региональной безопасности. В своей главе "Азиатско-Тихоокеанский военно-морской потенциал: новая оперативная динамика" Ник Чайлдс говорит о том, что США и их союзники координируют совместные усилия для того, чтобы не допустить стратегического дисбаланса в пользу Китая в водах Тихого и Индийского океанов. Вместе с тем автор призывает остерегаться не только недооценки китайских вооруженных сил, но и вероятности усиления сотрудничества между Китаем, Ираном и Россией в военно-морской сфере. Для Чайлдса именно Россию, для которой Тихий океан является одним из стратегических приоритетов [3], не следует сбрасывать со счетов как наиболее значимого для Китая партнёра в АТР, обладающего ведомым военно-морским потенциалом.

В условиях отсутствия прямых военно-морских столкновений сложно оценить боевую эффективность ВМС НОАК, также как возможности США с их союзников оперативно сдерживать китайские амбиции в рамках океанской стратегии. В то же время наращивание боевых ресурсов как со стороны Китая, так и со стороны его стратегических противников повышает градус напряженности в АТР.

Морская стратегия Китая является важным инструментом реализации инициативы "Один пояс - один путь" (ОПОП), которая подразумевала расширение диапазона всеобъемлющего и взаимовыгодного партнёрства Поднебесной со странами Евразии и Африки, благодаря созданию инфраструктуры, способствующей взаимосвязи глобальных торговых маршрутов. Однако прогнозы в отношении ОПОП как нового мощного образования на мировой арене (прежде всего в АТР), опирающиеся во многом на растущую силу и возможности Китая, оказались, по мнению некоторых экспертов, слишком оптимистичны, Так, Мейя Нувенс в своей главе "Китайская инициатива "Один пояс - один путь" десять лет спустя" отмеча-

1 Новая нормальность или новая реальность (new normal) - быстрое возникновение новых явлений, которые становятся нормой для общества. Однако развитие новых явлений трудно прогнозировать, что ведёт к снижению их предсказуемости и влечёт рост неопределенности [1]. Подробнее о новой нормальности в ЮВА см., например [2].

ет, что на пути реализации проекта китайское руководство столкнулось с серьезными политическими и экономическими трудностями, которые привели к смещению Пекином акцентов с проектов транспортно-промышленной инфраструктуры к так называемым "глобальным цифровым инвестициям" через инновационную модель ОПОП - Цифровой шёлковый путь. Данная инициатива, направленная на "глобальный Юг", по мнению автора, призвана продвигать нарративы китайской мягкой силы.

Пекин стремится задействовать гибкие способы продвижения своего влияния, прежде всего китайские информационные платформы, способствуя цифровой трансформации в странах по маршруту ОПОП. Автор отмечает, что спрос на китайские 1Т-продукты в АТР значительно выше, чем среди западных стран, которые из соображений безопасности пошли на ограничение цифровой экспансии Китая.

Состояние внутренней экономики Китая может усложнить его кредитование стран с высокой степенью политических рисков. В этом отношении, по мнению Нувенс, использование Китаем дипломатии "долговой ловушки" с целью строительства объектов двойного назначения, которые можно было бы использовать для поддержки его программы расширения военно-морских сил, экономически нецелесообразно и больше основано на предположениях некоторых западных стран [8].

Несмотря на то, что Пекину будет нелегко изменить траекторию военно-морского баланса в АТР, стратегические вызовы, исходящие от военных и экономических возможностей Китая не могут не вызывать озабоченность региональных игроков. Роберт Уорд и Юка Кишино в главе "Япония делает шаг вперед: политика безопасности и обороны при Кисиде" затрагивают изменение позиции Токио в сфере обороны и национальной безопасности вследствие ухудшения внешнеполитической обстановки вокруг Страны восходящего солнца, отмечая возросшее влияние угроз со стороны Китая, России и Северной Кореи.

Изменения в характере угроз международной безопасности подвигли Токио на разрыв с нормами оборонной политики, являвшейся катехизисом японской внешнеполитической парадигмы с 1945 г. Новая стратегия национальной безопасности Японии [7] предполагает обязательства правительства укрепить оборонный потенциал страны до беспрецедентного уровня. Япония идёт на увеличение военных расходов до 2% ВВП в год. Согласно новой Стратегии национальной обороны, Япония сможет наносить контрудары по целям на территории потенциального противника, а Силы самообороны будут поэтапно модернизированы для ведения дальнего боя, осуществления комплексной противовоздушной и противоракетной обороны, мобильного развертывания, разведывательной деятельности и т.д. [6]

Важной сферой укрепления боеготовности Японии является её сотрудничество в области безопасности с партнёрами-единомышленниками. Помимо активизации взаимодействия в рамках военно-политического альянса с Вашингтоном, Токио имеет соглашения о передаче оборонного оборудования и технологий с 12 странами, а также приводит с некоторыми из них совместные учения (Австралия, Индия, Филиппины). Тем самым Япония играет роль осевого партнера США в стратегии сдерживания Китая и построения многоуровневой сети между региональными альянсами США и странами-единомышленниками.

Между тем Японии вероятнее всего предстоит столкнуться с рядом проблем при реализации программы реформ в области обороны и безопасности, таких как недостаток финансирования, рабочей силы и оборонно-технологического потенциала. Кроме того, авторы не дают ответа, как отреагируют Китай, Россия и страны АСЕАН на рост обороноспособности Японии и превращение её в реальный "непотопляемый авианосец". Наконец, остаются сомнения в том, способна ли Япония в альянсе с США создать общерегиональную среду безопасности в условиях нарастания американо-китайской конфронтации, когда многие государства АТР не готовы прямо поддержать какую-либо из сторон.

В заключительной главе сборника несколько особняком стоит проблема, степень важности которой по сравнению с предыдущими на первый взгляд кажется не столь значительной. Однако события в Мьянме вызвали широкой резонанс на международной арене, создав проблемы не только для военного правительства страны, но и для АСЕАН, которая позиционирует себя как главный инструмент регионального сотрудничества. Аарон Коннелли и доктор Шона Лунг в работе "Конфликт в Мьянме и международная реакция" разбирают предпосылки, которые привели к смене власти в стране в феврале 2021 г., описывая сложную палитру межэтнических столкновений и рассматривая нынешнюю ситуацию как часть внутриполитического противостояния, продолжающегося с 1948 г., когда возник Бирманский союз. Авторы отмечают, что эскалация вооруженного насилия в Мьянме привела к крупнейшему гуманитарному кризису в ЮВА со времен окончания холодной войны.

Попытки решения конфликта дипломатическим путём потерпели неудачу, хотя согласованный лидерами девяти участников АСЕАН "Консенсус из пяти пунктов", призывающий к прекращению огня и диалогу под эгидой АСЕАН с целью мирного урегулирования, показал согласованность их позиций в отношении нормализации ситуации в Мьянме. В целом же среди стран АТР к нынешнему мьянманскому правительству наблюдается скорее нейтрально-настороженное отношение, что свидетельствуя о нежелании международного сообщества идти на повышение ставок в решении конфликта. Обострение ситуации в Мьянме в случае вмешательства в конфликт третьих сил чревато деструктивными последствиями для безопасности в АТР.

Анализируя конфликтный потенциал АТР, авторы сборника подчёркивают необходимость согласованных действий между региональными игроками в решении проблем безопасности, призывая политическое руководство региональных держав трезво оценивать свои ресурсы и возможности, а также избегать опрометчивых внешнеполитических решений. В силу масштабности региональных противоречий речь идет о недопущении военного противостояния, способного привести к глобальной катастрофе. В такой ситуации исследователи выступают за сохранение открытых каналов связи между политиками и экспертами, дабы правительственные структуры могли оценить предложения по борьбе с угрозами существующему региональному порядку. Результаты проделанной аналитической работы будут интересны сотрудникам внешнеполитических ведомств, представителям академического сообщества и читателям, интересующимся проблемами международной безопасности.

Литература

1. Булатов А.С. Новая нормальность// Мировое и национальное хозяйство. 2020. Вып. 3 (52). URL: https://mirec.mgimo.ru/2020/2020-03/novaya-normalnost (дата обращения: 16.01.2023).

2. Золотухин И.Н. Столкновение с новыми вызовами: влияние COVID-19 на восприятие нетрадиционных аспектов безопасности в Юго-Восточной Азии // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2023. № 1. С. 164-169.

3. Морская доктрина Российской Федерации 31 июля 2022 г. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/ files/ru/xBBH7DL0RicfdtdWPol32UekiLMTAycW.pdf (дата обращения: 26.07.2023).

4. Asia-Pacific regional security assessment 2023. Key developments and trends. Edited by John Chipman, Tim Huxley, Dr Lynn Kuok. - The International Institute for Strategic Studies. London, 2023. 164 p.

5. Mahbubani Kishore. Ukraine war: Where are the peacemakers?//The Straits Times. March 19 2022. URL: https://www.straitstimes.com/opinion/where-are-the-peacemakers (дата обращения: 19.07.2023).

6. National Defense Strategy 2022. URL: https://www.mod.go.jp/j/policy/agenda/guideline/strategy/pdf/ strategy_en.pdf (дата обращения: 29.08.2023).

7. National Security Strategy of Japan 2022. URL: https://www.cas.go.jp/jp/siryou/221216anzenhoshou/ nss-e.pdf (дата обращения: 29.06.2023).

8. US Dept. of Defense, Military and Security Developments Involving the People's Republic of China, 29 November 2022. URL: https://china.usc.edu/us-dept-defense-military-and-security-developments-involving-peoples-republic-china-2022-november-29 (дата обращения: 17.08.2023).

References

1. Bulatov A.S. New normal// World and national economy. 2020. Issue. 3 (52). URL: https://mirec.mgimo. ru/2020/2020-03/novaya-normalnost (accessed 16.01.2023). (In Russ).

2. Zolotukhin I.N. Facing New Challenges: The Impact of COVID-19 on Non-Traditional Security Issues in Southeast Asia// Ojkumena. Regional researches. 2023. No. 1. P. 164-169. (In Russ).

3. Maritime Doctrine of the Russian Federation. July 31 2022. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/ files/ru/xBBH7DL0RicfdtdWPol32UekiLMTAycW.pdf (accessed 26.07.2023). (In Russ).

4. Asia-Pacific regional security assessment 2023. Key developments and trends. Edited by John Chipman, Tim Huxley, Dr Lynn Kuok. - The International Institute for Strategic Studies. London, 2023. 164 p.

5. Mahbubani Kishore. Ukraine war: Where are the peacemakers?//The Straits Times. March 19 2022. URL: https://www.straitstimes.com/opinion/where-are-the-peacemakers (accessed 19.07.2023).

6. National Defense Strategy 2022. URL: https://www.mod.go.jp/j/policy/agenda/guideline/strategy/pdf/ strategy_en.pdf (accessed 19.07.2023).

7. National Security Strategy of Japan 2022. URL: https://www.cas.go.jp/jp/siryou/221216anzenhoshou/ nss-e.pdf (accessed 19.07.2023).

8. US Dept. of Defense, Military and Security Developments Involving the People's Republic of China, 29 November 2022. URL: https://china.usc.edu/us-dept-defense-military-and-security-developments-involving-peoples-republic-china-2022-november-29 (accessed 17.08.2023).

Иван Николаевич ЗОЛОТУХИН, канд. полит. наук, доцент кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия, e-mail: [email protected] Ivan N. ZOLOTUKHIN, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Department of International Relations, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию Принята к публикации

(Received) 08.09.2023 (Accepted) 09.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.