УДК 378:37
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
© Нина Александровна КОВАЛЬ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии, e-mail: [email protected] © Марианна Сергеевна ЖИЛЯЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социальной психологии;
Читинский государственный университет, г. Чита, Российская Федерация, зав. кафедрой социальной политики, e-mail: [email protected]
На основе предложенной структуры этнокультурной компетентности будущих специалистов в статье раскрывается динамика развития одного из ее компонентов - деятельностного, который, в свою очередь, представлен такими элементами, как интерактивность - способность к эффективному взаимодействию, интеграции с представителями другой этнокультурной общности и рефлексивность -способность оценивать собственные действия и переживания при взаимодействии с представителями иной этнокультурной среды и с точки зрения представителей другой культуры.
Ключевые слова: этнокультурная компетентность; структура этнокультурной компетентности; интерактивность; рефлексивность; тип культуры.
Этнокультурная компетентность является одной из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, социологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях (А.Г. Ас-молов, Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедева.
О.В. Лунева, М. Беннет).
Значимость данной проблемы определяется тем, что включение психологической науки в социальную практику и необходимость осуществления профессиональной деятельности в различной, в т. ч. и многонациональной, среде ставят перед специалистом социальной сферы, оказывающим социально-психологическую помощь населению в виде консультирования, задачу роста этнокультурной компетентности. Этнокультурная компетентность в этом случае определяется как «умение понимать и взаимодействовать с клиентами из другой этнокультурной среды»
[1, с. 78].
Это приобретает особую актуальность в многонациональных регионах, т. к. социальному работнику приходится работать с клиентами, происходящими из другой этнической среды, которая может отличаться от этнической среды консультанта. В подобной ситуации этнокультурная компетентность
специалиста проявляется в «осознании собственного мировоззрения, личностных особенностей, в понимании собственных этнопсихологических особенностей и этнической толерантности, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения, особенностей других профессионалов и клиентов, в индивидуальной и культурной эмпатии, уровне социальной приемлемости и социальной экспансивности» [2, с. 112].
В этнокультурной парадигме (В.И. Сло-бодчиков, Е.И. Исаев, В.Ю. Хотинец) осуществляется «преодоление противопоставления и разрыва между субъективным и объективным, природой человека и социумом, процессами индивидуализации и социализации, что позволяет изучать и человека со стороны индивидуально-своеобразного в совокупности его сущностных сил и социотипического, аккумулирующего в себе психокультурный потенциал человеческого рода» [3, с. 64-66].
В отношениях человека с окружающим миром обнаруживается культурно-ценностный потенциал человеческой общности. Приобщение к нему осуществляется через посредника - медиатора (Л.С. Выготский), к которому можно причислить знак, слово, символ, миф, жест, движение, ритуал, а также этнокультурные признаки, которые во-
площают в себе значение (А.Н. Леонтьев) как обобщенное отражение действительности, зафиксированное в сознании в форме знаний о способах организации и развитии жизнедеятельности народа. Посредством их взаимодействия происходит преобразование натуральных (реальных) психических форм в идеальные (культурные) человеческие способности. В результате индивид обретает свою культуру: культуру поведения (потребности, аффекты, общение, действия), духовную культуру (культуру мысли, культуру слова) (И.А. Шкуратов); реальная (натуральная) форма психического становится идеальной, культурной. К базовому процессу развития в этнокультурной парадигме относятся многообразные формы культурного знаковосимволического опосредствования, «окультуривания натуры» (В.Ю. Хотинец).
Предметом анализа этнокультурного развития человека является культурная практика, культурные формы деятельности (М. Коул). т. е. деятельность человека в контексте этнокультурного мира. Стержневым теоретическим положением в этнокультурной парадигме развития можно считать следующее: этнокультурный мир служит для человека средством развития его этнической индивидуальности, сущность которого определяется индивидуальностью этнокультуры и этно-культурой индивидуальности [3, с. 65].
Эмпирическое исследование деятельностного компонента этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы включает в себя исследование: интерактивности, как способности к эффективному взаимодействию, интеграции с представителями другой этнокультурной общности; рефлексивности, как способности оценивать собственные действия и переживания при взаимодействии с представителями иной этнокультурной среды и с точки зрения представителей другой культуры. В исследовании деятельностного компонента этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы был использован блок методов и методик психологического исследования, направленных на выявление психологических особенностей личности.
Основным методом исследования являлся лонгитюдный метод - исследование различий по определенному признаку или группе признаков в пределах значительного от-
резка времени (в нашем исследовании - в течение 5 лет, среди студентов направления 04.01.00 - «Социальная работа», групп СР-06). Исследование проводилось на базе Читинского государственного университета, среди студентов в 2006-2010 гг. с 1 по 5 курс, экспериментальная группа составила 44 человека (русские - 35, буряты - 5, другие национальности - 4); контрольная группа -40 человек (русские - 32, буряты - 5, другие национальности - 3).
Данное исследование проводилось при сравнении двух групп, отобранных методом квотной рандомизации из числа студентов Читинского государственного университета путем сравнения с лонгитюдом, где сопоставлялись различия в уровне социальной приемлемости и социальной дистанции, определении типа культуры, толерантности и других профессионально-важных качеств, а также изучался процесс изменения этих особенностей под влиянием времени, процесса обучения, в ходе которого была реализована программа развития этнокультурной компетентности, включавшая психологическое консультирование, а также этно- и практикоориентированную технологию подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.
Дополнительные методы: метод сбора анамнестических данных путем интервьюирования, психодиагностические методы (тестирование, анкетирование, метод экспертных оценок).
Интерактивность исследовалась при помощи методики исследования уровня социальной дистанции по шкалам Э. Бодгаруса, О.Л. Романовой, В.Н. Павленко и С.А. Тал-гина, Л.Г. Почебут (табл. 1).
Реальная социальная приемлемость отражает стремление к интеграции и даже ассимиляции с представителями других этнических групп. Положительная социальная приемлемость, более 50 %, свидетельствует о стремлении к интеграции одного этноса с другим; менее 50 % - говорит об автономности данного этноса, о наличии явного или скрытого конфликта.
Социальная экспансивность отражает выраженность и направленность социальных чувств представителей одного этноса по отношению к другому. Социальная экспансивность более 50 % свидетельствует о глубоких
позитивных чувствах, интересе представителей одного этноса по отношению к другому; менее 50 % - речь может идти об определенной напряженности в отношениях; отрицательная социальная экспансивность свидетельствует о сильной эмоциональной неприязни к другому этносу в целом.
Коэффициент этнической толерантности отражает устойчивость и терпимость в отношении к представителям другого этноса, чем выше данный коэффициент, тем более толе-рантен испытуемый к представителям других этнокультурных групп.
Рефлексивность исследовалась при помощи авторской методики исследования профессионально-важных качеств (табл. 2) и теста культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда, вариант Л. Почебут (табл. 3).
Исследование профессионально важных качеств проводилось с помощью авторской методики, составленной на основе профес-сиограммы социального работника (Е.С. Романова, 2006) и при помощи метода экспертных оценок (экспертами выступили представители Забайкальского отделения фонда социального страхования, регионального отделения Пенсионного фонда РФ и министерства социальной защиты населения Забайкальского края). Было выделено 20 качеств, имеющих отношение к профессиональной
сфере, которые было предложено экспериментальной и контрольной группам проран-жировать в порядке возрастания от 1 до 20 в зависимости от их значимости для профессии социального работника: профессиональная компетентность, порядочность, альтруизм, трудолюбие, личная организованность, толерантность, эмпатия, широкий кругозор, сдержанность, нравственная устойчивость, человечность, надежность, рационализм, коммуникабельность, волевая устойчивость, предприимчивость, эмоциональная устойчивость, готовность памяти, настойчивость, новаторство. Затем экспертной комиссией были выделены пять качеств, наиболее значимых для специалиста в области социальной работы, осуществляющего свою деятельность в многонациональном регионе: профессиональная компетентность, толерантность, эмпатия, коммуникабельность, альтруизм. Исследование культурно-ценностных ориентаций для определения отношения внутри группы испытуемых к определению типа культуры, к которой они принадлежат, и определения особенностей осознания основных тенденций формирования и становления изучаемых культур проводилось при помощи теста культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда, вариант Л.Г. Почебут (табл. 3).
Таблица 1
Уровень социальной дистанции
Курс / возраст Реальная социальная приемлемость, % Социальная экспансивность, % Коэффициент этнической толерантности, %
Экспериментальная группа
1 курс / 17-18 лет 39,2 36,4 55,0
5 курс / 21-23 года 54,0 60,0 78,0
Контрольная группа
1 курс / 17-18 лет 36,7 35,4 40,0
5 курс / 21-23 года 38,0 41,5 42,7
Таблица 2
Исследование профессионально важных качеств
Качество Эксперты/ значимость (место) Экспериментальная группа Контрольная группа
1 курс 17-18 лет 5 курс 21-23 года 1 курс 17-18 лет 5 курс 21-23 года
Профессиональная компетентность 1 2,95 2,7 2,75 2,65
Толерантность 2 2,65 2,1 3,45 3,5
Культурная эмпатия 3 1,85 1,5 5,75 5,9
Коммуникабельность 4 5 7,9 2,25 2,3
Альтруизм 5 3,95 3,2 10,95 10,1
Таблица 3
Определение типа культуры, %
Тип культуры Экспериментальная группа Контрольная группа
русские буряты др. нац. русские буряты др. нац.
Традиционная 20 60 25 37,5 60 33,3
Современная 60 10 25 53 40 33,3
Динамически развивающаяся 20 30 50 9,5 - 33,3
Анализируя результаты исследования по данной методике, следует отметить, что большинство реципиентов как контрольной, так и экспериментальной групп, представители русских, бурят и других национальностей, были единодушны в определении принадлежности к тому или иному типу культуры.
Русские (экспериментальная группа 30 человек, контрольная группа 32 человека) определили собственный тип культуры как современная культура, 18 человек - 60 % и 17 человек 53 % соответственно. Для данного типа культуры характерна ориентация на настоящее, на современные события. Люди стараются жить в гармонии с природой, беречь ее, интересуются экологическими вопросами. Человеческая натура понимается как противоречивое явление. Ценности этой культуры сосредоточены на человеке, его правах, призвании: развитии его способностей, самореализации и самоактуализации. Отношения между людьми обычно формализованы, четко определены их статусом и ролью в социальной системе. Дружеские отношения складываются медленно и отличаются глубиной и преданностью друг другу. Общество стремится регулировать поведение человека посредством морали, этических норм и правил. В межличностном общении люди обычно сдержаны, стараются соблюдать социальную дистанцию и ролевые предписания. Принятие индивидуального решения осуществляется в процессе согласования взаимных потребностей, интересов и планов на будущее с семьей, группой, трудовым коллективом. За результаты своей деятельности человек в основном стремится получить не материальное, а моральное вознаграждение (слава, признание, успех).
Буряты (экспериментальная группа 10 человек, контрольная группа 5 человек) в основном определили собственный тип культуры как традиционная, 60 % в обеих группах реципиентов. Данный тип культуры ха-
рактеризуется ориентацией людей на прошлое, приверженностью к традициям, интересом к истории собственного народа. Люди этой культуры воспринимают природу как вечную тайну бытия, а человека - как ее неотъемлемую часть. Человек рассматривается как существо, зависящее как от сил природы, так и от ближайшего социального окружения. Большое значение придается семейным связям, традиционности родственных ролевых отношений, религиозным ориентациям. В таком типе культуры не допускается внутренняя свобода человека. За его действиями, поступками и даже мыслями осуществляется постоянный строгий надзор со стороны общества. Процедура принятия решений проходит коллективно, а результат решения зависит от старших по возрасту. Деятельность человека строго регламентирована.
Представители других национальностей (экспериментальная группа 4 человека, контрольная группа 3 человека) определили свою принадлежность к различным типам культуры следующим образом: реципиенты экспериментальной группы отнесли себя в основном к представителям динамически развивающейся культуры - 50 % (2 человека, реципиенты контрольной группы разделились между определением типа культуры поровну по 33,3 % по каждому типу культуры.
Динамически развивающаяся культура характеризуется ориентацией на будущее, на достижение быстрых, значительных результатов. Люди строят краткосрочные планы и стараются их реализовать как можно более энергично. Для людей данной культуры основной ценностью является время, а природа не представляет загадки. Жизнь воспринимается как проблема, которую необходимо быстро и успешно решить, природа должна подчиняться человеку, все ее тайны должны быть раскрыты, законы ее развития установлены и описаны. Предназначение человека состоит в управлении природой, временем,
собственной жизнью. Человеческая натура свободолюбива, независима, автономна от социального окружения. Особая значимость придается индивидуальным интересам и ценностям. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы не на иерархию, а на равенство ролевых взаимоотношений. Социально признанной ценностью является предоставление обществом равных возможностей для развития каждого человека. Основу общественного контроля представляет не мораль, а законность, неотвратимость наказания и обязательность материального вознаграждения. Внимание людей этой культуры сосредоточено на деле, задании, работе. Человек часто сознательно приносит себя в жертву успеху, процессу, материальному достатку. Успешная деятельность предполагает, прежде всего, быстрое материальное вознаграждение [4, с. 123].
Этнокультурная компетентность нами определяется как совокупность умений применять адекватные стратегии адаптивного взаимодействия с представителями иных этнокультурных групп. Это приобретает особую актуальность, т. к. многие регионы нашей страны являются многонациональными, следовательно, специалистам социальной сферы приходится работать с лицами, проис-
ходящими из иной этнокультурной среды. В подобной ситуации этнокультурная компетентность проявляется в осознании собственного мировоззрения, этнической идентичности и этнокультурной толерантности, личностных особенностей, в понимании того, насколько они отличаются от мировоззрения, особенностей представителей других этнокультурных групп.
1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Практикум. М., 2008.
2. Коваль Н.А., Жиляева М. С. Психологическая структура этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы (теоретический анализ) // Практическая этнопсихология: материалы 3 Всероссийской научно-практической конференции. М., 2011.
3. Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 60-73.
4. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб., 2005.
Поступила в редакцию 17.04.2011 г.
UDC 378:37
DYNAMICS OF ACTIVITY COMPONENTS IN ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE EXPERTS IN SOCIAL SPHERE
Nina Aleksandrovna KOVAL, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, Head of Social Psychology Department, e-mail: [email protected]
Marianna Sergeyevna ZHILYAYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Social Psychology Department; Chita State University, Chita, Russian Federation, Head of Social Politics Department, e-mail: [email protected]
On the basis of the offered structure of ethnocultural competence of the future experts the article reveals the dynamics of development in one of her components - the activity, which in turn is represented by such elements as the interactivity -the ability for effective interaction and integration with other ethno-cultural community, and reflexivity - the ability to assess their own actions and experiences in interaction with representatives of different ethnic and cultural environment from the viewpoint of other cultures.
Key words: ethnocultural competence; structure of ethnocultural competence; interactivity; reflexivity; type of culture.