Научная статья на тему 'Динамика развития амбулаторно-поликлинической организации через призму реализации государственной политики в здравоохранении'

Динамика развития амбулаторно-поликлинической организации через призму реализации государственной политики в здравоохранении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
125
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные программы / финансирование / амбулаторно-поликлиническая помощь / state programs / financing / out-patient and polyclinic help

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рахимбекова Д.К., Дуйсен А.Т.

Дана оценка эффективности функционирования одной из поликлиник г. Алматы за 2009-2015 гг. Про¬ведено дескриптивное продольное наблюдение. Использованы информационно-аналитический, математической статистики, экономический методы. Выявлено, что при превышении плановой мощности в течение 7 лет на 26,7 %, в последние 3 года отмечена тенденция снижения посещаемости на 15,9 %. В половозрастной структуре произошло снижение численности женщин фертильного возраста на 32,2 %, доли подростков с 5,6 до 3,3 %. Анализ показал снижение уровня заболеваемости по ее видам общей на 7,6 %, первичной на 40,9 %. Общий доход амбулаторно-поликлинической организации АПО увеличился за эти годы с учетом инфляции на 64,7 %. На 40,8 % выросла оплата за прикреплённый контингент. На 25,6 % (с колебаниями по годам) увеличилось финансирование скрининговых программ. Оплаты стимулирующего характера повысились на 62,1 %. Снизилась смертность на дому на 19,7%, а в возрасте старше 60 лет на 10,6%. Увеличился на 9,6% охват населения диспансерным наблюдением, с преимущественным наблюдением у участковых терапевтов/ врачей общей практики на 37,7 %, доля пролеченных в дневных стационарах на 5,0 %. Вместе с тем выявлены проблемы, связанные с территориальной реорганизацией, прикреплением детского населения, что создало трудности с формированием базы данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF THE OUT-PATIENT AND POLYCLINIC ORGANIZATION THROUGH THE PRISM OF REALIZATION OF THE STATE POLICY IN HEALTH CARE

The efficiency evaluation of functioning of one of polyclinics of Almaty for 2009-2015 is given. Descriptive longitudinal observation is made. Are used information and analytical, mathematical statistics, economic methods. It is revealed that in case of excess of planned capacity within 7 years for 26,7%, in the last 3 years the attendance downward tendency for 15,9% is noted. In gender and age structure there was a decrease in number of women of fertile age by 32,2%, shares of teenagers from 5,6 to 3,3%. The analysis has shown decrease in the illness rate by its types to general for 7,6%, primary for 40,9%. The total income of the out-patient and polyclinic organization has increased for these years taking into account inflation by 64,7%. Payment for the attached contingent has grown by 40,8%. Financing of screening programs has increased by 25,6% (with fluctuations by years). Payments of the stimulating nature have increased by 62,1%. Death rate has decreased by 19,7% at home, and 60 years for 10,6% are aged more senior. The population scope dispensary supervision, with preferential supervision at local therapists / general practitioners for 37,7%, a share treated in day hospitals for 5,0% has increased by 9,6%. At the same time the problems connected with territorial reorganization, an attachment of the children's population that has created difficulties with forming of the database are revealed.

Текст научной работы на тему «Динамика развития амбулаторно-поликлинической организации через призму реализации государственной политики в здравоохранении»

УДК 614.332.142.4

Д. К. Рахимбекова, А. Т. Дуйсен

Казахский медицинский университет непрерывного образования

г. Алматы, Казахстан

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

АННОТАЦИЯ

Дана оценка эффективности функционирования одной из поликлиник г. Алматы за 2009-2015 гг. Проведено дескриптивное продольное наблюдение. Использованы информационно-аналитический, математической статистики, экономический методы. Выявлено, что при превышении плановой мощности в течение 7 лет на 26,7%, в последние 3 года отмечена тенденция снижения посещаемости на 15,9%. В половозрастной структуре произошло снижение численности женщин фертильного возраста на 32,2 %, доли подростков - с 5,6 до 3,3 %. Анализ показал снижение уровня заболеваемости по ее видам общей - на 7,6 %, первичной - на 40,9 %. Общий доход АПО увеличился за эти годы с учетом инфляции на 64,7 %. На 40,8 % выросла оплата за прикреплённый контингент. На 25,6 % (с колебаниями по годам) увеличилось финансирование скрининговых программ. Оплаты стимулирующего характера повысились на 62,1 %. Снизилась смертность на дому на 19,7%, а в возрасте старше 60 лет - на 10,6%. Увеличился на 9,6% охват населения диспансерным наблюдением, с преимущественным наблюдением у участковых терапевтов/ врачей общей практики - на 37,7 %, доля пролеченных в дневных стационарах - на 5,0 %. Вместе с тем выявлены проблемы, связанные с территориальной реорганизацией, прикреплением детского населения, что создало трудности с формированием базы данных.

Ключевые слова: государсп венные программы финансирование, амбулаторно-поликлиническая помощь.

Введение. Развитие здравоохранения

Казахстана за последние почти два десятилетия определялось следующими государственными программами:

- «О здоровье народа» от 19.11.1998 г. № 1668 [1];

- «Реформирование и развитие здравоохранения на 2005-2010 гг.» от 13.09.2004 г. № 1438 [2];

- «Саламатты Казахстан» от 29.11.2010 г. № шз [3].

Помимо этого в настоящее время продолжается реализация двухэтапной Концепции единой национальной системы здравоохранения (далее - ЕНСЗ), основанной на принципах свободного выбора пациентом врача и медицинской организации; формирования конкурентной среды; прозрачности процесса оказания медицинских услуг.

ЕНСЗ предполагает:

- проведение административной реформы в здравоохранении;

¿а!т1га_к@таИ. ги

- непрерывное повышение качества медицинских услуг;

- совершенствование финансирования здравоохранения.

В рамках ее реализации в 2010-2015 гг., т.е. на первом этапе была создана система единого плательщика гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в рамках стационарной и стационар-замещающей помощи. С 2016 по 2020 г. начат второй этап, предусматривающий солидарную ответственность государства, работодателя и гражданина за индивидуальное и общественное здоровье. Также планируется государством внедрение обязательного социального медицинского страхования.

В настоящее время утверждена Государственная программа «Денсаулы*» на 2016-2019 гг. Основная причина ее разработки - преодоление разрыва между странами - участниками Организации экономического сотрудничества и развития (такими, как США, Германия, Великобритания, Франция, Япония, Южная Ко-

61

1 КАЗАХСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ IУНИВЕРСИТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вестник АГИУВ № 1, 2016

рея, Финляндия и т. д.). Цель программы - укрепление общественного здоровья граждан для обеспечения устойчивости социально-экономического развития Казахстана в непростых экономических, политических, социальных условиях.

Основой достижения высокого уровня здоровья нации является прежде всего эффективное управление системой здравоохранения и повышение эффективности деятельности организаций здравоохранения. Формирование рыночных отношений в здравоохранении немыслимо без хозяйственной самостоятельности поставщиков медицинских услуг. В этой связи государством был намечен поэтапный перевод медицинских организаций в статус государственных предприятий на праве хозяйственного ведения (ГКП на ПХВ). Расширение самостоятельности медицинских организаций направлено главным образом на совершенствование системы управления, финансирования, инвестиционной политики в здравоохранении, повышение экономической эффективности деятельности медицинских организаций и решение вопросов кадрового обеспечения. Безусловно, успешность подобных мероприятий зависит от степени компетентности работников медицинских организаций в современных технологиях менеджмента здравоохранения. Основными конечными целевыми индикаторами до 2019 г. определены:

• увеличение средней продолжительности жизни - 73 года;

• снижение заболеваемости туберкулезом - 57,0 на 100 тыс. населения;

• снижение смертности по классу XIX МКБ (травмы, отравления, несчастные случаи) в целом - 56,7 на 100 тыс. населения;

• снижение распространенности ожирения - 220,0 на 100 тыс. населения.

Как следствие, это позволит решить некоторые демографические проблемы, в частности, снизить к 2019 г. по сравнению с фактическими показателями 2014 г. (в соответствующей величине масштаба), %:

• общую смерность - с 7,57 до 6,28;

• материнскую смертность - с 11,7 до 11,2;

• младенческую смертность - с 9,7 до 9,1;

• смертность от болезней системы кровообращения (с показателя 2014 г. в 207,7 на 100 тыс. населения) при последующем росте на 19,6%-до 241,5;

• смертность от туберкулеза - до 4,0;

62

• смертность от онкопатологии - до 93,0 с ростом 5-7-летней выживаемости - до 53,2.

Планируется достичь ранней онковыявля-емости (1-2 стадии) до 62,0 % и увеличить предоставление врачебной помощи на дому хроническим больным в дневное время за счет снижения нагрузки скорой медицинской помощи до 20,8 %. Констатируется увеличение доли финансовых средств, направляемых на ПМСП в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), с 26,0 до 40,0 %, а также снижение нагрузки на врачей общей практки (ВОП) за счет уменьшения норматива прикрепленного населения с нынешних более 2 тыс. чел. до 1,5 тыс. В целом доля врачей первичного звена должна составить 26,6 % (при нынешних 19,5 %).

Основное внимание, таким образом, должно уделяться развитию общественного пациен-тоцентрического здравоохранения с позиций совершенствования профилактики и управления заболеваниями на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Это возможно лишь в условиях эффективного кадрового, финансового менеджмента.

Нами была дана динамическая оценка развития амбулаторно-поликлинической организации (АПО) на протяжении достаточно длительного периода (2009-2015 гг.) в условиях внедрения программных документов страны по совершенствованию системы административного управления, финансирования, внедрения ЕНСЗ, перехода в статус ГКП на ПХВ, введения новой тарифной политики, в частности, стимулирующего компонента комплексного подушевого норматива (СКПН), изменений в системе ПМСП со смещением акцентов в сторону профилактической работы по первичной, вторичной профилактике заболеваний, внедрению скрининговых программ, активизации диспансерной работы, переноса акцентов на достижение конечных результатов по индикаторам для АПО и т. д.

В ходе исследования выявлены неоднократные изменения территориальных границ обслуживания населения данной поликлиникой, присоединения «детства», что создавало определенные трудности с обеспечением кампании по прикреплению в последние годы, а именно с формированием базы «Регистр прикрепленного населения» (РПН). Несмотря на присоединение к зоне обслуживания поликлиникой детского населения при создании смешанных приемов

с1а1т1га_к@таИ. ги

(ВОН), в целом за 7 лет произошло уменьшение численности обслуживаемого населения на 7,0 %.

Половозрастная структура отдельных кон-тингентов имела следующую динамику:

• доля женщин фертильного возраста в общей численности населения уменьшилась на 32,2 %;

• доля подростков уменьшилась с 5,6 % в 2009 г. до 3,3 % - в 2014.

С 2011 г. при плановой мощности поликлиники 375 посещений в смену фактически она составляет 475,2, или на 26,7 % превышает нормативный показатель. В то же время за 7 лет общее число посещений АПО уменьшилось на 15,9 %: с 240222 до 202026. При этом объемы финансирования менялись следующим образом:

- общий доход АПО увеличился на 64,7 % (конечно, здесь необходимо учитывать инфляционную составляющую);

- оплата за прикрепленное население увеличилась на 40,8 %;

- на 25,6 % (с колебаниями по годам) выросло финансирование скрининговых программ;

- особого внимания заслуживает факт увеличения оплаты по СКПН - на 62,1 %.

В деятельности исследуемой поликлиники выявлены положительные тенденции снижения смертности на дому (19,7 %), и в том числе -умерших в возрасте старше 60 лет (10,6 %). Увеличился охват населения диспансерным наблюдением - на 9,6 % с преимущественным наблюдением у участковых терапевтов/врачей общей практики - на 37,7 %. В условиях развития стационар-замещающих технологий в АПО увеличилась доля пролеченных в дневных стационарах - на 5,0 %. Однако развитие стацио-нар-замещающих технологий предполагает организацию стационаров на дому (в том числе -возможности паллиативной помощи инкурабель-ным больным), которые не до конца реализованы (снижение показателя на 47,7 %). Требует детального изучения факт снижения показателей заболеваемости: как общей, так и первичной (соответственно на 7,6 и на 40,9 %). Причем анализу подлежит структура заболеваемости по каждому виду.

ЛИТЕРАТУРА

1 Государстве] гая программа <0 здоровье народа» от 19.11.1998 г. № 1668.

2 Государственная программа «Реформирование и развитие здравоохранения на 2005-2010 гг.» от 13.09.2004 г. № 1438.

3 Государственная программа «Саламатты Казахстан» от 29.11.2010 г. № 1113.

ТУЙ1Н

Макал ада б!р емхана мысапында халыкка амбулаториялык-емханалык кемек уйымнмц непзп керсет-к1штержщ серп1н! Казахстан Республикасынын денсаулыгын сактау еаласында мемлекетт1к багдарлама-ларды усынылган кезец-кезенимен 1ске асыру жагдайында керсеттген.

Туй1нд1 сездер: амбулаториялык-емханалык кемек, каржыландыру, мемлекегпк багдарламалар.

SUMMARY

In the article presented the dynamic of the main indicators of the polyclinic help organization on the example of one policlinic in the conditions of stage-by-stage realization of the Republic of Kazakhstan state programs in the health protection field.

Key words: government programs , financing, outpatient care.

dalmira_k@mail. ru

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.