Научная статья на тему 'Динамика распространения сирийского дятла Dendrocopos syriacus в Нижнем Поволжье'

Динамика распространения сирийского дятла Dendrocopos syriacus в Нижнем Поволжье Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Завьялов Евгений Владимирович, Табачишин Василий Григорьевич, Мосолова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика распространения сирийского дятла Dendrocopos syriacus в Нижнем Поволжье»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1822: 4329-4333

Динамика распространения сирийского дятла Dendrocopos syriacus в Нижнем Поволжье

Е.В.Завьялов, В.Г.Табачишин, Е.Ю.Мосолова

Второе издание. Первая публикация в 2008*

В ходе антропогенного преобразования среды птицы неизбежно вовлекаются в процессы синантропизации, когда у них проявляются новые экологические адаптации. Фауна больших и малых населённых пунктов европейской части России постоянно пополняется за счёт птиц с высокой экологической пластичностью. К таким видам относится сирийский дятел Dendrocopos syriacus, изучение трансформации ареала которого актуально на современном этапе. Этот вид на протяжении длительного времени проявляет тенденцию к расселению. С 1890 года ареал этих птиц за относительно короткий период расширился от первичных областей размножения в Турции на территорию Ливана, Израиля, Балкан и Центральной Европы. В течение первой половины XX века сирийский дятел заселил значительную территорию Балканского полуострова, появился в странах Восточной Европы (Munteanu, Sam-wald 1997).

На Украине сирийский дятел был найден в 1948 году в Черновицком районе, данный вид проявил тенденцию к расселению в восточном направлении от Румынии и Молдовы (Страутман 1954). Впоследствии занял Центральную Украину (Митяй 2005; Марисова, Бутенко 2013; Munteanu, Samwald 1997), затем пересёк восточную границу и в конечном счёте достиг долины Дона в России. В 1980-х годах сирийский дятел уже появился в Ростове-на-Дону, где к настоящему времени стал обычной гнездящейся птицей (Савицкий и др. 1998). Одновременно он расселялся на юг: появление этих птиц в северном Крыму было отмечено в 1979 году (Костин 1983). В последующий период D. syriacus заселил большую часть степного Крыма, а южная граница его распространения проходила в 2004 году по линии Севастополь — Симферополь - Керчь (Цвелых 2005). К северу на Украине ареал простирался до 51-й параллели (Степанян 2003).

Таким образом, одна из частей области гнездования сирийского дятла охватывала в 1990-е годы страны Восточной Европы и юг европейской части России; изолированная популяция приурочена к Восточному Кавказу. Не известно, было ли расширение ареала в Европе

* Завьялов Е.В., Табачишин В.Г., Мосолова Е.Ю. 2008. Динамика распространения сирийского дятла (Dendrocopos syriacus) в Нижнем Поволжье // Вестн. Южного научного центра РАН 4, 2: 109-112.

вызвано популяционными трендами, которые зародились на территории Малой Азии. Между тем, западная граница ареала совпадала в тот период с июльской изотермой +18°С, которая считалась климатическим барьером в дальнейшем распространении вида на запад (Мип-1еапи, Samwald 1997). Восточная граница ареала сирийского дятла, приведённая А.И.Ивановым (1976), приходилась на Черновицкую и Тернопольскую области. По мнению Л.С.Степаняна (2003), в тот период сохранялась тенденция к расселению балканской расы на восток, где ареал сирийского дятла пересёк 33-й меридиан.

Динамика распространения сирийского дятла ^епйгосороз syriacus в Нижнем Поволжье.

В конце ХХ века в расселении сирийского дятла за пределы Центральной Европы по-прежнему преобладают восточное и северо-восточное направления. В этот период дятел заселил практически всю территорию Украины, появился в Белоруссии. В центральные районы европейской части России сирийский дятел проник несколько позднее. На рубеже столетий он зарегистрирован в Воронежской (Барышников 2001) и Брянской (Косенко 1998) областях, в 2002 году - в Рязанской (Иванчев, Назаров 2003), в 2004 - в Тульской (Архипов, Хедберг 2004).

Летом 2005 года сирийский дятел обнаружен на гнездовании в окрестностях заповедника «Лес на Ворскле» в посёлке Борисовка на юго-западе Белгородской области (Бардин 2005). В мае 2007 года вид был встречен в черте города Москвы (Ковалев 2007).

В Нижнем Поволжье проникновение сирийского дятла на гнездование происходило в первой половине 1990-х годов (см. рисунок). Так, на юге Волгоградской области сирийского дятла впервые наблюдали в 1995 году (Завьялов, Альберти 1996). Однако уже в следующем полевом сезоне Б. вупасив здесь регистрировали регулярно (Завьялов и др. 1996). В последующие годы процесс расселения вида в указанном регионе продолжился (Зпвьялов и др. 2004). В Калмыкии, на севере Ер-генинской возвышенности, сирийский дятел впервые отмечен Г.А.Нос-ковым в сентябре 1993 года. В следующем году одиночную особь зарегистрировали в городском парке Элисты. Здесь же в 1996 и 1997 годах наблюдали одиночного самца Б. вупасив, а с 1997 года эти птицы гнездятся в городском парке. В последующие годы распространение сирийского дятла по территории Калмыкии продолжилось, были выявлены новые очаги его гнездования (Кукиш, Музаев 2001). Во второй половине 1990-х годов Б. вупасив заселил южную и центральную части Волгоградской области. За период примерно с 1990 по 2002 год включительно отмечается заметный (в некоторых районах до 50%) рост численности сирийского дятла в Ростовской области, а также в Краснодарском крае (Белик и др. 2003).

Первая регистрация сирийского дятла в Саратовской области датирована 19 февраля 2005. Одиночная птица наблюдалась в районе старой многоэтажной застройки в Ленинском районе Саратова. Лишь в конце ноября 2007 года удалось вновь встретить сирийского дятла в области. На этот раз регистрация нескольких особей была приурочена к окрестностям села Усовка Воскресенского района. Относительная численность сирийского дятла на садовых участках вблизи места впадения реки Терешки в Волгу в ходе одного маршрутного учёта, проведённого 25 ноября 2007, составила 0.73 особи на 1 км маршрута. На основе современных наблюдений мы склонны предполагать существование стабильной популяции сирийского дятла в пределах Саратовской области.

Прямой связи с динамикой климатических показателей в отношении начального периода расселения Б. вупасив выявить не удаётся. Однако проявляющиеся климатические тренды, в частности климатические колебания разного масштаба, всё же могут служить своеобразными пусковыми механизмами этого процесса (Завьялов и др. 2007). В отношении объективных причин расширения ареала сирийского дятла дать однозначный ответ сложно. В качестве таковых может считаться антропогенное изменение среды, при котором происходит «снятие»

экологических преград, заселение постледникового фаунистического «вакуума», расселение как проявление пульсаций векового масштаба или заселение ещё не полностью освоенного потенциала ареала. Кроме того, может рассматриваться гипотеза динамики расселения на основе эндогенно обусловленных изменений территориальных связей птиц и трансформации их ареалов. Однако большая часть этих причин носит пока лишь гипотетический характер.

Таким образом, склонность сирийского дятла к синантропизации позволяет прогнозировать дальнейший рост его численности и распространение на севере Нижнего Поволжья и в европейской части России в целом. Восточным рубежом на современном этапе в расселении D. syriacus является долина Волги. Процесс расширения ареала будет происходить преимущественно в северном и северо-восточном направлениях. Он не ограничивается сколько-нибудь выраженными факторами биотического или абиотического характера.

Литератур а

Архипов В.Ю., Хедберг Т. 2004. Встреча сирийского дятла Dendrocopos syriacus в Поле-

ново (Тульская область) // Рус. орнитол. журн. 13 (268): 701-702. Бардин А.В. 2005. Сирийский дятел Dendrocopos syriacus гнездится в окрестностях «Леса

на Ворскле» // Рус. орнитол. журн. 14 (291): 554-556. Барышников Н.Д. 2001. Сирийский дятел - новый гнездящийся вид Воронежской области // Орнитология 29: 282. Белик В.П., Поливанов В.М., Тильба П.А., Джамирзоев Г.С., Музаев В.М., Букре-ева О.М., Русанов Г.М.. Реуцкий НМ., Мосейкин В.Н., Чернобай В.Ф., Хохлов A.H., Ильюх М.П., Мнацеканов P.A., Комаров Ю.Е. 2003. Современные популя-ционные тренды гнездящихся птиц Южной России // Стрепет 1: 10-30. Завьялов Е.В., Альберти Л.Г. 1996. Сирийский дятел Dendrocopos syriacus в Волгоградской области // Рус. орнитол. журн. 5 (1): 3-4. Завьялов Е.В., Капранова Т.А., Альберти Л.Г. 1996. Характеристика зимнего населения птиц юга Волгоградской области // Кавказ, орнитол, вестн. 8: 11-14. Завьялов Е.В., Табачишин В.Г., Мосолова Е.Ю. 2007. Динамика распространения и современная численность степного (Melanocorypha calandra) и белокрылого (Mela-nocorypha leucoptera) жаворонков на севере Нижнего Поволжья // Поволж. экол. журн. 4: 297-309.

Завьялов Е.В., Шляхтин Г.В., Табачиишн В.Г., Якушев H.H., Лобачев Ю.Ю., Мосолова Е.Ю. 2004. Генезис природных условий и основные направления современной динамики ареалов животных на севере Нижнего Поволжья. Сообщение IX. Прогноз долговременных тенденций в динамике распространения птиц // Поволж. экол. журн. 3: 252-276. Иванов А.И. 1976. Каталог птиц СССР. Л.: 1-276.

Иванчев В.П., Назаров И.П. (2003) 2014. О некоторых авифаунистических находках в 2002 году в Окском заповеднике и Рязанской области // Рус. орнитол. журн. 23 (1009): 1765-1768.

Ковалев К.И. 2007. Первая встреча сирийского дятла в Москве // Московка 6: 5. Косенко С.М. (1998) 2005. Гнездование сирийского дятла Dendrocopos syriacus в Брянской области // Рус. орнитол. журн. 14 (291): 556-557. Костин Ю.В. 1983. Птицы Крыма. М.: 1-242.

Кукиш А.И., Музаев В.М. (2001) 2004. Сирийский дятел Dendrocopos syriacus - новый

гнездящийся вид Калмыкии // Рус. орнитол. журн. 13 (274): 938-939. Марисова И.В., Бутенко А.Г. 2013. Материалы к распространению и экологии сирийского дятла Dendrocopos syriacus на Украине // Рус. орнитол. журн. 22 (871): 10691074.

Митяй И.С. 2005. Сирийский дятел Dendrocopos syriacus в Приднепровской лесостепи //

Рус. орнитол. журн. 14 (292): 596-597. Савицкий P.M., Лебедева Н.В., Савицкая H.A. 1998. Видовой состав и динамика разнообразия птиц в городе Ростове-на-Дону // Кавказ, орнитол, вести. 10: 114-123. Степанян Л.С. 2003. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий (в границах СССР как исторической области). М.: 1-808. Страутман Ф.И. 1954. Птицы Советских Карпат. Киев: 1-332.

Цвелых А.Н. (2005) 2006. Расселение сирийского дятла Dendrocopos syriacus в Крыму //

Рус. орнитол. журн. 15 (313): 284-286. Munteanu D., Samwald О. 1997. Syrian Woodpecker Dendrocopos syriacus // The EBCC Atlas of European Breeding Birds: Their Distribution and Abundance. London: 450-451.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1822: 4333-4335

Агрессивное поведение большой синицы Parus major при защите гнезда

В.А.Кощеев

Второе издание. Первая публикация в 2008*

Практика привлечения птиц часто сталкивается с различными проявлениями межвидовой конкуренции, в частности, в выборе мест для гнездования. Привлекая гнездящихся в дуплах воробьиных птиц, нередко приходится избирательно регулировать заселяемость искусственных гнездовий, варьируя диаметр их летка. Тем не менее, при заселении гнездовий с подходящими параметрами, в частности, диаметром летка, такие виды, как большая синица Parus major и мухоловка-пеструшка Ficedula hypoleuca, часто являются конкурентами.

В лесных насаждениях Браславского и Борунского лесничеств национального парка «Браславские озёра» на протяжении 2001-2006 годов проводилась работа по привлечению синиц путём развески искусственных гнездовий. Общее количество синичников, размещённых в сосновых насаждениях разного типа, составило 300 штук. Места развески синичников в сосновых насаждениях характеризуются подлеском из лещины и крушины и подростом (наличием либо отсутствием

* Кощеев В.А. 2008. Агрессивное поведение большой синицы (Parus major) при защите гнезда IlSubbuteo 9: 62-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.