УДК 612.821-057.36
ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВОГО ГОДА СЛУЖБЫ ПО ПРИЗЫВУ
© 2005 г. С. В. Маруняк, И. Г. Мосягин
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Проанализированы особенности психофизиологических изменений у лиц, проходящих военную службу по призыву, в зависимости от срока службы. Выявлена динамика исследуемых параметров, установлена оптимизирующая роль военной деятельности в психофизиологических процессах у военнослужащих в течение первого года службы.
Ключевые слова: военнослужащие по призыву, психофизиологические параметры, адаптация.
Успех деятельности военнослужащего во многом зависит от того, в какой степени его познавательные возможности (память, мышление, внимание), особенности нервной системы соответствуют требованиям профессии [2, 9, 20]. В связи с повышением профессиональных требований, которые предъявляются к военнослужащим в условиях современной армии [3, 8], оснащенной разнообразными техническими средствами и высококлассным оружием, а также трудностью и быстрой сменой решаемых задач повысился интерес к прогнозированию работоспособности военных специалистов при различных психологических состояниях, что диктует необходимость изучения особенностей психофизиологических и психологических реакций у военнослужащих [1, 10, 15]. В исследованиях военных психологов последних лет достаточно глубоко изучается социально-психологический аспект адаптации молодых воинов в армейских коллективах [17—19].
Целью нашей работы было определение влияния продолжительности военной службы на психофизиологические характеристики военнослужащих по призыву.
Методика исследования
На базе воинской части, дислоцированной в г. Архангельске, обследовано 123 лица мужского пола, проходящих военную службу по призыву (летний период обучения). Вновь прибывшие на военную службу (91 человек), средний возраст которых (18,88 ± 1,19) года, составили экспериментальную группу. В контрольную группу вошли военнослужащие (32 человека), прослужившие один год, средний возраст их (20,23 ± 0,87) года.
Динамика психофизиологических показателей проходящих службу по призыву изучалась в три этапа [13, 16]. Первичное исследование (п = 91) проводилось через 10—15 дней после прибытия курсантов в расположение части (май — июнь 2002 года) для выявления лиц с различными уровнями адаптивных способностей; промежуточное (п = 80) — через полтора-два месяца, после становления процесса адаптации (июль — август 2002 года); заключительное (п = 75) — через шесть месяцев после окончания обучения, перед распределением на флот (октябрь — ноябрь 2002 года).
Для выявления психофизиологических особенностей использовались следующие наиболее доступные и достаточно точные методики [4, 11]:
• оценка объема и устойчивости кратковременной зрительной памяти на числа (П1);
• оценка объема и устойчивости долговременной зрительной памяти
(П2);
• оценка способности к логическим умозаключающим операциям, логическому мышлению, способности к оперированию пространственными представлениями — «количественные отношения» (Ко);
• оценка способности к зрительному восприятию пространственных отношений, способности оперировать пространственными отношениями — «компасы» (К);
• оценка силы процесса возбуждения, лабильности возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга — «теппинг-тест» (Тт);
• оценка переключаемости внимания, особенностей выработки и перестройки умственных навыков — «сложение чисел с переключением» (Сл);
• исследование объема (К/Л;) и концентрации внимания (К/Л2) — «корректурная проба с кольцами» (кольца Ландольта).
Изучаемые показатели оценивались в данных методиках в соответствии с таблицами перевода баллов.
Результаты обрабатывались на ПЭВМ с использованием стандартных методов статистики Windows Millennium Edition; Excel 1997 для Microsoft Office; SSPS 11.5, а также с помощью стандартных расчетных методов [6, 14].
Результаты и обсуждение
Изучение психофизиологических параметров вновь прибывших на военную службу позволило установить ряд статистически достоверных положительных и отрицательных корреляционных связей. Так, способность к зрительному восприятию пространственных отношений у молодого пополнения положительно связывалась с переключаемостью внимания, способностью к логическим умозаключениям, кратковременной и долговременной памятью; а концентрация и объем внимания имели обратную зависимость друг от друга (рис. 1). Таким образом, увеличение восприятия пространственных отношений способствовало возрастанию кратковременной и долговременной памяти, переключаемости внимания, а также способности к логическим умозаключениям.
Долговременная
память
Переключаемость
внимания
0,275
0,448
Восприятие
пространственных
отношений
Кратковременная 0,200 память
-0,460
Концентрация внимания
0,285
0,327 Способность к логическим умозаключениям
Объем внимания
Рис. 1. Взаимовлияние познавательных психических процессов военнослужащих, проходящих службу по призыву
0,201
Анализ полученных данных обнаружил, что способность к зрительному восприятию пространственных отношений является ведущей (см. рис. 1). И этот факт благоприятно отразился на эффективности коррекции познавательных психических процессов при проведении практических мероприятий с военнослужащими.
Сравнительный анализ психофизиологических показателей у лиц экспериментальной и контрольной групп статистически достоверно (р < 0,05) показал, что в процессе службы у курсантов увеличивается способность к логическим умозаключениям, возрастает переключаемость и концентрация внимания. Полученные данные свидетельствуют об оптимизации психофизиологических процессов в течение первого года службы (таблица).
Динамика изменений психофизиологических параметров у военнослужащих, проходящих службу по призыву
(М ± т)
Параметр Контрольная группа, баллы (n = 32) Экспериментальная группа, баллы
Первичное исследование (П = 91) Промежуточное исследование (n = 80) Заключительное исследование (n = 75)
П i 6,77±1,95 6,24±1,64 6,46±1,76 7,77±1,52*v
П 2 5,72±1,40 5,27±1,74 5,86±2,02 6,97±1,61х*
Ко 6,81±2,10 5,91±1,40х 6,43±1,84л 6,69±2,27*
К 5,45±1,18 5,64±1,04 5,60±1,64 6,85±1,47x*v
Сл 6,27±1,98 3,59±2,03х 5,60±2,04л 5,90±2,08*
Тт 5,27±1,27 5,17±2,27 4,27±1,80л 4,58±1,82х
К/Л1 6,22±1,82 6,06±2,18 6,43±1,89 6,85±1,97*
К/Л2 4,86±2,16 6,41±1,70х 5,15±1,56л 4,54±1,66*
Примечание. Достоверность различий между параметрами: Ч — контрольной и экспериментальной групп; л — первичного и промежуточного исследований экспериментальной группы; * — первичного и заключительного исследований экспериментальной группы; V — промежуточного и заключительного исследований экспериментальной группы. Различия достоверны при р < 0,05.
Анализ изменений психофизиологических параметров в первые недели службы позволил сделать вывод о наступлении фазы А — «аварийной» общего адаптационного синдрома [5, 12] и развитии «срочной» адаптационной реакции [7], что подтверждалось низкими значениями психофизиологических показателей у военнослужащих при первичном изучении.
В течение последующих полутора-двух месяцев (промежуточное изучение) также наблюдалось статистически достоверное (р < 0,05) увеличение значений способности к логическим умозаключениям и пере-ключаемости внимания. Лабильность нервной системы и концентрация внимания снижались.
Уменьшение подвижности процессов возбуждения и торможения, постепенное увеличение объема внимания (концентрация и объем внимания находятся в обратной зависимости) свидетельствовали о наступлении фазы В — «реакции сопротивления» общего адаптационного процесса [5, 12] и становлении «долговременного» этапа адаптации, возникающего постепенно, в результате длительного или многократного воздействия на организм факторов среды, и раз-
вивающегося на основе реализации «срочной» адаптации [7].
При сравнении данных промежуточного и заключительного этапов исследования установлено достоверное (р < 0,05) увеличение показателей кратковременной памяти, способности к зрительному восприятию пространственных отношений у военнослужащих экспериментальной группы. Анализ результатов первичного и заключительного этапов исследования показал, что через шесть месяцев после начала служебной деятельности они обладали более высокими данными познавательных психических процессов (р < 0,05). Кратковременная и долговременная память увеличились на 11,70 и 33,01 % соответственно, способность к логическим умозаключениям — на 11,65 %, восприятие пространственных отношений — на 20,75 %, переключаемость внимания — на 64,35 %, объем внимания — на 13,04 % по сравнению со значениями этих параметров у вновь призванных на военную службу. Следует отметить уменьшение концентрации внимания на 29,16 % (р < 0,05) и лабильности процессов возбуждения и торможения — на 11,41 % (рис. 2).
9 *
8 12%
лив
П 1 П 2 Ко К Сл Тт К/Л 1 К /Л 2
□ Первичное исследование □ Промежуточное исследование
□ Заключительное исследование
Рис. 2. Сравнение психофизиологических параметров военнослужащих экспериментальной группы в динамике Примечание. * — различия между значениями первичного и заключительного исследований достоверны при р < 0,05.
Таким образом, в течение первых шести месяцев службы специфика военной деятельности оказывала положительное влияние на психофизиологическое состояние курсантов. Результаты исследования их психофизиологических параметров показали наступление фазы С — общего адаптационного процесса [5, 12] и становления «долговременного» этапа адаптации [7].
Анализируя изменения в психофизиологическом состоянии лиц экспериментальной группы, наблюдаемые на заключительном этапе изучения, можно предположить, что они свидетельствовали о концентрации личностных характеристик для более эффективного прохождения процесса адаптации. После приспособления к новым условиям существования индивидуумы приближались к своим первичным личностным характеристикам (с учетом приобретенных знаний, умений), что подтверждалось уменьшением значений параметров контрольной группы по сравнению с параметрами заключительного исследования эксперимен-
13%
тальной и достоверными различиями между значениями параметров контрольной группы и первичного исследования экспериментальной.
В заключение следует отметить, что способность к зрительному восприятию пространственных отношений у лиц, проходивших службу по призыву, являлась ведущей и способствовала изменению уровня способности к логическим умозаключениям, переключаемос-ти внимания, кратковременной и долговременной памяти. В результате исследования призывников установлена следующая динамика общего адаптационного процесса: с началом служебной деятельности возникала «аварийная стадия» общего адаптационного процесса, через три месяца регистрировалась «реакция сопротивления» и через шесть месяцев наступала «стадия резистентности». Первые шесть месяцев служебной деятельности оказывали наиболее эффективное воздействие на психофизиологические параметры личности призывника.
Список литературы
1. Абдурахманов Р. А. Военная психология: методология, теория, практика / Р А. Абдурахманов, А. Я. Анцупов, Б. П. Бархаев и др. — М.: Военный университет, 2001. — 294 с.
2. Агаджанян Н. А. Человек в условиях Севера / Н.А. Агаджанян, П. Г Петрова. — М.: Круг, 1996. — 208 с.
3. Ахмедова Х. Б. Мирные жители в условиях военных действий: личностные черты и расстройства адаптации / Х. Б. Ахмедова // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24, № 3. — С. 37—44.
4. Бодров В. А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора / В. А. Бодров, Л. Д. Сыркин // Там же. — 2003. — Т. 24, № 1. — С. 73—81.
5. Гаркави Л.Х. Адаптационные реакции и резистентность организма / Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова. — Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1990. — 224 с.
6. Калинин С. И. Компьютерная обработка данных для психологов / С. И. Калинин; Под ред. А. Л. Тулупьева. — СПб.: Речь, 2002. — 134 с.
7. Меерсон Ф. З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшеннико-ва. — М.: Медицина, 1998. — 256 с.
8. Мосягин И. Г. Военная психология: Учебно-методическое пособие / И. Г. Мосягин. — Архангельск: Издательский центр СГМУ, 2004. — 354 с.
9. Мосягин И. Г. Медико-психологические аспекты реабилитации и восстановления функционального состояния специалистов ВМФ / И. Г. Мосягин. — Архангельск: Издательский центр АГМА, 2001. — 86 с.
10. Примак В. А. Особенности адаптационных реакций у военнослужащих отдаленных гарнизонов Европейского Севера России / В. А. Примак, Л. Е. Дерягина, П. И. Сидоров. — Архангельск: Издательский центр СГМУ 2002. — 23 с.
11. Потемкин Н. Т. Профессиональный отбор корабельных специалистов ВМФ по психологическим и психофизиологическим показателям: Методические указания / Н. Т. Потемкин. — М.: Воениздат, 1984. — 60 с.
12. Пушкина Т.П. Медицинская психология / Т. П. Пушкина. — Новосибирск: Научно-издательский центр НГУ, 1996. — 49 с.
13. Родыгина Ю. К. Специфика сенсомоторных реакций сотрудников различных подразделений органов внутренних дел в зависимости от стажа службы / Ю. К. Родыгина, Л. Е. Дерягина, П. И. Сидоров и др. // Экология человека. — № 4. — 2004. — С. 12—15.
14. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2001.
— 350 с.
15. Сидоров П. И. Психическое здоровье ветеранов Афганской войны / П. И. Сидоров, С. В. Литвинцев, М. Ф. Лукманов. — Архангельск: Издательский центр АГМА, 1999. — 384 с.
16. Сидоров П. И. Введение в клиническую психологию / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. — М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 381 с.
17. Chеwe M. S. Structure and strategy in collective action / M. S. Chеwe // American journal of sociology. — 1999.
— Vol. 105, N 1. — P. 128—158.
18. Eliasoph N. Culture in interaction / N. Eliasoph, P. Letterman // Jbid. — 2003. — Vol. 108, N 4. — P. 735—795.
19. Enander A. E. Effects of human performance / A. E. Enander // Scand. J. Work, Environ and Health. — 1989. — N 1, Suppl. — P. 27—33.
20. Evetts J. The sociological analysis of professionalism: occupation, change in modern world / J. Evetts // International sociology. — 2003. — Vol. 18, N 2. — P. 395—417.
DYNAMICS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICES IN SERVICEMEN DURING FIRST YEAR OF MILITARY CALL-UP SERVICE
S. V. Marunyak, I. G. Mosyagin
Northern State Medical University, Arkhangelsk
The features of psychophysiological changes in called-up military servicemen have been analyzed according to a period of service. The dynamics of studied parameters has been detected and the optimizing role of military activity during the first year of service has been established.
Key words: called-up servicemen, psychophysiological parameters, adaptation.