Научная статья на тему 'Динамика проявления экспектаций в подростковом и юношеском возрасте'

Динамика проявления экспектаций в подростковом и юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
350
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONAL POTENTIAL / ЭКСПЕКТАЦИИ / EXPECTATIONS / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SOCIAL BEHAVIOR / ПОДРОСТКОВЫЙ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / VITALITY / ADOLESCENT JUVENILE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карина Ольга Витальевна

Анализируются некоторые концептуальные положения зарубежных и отечественных исследователей по проблеме экспектаций. Характеризуются эмпирические выводы данной проблемы. В частности описываются особенности экспектаций и их взаимосвязь с личностными проявлениями в подростковом возрасте, в начале и в конце юношеского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF MANIFESTATION OF EXPECTATIONS IN ADOLESCENCE AND EARLY ADULTHOOD

Some conceptual statements of foreign and native researchers about the problem of expectation are analyzed. Empirical conclusions of this problem are described. In particular, peculiarities of expectations and their interrelation with personal displays in adolescence, in the beginning and at the end of juvenile are described.

Текст научной работы на тему «Динамика проявления экспектаций в подростковом и юношеском возрасте»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Карина О.В.

ДИНАМИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСПЕКТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Особенности психологии развития личности подростков и юношей проявляется в том, что происходит интенсивное формирование индивидуальных особенностей системы ожиданий, которые выступают как показатели зрелости/инфантильности взрослеющей личности в контексте социально-психологической адаптации. Для того, чтобы личностное и профессиональное самоопределение было успешным, молодые люди должны руководствоваться свободным выбором желаемых стратегий социальной активности. Как правило, в жизнедеятельности личности возникают различные жизненные обстоятельства, которые влияют на свободное взаимодействие с окружающим миром и на проявления феномена прокрастинации. В рамках научно-исследовательского проекта «Психологический анализ влияния прокрастинации на процесс самоопределения молодежи» осуществляемого при финансовой поддержке РГНФ (проект N° 14-06-00228а) мы попытались теоретически и эмпирически проанализировать данную проблему.

Проблема социальных экспектаций рассматривается нами в контексте группового взаимодействия и социальных ролей, исполняемых индивидами. Ожидания личности, как правило, детерминируются ролями и выступают в виде определённого ролевого предписания.

Такие ученые, как М. Вебер, Дж. Роттер, Д.К. Мак-Клелланд, Дж. Хоманс, Дж. Хемфилд, Р. Стогдилл, А. Щюц, Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун рассматривали психологический феномен ожиданий, с точки зрения социальных проявлений.

М. Вебер сопряжённость взаимных ожиданий характеризовал как своеобразность обязательств, которые создают в жизнедеятельности личности предсказуемость, стабильность, условия для самореализации в социуме. В таких сопряжённых ожиданиях личность может строить планы, творить, разрешать трудные жизненные ситуации. На основе взаимных ожиданий возникают предсказуемость и прогнозируемость, а также стабильность, надежность положения субъекта в «среде себе подобных».

По мнению М. Вебера система взаимных ожиданий может порождать неуверенность и тревогу. Такие явления могут возникать из-за общественных социальных потрясений или возникающих проблем в малых группах, при взаимодействии личности с другой личностью. Такие обстоятельства могут дестабилизировать социальную ситуацию и исключать те преимущества, которые способствуют преодолению трудных ситуаций [1].

Согласно когнитивной теории личности Дж. Роттера, социальное поведение личности рассматривается в совокупности таких понятий, как «поведенческий потенциал», «ожидание», «подкрепление», «ценность подкрепления», «психологическая ситуация», «локус контроля». В связи с этим, Дж. Роттер разработал формулу поведенческого по-

тенциала, который равен сумме ожиданий и ценностого подкрепления. Также он выделил шесть видов потребностей, применяемых к прогнозу поведения (антиципации), реализация которых может рассматриваться как процесс самодетерминации:

1) «статус признания» - потребность чувствовать себя компетентным и признанным авторитетом в широком спектре деятельностей;

2) «защита-зависимость» - потребность личности в защите от неприятностей и ожидании помощи от других в достижении значимых целей;

3) «доминирование» - потребность влиять на жизнь других людей, контролировать их и доминировать над ними;

4) «независимость», - потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других;

5) «любовь и привязанность» - потребность в принятии и любви других;

6) «физический комфорт» - потребность в физической безопасности, здоровье и отсутствии боли и страданий.

Каждая категория потребностей, по мнению Дж. Роттера, состоит из трех основных компонентов: потенциал потребности, ее ценность и свобода деятельности. Данные компоненты входят в формулу общего прогноза: потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности.

Потенциал потребности позволяет прогнозировать реальное поведение личности. Человек склонен стремиться к цели, достижение которой будет подкреплено, а ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность. При этом потенциал потребностей исходит от «локуса контроля», имеющего два направления:

1) экстернальную и интернальную локализацию, обеспечивающую контроль над значимыми событиями;

2) надситуативный и универсальный локус контроля, характеризующий поведение личности как в случае неудач, так и в случае достижений в различных областях социальной жизни и социального поведения [1].

В контексте «мотивационной» концепции Д.К. Мак-Клелланда рассматривается поведение личности, определяющееся соотношением между ожиданиями (когнитивными единицами, заключающими предположения по поводу содержания и синхронности событий в будущем) и реальными событиями. Автор выделяет положительные эмоции (доставляющие удовольствие) и отрицательные (вызывающие недовольство), порождённые фактом расхождения/совпадения между ожиданиями и событиями. Для того чтобы разнообразить свою жизнедеятельность, но избежать опасной угрозы, люди стремятся к небольшим расхождениям между ожиданиями и событиями. Исходя из данных представлений о поведении личности, Мак-Клелланд рассматривает мотив личности как сильную аффективную ассоциацию. Такие ассоциации сопряжены с упреждающей целевой реакцией и основаны на прошлой связи конкретных стимулов и положительных/отрицательных аффектов. Существуют мотивы приближения, в которых личность стремится реализовать свою жизненную перспективу (антиципацию), и мотивы избегания, блокирующие возможность ожиданиям (экспектациям) стать реальностью. В зависимости от того, какие ожидания и события поощряли родители в детских переживаниях, у ребёнка формировались устойчивые паттерны поведения и соответствующая

мотивация [2].

В теории взаимодействия-ожидания Дж. Хоманса, Дж. Хемфилда рассматриваются три основные переменные: действие, взаимодействие и настроение. Предпринимая какие-либо действия для достижения поставленной цели, личность вступает во взаимодействие с окружающими людьми, создавая совместную деятельность. В процессе такой совместной деятельности возникает и усиливается чувство взаимной симпатии, а также происходит принятие групповых норм. Каждый раз, вступая во взаимодействие с другими людьми, личность ожидает, исходя из чувств симпатии/антипатии, от этих людей позитивного или негативного поведения. Такое ожидание оказывает влияние на степень конструктивности взаимодействия личности с окружающими людьми [1].

Р. Стогдилл в рамках своей теории «усиления ожиданий» указывал на то, что в процессе взаимодействия у людей усиливаются ожидания тех действий, на которые они изначально ориентированы. Поэтому каждый субъект совместной деятельности должен соответствовать взаимным ожиданиям, экспектациям для того, чтобы его действия совпадали с ожиданиями группы и он смог бы присоединиться к группе. В тех случаях, когда человек проявляет способность инициировать нужные групповые взаимодействия и ожидания, его лидерский потенциал становится востребован [1].

Согласно теории структурного повседневного мышления А. Щюца, личность, осуществляя какие-либо действия, исходит из своих ожиданий (экспектаций) и антиципации событий. Антиципация помогает обозначить горизонты значимых событий, которые будут реализовываться в процессе их осуществления. Ожидания, возникающие при антиципации, образуют горизонт будущего опыта, который постоянно изменяется и обогащается. В повседневной жизни корректное целепологание предвосхищает ход событий с достаточной практической точностью. Поэтому личность чётко может осознавать, какие социальные роли ей необходимы для реализации своих экспектационных моделей [4].

Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун утверждали, что развитие социальных потребностей и, как следствие, ожиданий человека происходит в процессе выполнения им определенных общественных ролевых функций, обусловливающих его социализацию. Социальные роли при этом рассматриваются в трех планах:

• в социологическом — как система ролевых ожиданий, т. е. в обществе преобладают социальные роли, которые должны формироваться у личности в процессе онтогенетического развития;

• в социально-психологическом — усвоенные роли личность исполняет и реализует в процессе межличностного взаимодействия;

• в психологическом — как внутренняя или воображаемая роль, не всегда реализуемая в ролевом поведении, но косвенно влияющая на неё.

Взаимосвязь этих трех планов представляет собой ролевой механизм личности, в котором ведущими выступают социальные ролевые ожидания (экспектации), определяющие поведение человека. Также система экспектаций проявляется и по отношению к другому человеку, в соответствии с его социальными ролями. В результате, экспектации по отношению к себе и к другим позволяют личности успешно проходить социализацию, осознавая значимость и ответственность собственных действий и поступков [1].

Социальный психолог И.Р. Сушков, рассматривая психологию отношений человека в социальной системе, характеризует появление человеческой реальности, идеального мира, связанного с общественной жизнью с точки зрения превращения отношений в объект рефлексии. Автор рассматривает психологию коллективных субъектов с точки зрения психологии «своих» и «чужих», т.е. личность, развиваясь в определенной социальной системе, выстраивает экспектации таким образом, чтобы сохранить свое сообщество, за счет сохранения общественной идеи объединяющей людей, т.е. пытается выстроить социально-психологические отношения на межгрупповом уровне. Т.е. развивающаяся личность, воспитываясь в определенных условиях (например, по социальному статусу, этнической принадлежности, материальному положению и т.д.) «впитывает» в себя те ценности и убеждения, которые транслируются в его социальной системе, и поэтому формирование экспектаций будет строиться на усвоившихся ценностях. За счет того, что подрастающая личность взаимодействует в процессе жизнедеятельности с другими членами общества, которые воспитывались в других социальных системах, то экспектации могут быть как реалистичные, так и не реалистичные. Исходя из этого, могут возникнуть конфликтные состояния, которые нарушают межгрупповую и межличностную гармонию. Нарушение гармонии приводит к новому общественному опыту и к построению иных экспектаций личностью [3].

Таким образом, рассматривая различные отечественные и зарубежные концепции по проблеме социальных ожиданий, можно охарактеризовать понятие «экспектации» следующим образом: - как регулятор деятельности (М. Вебер, Д. Мак-Клелланд), как личностное образование (Г.М.Андреева, A.M. Прихожан, Т.В. Снегирева, Н.Б. Трофимова), как психическое состояние человека (И. Лингард, Ю.Е. Сосновикова). Несмотря на отсутствие единой интерпретации данного феномена, большинство исследователей убеждены в том, что индивидуальные экспектации человека - неотъемлемая составляющая всех сфер его жизнедеятельности. Ожидания, в той или иной мере, отражают институциональные и материальные ценности, социальные санкции, а также систему нормативных отношений, упорядочивающих взаимодействия личности с социальным окружением. Однако следует заметить: несмотря на явную обусловленность экспекта-ций общественными факторами, они в итоге имеют индивидуально-личностную окра-

Для того, чтобы установить как проявляются экспектации в личностном развитии, мы провели исследование с подростками и юношами в возрасте от 17 до 23 лет. Диагностический аппарат исследования включал в себя следующие методики: Опросник «Личностные экспектации» (О.В. Карина, М.А. Киселева, Н.Е. Шустова); Шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман); методика «Жизнестойкость» (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова); Диагностика парциальных позиций интернальности-экстренальности личности (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд). Полученные данные были обработаны факторным анализом на компьютерной программе «SPSS 13».

В ходе проведенного факторного анализа были получены связи между экспекта-циями и другими сферами жизнедеятельности в подростково-молодежной среде. При анализе их динамических изменений, мы использовали только те факторы, которые объясняют больший процент дисперсии, т.е. самые важные и ведущие.

Анализ взаимосвязи между экспектациями и другими сферами жизнедеятельности показывает, что в подростковом возрасте ожидания в большей степени связаны с уровнем жизнестойкости и такими ее компонентами, как вовлеченность, контроль, принятие риска. Жизнестойкость позволяет снизить уровень внутреннего напряжения и связана с формированием эффективных копингов, которые в свою очередь связаны с формированием экспектаций по отношению к своему личностному потенциалу и в контексте жизненных перспектив, именно эти сферы являются наиболее изменчивыми в этом возрасте: формируется временная перспектива как одно из психологических новообразований личности и происходит формирование целостной эго-идентичности. Нужно отметить, что количество убеждений в контексте жизненных перспектив является преобладающим в этом возрасте, что свидетельствует о важности развития временной перспективы. Позитивность ожиданий по отношению к личностному потенциалу в контексте жизненных перспектив, носят конкретный и гибкий характер. В связи с этим ожидания в контексте жизненных перспектив связаны с жизнестойкостью и убежденностью в том, что активность в деятельности может повлиять на происходящее и на получение жизненного опыта.

В начале юношеского периода важным является формирование ожидания в отношении собственного личностного потенциала. Поэтому, экспектации юношей тесно связаны не столько с развитием жизнестойкости, сколько с уровнем интернальности. Т.е. ориентация на свой внутренний мир, на ценность своего Я позволяет юношам проявлять высокую жизнестойкость в процессе самоопределения и ориентироваться на свои достижения.

В конце юношеского периода ожидания в отношении жизненных перспектив тесно связаны с конкретными ожиданиями по временной перспективе. Молодые люди транслируют более четкие экспектации по отношению к своей жизни, чем в начале юношеского возраста и поэтому их ожидания в сфере личностного потенциала, временной перспективы в основном носят конкретный характер. Также у молодых людей преобладает взаимосвязь позитивных ожиданий с общим уровнем жизнестойкости. Т.е. личность, ориентируясь на свои базовые убеждения, активно взаимодействует с окружающим миром и получает новый опыт.

Сравнивая экспектации подростков и юношей, можно схематично отметить основную динамику личностных проявлений (Таблица 1).

Таблица 1.

Динамика экспектаций в подростково-юношеской среде

Подростковый возраст Начало юношеского Завершающий этап

периода юношеского периода

Ожидания в контексте жизненных перспектив Ожидания в отношении собственного личностного потенциала ■<-► интернальность, базовые убеждения (ценность Я, контролирумость мира), жизнестойкость (контроль) Ожидания в контексте жизненных перспектив

жизнестойкость (общая, контроль, вовлеченность, принятие риска) жизнестойкость (общая, вовлеченность), базовые убеждения (ценность Я, случайность распределения событий)

Таким образом, можно отметить, что в подростковом возрасте преобладает связь между экспектациями по отношению к своему будущему и социально-психологической адаптации в социуме (показатели жизнестойоксти). В начале юношеского возраста, эк-спектации смещаются в область собственного личностного потенциала, за счет которого личность пытается активно контролировать свою деятельность и события окружающего мира. А в конце юношеского периода вновь смещается акцент экспектаций на жизненную перспективу, но позврослевшая личность уже в рамках данных экспектаций уже ориентируюется на ценность собственного Я, свой уровень жизнестойкости и, что очень важно отметить, снижается уровень контролируемости событий, которая как правило проявляется в тревожности личности.

Литература

1. Карина О.В., Киселева М.А., Шустова Н.Е. Экспектации и самодетерминация в подростковом и юношеском возрасте: социально-психологический аспект. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2010. 100 с.

2. Мак-Клелланд Д. Мотивация человека. СПб. : Питер, 2007. 672 с.

3. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М. : Академический проект, Деловая книга, ИП РАН, 1999. 448 с.

4. Щюц А. Структура повседневного мышления // ж-л «Социологические исследования», 1988. № 2. С. 129-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.