Научная статья на тему 'Динамика политических ценностей в процессе модернизации современной России'

Динамика политических ценностей в процессе модернизации современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
618
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / СВОБОДА / POLITICAL VALUES / POLITICAL MODERNIZATION / DEMOCRACY / FREEDOM POLITICAL VALUES / FREEDOM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Василенко Ирина Алексеевна

Рассматривается проблема влияния политических ценностей на процесс модернизации в России. Автор подчеркивает, что ценности оказывают существенное влияние на процесс модернизационных преобразований, выделяет некоторые общие ценностные изменения в сознании российских граждан в процессе посткоммунистического транзита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of political values and their role in the process of modernization in Russia. The author stresses the fact that values have a significant impact on the current process of political and economic modernization in Russia and explore the changes in the system of values of the citizens.

Текст научной работы на тему «Динамика политических ценностей в процессе модернизации современной России»

СОЦИАЛЬНАЯ СТУКТУРА, ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

УДК 328.181

ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

И.А. Василенко

Рассматривается проблема влияния политических ценностей на процесс модернизации в России. Автор подчеркивает, что ценности оказывают существенное влияние на процесс модернизационных преобразований, выделяет некоторые общие ценностные изменения в сознании российских граждан в процессе посткоммунистического транзита.

Ключевые слова: политические ценности, политическая модернизация, демократия, свобода.

Большинство теорий политической модернизации исходит из презумпции, что поставленные элитой цели достигаются, прежде всего, прагматическими, прикладными и технологическими методами. Следовательно, «правильная» модернизационная стратегия и тактика ведет к победе, «неправильная» - к провалу. Нельзя отрицать значение стратегических расчетов и технологий, без них никакая модернизация не состоится, но нельзя их и абсолютизировать. Когда есть проект, технологии и рациональный расчет, необходимо еще найти ответ на закономерный вопрос: кто и почему эти планы будет претворять в жизнь?

Модернизация не может ограничиться только сферами экономики, политического управления и законодательства, хотя все они принципиально важны. Модернизация предполагает, прежде всего, политическую волю большинства граждан, которые согласны повседневно активно участвовать в инновационных проектах. Вот здесь и встает вопрос о политических ценностях граждан, которые лежат в основе мотиваций, детерминирующих их поведение. Насколько кореллируют эти ценности большинства с целями предстоящей модернизации?

Согласно социологическим исследованиям, центральной для россиян в 90-е гг. была ценность свободы. Но уже вначале 2000-х граждане «устали» от свободы (а еще больше от вседозволенности) и на первое место вышли ценности безопасности и стабильности. Так, например, по результатам исследовательского проекта «Томская инициатива» среди базовых политических ценностей начала 2000-х гг. наиболее значимыми для россиян являлись «безопасность», «мир», «законность» и «справедливость». Анализ содержательного наполнения этих понятий показал, что «безопасность» трактуется россиянами как «покой», «спокойствие», «уверенность», «охрана», «защита». «Законность» в России чаще всего понимают как «порядок», «справедливость» и «суд».

«Справедливость» россияне понимают прежде всего, как «правду» и «честность», и только потом как «закон» и «законность» [1].

С началом мирового экономического кризиса в 2008 г. стабильность уходит в общественном сознании на второй план, появляется запрос на другие ценности. Социология довольно четко показывает, что сегодня (впервые после распада СССР) такими актуальными ценностями стали патриотизм, держав-ность, самобытность. Исследования ВЦИОМ последних лет [2] показывают, что ценности патриотизма и демократии считают самыми важными 24 % и 28 % респондентов соответственно. В понятие патриотизма в большинстве случаев вкладывается глубоко позитивный смысл, предполагающий уважительное отношение к собственной стране, ее культуре, ее прошлому.

Что касается ценности демократии, то выяснилось, что в постсоветский период для многих граждан с демократией связан ряд негативных коннотаций: она ассоциируется с развалом советской государственности, экономики, с обострением межнациональных конфликтов, с падением уровня жизни большинства населения. Поэтому авторы исследования предложили респондентам использовать понятие демократии сугубо в позитивном смысле. Следуя предложенному подходу, связывают понятие демократии со свободой слова, печати, вероисповедания (44 %), с экономическим процветанием страны (28 %).

Однако даже при таком подходе, были выявлены определенные разочарования в достоинствах демократической идеи, произошедшие в последние годы: только 18 % россиян сегодня считают выборность всех высших государственных руководителей гарантией от злоупотребления властью (в 2006 г. было 30 %); только 19 % россиян уверены, что демократия - залог порядка и стабильности (33 % в 2006 г.); только 21 % россиян уверены что демократия -это, прежде всего, законность (24 % в 2006 г). Но в целом при всех оговорках в отношении восприятия демократии, ее идеология за прошедшее десятилетие увеличила число своих сторонников (с 23 до 28 %).

Россияне, согласно опросу, более позитивно, чем в предыдущие годы воспринимают ценности национальной самобытности (рост с 9 до 12 %) и особенно державности (с 9 до 14 %). Многие политологи интерпретируют это в контексте потребности восстановления значимого статуса страны на мировой арене. При этом идеология либерализма, которая в начале перестройки была прочно связана с демократией, утратила свою привлекательность, ее поддерживают лишь 3 % граждан, а идея капитализма, напротив, набрала вес, показав рост с 3 % до 7 %.

Сегодня около 25 % россиян симпатизируют разным левым идеологиям: коммунизму (7 %), социализму (18 %). При этом более половины респондентов (53 %) скептически относятся к перспективе появления новых партий. В системе партийных предпочтений наибольшие симпатии вызывают демократические партии, ориентированные на ценности политической свободы и прав граждан, и консервативные партии, ориентированные на стабильность и недопущение резких перемен , а также и реформаторские партии, ориентированные на перемены, новые идеи и подходы. Заведомо проигрывают на политическом рынке пред-

ложения, исходящие от «правых» партий, ориентированных на рыночную экономику и интересы наиболее преуспевающих групп общества (12 %).

Поэтому при определении вектора возможных перемен в обществе наиболее предпочтительным большинство респондентов (62 %) посчитали «левый», предполагающий укрепление роли государства во всех сферах жизни, национализацию крупнейших предприятий и отраслей, жесткое подавление коррупции, ограничение вывоза капитала, тогда как «правый» - либерализация всех сфер жизни, освобождение бизнеса от власти чиновников, усиление конкурентности, высвобождение инициативы граждан - нашел гораздо меньшее число сторонников (18 %).

Собирательный образ современного российского политика с оптимальной «положительной» репутацией получил весьма разнообразные характеристики: это реформатор (53 %), демократ (55 %), обязательно противник национализма (71 %), не популист и не консерватор (по 55 %), не радикал (51 %). Таким образом, данное исследование показывает: общество хочет перемен и ждет рационально мыслящих реформаторов - не популистов.

Обозревая эволюцию ценностных предпочтений россиян в постсоветский период, хочется напомнить знаменитую фразу Николая Бердяева: «Между февралем и октябрем 17-го года перед изумленным русским взглядом прошли все возможные партии и идеи. Что же выбрал русский человек? То, что имел до этого. Царя и державу».

Возникает вопрос: могут ли обозначенные выше политические ценности россиян стать основой модернизации российского общества? Мнения политологов и социологов здесь расходятся. Некоторые эксперты, используя западные методики исследования ценностей, например известный феномен, обозначенный Рональдом Инглхартом, как глобальный сдвиг ценностной системы человечества от материализма к постматериализму, считают, что в России (и в Восточной Европе) пока такого сдвига не произошло, россияне исповедуют «ценности материализма».

Под ценностями «материализма» имеются в виду предпочтение физической и психологической безопасности и благополучия, а под ценностями «постматериализма» - подчеркнутое значение принадлежности к группе, самовыражения и качества жизни. Ингелхарт считает, что успехи в послевоенном экономическом развитии и отсутствие военных конфликтов способствовали тому, что молодое поколение в развитых странах Запада больше внимания стало уделять реализации «постматериальных» потребностей, таких, как самореализация, качество жизни, права человека и т.п. Этот креативный класс - основа современной инновационной модернизации [3].

Поскольку в России преобладают материалистические ценности или «ценности выживания», отсюда некоторые исследователи делают пессимистический вывод об отсутствии социальной базы для современной инновационной модернизации. Я полагаю, что использование зарубежных методик в такой тонкой социокультурной сфере, как сфера ценностей, некорректно. Напомню известный случай с методологией М.Вебера. Многие западные политологи в се-

редине ХХ века вслед за М.Вебером некоторые цивилизации и культуры отнесли к числу «нереформируемых», поскольку там присутствовали традиционные ценности, диаметрально противоположные «морали успеха» и индивидуализму западных стран.

Прежде всего, речь идет о странах АТР, где клановый характер общества и ценности конфуцианства представлялись Веберу несовместимыми с реформацией западного типа. Но это были глубоко ошибочные суждения, которые не подтвердились. В начале XXI века весь мир заговорил о модернизационном рывке «азиатских драконов». Это убедительно свидетельствует в пользу того, что необходимо рассматривать ценности в контексте национальной культуры, а не с позиций инокультурного опыта, и не ставить под вопрос креативность собственного народа, а перевести вопрос в позитивную плоскость: как сделать наши национальные ценности основой модернизации?

Напомню, что китайцы никогда не подвергали сомнению креативность своего общества на основании того, что оно не похоже на западное. Они поставили вопрос именно в таком ключе: как сделать ценности конфуцианства основой модернизации? И создали известное «Общество Конфуция», куда вошли ведущие ученые из Академии наук, которые поставили своей целью реинтер-претировать конфуцианство в духе новейшей модернизации. И у них получилось!

В 1990-е годы многие западные исследователи также скептически интерпретировали «традиционную русскую архаику». В начале 90-х гг., по инициативе и под руководством С.Шварца, проф. ф-та психологии Иерусалимского ун-та, была организована Международная программа сравнительного изучения ценностей [4]. Согласно методологии Шварца, множество культурных ценностей, по которым могут быть сравнимы культурные группы, располагается вдоль трех биполярных осей: Консерватизм - Автономия, Иерархия - Равноправие, Мастерство - Гармония. Согласно С.Шварцу, препятствием на пути модернизации являются такие ценности, как Консерватизм и Иерархия, которые преобладают в России и Восточной Европе. С другой стороны, такие ценности, как Равноправие, Мастерство, Интеллектуальная и Аффективная Автономия, ярко выраженные у западноевропейцев, весьма способствуют модернизации.

С этой методикой работает у нас в России профессор Н.М.Лебедева, которая в рамках проекта «Преемственность и изменчивость базовых ценностей русской культуры» провела эмпирическое исследование изменения базовых культурных ценностей русских. Интересно, что ее исследование дало позитивные результаты. Согласно этому исследованию, по Мастерству и Интеллектуальной Автономии наши студенты обогнали не только восточноевропейских, но и западноевропейских сверстников и сравнялись по ценностям Мастерства с западноевропейскими коллегами. В ценностях Аффективной Автономии наши студенты превысили средние показатели восточноевропейских стран, но уступили странам Западной Европы.

Таким образом, данное исследование показывает, что сегодня в России чрезвычайно благоприятная ценностно-мотивационная основа для развития свободного предпринимательства, но недостаточно пока условий для полного развития демократии, поскольку ценности Иерархии еще больше выросли. Однако мне кажется, что приоритет ценностей патриотизма и державности совсем не мешает развитию демократии. В контексте нашей российской культуры эти ценности всегда спасали страну, и в условиях экономического кризиса они вполне могут стать основой модернизации российского общества.

Надо только правильно поставить вопрос: как сделать наши политические ценности основой модернизации и объявить конкурс на самый лучший ответ.

Список литературы

1. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / отв. ред. А.В. Рябов, Е.Ш. Курбангалеева. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. С.121-128.

2. Сайт ВЦИОМ. [Электронный ресурс] / Режим доступа URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112352

3. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4. С.28-31.

4. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже ХХ1 века. //Психолог. журнал. 2000. Т.21. №3. C. 83-87.

Василенко Ирина Алексеевна, д-р полит. наук, проф., vasilenko. irinaamail.ru , Россия, Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова

DYNAMICS OF POLITICAL VALUES IN THE PROCESS OF MODERNIZATION

IN MODERN RUSSIA

I. A. Vasilenko

The article deals with the problem of political values and their role in the process of modernization in Russia . The author stresses the fact that values have a significant impact on the current process of political and economic modernization in Russia and explore the changes in the system of values of the citizens.

Кy words: political values, political modernization, democracy, freedom political values, political modernization, democracy, freedom.

Vasilenko I. A. doctor of political science, professor, vasilenko.irinaamail.ru, Moscow, Russian Federation, Lomonosov Moscow State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.