Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / КАДЕТЫ / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Илешева Д.Р., Белякова И.С., Милюченкова Л.А.

Наблюдение за динамикой показателей состояния здоровья детей и подростков в процессе обучения и завершения его дает возможность получения наиболее важной характеристики успешности адаптации учащихся к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Проведена комплексная оценка здоровья воспитанников Астраханского кадетского корпуса с использованием результатов оценки физического развития, неспецифической резистентности, функционального состояния организма при поступлении и через пять лет обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF HEALTH INDICATORS OF PUPILS OF THE CADET CORPS IN THE PROCESS OF LEARNING

Observation of the dynamics of indicators of the state of health of children and adolescents in the process of learning and completing it makes it possible to obtain the most important characteristic of the success of students' adaptation to changing living conditions. A comprehensive assessment of the health of pupils of the Astrakhan Cadet Corps was carried out using the results of assessing physical development, nonspecific resistance, and the functional state of the body upon admission and after five years of study.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

УДК 613.95-613.96

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Илешева Д.Р.1, Белякова И.С.1, Милюченкова Л.А.2

ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России, Астрахань, Россия 2ГАОУАО «Казачий кадетский корпус имени атамана И.А. Бирюкова»

DYNAMICS OF HEALTH INDICATORS OF PUPILS OF THE CADET CORPS IN

THE PROCESS OF LEARNING

Ilesheva D.R.1, Belyakova I.S.1, Milyuchenkova L.A.2

1Astrakhan State Medical University, Russia, Astrakchan 2Cossack Cadet corps named after Ataman I.A. Biryukov

Аннотация. Наблюдение за динамикой показателей состояния здоровья детей и подростков в процессе обучения и завершения его дает возможность получения наиболее важной характеристики успешности адаптации учащихся к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Проведена комплексная оценка здоровья воспитанников Астраханского кадетского корпуса с использованием результатов оценки физического развития, неспецифической резистентности, функционального состояния организма при поступлении и через пять лет обучения.

Abstract. Observation of the dynamics of indicators of the state of health of children and adolescents in the process of learning and completing it makes it possible to obtain the most important characteristic of the success of students' adaptation to changing living conditions. A comprehensive assessment of the health of pupils of the Astrakhan Cadet Corps was carried out using the results of assessing physical development, nonspecific resistance, and the functional state of the body upon admission and after five years of study.

Ключевые слова: дети, кадеты, кадетский корпус, показатели здоровья.

Key words: children, cadets, cadet corps, health indicators

В последние годы здоровье детей и подростков вызывает тревогу, значительно уменьшилось число абсолютно здоровых детей, наблюдается рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, изменилась структура хронических патологий. За последние десятилетия среди детей и подростков увеличилась доля болезней органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, зрения, увеличилось количество детей имеющих несколько диагнозов [1-5, 7-9, 14].

Здоровье детей и подростков состоит из оптимального уровня развития, соответствующего его возрасту, достаточной адаптации, высокой резистентности, а также отсутствие пограничных состояний и заболеваний.

Каждому ребенку присуща своя индивидуальная траектория развития в рамках генетически детерминированной программы, но ее характер зависит от условий жизни и влияния тех или иных факторов в каждый период развития, при их благоприятном влиянии на организм переходит на более высокий уровень развития. Основополагающие принципы, определяющие здоровье детей и подростков составляют рациональное питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, а также личная гигиена и экологическая обстановка местности. Физическое развитие является основным интегральным показателем комплексной оценки здоровья [6, 10-14].

Наблюдение за динамикой показателей состояния здоровья детей и подростков в процессе обучения и завершения его дает возможность получения наиболее важной характеристики успешности адаптации учащихся к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Согласно теории адаптации Г. Селье - В.П. Казначеева - Р.М. Баевского - Н.А. Агаджаняна процесс адаптации заключается в приспособлении строения и функций организмов к условиям существования. С медико-биологических позиций, происходящие в подростковом возрасте изменения формируют определенные уровни взаимодействия основных регуляторных систем организма, которые в дальнейшем во многом определяют состояние здоровья человека и успешность его социальной адаптации [12-14].

Для исследования динамики показателей здоровья, была проведена комплексная оценка здоровья воспитанников Астраханского кадетского корпуса с использованием результатов оценки физического развития, неспецифической резистентности, функционального состояния организма при поступлении и через пять лет обучения (на примере 9 класса, дети поступили на обучение в 2016 году).

Одним из основных критериев оценки состояния здоровья детского населения является уровень физического развития.

Индивидуальная оценка физического развития кадетов проводилась с учетом показателей длины и массы тела, окружности грудной клетки, динамометрии, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), степени развития мускулатуры, скелета и жироотложения.

Анализ полученных данных показал, что фактические значения длины тела, массы тела и окружности грудной клетки, наблюдаемых кадетов увеличивались от 5 класса к 9. Число количество детей с гармоничным развитием осталось на прежнем уровне, увеличилось количество детей с развитием выше среднего. При поступлении большинство детей имели среднюю физическую подготовленность, в 5 классе составляло 40% кадетов с низкой и ниже среднего, к 9 классу физическая подготовленность ниже среднего составило 15,8% обучающихся [см. табл.]. Это свидетельствует о повышении силы и физической подготовленности детей, обучающихся в корпусе.

Таблица

Показатель 2016 год 2020 год

Группа здоровья абс % абс %

I 1 5 8 42

II 19 95 8 42

III 0 0 3 16

Физическое развитие среднее 16 80 13 68

Ниже среднего 1 5 1 5,3

Выше среднего 3 15 5 26,7

Индекс массы тела: норма 17 85 16 84,2

Недостаток массы тела 1 5 2 10,5

Выраженный недостаток массы тела 1 5 1 5,3

Избыток массы тела 1 5 0 0

Сила мыттттг средняя 3 15 0 0

Ниже среднего 3 15 0 0

Выше среднего 14 70 19 100

Зрение: нормальное 13 65 12 63,2

Снижено 7 35 7 36,8

Осанка: нормальная 18 90 17 89,5

Нарушение осанки 2 10 2 10,5

Физическая подготовленность: средняя 8 40 13 68,4

Ниже среднего 5 25 3 15,8

Низкая 3 15 0 0

Выше среднего 4 20 3 15,8

Для оценки состояния функции внешнего дыхания использовались показатели ЖЕЛ в покое, а также функциональные пробы Штанге и Генчи. Фактические значения приводились к должным, рассчитанным по массе и длине тела с учетом возраста. У кадет средние значения проб Штанге и Генчи увеличивались от 5 класса к 9.

Для оценки степени напряжения регуляторных систем организма, а именно вегетативной нервной системы, был проведен вариационный анализ сердечного ритма. Полученные показатели свидетельствуют о преобладающем влиянии в регуляции сердечного ритма парасимпатической вегетативной нервной системы

Интегральная оценка функционального состояния организма кадетов была осуществлена с учетом данных, полученных при изучении основных функций внешнего дыхания (ЖЕЛ в % к должной, проб Штанге и Генчи), состояние сердечно-сосудистой системы (ЧСС, величина САД и ДАД) и показателей динамометрии. Интегральный показатель функционального состояния организма кадетов имел положительную динамику. Наблюдалось увеличение доли воспитанников с нормальным функциональным состоянием организма от 5 класса к 9.

Для оценки резистентности организма (пониженная, повышенная, нормальная) было подсчитано количество обращений за медицинской помощью кадет в течение года, предшествующего исследованию функционального состояния организма и физического развития. Как оказалось, доля кадетов с нормальной резистентностью в процессе обучения в корпусе увеличилась - от 5 класса к 9, а количество кадетов с пониженной резистентностью соответственно уменьшилось - от 5 класса к 9.

Учитывая, что в результате медицинских осмотров среди обследованных было выявлено кадеты, страдающих тем или иным хроническим заболеванием, были выделены три группы здоровья. Доля кадетов с I группой здоровья составила - 5% в 5 классе; 42% в 9 классе. Доля кадет со II группой здоровья уменьшилась - с 95% в 5 классе до 42% в 9 классе. С III группой здоровья увеличилось- с 0% в 5 классе до 16% в 9 классе.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о наличии выраженных положительных тенденций в динамике показателей здоровья воспитанников кадетского корпуса в процессе обучения. Режим дня, рациональное питание, воспитание, правильная организация учебного процесса, мероприятия

по профилактике заболеваний, методы и формы оздоровления, благоприятно воздействуют на формирование здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Акишкин В.Г. Сравнительный анализ состояния здоровья детей в специализированных домах ребенка Астраханской области // В.Г. Акишкин, Г.Р. Сагитова, Е.В. Афанасьева, А.В. Абдрашитова // Астраханский медицинский журнал. - 2009. - Т. 4. - № 4. - С. 41-45.

2. Антонова А.А. Сравнительные исследования функционирования дыхательной системы у детей в условиях оздоровительных учреждений / А.А. Антонова, Г.А. Яманова // Санитарный врач. - 2021. - №9. - С. 66-72.

3.Антонова А.А. Особенности питания младших школьников Астраханской области / А.А. Антонова, В.Г. Сердюков // Казанская наука. - 2010. - №10. - С. 351-352.

4.Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в 2020 г.». Гос. доклад М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021 г.

5.Елизарова И.С. Динамика состояния здоровья детей и подростков Астрахани / И.С. Елизарова,

A.А. Антонова, Т.В. Сердюкова, В.Г. Сердюков и др. // Аллергология и иммунология. - 2012. - Т. 13. -№1. - С. 101.

6.Информация экспертного совета при Комитете Государственной Думы по образованию и науке по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся «Состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации» (Данные Росстата и эпидемиологических исследовании). 2018 г.

7.Нураденов Х.П. Лечебно-профилактические мероприятия среди старшеклассников, страдающих заболеваниями органов пищеварения / Х.П. Нураденов, Г.Р. Сагитова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. - С. 1042.

8.Сагитова Г.Р. Здоровье подростков, проживающих в нижнем поволжье / Г.Р. Сагитова, В.И. Мирошников, А.Г. Сердюков, Л.И. Дербенева и др. // Южно-Российский медицинский журнал. - 2004. -№5-6. - С. 4-6.

9.Сердюков В.Г. Динамика показателей здоровья детей младшего школьного возраста в Астрахани /

B.Г. Сердюков, И.С. Елизарова, А.А. Антонова, Г.Л. Шендо, В.Р. Рябикин // Астраханский медицинский журнал. - 2011. - Т. 6. - №3. - С. 291-293.

10.Яманова Г.А. Гигиеническая оценка эффективности физического воспитания школьников / Г.А. Яманова, Д.В. Давыденко, А.А. Антонова // В сборнике: «Неделя науки - 2016» Материалы Всероссийского молодежного форума с международным участием. - 2016. - С. 460-463.

11.Яманова Г.А. Влияние физической нагрузки на состояние опорно-двигательного аппарата кадетов / Г.А. Яманова, В.Г Сердюков, А.А Антонова, Л.А. Милюченкова // Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Асфандиярова Растяма Измайловича «Структурные преобразования органов и тканей в норме и при воздействии антропогенных факторов. - 2017. - С. 183-184.

12.Яманова Г.А. Особенности формирования нервной системы кадетов в период адаптации к образовательному процессу / Г.А. Яманова, В.Г Сердюков, А.А Антонова, Л.А. Милюченкова // Вестник ВолгГМУ. - 2020. - №1. - С. 137-139.

13.Яманова Г.А. Эффективность мониторинга и оздоровления детского населения в образовательной среде / Г.А. Яманова, В.Г Сердюков, А.А Антонова, Л.А. Милюченкова, З.Р. Ширинова // Вестник ВолгГМУ. - 2021. - №1. - С. 173-177.

14.Яманова Г.А. Значимость факторов образовательного пространства в формировании здоровья детей / Г.А. Яманова, А.А Антонова // Профилактическая медицина. - 2022. - Т. 25. -№2. - С. 113-118.

REFERENCES

1. Akishkin V.G. Comparative analysis of the state of health of children in specialized children's homes of the Astrakhan region // V.G. Akishkin, G.R. Sagitova, E.V. Afanas'eva, A.V. Abdrashitova // Astrahanskij medicinskij zhurnal. - 2009. - T. 4. - № 4. - P. 41-45.

2. Antonova A.A. Comparative studies of the functioning of the respiratory system in children in the conditions of health institutions / A.A. Antonova, G.A. Jamanova // Sanitarnyj vrach. - 2021. - №9. - P. 66-72.

3. Antonova A.A. Peculiarities of nutrition of junior schoolchildren of the Astrakhan region / A.A. Antonova, V.G. Serdyukov // Kazanskaya nauka. - 2010. - №10. - P. 351-352.

4. Gosudarstvennyj doklad «On the state of sanitary and epidemiological well-being of the population in the Russian Federation in 2020». Gos. doklad M.: Federal'naja sluzhba po nadzoru v sfere zashhity prav potrebitelej i blagopoluchija cheloveka, 2021 g.

5. Elizarova I.S. Dynamics of the state of health of children and adolescents of Astrakhan / I.S. Elizarova, A.A. Antonova, T.V. Serdyukova, V.G. Serdyukov i dr. // Allergologiya i immunologiya. - 2012. - T. 13. - №1. - P. 101.

6. Informacija jekspertnogo soveta pri Komitete Gosudarstvennoj Dumy po obrazovaniju i nauke po voprosam zdorov'ja i fizicheskogo vospitanija obuchajushhihsja « The state of health of children and adolescents in the Russian Federation» (Dannye Rosstata i jepidemiologicheskih issledovanii). 2018 g.

7. Nuradenov Kh.P. Therapeutic and preventive measures among high school students suffering from diseases of the digestive system / Kh.P. Nuradenov, G.R. Sagitova // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2014. - №6. - P. 1042.

8. Sagitova G.R. Health of adolescents living in the lower Volga region / G.R. Sagitova, V.I. Miroshnikov, A.G. Serdjukov, L.I. Derbeneva i dr. // Juzhno-Rossijskij medicinskij zhurnal. - 2004. - №5-6. -P. 4-6.

9. Serdyukov V.G. Dynamics of health indicators of children of primary school age in Astrakhan / V.G. Serdyukov, I.S. Elizarova, A.A. Antonova, G.L. Shendo, V.R. Ryabikin // Astrakhanskiy meditsinskiy zhurnal. -2011. - T. 6. - №3. - P. 291-293.

10. Jamanova G.A. Hygienic assessment of the effectiveness of physical education of schoolchildren / G.A. Jamanova, D.V. Davydenko, A.A. Antonova // V sbornike: «Nedelja nauki - 2016» Materialy Vserossijskogo molodezhnogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem. - 2016. - P. 460-463.

11. Jamanova G.A. Influence of physical load on the state of the musculoskeletal system of cadets / G.A. Jamanova, V.G Serdjukov, A.A Antonova, L.A. Miljuchenkova // Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvjashhennoj 80-letiju so dnja rozhdenija professora Asfandijarova Rastjama Izmajlovicha «Strukturnye preobrazovanija organov i tkanej v norme i pri vozdejstvii antropogennyh faktorov. - 2017. - P. 183-184.

12. Jamanova G.A. Features of the formation of the nervous system of cadets during the period of adaptation to the educational process / G.A. Jamanova, V.G Serdjukov, A.A Antonova, L.A. Miljuchenkova // Vestnik VolgGMU. - 2020. - №1. - P. 137-139.

13. Jamanova G.A. Effectiveness of monitoring and health improvement of the children's population in the educational environment / G.A. Jamanova, V.G Serdjukov, A.A Antonova, L.A. Miljuchenkova, Z.R. Shirinova // Vestnik VolgGMU. - 2021. - №1. - P. 173-177.

14. Yamanova G.A. The significance of the factors of the educational space in the formation of children's health / G.A. Yamanova, A.A Antonova // Profilakticheskaya meditsina. - 2022. - T. 25. -№2. - P. 113-118.

СТАПЕДИАЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС НА АКУСТИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ У ИМПЛАНТИРОВАННЫХ ПАЦИЕНТОВ

Петров Сергей Михайлович

РЕ, Россия, Санкт-Петербург

STAPEDIAL REFLEX TO ACOUSTIC STIMULI IN IMPLANTED PATIENTS

Petrov Sergey Mikhailovich

RE, Russia, Saint Petersburg

Аннотация. Результаты регистрации пороговых уровней стапедиального рефлекса в ответ на электрические стимулы широко используются в настройке кохлеарного импланта (КИ). Как правило, максимально комфортные уровни (МКУ) громкости рабочей (повседневной) программы у подавляющего большинства пациентов выше пороговых уровней стапедиального рефлекса. Представляет теоретический интерес посмотреть на стапедиальный рефлекс с противоположной стороны, а именно, исследовать рефлекс на звук у опытных КИ-пациентов оптимально. Целью данного исследования является изучение стапедиального рефлекса в ответ на акустические стимулы низких, средних и высоких частот. Установлено, что пороговые уровни рефлекса на звуковые стимулы у КИ-пациентов находятся в диапазоне испытуемых с нормальным слухом. Полученные результаты обсуждаются с точки зрения обработки интенсивности звукового сигнала (ФУНГ).

Abstract. The results of recording threshold levels of the stapedial reflex in response to electrical stimuli are widely used in fitting of a cochlear implant (CI). As a rule, the maximum comfortable levels (MCL) of the loudness of the working (daily) program in the vast majority of patients are above the threshold levels of the stapedial reflex. It is of theoretical interest to look at the stapedial reflex from the opposite side, namely, to study the reflex to sound stimuli in experienced CI patients. The aim of this study is to study the stapedial reflex in response to acoustic stimuli of low, medium and high frequencies. It was found that the threshold levels of reflex to sound stimuli in CI patients are in the range of subjects with normal hearing. The results are discussed from the point of view of processing the intensity of the audio signal.

Ключевые слова: Кохлеарный имплант, стапедиальный рефлекс, звуковые стимулы, настройка, максимально комфортный уровень, ФУНГ.

Keywords: Cochlear implant, stapedial reflex, sound stimuli, tuning, maximum comfortable level, recruitment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.