Научная статья на тему 'ДИНАМИКА И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ'

ДИНАМИКА И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / АДАПТАЦИЯ / ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сибирякова Н.В.

В современных образовательных условиях на фоне повышения интенсивности учебных нагрузок, снижения физической активности, а также нерационального распределения деятельности в течение дня возрастают требования к личностным качествам ребенка. Действие этих факторов может оказывать негативное влияние на формирование адаптивных возможностей нервной системы детского организма. Проведено динамическое обследование кадетов казачьего кадетского корпуса с целью изучения особенностей психологической адаптации к образовательному процессу. Исследование проводилось при помощи аппаратно-программного комплекса «Здоровье-экспресс». Выявлена положительная динамика адаптации к процессу обучения, зависимость успешности адаптационных процессов от силы нервной системы и преобладания вагусного влияния вегетативной нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS AND FEATURES OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF CADETS TO THE EDUCATIONAL PROCESS

In modern educational conditions, against the background of an increase in the intensity of training loads, a decrease in physical activity, as well as an irrational distribution of activities during the day, the requirements for the child's personal qualities are increasing. The action of these factors can have a negative impact on the formation of the adaptive capabilities of the nervous system of the child's body. A dynamic examination of the cadets of the Cossack cadet corps was carried out in order to study the features of psychological adaptation to the educational process. The study was conducted using the hardware-software complex "Health-express". The positive dynamics of adaptation to the learning process, the dependence of the success of adaptive processes on the strength of the nervous system and the predominance of the vagal influence of the autonomic nervous system were revealed.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ»

14. Yamanova G.A. The significance of the factors of the educational space in the formation of children's health / G.A. Yamanova, A.A Antonova // Profilakticheskaya meditsina. - 2022. - T. 25. -№2. - P. 113-118.

УДК 613.8-003.96:371.6

ДИНАМИКА И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ К

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ

СибиряковаН.В.

ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России, Астрахань, Россия

DYNAMICS AND FEATURES OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF CADETS TO THE

EDUCATIONAL PROCESS

Sibiryakova N. V.

Astrakhan State Medical University, Russia, Astrakchan

Аннотация. В современных образовательных условиях на фоне повышения интенсивности учебных нагрузок, снижения физической активности, а также нерационального распределения деятельности в течение дня возрастают требования к личностным качествам ребенка. Действие этих факторов может оказывать негативное влияние на формирование адаптивных возможностей нервной системы детского организма. Проведено динамическое обследование кадетов казачьего кадетского корпуса с целью изучения особенностей психологической адаптации к образовательному процессу. Исследование проводилось при помощи аппаратно-программного комплекса «Здоровье-экспресс». Выявлена положительная динамика адаптации к процессу обучения, зависимость успешности адаптационных процессов от силы нервной системы и преобладания вагусного влияния вегетативной нервной системы.

Abstract. In modern educational conditions, against the background of an increase in the intensity of training loads, a decrease in physical activity, as well as an irrational distribution of activities during the day, the requirements for the child's personal qualities are increasing. The action of these factors can have a negative impact on the formation of the adaptive capabilities of the nervous system of the child's body. A dynamic examination of the cadets of the Cossack cadet corps was carried out in order to study the features of psychological adaptation to the educational process. The study was conducted using the hardware-software complex "Health-express". The positive dynamics of adaptation to the learning process, the dependence of the success of adaptive processes on the strength of the nervous system and the predominance of the vagal influence of the autonomic nervous system were revealed.

Ключевые слова: дети, подростки, адаптация, вегетативная нервная система, свойства нервной системы.

Key words: children, adolescents, adaptation, autonomic nervous system, properties of the nervous system.

Эффективность адаптации детей к процессу обучения в образовательных учреждениях зависит от многих компонентов окружающей среды. Приспособление к условиям школьной жизни является сложным ступенчатым процессом, включающим физиологические и психофизиологические компоненты, и во многом определяется свойствами нервной системы. Уравновешенность нервных процессов, их сила и уровень функциональной подвижности обуславливают эффективность любой деятельности. Именно от силы нервных процессов зависит скорость движений, энергичность, эмоциональная устойчивость организма. Подвижностью нервных процессов определяется уровень адаптационных возможностей человека - приспособляемости к резко меняющимся условиям существования. У школьников она проявляется в скорости переключения с одного вида деятельности на другой и продуктивности деятельности в ограниченных по времени условиях.

В современных образовательных условиях на фоне повышения интенсивности учебных нагрузок, снижения физической активности, а также нерационального распределения деятельности в течение дня возрастают требования к личностным качествам ребенка. Действие этих факторов может оказывать негативное влияние на формирование адаптивных возможностей нервной системы детского организма. В частности, ежегодно возрастающие нагрузки, особенно проявления умственных способностей, негативно влияют на высшую нервную деятельность. Функциональные показатели памяти, внимания, восприятия ухудшаются, что приводит к снижению работоспособности, утомлению и переутомлению организма в целом. Школьная дезадаптация приводит впоследствии к снижению успеваемости, перенапряжению функциональных резервов организма, изменению в поведении и межличностных отношениях, а также развитию психических и соматических отклонений [1, 2, 7, 8-10, 12].

По данным сотрудников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков распространенность функциональных нарушений нервной системы и психической сферы среди мальчиков колеблется в пределах 427,0 - 955,0%о, среди девочек - в пределах 408,0 - 750,0%о. Чаще всего были диагностированы невротические реакции, в т. ч. по астеническому типу, а также гиперкинетические реакции у учащихся младших классов. Наиболее высокая частота встречаемости указанных нарушений констатирована у

детей в третьем классе. Относительно стабильные уровни показателей с незначительной тенденцией к снижению наблюдались в 5-7-м классах в группе мальчиков и в 4-8 классах в группе девочек. Выраженная позитивная динамика невротических реакций у лиц подросткового возраста - полное выздоровление выявлено в 43% наблюдений, а формирование синдромально- очерченных состояний -неврозов - лишь в 6,5% случаев. Это позволяет рассматривать невротические реакции как проявление адаптации в рамках физиологического пубертата и пубертатного криза. В 9-м классе отмечен некоторый подъем заболеваемости, что связано с усилением невротизации детей при подготовке к экзаменам. В 8-9 классах среди мальчиков достоверно уменьшается число благоприятно протекающих функциональных нарушений.

Количество случаев хронических нервно-психических расстройств небольшое. Их распространенность снижается в группе мальчиков со 109%о до 13%о, а в группе девочек тенденция снижения менее выражена. Вместе с тем в 9-м классе при подготовке к экзаменам у школьников, хотя и в единичных случаях, имеют место синдромально- очерченные нарушения: неврозы, астенический и фобический синдромы, проявления которых усиливаются по мере приближения итоговой аттестации [3, 5, 6].

Комплексное обследование обучающихся школ г. Екатеринбурга, проведенное Научно -исследовательским центром гигиены и охраны здоровья детей и подростков государственного учреждения «Научный центр здоровья детей» Российской академии медицинских наук, выявило нарушение центральной нервной системы у 26,2% детей.

Согласно исследованием Елизаровой И.С. общая заболеваемость в классе болезней нервной системы у астраханских школьников составляет 22,19% [4].

В связи с этим изучение свойств и функциональных возможностей нервной системы учащихся является актуальным и позволяет выявить изменения адаптационных механизмов в меняющихся условиях внешней среды.

Цель исследования изучить динамику и особенности психологической адаптации кадетов к образовательному процессу.

Материалы и методы. Для мониторинга уровня адаптации, а также своевременного выявления отклонений со стороны нервно- психического здоровья детей в кадетском корпусе ежегодно проводится диагностика с помощью аппаратно-программного комплекса «Здоровье - экспресс», с использованием теста Люшера.

В 2018-2019 гг. проведено динамическое обследование кадет в возрасте 10-11 лет с целью изучения зависимости адаптационных резервов организма от тонуса и свойств центральной нервной системы при помощи модуля «Варикард». Исследования были проведены в начале и конце учебного года, оценивали вариабельность сердечного ритма и определение уровня адаптации ребенка. Методом оценки адаптационных реакций является вычисление показателя активности регуляторных систем (ПАРС). Он вычисляется в баллах по специальному алгоритму. Значение ПАРС выражаются в «лестнице состояний» в баллах от 1 до 10. Физиологическая норма - состояние удовлетворительной адаптации к условиям окружающей среды - 1, 2, 3 балла; донозологическое состояние - напряжение регуляторных систем - 4, 5 баллов; преморбидные состояния - состояние неудовлетворительной адаптации к условиям окружающей среды - 6, 7 баллов; срыв адаптации - резкое снижение функциональных возможностей организма - 8, 9, 10 баллов.

Результаты и ох обсуждение. Показатели состояния здоровья кадет на основе обследования с помощью теста Люшера на аппаратном комплексе «Здоровье» представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели состояния здоровья кадет на основе обследования с помощью теста Люшера, %

Показатель 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Общее настроение: Выраженное 9,8 21,6 30 23,7 29

отклонение

Отклонение 63,4 56,8 44 57,6 55

Норма 26,8 21,6 26 18,6 16

Поведение:

Выраженное 6,5 5,6 6,3 5,9 12

отклонение

Отклонение 58,5 52 47,2 59 44

Норма 35 42,4 46,5 36,4 44

Текущее состояние: Выраженное 0 0,8 0 15,3 0

отклонение

Отклонение 6,5 12,8 12,6 5,9 10

Норма 93 85,6 87,4 77 90

Тревожность: 1,6 2,4 3,9 4,2 2

Выраженное отклонение

Отклонение 66,7 53,6 38,6 50,8 56

Норма 31,7 44 57,5 44,9 42

Из таблицы видно, что увеличивается количество детей с выраженным отклонением в общем настроении (с 9,8% до 29%), поведении (6,5% до 12%), число детей с отклонениями в состоянии тревожности остается примерно одинаковым. Число детей с нормой в текущем состоянии ежегодно составляет подавляющее большинство. С детьми с отклонениями в данном тесте проводит работу штатный педагог-психолог.

По уровню силы нервной системы распределение учащихся представлено следующим образом: 65% учащихся характеризуются очень слабой нервной системой, 15% - слабой, 5% - средней и 15% очень сильной.

Уровень развития у испытуемых переключаемости внимания представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Уровень развития у испытуемых переключаемости внимания_

Уровень Количество детей, %

Начало года Конец года

Очень низкий 35 30

Низкий 22 25

Средний 17 15

Высокий 26 30

Данные изменения указывают на повышение подвижности нервных процессов среди учащихся.

При оценке адаптационного потенциала учащихся по системе показателя активности регуляторных систем выявили, что только 21% исследуемых находятся в состоянии физиологической нормы, то есть характеризуются удовлетворительной степенью адаптации ребенка. Резкое снижение функциональных возможностей организма наблюдается у 17% исследуемых (таблица 3).

Таблица 3.

Распределение учащихся по системе оценки ПАРС_

Уровень напряжения регуляторных систем Значение ПАРС Количество учащихся, %

Начало года Конец года

Физиологическая норма 1, 2, 3 21 26

Донозологические состояния 4, 5 33 52

Преморбидные состояния 6, 7 29 13

Срыв механизмов адаптации 8, 9, 10 17 9

Большинство детей, поднявшихся по лестнице состояний, обладали сильной и средней силой нервной системы, с преобладанием парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Анализ заболеваемости нервной системы представлено в таблице 4.

Таблица 4.

Заболевания нервной системы 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

4,2% 3,9% 1,5% 0,9% 2,5%

Заключение. Выявлена положительная динамика адаптации к процессу обучения, зависимость успешности адаптационных процессов от силы нервной системы и преобладания вагусного влияния вегетативной нервной системы. Переключаемость внимания возрастает по мере обучения, что указывает на положительную тенденцию со стороны высшей нервной деятельности. Наблюдаемые изменения в организме указывают на эффективность приспособления к условиям обучения в казачьем кадетском корпусе [11].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Акишкин В.Г. Сравнительный анализ состояния здоровья детей в специализированных домах ребенка Астраханской области // В.Г. Акишкин, Г.Р. Сагитова, Е.В. Афанасьева, А.В. Абдрашитова // Астраханский медицинский журнал. - 2009. - Т. 4. - № 4. - С. 41-45.

Антонова А.А. Сравнительные исследования функционирования дыхательной системы у детей в условиях оздоровительных учреждений / А.А. Антонова, Г.А. Яманова // Санитарный врач. - 2021. - №9. - С. 66-72.

Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в 2020 г.». Гос. доклад М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021 г.

Елизарова И.С. Мониторинг состояния здоровья школьников 6-15 лет в Астрахани / И.С. Елизарова, В.Г. Сердюков, А.А. Антонова // Астраханский медицинский журнал. - 2011. - Т.6. - №3. - С. 285-286.

Информация экспертного совета при Комитете Государственной Думы по образованию и науке по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся «Состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации» (Данные Росстата и эпидемиологических исследовании). 2018 г.

Рапопорт И.К. Заболеваемость школьников и проблемы создания профилактической среды в общеобразовательных организациях / И.К. Рапопорт, С.Б. Соколова, В.В. Чубаровский // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2014. - №3. - С. 10-16.

Сагитова Г.Р. Здоровье подростков, проживающих в нижнем поволжье / Г.Р. Сагитова, В.И. Мирошников, А.Г. Сердюков, Л.И. Дербенева и др. // Южно-Российский медицинский журнал. - 2004. -№5-6. - С. 4-6.

Сердюков В.Г. Социально-гигиенические особенности условий жизни, как факторы риска для здоровья детей / В.Г. Сердюков, А.А. Антонова, Г.А. Яманова, Д.В. Давыденко, И.С. Елизарова, В.Ф. Боговденова // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции ученых и специалистов Роспотребнадзора «Актуальные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения». - 2019. - С. 71-76.

Яманова Г.А. Гигиеническая оценка эффективности физического воспитания школьников / Г.А. Яманова, Д.В. Давыденко, А.А. Антонова // В сборнике: «Неделя науки - 2016» Материалы Всероссийского молодежного форума с международным участием. - 2016. - С. 460-463.

Яманова Г.А. Влияние физической нагрузки на состояние опорно-двигательного аппарата кадетов / Г.А. Яманова, В.Г Сердюков, А.А Антонова, Л.А. Милюченкова // Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Асфандиярова Растяма Измайловича «Структурные преобразования органов и тканей в норме и при воздействии антропогенных факторов. - 2017. - С. 183-184.

Яманова Г.А. Особенности формирования нервной системы кадетов в период адаптации к образовательному процессу / Г.А. Яманова, В.Г Сердюков, А.А Антонова, Л.А. Милюченкова // Вестник ВолгГМУ. - 2020. - №1. - С. 137-139.

Яманова Г.А. Эффективность мониторинга и оздоровления детского населения в образовательной среде / Г.А. Яманова, В.Г Сердюков, А.А Антонова, Л.А. Милюченкова, З.Р. Ширинова // Вестник ВолгГМУ. - 2021. - №1. - С. 173-177.

REFERENCES

1. Akishkin V.G. Comparative analysis of the state of health of children in specialized children's homes of the Astrakhan region // V.G. Akishkin, G.R. Sagitova, E.V. Afanas'eva, A.V. Abdrashitova // Astrahanskij medicinskij zhurnal. - 2009. - T. 4. - № 4. - P. 41-45.

2. Antonova A.A. Comparative studies of the functioning of the respiratory system in children in the conditions of health institutions / A.A. Antonova, G.A. Jamanova // Sanitarnyj vrach. - 2021. - №9. - P. 66-72.

3. Gosudarstvennyj doklad «On the state of sanitary and epidemiological well-being of the population in the Russian Federation in 2020». Gos. doklad M.: Federal'naja sluzhba po nadzoru v sfere zashhity prav potrebitelej i blagopoluchija cheloveka, 2021 g.

4. Elizarova I.S. Monitoring the health status of schoolchildren aged 6-15 in Astrakhan / I.S. Elizarova, V.G. Serdjukov, A.A. Antonova // Astrahanskij medicinskij zhurnal. - 2011. - T.6. - №3. - P. 285-286.

5. Informacija jekspertnogo soveta pri Komitete Gosudarstvennoj Dumy po obrazovaniju i nauke po voprosam zdorov'ja i fizicheskogo vospitanija obuchajushhihsja « The state of health of children and adolescents in the Russian Federation» (Dannye Rosstata i jepidemiologicheskih issledovanii). 2018 g.

6. Rapoport I.K. Morbidity of schoolchildren and problems of creating a preventive environment in educational organizations / I.K. Rapoport, S.B. Sokolova, V.V. Chubarovskij // Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ja. - 2014. - №3. - P. 10-16.

7. Sagitova G.R. Health of adolescents living in the lower Volga region / G.R. Sagitova, V.I. Miroshnikov, A.G. Serdjukov, L.I. Derbeneva i dr. // Juzhno-Rossijskij medicinskij zhurnal. - 2004. - №5-6. -P. 4-6.

8. Serdjukov V.G. Socio-hygienic features of living conditions as risk factors for children's health / V.G. Serdjukov, A.A. Antonova, G.A. Jamanova, D.V. Davydenko, I.S. Elizarova, V.F. Bogovdenova // Sbornik materialov mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii uchenyh i specialistov Rospotrebnadzora «Aktual'nye voprosy obespechenija sanitarno-jepidemiologicheskogo blagopoluchija naselenija». - 2019. -P. 71-76.

9. Jamanova G.A. Hygienic assessment of the effectiveness of physical education of schoolchildren / G.A. Jamanova, D.V. Davydenko, A.A. Antonova // V sbornike: «Nedelja nauki - 2016» Materialy Vserossijskogo molodezhnogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem. - 2016. - P. 460-463.

10. Jamanova G.A. Influence of physical load on the state of the musculoskeletal system of cadets / G.A. Jamanova, V.G Serdjukov, A.A Antonova, L.A. Miljuchenkova // Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchnoj

konferencii, posvjashhennoj 80-letiju so dnja rozhdenija professora Asfandijarova Rastjama Izmajlovicha «Strukturnye preobrazovanija organov i tkanej v norme i pri vozdejstvii antropogennyh faktorov. - 2017. -P. 183-184.

11. Jamanova G.A. Features of the formation of the nervous system of cadets during the period of adaptation to the educational process / G.A. Jamanova, V.G Serdjukov, A.A Antonova, L.A. Miljuchenkova // Vestnik VolgGMU. - 2020. - №1. - P. 137-139.

12. Jamanova G.A. Effectiveness of monitoring and health improvement of the children's population in the educational environment / G.A. Jamanova, V.G Serdjukov, A.A Antonova, L.A. Miljuchenkova, Z.R. Shirinova // Vestnik VolgGMU. - 2021. - №1. - P. 173-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.