Научная статья на тему 'Динамика показателей умственной работоспособности школьников при различных формах туберкулеза'

Динамика показателей умственной работоспособности школьников при различных формах туберкулеза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / MENTAL EFFICIENCY / ПЕРВИЧНЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ / PRIMARY TUBERCULOSIS / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА / FUNCTIONAL DISORDERS / МЕТОДИКА М.В. АНТРОПОВОЙ / M.V. ANTROPOVA'S METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цинкер В.М., Дугарова Д.В.

Умственная работоспособность детей зависит от многих факторов, в том числе от текущего состояния организма. Установление связи между клиническими формами протекания туберкулеза у детей с адаптацией их к учебному процессу является актуальным на современном этапе. Целью явилось определение уровня умственной работоспособности детей, больных первичным туберкулезом (тубинфицирование, вираж туберкулиновых проб, первичный туберкулезный комплекс, туберкулезный бронхоаденит, хроническая туберкулезная интоксикация). В результате проведенных исследований была установлена прямая корреляждановация между тяжестью протекания туберкулезного процесса у детей и их умственной работоспособностью, что позволит учесть это в планировании учебного процесса в специализированных учебных заведениях для детей, больных первичным туберкулезом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цинкер В.М., Дугарова Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of mental efficiency indicators of pupils with various forms of tuberculosis

Mental efficiency of children depends on many factors, including the current state of the organism. The identification of the relation between clinical forms of children's tuberculosis with their adaptation to the educational process is urgent at the modern stage. The aim of the study was to determine the level of mental efficiency of children with primary tuberculosis (tuberculosis contamination, conversion of tubercular tests, primary tuberculous complex, tuberculous bronchoadenitis, chronical tuberculous intoxication). As a result of the research the direct correlation was determined between the severity of tuberculous process in children and their mental efficiency, which would allow to take into account it in planning the academic process in specialized educational institutions for children with primary tuberculosis.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей умственной работоспособности школьников при различных формах туберкулеза»

УДК 616-002.5:615.82

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ТУБЕРКУЛЕЗА

© Цинкер Виталий Михайлович

кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивной медицины, травматологии и ортопедии Медицинского института Бурятского государственного университета Россия, 670002, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36а © Дугарова Джута Владимировна

кандидат медицинских наук, доцент кафедры спортивной медицины Медицинского института Бурятского государственного университета Россия, 670002, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36а E-mail: ddzhuta@yandex.ru

Умственная работоспособность детей зависит от многих факторов, в том числе от текущего состояния организма. Установление связи между клиническими формами протекания туберкулеза у детей с адаптацией их к учебному процессу является актуальным на современном этапе. Целью явилось определение уровня умственной работоспособности детей, больных первичным туберкулезом (тубинфицирование, вираж туберкулиновых проб, первичный туберкулезный комплекс, туберкулезный бронхоаденит, хроническая туберкулезная интоксикация). В результате проведенных исследований была установлена прямая корреляждановация между тяжестью протекания туберкулезного процесса у детей и их умственной работоспособностью, что позволит учесть это в планировании учебного процесса в специализированных учебных заведениях для детей, больных первичным туберкулезом.

Ключевые слова: умственная работоспособность, первичный туберкулез, функциональные расстройства, методика М. В. Антроповой.

DYNAMICS OF MENTAL EFFICIENCY INDICATORS OF PUPILS WITH VARIOUS FORMS OFTUBERCULOSIS

Vitaliy M. Tsinker

PhD in Education, Professor of the Department of sports medicine, traumatology and orthopaedics, Medical Institute, Buryat State University 36a Oktyabrskaya St., Ulan-Ude, 670002 Russia

Dzhuta V. Dugarova

PhD in Medicine, A/Professor of the Department of sports medicine, Medical Institute,Buryat State University

36a Oktyabrskaya St., Ulan-Ude, 670002 Russia

Mental efficiency of children depends on many factors, including the current state of the organism. The identification of the relation between clinical forms of children's tuberculosis with their adaptation to the educational process is urgent at the modern stage. The aim of the study was to determine the level of mental efficiency of children with primary tuberculosis (tuberculosis contamination, conversion of tubercular tests, primary tuberculous complex, tuberculous bronchoadenitis, chronical tuberculous intoxication). As a result of the research the direct correlation was determined between the severity of tuberculous process in children and their mental efficiency, which would allow to take into account it in planning the academic process in specialized educational institutions for children with primary tuberculosis. Keywords: mental efficiency, primary tuberculosis, functional disorders, M. V. Antropova's methodology.

Дети и подростки остро реагируют на любые неблагоприятные изменения в окружающей среде [1], в том числе на различные инфекции. В России эпидемическая опасность туберкулезной инфекции выражается в высокой степени инфицирования детей микробактерией туберкулеза — свыше 1 %, что в 10-20 раз выше, чем в развитых странах мира. Заболеваемость детей туберкулезом за последние годы увеличилась с 15,8 до 17,9 на 100 тыс. населения [8].

Основные причины этого весьма разнообразны. Прежде всего это ухудшение экологической обстановки и условий жизни большой части населения, а также уменьшение объема и снижение качества донозологической диагностики [10]. Причем высокий уровень инфицированности наблюдается уже в младшем школьном возрасте [11].

В научной литературе практически отсутствуют работы, посвященные изучению особенностей умственной работоспособности детей с «малыми» формами туберкулеза. В то же время многие авторы отмечают большую подверженность инфекционным заболеваниям детей с низким уровнем физического развития; снижением функциональных резервов организма [15].

Чаще всего туберкулезная инфекция у детей выражается в виде общих явлений. Среди основных симптомов туберкулеза у детей называют, прежде всего, такие признаки, как отставание в физическом развитии, пониженный аппетит, бледность кожного покрова, быстрая утомляемость, субфеб-рильная температура, потливость и другие. Выраженность этого симптомокомплекса зависит от тяжести и срока интоксикация [12].

В начальном периоде туберкулезной инфекции не всегда можно определить явное поражение каких-либо органов, но функциональные нарушения выражаются в виде туберкулезной интоксикации, которая возникает почти одновременно с проникновением микробактерий туберкулеза в организм ребенка. Функциональные расстройства организма ребенка являются результатом нарушений со стороны нервной системы, вызванных влиянием туберкулезных токсинов. У школьников симптомы интоксикации тотчас же отражаются на учебных занятиях: они начинают хуже учиться, у них отмечается снижение устойчивости внимания, ухудшение памяти, снижается умственная работоспособность. Эти симптомы являются главным образом отражением нарушений со стороны нервной системы, оказывающих влияние на весь организм в целом.

Известно, что умственная работоспособность является интегральным показателем влияния на человека средовых условий жизнедеятельности. Она во многом отражает успешность адаптации человека к окружающей среде. У младших школьников умственная работоспособность также является показателем школьной зрелости, одним из факторов обучаемости [4; 9].

Рядом авторов [12; 5] установлено, что даже при легкой степени интоксикации у детей возникают нервно-психические нарушения, которые обусловлены действием туберкулезных токсинов.

Нарушения функционального состояния коры головного мозга с ослаблением подвижности корковых процессов проявляются в плохой подвижности нервных процессов [7]. В настоящее время остается недостаточно изученным вопрос об уровне развития умственной работоспособности у данного контингента школьников.

Целью явилось определение уровня умственной работоспособности детей, больных первичным туберкулезом (тубинфицирование, вираж туберкулиновых проб, первичный туберкулезный комплекс, туберкулезный бронхоаденит, хроническая туберкулезная интоксикация).

Умственная работоспособность определялась по методике, предложенной М. В. Антроповой [2], которая заключается в выполнении дозированной по времени работы по корректурной таблице В. Я. Анфимова в модификации А. Н. Кабанова. При обработке корректурных таблиц высчитывали общее количество знаков, просмотренных за 4 мин, общее число ошибок в пересчете на 500 знаков, а ошибок на дифференцировку — на 200 знаков, вычисляли коэффициент работоспособности К.

К = А: Ах, где

А — объем работы за 4 минуты;

Ах _ объем работы за первые 2 минуты.

Чем ближе показатель к числу 2, тем выше работоспособность.

В исследованиях участвовало 146 учащихся противотуберкулезной санаторно-лесной школы г. Улан-Удэ и 108 школьников массовой школы. Все обследуемые, обучающиеся в лесной школе, были разбиты на 5 групп в зависимости от формы заболевания. Результаты исследований представлены в таблице 1.

Анализ полученных данных показал, что школьники, больные туберкулезом, достоверно отстают от здоровых учащихся как по количеству, так и по качеству выполненной работы. Вместе с тем степень отставания в умственной работоспособности увеличивается с нарастанием тяжести заболевания и срока интоксикации.

Необходимо отметить, что на более поздних стадиях развития туберкулезного процесса уменьшается коэффициент К, величина которого характеризует протекание нервных процессов. Снижение коэффициента К указывает на ухудшение подвижности нервных процессов в связи с введением тормозного агента. Все это, по мнению М. В. Антроповой [2], является признаком относительно сниженного уровня общей умственной работоспособности школьника. Возрастание количества ошибок после введения тормозного агента также указывает на ухудшение умственной работоспособности школьников.

Таблица 1

Показатели умственной работоспособности школьников, больных туберкулезом

Форма заболевания Количество просмотренных знаков за 4 мин Коэффициент (К) Общее кол-во ошибок на 500 знаков Кол-во ошибок на дифференц. (на 200 знаков)

Здоровые дети 956,6±6,43 1,98±0,02 2,04±0,02 0,79±0,01

Туб. инфицированные 930,9±7,37 Р<0,05 1,92±0,01 Р<0,05 3,41±0,03 Р<0,001 1,35±0,01 Р<0,001

Вираж туберкулиновых проб 893,3±7,42 Р<0,01 1,88±0,01 Р<0,001 3,46±0,02 Р<0,001 1,60±0,02 Р<0,001

Первичный туберкулезный комплекс 896,8±7,29 Р<0,01 1,81±0,02 Р<0,001 4,44±0,03 Р<0,001 1,70±0,02 Р<0,001

Бронхоаденит 871,4±8,15 Р<0,001 1,80±0,03 Р<0,001 4,01±0.03 Р<0,001 2,04±0,03 Р<0,001

Хроническая туберкулезная интоксикация 865,6±7,65 Р<0,001 1,80±0,01 Р<0,001 4,16±0,04 Р<0,001 2,08±0,01 Р<0,001

Таким образом, полученные результаты позволяют нам сделать вывод, что функциональные нарушения высшей нервной деятельности, вызванные воздействием туберкулезных токсинов, сопровождаются развитием процессов торможения, что сказывается на умственной работоспособности обследованного контингента учащихся. Отставание в уровне развития умственной работоспособности школьников, больных туберкулезом, от нормы зависит от степени интоксикации.

Литература

1. Агаджанян Н. А., Ермакова Н. В., Куцов Г. М. Эколого-физиологические особенности адаптивных реакций коренного и пришлого населения Эвенкии // Физиология человека. — 1995. — Т. 21, № 3. — С. 106-115.

2. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. — М.: Просвещение, 1968. — 251 с.

3. Антропова М. В., Соколова Н. В. Умственная работоспособность учащихся 1-4-х классов, проживающих в экстремальных климатических условиях // Гигиена и санитария. — 1996. — № 5. — С. 17.

4. Особенности физического развития и здоровья учащихся школ Москвы / М. В. Антропова [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. — 1995. — № 1. — С. 23-25.

5. Глазунова С. Н. Особенности физического развития, функционального и психоэмоционального состояния тубинфицированных детей // Вестник ЧГПУ. — 2011. — № 4. — С. 286-297.

6. Горлачев В. П. Экология Забайкалья и здоровье человека. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. — 100 с.

7. Калюжная Р. А. Хроническая интоксикация детского возраста.-М.: Медицина. — 1965. — 348 с.

8. Мартынова В. А. Физическое воспитание тубинфицированных детей дошкольного возраста: автореф. ... канд. пед. наук. — Набережные Челны, 2010. — 23 с.

9. Михайлова О. П. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия // Современные проблемы науки и образования. — 2007. — № 1. — С. 57-61.

10. Моисеева О. В. Факторы риска по заболеванию туберкулезом у детей, получивших химиопрофилак-тику // Детские инфекции. — 2009. — № 3. — С. 25-27.

11. Перельман М. И. Новые этапы развития противотуберкулезной помощи населению России // Тезисы докладов с симпозиума в рамках итоговой коллегии Минздрава России. — М., 2002. — С. 25.

12. Похитонова М. П. Клиника, лечение и профилактика туберкулеза у детей. — М.: Медицина, 1965. —

304 с.

13. Чирятьева Т. В., Путина Н. Ю. Особенности физического развития тубинфицированных детей // Медицинские науки и образование. — 2012. — № 1. — С. 83-85.

14. Шилова М. В. Эпидемиологическая обстановка по туберкулезу в Российской Федерации к началу 2009 г. // Туберкулез и болезни легких. — 2010. — № 5. — С. 14-21.

15. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 2003.169 с.

References

1. Agadzhanyan H. A., Ermakova N. V., Kutsov G. M. Ekologo-fiziologicheskie osobennosti adaptivnykh reak-tsii korennogo i prishlogo naseleniya Evenkii [Ecological and physiological features of Evenkia indigenous and alien population adaptive responses]. Fiziologiya cheloveka — Human Physiology. 1995. V. 21. No. 3. Pp. 106-115.

2. Antropova M. V. Rabotosposobnost' uchashchikhsya i ee dinamika v protsesse uchebnoi i trudovoi deyatel'nosti [The dynamics of students' Learning and Labor Efficiency]. Moscow: Prosveshchenie, 1968. 251 p.

3. Antropova M. V. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation]. 1996. No. 5. Pp. 17.

4. Antropova M. V. et al. Osobennosti fizicheskogo razvitiya i zdorov'ya uchashchikhsya shkol Moskvy [The features of Moscow schoolchildren's physical development and health]. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii — Healthcare of the Russian Federation. 1995. No. 1. Pp. 23-25.

5. Glazunova S. N. Osobennosti fizicheskogo razvitiya, funktsional'nogo i psikhoemotsional'nogo sostoyaniya tubinfitsirovannykh detei [The features of physical development, functional and psycho-emotional state of children with TB infection]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2011. No. 4. Pp. 286-297.

6. Gorlachev V. P. Ekologiya Zabaikal'ya i zdorov'e cheloveka [Transbaikal ecology and human health]. Chita: Transbaikal State Pedagogical University Publ., 2003. 100 p.

7. Kalyuzhnaya R. A. Khronicheskaya intoksikatsiya detskogo vozrasta [Chronic intoxication in childhood]. Moscow: Meditsina. 1965. 348 p.

8. Martynova V. A. Fizicheskoe vospitanie tubinfitsirovannykh detei doshkol'nogo vozrasta. Avtoref. ... kand. ped. nauk [Physical education of preschoolers with TB infection. Author's abstract of Cand. pedagogical sci. diss.]. Naberezhnye Chelny, 2010. 23 p.

9. Mikhailova O. P. Umstvennaya rabotosposobnost' mladshikh shkol'nikov, prozhivayushchikh v usloviyakh ekologicheskogo neblagopoluchiya [Mental capacity of junior schoolchild living in the conditions of ecological trouble. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern problems of science and education. 2007. No. 1. Pp. 57-61.

10. Moiseeva O. V. Faktory riska po zabolevaniyu tuberkulezom u detei, poluchivshikh khimioprofilaktiku [Risk factors for tuberculosis in children who have got chemoprophylaxis]. Detskie infektsii — Infantile infections. 2009. No. 3. Pp. 25-27.

11. Perel'man M. I. Novye etapy razvitiya protivotuberkuleznoi pomoshchi naseleniyu Rossii [New stages of TB care to the Russian population]. Tezisy dokladov s simpoziuma v ramkakh itogovoi kollegii Minzdrava Rossii — Abstracts of symposium within the final collegium of Russian Ministry of Health. Moscow, 2002. P. 25.

12. Pokhitonova M. P. Klinika, lechenie i profilaktika tuberkuleza u detei [Clinical picture, treatment and prevention of TB in children]. Moscow: Meditsina, 1965. 304 p.

13. Chiryat'eva T. V., Putina N. Yu. Osobennosti fizicheskogo razvitiya tubinfitsirovannykh detei [The features of children with TB infection physical development]. Meditsinskie nauki i obrazovanie — Medical science and education. 2012. No. 1. Pp. 83-85.

14. Shilova M. V. Epidemiologicheskaya obstanovka po tuberkulezu v Rossiiskoi Federatsii k nachalu 2009 g. [Epidemiological situation of tuberculosis in the Russian Federation to the beginning of 2009]. Tuberkulez i bolezni legkikh — Tuberculosis and Lung Diseases. 2010. No. 5. Pp. 14-21.

15. Shchedrina A. G. Ontogenez i teoriya zdorov'ya. Metodologicheskie aspekty [Ontogenesis and Theory of health. Methodological aspects]. Novosibirsk: Nauka Publ., 2003. 169 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.