100
Вестник Смоленской медицинской академии • № 3 • 2010
чение) коэффициент К был равен 1,28, что связано с пониженным показателями суммарной АОЕ (меньше контроля на 14,3%) и незначительно повышенным показателем уровня ГПЛ (выше контроля на 4,6%). Исходные параметры ТР были ниже в 1-й подгруппе на 37,8% (36,89± 4,05 отн. ед) (• - р < 0,05), во 2-й подгруппе на 45,8% (32,15± 2,59 отн. ед) (*- р<0,05) и в 3-й подгруппе на 14,5% (50,65±8,92 отн. ед) относительно показателей контрольной группы. В то же время уровень ЦП до начала лучевой терапии также был ниже показателей контрольной группы: в 1 подгруппе на 19,1% (46,69±4,9 отн. ед), во второй - на 23,5% (44,44±2,96 отн. ед) (*-р<0,05) и в 3-й подгруппе - на 10,5% (51,98±6,71 отн. ед.).
Анализ АОС ЦП/ТР выявил, что до начала лучевой терапии у пациентов 1-й подгруппы (без предшествующей терапии) данный показатель равнялся 1,4, а у пациентов 2-й подгруппы (поступивших для
проведения курса лучевой терапии, только после оперативного вмешательства (комбинированное лечение) был равен 1,45. В 3-й подгруппе (больные, у которых облучению предшествовали полихимиотерапия и оперативное лечение (комплексное лечение) этот показатель был равен 1,12. Данные показатели АОС ЦП/ТР обусловлены незначительно повышенным уровнем ЦП по отношению к ТР у всех групп больных.
Заключение. Полученные данные крайне важны для дальнейшего понимания, как лучевая терапия будет влиять на параметры окислительного стресса у онкологических больных, разделенных на подгруппы в зависимости от предшествующего лечения, дадут возможность определять показания и противопоказания применения антиоксидантов в процессе, до или после лучевой терапии.
УДК 616.36-004-073.48:615.73
динамика показателей ультразвукового исследования у больных с хроническими диффузными заболеваниями
ПЕЧЕНИ ПОСЛЕ ЛЕЧЕНИЯ ГЕПАТОПРОТЕКТОРАМИ
с антирадикальными свойствами
Н. В. Ковалева, Е. В. Бычкова, Н. С. Степанова, С. Г. Косенко
Смоленская государственная медицинская академия
Хронические диффузные заболевания печени (ХДЗП) представляют собой серьезную проблему в гастроэнтерологии. По данным ВОЗ, в мире более 2 млрд. человек, страдающих хроническими гепатитами и циррозами. В настоящее время наиболее частыми причинами поражения печени являются токсическое действие алкоголя и гепатотропные вирусы. В диагностике ХДЗП важную роль играет ультразвуковое исследование. Оно позволяет оценить не только размеры печени, селезенки, но и состояние кровотока в системе портальной вены.
Цель работы - оценить динамику показателей ультразвукового исследования печени и селезенки у больных с хроническими диффузными заболеваниями печени до и после лечения известными гепато-протекторами с антирадикальными свойствами.
Материалы и методы. Было исследовано 25 больных (12 женщин и 13 мужчин) в возрасте от 34 до 68 лет с хроническими диффузными заболеваниями печени (12 пациентов с хроническим гепатитом и 13 - с циррозом печени). В зависимости от используемых методов лечения все пациенты с хроническими диффузными заболеваниями печени разделены на 3 груп-
пы. В 1-ю группу включены пациенты (п=8), которые получали фосфоглив по 2,5 г внутривенно медленно 1 раз в день №5. Вторую группу составили пациенты (п=7), которые получали масляный раствор тыквеола по 2 чайные ложки два раза в день; в третью группу включены пациенты (п=10), которые получали тык-веол по 2 капсулы 3 раза в день. Сроки лечения - 1012 дней. Всем пациентам до и после лечения было выполнено ультразвуковое исследование брюшной полости. Оценивались следующие УЗ-показатели: 1) размеры - косой вертикальный размер печени, толщина правой доли печени, толщина левой доли печени, кранио-каудальный размер печени, площадь селезенки; 2) состояния сосудов и кровотока: диаметр воротной вены, объемная скорость кровотока по воротной вене, объемная скорость кровотока по селезеночной вене, диаметр селезеночной вены. Анализ ультразвуковой картины проведен по динамике различий до и после лечения по средним величинам.
Результаты. Исходные специальные ультразвуковые параметры были патологически изменены у больных всех групп (отмечались гепатоспленоме-галия и нарушения кровотока преимущественно по
селезеночной вене, по воротной вене). Анализ динамики результатов специальных ультразвуковых параметров после лечения показал, что в 1-й группе фосфоглива имелась незначительная тенденция к уменьшению размеров печени и увеличения размеров селезенки, косвенные признаки - увеличение кровотока по воротной вене. При приеме тыквеола выявлено существенное уменьшение размеров печени (по косому вертикальному размеру, толщины правой доли), более выраженные при использовании масляной формы. В группах тыквеола отмечалось также достоверное уменьшение диаметра воротной вены, диаметра селезеночной вены, объемной скорости кровотока по воротной вене, что свидетельство-
вало об уменьшении «застоя» в системе воротной вены. Данные параметры также были более значимы в группе приема масляной формы тыквеола.
Заключение. Гепатопротекторы - важный аспект лечения хронических диффузных заболеваний печени. Однако их эффективность для различных параметров, в том числе и ультразвуковых, вариабельна, зависит от используемого гепатопротектора. Предварительный результат использования фосфо-глива и тыквеола в клинических условиях свидетельствует о более значимом нивелировании исходных ультразвуковых патологических симптомов при применении масляного раствора тыквеола.
УДК 616.329-002-072.1
местные и системные нарушения процессов свободнорадикального окисления липидов при
НЕЭРОзИВНОЙ ГАСТРОЭзОФАГЕАЛьНОЙ РЕФЛЮКСНОЙ БОЛЕзНИ
Цель исследования: изучить и сравнить характер изменения показателей уровня ГПЛ и АОЕ в сыворотке крови и биоптатах СОП у пациентов с неэрозивной ГЭРБ. Материалом для исследования служили сыворотка крови и биоптаты СОП. В исследование были включены 36 пациентов с неэрозивной ГЭРБ (у 18 из них - эндоскопически негативная реф-люксная болезнь (ЭНРБ), у 18 - эндоскопически позитивная рефлюксная болезнь (ЭПРБ) - катаральный эзофагит). Оценка уровня ГПЛ и АОЕ в изучаемых объектах проводилась по методике регистрации ХЛ, активированной родамином Ж в присутствии ионов двухвалентного железа. В качестве контроля использовались те же показатели, исследованные в сыворотках 30 практически здоровых доноров.
Результаты исследования. Математическая обработка данных проведена с помощью критерия Стьюдента (уровень значимости а=0,05). Статистический анализ результатов исследования
т. А. Кряжева, В. Г. Подопригорова
Смоленская государственная медицинская академия
позволяет сделать следующие выводы. Среднее значение показателей содержания ГПЛ в сыворотке крови составляет 63,31±5,08 (94,8% от нормы), что значимо не отличается от таковых в группе контроля (р >0,05). Среднее значение показателей АОЕ в сыворотке крови составляет 25,42±4,76 (69,7% от нормы), что значимо ниже, чем в контрольной группе (р<0,05). Среднее значение показателей содержания ГПЛ в тканях биоптатов составляет 99,89±6,28 что значимо выше, чем в сыворотке крови (р<0,05). Среднее значение показателей АОЕ в тканях биоптатов составляет 3,22±4,74, что значимо ниже, чем в сыворотке крови (р<0,05).
Вывод: неэрозивная ГЭРБ сопровождается, прежде всего, дисбалансом в системе ПОЛ-АОЕ в тканях, подвергающихся повреждающему действию рефлюк-танта. Изменения системного характера выражены в меньшей степени и проявляются снижением активности антиоксидантной системы сыворотки крови.