динамика показателей ресурсного обеспечения отрасли физической культуры и спорта
УДК/UDC 796:658
Поступила в редакцию 25.08.2020 г.
Доктор педагогических наук, доцент Е.В. Кузьмичева1
1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
DYNAMICS OF CHANGES IN RESOURCE ALLOCATION IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SECTOR
Dr. Hab., Associate Professor E.V. Kuzmicheva
1 Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Annotation
Цель исследования - выявить взаимосвязи показателей ресурсного обеспечения отрасли и численности занимающихся физическими упражнениями и спортом в регионах РФ, а также факторов, сдерживающих повышение численности занимающихся.
Методика и организация исследования. В работе использованы статистические материалы «Показатели развития физической культуры и спорта», размещенные на сайте Минспорта за 2016, 2017 и 2019 гг. Результаты исследования и выводы. По восьми федеральным округам и 85 субъектам РФ статистические показатели численности занимающихся, объемы финансирования отрасли и кадровой численности в расчете на одного жителя региона, а также показатели обеспеченности населения спортивными сооружениями не являются достаточными для достижения намеченных Госпрограммой ориентиров во всех регионах страны. Показатели ресурсного обеспечения в расчете на жителя в ряде субъектов имеют значительные различия (до 10 раз по абсолютной величине). За четыре года (с 2016 по 2019 г.) из трех факторов только один - обеспеченность спортивными сооружениями - имеет тенденцию к прямому положительному влиянию на численность занимающихся. Оба других фактора (финансирование на одного жителя и численность населения на одного работника сферы физической культуры и спорта) пока носят случайный характер по отношению к численности занимающихся. В качестве первоочередных мер может быть увеличение ресурсного обеспечения в ряде субъектов с минимальными показателями; повышение коэффициента эффективности загрузки сооружений прежде всего за счет регулярных физкультурно-спортивных занятий; оценка структуры профессионального кадрового потенциала отрасли и поиск средств мотивации кадров для повышения эффективности их деятельности.
Ключевые слова: отрасль, ресурсное обеспечение, численность занимающихся.
Objective of the study was to identify the correlation between the number of people involved in physical training and sports activities in different regions of the Russian Federation and the corresponding resource allocation in the region, as well as the factors that inhibit the growth in the number of those involved. Methods and structure of the study. For the study purposes, we used the statistical materials "Sports and Fitness Development Indicators" for 2016, 2017, and 2019 placed on the website of the Ministry of Sports. Results of the study and conclusions. In 8 federal districts and 85 constituent entities of the Russian Federation, the statistical indicators in terms of the number of people involved in physical training and sports activities, extent of the industry financing, personnel per resident, as well as the availability of sports facilities turned out to be insufficient to meet the targets set by the State program in all regions of the country. The indicators of resource allocation per resident differed significantly in a number of entities (up to 10 times in absolute value). Over a space of four years (2016-2019), out of three factors, only one - the availability of sports facilities - tended to have a direct positive impact on the number of those involved.
So far, the other two factors - financing per resident and the number of residents per one employee in the physical education and sport sector - irregularly correlate with the number of those involved in physical training and sports activities. The first steps may be to increase the resource allocation in a number of entities with minimal rates; improve the throughput capacity of sports facilities primarily through regular physical training and sports activities; assess the structure of the industry professional human resources and search for means to motivate the personnel in order to improve their performance.
Keywords: industry, resource allocation, number of people involved.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. Государственная программа РФ «Развитие физической культуры и спорта» на период до 2024 г предусматривает привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом в общей численности населения 55 % населения в возрасте от 3 до 79 лет, но в настоящее время этот показатель составляет пока 43,0%; повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта до 60 % (на текущий момент 49,1%) [1, 3, 5]. При этом коэффициент
эффективности загрузки имеющихся сооружений составляет всего 72,1 % от нормативных требований, что говорит об их неэффективном менеджменте [2, 5]. Анализ литературы, нормативно-правовых документов, документов статистической отчетности за последние четыре года позволил выявить несоответствие между необходимостью увеличения численности занимающихся физическими упражнениями и спортом и отсутствием достаточно ясной картины по степени влияния различных имеющихся ресурсов на численность занимающихся.
8
http://www.teoriya.ru
№!• 2021 Январь | Junuar
Цель исследования - определить взаимосвязь показателей ресурсного обеспечения отрасли и численности занимающихся физическими упражнениями и спортом в регионах РФ, а также выявление основных факторов, сдерживающих повышение численности занимающихся.
Методика и организация исследования. В работе использованы статистические материалы «Показатели развития физической культуры и спорта», размещенные на сайте Минспорта за 2016, 2017 и 2019 гг. [3-5].
Результаты исследования и их обсуждение. По восьми федеральным округам и 85 субъектам РФ статистические показатели численности занимающихся, объемы финансирования отрасли и кадровой численности, в расчете приходящиеся на одного жителя региона, а также показатели обеспеченности населения спортивными сооружениями колеблются в широком диапазоне, иногда составляющем 10 и более раз.
В табл. 1 представлены показатели численности занимающихся физическими упражнениями и спортом и основные показатели ресурсного обеспечения отрасли. Разница в показателях занимающихся восьми федеральных округов составляет всего 6 %. Наиболее высокие показатели численности занимающихся в Южном федеральном округе - 45,4 % населения, в том числе в Краснодарском крае - 52,2 0%, но в этом же округе в Республике Крым - всего 24,7 % и Севастополе - 20,3 %. Минимальные показатели - в Дальневосточном федеральном округе - 39,4 % населения, в том числе в Еврейской автономной области - 25,1 % и Амурской области - 31,9 % занимающихся.
Максимальные суммы финансирования на одного жителя в Северо-Западном (13,4 тыс./чел.) и Северо-Кавказском (10,9 тыс./чел.) федеральных округах. Минимальные показатели финансирования на 1 жителя - в Республике Адыгея -0,62 тыс. руб. (Южный федеральный округ), в Саратовской области - 0,66 тыс. руб. (Приволжский федеральный округ) и в Республике Тыва - 0,72 тыс. руб. (Сибирский федеральный округ).
Социальный норматив единовременной пропускной способности спортивных сооружений - 1,9 тыс. на 10 тысяч населения и соответствующие ему удельные показатели площадей сооружений для различных возрастных групп населения позволяют рассчитать обеспеченность этих групп различными видами сооружений [3, 5]. При численности населения РФ в 2019 г. 146 764,6 тыс. человек нормативная единовременная пропускная способность (ЕПС) всех спортивных сооружений страны должна быть 27 млн 885 тыс., а фактически она составляла 8 790 985, т. е. обеспеченность спортивными сооружениями - 31,5 %. Приказом Минспорта [4] установлен более низкий норматив для расчета обеспеченности сооружениями, равный 122 единицам пропускной способности на 1000 жителей, что дает уже обеспеченность, равную 49,1%. Исходя из этого показателя, рассчитана
обеспеченность населения спортивными сооружениями по восьми федеральным округам. Диапазон обеспеченности спортивными сооружениями составляет от 42,9 % в Южном округе до 58,7 % в Приволжском. Минимальная обеспеченность спортивными сооружениями в Республике Ингушетия - 15,5 % (Северо-Кавказский федеральный округ) и в Севастополе - 19,8 % (Южный федеральный округ), а максимальная - в Калужской - 83,7 % и Белгородской - 83,0 % областях (Центральный федеральный округ).
Лучшая обеспеченность кадрами, т. е. минимальная численность населения на одного работника сферы физической культуры и спорта, в Уральском (296 жителей) и Центральном федеральных округах (330 жителей), а худшая - в Приволжском округе (437 жителей). В субъектах федерации лучшие показатели в Ямало-Ненецком автономном округе -197 чел. (Уральский федеральный округ), в Республике Саха (Якутия) - 222 чел. (Дальневосточный федеральный округ) и в Москве - 245 чел. (Центральный федеральный округ), а худшая ситуация с обеспеченностью кадрами в Республике Крым - 615 чел. (Южный федеральный округ), Республике Марий Эл - 574 чел. (Приволжский федеральный округ), Приморском крае - 541 чел. (Дальневосточный федеральный округ), Севастополе - 539 чел. (Южный федеральный округ) и Ивановской области - 515 чел. (Центральный федеральный округ).
Динамика занимающихся и показателей ресурсного обеспечения за четыре года (период 2016-2019 гг.) представлена в табл. 2. Почти по всем показателям определен рост, однако снижение обеспеченности спортивными сооружениями в Центральном округе можно объяснить значительным ростом численности населения, а снижение этого показателя в Дальневосточном округе требует анализа, так же как и снижение финансирования на одного жителя в Приволжском округе.
Статистически значимая положительная корреляция между показателями единовременной пропускной способности спортивных сооружений и процентными показателями занимающихся в 2016 и 2017 гг. обнаружена в двух округах -Приволжском и Сибирском, а в 2019 г. - уже в трех: кроме вышеперечисленных еще и в Уральском округе (табл. 3). Тесная взаимосвязь между затратами на одного жителя и процентными показателями занимающихся (доля от общей численности населения регионов) в 2016 г. выявлена в Северо-Западном округе, в 2017 г. - в Южном и Дальневосточном округах, а в 2019 г. - не обнаружена ни в одном федеральном округе. В 2019 г только в Северо-Западном округе обнаружена статистически значимая корреляция между показателями численности населения на одного работника сферы ФКиС и процентными показателями занимающихся за четыре года.
Выводы. Анализ результатов проведенного исследования показал, что из трех изучаемых факторов только один - обеспеченность спортивными сооружениями - имеет тенденцию
Таблица 1. Показатели обеспеченности ресурсами ФКиС населения РФ
№ п/п Федеральный округ Доля занимающихся, % Финансирование, тыс. руб./ 1 жителя Доля от норматива ЕПС, % Кадровое обеспечение, чел./1 работника ФКиС
1 Центральный 42,5 3,93 45,5 330
2 Северо-Западный 41,2 13,45 42,9 342
3 Южный 45,4 3,56 49,2 408
4 Северо-Кавказский 44,4 10,93 37,6 405
5 Приволжский 43,8 2,4 57,8 427
6 Уральский 43,9 4,71 50,8 296
7 Сибирский 41,9 2,99 51,7 382
8 Дальневосточный 39,4 7,14 51,0 372
Российская Федерация 43,0 5,1 49,1 365
№ 1 • 2021 Январь | Juпuar
http://www.teoriya.ru
Таблица 2. Показатели ресурсного обеспечения ФКиС в 2016 и 2019 гг.
№ п/п Федеральный округ 2016 - 2019 гг.
Доля занимающихся, % Прирост Финансирование, тыс. руб./ 1 жителя Прирост (снижение) Доля от норматива ЕПС, % Прирост (снижение) Кадровое обеспечение, чел./1 работника ФКиС Прирост
1 Центральный 34,3/42,5 23,9 2,97/3,93 32,3 45,7/45,5 - 0,4 400/300 33,3
2 Северо-Западный 32,8/41,2 25,6 3,03/ 13,45 343,9 40,8/ 42,8 4,9 345/342 0,9
3 Южный 35,7/45,4 27,2 2,61/ 3,56 36,4 48,8/ 49,2 0,8 438/408 7,3
4 СевероКавказский 34,8/44,4 27,6 1,19/ 10,93 818,5 34,3/ 37,6 9,6 423/405 4,4
5 Приволжский 35,5/43,8 23,4 3,39/ 2,40 -27,8 54,3/ 57,8 6,4 443/427 3,7
6 Уральский 34,4/43,9 27,6 3,56/ 4,71 32,3 47,5/ 50,8 6,9 323/296 9,1
7 Сибирский 32,5/41,9 28,9 1,68/ 2,99 78,0 49,7/51,7 4,0 392/382 2,6
8 Дальневосточный 31,7/39,4 24,3 5,25/ 7,14 36,0 53,5/ 51,0 - 4,7 410/372 10,2
Российская Федерация 34,2/43,0 25,7 2,88/ 5,10 77,1 47,6/49,1 3,1 397/365 8,8
Таблица 3. Коэффициенты корреляции между финансированием, единовременной пропускной способностью, численностью работников сферы ФКиС и количеством занимающихся
№ п/п Федеральный округ Rs-критическое значение коэффициента Спирмена (а=0,05) Rs^CT. 2016 - 2019 гг.
Финансирование на 1 жителя ЕПС Население на 1 работника ФКиС
1 Центральный 0,47; n=18 > 0,15/ > 0,06 >0,41/ > 0,43 > 0,05/ > 0,05
2 Северо-Западный 0,61; n=11 < 0,62/ > 0,06 > 0,04/ > 0,12 >0,29/ < 0,63
3 Южный 0,78; n=7; 0,72; n=8 > 0,57/ > 0,05 > 0,57/ > 0,64 >-0,23/ > 0,06
4 Северо-Кавказский 0,78; n=7 > 0,36/ > 0,09 > 0,04/ > 0,36 >0,25/ > 0,20
5 Приволжский 0,54; n=14 >0,27/ > 0,17 <0,61/ < 0,58 > 0,06/ > 0,23
6 Уральский 0,85; n=6 > 0,48/ > 0,37 > 0,54/ < 0,92 > 0,11/ > 0,03
7 Сибирский 0,58; n=12 > 0,10/ > 0,43 < 0,67/ < 0,79 > 0,02/ > 0,27
8 Дальневосточный 0,68; n=9 > 0,53/ > 0,45 > 0,35/ > 0,09 > 0,22/ > 0,33
Российская Федерация 0,72; n=8 >-0,29/ > 0,28 > 0,09/ > 0,23 > 0,70/ > 0,69
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
к прямому положительному влиянию на численность занимающихся. Оба других фактора (финансирование на одного жителя и численность населения на одного работника сферы физической культуры и спорта) носят пока случайный характер по отношению к численности занимающихся физическими упражнениями и спортом. Различия в финансировании регионов носит, как правило, эпизодический характер, связанный с подготовкой и проведением крупных спортивных мероприятий и строительством для них спортивных сооружений. Исходя из сложившейся картины, первоочередными мерами могли бы быть: увеличение ресурсного обеспечения в ряде субъектов с минимальными показателями; повышение коэффициента эффективности загрузки сооружений, прежде всего за счет регулярных физкультурно-спортивных занятий населения; оценка структуры профессионального кадрового потенциала отрасли и поиск средств мотивации кадров для повышения эффективности их деятельности. Исследования в этом направлении должны быть продолжены.
Литература
1. Государственная программа РФ «Развитие физической культуры и спорта» на период до 2024 года: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 302 (с изменениями на 26 мая 2020 года) / www.rossport.ru
2. Кузьмичева Е.В. Повышение эффективности деятельности спортивных сооружений / Е.В. Кузьмичева // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 6. - С. 37-39.
3. Показатели развития физической культуры и спорта, 2019: статистическая отчетность /www.rossport.ru
4. Сведения о физической культуре и спорте по состоянию на 31 декабря 2016 года / Форма 1-ФК. - М., Минспорта, 2017. - 13 с.
5. Сведения о физической культуре и спорте по состоянию на 31 декабря 2019 года / Форма 1-ФК. - М.: Минспорта, 2020. - 14 с.
References
1. Gosudarstvennaya programma RF «Razvitie fizicheskoy kulturyi i sporta» na period do 2024 goda: utverzhdena postanovleniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 15 aprelya 2014 goda # 302 (s izmeneniyami na 26 maya 2020 goda) [State program of the Russian Federation "Development of physical education and sports" for the period until 2024: approved by the Government of the Russian Federation dated April 15, 2014 No. 302 (as amended on May 26, 2020)] www.rossport.ru
2. Kuzmicheva E.V. Povyshenie effektivnosti deyatelnosti sportivnykh sooruzheniy [Ways to improve sport asset management efficiency]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017, no. 6, pp. 37-39.
3. Pokazateli razvitiya fizicheskoy kulturyi i sporta, 2019: statisticheskaya otchetnost [Indicators of development of physical education and sports, 2019: statistical reporting] www.rossport.ru
4. Svedeniya o fizicheskoy kulture i sporte po sostoyaniyu na 31 dekabrya 2016 goda [Information about physical education and sports of Ulyanovsk as of December 31, 2016]. Form 1-PE. Moscow, Ministry of sport publ., 2017. 13 p.
5. Svedeniya o fizicheskoy kulture i sporte po sostoyaniyu na 31 dekabrya 2019 goda [Information about physical education and sports of Ulyanovsk as of December 31, 2019]. Form 1-PE. Moscow: Ministry of sport publ., 2020. 14 p.
http://www.teoriya.ru
№!• 2021 Январь | Junuar