Научная статья на тему 'Динамика показателей перекисного окисления липидов (пол) антиоксидантнои системы (АОС) учащихся пятых классов г. Челябинска'

Динамика показателей перекисного окисления липидов (пол) антиоксидантнои системы (АОС) учащихся пятых классов г. Челябинска Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
195
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ 5 КЛАССОВ / ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ ЛИПИДОВ (ПОЛ) / АНТИОКИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (АОС) / АНТИОКИСЛИТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ (АОА) / АДАПТАЦИЯ / LIPID PEROXIDATION (LPO) / ANTIOXIDATIVE SYSTEM (AOS) / ANTIOXIDATIVE ACTIVITY (АОA) / PUPILS OF 5TH GRADE / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Новоселова Ольга Анатольевна

У учащихся 5 классов изучались показатели системы ПОЛ АОС с целью определения возможной зависимости между уровнем двигательной активности детей и количеством продуктов липопероксидации и уровнем антиоксидантной активности в течение учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Новоселова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of lipid peroxidation (LPO) antioxidative system (AOS) parameters of Chelyabinsk 5th grade pupils

The parameters of the system LPO-AOS are investigated with the aim to define the possible dependence between the level of children motion activity, quantity of lipid peroxidation products and level of antioxidative activity during an academic year.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей перекисного окисления липидов (пол) антиоксидантнои системы (АОС) учащихся пятых классов г. Челябинска»

УДК 616-053.213

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕРЕКИСНОГО ОКИСЛЕНИЯ ЛИПИДОВ (ПОЛ) - АНТИОКСИДАНТНОЙ СИСТЕМЫ (АОС) УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ г. ЧЕЛЯБИНСКА

О.А. Новоселова УралГУФК, г. Челябинск

У учащихся 5 классов изучались показатели системы ПОЛ - АОС с целью определения возможной зависимости меяеду уровнем двигательной активности детей и количеством продуктов липопероксидации и уровнем антиоксидантной активности в течение учебного года.

Ключевые слова: учащиеся 5 классов, перекисное окисление липидов (ПОЛ), антиокислителъная система (АОС), антиокислителъная активность (АОА), адаптация.

Актуальность. Начало обучения в 5 классе означает переход учащихся на вторую ступень школьного обучения. С другой стороны, это время окончания второго детства и начала подросткового периода, который является одним из самых сложных в развитии школьников. В работах по возрастной физиологии, психологии и педагогике подростковый возраст определяется как «переломный», «критический» [1]. Правильно организованный процесс физического воспитания поможет учащимся безболезненно пройти этот этап, сохранив здоровье. Но для оценки и широкого внедрения в жизнь новых программ физического воспитания требуется тщательное изучение воздействия различных физических нагрузок на организм ребенка, в частности на особенности протекания процессов липопероксидации в организме детей, которые на сегодняшний день практически не изучены [2].

Методы и организация исследования. Тестирование учащихся проводилось в 2004/2005 учебном году в 3 этапа: I этап - октябрь, II этап -декабрь, III этап - май. В эксперименте приняли участие ученики пятых классов с разным уровнем двигательной активности, в количестве 207 человек. Пятиклассники школы 23 (КГ1, п = 100) в полном объеме осваивали материал Комплексной программы физического воспитания. В общеобразовательной школе при музыкальном институте (КГ2, п = 36) программа корректировалась в зависимости от избранной музыкальной специализации. В школе № 63 (ЭГ, п = 71) занимались по экспериментальной методике физического воспитания.

Определение всех категорий продуктов ПОЛ проводили спектрофотометрическим методом по слюне [3]. Отдельно, в изопропанольной фазе экстракта оценивали интенсивность индуцированного ПОЛ и выражали в процентах по отношению к исходному уровню - АОА1 и АОА2 [2].

Результаты исследования. Исследование показало, что у пятиклассников, имеющих различный уровень двигательной активности, уже на первом этапе тестирования содержание в слюне всех категорий гептанрастворимых продуктов ПОЛ неоднородно, но эти различия еще не достигают статистически значимых величин. На протяжении всего исследования происходят разнонаправленные изменения содержания в слюне гептанрастворимых продуктов ПОЛ. На III этапе тестирования, содержание первичных неполярных продуктов ПОЛ, по сравнению с исходным уровнем уменьшилось в КГ1 - на 11,0 %, а в КГ2 - на 38,4 %, а в ЭГ повысилось на 20,0 %.

Количество вторичных гептанрастворимых продуктов ПОЛ к III этапу тестирования в КГ2 немного снижается, а в КГ1 и ЭГ незначительно превышают исходный уровень.

По сравнению с первым этапом тестирования, содержание конечных гептанрастворимых продуктов ПОЛ в слюне учащихся пятых классов, к окончанию учебного года заметно возросло в КГ1 на 19,6 %, в ЭГ на 23,0 %, а в КГ2 незначительно уменьшилось (на 4,9 %).

Полученный экспериментальный материал подтверждает данные о том, что переход на вторую ступень обучения превращается для ребенка в стрессовую ситуацию. Это проявляется в повышенном содержании в слюне всех категорий изопропа-нолрастворимых продуктов ПОЛ. Причем, по содержанию первичных изопропанолрастворимых продуктов ПОЛ не было достоверных различий между учащимися 23 (КГ1) и 63 (ЭГ) школ. У детей, посещающих школу при музыкальном училище (КГ2) количество первичных изопропанолрастворимых продуктов ПОЛ было ниже на 25,0 % по сравнению с КГ1 и ЭГ. Возможно, это объясняется тем, что в музыкальном училище классы не переформировывались, и дети продолжали обучаться в

22

Вестник ЮУрГУ, № 7, 2009

Новоселова О.А.

Динамика показателей перекисного окисления липидов (ПОЛ) - антиоксидантной системы (АОС)...

том же коллективе. По содержанию вторичных и конечных изопропанолрастворимых продуктов ПОЛ в слюне детей всех трех групп не было выявлено достоверных различий на I этапе исследования.

Достоверное снижение количества как первичных, так и вторичных изопропанолрастворимых продуктов ПОЛ, отмеченное на II и П1 этапах обследования в КГ1 и ЭГ, может говорить о формировании адаптации как к учебной, так и к физической нагрузке. В КГ2 на II и III этапах количество первичных изопропанолрастворимых продуктов незначительно увеличивается, а вторичных -снижается, оставаясь практически неизменным по сравнению с I этапом исследования (Р > 0,01).

Ко II этапу исследования, во всех трех наблюдаемых группах, заметно повышение содержания конечных изопропанолрастворимых продуктов ПОЛ в слюне, более выражено оно в контрольных группах. На III этапе исследования наблюдается снижение этого показателя: в КГ1 - на 22,4 %, в ЭГ -на 28,0 %. В КГ2, по сравнению с П этапом, повышается содержание конечных изопропанолрастворимых продуктов ПОЛ на 24,3 %, значительно превышая этот показатель в КГ1 и ЭГ (Р < 0,05).

На I этапе исследования у всех групп пятиклассников не выявлено достоверных различий по уровню антиокислительной активности определяемым содержанием как первичных (АОА1), так и вторичных изопропанолрастворимых продуктов ПОЛ после индукции аскорбатом (АОА2). На II этапе исследования уровень АОА1 в контрольных группах незначительно снижается, а в экспериментальной группе достоверно возрастает (на 43,4 %). На III этапе исследования во всех группах наблюдается рост АОА1. Но значимые изменения произошли только в КГ1 (на 54 %) и в ЭГ (на 26,0 %). По сравнению с I этапом, АОА1 увеличился в КГ1 -на 35,5 %, а в ЭГ на 80,6 %. В то же время, в КГ2, уровень АОА1 оказался на 3,7 % ниже исходного уровня.

Изменения уровня АОА2 ко II этапу исследования незначительны. На III этапе исследования

произошло увеличение АОА2 во всех группах, но по сравнению с исходным уровнем эта тенденция достигала статистической достоверности только в КГ1 (на 58,0 %) и в ЭГ (на 80,6 %).

Выводы

1. Начало обучения в 5 классе сопровождается повышением содержания в слюне детей 11 лет изопропанолрастворимых продуктов ПОЛ на фоне снижения уровня АО А.

2. Содержание всех категорий гептанраство-римых липопероксидов в экспериментальной группе на третьем этапе тестирования превышало соответствующие показатели в обеих контрольных группах.

3. Возможно, снижение содержания изопропанолрастворимых продуктов ПОЛ и рост уровня АОА к концу учебного года, связаны с естественным увеличением двигательной активности детей с наступлением весны, а так же с правильной организацией процесса физического воспитания и увеличившемся числе детей, посещающих спортивные секции.

4. Наиболее выражено снижение содержания вторичных изопропанолрастворимых продуктов ПОЛ, по-видимому, это связано с активацией антиоксидантной системы под влиянием систематических физических нагрузок, что можно расценивать как особенность начального этапа адаптационного процесса.

Литература

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 1982. — 240 с.

2. Львовская, Е.И. Процессы перекисного окисления липидов в норме и особенности протекания ПОЛ при физических нагрузках / Е.И. Львовская, Н.М. Григорьева. - Челябинск, 2005. — 88 с.

3. Экспериментальное моделирование и лабораторная оценка адаптивных реакций организма / И.А. Волчегорский, И.И. Долгушин, О.Л. Колесников, В.Э. Цейликман. - Челябинск, 2000. -167 с.

Поступила в редакцию 11 июня 2008 г.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 18

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.