2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html (дата обращения: 22.04.2013).
3. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. 239 с.
4. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002. 46 c.
Суханова Екатерина Вадимовна, аспирант, [email protected], Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
THE IMPACT OF SEARCH ACTIVITY ON THE FORMATION OF THE EVALUATION, SELF-EVALUATION, AND EQUIPMENT MOTOR SKILLS
E.V. Sukhanova
The paper presents the results of the pedagogical experiment on formation of preschoolers’ ability to evaluate, derive a sense of confidence in their motor skills. The methodology, carried out by active searching, leads to the formation of an objective assessment and self-assessment of motor skills. Collaborating, pre-scholars’ and teachers identify criteria for technological assessment of motor abilities, and select exercises to utilize the equipment that will be the basis for statistically significant improvement.
Key words: developmental education, search engine activity, running techniques, criteria for technology assessment Jogging, exercises for testing the elements of equipment running, evaluation, self-evaluation techniques of running, the level of development of technology of running.
Sukhanova Ekaterina Vadimovna, post-graduate student, ekvs88@mail. ru, Russia, Perm, the Perm State Pedagogical University of Humanities
УДК 796.011.3
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНО-КОРРИГИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
М.В. Чайченко, М.Ю. Золотова
Выявлена и экспериментально доказана положительная динамика в показателях физического развития детей 5-7 лет при применении специально-корригирующих и общеподготовительных средств на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: дошкольный возраст, физическое развитие, опорно-
двигательный аппарат.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника.
Исследования последних лет показывают, что в разных регионах нашей страны у детей дошкольного возраста преобладают различные заболевания, однако в целом первое место по частоте встречаемости занимают болезни костно-мышечной системы. По данным Института возрастной физиологии РАО в дошкольном возрасте у 80 % детей выявляется нарушение осанки, 40 % имеют плоскостопие, частота искривления позвоночника составляет от 3 % до 10 % [1, 4].
Такое положение связано с недостаточным вниманием родителей к формированию здоровья ребенка в семье. Недостаточные знания возрастных особенностей физиологии развития детей, применение дома ошибочного двигательного режима в период грудного возраста приводит к тому, что в три года дети приходят в дошкольное учреждение с нарушенной осанкой и с неправильной установкой стоп.
Таким образом, существует необходимость разработки методики физического воспитания в дошкольных учреждениях, с помощью которой на фоне развития у детей движений, соответствующих возрастным нормам, осуществлялась профилактика и коррекция нарушений опорнодвигательного аппарата.
Цель исследования - диагностика показателей физического развития детей дошкольного возраста на фоне внедрения методики по коррекции и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата на занятиях по физической культуре.
Задачи исследования - выявить и экспериментально доказать положительную динамику в показателях физического развития детей 5-7 лет при применении специально-корригирующих и общеподготовительных средств на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
Эксперимент проводился на базе ДОУ № 42 и № 28 г. Коломны. Образовательно-воспитательный процесс осуществлялся в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, которая рекомендована Министерством образования и науки РФ для ДОУ [2, 3].
В нашей работе за основу были взяты именно физкультурные занятия как ведущий компонент, обеспечивающий не только удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности, но и формирование жизненно важных структур организма.
Мы разработали систему физических упражнений, направленную на формирование опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста и коррекцию имеющихся нарушений и включили её в структуру занятий по физическому воспитанию.
В недельном цикле предусмотрено проведение трех физкультурных занятий (одно на воздухе), продолжительность которых зависит от возраста занимающихся и составляет: в младшей группе 15 минут, в средней - 20 минут, в старшей - 25 минут, в подготовительной - 30 минут.
Наши занятия были построены таким образом, чтобы обеспечивалось освоение программного материала наряду с профилактическими мероприятиями, направленными на коррекцию имеющихся отклонений опорно-двигательного аппарата.
План физкультурного занятия определялся характером учебной работы. На одних занятиях мы давали как новые упражнения, так и совершенствуемые (1/3 новых, 1/3 углубленно разучиваемых, 1/3 находящихся на этапе закрепления и совершенствования); на других -периодически повторяли освоенный детьми двигательный материал; на третьих - упражнения на этапе совершенствования движения.
В эксперименте участвовали дети 5-7 лет, разбитые на три идентичные по своему начальному состоянию (физическое развитие, физическая подготовленность, функциональное состояние) группы по 24 человека в каждой.
В группе «А» общий объем средств коррекции опорнодвигательного аппарата составил 10 %. Эти средства представлены общеразвивающими упражнениями на совершенствование свода стопы и сопутствующих элементов костно-мышечной системы.
В группе «В» на совершенствование состояния опорнодвигательного аппарата отводилось больше времени; общий объем средств специально-корригирующей направленности в учебном процессе детей-дошкольников был запланирован в размере 50 %.
Для группы «С» был смоделирован еще больший объем средств специально-корригирующей направленности - 70 %.
Период жизни от 5 до 7 лет относится к старшему дошкольному возрасту. В этот период происходит интенсивный рост и развитие всех органов и физиологических систем. Изменяется форма грудной клетки, завершается процесс ее формирования и окостенения. Изменяется соотношение размеров головы и туловища, они приближаются к соотношению этих показателей у взрослого. Существенно увеличивается длина верхних и нижних конечностей, начинается сращивание тазовых
костей, появляются точки окостенения в позвонках, формируется осанка -к семи годам у детей четко выражены изгибы в шейном и грудном отделах позвоночника [1, 2].
Это послужило основанием полагать, что основные размерные показатели физического развития, наблюдаемые нами у дошкольников, будут равномерно возрастать, существенным образом не отличаясь как у занимающихся в экспериментальных группах, так и в контрольной.
Проведенный в течение двух лет сравнительный педагогический эксперимент позволил получить данные о том, как реагирует организм детей дошкольного возраста на целенаправленные занятия физической культурой с использованием корригирующих упражнений для опорнодвигательного аппарата и как изменяются его морфофункциональные характеристики при разных уровнях воздействия, то есть определить наиболее эффективный вариант физического воспитания детей-дошкольников.
Полученные нами данные отражают изменение массы тела, длины тела, окружности грудной клетки и других показателей физического развития за двухлетний период эксперимента у занимающихся по разным программам на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ (табл.).
Изменение показателей физического развития у детей 5-7 лет
за время эксперимента
Показатели Г руппы Начало эксперимента 1-й год (окончание) 2-й год (начало) Конец эксперимента
Масса тела (кг) «А» 24,5±2,5 25,1±2,7 2 7 2 5 2
«В» 23,0±2,12 24,45±2,4 24,45±2,4 27,4±2,7
«С» 23,5±2,6 25,3±2,59 25,3±2,59 26,9±2,67
Длина тела (см) «А» 124,4±7,5 128,3±8,1 128,3±8,1 3 5 3
«В» «С» 123,1±8,25 125±6,35 130,4±9,2 129,9±8,8 130,4±9,2 129,9±8,8 137,6±9,1 133,1±8,5
«А» 15,41±3,0 15,5±3,1 15,5±3,1 15,6±3,1
Индекс BMI «В» 15,33±2,8 14,38±3,5 14,38±3,5 14,5±3,3
«С» 15,27±3,0 15,25±3,4 15,25±3,4 14,8±3,2
Окружность «А» 58,1±8,1 58,5±7,0 58,5±7,0 60,0±6,1
грудной «В» 57±7,3 58,5±6,0 58,5±6,0 64,1±5,1
клетки (см) «С» 56,4±7,8 57,9±6,4 57,9±6,4 59,8±5,7
Примечание: индекс BMI - индекс массы тела
Анализ изменения показателей физического развития за период наблюдения дает основание утверждать, что все исследуемые параметры за это время достоверно возрастают, причем со скоростью, относительно одинаковой во всех группах, за исключением группы «В», в которой ряд признаков нарастают более интенсивно.
Длина тела детей с 5 до 7 лет возросла в среднем на 9,02 % (1=5,15; Р<0,001), что соответствует среднестатистическим характеристикам для этого периода жизни детей, у которых по наблюдениям специалистов отмечается среднегодовой прирост этого показателя 5 см в год; причем при общей оценке характера изменения физического развития принимается, что именно длина тела является основным показателем, от которого производят отсчет для всех остальных признаков.
Масса тела за время эксперимента у детей старшего дошкольного возраста в среднем увеличилась на 15,5 % (1=7,9; Р<0,001), что также соответствует имеющимся литературным данным о нормальном возрастном изменении этой характеристики.
Окружность грудной клетки возросла за время эксперимента на 6,7 % (1 =2,52; Р<0,05).
При рассмотрении межгрупповых изменений длины тела, массы тела и окружности грудной клетки в конце эксперимента нами обнаружены большие величины по длине тела и окружности грудной клетки у дошкольников группы «В» по отношению к другим группам. Такое положение позволяет сделать предварительное заключение о том, что режим учебных занятий, проходящих по экспериментальному плану «В», был более благоприятным для растущего детского организма, чем другие варианты, что и позволило в наибольшей степени раскрыться генетическим предпосылкам антропометрических характеристик тела детей этой группы.
Таким образом, приведенные выше результаты анализа изменения показателей физического развития старших дошкольников 5-7 лет позволяют сделать следующие предварительные заключения:
- занятия на основе комплексного применения системы корригирующих упражнений для опорно-двигательного аппарата способствуют всестороннему развитию детей, обеспечивая им более высокий уровень развития физических качеств и нормальное физическое развитие;
- соотношение этих упражнений в объеме до 50 % от общих воздействий на занятиях вполне оправданны и обеспечивают более полное разностороннее развитие детей.
Список литературы
1. Абросимова Л.И. Медико-педагогический контроль за
физическим воспитанием детей дошкольного возраста: метод.
рекомендации. М., 1983. 36 с.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М.: Сфера, 2008. 160 с.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комарова. М.; Мозаика-Синтез, 2005. 208 с.
4. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 96 с.
Чайченко Мария Владимировна, ст. преп., gama 79@yandex. ru, Россия, Коломна, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт,
Золотова Мария Юрьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Коломна, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
THE DYNAMICS OF INDICES OF PHYSICAL DEVELOPMENT FOR CHILDREN OF 5-7 YEARS WHEN USING SPECIALLY-CORRECTING EXERCISES ON PHYSICAL CULTURE CLASSES IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
M.V. Chaichenko, M. U. Zolotova
Specially-corrective general training undo for physical culture classes in pre-school educational institutions have been revealed and experimentally proven effective in the physical development of 5-7year olds.
Key words: pre-school age, physical development, locomotors system.
Chaichenko Maria Vladimirovna, senior teacher, [email protected], Russia, Kolomna, Moscow Region State Social-humanitarian Institute,
Zolotova Maria Yurievna, candidate of pedagogical Sciences, associate prof., [email protected], Russia, Kolomna, Moscow Region State Social-humanitarian Institute
УДК 796.011.3
УРОВЕНЬ НАРУШЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. КОЛОМНЫ И КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
М.В. Чайченко, М.Ю. Золотова
Представлены результаты анализа состояния здоровья детей дошкольного возраста в отдельных дошкольных образовательных учреждениях г. Коломны и Коломенского района Московской области. Дана характеристика патологической распространенности у детей, структуры нарушений и заболеваний опорнодвигательного аппарата дошкольников.
Ключевые слова: дошкольный возраст, физическое развитие, опорно-
двигательный аппарат.
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.