Научная статья на тему 'Динамика показателей физического развития и физической подготовленности студентов 1-2 курсов медицинского вуза под воздействием занятий физической культурой с преимущественным использованием аштанги-йоги'

Динамика показателей физического развития и физической подготовленности студентов 1-2 курсов медицинского вуза под воздействием занятий физической культурой с преимущественным использованием аштанги-йоги Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
168
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL EDUCATION / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / MEDICAL SCHOOL / АШТАНГА-ЙОГА / ASHTANGA YOGA / БИОИМПЕДАНСНЫЙ АНАЛИЗ / BIOIMPEDANCE ANALYSIS / АНТРОПОМЕТРИЯ / ANTHROPOMETRY / OBESITY / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анищенко А.П., Архангельская А.Н., Игнатов Н.Г., Гуревич К.Г.

Контактная информация для переписки: ГБОУ ВПО «Московский государственный медикостоматологический университет им. А. И. Евдокимова», 121473, г. Москва, ул. Делегатская, 20/1; ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания», г. Москва, Новочеркасский бульвар, 20, к. 5. Гиподинамия является одним из общих факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Она рассматривается как предиктор развития сердечно-сосудистых, онкологических, бронхо-легочных, эндокринных и других заболеваний. В современной литературе уделяется внимание связи низкой физической активности и ожирения. Ожирение, в свою очередь, является независимым предиктором неинфекционных заболеваний. Цель настоящего исследования установить особенности динамики показателей физического развития и физической подготовленности у студентов медицинского вуза после занятий физической культуры, основанных на принципах аштанги-йоги. Обследовано 206 студентов 1-2 курсов Московского государственного медико-стоматологического университета, не имеющих ограничений к занятиям физической культурой, исходный возраст 17,5±1,5 года, из них 133 девушки и 73 юноши. Работа проводилась в 2 этапа (исходная точка и конечная). Проводились антропометрическое исследование, биоимпедансный анализ, оценка физической подготовленности по выполнению нормативов ГТО. Обучение студентов на втором году обучения осуществлялось по стандартной методике преподавания физической культуры (группа 1) и по разработанной нами на основе аштанги-йоги (группа 2). При обоих методах обучения имеются достоверные различия в уровне физического развития юношей и девушек. Оба метода улучшают оценку физической подготовленности к комплексу ГТО. Однако методика на основе аштанги-йоги в большей степени способствует увеличению активной костной мышечной массы и снижению содержания жировой ткани. При этом в обеих группах наблюдается прирост индекса массы тела. Таким образом, предлагаемая методика занятий физической культуры может быть рекомендована для широкого использования в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Анищенко А.П., Архангельская А.Н., Игнатов Н.Г., Гуревич К.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of indicators of physical development and physical preparedness of 1-2 course students of Medical Universities under the influence of physical training with the predominant use of Ashtanga Yoga

Physical inactivity is a common risk factor of chronic non-communicable diseases development. It is considered as a predictor of cardiovascular, oncological, broncho-pulmonary, endocrine and other diseases. In modern literature the attention is paid to the connection of low physical activity and obesity. Obesity, in its turn, is an independent predictor of non-communicable diseases. The purpose of this study is to analyze anthropometric and physical development of Medical University students. 206 students without limitation to physical training from 1-2 courses of the Moscow State Medical and Dental University were examined, starting age 17,5 ± 1,5 years, among which 133 girls and 73 boys. The work was divided into two stages (starting and end point). Anthropometric study, bioimpdansny analysis, assessment of physical preparedness for the implementation of the RLD standards were conducted. Education for students of the second course of study was according to the standard teaching physical education method (group 1) and to modified, developed by ourselves on the basis of Ashtanga Yoga (group 2). In both training methods there are significant differences in the level of physical development of boys and girls. Both methods improve the assessment of physical preparedness for the RLD complex. However, the modified method contributes more to the increase of the activity of bone muscle mass and the decrease of body fat. Wherein mass index increase in both groups is shown. Thus, the modified method of doing physical exercises can be used for prevention of students' development of overweight. This gives reason to recommended the developt methodology for its wider use in universities.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей физического развития и физической подготовленности студентов 1-2 курсов медицинского вуза под воздействием занятий физической культурой с преимущественным использованием аштанги-йоги»

УДК 378.037.1

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

СТУДЕНТОВ 1-2 КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

С ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

АШТАНГИ-ЙОГИ

А. П. Анищенко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания и здоровья,

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова, г. Москва,

А. Н. Архангельская, аспирант кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни - залог успешного развития»,

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова, г. Москва,

Н. Г. Игнатов, исполнительный директор,

Учебно-методический полигон внедрения новых образовательных технологий ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания», г. Москва,

К. Г. Гуревич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни - залог успешного развития»,

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова, г. Москва.

Контактная информация для переписки: ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова», 121473, г. Москва, ул. Делегатская, 20/1; ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания», г. Москва, Новочеркасский бульвар, 20, к. 5.

Гиподинамия является одним из общих факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Она рассматривается как предиктор развития сердечно-сосудистых, онкологических, бронхо-легоч-ных, эндокринных и других заболеваний. В современной литературе уделяется внимание связи низкой физической активности и ожирения. Ожирение, в свою очередь, является независимым предиктором неинфекционных заболеваний.

Цель настоящего исследования - установить особенности динамики показателей физического развития и физической подготовленности у студентов

/

медицинского вуза после занятий физической культуры, основанных на принципах аштанги-йоги.

Обследовано 206 студентов 1-2 курсов Московского государственного медико-стоматологического университета, не имеющих ограничений к занятиям физической культурой, исходный возраст 17,5±1,5 года, из них 133 девушки и 73 юноши. Работа проводилась в 2 этапа (исходная точка и конечная). Проводились антропометрическое исследование, биоимпедансный анализ, оценка физической подготовленности по выполнению нормативов ГТО. Обучение студентов на втором году обучения осущест-

влялось по стандартной методике преподавания физической культуры (группа 1) и по разработанной нами на основе аштанги-йоги (группа 2).

При обоих методах обучения имеются достоверные различия в уровне физического развития юношей и девушек. Оба метода улучшают оценку физической подготовленности к комплексу ГТО. Однако методика на основе аштанги-йоги в большей степени способствует увеличению активной костной мышечной массы и снижению содержания жировой ткани. При этом в обеих группах наблюдается прирост индекса массы тела.

Таким образом, предлагаемая методика занятий физической культуры может быть рекомендована для широкого использования в вузах.

Ключевые слова: студенты; физическая культура; физическая подготовленность, медицинский вуз; аштанга-йога; биоимпедансный анализ; антропометрия.

Введение. Гиподинамия является одним из общих факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Она рассматривается как предиктор развития сердечно-сосудистых, онкологических, бронхо-легочных, эндокринных и других заболеваний. В современной литературе уделяется внимание связи низкой физической активности и ожирения [5, 11]. Ожирение, в свою очередь, является независимым предиктором неинфекционных заболеваний [13].

Развитие цивилизации повлекло за собой снижение необходимости в физическом труде, в связи с чем многими авторами гиподинамия рассматривается как одна из болезней цивилизации. Особую тревогу вызывает снижение физической активности среди подрастающего поколения, т. к. это является независимым фактором риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Ранее была доказана высокая степень распространенности гиподинамии среди различных категорий обучающихся: школьников, студентов [1, 6, 12].

Наиболее актуальной, с нашей точки зрения, является проблема гиподинамии среди студентов медицинских вузов [2]. Это связано с тем, что многими из них физическая культура не рассматривается как профильный предмет. ФГОС-3 предусматривает лишь два часа физической культуры в неделю и то на младших курсах, что явно недостаточно для компенсации низкой физической активности. Это обуславливает поиск новых методов коррекции гиподинамии среди студентов.

Так, в работах Разиной А. О. и соавт. (2015-16) предложено использование бальных танцев для повышения физической активности студентов [7-10]. Нами разработана модифицированная методика преподавания физической культуры, которая основана на принципах аштанги-йоги [3, 4], которая была апробирована на небольшой выборке. Было показано, что в краткосрочном периоде наблюдения данная методика позволяет корректировать проблему избыточной массы тела. В данной работе мы провели анализ длительного влия-

ния разработанной методики на параметры физического развития студентов.

Цель настоящего исследования - установить особенности динамики показателей физического развития и физической подготовленности у студентов медицинского вуза после занятий физической культурой, основанных на принципах аштанги-йоги.

Материалы методы и исследования. Обследовано 206 студентов 1-2 курсов Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ), исходный возраст 17,5±1,5 года, из них 133 девушки и 73 юноши. Все студенты дали письменное добровольное согласие на участие в исследовании. Работа одобрена этическим комитетом МГМСУ (протокол № 0214 от 27.02.2014). Исследование проводилось в конце учебного года (1 курс - май 2015 г.) и через год (2 курс - май 2016 г.).

Критериями включения в исследование служили: отсутствие тяжелых соматических заболеваний, беременности или кормления грудью, сохранность менструального цикла, способность читать и понимать по-русски, подписанное информированное согласие на участие в исследовании, регулярное посещение занятий физической культурой, выполнение нормативов ГТО, первая группа здоровья.

Всем студентам проведены антропометрические исследования (рост, вес, измерение окружности талии и бедер). Измерение роста проводилось при помощи медицинского ростомера без обуви в положении стоя спиной к шкале делений. Результаты измерений оценивались в сантиметрах (без долей). Вес измерялся механическими напольными весами (SECA) в легкой одежде и без обуви. Результаты измерений оценивались в килограммах (с точностью до 0,5 кг). Окружность талии и бедер измерялась стандартной мягкой сантиметровой лентой (точность до 0,5 см): талия - в самой узкой части, бедра - в положении стоя, ноги вместе, лента накладывалась горизонтально на бедро сзади, под ягодичной складкой. Рассчитывали отношения окружности талии и бедер, индекс массы тела. Рассчитывали индекс массы тела (ИМТ) как отношение веса тела в килограммах к квадрату роста в метрах. Так же рассчитывали отношение окружности талии и бедер (ОТБ).

Биоимпедансный анализ (БИА) проводили прибором «Медасс» ABC-01. Измерения проводили лежа (горизонтальная поверхность, на спине). По два электрода располагали на руке (тыльная сторона запястья и 2,5 см книзу) и ноге (область голеностопного сустава и 2,5 см книзу). Время измерения - порядка 5 с. Определяли содержание жировой и мышечной ткани в процентах, уровень основного обмена.

Оценку физической подготовленности студентов проводили на основании норм ГТО (табл. 1) [1, 2].

У студентов на втором курсе обследование проводили по стандартной методике преподавания физической культуры (группа 1) и по модифицированной, разработанной нами на основе аштанги-йоги (группа 2). В модифицированной методике участвовал 101 студент, из них 79 - девушки, юноши - 22. Антропометрические

Таблица 1

Нормативы ГТО 6 ступени (по данным сайта https://gto.ru/norms)

Примечание: р<0,05 отличия средних величин по Стьюденту: # отличия между юношами и девушками; * отличия от исходных данных; $ - отличия между группами.

Упражнение Юноши Д евушки

«5» «4» «3» «5» «4» «3»

Бег 100 м (с) 14.2 14.5 15.0 16.0 16.5 17.0

Бег 3000 м (мин, с) (девушки - 2000 м) 13.00 15.00 16.30 10.00 11.30 12.20

Прыжок в длину с места (см) 220 205 190 190 170 160

Подтягивание в висе (раз) (девушки - в висе лежа) 12 10 8 15 11 7

Сгибание - разгибание рук в упоре (девушки - поднимание туловища) 12 10 7 35 30 25

Прыжки через скакалку за 1 мин 140 135 130 140 110 80

Таблица 2

Антропометрические показатели у студентов до и после занятий по разработанной методике

Параметры Исходные данные Через год

Группа 1 Группа 2

девушки юноши девушки юноши девушки юноши

Рост (см) 163,5±6,5 179,2±6,8# 165,3±6,5* 180,1±6,8# 165,0±6,0 179,8±7,5#

Вес (кг) 54,5±6,4 69,9±9,5# 58,7±6,4* 74,5±13,5#* 55,8±9,7*$ 74,5±12,6#*

Окружность талии (см) 66,5±5,29 76,9±6,1# 69,7±5,3* 83,1±9,1#* 68,2±8,1 80,5±7,7#$

Окружность бедер (см) 92,1±5,8 95,7±7,6 95,7±5,8* 100,1±7,5#* 94,2±7,4 99,7±7,6#

ОТБ 0,72±0,05 0,80±0,05# 0,75±0,05* 0,83±0,06#* 0,72±0,06$ 0,81±0,05#

ИМТ (кг/кв. м) 20,4+2,0 21,8±2,8 21,4±2,1* 23,9±3,9* 20,5±3,3$ 23,0±4,3#*

Жировая масса (кг) 14,1±4,3 11,9±5,3# 17,0±4,3* 15,9±8,5#* 14,7±7,1$ 12,5±7,3#$

Тощая масса (кг) 40,5±3,2 58,1±5,6# 41,7±4,3* 58,5±5,9# 40,1±3,6$ 59,0±6,2#

Активная костно-мышечная масса (кг) 22,5±2,0 34,4±3,7# 22,1±1,9 34,6±4,3# 23,3±4,8*$ 36,8±4,7#*$

Скелетно-мышечная масса (кг) 20,1±2,0 32,1±3,0# 20,5±2,0 32,8±3,4# 19,9±2,5 32,3±4,1#

Основной обмен (ккал) 1326±61 1705±116# 1338±81 1711±136# 1554±152*$ 1948±148#*$

Вода (кг) 29,7±2,4 42,5±4,1# 30,5±2,3 42,8±4,8# 29,3±2,6 43,2±4,5#

Внеклеточная вода (кг) 12,7±1,6 16,8±1,7# 13,1±1,1 16,9±2,1# 12,6±1,3 17,0±2,0#

Внутриклеточная вода (кг) 17,0±1,2 25,8±2,3# 17,4±1,2 25,9±2,8# 16,9±1,9 26,5±3,1#

Минеральная масса (кг) 2,34±0,22 3,06±0,32# 2,42±0,22* 3,09±0,38# 2,44±0,24* 3,10±0,36#

Минеральная масса мягких тканей (кг) 0,39±0,03 0,57±0,05# 0,40±0,30 0,58±0,06# 0,39±0,35 0,58±0,06#

и биоимпедансные исследования повторяли после академического года занятий.

Все изучаемые параметры соответствовали нормальному закону распределения, что было установлено с помощью Л-критерия. Дисперсии сравнивали методом Фишера. Сравнение средних величин проводили при помощи критерия Стьюдента при равенстве дисперсий и Т-критерия Уэлча - при неравенстве. Отличия считали значимыми с р<0,05.

Результаты исследования. Как на первом, так и на втором году обучения у студентов определяются достоверные различия между юношами и девушками по большинству изучаемых параметров (табл. 2), что, вероятно, отражает нормальные процессы половой дифференциации. При этом следует отметить, что исходно у юношей по сравнению с девушками ниже со-

держание жировой массы и выше - тощей и активной костно-мышечной.

Через год в группах студентов, занимавшихся как по стандартной программе (группа 1), так и по разработанной нами методике (группа 2), примерно в равной степени увеличиваются рост и вес, что связано с физиологическими процессами роста организма. Закономерным также является прирост ИМТ по сравнению с исходными данными. Однако в группе 1 данный прирост происходит преимущественно за счет жировой ткани, а в группе 2 - за счет активной костно-мышеч-ной ткани. При этом разницы в содержании мышечной ткани между группами не выявлено. В связи с чем можно предположить, что занятия физической культурой, основанные на принципах аштанги-йоги, приводят к оптимизации функционирования мышечной ткани. Об

этом также косвенно свидетельствует и наблюдающееся увеличение основного обмена у представителей группы 2 по сравнению с группой 1.

Что касается окружности талии, то у юношей группы 2 этот показатель достоверно ниже, чем у юношей группы 1. В то же время содержание жировой массы у юношей группы 1 находится в диапазоне нормальных значений. То есть, имеются основания утверждать, что занятия физической культуры, в основу которых положена аштанга-йога, могут снижать риск развития центрального ожирения у представителей сильного пола. У девушек группы 2 полученные данные (р<0,05) косвенно свидетельствуют, что предложенная методика занятий снижает риск развития общего ожирения.

Занятия физической культурой в течение года достоверно повышают средний балл за выполнение нормативов ГТО в обеих группах (рис.). У юношей группы 2 изменения более выражены, чем в группе 1, что, по-видимому, в первую очередь связано с увеличением гибкости, однако данное заключение является предварительным.

исходно pyinial группа 2

■ юноши девушки

Примечание: р<0,05 отличия средних величин по Стью-денту: * отличия от исходных данных лиц соответствующего пола; $ - отличия между 1 и 2 группами.

Рисунок. Сравнение среднего балла выполнения нормативов ГТО до и после занятий

Обсуждение результатов. Физическая активность рассматривается как один из основных методов профилактики хронических неинфекционных заболеваний [1, 12, 13]. В этой связи наиболее важно вовлечение наиболее большого числа студентов в занятия физической культурой и спортом [5, 11]. Однако стандартные занятия физической культурой рассматриваются рядом студентов как «скучные», из-за чего они пытаются разными способами избежать их [3].

Ранее мы показали, что занятия модифицированной методикой физической культуры с использованием аштанги-йоги позволяют активно вовлекать студентов,

имеющих различные ограничения к занятиям, в том числе избыток массы тела [4]. В настоящем исследовании мы показали, что в группе исходно здоровых лиц предлагаемая методика приводит к снижению содержания жировой массы и повышению - активной кост-но-мышечной и основного обмена. Также доказано, что данная методика не снижает успешности выполнения нормативов ГТО через год после обучения.

Таким образом, есть основания рекомендовать разработанную методику преподавания физической культуры с использованием аштанги-йоги для ее более широкого использования в вузах.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Анищенко А. П., Архангельская А. Н., Гуревич К. Г., Дмитриева Е. А., Игнатов Н. Г., Осадченко И. В., Рогозная Е. В. Медицинские аспекты совершенствования преподавания физической культуры студентам // Спортивная медицина: наука и практика. - 2016. -Т. 6. - № 2. - С. 73-81.

2. Анищенко А. П., Архангельская А. Н., Дмитриева Е. А., Ураков А. Л., Рогозная Е. В., Игнатов Н. Г., Гуревич К. Г. Разработка и обоснование модифицированной методики ведения занятий физической культурой для студентов // Вестник новых медицинских технологий. - 2016. - Т. 23. - № 6. - С. 105-109.

3. Анищенко А. П., Архангельская А. Н., Пустовалов Д. А., Рогозная Е. В., Игнатов Н. Г., Гуревич К. Г. Пищевые предпочтения студентов и риск развития избыточной массы тела // Доказательная гастроэнтерология. - 2015. - № 3-4. - С. 27-30.

4. Анищенко А. П., Бурдюкова Е. В., Пустовалов Д. А., Гуревич К. Г. Факторы риска развития нарушения массы тела у студентов вузов // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. - 2015. -Т. 14. - № 3. - С. 646-649.

5. Ачкасов Е. Е., Разина А. О., Руненко С. Д. Патогенетический подход при выборе методик консервативного лечения ожирения и коррекции избыточной массы тела // Клиническая медицина. - 2016. - Т. 94. -№ 7. - С. 509-517.

6. Бурдюкова Е. В., Пустовалов Д. А., Оранская А. Н., Перцов С. С., Гуревич К. Г. Механизмы дезадаптации учащихся московских общеобразовательных школ к физической нагрузке // Бюлл. эксперим. биол. и мед.

- 2012. - Т. 153. - № 4. - С. 414-416.

7. Разина А. О., Ачкасов Е. Е., Руненко С. Д. Ожирение: современный взгляд на проблему // Ожирение и метаболизм. - 2016. - Т. 13. - № 1. - С. 3-8.

8. Разина А. О., Ачкасов Е. Е., Руненко С. Д. Применение нагрузок аэробной направленности для коррекции избыточного веса у студенток в условиях образовательного учреждения // В сборнике: Экология. Здоровье. Спорт // VI Международная научно-практическая конференция. Забайкальский государственный университет, Научно-образовательный центр «Экология и здоровье человека»; под редакцией С. Т. Ко-хана, 2015. - С. 138-142.

9. Разина А. О., Ачкасов Е. Е., Руненко С. Д., Султанова О. А. Оздоровительно-тренировочные программы с повышенной мотивацией у лиц с избыточной массой тела // Спортивная медицина: наука и практика.

- 2015. - № 4. - С. 70-77.

10. Разина А. О., Руненко С. Д., Ачкасов Е. Е. Значение мотивационных факторов при выборе эффективных физических нагрузок для студенток с избыточной массой тела // В сборнике: Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты: сборник науч. трудов VI Международной научно-практической интернет-конференции; отв. за вып. С. Т. Кохан, 2015. - С. 299-303.

11. Разина А. О., Руненко С. Д., Ачкасов Е. Е. Роль танцевальных программ в эффективном лечении и профилактике ожирения у студентов //

Бюллетень медицинских интернет-конференций. -2015. - Т. 5. - № 4. - С. 225.

12. Штейнердт С. В., Ачкасов Е. Е. Динамика морфоме-трических показателей юношей разных поколений. В сборнике: Проблемы современной морфологии человека // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора Б. А. Никитюка, 2013. - С. 159-161.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ющук Н. Д., Маев И. В., Гуревич К. Г. (ред.) Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. - М.: Практика, 2015. - 416 с.

DYNAMICS OF INDICATORS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL PREPAREDNESS OF 1-2 COURSE STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITIES UNDER THE INFLUENCE OF PHYSICAL TRAINING WITH THE PREDOMINANT USE OF ASHTANGA YOGA

A. Anishchenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Physical Education and Health Department

Moscow State Medical and Dental University named after A.I. Evdokimov, Moscow, A. Arkhangelskaya, Post-graduate student of the UNESCO «Healthy Lifestyle - the Key to Successful Development» Department

Moscow State Medical and Dental University named after A.I. Evdokimov, Moscow, N. Ignatov, Executive Director

Teaching polygon for introduction of new educational technologies Pharmaceutical College «New knowledge», Moscow,

K. Gurevich, Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the UNESCO «Healthy Lifestyle - the Key to Successful Development» Department

Moscow State Medical and Dental University named after A.I. Evdokimov, Moscow,

Contact information for correspondence: Moscow State Medical and Dental University named after

A.I. Evdokimov 121473, Moscow, Delegatskaya str., 20/1;

Pharmaceutical College «New knowledge» Moscow, Novocherkasskiy boulevard, 20, building 5.

Physical inactivity is a common risk factor of chronic non-communicable diseases development. It is considered as a predictor of cardiovascular, oncological, bronchopulmonary, endocrine and other diseases. In modern literature the attention is paid to the connection of low physical activity and obesity. Obesity, in its turn, is an independent predictor of non-communicable diseases.

The purpose of this study is to analyze anthropometric and physical development of Medical University students.

206 students without limitation to physical training from 1-2 courses of the Moscow State Medical and Dental University were examined, starting age 17,5 ± 1,5 years, among which 133 girls and 73 boys. The work was divided

into two stages (starting and end point). Anthropometric study, bioimpdansny analysis, assessment of physical preparedness for the implementation of the RLD standards were conducted. Education for students of the second course of study was according to the standard teaching physical education method (group 1) and to modified, developed by ourselves on the basis of Ashtanga Yoga (group 2).

In both training methods there are significant differences in the level of physical development of boys and girls. Both methods improve the assessment of physical preparedness for the RLD complex. However, the modified method contributes more to the increase of the activity of

bone muscle mass and the decrease of body fat. Wherein mass index increase in both groups is shown.

Thus, the modified method of doing physical exercises can be used for prevention of students' development of overweight. This gives reason to recommended the devel-opt methodology for its wider use in universities.

Keywords: students; physical education; medical school; obesity; prevention; Ashtanga Yoga; bioimped-ance analysis; anthropometry.

References:

1. Anishhenko A. P., Arhangel'skaja A. N., Gurevich K. G., Dmitrieva E. A., Ignatov N. G., Osadchenko I. V., Rogozna-ja E. V. Medical aspects of improvement of teaching physical culture to students. Sportivnaja medicina: nauka ipraktika [Sports medicine Science and Practice], 2016, vol. 6, no 2, pp. 73-81.

2. Anishhenko A. P., Arhangel'skaja A. N., Dmitrieva E. A., Urakov A. L., Rogoznaja E. V., Ignatov N. G., Gurevich K. G. Development and justification of the modified technique of conducting occupations physical culture for students. Vestnik novyh medicinskih tehnologij [Messenger of new medical technologies], 2016, vol. 23, no 6, pp. 105-109.

3. Anishhenko A. P., Arhangel'skaja A. N., Pustovalov D. A., Rogoznaja E. V., Ignatov N. G., Gurevich K. G. Alimentary preferences of students and risk of development of excess body weight. Dokazatel'naja gastrojenterologija [Evidential gastroenterology], 2015, no 3-4, pp. 27-30.

4. Anishhenko A. P., Burdjukova E. V., Pustovalov D. A., Gurevich K. G. Risk factors of development of disturbance of body weight in students of higher education institutions. Sistemnyj analiz i upravlenie v biomedicinskih sistemah [The systemic analysis and management in biomedical systems], 2015, vol. 14, no 3, pp. 646-649.

5. Achkasov E. E., Razina A. O., Runenko S. D. Pathogenetic approach at the choice of techniques of conservative treatment of an obesity and correction of excess body weight. Klinicheskaja medicina [Klinicheky medicine], 2016, vol. 94, no 7, pp. 509-517.

6. Burdjukova E. V., Pustovalov D. A., Oranskaja A. N., Per-cov S. S., Gurevich K. G. Mechanisms of disadaptation of pupils of the Moscow comprehensive schools to physical activity. Bjull. jeksperim. Biol. Imed [Bulletin of experimental biology and medicine], 2012, vol. 153, no 4, pp. 414-416.

7. Razina A. O., Achkasov E. E., Runenko S. D. Obesity: a modern view on a problem. Ozhirenie i metabolizm [Obesity and metabolism], 2016, vol. 13, no 1, pp. 3-8.

8. Razina A. O., Achkasov E. E., Runenko S. D. Application of loadings of an aerobic orientation for correction of excess weight at students in the conditions of educational. JekologijaZdorov'e Sport [Ecology Health Sport] VI International scientific and practical conference, 2015, pp. 138-142.

9. Razina A. O., Achkasov E. E., Runenko S. D., Sultanova O. A. Recreational and training programs with the increased motivation at persons with excess body weight. Sportivnaja medicina: nauka ipraktika [Sports medicine: science and practice], 2015, no 4, pp. 70-77.

10. Razina A. O., Runenko S. D., Achkasov E. E. Value of motivators in case of the choice of effective physical activities for students with excessive body weight. Sos-tojanie zdorov'ja: medicinskie, social'nye i psihologo-ped-agogicheskie aspekty [State of health medical, social and psychology and pedagogical aspects]. VI of the International Scientific and prActical Internet Conference, 2015, pp. 299-303.

11. Razina A. O., Runenko S. D., Achkasov E. E. Rol' tanceval'nyh programm v jeffektivnom lechenii i pro-filaktike ozhirenija u studentov. // Bjulleten' medicinskih internet-konferencij. 2015. T. 5. № 4. S. 225.

12. Shtejnerdt S. V., Achkasov E. E. Dynamics of morpho-metric indicators of young men of different generations. Problemy sovremennoj morfologii cheloveka. [Problems of modern morphology of the perso]. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, 2013, pp. 159-161.

13. Jushhuk N. D., Maev I. V., Gurevich K. G. Zdorovyj obraz zhizni i profilaktika zabolevanij. [Healthy lifestyle and prophylaxis of diseases]. Moscow, Praktika, 2015, 416 p. 9. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.