Научная статья на тему 'Динамика отношения студентов-психологов к выбранной профессии'

Динамика отношения студентов-психологов к выбранной профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
863
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИИ / ОБРАЗ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ / ДИНАМИКА / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бичерова Е.Н.

Актуальность настоящего исследования заключается в изучении направленности динамики отношения к выбранной профессии как определяющего показателя при формировании у студентовпсихологов образа будущей сферы деятельности. В рамках заявленной проблемы было проведено эмпирическое исследование посредством анализа отношения студентов-психологов к своей будущей профессии, а также с точки зрения обоснования выбора сферы деятельности и личностной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика отношения студентов-психологов к выбранной профессии»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.072.43

Бичерова Е.Н.

канд. психол. наук, доцент БГУ им. ак. И.Г. Петровского, г. Брянск, Российская Федерация

ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ

Аннотация

Актуальность настоящего исследования заключается в изучении направленности динамики отношения к выбранной профессии как определяющего показателя при формировании у студентов-психологов образа будущей сферы деятельности. В рамках заявленной проблемы было проведено эмпирическое исследование посредством анализа отношения студентов-психологов к своей будущей профессии, а также с точки зрения обоснования выбора сферы деятельности и личностной направленности.

Ключевые слова

Отношение к выбранной профессии, представления о профессии, образ будущей профессии,

динамика, студенческий возраст.

Представления о психологии как науке, как учебной дисциплине и как профессии на современном этапе развития проходят трансформацию. В данном контексте насущной становится необходимость развития адекватных представлений о профессии психолога, поскольку данный аспект проблемы является определяющим при формировании у студентов-психологов образа будущей сферы деятельности.

Как важнейший компонент личностного самоопределения выбор профессионального будущего является одним из сложнейших и наиболее ответственных решений в жизни каждого. Осуществив профессиональный выбор, студент начинает осознавать и формировать индивидуальный образ будущей трудовой деятельности [1, с. 55].

Л.М. Митина и ее коллеги показали, что часто на втором или третьем году обучения у студентов может измениться отношение к профессии, которое выражается в разочаровании в своем профессиональном выборе, мыслях о смене учебного заведения и перемене специальности. В результате этого субъект психологически вновь оказывается на первой стадии процесса профессионального становления [4].

Исследования показывают [3], что часто мотивы поступления абитуриентов на психологические специальности являются непрофессиональными: желание разобраться в себе, желание решить свои собственные психологические проблемы, в том числе, обеспечить личностный рост и саморазвитие. Таким образом, формирование образа профессии становится способом развития системы внутренней детерминации профессиональной направленности личности.

С целью изучения динамики отношения студентов-психологов к выбранной профессии было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие студенты первого, третьего и пятого курсов Брянского государственного университета в возрасте 17-22 лет. Общий объём выборки составил 52 человека.

Для решения поставленных задач в качестве диагностического инструмента был использован метод семантического дифференциала, позволяющий проанализировать содержание и направленность отношения студентов-психологов к дефиниции «Я - профессионал».

Метод семантического дифференциала служит для построения субъективных семантических пространств в целях получения количественных показателей для «измерения» отношения к определённым объектам (в качестве объектов исследования могут выступать слова) по факторам, названным Ч. Осгудом:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

оценка, сила, активность [5]. Каждый из этих факторов включает в себя четыре признака, представлявших собой четыре пары прилагательных. При предъявлении слова испытуемые должны отметить цифру, которая соответствует их представлению о слове (градация на шкале отмечается от +3 до -3). «При этом общее количество баллов, приписанных какому-либо языковому объекту, суммируется, но значения могут представлять дробные величины, поскольку общая сумма баллов, проставленных по какой-либо шкале слову, будет делиться на количество испытуемых» [2, с. 305].

Результаты исследования и их обсуждение Рассмотрим данные, полученные в результате исследования общего эмоционального отношения к состоянию «Я - профессионал» при помощи методики «Семантический дифференциал» (рис. 1).

Рисунок 1 - Количественная характеристика общего эмоционального отношения

к состоянию «Я - профессионал»

Как видно из рисунка 1, на протяжении обучения у студентов-психологов наблюдается динамика увеличения уровня положительного отношения к состоянию «Я - профессионал», то есть возрастает уровень осознания себя с образом «профессионала». Отношение считается положительным, если средняя оценка выше 4; отношение рассматривается как отрицательное, если соответствующая средняя оценка ниже 4. Сила эмоционального отношения, соответственно, отражается в абсолютной величине полученной средней оценки (от 1 до 7).

Посредством выявления семантических универсалий (это список выделенных для данного стимула координат - оценок по шкалам, одинаково оцениваемых значимым большинством однородной группы испытуемых) по отношению к термину «Я - профессионал» в экспериментальных группах отмечаются следующие тенденции: у студентов 1 курса наблюдается выраженное отношение по полюсу «красивый», для студентов 3 курса термин «Я - профессионал» более ассоциируется со шкалой «легкий» и шкалой «приятный», студенты 5 курса выделяют шкалу «легкий», шкалу «бодрый», шкалу «приятный».

Можно сказать, что с увеличением знаний о профессии, отождествлением себя с ней у студентов происходят изменения в отношении к определению «Я - профессионал», выраженные в изменении универсалий на 3 курсе по отношению к 1 -му - когда знаний о профессии еще не хватает и студенты оценивают «профессионала» как что-то красивое и далекое, в то же время студенты 3 курса, получившие знания о профессии и первичный опыт, оценивают ее как легкую и приятную, как следствие - с увеличением опыта на 5 курсе к оценкам «легкий» и «приятный» добавляется «бодрый».

Как видно из графика (рис. 2), прослеживается динамика по фактору «Оценка» от первого к пятому курсу. Фактор оценки говорит о позитивном или негативном отношении к предмету оценка которого происходит, в нашем случае это состояние «Я - профессионал». На протяжении всех курсов обучения показатель находится на положительном полюсе, также увеличивается количественный показатель оценки, т.е. с увеличением опыта и знаний о профессии увеличивается и положительно отношение к образу себя, как профессионалу.

3.6 3.5

4 4.5 5 5.5 6

ОЦЕНКА (отношение)

Рисунок 2 - Расположение образа «Я - профессионал» в двумерном семантическом

пространстве: 1 курс, 3 курс, 5 курс

Также видно, что по оси фактора «Сила», который говорит о значимости оцениваемого объекта происходят изменения. Значимость профессии на первом месте у 1 курса, средний показатель по фактору оценки на котором находится в зоне положительного значения, в то время как на 3 курсе происходит спад значимости профессии, но к 5 курсу показатель возрастает, что говорит о том, что к концу обучения важность профессии в жизни студентов возрастает.

Далее обратимся к результатам сравнительного анализа отношения к выбранной профессии студентов-психологов разных курсов. Результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Результаты исследования отношения студентов психологов ВУЗа к выбранной профессии

Проанализировав данную диаграмму, можно сделать выводы, что большинство студентов-психологов 1 курса желают работать по профессии и уже к 3 курсу это количество сокращается до половины, к 5 курсу до трети. При этом большинству первокурсников, третьекурсников и пятикурсников профессия нравится.

100 80 60 40 20 0

60 53

40 47 47

33

■ 13

7 ■

11 курс 13 курс 15 курс

Возможность Возможность

личностного роста профессионального

развития

Удовлетворение от деятельности

Рисунок 4 - Результаты исследования отношения студентов-психологов разных курсов к тому, что дает им

в большей степени профессия психолога

Также можно наблюдать динамику уменьшения показателя «удовлетворение от деятельности» от 1 курса (33 %) к 5-ому курсу (0 %) (рис. 4).

Как видим, прослеживается динамика в показателях «возможность личностного роста»: на первом курсе значимость 7%, на 3-ем - 30%, на 5-ом - 47%. Исходя из данных, можно говорить о том, что в начале обучения важность полученных знаний практически не несёт значимости для личного опыта студентов, в то же время уже на 3 курсе количество знаний о профессии и ее значимость возрастает, к пятому курсу показатель также возрастает.

Высокая значимость профессионального развития прослеживается на протяжении всех курсов, самый высокий показатель на 1 курсе - 60%, к 3 курсу показатель падает до 40%, но к 5 курсу опять повышается до 53%, что говорит о временном спаде значимости профессионального роста в середине процесса обучения, однако к концу обучения значимость профессионального развития опять повышается в виду получения большего практического опыта, по сравнению с предыдущими курсами.

Выводы

1. На протяжении обучения в ВУЗе у студентов-психологов наблюдается динамика увеличения уровня положительного отношения к состоянию «Я - профессионал», возрастает уровень соотнесения себя с образом профессионала.

2. С увеличением знаний о профессии, отождествлением себя с ней у студентов происходят изменения в отношении к дефиниции «Я - профессионал», выраженные в изменении универсалий на 3 курсе по отношению к 1 -моу - когда знаний о профессии ещё не хватает и студенты оценивают «профессионала» как что-то привлекательное и далекое. В то же время студенты 3 курса, получившие знания и первичный опыт о профессии оценивают её как легкую и приятную; на 5 курсе к оценкам «легкий» и «приятный» добавляется оценка «бодрый».

3. С увеличением опыта и знаний о профессии увеличивается и положительное отношение к образу себя как будущего профессионала.

Список использованной литературы:

1. Бичерова E.H., Фещенко Е.М. Динамика представлений о будущей профессии студентов института управления в процессе обучения // Alma mater (Вестник высшей школы). - № 5, 2015. - С. 55-59.

2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: Астрель, 2005. - 351 с.

3. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. - №1, 2000. - С. 48-55.

4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Издательство Академия, 2004. - 320 с.

5. Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum PercyH. The measurement of meaning. -Urbana, Chicago and London: University of Illinois Press, 1957. - 342 p.

© Бичерова E.H., 2017

УДК: 65.014

М.Р. Мазаева, магистр Институт педагогики, психологии и социологии Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск, РФ

А.Д. Луферова, магистр Институт управления бизнес-процессами и экономики Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск, РФ

РОЛИ, ЗАНИМАЕМЫЕ ЛЮДЬМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И ТИПЫ СОТРУДНИКОВ

Аннотация

В статье проанализированы основные типы людей, охарактеризованы психические функции,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.