Научная статья на тему 'Динамика образа главного героя в редакциях (первой, третьей и шестой) поэмы М. Ю. Лермонтова "Демон"'

Динамика образа главного героя в редакциях (первой, третьей и шестой) поэмы М. Ю. Лермонтова "Демон" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
425
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДЕМОН" / ЛЕРМОНТОВ / ДЕМОНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / ДЕМОНИЗМ / РЕДАКЦИИ / "DEMON" / LERMONTOV / A DEMONIC IMAGE / DEMONISM / EDITIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гребнева М. П., Николаева О. Е.

Данная работа посвящена, прежде всего, исследованию творческой истории поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», формированию ее замысла и эволюции образа главного героя. Исходя из того, что поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» подвергалась изменениям в восьми редакциях, а позже и в различных списках поэмы, высказано предположение, что демонический образ главного героя приобретает определенную динамику и глубину, видоизменяется благодаря развитию тем любви и одиночества, свободы и воли, углублению богоборческого конфликта и внутреннего конфликта героя. Предпринята попытка проанализировать динамику образа Демона в первой, третьей и шестой редакциях поэмы 1829 г., 1831 г. и от 8 сентября 1838 г., сопоставив их с каноническим вариантом поэмы. Выбор данных редакций обусловлен их яркими отличительными чертами в трактовке образа главного героя на фоне остальных редакций, что дает возможность отобразить динамику изменения внутреннего мира Демона и его превращение из фантастической фигуры в очеловеченную. Целью работы являются установление закономерностей динамики образа героя, выяснение характерных особенностей каждой редакции поэмы и их сопоставительный анализ. Уделяется внимание значению образа Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова, рассматриваются основные темы и мотивы поэмы «Демон», их последовательное развитие. Затрагиваются особенности развития внутренней речи Демона. Учитывается значение главной героини и второстепенных персонажей, их влияние на образ главного героя. Отмечается философская проблематика произведения и масштабность в поэме конфликта добра и зла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of the image of the protagonist in the editions (first, third and sixth ones) of the poem "Demon" by M.Y. Lermontov

This work is devoted primarily to the study of the creative history of the poem “Demon” by M.Y. Lermontov, the formation of its design and the evolution of the protagonist’s image. Based on the fact that the poem “Demon” was changed in eight editions, and later in various copies of the poem, it was suggested that the demonic image of the protagonist acquires a certain dynamics and depth and modifies due to the development of themes of love and loneliness, freedom and will, deepening conflict with God and internal conflict of the hero. An attempt was made to analyze the dynamics of the image of the Demon in the first, third and sixth editions of the poem (1829, 1831 and on September 8, 1838) comparing them with the canonical version of the poem. The choice of these editions is due to their bright distinctive features in the interpretation of the image of the protagonist against the background of the rest of the editions, which makes it possible to display the dynamics of change in the inner world of the Demon and its transformation from a fantastic figure into a human one. The aim of the work is to establish patterns of dynamics of the image of the hero, to clear up the typical features of each edition of the poem and to conduct their comparative analysis. Special attention is paid to the significance of the image of the Demon in the piece by M. Lermontov, considering the main topics and motives of the poem ";Demon" and their consistent development. The features of the development of the internal speech of the Demon are touched. The importance of the main character and secondary characters, their influence on the image of the main character are taken into account. The philosophical problems of the work and the scale of the conflict of good and evil in the poem are noted.

Текст научной работы на тему «Динамика образа главного героя в редакциях (первой, третьей и шестой) поэмы М. Ю. Лермонтова "Демон"»

УДК 82-1

Алтайский государственный университет

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка Гребнева М.П.

Россия, г. Барнаул, тел. 8(983)1863057 e-mail: grmarinagr@mail.ru

Алтайский государственный университет

Cтудентка 4 курса ФМКФиП Николаева О.Е.

Россия, г. Барнаул, тел. 8(913)0887633 e-mail: olesya-emerald@mail. ru

Altai State University

The chair of general and applied

philology, literature and Russian language

Doctor of Philology, full professor

Grebneva M.P.

Russia, Barnaul,

tel. 8(983)1863057

e-mai: grmarinagr@mail.ru

Altai State University

The department of mass communication,

philology and political science

4th year student

Nikolaeva O.E.

Russia, Barnaul, tel. 8(913)0887633 e-mail: olesya-emerald@mail.ru

М.П. Гребнева, О.Е. Николаева

ДИНАМИКА ОБРАЗА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РЕДАКЦИЯХ (ПЕРВОЙ, ТРЕТЬЕЙ И ШЕСТОЙ) ПОЭМЫ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН»

Данная работа посвящена, прежде всего, исследованию творческой истории поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», формированию ее замысла и эволюции образа главного героя. Исходя из того, что поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» подвергалась изменениям в восьми редакциях, а позже и в различных списках поэмы, высказано предположение, что демонический образ главного героя приобретает определенную динамику и глубину, видоизменяется благодаря развитию тем любви и одиночества, свободы и воли, углублению богоборческого конфликта и внутреннего конфликта героя. Предпринята попытка проанализировать динамику образа Демона в первой, третьей и шестой редакциях поэмы - 1829 г., 1831 г. и от 8 сентября 1838 г., сопоставив их с каноническим вариантом поэмы. Выбор данных редакций обусловлен их яркими отличительными чертами в трактовке образа главного героя на фоне остальных редакций, что дает возможность отобразить динамику изменения внутреннего мира Демона и его превращение из фантастической фигуры в очеловеченную. Целью работы являются установление закономерностей динамики образа героя, выяснение характерных особенностей каждой редакции поэмы и их сопоставительный анализ. Уделяется внимание значению образа Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова, рассматриваются основные темы и мотивы поэмы «Демон», их последовательное развитие. Затрагиваются особенности развития внутренней речи Демона. Учитывается значение главной героини и второстепенных персонажей, их влияние на образ главного героя. Отмечается философская проблематика произведения и масштабность в поэме конфликта добра и зла.

Ключевые слова: «Демон», Лермонтов, демонический образ, демонизм, редакции.

M.P. Grebneva, O.E. Nikolaeva

THE DYNAMICS OF THE IMAGE OF THE PROTAGONIST IN THE EDITIONS (FIRST, THIRD AND SIXTH ONES) OF THE POEM «DEMON» BY M.Y. LERMONTOV

© Гребнева М.П., Николаева О.Е., 2019

This work is devoted primarily to the study of the creative history of the poem "Demon" by M.Y. Lermontov, the formation of its design and the evolution of the protagonist's image. Based on the fact that the poem "Demon" was changed in eight editions, and later in various copies of the poem, it was suggested that the demonic image of the protagonist acquires a certain dynamics and depth and modifies due to the development of themes of love and loneliness, freedom and will, deepening conflict with God and internal conflict of the hero. An attempt was made to analyze the dynamics of the image of the Demon in the first, third and sixth editions of the poem (1829, 1831 and on September 8, 1838) comparing them with the canonical version of the poem. The choice of these editions is due to their bright distinctive features in the interpretation of the image of the protagonist against the background of the rest of the editions, which makes it possible to display the dynamics of change in the inner world of the Demon and its transformation from a fantastic figure into a human one. The aim of the work is to establish patterns of dynamics of the image of the hero, to clear up the typical features of each edition of the poem and to conduct their comparative analysis. Special attention is paid to the significance of the image of the Demon in the piece by M. Lermontov, considering the main topics and motives of the poem "Demon" and their consistent development. The features of the development of the internal speech of the Demon are touched. The importance of the main character and secondary characters, their influence on the image of the main character are taken into account. The philosophical problems of the work and the scale of the conflict of good and evil in the poem are noted.

Key words: "Demon", Lermontov, a demonic image, demonism, editions.

Изучением поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» занимались выдающиеся отечественные исследователи: Д.А. Гиреев [1], Е.В. Логиновская [2], Ю.В. Манн [3], С.Н. Дурылин [4] и др. Они обращались к идейной составляющей поэмы, художественным особенностям ее языка и стиля, системе персонажей, истории создания и к месту в жизни автора. Однако особое место занимает тема редакций и списков «Демона», которую исследовали B.C. Любимова-Дороватовская [5], А.Н. Михайлова [6], В.Э. Вацуро [7] и др. Последовательное изучение редакций поэмы дает возможность более целостно толковать ее проблематику и замысел автора.

Романтическая поэма «Демон» - одно из центральных произведений М.Ю. Лермонтова, отражающее развитие главной, демонической темы в творчестве поэта. Замысел поэмы сопутствовал автору с начала творческого пути, с пятнадцатилетнего возраста, претерпев восемь редакций, а также найдя отражение в многообразии списков поэмы, которые появились в результате запрета на ее печать, и лирическом творчестве. Вся масштабность замысла и проблематики «Демона» выражается не только в космическом, богоборческом сюжете, но и в той роли, которую поэма играла в жизнетворчестве автора, так без малого десять лет - с 1829 и по 1839 гг. -динамично развивающийся сюжет «Демона» сосредоточивал оттенки умонастроений поэта и колебания в его мировоззрении.

Важно отметить, что Лермонтов никогда не считал «Демона» «достаточно» законченным для публикации [4; с. 12], а цензура, отреагировавшая на обращение к божественной теме, окончательно лишила его этой возможности, что проявилось в постоянных доработках поэмы.

Началом работы над поэмой считается 1829 год, им же датирована первая редакция «Демона», представляющая собой набросок и содержащая в себе 92 стиха и два прозаических конспекта.

Открывающие первую редакцию два похожих друг на друга посвящения отсылают к лирическому образу поэта из ранних стихотворений: «К другу» 1829 г., «Мой демон» 1829 г., «Отрывок» 1831 г. и др. Как и в юношеской лирике, автор во втором посвящении акцентирует испытываемые им скорбь и скуку среди людей: «Как солнце осени суровой, / Так пасмурна и жизнь моя» [8; с. 614-615].

Здесь Демон, в первую очередь, печален, и важно подчеркнуть, что строки «Печальный Демон, дух изгнанья...» [8; с. 615] присутствуют во всех редакциях поэмы как своеобразный лейтмотив. В I строфе первой редакции автор называет героя «злым». Стоит отметить, что данный эпитет по отношению к нему отсутствует в I строфе I части канонического варианта поэмы, которой соответствует данный фрагмент, и во всей поэме в целом, что не дает право толковать образ героя как отрицательный. Однако во II строфе становится ясно, что Демон не смеется своим злодеяниям и «Роняет посреди мученья / Свинцовы слезы иногда» [8; с. 615]. Слеза

героя появляется и позже, в V строфе, когда в обители он слышит: «.. .тихий и прекрасный звук, / Подобный звуку лютни.» [8; с. 617]. Мотив слезы чрезвычайно важен, так как Демон роняет свою «нечеловеческую слезу» в VII строфе II части канонического варианта перед входом в монастырь от испытываемой им любовной тоски и услышанной песни на чингуре [8; с. 569], это переломный момент поэмы.

Авторская характеристика героя в IV строфе первой редакции: «Все горько сделалось ему, / И все на свете презирая, / Он жил, не веря ничему, / И ничего не принимая» [8; с. 616] соотносится с X строфой II части канонического варианта, где Демон говорит Тамаре: «Какое горькое томленье / ... Всегда жалеть и не желать, / Все знать, все чувствовать, все видеть, / Стараться все возненавидеть / И все на свете презирать!..» [8; с. 572-573], открывая ей всю человечность своих страданий.

Текст первой редакции представляет собой наброски плана, «творческую лабораторию», по словам Д.А. Гиреева [1; с. 46]. И, несмотря на то, что Демон в ней более отрицательная и фантастическая фигура, чем в каноническом варианте - он «от зависти и ненависти решает погубить» Монахиню - Тамару в каноническом варианте [8; с. 616], уже здесь начинает проявляться психологическое и философское ядро замысла, автор показывает мучительность бытия Демона, тяжесть его страданий. Однако образ Демона из первой редакции в большей степени сопоставим с демоническими персонажами Байрона, выступающими против морали и божественных законов.

Третья редакция поэмы, датированная 1831 г., также открываетсяпосвящением. Оно обращено к В.А. Лопухиной и пронизано радостным настроением «воскрешения». Поэт, как и в предыдущих редакциях, олицетворяет себя с героем: «Как демон, хладный и суровый, / Я в мире веселился злом» [8; с. 618]. Основной текст предваряет эпиграф, взятый из «Каина» Байрона, - диалог Каина и Люцифера. В связи с этим, Е.М. Пульхритудова писала: «По-видимому, Лермонтов задумал написать философскую поэму, перекликающуюся по сюжету с «Элоа» де Ви-ньи, а по характеру главного героя - с байроновским Каином» [9; с. 76].

Первые строфы первой и третьей редакции практически полностью совпадают по тексту и духу, тогда как II строфа уже «объединяет» в себе фрагменты II и III строф из первой редакции: «И часто Демон молодой / Своим злодействам не смеялся»; «Уныло жизнь его текла / В пустыне Мира»; «Он жил, не веря ничему / И нечего не признавая» [8; с. 619].

В V строфе третьей редакции Лермонтов акцентирует внимание на чувствах Демона, нарушившего уединение Тамары: «Проникнул в келью дух смущенный. / Со страхом отвращает взор» [8; с. 620]. Испытываемые им стыдливость, робость, сожаление подчеркивают в тексте неоднозначность его образа. А строки из VII строфы, описывающие чувства Демона при виде Тамары: «Он искушать хотел, - не мог, / Не находил в себе искусства; / Забыть? - забвенья не дал бог; / Любить? - недоставало чувства!» [8; с. 621] позже найдут свое отражение в каноническом варианте в аналогичной ситуации в IX строфе I части: «Он слов коварных искушенья / Найти в уме своем не мог. / Забыть? - забвенья не дал бог: / Да он и не взял бы забвенья!» [8; с. 560].

Далее в VII строфе мы впервые встречаемся с обращением автора к своему герою на ты: «Так, Демон, слыша эти звуки, / Чудесно изменился ты», поскольку Демон, проникнувшись состраданием к Монахине и не желая сделать ее своей жертвой, решает покинуть келью, нарушив «клятвы неземные» и обратившись на время к добру [8; с. 622]. Во время второго посещения Демоном Монахини Лермонтов, характеризуя героя, отмечает, что: «Тайный страх / В ледяных светится глазах» [8; с. 623]. Примечательно, что такие чувства, как благоговение и страх, испытываемые при входе в обитель, не будут отражены в каноническом варианте поэмы, где герой воплощает идею бунта. По всей видимости, такая временная перемена в образе Демона показалась Лермонтову невероятной, и в более поздних редакциях это неожиданное превращение в «праведника» было опущено.

В XIII строфе Демон, пожелавший «на путь спасенья возвратиться» [8; с. 626], видит ангела (в третьей редакции - не с заглавной буквы) рядом с Монахиней и, вновь проникнувшись злобой и ненавистью к несправедливому миру, решает отомстить им обоим. Любовь героя к Монахине мгновенно умирает, что также не характерно для канонического варианта поэмы. Строки, описывающие ангела: «Посланник рая, ангел нежный, / ... Стоял с блистающим челом / .. .И от врага с улыбкой ясной / Приосенил ее крылом» [8; с. 625] будут частично процитированы в каноническом варианте в VIII строфе II части: «Хранитель грешницы прекрасной, / Стоит с блистающим челом / И от врага с улыбкой ясной / Приосенил ее крылом» [8; с. 570]. Это подчеркивает то обстоятельство, что образ ангела, в отличие от образов Демона и Монахини, не претерпевает значительных изменений.

Также в диалоге Демона и Монахини (в тексте - Незнакомец и Она) герой, желая соблазнить и погубить Монахиню, сознательно лжет ей: «Не расставлял я людям сети / С толпою грозной злых духов» [8; с. 627], тогда как его искренность в каноническом варианте не вызывает сомнений, что подтверждает и клятва, отсутствующая в редакции 1831 г.

Знаменитая клятва Демона, оформленная в виде отдельного монолога, отсутствует и в шестой редакции поэмы, датированной 8 сентября 1838 года. Рукопись, открывающаяся посвящением («Я кончил - и в груди невольное сомненье!»), также была подарена В.А. Лопухиной. Данная редакция уже имеет двухчастную форму, характерную для канонического варианта, и достаточно схожа с ним, но уступает и по содержанию, и по художественной выразительности, главным образом, благодаря трактовке образа главного героя.

В VIII строфе I части звучит такое описание Демона: «Что если б враг небес и рая, / В то время на нее взглянул» [8; с. 636]. Однако в каноническом варианте также в VIII строфе I части говорится: «Что если б Демон, пролетая, / В то время на нее взглянул» [8; с. 559], так как враждебность героя по отношению к небесам и Богу уже перестает быть основополагающей.

В шестой редакции действие перенесено в Грузию, чьи пейзажи играют значительную роль в создании панорамы чувств главных героев, в отличие от легендарной обстановки ранних редакций, значительно развита эпическая составляющая поэмы, а персонажи наделены именами.

Фрагменты из вышеупомянутой клятвы Демона присутствуют здесь как продолжение фразы «Так что ж? ты будешь там со мной» [8; с. 651], тогда как в каноническом варианте торжественная клятва героя, усиленная анафорой, звучит в ответ на просьбу Тамары и выражает его неподдельную страсть. Необходимо отметить, что в третьей и шестой редакциях столкновение Демона и Ангела за душу героини отсутствует, и после смерти Тамары герой, названный «царем порока», лишь: «.взор пронзительный кидая, / Посла потерянного рая / Улыбкой горькой упрекнул.» [8; с. 656]. В противоположность этому, в каноническом варианте оно играет важную роль, и мы расстаемся с Демоном, когда он проклял «мечты безумные свои» [8; с. 582], что придает большую выразительность его драматическому облику.

Несмотря на неоднозначное отношение автора к своему герою, невозможно отрицать автобиографическое начало и глубокую личную заинтересованность Лермонтова в образе Демона. В посвящении и эпилоге первой и третьей редакций поэмы Лермонтов сознательно проводит параллели с собственной судьбой, сочувствует своему герою. Однако в более поздних рукописях Демон обретает независимость от автора, исчезают обращения к герою «мой демон», «демон молодой» и «бедный демон». Своеобразие «Демона» заключается в том, что образ главного героя, взяв свое начало в западной литературе и продолжая ее традицию, стал у Лермонтова воистину уникальным, породив различные споры, мнения и интерпретации, отражая внутренние поиски своего создателя.

Таким образом, образ Демона из канонического варианта одноименной поэмы динамично развивался в предшествующих ему восьми редакциях: из мрачного и ненавидящего весь мир существа в борца за свободу, справедливость и вольнодумство, готового противостоять высшим силам, способного на высокие чувства и жаждущего духовного перерождения, не отвер-

гающего мир, а отвергнутого миром. Обретая человеческие черты, образ героя стал более противоречивым и глубоким, философичным и масштабным. Устойчивому символическому значению этого образа, заимствованному из мировой культуры, Лермонтов придал самобытный характер, воплотив в Демоне не только идею неприятия мира и гордыни, но и печали, одиночества, духа сомнения, искренней любви и подлинного трагизма.

Библиографический список

1. Гиреев Д.А. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Орджоникидзе, 1958. 208 с.

2. Логиновская Е.В. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». М.:Худ. лит., 1977. 117 с.

3. Манн Ю.В. Завершение романтической традиции (поэмы «Мцыри» и «Демон») // Лермонтов и литература народов Советского Союза. Ереван: Ереванский ун-т, 1974. С. 32-62.

4. Дурылин С.Н. Судьба Лермонтова. // С. Н. Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. Кн. 2. М., 2010. 512 с.

5. Любимова-Дороватовская B.C. Списки поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»: (По материалам Отдела рукописей) // М.Ю. Лермонтов: Статьи и материалы. М.: Соцэкгиз, 1939. С. 7482.

6. Михайлова А.Н. Последняя редакция «Демона» // Литературное наследство. М.Ю. Лермонтов. Т П. М: АН СССР, 1948. С. 11-22.

7. Вацуро В.Э. О Лермонтове: Работы разных лет. М.: Новое издательство, 2008. 716 с.

8. Лермонтов М.Ю. Сочинения. Т.1. М.: Правда, 1988. 720 с.

9. Пульхритудова Е.М. «Демон» как философская поэма // Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814 - 1964. -М.: Наука, 1964. 510 с.

References

1. Gireyev D.A. The poem "Demon" by M.Y. Lermontov. Ordzhonikidze, 1958. 208 p.

2. Loginovskaya E.V. The poem "Demon" by M.Y. Lermontov. Moscow, 1977. 117 p.

3. Mann Y.V. The completion of the romantic tradition (the poems "Mtsyri" and "Demon") // Lermontov and literature of the peoples of the Soviet Union. Yerevan University, 1974. P. 32-62.

4. Durylin S.N. The fate of Lermontov. // S.N. Durylin and his time: Research. Texts. Bibliography. Part 2. Moscow, 2010. 512 p.

5. Lyubimova-Dorovatovskaya B.C. Lists of the poem "Demon" by M.Y. Lermontov: (Based on materials from the Manuscripts department) // M.Y. Lermontov: Articles and materials. Moscow, 1939. P. 74-82.

6. Mikhailova A.N. The latest edition of "Demon" // Literary heritage. M.Y. Lermontov. Vol. 2. Moscow, 1948. P. 11-22.

7. Vatsuro V.E. About Lermontov: Works of different years. Moscow, 2008. 716 p.

8. Lermontov M.Y. Compositions. Vol.1. Moscow, 1988. 720 p.

9. Pulkhritudova E. M. "Demon" as a philosophical poem // Creativity of M.Y. Lermontov: 150 years since the birth, 1814 - 1964. Moscow, 1964. 510 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.