Научная статья на тему 'Динамика мотивационных тенденций в период подросткового кризиса личности'

Динамика мотивационных тенденций в период подросткового кризиса личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1107
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС / ПОТРЕБНОСТИ / MOTIVATIONAL TENDENCIES / MOTIVATIONAL PROFILE / TEENAGE CRISIS / REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трофименко Галина Сергеевна

В эпоху современности обостряется ряд многочисленных психологических явлений, связанных с развитием личности и её жизнедеятельностью. Наиболее ярко это отмечается среди подрастающего поколения во время одного из самых острых периодов развития – подросткового кризиса, когда особенно актуальной становится проблема мотивации поведения, которая заставляет задаваться самыми разными вопросами педагогов, психологов, философов, ученых-исследователей. В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы подростков 14.16 лет, представлены результаты исследования мотивационных тенденций, их преобразование и особенности проявления в период подросткового кризиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF MOTIVATIONAL TENDENCIES DURING TEENAGE CRISIS OF PERSONALITY

In modern times a number of the numerous psychological phenomena connected with the development of the personality and one,s activity ore becoming topical. This is most remarkable among the younger generation, in particular during one of the sharpest periods of development – teenage crisis. During this period the problem of motivation of behavior is especially relevant. It makes teachers, psychologists, philosophers, researchers wonder about the most different issues. In this article we analyse the features of the motivational sphere of 14–16 year-old teenagers, present the results of the research of the motivational tendencies of modern 14–16 year-old teenagers, their transformation and features of emergence during teenage crisis

Текст научной работы на тему «Динамика мотивационных тенденций в период подросткового кризиса личности»

ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЯ В [ПЕРИОД ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА ЛИЧНОСТИ

DYNAMICS OF MOTIVATIONAL TENDENCIES DURING TEENAGE CRISIS OF PERSONALITY

Г.С. Трофименко G.S. Trofimenko

Мотивационные тенденции, мотивационный профиль, подростковый кризис, потребности. В эпоху современности обостряется ряд многочисленных психологических явлений, связанных с развитием личности и её жизнедеятельностью. Наиболее ярко это отмечается среди подрастающего поколения во время одного из самых острых периодов развития - подросткового кризиса, когда особенно актуальной становится проблема мотивации поведения, которая заставляет задаваться самыми разными вопросами педагогов, психологов, философов, ученых-исследователей. В статье рассматриваются особенности мотивацион-ной сферы подростков 14-16 лет, представлены результаты исследования мотивационных тенденций, их преобразование и особенности проявления в период подросткового кризиса.

Motivational tendencies, motivational profile, teenage crisis, requirements.

In modern times a number of the numerous psychological phenomena connected with the development of the personality and one's activity ore becoming topical. This is most remarkable among the younger generation, in particular during one of the sharpest periods of development- teenage crisis. During this period the problem of motivation of behavior is especially relevant. It makes teachers, psychologists, philosophers, researchers wonder about the most different issues. In this article we analyse the features of the motivational sphere of 14^16 year-old teenagers, present the results of the research of the motivational tendencies of modern 14-16 year-old teenagers, their transformation and features of emergence during teenage crisis.

В настоящее время мы достаточно часто встречаемся с понятием кризиса в различных сферах жизнедеятельности. Столь высокий интерес к изучению такого понятия, как кризис, в разных разделах науки и практики совершенно очевиден и логичен в связи с кардинальными изменениями во всех сферах общественных отношений, неизбежно влекущих за собой появление многочисленных противоречий, требующих своего разрешения. Традиционно в психологических исследованиях и социальной работе выделяют три группы кризисов: кризис в глобальных общественных системах (политический, идеологический, национальный и т. д.), кризис в малых социальных общностях (семья, трудовые, научные, учебные группы и т. д.), кризис личностный. Применительно к области психологических и педагогических исследований личностный кризис не теряет своей актуальности на протяжении многих десятилетий.

Термин «кризис в возрастном развитии личности» был введен Л.С. Выготским и обозначен как «целостное изменение личности человека, регулярно

возникающее при смене стабильных периодов». При этом Л.С. Выготский подчеркивал, что за каким-либо негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме», им выдвигается содержательный критерий - «новообразование», которое характеризует сущность каждого возраста [Выготский, 1983]. «Под возрастным новообразованием следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» [Выготский, 1983].

Значительные точки соприкосновения теория Л.С. Выготского находит с эпигенетической теорией Э. Эриксона, согласно которой развитие личности проходит ряд качественно своеобразных стадий, на каждой из которых решается определенная задача развития возраста. Решение каждой из этих задач, поЭ. Эриксону, сводится к установлению опре-

деленного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Развитие личности - результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение [Обухова, 1996].

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности, особенно значимым является период подросткового возраста, обозначенный в теории Э. Эриксона как стадия идентификации личности, или путаница ролей. Согласно такому подходу, признавая значимость влияния анатомо-физиологической перестройки в подростковом возрасте, основное внимание уделяются развитию новообразований и связанным с ними потребностям и мотивам, возникающим либо в этот период, либо к концу предшествующего (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). В своем исследовании мы рассматривали взаимосвязь статуса личностной идентичности и мотиваци-онныхтенденций подростков [Трофименко, 2012].

Известно, что подростковый возраст является наиболее сложным периодом в жизни человека, так как несет в себе значительные изменения в самосознании взрослеющего ребенка. Именно в этот период формируются чувство взрослости и Я-концепция, появляется рефлексия, складываются мировоззрение, эгоидентичность, становится возможным самовоспитание, меняется система движущих потребностей в поведении человека.

На современном этапе изучения особенностей подросткового возраста возрастает интерес к моти-

вам и потребностям, движущим современным подростком. Такой подход задает практика новой системы образования, где среди подростков резко теряет актуальность стремление к познанию, общественному признанию, творчеству. Важно проследить, что является основой мотивационной сферы подростка, какие изменения происходят на протяжении подросткового кризиса, как распределяются доминирующие мотивы и потребности в период подросткового кризиса.

Научная новизна исследования состоит в выявлении взаимосвязей между статусами идентичности и особенностями мотивационной сферы в период подросткового кризиса с целью обнаружения ведущих мотивационных тенденций, присущих тому или иному статусу идентичности, а также их динамике. Выявленные закономерности позволят реализо-вывать систему психолого-педагогического воздействия и влияния на подростков с учетом их мотивационной сферы, сделать ее более эффективной.

С целью изучения особенностей проявления мотивационных тенденций в период кризиса подросткового возраста нами были выбраны методика по-лимотивационных тенденций в Я-концепции личности С.М. Петровой [Фетискин и др., 2002] и методика изучения мотивации школьников И.М. Кондакова [Кондаков, 1998]. С помощью этих методик мы проследили особенности мотивационной сферы подростков, преобладающие тенденции и направленность личности. Исследование проведено на базе общеобразовательного лицея № 7 и средней общеобразовательной школы №72 города Красноярска среди учащихся 14-16 лет в количестве 184 человек.

Остановимся на некоторых результатах, полученных в ходе исследования (табл. 1).

Таблица 1

Выраженность мотивационных тенденций в группах подростков, разделенных по возрасту (по методике полимотивационных тенденций в Я-концепции личности С.М, Петровой, %)

Ак. Гед. Опт. Ком. Позн. Труд. Норм. Нрав. Губр.1 Пугн. Губр.2 Позит. Изб. Инд. Эгоц. Альтр.

14 лет 61 37,3 58,2 64 32,8 32,8 25,3 40,2 38,8 23,8 19,4 63 18 19,4 13,4 58,2

п/п 7,4 12 3 3 9 13,4 9 26,8 20,2 9 12 3 10,4 7,4 26,8 1,4

15 лет 41,3 34,4 76 52 41,3 45 10,3 24,1 55,1 31 13,7 59 10,3 27,5 6,8 55,1

п/п 4,4 3,4 3,4 3,4 10,3 10,3 34,4 24,1 13,7 13,7 13,7 3,4 3,4 10,3 21 6,9

16 лет 41,2 28,5 66,6 62 35 36,5 23,8 28,5 49,2 30,1 12,6 75 17,4 43 21 60,3

п/п 11,1 9,5 4,7 11,1 19 11,1 30,1 25,3 46,3 14,2 14,2 11,1 22,2 3,2 9,5 1,6

Условные обозначения Ак. - акизитивная Гед. - гедонистическая Опт. -оптимистическая Ком. - коммуникативная

Позн. - познавательная

Норм. - нормативная

Нрав. - нравственная

Губр1. - губристическая

(как стремление к достижению)

Пугн. - пугническая Губр2. - губристическая (как стремление к признанию) Позит. - позитивного отношения к людям

Изб. - избегания неудач Инд. — индивидуализации Эгоц. -эгоцентрическая Альтр. -альтрустическая П/п - противоположная

Для подростков 14 лет характерны акизитив-ная, коммуникативная мотивация и мотивация позитивного отношения к людям, мотивация, противоположная нравственной, эгоцентрическая мотивация. Таким образом, для данной возрастной категории являются значимыми материальная сторона жизни, ориентация на благополучие, ярко выражены потребность в общении, направленность на взаимодействие, проявляется ориентация на положительное отношение к людям. При этом подростки не сориентированы на соблюдение нравственных норм, придают меньшее значение правде, совести, выражают ориентацию на себя, желание думать о себе без ущерба для других либо ориентацию на других, желание думать о других без ущерба для себя. Соответственно, мотивационные тенденции отражают особенности ведущего вида деятельности - общения (коммуникативная мотивация, мотивация позитивного общения), при этом проявляется ярко выраженная ориентация на удовлетворение своих потребностей, желаний, на собственные нормы, правила, личную выгоду.

Для 15-летних подростков характерно преимущество оптимистической мотивации, мотивации позитивного отношения, мотивации, противоположной нравственной и нормативной. У подростков в 15 лет сохраняется тенденция положительного видения окружающих людей, усиливаясь общим позитивным настроем на жизнь в целом. Наряду со слабой ориентацией на выполнение нравственных норм, появляется слабая ориентированность на соблюдение групповых и социальных норм, что говорите низком проявлении таких принципов, как долженствование, ответственность, необходимость. Эта тенденция сохраняется и для 16-летних подростков. Новой для этой категории является направленность на взаимодействие и позитивное восприятие мира, при этом появляются мотивация, противоположная губристи-ческой (ориентация на развитие), и альтруистическая мотивация, которая сменяет мотивацию позитивного отношения и определяется как ориентация на других, либо, при противоположном векторе, ориентация на себя, желание думать о себе даже в ущерб другим.

На разных возрастных промежутках у подростков сохраняются направленность на положи-

тельное отношение к окружающим, оптимистическая мотивация, появляющаяся к 15 годам, и мотивация, противоположная нравственной, степень выраженности которой увеличивается от 14 до 16 лет так, что она становится практически ведущей мотивационной тенденцией. К 15 годам происходит резкий скачок мотивации, противоположной нормативной, - кризис подросткового возраста достигает своего пика и характеризуется проявлениями негативизма, дистанцирования, независимости, что порождает стремление жить не так как все, не по «норме». Акизитивная мотивация, отражающая материальную значимость, характерна только для 14-летнего возраста, а для 15 и 16 лет является стабильной переменной. Чуть снижается выраженность коммуникативной мотивации в 15 лет, при значительном увеличении проявления гу-бристической мотивации, которая к 16 годам становится противоположно направленной,что говорит о падении интереса к собственному развитию. В этом же возрасте усиливается мотивация, противоположная индивидуализации, выражающая позицию делать так, как другие хотят, вместе с другими. Это может быть обосновано разными вариантами развития: направленность на коллектив, коллективное мнение и решение, связанное с появляющимся в этом возрасте чувством единения, сплоченности коллектива, в частности классного, учебного; рассуждения с позиции «мы», а не «я» в преддверии окончания длительного этапа жизни - школьного обучения и ожидаемого расставания с привычным окружением; относительное понимание себя в этом мире, обретение внутреннего равновесия, дающего возможность принимать других, окружающих людей, без ущерба для себя.

Преобладающими потребностями среди подростков 14-16 лет являются потребность аф-филиации, потребность в покровительстве, потребность достижения. Подростков можно охарактеризовать как ориентированных на особые достижения, готовых много работать и предпринимать усилия, чтобы достичь довольно высоких целей, избегающих одиночества, охотно отзывающихся на помощь другим. Потребность в агрессии, импульсивность, потребность поиска помощи, потребность понимания, потребность в игре, выдержка, потребность избегания риска оказались выражены в равном соотношении и нахо-

Таблица 2

Преобладающие потребности среди подростков 14-16 лет (по методике изучения мотивации школьников И.М. Кондакова, %)

act ag af do ex en ha im nu or Pi sr su urn

Пол. 50,8 31,7 73,2 12 45,3 18,5 24 11 60,1 30 37,7 58 13,6 19

Отр. 38,8 13,1 4,3 40 13,1 27,3 24,5 26,8 10,3 40 9,8 11 21,8 19

Нейтр. 37,7 50,8 22,4 42,6 40 54 50,2 61,2 27,8 30 51,3 30,6 61,2 57

Условные обозначения:

Act - потребность в достижении

Ag- потребность в агрессии

Af — потребность в аффилиации

Do - потребность в доминировании

Ех- потребность привлечения внимания к себе Еп - выдержка

На - потребность избегания риска 1т - импульсивность

1\1и - потребность в покровительстве

Р1 - потребность в игре

Бг - потребность в социальном одобрении

5и - потребность поиска помощи

11т - потребность понимания

дятся на стадии уточнения, не имеют однозначной направленности вектора (положительного или отрицательного).

Рассмотрим более подробно соотношение положительного и отрицательного вектора выявленных потребностей (табл. 2).

Половина опрошенных подростков (50,8%) отметили свою потребность в достижении, другая половина либо придает мало значения достижениям, прикладывает лишь минимум стараний, не готова достигать далекие цели (38,8%), либо находится в состоянии неоднозначности в отношении собственной позиции в достижении успеха или избегания неудач. Возможно, у таких подростков идет внутренняя борьба, связанная с личностными переживаниями, тревожностью и другими особенностями, что может быть характерно для статуса моратория. Склонность к спонтанным действиям также находится на стадии возможного проявления обоих векторов (61,2 %). Легко проявляют свои чувства и желания всего 11 % подростков, действуют осторожно и рассудительно, держат свои чувства и желания под контролем также незначительное количество подростков (26 %).

Потребность в проявлении агрессии у половины подростков оказалась выражена нейтрально: подростки могут быть одинаково склонны к конфронтации и спорам и в то же время избегать конфликтов. Скорее всего такая особенность диктуется сложностью современных общественных отношений, необходимостью быть лабильным, приспосабливаться к возникающим ситуациям и условиям. Среди другой половины подростков склонность к агрессии встречается чаще (31,7 %), чем её отсутствие (13,1 %). Подобное соотношение наблюдается и по шкале «потребность в избегании риска»: 50,2 % подростков действуют с разной сте-

пенью избегания риска, по 24% подростков стремятся к максимальной личной безопасности или, напротив, не воспринимают сигналы опасности. Спорной позицией для подростков стала потребность в игре: 37,7 % много времени проводят в разговорах, склонны к свободному времяпрепровождению, 9 % мало времени уделяет отдыху, и подавляющее количество подростков (51,3 %) ведут себя с учетом одной и другой потребности в поведении.

Подавляющее количество подростков (73,2 %) ориентированы на активное общение, и лишь 4,3 % подростков считают комфортным для себя одиночество, не стараются входить с другими во взаимоотношения.

Потребность доминантности проявляется у 40% подростков: они чаще не склонны контролировать других, не берут на себя роль руководителя. Это может свидетельствовать об отсутствии у таких подростков направленности на доминирование над другими, возможно, они нацелены на командное взаимодействие, но в то же время не способны брать на себя ответственность, выступать организаторами, что может говорить и об отсутствии активной жизненной позиции.

Потребность в привлечении внимания проявляется одинаково как для положительного, так и для отрицательного вектора: 45,3 % подростков хотят быть в центре внимания, охотно заставляют себя слушать; 40 % в обществе ведут себя сдержанно, неохотно выходят на передний план.

Упорность и настойчивость в работе, готовность много брать на себя характерны всего для 18,5 % подростков, остальные имеют мало выдержки и настойчивости в работе, избегают трудностей (27,3 %) или действуют по ситуации, руководствуясь то одной, то другой мотивацией (54 %).

Такая особенность характерна для подростков современного поколения в связи с транслирующимися ценностями легкости в жизни, извлечения выгоды с минимумом приложения усилий.

Только 10,3 % подростков не стараются помогать другим, редко проявляют заботу, в то время как большинство (60,1 %) идут на помощь другим, что может говорить как о наличии ответственного отношения к окружающим, неравнодушии, так и о проявлении социальной желательности.

Потребность в порядке чаще проявляется с отрицательной направленностью (40 %), 30 % подростков стараются держать свои вещи в порядке, отвергают все незапланированное, и столько же процентов подростков бывают одинаково соблюдающими и не соблюдающими порядок.

Более половины подростков (58 %) делают ставку на хорошую репутацию, заботятся о корректности своего поведения; незначительное количество (11%) не ценят общественное призна-

14-летние подростки отличаются наличием значительно преобладающей потребности в аф-филиации (88 %), а также готовности к помощи (64,1 %), социальном одобрении (55,2 %), в достижении (47,7 %). Слабо выражена потребность в доминантности (6 %). Следовательно, подростки 14 лет испытывают потребность в общественном окружении, его принятии, что подтверждается данными исследования, характеризующими мо-тивационные тенденции подростков 14 лет.

ние, не слишком стараются расположить других, что говорит о том, что подростки понимают значимость общественных норм и правил, признают приоритетность их соблюдения

13,6 % подростков часто обращаются за советом, легко перекладывают ответственность на других, чуть больше тех (21,8 %), кто реже обращается за помощью, пытается решить свои проблемы самостоятельно, в то время как подавляющее большинство (61,2 %) действуют с учетом обеих тенденций. То же характерно и для потребности понимания: по 19% подростков проявляют стремление узнать как можно больше и мало интересуются теоретическими дисциплинами, что отражает безразличность отношения к новым знаниям, незаинтересованность в узнавании нового.

Рассмотрим мотивационные профили подростков разного возраста, полученные при анализе результатов по методике изучения мотивации школьников И.М. Кондакова (табл. 3).

Проявившиеся в 14 лет потребности сохраняются и в 15-летнем возрасте: чуть ослабляются выраженность потребности в аффилиации (69 %), готовность к помощи (55,1 %), потребность в социальном одобрении и отсутствие потребности в доминантности остаются выраженными в той же степени (48,2 и 55,1% соответственно), потребность в достижении увеличивается по степени выраженности (62%). Значительное изменение наблюдается в выраженности потребности избегания ри-

Таблица 3

Распределение потребностей в группах подростков, разделенных по возрасту (по методике изучения мотивации школьников И.М. Кондакова, %)

14 лет act ag af do ex en ha im nu or Pi sr su um

Пол. 47,7 34,3 88 6 40,2 18 34,3 10,4 64,1 28,3 49,2 55,2 19,4 18

Отр. 13,4 17,9 1,5 46,2 21 32,8 18 23,8 10,4 41,7 7,5 16,4 12 15

Нейтр. 35,8 49,2 10,4 38,8 38,8 49,2 46,2 64,1 20,8 2,8 40,3 28,3 61,1 55,2

15 лет act ag af do ex en ha im nu or Pi sr su um

Пол. 62 24,1 69 13,7 34,4 24,1 13,7 13,7 55,1 31 31 55,1 13,7 31

Отр. 3,4 10,3 10,3 48,2 10,3 24,1 41,3 27,5 10,3 31 17,2 6,8 34,4 17,2

Нейтр. 38 69 20,6 34,4 55,1 51,7 44,8 55,1 38 34,4 51,7 34,4 51,7 48,2

16 лет act ag af do ex en ha im nu or Pi sr su um

Пол. 52,3 46 60,3 15,8 55,5 19 19 11,1 55,5 33,3 28,5 65 8 14,2

Отр. 6,3 9,5 6,3 31,7 11,1 20,6 22,2 27 11,1 41,2 9,5 6,3 25,3 19

Нейтр. 41,2 14,4 33,3 50,7 33,3 60,3 58,7 63,4 33,3 27 62 28,5 66,6 66,6

Условные обозначения:

Act - потребность в достижении

Ag - потребность в агрессии

Af — потребность в аффилиации

Do - потребность в доминировании

Ех-потребность привлечения внимания

к себе

Еп - выдержка

На — потребность избегания риска 1т - импульсивность

N1! - потребность в покровительстве

Р! - потребность в игре

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бг - потребность в социальном одобрении

Би - потребность поиска помощи

11т - потребность понимания

ска: так, в 14 лет всего 18 % подростков пренебрегали опасностью, а уже в 15 лет 41,3 % стали готовы рисковать. Интересно, что в 14 лет потребность поиска помощи проявлялась всего у 19,4% подростков и 12 % редко обращались за помощью, а в 15 лет 34,4 % отметили отсутствие этой потребности, следовательно, потребность в поиске помощи у подростков резко снизилась. Это подкрепляется данными об отсутствии нравственной, нормативной мотивации и говорит о том, что в период 15 лет подростки становятся более дистанцированными по отношению к нормам и правилам, идут на риск вопреки запретам, самостоятельно принимают решения, считают себя достаточно взрослыми. При этом сохраняется потребность в социальном окружении, но другие потребности идут с ней вразрез, что вызывает мотивационный конфликт, характерный для подросткового кризиса.

Выделенные потребности продолжают преобладать и на возрастном этапе 16 лет: чуть снижаются потребность ваффилиации (60,3%), достижении (62%), о чем говорит появление мотивации, противоположной губристической (стремления к саморазвитию), усиливаются потребности в социальном одобрении (65 %), в доминантности (15,8 %). Число подростков с потребностью в агрессии увеличилось до 46%, что возможно связано с преобладанием мотивации, противоположной нормативной (30,1%), как протеста против норм общества. Практически одинаково число подростков, у которых нравственная мотивация выражена с положительным и отрицательным вектором (28,5 и 25,3 % соответственно), что можно рассматривать как протест против групповых и социальных норм

Таким образом, полученные входе исследования результаты позволяют сделать следующие выводы.

Сложившаяся потребностная сфера претерпевает незначительные изменения на промежутке 14-16 лет и находит своё отражение в мотиваци-онном профиле подростков.

Собственно мотивационные тенденции не проявляют значительных отличий в пределах указанного возраста, а именно: для подростков 14, 15, 16 лет является значимой материальная сторона жизни, ярко выражены потребность в общении, положительное отношение к людям, вера в добро-

ту людей, отсутствие направленности на соблюдение нравственных норм, ориентация на себя.

Для подростков 14 лет характерными являются направленность на материальную сторону жизни, общение, удовлетворение своих потребностей, желаний и отсутствие направленности на моральные принципы и нормы. Именно возраст 14 лет требует большего внимания со стороны педагогов, психологов, родителей. Важно осуществлять дополнительную работу, направленную на формирование у подростков активной жизненной позиции (в частности, ответственности и инициативности), привитие им нравственных норм, которые значительно ослабевают в период кризиса в связи с пересмотром ранее усвоенных ценностей.

В15 лет подростки начинают отдавать преимущество оптимистической мотивации, наряду с мотивацией, противоположной нравственной, появляется мотивация, противоположная нормативной. Такая особенность может трактоваться как легкость, беззаботность в отношении выстраивания своего жизненного пути, при этом появившаяся в 14 лет тенденция к отрицанию нравственности подкрепляется протестной формой относительно норм общества. Этот факт является еще одним аргументом в пользу необходимости реализации целенаправленной коррекционно-развивающей работы с подростками уже в период 14 лет.

В 16 лет в мотивационный профиль подростков добавляются мотивация, противоположная губристической (как стремление к развитию), и альтруистическая мотивация, которая сменяет мотивацию позитивного отношения к людям. Существующая ориентация на положительное отношение к людям приобретает форму активной ориентации на других при отсутствии стремления к собственному развитию, что может являться следствием развивающейся с 14 лет направленности на эгоистичные формы поведения, связанные с пассивной позицией относительно своей жизни

Мотивационная сфера современных подростков является относительно стабильным образованием и включает в себя направленность как с положительным вектором (коммуникация, положительное отношение к людям, оптимистическая, альтрустическая мотивация), так неотрицательным (мотивация, противоположная нравственной, нормативной, губристической). Проявление поло-

жителы-юй мотивации обусловлено особенностя- 4. ми ведущей деятельности возраста - общения. Отрицательная направленность мотивации является логическим следствием кардинальных изменений, происходящих в структуре личности в пе- 5, риод подросткового кризиса, и трудностями его прохождения.

Это показывает важность изучения личностных особенностей подростка, характерных для 6 кризисного периода, в целях построения адекватных программ психологической помощи.

Библиографический список 7.

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1983. Т. 4.

2. Кондаков И.М. Методика для изучения моти- 8 вационных особенностей школьников // Журнал прикладной психологии. 1998. № 4.

3. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. М.: Российское педагогическое 9. агентство, 1996

Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 241 с.

Трофименко ГС. Изучение особенностей становления личностной идентичности современных подростков // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4 (22). С. 278-285. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.

Шнейдер Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2007.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.