БЮЛЛЕТЕНЬ ВСНЦ СО РАМН, 2GG8, № 3 (61)
злокачественного роста (воспалительная ткань в биоптате). УЗИ органов брюшной полости не выявило метастатического их поражения. После обследования и предоперационной подготовки произведена операция — с/с лапаротомия, ревизия брюшной полости, устранение выраженного спаечного процесса в брюшной полости, диафрагмотомия. При ревизии заднего средостения через диафрагму обнаружено опухолевидное образование размером 5Ч6 см в области эзофагоеюноанастомоза плотно спаянное с перикардом. Попытка выделения и удаления опухоли абдоминоцервикальным доступом оказалась безуспешной. Разрез продлён на грудную клетку с пересечением рёберной дуги, полной диафраг-мотомии. После чего опухоль и пищевод выделены из средостения. Выполнена экстирпация пищевода с одномоментной внутриплевральной пластикой пищевода левой половиной толстой кишки.
Послеоперационный период протекал удовлетворительно и больной выписан из стационара на 12е сутки после операции под наблюдение хирурга поликлиники по месту жительства. За медицинской помощью после выписки не обращался.
Таким образом, при малейшем подозрении на рецидив рака в области эзофагоеюноанастомоза и при отсутствии отдалённых метастазов больной должен быть госпитализирован в стационар для комплексного обследования и возможного радикального повторного хирургического вмешательства даже при многократных рецидивах рака.
А.Д. Быков, Г.Ф. Жигаев, В.Е. Хитрихеев, В.П. Будашеев
ДИНАМИКА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ КИШЕЧНЫХ АНАСТОМОЗОВ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЁННОГО ГНОЙНОГО ПЕРИТОНИТА
Бурятский государственный университет, кафедра госпитальной хирургии (Улан-Удэ) Бурятский филиал НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН (Улан-Удэ)
Проведено экспериментальное исследование на 24 беспородных собаках. Исследовано 12 однорядных и 12 двухрядных анастомозов. Анастомозы выполнялись по типу терминолатерального межкишеч-ного анастомоза (ТМА) с еюностомией в условиях распространённого гнойного перитонита. С конца 3-х суток отчетливо выявляются признаки регенерации в зоне анастомоза, связанные с подслизистым слоем, в эти же сроки отмечается формирование абсцессов в зоне наложенных лигатур. В последующие сутки в ране нарастают пролиферативные изменения, однако сохраняются процессы аутолиза с признаками абсцедирования в области наиболее травмированных участков кишечной стенки, связанных с шовным материалом. Зона анастомоза представлена новообразованным стромальным каркасом при отсутствии мышечного слоя. Избыточный рост грануляций с нарушением процесса эпителизации вплоть до «изъязвления» в зоне анастомоза отмечается в участках, где нет сопоставления подслизисто-го слоя. Представленная динамика морфологических изменений носит однотипный характер при однорядном и двухрядном шве. При двухрядном шве имеется более выраженное смещение слоев кишечной стенки с «валиком», обращенным в просвет кишки, менее выражено развитие новообразованного стромального каркаса на 7-е сутки послеоперационного периода, более выражено развитие грануляционной ткани, выступающей в просвет в виде «изъязвлений» на 15 — 30-е сутки. Выявленные различия не носят принципиального характера, что, по нашему мнению, связано с отсутствием идеального сопоставления слоев кишечной стенки как при двухрядном, так и при однорядном шве.
Динамика морфологических изменений межкишечных анастомозов в условиях РГП показала отсутствие принципиальной разницы в выполнении швов — как однорядного, так и двухрядного.
Результаты эксперимента показывают, что биологическая герметичность соустья и выраженность общей воспалительной реакции при кишечном шве, наложенном в условиях РГП, зависит от качества шовного материала и декомпрессии зоны шва (в нашем исследовании — методом ТМА с еюностомией).
А.Д. Быков, Г.Ф. Жигоєв, B.C. Очиров
ПАПИЛЛЭКТОМИЯ И ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ ОПЕРАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ОПУХОЛИ БОЛЬШОГО ДУОДЕНАЛЬНОГО СОСОЧКА
Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко (Улан-Удэ) Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)
За период с 1989 по 2GG7 гг. лечили 1G больных с опухолью большого дуоденального сосочка в Республиканской клинической больнице (Улан-Удэ). Из них 4 женщины, б мужчин. Женщины — в возра-
Всероссийская конференция (г. Улан-Удэ, 31 июля — 1 августа 2008 г.)
61