Научная статья на тему 'Динамика личностных ценностей студентов в зависимости от их стрессоусойчивости и стрессонагруженности'

Динамика личностных ценностей студентов в зависимости от их стрессоусойчивости и стрессонагруженности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1215
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стрессонагруженность / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / личностные ценности / Stress overabundance / a resistance to stress / personal values

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юсман Анна Андреевна

Установлена динамика личностных ценностей студентов в зависимости от их стрессоусойчивости и стрессонагруженности, а также получен ряд ценностей неизменных под влиянием стресса. Для исследования разработана авторская методика стрессовой нагруженности студентов, на базе «Методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса, Раге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юсман Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of personal values of students depending on them stability to stress and stress overabundance is established, and also a number of values invariable under the influence of stress is received. The technique is developed for research stressful students' employment, on base the author's "Techniques of definition of a resistance to stress and social adaptation" Holmes, Rage

Текст научной работы на тему «Динамика личностных ценностей студентов в зависимости от их стрессоусойчивости и стрессонагруженности»

ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ СТРЕССОУСОЙЧИВОСТИ И СТРЕССОНАГРУЖЕННОСТИ А.А. Юсман

Установлена динамика личностных ценностей студентов в зависимости от их стрессоусойчивости и стрессонагруженности, а также получен ряд ценностей неизменных под влиянием стресса. Для исследования разработана акторская методика стрессовой нагруженности студентов, на базе «Методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса, Раге.

Ключевые слова: стрессонагруженность, стрессоустойчивость, личностные

ценности.

В рамках модернизации системы высшего образования России, в связи с динамичными изменениями, происходящими в нашей стране, осуществляется подготовка конкурентоспособных специалистов, важной профессиональной характеристикой которых является позитивное отношение к деятельности, эмоциональная стабильность, прогнозируемость развития личности.

У современных студентов, испытывающих высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, сегодня часто наблюдается отрицательная динамика отношения к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости.

Изучение процессов регуляции деятельности, психических состояний, психологической устойчивости к стрессу, в частности у студентов таких будущих профессий как «человек-человек», для студентов гуманитарного образования, является сегодня как никогда актуальным направлением научных и практических исследований в психологии, что непременно должно привести к созданию эффективных профилактических методик противодействия стрессорам - по меньшей мере, в профессиональной деятельности.

В связи с этим актуальность исследования определяется, с одной стороны, недостаточной теоретической разработанностью проблемы влияния стрессоустойчивости на личностные факторы студентов в процессе обучения, с другой стороны, необходимостью создания научно обоснованных, личностно-

ориентированных стратегий профилактики данного явления и коррекции его дезадаптивных последствий у рассматриваемой категории.

Из множества личностных факторов в рамках данной работы мы остановили свой выбор на личностных ценностях.

Таким образом, цель исследования: определить изменения личностных ценностей студентов в зависимости от их стрессоустойчивости и стрессонагруженности.

Объект исследования: личностные ценности студентов.

Предмет исследования: динамика личностных ценностей студентов в зависимости от их стрессоустойчивости и стрессонагруженности.

Гипотеза исследования 1: существует зависимость личностных

ценностей студентов от их стрессоустойчивости и стрессонагруженности;

Гипотеза исследования 2: существует ряд ценностей неизменных под влиянием стресса.

В понимании разными авторами понятия «ценность» присутствует относительное терминологическое единство. Ценности понимаются как значимые для личности предметы и явления окружающей действительности [4, с.21].

Период учебы в вузе у молодых людей нередко совпадает с возрастным кризисом перехода от юности к зрелости, при котором достигают пика развития эмоциональные, интеллектуальные, конативные (поведенческие) процессы при одновременном максимальном раскрытии духовно-нравственных основ личности. Этот возрастной период проявляется активным построением смысловых и целеполагающих конструкций, нередко определяющих дальнейший ход жизни. В этот период отмечается переход от сформированной психологической безопасности, развивающейся на опыте коллективного преодоления трудностей, к раскрытию психологической культуры, определяющей автономный способ выработки жизненной позиции и индивидуальное принятие жизни в целом [2, с.172]. Вместе эти два качества составляют одно целое - психосоциальную устойчивость личности, которая

позволяет человеку не только накапливать большой всесторонний опыт взаимодействия со средой и выстраивать собственную жизненную позицию, но и формировать способности, позволяющие передавать профессиональный и житейский опыт другим людям и поколениям.

Степень сопротивляемости человека к различным воздействиям неодинакова. Поэтому именно степень сопротивляемости человека потенциально стрессовым ситуациям, называемая в ряде источников «стрессоустойчивостью», является ключевым понятием для обозначения позиции человека противостоять стрессогенной ситуации [3, с.58]. Однако для оценки изменений, происходящих в личности, недостаточно знать только уровень сопротивляемости личности стрессовым нагрузкам, необходима оценка реального воздействия на личность, которую можно обозначить как «стрессонагруженность». Под стрессонагруженностью понимается нами суммарная интенсивность воздействия внешних и внутренних факторов, приводящих к стрессу индивида.

Методика исследования

Пилотажное исследование проходило на базе Самарской гуманитарной академии г. Самара. В исследовании участвовали 21 студент факультета «Психология», дневной формы обучения, из которых 17 девушек и 4 юноши. Возраст испытуемых в группе находится в диапазоне от 19 до 22 лет. 10 человек являются студентами третьего курса, 11 - студенты четвертого курса.

Исследование, проводилось с помощью следующих методов:

1) Метод психологического тестирования:

- «Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС)»

Е.В.Распопина [14, с.104]. Опросник предназначен для исследования общего уровня психологической устойчивости личности к стрессу, а также для определения тех стрессогенных стимулов, по отношению к которым личность проявляет более высокую или низкую сопротивляемость.

- Авторская методика стрессовой нагруженности студентов, являющаяся модификацией «Методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса, Раге [13, с.149].

- Методика «Аксиологическая направленность личности» АНЛ4, Капцова А.В. [8], позволяющая исследовать личность с точки зрения ее интересов, идеалов, жизненных целей и личностных ценностей, которыми личность руководствуется в своей жизни.

2) Методы статистической обработки данных:

- Корреляционный анализ. Для исследования корреляционных связей применялся непараметрический коэффициент г-Спирмена, позволяющий установить связи между переменными, измеренными в ранговой шкале.

- Регрессионный анализ.

Множественный регрессионный анализ предназначен для исследования взаимосвязи одной переменной (зависимой) с несколькими переменными (независимыми).

Обработка проводилась в компьютерной программе для статистического анализа данных 81а18ой БТАИБИСЛ 6.0.

Исследование состояло из четырех этапов:

1) модификация методики Холмса и Ранге для исследования стрессовой нагруженности студентов;

2) исследование стрессовая нагруженности студентов с помощью авторской методики;

3) сравнительный анализ изменения личностных ценностей студентов за период с ноября 2009г. по апрель 2010г.;

4) исследование взаимосвязи личностных ценностей, показателей стрессоустойчивости и стрессонагруженности.

Результаты исследования

Для создания авторской методики стрессовой нагруженности студентов с помощью модификации методика Ранге и Холмса был проведен опрос

студентов, в котором задавался вопрос: «Перечислите, какие ситуации в жизни приводят вас к стрессу?».

В результате получен список из 53 ситуации. После определения частоты встречаемости ситуаций в ответах студентов, в окончательном списке было оставлено 36 ситуаций, охватывающих 96% всей дисперсии ответов, а 17 ситуаций, описывающих оставшиеся 4% были удалены из списка.

Следующим этапом разработки авторской методики, состоящей из 36 ситуаций, явился опрос студентов, в котором им давалось задание проранжировать стресс ситуаций по интенсивности воздействия на личность. Одновременно экспертным путем каждой из 36 ситуаций были присвоены баллы стрессовой нагруженности (Приложение). После сортировки стресс ситуаций по степени убывания интенсивности факторов ранги полученных ситуаций были скоррелированы с рангами, полученными в результате опроса студентов. Коэффициент корреляции г-Спирмена оказался равным 0,71, что соответствует уровню достоверности при р < 0,00001.

Весь диапазон стрессовой нагруженности (от 0 до 1314 баллов) разделен на три градации:

- 0-499 баллов - низкая;

- 500-814 баллов - средняя (норма);

- 815 и более баллов - высокая.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что методику можно использовать не только в исследуемой группе студентов, но и в других группах образовательного учреждения.

Результаты исследования стрессовая нагруженности студентов с помощью авторской методики приведены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение студентов с различным уровнем стрессовой нагруженности

Показатель Высокий Нормальный Низкий

Кол-во испытуемых, чел. 17 3 1

Относительное количество, % 83 13 4

Как видно из таблицы 1 у 83% студентов наблюдается высокая стрессовая нагруженность. Таким людям, скорее всего, сложно справляться со стрессом и они находятся в состоянии стресса всегда и последствия стресса будут определяться их способностью противостоять стрессовым нагрузкам.

У 13% студентов имеется средний уровень стрессонагруженности, что может означать, что они находятся в благоприятных условиях для здоровья и вероятность возникновения соматических и психических заболеваний низка.

4% студентов имеют низкую стрессовую нагруженность. Возможно, это связано с тем, что они в силу личностных качеств не допускают учебных стрессовых факторов, например, готовятся к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, работают над курсовыми проектами и т.п. А также живут в благополучных семьях, в которых родители не подвергают их семейными неурядицами и оберегают от внешних воздействий. Таким образом, большинство обследованных студентов испытывают высокую стрессовую нагруженность.

Для изучения динамики личностных ценностей студентов за пол года было проведено лонгитюдное исследование (ноябрь 2009г. - апрель 2010г.) по методике АНЛ4, результаты которого приведены в таблице 2.

Таблица 2

Изменения личностных ценностей студентов (с ноября 2009 по апрель 2010, п = 28 чел)

Личностные ценности Ноябрь 2009г., стены Апрель 2010г., стены

Достижение 5 14*** 1,52

Индивидуальность 5,76* 4,90

Духовное удовлетворение 6,04** 4,42

Креативность 4,95 5,33

Соучастие 5,85 4,85

Материальное положение 4,85 5,33

Коллективность 5,33 5,33

Саморазвитие 5,95 8,42

Семья 7,61*** 4,71

Образование 4,71 4,95

Различия значимые по критерию Вилкоксона при: * р < 0.05; ** р < 0.01; *** р < 0.0001

Как видно из таблицы 2, за период с ноября 2009г. по апрель 2010г. у студентов снизились ценности достижения и сферы семейной жизни. Это может быть связано с учебными, возрастными кризисами перехода от юности к зрелости, при котором достигают пика развития эмоциональные, интеллектуальные, конативные (поведенческие) процессы при одновременном максимальном раскрытии духовно-нравственных основ личности. Это может говорить о неком взрослении индивида и смене отношений к семейной жизни.

Увеличились значения ценности саморазвития, что может означать, что на данном этапе развития у испытуемых идет переосмысление и оценка реальных возможностей реализации себя в данной профессии, появляется активное желание, что-либо создавать и совершенствовать.

Причин произошедших изменений у большинства студентов в аксиосфере может быть несколько: стрессовые факторы, возрастные кризисы, смена места жительства, вхождение в новые компании и многие другие.

Результаты исследования психологической устойчивости к стрессу по методике «ОПУС» приведены в таблице 3.

Таблица 3

Распределение студентов с различным уровнем психологической устойчивости

к стрессу

Показатель Высокая Средняя Низкая

Кол-во испытуемых, чел. 7 10 4

Относительное количество, % 33% 46% 21%

Как видно из таблицы 3 у 46 % студентов наблюдается средняя психологическая устойчивость к стрессу, что, скорее всего, означает -устойчивость личности к неожиданным, непредсказуемым событиям, нарушающим процесс планирования и осуществления какой-либо деятельности. Данная категория студентов со сложностями, но должна будет справляться со стрессом.

У 33% студентов высокая психологическая устойчивость к стрессу. Скорее всего, такие люди быстро адаптируются в ситуации стресса, имеют устойчивую позитивную самооценку в противовес саморазрушению и стрессогенной неудовлетворенности.

У 21% студентов низкая психологическая устойчивость к стрессу, что, возможно, говорит о том, что люди сложно справляются со стрессом, могут впадать в депрессию, им постоянно не будет хватать времени на выполнение какой-либо задачи.

Поскольку из таблицы 3 следует, что за 5 месяцев наблюдения у испытуемых произошли статистически значимые изменения в некоторых ценностях, то были проведены исследования взаимосвязей этих изменений с показателями стрессоустойчивости и стрессонагруженности (таблица 4 и 5).

Таблица 4

Взаимосвязь динамики ценности духовной удовлетворенности и показателей

стрессоустойчивости и стрессонагруженности студентов

Шкала Коэффициент регрессии в 1-Стьюдента Уровень значимости

Уст. к физич. перегрузкам -0,589 -3,89 0,001

Устойчив. к монотонности -0,553 -3,32 0,005

Стрессонагруженность 0,449 2,91 0,011

Коэффициент множественной регрессии изменения ценности духовной удовлетворенности составил 0,835, что соответствует 69,7% общей дисперсии. Из таблицы 4 видно, что за 5 месяцев ценность духовной удовлетворенности возросла у студентов, имеющих низкую устойчивость к физическим перегрузкам и монотонности, но высокую стрессовую нагруженность. То есть

студенты физически более слабые, творческие, не терпящие монотонность действий, но испытавшие значительные стрессовые нагрузки стали еще больше ценить моральное удовлетворение от своей деятельности. Однако полученный невысокий уровень объяснительной дисперсии, возможно, указывал на наличие нелинейной взаимосвязи между исследуемыми характеристиками. На рисунке 1 приведена поверхность, описывающая взаимосвязь трех исследуемых характеристик.

30 БиИясе РМ

О 5 О 4 О 3 О 2

О 1 О 0

О -1 О -2

Рис. 1. Изменения ценности духовного удовлетворения от

стрессонаруженности и устойчивости к монотонности студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из рисунка 1 следует, что в динамике ценности духовной

удовлетворенности имеются как локальные, так и глобальные максимумы, что свидетельствует о наличии нескольких типов студентов, повысивших уровень морального удовлетворения от деятельности. Рассматривая динамику ценности

относительно устойчивости к монотонности действий, она может быть как прямо пропорциональной при высокой стрессовой нагруженности, так и обратно пропорциональной при низкой стрессонагруженности. Это показывает на то, что при переходе от пилотажных исследований к крупно масштабным обязательно необходимо использовать типологический подход к получению отдельных моделей для различных типологий студентов.

Таблица 5

Взаимосвязь динамики ценности индивидуальности и показателей

стрессоустойчивости и стрессонагруженности студентов

Шкала Коэффициент регрессии в 1-Стьюдента Уровень значимости

Стрессонагруженность 0,411 2,50 0,026

Дефицит времени 0,972 3,57 0,003

Уст. к физич. перегрузкам -0,583 -2,63 0,020

Коэффициент множественной регрессии изменения ценности индивидуальности составил 0,841, что соответствует 70,7% общей дисперсии.

Из таблицы 5 следует, что повышение ценности собственной индивидуальности прямо пропорционально стрессонагруженности и устойчивости личности к ситуациям лимита и дефицита времени, а также обратно пропорционально устойчивости к физическим нагрузкам в целом. Действительно, в условиях нехватки времени и высоких стрессовых нагрузках личность больше начинает полагаться на себя, а, следовательно, и ценность индивидуальности, выражающаяся в стремлении быть независимым от других людей, возрастает. Исследование показало, что полученная зависимость так же носит нелинейный характер и имеет два экстремума.

Таким образом, проведенное пилотажное исследование показало возможности разработанного подхода и необходимость дальнейших исследований.

11

Выводы

В результате проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Авторская методика стрессовой нагруженности студентов, созданная на базе «Методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса, Раге, позволяет изучать стрессонагруженность студентов, что в дальнейшем поможет разрабатывать коррекционную работу с отдельными категориями студентов.

2. В аксиосфере студентов имеются ценности, которые не изменяются под влиянием стрессовых факторов, такие как, ценность коллективности (социальности), креативности, материального благополучия и другие.

3. Динамика личностных ценностей студентов находится в зависимости от их стрессоустойчивости и стрессонагруженности.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов исследования студентов различных факультетов и курсов для совершенствования учебного и воспитательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976. - 344с.

2. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека.

- Л., 1988. - 290с.

3. Бодро В.А. Психологический стресс. М.: 1995. 203с.

4. Бодров В.А. Психологический стресс. - М., 1995. - 203с.

5. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. - М.: «ИМЕДИС». 1998. - 656с.

6. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Московский психолого - социальный институт: Флинта, 2003. 336с.

7. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 335с.

8. Капцов А.В., Компьютерные методы обработки психологических данных: Учебное пособие. - Самара: Самарская гуманит. акад., 2010. - 36с.

9. Карпушина, Л.В., Капцов, А.В., Тест личностных ценностей: руководство по применению. - Самара: ООО «Содружество», 2007. - 44с.

10. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Психология ценностей российской молодежи: монография. - Самара: «Из-во СНЦ РАН», 2009. - 252с.

11. Макаревич Р.А. Экспериментальная психология: теоретические основы, лабораторный практикум. - Мн.: Университетское, 2000. - 173с.

12. Мирзоян М.Д. Изменения в структуре ценностей. иЯЬ: http://lib.socio.msu.ru (дата обращения: 21.05.2010).

13. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2006. 392с.

14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2004. - 672с.

15. Распопшин Е.В. Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) //Психологическая диагностика. 2009. - №3. - С.104-122.

Приложение

Методика определения стрессовой нагруженности студента

Жизненные и учебные события Баллы значимости Произошедшие события

1. Отсутствие понимания в получаемой информации об учебной дисциплине 25

2. Смена места жительства 20

3. Приближение сессии 35

4. Смерть любимого животного 63

5. Проваленный экзамен 33

6. Ссора с родителями 23

7. Опоздание на занятия 17

8. Частый уход родных людей 65

9. Конфликты с преподавателем 23

10. Поступление в институт 20

11. Отсутствие более полной информации по какому-либо вопросу 25

12. Расставание с любимым человеком 65

13. «Хвосты» по несданным дисциплинам 29

14. Внезапная беременность 40

15. Ранний подъем на учебу 17

16. Попадание в аварию 63

17. Загруженность в учебе 20

18. Смерть близкого человека 100

19. Вовремя не выполненное задание 20

20. Попытки совершения суицида 39

21. Отсутствие допуска к экзамену 20

22. Конфликты в семье 35

23. Защита курсовой работы или диплома 30

24. Неуверенность в завтрашнем дне 17

25. Отсутствие подготовленности к семинару 20

26. Избиение близкими или незнакомыми людьми 53

27. Неприятный преподаватель 27

28. Развод родителей 73

29. Неудачно составленное расписание занятий 20

30. Изнасилование 68

31. Недостаток знаний 15

32. Проблемы со здоровьем 53

33. Лень, создающая проблемы в учебе 11

34. Кража имущества или вскрытие квартиры 47

35. Избегание смерти (чуть не утонул, чуть не умер от болезни) 45

36. Нехватка финансов 38

Работа с методикой проходит следующим образом: испытуемому выдается бланк, содержащий первый и третий столбец, в котором он ставит галочки в тех строка, в которых указаны ситуации, произошедшие с ним в этом году. Затем суммируется балл в строках, имеющих отметки испытуемого, и получается уровень стрессонагруженности.

Степень нагруженности стрессом имеет следующую градацию:

- 0-499 баллов - низкая;

- 500-814 баллов - средняя (норма);

- 815 и более баллов - высркая .

Юсман Анна Андреевна студентка 5 курса Самарской гуманитарной академии, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.