УДК 159.9:796.01
ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ
Юлия Кимовна Родыгина, доктор медицинских наук, доцент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Аннотация
В статье представлены результаты экспериментального исследования по выявлению изменений в характеристиках личности юных хоккеистов в условиях регулярных занятий хоккеем с шайбой на начальном этапе спортивной подготовки. Спортивная деятельность предъявляет серьезные требования к личности ребенка младшего школьного возраста, что вызывает необходимость психологического наблюдения и своевременной психологической помощи юным спортсменам. Цель научного исследования состояла в выявлении динамики личностных характеристик юных хоккеистов для разработки практических рекомендаций по психологической подготовке на начальном этапе спортивной карьеры. Предложен алгоритм изучения динамики личностных параметров детей младшего школьного возраста в условиях регулярных занятий хоккеем с шайбой.
Ключевые слова: динамика личностных особенностей юных хоккеистов, детско-юношеский хоккей, начальный этап спортивной карьеры.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p479-482
DYNAMICS OF PERSONAL FEATURES OF YOUNG HOCKEY PLAYERS AT THE INITIAL STAGE OF A SPORTS CAREER Yulia Kimovna Rodygina, the doctor of medical science, senior lecturer, Academician I.P.
Pavlov First St. Petersburg State Medical University
Abstract
The article presents the results of an experimental study to identify changes in the personality characteristics of young hockey players in the conditions of regular ice hockey training at the initial stage of sports training. Sports activity makes serious demands on the personality of a child of primary school age, which necessitates psychological observation and timely psychological assistance to young athletes. The purpose of the scientific research was to identify the dynamics of the personal characteristics of young hockey players for the development of practical recommendations for psychological preparation at the initial stage of a sports career. An algorithm for studying the dynamics of personal parameters of children of primary school age in the conditions of regular ice hockey is proposed.
Keywords: dynamics of personality traits of young hockey players, youth hockey, the initial stage of a sports career.
ВВЕДЕНИЕ
Спорт представляет собой компактную модель социальной жизни. Отличительными свойствами спорта является интенсивность, зрелищность, соревнование. Все это привлекает и детей, и их родителей в сферу спорта и особенно в популярный сейчас хоккей с шайбой. При этом любая деятельность, а особенно интенсивная, чрезвычайно воздействует на неокрепшую личностную структуру детей, порой формируя невротические черты, ослабляя стрессоустойчивость ребенка. Все это требует динамического психологического наблюдения, а также своевременной психологической помощи.
Цель исследования выявить динамику личностных особенностей юных хоккеистов для разработки практических рекомендаций по психологическому сопровождению на начальном этапе спортивной карьеры.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для выявления динамики формирования личностных качеств в условиях начальной подготовки в детско-юношеском хоккее, нами проводилось трехкратное тестирование по методике индивидуально-типологический опросник (ИТО) (детский вариант), разработанный Л.Н. Собчик. Для диагностики личностных качеств были взяты следующие свойства в соответствии с шкалами вышеназванной методики: экстраверсия, интровер-сия, лабильность, спонтанность, тревожность, агрессивность, ригидность, сензитивность. Исследование проводилось на базе клуба «СКА Стрельна», Санкт-Петербург. В динамике одного года (мая 2016 по май 2017 года) трехкратно были обследованы юные хоккеисты в количестве 28 человек (мальчики), 2008 года рождения. На момент начала проведения исследования средний возраст детей составил 8,3+0,03 года. Стаж занятия хоккеем у детей в начале исследования составил в среднем 3,5 года. Общий массив количественных данных обрабатывался в статистической компьютерной программе 8ТЛТ18Т1КЛ У7
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Данные, полученные в результате проведения экспериментального исследования представлены в виде лепестковой диаграммы, которая позволяет наглядно представить изменения основных личностных качеств юных хоккеистов в условиях года при начальной подготовке в хоккее (рисунок 1).
Экстраверсия
Интроверсия
Рисунок 1 - Динамика личностных особенностей юных хоккеистов на протяжении года спортивной подготовки
В первом измерении (май 2016) по тесту ИТО у детей наблюдаются черты достаточной экстравертированности - дети довольно общительны и открыты в своих коммуникативных проявлениях, причем данное качество практически остается неизменным и устойчивым в годичном психологическом наблюдении (3,3балла - май 2016; 3,09 баллов - ноябрь 2016; 3,2 - май 2017). Данное обстоятельство позволяет предположить хороший коммуникативный потенциал будущих хоккеистов, что безусловно благоприятно соотносится со спортивными играми, требующими общительности и взаимодействия людей между собой, от которого во многом зависит спортивный результат.
Также психологическим качеством, в наименьшей степени трансформирующейся за годичный цикл занятия хоккеем являлась лабильность - черта, которая означает большую изменчивость настроения, мотивационную неустойчивость, повышенный уровень проявления эмоциональности. Стоит отметить, что данное психологическое качество, наряду еще с сензитивностью являлось ведущим в полученном личностном профиле юных хоккеистов, при этом в отличии от сензитивности лабильность была практически неизменной (4,89 баллов - май 2016; 4,55 - ноябрь 2016; 4,8 - май 2017).
Качеством, претерпевшим значительные изменения в годичном наблюдении, явилась ригидность (3,11 баллов - май 2016; 3,0 - ноябрь 2016; 4,2 - май 2017). Ригидность -это психологическое качество, часто понимаемое в бытийном обиходе как упрямство,
настойчивость личности вплоть до педантизма и иногда излишней подозрительности, негибкость поведения. Объяснение развития именно этого качества лежит на поверхности в понимании сути спортивной подготовки в хоккее, где требуется чрезвычайно педантичный подход в отработке технических элементов и элементов ему способствующих. Дети за год регулярных тренировок стали более упорными в преодолении трудностей, стали менее подвержены смене настроения, т.к. типологические свойства ригидности и лабильности в личности формируют два полярных типа. Таким образом, чем более ригидными становятся дети, тем меньше в их личностных чертах проступает лабильность. Данное обстоятельство также следует считать позитивным, т.к. оно в большинстве случаев способствует успешному развитию спортивной карьеры в хоккее и в жизни.
Личностная черта, которая сопровождает и способствует формированию психоэмоциональной направленности человека является тревожность. Следует отметить, что в нашем исследовании, обнаружен достаточно резкий скачок этой характеристики в ноябрьское измерение, и стабильное его уменьшение к маю 2017 (последнее измерение). Негативные предстартовые состояния, так характерные для спортивных игр и для хоккея, в частности, в большинстве случаев обусловлены личностными особенностями детей именно в качестве тревожности. Сложности с управлением собственными эмоциями присуща детям заранее переживающими за результат и задолго до старта надумывающих себе разные варианты развития событий на соревновании. Однако следует отметить, что несмотря на повышение значения тревожности в ноябре 2016 (2-е наблюдение), все значения этого показателя, как и всех других шкал ИТО находятся в средних нормативных значениях (3-4 балла). Динамика личностной тревожности (3,22 баллов - май 2016; 4,27 -ноябрь 2016; 3,64 - май 2017), выявила осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, а также адаптацию детей к социальной среде в последнем измерении.
При рассмотрении лепестковой диаграммы динамики личностных характеристик юных хоккеистов, наибольший «пик» графика соответствует шкале «сензитивность», которая растет на протяжении года спортивной подготовки (4,11 баллов - май 2016; 4,72 -ноябрь 2016; 4,88 - май 2017) и свидетельствует о нарастании обостренной чувствительности детей, ориентации на авторитет более сильной личности, приобретением черт зависимости от мнения группы.
Данный факт, может быть интерпретирован как личностная реакция детей на авторитарный стиль тренера и динамику групповых процессов (возможно наличие сильного лидера группы), что само по себе характерно для возраста младшего школьника, но стремительное увеличение баллов по данной шкале настораживает в плане возможной невро-тизации детей и требует дополнительной уже психологической работы в данной спортивной группе.
Хоккей является контактным видом спорта, где присутствует, в достаточной мере, силовая и довольно агрессивная борьба. Логичным, в связи с этим представляется прирост баллов по шкале агрессивности у детей в динамике годичной спортивной подготовки (2,8 баллов - май 2016; 2,81 - ноябрь 2016; 3,2 - май 2017). Шкала «агрессивности» соответствует уверенной тенденции самоутверждения, активной самореализации, отстаивания своих интересов, но только при результатах в 3-4 балла. Дальнейшее повышение «агрессивности» требует контроля, так как способно привести к деструктивным вариантам поведения детей в условиях социальной жизни и вызывать асоциальную манеру поведения.
ВЫВОДЫ
1. Качества личности, как известно, формируют спортивный характер, формирование личности юного хоккеиста проходит на протяжении становления в спортивной карьере, причем исходные данные во многом определяют возможности личности будущего
спортсмена. В нашем исследовании юные хоккеисты изначально обладали довольно высокой общительностью (шкала экстраверсии); выявлено, что динамика личностной тревожности юных хоккеистов в течении года нарастала, однако последнее измерение показало адаптацию детей к социальной среде;
2. Психологическим качеством, в наименьшей степени трансформирующейся за годичный цикл занятия хоккеем являлась лабильность (изменчивость настроения, мотивации). При этом ригидность личностных черт детей в условиях регулярных занятий хоккеем нарастала, способствуя укреплению волевого компонента юного хоккеиста.
3. Сензитивность явилась ведущей чертой личностного профиля, которая за год измерений нарастала и показывала риск эмоциональной нестабильности детей-спортсменов и необходимость своевременной психологической коррекции у детей данной команды.
4. В экспериментальном исследовании показаны достаточно информативные показатели «замеров» личностных черт в условиях динамики годичной подготовки юных хоккеистов, при этом для детского тренера открываются возможности быстрого реагирования и своевременной коррекции психолого-педагогических воздействий в условиях начальной подготовки в хоккее.
ЛИТЕРАТУРА
1. Немцов О.Б. Динамика уровня физической подготовленности, физического развития и психоэмоционального состояния у школьников 11-16 лет / О.Б. Немцов, Т. А. Должикова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (73). - С. 130-33.
2. Сагова З.Д. Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов / З.Д. Сагова, Д.А. Донцов // Национальный психологический журнал. - 2018. - №4 (32). - С. 96-108.
3. Young athletes' perceptions of coach behaviors and their implications on their well-being and ill-being over time / L. Gonzalez, M. Garcia-Merita, I., Castillo, I. Balaguer // Journal of Strength and Conditioning Research. - 2016. - № 30 (4). - С. 1147-1154.
REFERENCES
1. Nemtsov, O.B. and Dolzhikova, T.A. (2010), "Dynamics of the level of physical fitness, physical development and psycho-emotional state in schoolchildren 11-16 years old", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (73), pp. 130-133.
2. Sagova, Z.D. and Dontsov, D.A. (2018), "Study of the emotional and personal sphere as a regulator of the functional state of young athletes", National Psychological Journal, No. 4 (32), pp. 96108.
3. Gonzalez, L., Garcia-Merita, M., Castillo, I., and Balaguer, I. (2016), "Young athletes' perceptions of coach behaviors and their implications on their well-being and ill-being over time", Journal of Strength and Conditioning Research, No. 30 (4), pp. 1147-1154.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.01.2021