Статья / Article
УДК / UDC 159.923.38:37.015.3 DOI 10.35231/18186653_2022_2_196
Динамика личностных особенностей слушателей Центра профессиональной подготовки
С. С. Пестова
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Введение: Важным направлением в подготовке кадров органов внутренних дел Российской Федерации является профессиональная подготовка лиц, впервые принятых на службу. В статье раскрываются понятие и сущность личностных особенностей сотрудников правопорядка, современные подходы к их изучению, изучается динамика личностных особенностей слушателей Центра профессиональной подготовки в период прохождения профессионального обучения по должности служащего «Полицейский». У данной категории специалистов выявлены изменения личностных особенностей, способствующие становлению профессионализма.
Материалы и методы. Выборка составила 140 человек (81 мужчин, 59 женщин), сотрудников органов внутренних дел (ОВД), слушателей Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Свердловской области (ЦПП). При обследовании применялись методики: стандартизированный индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик [16; 17], тест смысло-жизненные ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева [8; 9], пятифакторный личностный опросник (FFI) (Р. Маккрае и П. Коста (адаптированный С.Д. Бирюковым и М.В. Бодуновым)1 [7; 18].
Результаты исследования. Выявлены особенности изменения личностных особенностей сотрудников ОВД, среднего и старшего начальствующего состава, слушателей с разным направлением служебной деятельности.
Обсуждение и выводы. Обобщая результаты исследования, можно в целом заключить, что существуют общие и специфические достоверные изменения личностных особенностей у различных категорий сотрудников ОВД в процессе их профессионального обучения, которые можно объяснить наличием общих и специфических требований к личности, предъявляемых их профессиональными должностными позициями.
© Пестова С.С., 2022
1 Петров В.Е. Психологическая диагностика: учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2008. 365 с.; Петров В.Е. Пятифакторный личностный опросник в современной психодиагностической практике: учеб.-метод. пособие. М.: Группа АБСОЛЮТ, 2008. 48 с.; Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: метод. пособие. М.: ГУК МВД России, 2003. С. 67-69.
Ключевые слова/ личность, личностные особенности, служебная деятельность, профессионализм, сотрудники ОВД, слушатели, центр профессиональной подготовки.
Для цитирования: Пестова С.С. Динамика личностных особенностей слушателей Центра профессиональной подготовки // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2022. - № 2. - С. 196-211. DOI 10.35231/18186653_2022_2_196
Dynamics of personal characteristics of trainees of the Vocational Training Center
Svetlana S. Pestova
Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation
Introduction: An important direction in the training of personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation is the professional training of persons who have been recruited for the first time. The article reveals the concept and essence of personal characteristics of law enforcement officers, examines modern approaches to their study, studies the dynamics of personal characteristics of trainees of the Vocational Training Center during the period of professional training as a "Policeman" employee. This category of specialists revealed changes in personal characteristics that contribute to the formation of professionalism.
Materials and methods. The sample consisted of 140 people (81 men, 59 women), employees of the internal affairs bodies (ATS), trainees of the Vocational Training Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Sverdlovsk region (CCI). During the examination, the following methods were used: the standardized individual typological questionnaire (ITO) by L.N. Sobchik [15; 16], the meaning-life orientations test by D.A. Leontiev [7; 8], the five-factor personality questionnaire (FFI) (R. McCrae and P. Costa (adapted by S.D. Biryukov and M.V. Bodunov) [6; 17].
The results of the study. The peculiarities of changes in the personal characteristics of the employees of the Department of Internal Affairs, middle and senior management staff, students with different areas of official activity are revealed.
Discussion and conclusions. Summarizing the results of the study, we can generally conclude that there are general and specific reliable changes in personal characteristics of various categories of ATS employees in the process of their professional training, which can be explained by the presence of general and specific personality requirements imposed by their professional positions.
Key words: personality, personal characteristics, professional activity, professionalism, police officers, trainees, vocational training center.
For citation: Pestova, S.S. (2022) Dinamika lichnostnykh osobennostey slushateley Tsentra professional'noy podgotovki [Dynamics of personal characteristics of trainees of the Vocational Training Center]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 196-211. DOI 10.35231/18186653_2022_2_196 (In Russian).
Введение
Перед правоохранительной системой государство ставит приоритетные и сложнейшие задачи, от их решения во многом зависит успех реализации планов социально-экономического развития, построения демократического общества и др. В связи с этим существенно возрастают требования к качеству правоохранительной деятельности и к личности будущего профессионала своего дела. Потребность изучения и оценка личностных особенностей нашли свое отражение в действующих законодательных актах Российской Федерации. Так например, в соответствии с ФЗ №31 граждане, желающие поступить на службу в ОВД, должны по личным и деловым качествам соответствовать требованиям профессии.
За период прохождения профессионального обучения у сотрудников ОВД должна сформироваться профессиональная компетенция - способность на основе законодательства Российской Федерации осуществлять защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, охрану общественного порядка, собственности, обеспечивать общественную безопасность, противодействовать преступности, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также при чрезвычайных обстоятельствах2,3. Тем самым присутствие междисциплинарной связи между различными дисциплинами и получение должности «Полицейский» предоставляет сотруднику ОВД обладать не только определенным объемом
1 О полиции: федер. закон с изм. и доп. на 2011 год. 80 с.
2 Примерная основная программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (неюридическое) образование» по должности служащего «Полицейский». - ДГСК МВД России, 2019. 162 с.
3 Примерная основная программа профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (юридическое) образование» по должности служащего «Полицейский». - ДГСК МВД России, 2019. 162 с.
профессиональных знаний, умений, навыков, но и комплексом личностных особенностей, которые обусловливают успешность осуществления его деятельности. Для качественного и эффективного выполнения служебных обязанностей личность сотрудника должна соответствовать морально-нравственным принципам и нормам, определённому уровню правосознания, принципиальности и честности, профессиональной подготовленности, с выраженностью профессионально значимых качеств, мотивационной направленности и др., что определяет целостность психологического потенциала личности и связывает его с профессионализмом сотрудника.
Цель исследования - выявить динамику личностных особенностей у слушателей Центра профессиональной подготовки в период прохождения профессионального обучения.
Объект - слушатели Центра профессиональной подготовки.
Предмет - личностные особенности слушателей Центра профессиональной подготовки.
Для достижения цели исследования сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению личностных особенностей.
2. Выявить динамику личностных особенностей у слушателей Центра профессиональной подготовки (ЦПП).
3. Выделить личностные особенности, способствующие становлению профессионализма в процессе профессионального обучения в ЦПП у различных категорий специалистов ОВД.
В качестве гипотезы выступило следующее предположение: существует положительная динамика личностных особенностей у слушателей в процессе профессионального обучения в Центре профессиональной подготовки у сотрудников ОВД.
Обзор литературы
Личность является фундаментальным понятием и одной из центральных проблем, и ее необходимо рассматривать исходя из различных предпосылок. Концептуальные позиции авторов и критерии деления личности на отдельные блоки были различны. Так, каждый исследователь
данного феномена считал необходимым выделение отдельных элементов и анализ взаимосвязей между ними, однако сама идея рассмотрения личности через призму ее структуры оставалась неизменной. Ее живучесть объясняется, прежде всего, особенностями самого объекта исследования - личности, самыми очевидными и заметными характеристиками которой являются интегральность, сложность, вторичность по отношению к более простым психическим функциям1.
В психологии изучение личности выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами2 [14].
Г.М. Андреева подчеркивает, что ключом к научному пониманию личности может быть только само исследование процесса порождения и трансформации личности человека в его деятельности [2, с. 8; 3, с. 248].
В юриспруденции под личностью понимается дееспособный человек, выступающий субъектом правовых отношений, сознательно принимающий решения, а также умеющий отвечать за свои поступки.
Личность сотрудника ОВД - личность человека, обладающего определенными психологическими качествами, свойствами, особенностями, которые так или иначе отражаются на его профессиональной служебной деятельности, служебном и внеслужебном поведении. Изучение личности сотрудника в развитии преследует свои цели, одной из которых является описание реально существующей системы свойств, качеств и особенностей личности, соотносимых с его профессией, которые влияют на нее как позитивно, так и негативно3.
В научной литературе присутствуют множество подходов к выделению индивидуально-психологических особенностей в общей структуре
1 Шкуратова И.П. Психология личности: метод. пособие для студ. Ростов н/Д., 2006. 52 с.
2 Погорельцева Ю.А. Психология личности: учеб. пособие. СПбГТУРП. СПб., 2011. С. 7.
3 Психология оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие / [В.М. Шевченко и др.]. 2-е изд., перераб и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. С. 103-106.
личности, а также большая часть моделей с описанием психологических характеристик, обеспечивающих эффективность деятельности.
По мнению А.И. Китова, необходимым считается рассмотрение качеств личности только в связи с характером, условиями и спецификой профессиональной деятельности1 [6].
Указывая на диагностическую ориентацию подхода, Л.Н. Собчик определяет личность как открытую внешнему опыту саморегулирующуюся систему, включающую в свою структуру такие компоненты, как моти-вационная направленность, эмоциональная сфера, стиль мышления (интеллектуальные способности, способ постижения переработки и воспроизведения информации), способ общения с окружающими2.
По мнению Ю.А. Погорельцевой3 личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Под личностными особенностями понимаются структурные компоненты личности, по которым существуют индивидуальные различия [4].
К.В. Невская к устойчивым личностным особенностям относит честь, верность, мужественность, дисциплинированность, бдительность, патриотизм и др. [11, с. 19].
В.В. Белов и А.А. Криулина выделяют индивидуально-психологические особенности личности как свойства личности, по которым различаются отдельные личности и которые являются условиями психической активности человека, определяют специфику общения и выполнения им какой-либо деятельности. Эти особенности связаны со всеми психическими явлениями и выражаются в темпераменте (динамический аспект), характере (содержательный аспект поведения), способностях, чувствах и
1 Тюнис Л.Ю., Котенев И.О. Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития руководителей органов внутренних дел в процессе обучения: учеб. пособие / отв. ред. В.И. Долинко. М.: ДГСК МВД России,2019. С. 35.
2 Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: метод. пособие. М.: ГУК МВД России, 2003. 127 с.
3 Погорельцева Ю.А. Психология личности: учеб. пособие / СПбГТУРП. СПб.,
2011.
эмоциях, воле (эмоционально-волевая устойчивость), способностях (особенности деятельности) [5, с. 88].
В.В. Рожковым отмечено, что в личности существует, живет многообразный имманентный мир, в котором скрыты цели, желания, потребности, культура, потенциальные возможности, характер и др. И каким бы гениальным не был исследователь личности другого человека, он никогда не сможет полностью раскрыть внутренний мир исследуемого. Кроме того, он акцентирует внимание на одной из функций личностно-деятельност-ного подхода, как побуждение обучаемого к активной деятельности не только через повышение знаний, но и к собственному самоопределению и развитию личности [13, с. 7-9].
В таком случае к личностным особенностям относятся те психологические особенности, которые кажутся более глубокими, глубинными, стабильными (долговременными) т. е. «внутренним механизмом» человеческой личности», как ее главная основа. Личностные особенности - это не только способности, темперамент, психологический характер и характер тела, но мотивы людей, их стремления и воля, их личностная устойчивость и личностная идентичность [1; 10; 15].
Таким образом, термин «личность» охватывает... «ансамбль психической организации человеческого индивида» [12, с. 23], является интегрированной организацией всех познавательных, аффективных и физических характеристик индивида, что отличает его от других людей (Г. Айзенк, 1948); воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия1 [15].
Материалы и методы
Работа проводилась в Центре профессиональной подготовки ГУ МВД по Свердловской области в период 120 учебных дней (20 недель). В исследовании приняли участие 140 слушателей сотрудников органов внутренних дел (ОВД), (81 мужчина, 59 женщин в возрасте 22-30 лет), с высшим (неюридическим и юридическим) образованием, с должностной категорией среднего и старшего начальствующего состава (СНС), с разным направлением служебной деятельности (подразделение государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД),
1 Погорельцева Ю.А. Психология личности: учеб. пособие / СПбГТУРП. СПб., 2011. С. 7-8.
подразделение уголовного розыска (УР), подразделение участковых уполномоченных полиции (УУП), подразделение предварительного следствия и дознания (ПСиД)). Гендерные различия не учитывались. Методами исследования выступили: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, математически-статистический метод обработки данных (t-критерий Стьюдента), системный, логический анализ.
Результаты исследования
Сопоставление среднегрупповых результатов, полученных при обследовании слушателей ЦПП с помощью индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик, свидетельствует о различиях в динамике личностных особенностей в ходе профессионального обучения в зависимости от направленности служебной деятельности. Полученные результаты представлены на рис. 1.
5
4
1
п I I I I I I I I I I I I I I г
т I I I I I I г
ти<°- х а;|— to s и CT
i с i .L I- I аю ти<°- х ш I— го s и
С Ь Jr I m и < I ш s и
о. ю го
■ начало обучения ■ окончание обучения
8
7
6
3
0
Рис. 1. Динамика личностных особенностей по шкалам индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик
Условные обозначения: Эк - экстраверсия; Сп - спонтанность; Аг - агрессивность; Рг- ригидность; Инт - интраверсия; Сен - сензитивность; Тр - тревожность; Лаб - лабильность; ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного движения; УР - Уголовный розыск; ПС и Д - Предварительное следствие и дознание; УУП - Участковые уполномоченные полиции
При сравнительном изучении динамики личностных особенностей у слушателей среднего и старшего начальствующего состава в ходе процесса профессионального обучения обнаружено своеобразие в зависимости от направленности служебной деятельности: на фоне относительной выраженности средних значений определенной характеристики у слушателей одних подразделений отмечается рост или снижение ее выраженности у слушателей других подразделений, в целом показатели средних значений выражены в средних пределах.
Сопоставление результатов средних значений по методике смысло-жизненные ориентации Д.А. Леонтьева, свидетельствует о несущественных различиях в динамике личностных особенностей в ходе профессионального обучения в зависимости от направленности служебной деятельности. Полученные результаты представлены на рис. 2.
140 120 100 80 60 40 20
0
* X X X к £ О U d а. * * ^ с;
* X X X к £ О и d а. * * ^ с;
* Д S I 1 X X ^ с; с;
* Д S I 1 £ £ ^ с; с;
начало обучения ■ окончание обучения
Рис. 2. Динамика личностных особенностей по шкалам методики смысложизненные ориентации Д.А. Леонтьева
Условные обозначения: Ож - осмысленность жизни; Цж - цели в жизни; Пж - процесс жизни; Рж - результативность жизни; Лк - Я-локус контроля Я; ЛкЖ - локус контроля жизнь; ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного движения; УР - Уголовный розыск; ПС и Д - Предварительное следствие и дознание; УУП - Участковые уполномоченные полиции
Сравнительный анализ результатов средних значений по методике смысло-жизненные ориентации Д.А. Леонтьева позволяет констатировать тот факт, что к концу обучения в группе слушателей подразделения уголовного розыска показатели смысло-жизненных ориентаций относятся
к высокому уровню, у остальных групп показатели остаются в пределах среднего уровня, существенных различий не наблюдается.
Сопоставление результатов средних значений по методике пятифак-торного личностного опросника рт!) свидетельствует о положительной динамике личностных особенностей в ходе профессионального обучения в зависимости от направленности служебной деятельности. Полученные результаты представлены на рис. 3.
12 С [ушатели подразделения ГИБДД слушатели подразделения ПСиД
С - слуша т ej подразделения УР - слушатели i с Д] 5а' деления УУП
11 ■ 1 ■ lull hill Illli
<Т) ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ovom^cccct Т. ^ О О ОС «с< с (Т) q; <~> и ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ovom^cccct xscovom^cccct i 00,°С«ос<с Л1ооОСвС<с m q; <-> u cq; <—' cr и начало обучения ■ окончание обучения ■ 1 1 1 1 1 1 1 ovom^cccct О о о с а с < с q и q и
Рис. 3. Динамика личностных особенностей по шкалам Пятифакторного личностного опросника (FFI)
Условные обозначения: Шкала Н - нейротизм; Шкала Эк -экстраверсия; Шкала Оо - открытость опыту; Шкала Доб - добронравие; Шкала Соз - сознательность; Индекс Пг - психологическая готовность к несению службы с оружием; Индекс Двп - дополнительное внимание со стороны психолога; Индекс Пп- психологическая пригодность к несению службы в экстремальных условиях; Индекс Ап - адаптационный профессионально-психологический потенциал индивида; Индекс Спд - степень профессиональной деформированности личности. ГИБДД -Государственная инспекция безопасности дорожного движения; УР - Уголовный розыск; ПС и Д - Предварительное следствие и дознание; УУП - Участковые уполномоченные полиции
Сравнительный анализ результатов средних значений по Пятифак-торному личностному опроснику рт!) позволяет констатировать тот факт, что к концу обучения в группах слушателей заметна в основном положительная динамика по шкалам.
Для более точного изложения полученных результатов следует обратиться к изучению корреляционного анализа значений ^критерия Сть-юдента в группах слушателей (табл. 1).
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа изменения показателей по методикам ИТО Л.Н. Собчик, СЖО Д.А Леонтьева, Пятифакторного личностного опросника (FFI) в группах слушателей
ГИБДД, УР, ПСиД, УУПиПД
Индивидуально- Значение Значение Значение Значение
типологический критерия у критерия у критерия у критерия у
опросник (ИТО) слушателей слушателей слушателей слушателей
Л.Н. Собчик подразделения ГИБДД подразделения УР подразделения ПСиД подразделения УУП иПДН
Шкала Эк 0,639 1,673 0,363 0,823
Шкала Сп 0,613 1,032 0,859 0,584
Шкала Аг 1,382, 0,196 0,661 1,461
Шкала Рг 2,208* 0,199 1,361 2,126*
Шкала Инт 0,067 0,659 0,548 0,339
Шкала Сен 0,731 0,872 1,967 0,312
Шкала Тр 1,396 1,349 0,150 0,401
Шкала Лаб 0,524 2,170* 1,084 1,674
Методика Значение Значение Значение Значение
смысло-жизнен- критерия у критерия у критерия у критерия у
ные ориентации слушателей слушателей слушателей слушателей
(СЖО) Д. А. Леонтьева подразделения ГИБДД подразделения УР подразделения ПСиД подразделения УУП и ПДН
Шкала Ож 0,285 2,320* 1,159 0,616
Шкала Цж 0,150 2,488* 0,695 0,103
Шкала Пж 1,310 2,160* 3,032** 0,531
Шкала Рж 0,531 2,753* 0,420 0,146
Шкала ЛкЯ 0,053 2,126* 1,332 1,227
Шкала ЛкЖ 0,636 1,018 0.526 0,016
Методика Значение Значение Значение Значение
Пятифакторный критерия у критерия у критерия у критерия у
личностный слушателей слушателей слушателей слушателей
опросник-FFI подразделения ГИБДД подразделения УР подразделения ПСиД подразделения УУП иПДН
Шкала Н 2,357* 0 0,676 1.483
Шкала Эк 1,462 0,485 0,484 0,564
Шкала Оо 0,580 0,627 0,292 0,095
Шкала Доб 2,568* 2,196* 0,507 2,156*
Шкала Соз 2,849** 0,297 0,447 2,142*
Индекс Пг 0,486 0,584 1,090 1,581
Индекс Двп 0,323 1,036 1,871 0,685
Индекс Пп 1,357 1,000 1,468 2,182*
Индекс Ап 2,162* 1,658 1,544 4,120**
Индекс Спд 0,583 1,447 1,468 2,997**
Условные обозначения: t - критерий Стьюдента; * - р < 0,05; ** - р < 0,01; ГИБДД - государственная инспекция безопасности дорожного движения; УР - уголовный розыск; ПсиД - Предварительное следствие и дознание; УУП и ПДН - подразделения участковые
уполномоченные полиции и по делам несовершеннолетних; Эк - экстраверсия; Сп - спонтанность; Аг - агрессивность; Рг - ригидность; Инт - интраверсия; Сен - сензитивность; Тр -тревожность; Лаб - лабильность; Ож - осмысленность жизни; Цж - цели в жизни; Пж - процесс жизни; Рж - результативность жизни; Лк - Я-локус контроля -Я; ЛкЖ - локус контроля -жизнь; Шкала Н - нейротизм; Шкала Эк - экстраверсия; Шкала Оо (открытость опыту); Шкала Доб - доброжелательность; Шкала Соз - сознательность; Индекс Пг - психологическая готовность к несению службы с оружием; Индекс Двп - дополнительное внимание со стороны психолога; Индекс Пп - психологическая пригодность к несению службы в экстремальных условиях; Индекс Пп - психологическая пригодность к несению службы в экстремальных условиях; Индекс Ап - адаптационный профессионально-психологический потенциал индивида; Индекс Спд - степень профессиональной деформированности личности.
Так, следует отметить, что по методике индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик выявлена достоверная положительная динамика по шкале Рг (ригидность) у слушателей подразделения ГИБДД ^эмп. = 2,208, р<0,05), у слушателей подразделения участковых уполномоченных полиции ^эмп. = 2,126, р<0,05). У слушателей подразделения УР к концу обучения наблюдается достоверная отрицательная динамика по шкале Лаб (лабильность tэмп. = 2,170, р<0,05).
В результате статистической обработки данных по методике смысло-жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева у слушателей подразделения уголовного розыска выявлена достоверная положительная динамика по следующим шкалам: Ож (осмысленность жизни tэмп. = 2,320, р<0,05); Цж (цели в жизни tэмп. = 2,488, р<0,05); Пж (процесс жизни tэмп. = 2,160, р<0,05); Рж (результат жизни tэмп. = 2,753, р<0,05); ЛкЯ (локус контроля-Я tэмп. = 2,126, р<0,05). У слушателей подразделения ПС и Д по шкале Пж (процесс жизни tэмп. = 3,032, р<0,01) также отмечается положительная достоверная динамика с ее ростом.
В результате статистической обработки данных с помощью параметрического ^критерия Стьюдента установлено, что показатели по пятифак-торному личностному опроснику рт!) у слушателей подразделения ГИБДД установлена достоверность отрицательной динамики (снижение) по показателю Н (нейротизм tэмп. = 2,357, р<0,05);а также положительная достоверная динамика по таким показателям, как: Доб (доброжелательность tэмп. = 2,568, р<0,05); Соз (сознательность tэмп. = 2,849, р<0,01); Ап (адаптационный профессионально-психологический потенциал индивида tэмп. = 2,162, р<0,05) с ее ростом .
У слушателей подразделения УР к концу прохождения профессионального обучения отмечается достоверная положительная динамика по шкале Доб (доброжелательность tэмп. = 2,196, р<0,05).
У слушателей подразделения УУП зафиксирована положительная достоверная динамика по шкалам Доб (доброжелательность tэмп. = 2,156, p<0,05), Соз (сознательность ^мп. = 2,142, p<0,05) и индексам Пп (психологическая пригодность к несению службы в экстремальных условиях Ьмп. = 2,182, p<0,05), Ап (адаптационный профессионально-психологический потенциал индивида Ьмп. = 4,120, p<0,01), снижение динамики по индексу Спд (степень профессиональной деформированности личности tэмп. = 2,997, p<0,01).
Обсуждение и выводы
Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. По окончании прохождения профессионального обучения у слушателей подразделения (УР) наблюдается снижение эмоциональной изменчивости, снижение чувствительности к замечаниям и критике. У сотрудников повышается самоконтроль, приобретается устойчивая мотивация.
2. У слушателей подразделений (ГИБДД, УУП) наблюдается проявление следующих черт: субъективизма, критичности в отношении иных мнений, проявление упрямства, индивидуальности в отстаивании своей точки зрения, педантичности, сверхпунктуальности. Поведение строится по определенной схеме, оно стало подверженным привычкам и стереотипам, плану действий, учитываются все шаги, что говорит о стойком выработанном дисциплинированном поведении.
3. Слушателей подразделений (УР и Пс и Д) к окончанию прохождения профессиональной подготовки можно охарактеризовать как целеустремленных людей, планы, которых имеют реальную опору в настоящем, они подкреплены личной ответственностью за их реализацию. Процесс своей жизни ими воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, ощущая при этом продуктивность и осмысленность прожитой ее части. Они также имеют представление о себе как о сильных личностях, обладающих достаточной свободой выбора, готовы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями, готовы свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
4. В целом у сотрудников ОВД среднего и старшего начальствующего состава отмечается проявление доброжелательности, сознательности в
поведении, растет адаптационный потенциал к условиям служебной деятельности, сформирована психологическая готовность к действиям в экстремальных ситуациях.
Следовательно, присутствует необходимость учитывать индивидуально-личностные особенности сотрудников ОВД в качестве профессионально значимых качеств на пути профессионального становлении и использовать их в модели поведения для профессионального роста.
Список литературы
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980.
3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. - 122 с.
4. Белов В.В. Акмеологический подход к исследованию личности лидера организации // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии. Материалы XI международной научно-практической конференции молодых ученых. 2016. С. 106-109.
5. Белов В. В., Криулина А. В. Индивидуально-психологические особенности пожилых женщин с различными системами отношений личности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 2. - С. 83-100.
6. Китов А.И. Опыт построения психологической теории управления // Психологический журнал. - 1981. - Т.2. - №4. - С. 21-33.
7. Кокурин А.В., Петров В.Е. Особенности применения Пятифакторного личностного опросника в деятельности психологов органов внутренних дел // Психология и право. - 2016. - Т. 6. - № 3. - С. 40-47.
8. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2009. - 280 с.
9. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
10. Менте М. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. - СПб.: Питер, 2001. - 208 с.
11. Невская К.В. Изучение личностных особенностей военнослужащих // Молодежная наука: Тенденции развития. - 2017. - №1. - С. 18-25.
12. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. - М.: Прогресс, 1975. - Т. 5. - С. 23.
13. Рожков В.В. О роли личностно-деятельностного подхода в развитии личности сотрудника ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1997. - №2 (6). - С. 7-9.
14. Романов В.В. Юридическая психология: учеб. - М.: Юристъ, 1998. - 488 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 720 с.
16. Собчик Л.Н. Индивидуально-типологический опросник: практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. - М.: Компания Боргес, 2010. - 59 с.
17. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики. - СПб.: Речь, 2005. - 621 с.
18. Costa P., McCrae R. Multiple uses for longitudinal personality data // European Journal of Personality, 1992. Vol. 6, Р. 85-102.
References
1. Anastasi, A., Urbina, S. (2007) Psikhologicheskoye testirovaniye [Psychological testing]. 7th ed. St. Petersburg: Peter. (In Russian).
2. Andreeva, G.M. (1980) Sotsial'naya psikhologiya [Social psychology]. Moscow. (In Russian).
3. Beznosov. S.P. (2004) Professional'naya deformatsiya lichnosti [Professional deformation of personality]. St. Petersburg: Speech. (In Russian).
4. Belov, V.V. (2016) Akmeologicheskiy podkhod k issledovaniyu lichnosti lidera or-ganizatsii [Acmeological approach to the study of the personality of the leader of the organization] // Psychology of the XXI century. Theory and practice of modern psychology. Materials of the XI international scientific-practical conference of young scientists. pp. 106109. (In Russian).
5. Belov, V. V., Kriulina, A.V. (2021) Individual'no-psikhologicheskiye osobennosti pozhilykh zhenshchin s razlichnymi sistemami otnosheniy lichnosti [Individual psychological characteristics of elderly women with different systems of personality relations]. Vestnik Len-ingradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina. - Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. No. 2. pp. 83-100. (In Russian).
6. Kitov, A.I. (1981) Opyt postroyeniya psikhologicheskoy teorii upravleniya [The experience of building a psychological theory of management]. Psikhologicheskiy zhurnal -Psychological Journal. Vol.2. No.4. рp. 21-33. (In Russian).
7. Kokurin, A.V., Petrov, V.E. (2016) Osobennosti primeneniya Pyatifaktornogo lich-nostnogo oprosnika v deyatel'nosti psikhologov organov vnutrennikh del [Features of the use of a five-factor personality questionnaire in the activities of psychologists of internal affairs bodies]. Psikhologiya i pravo - Psychology and Law. Vol. 6. No. 3. pp. 40-47. (In Russian).
8. Leontiev, D.A. (2009) Psikhologiya smysla [Psychology of meaning]. Moscow: Sense. (In Russian).
9. Leontiev, D.A. (2003) Psikhologiya smysla: priroda, stroyeniye i dinamika smyslovoy real'nosti [Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality]. Moscow: Sense. (In Russian).
10. Mente, M. (2001) Effektivnoye ispol'zovaniye rolevykh igr v treninge [Effective use of role-playing games in training]. St. Petersburg: Peter. (In Russian).
11. Nevskaya, K.V. (2017) Izucheniye lichnostnykh osobennostey voyennosluzhash-chikh [The study of personal characteristics of military personnel]. Molodezhnaya nauka: Tendentsii razvitiya - Youth science: Development trends. No. 1. pp. 18-25. (In Russian).
12. Nyutten, Zh. (1975) Motivatsiya [Motivation]. Eksperimental'naya psikhologiya -Experimental psychology / edited by P. Fress, J. Piaget. Moscow: Progress. Vol. 5 р. 23. (In Russian).
13. Rozhkov, V.V. (1997) O roli lichnostno-deyatel'nostnogo podkhoda v razvitii lich-nosti sotrudnika OVD [On the role of the personal-activity approach in the development of the personality of an employee of the Department of Internal Affairs]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh - Psychopedagogy in law enforcement agencies. No 2 (6). pp. 7-9. (In Russian).
14. Romanov, V.V. (1998) Yuridicheskaya psikhologiya [Legal psychology]: Textbook. Moscow: Jurist. (In Russian).
15. Rubinstein, S.L. (2007) Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of general psychology]. St. Petersburg: Peter. (In Russian).
16. Sobchik, L.N. (2010) Individual'no-tipologicheskiy oprosnik: prakticheskoye rukovodstvo k traditsionnomu i komp'yuternomu variantam testa [Individual typological questionnaire: a practical guide to traditional and computer versions of the test]. Moscow: Borges Company. (In Russian).
17. Sobchik, L.N. (2005) Psikhologiya individual'nosti: teoriya ipraktika psikhodiagnos-tiki [Psychology of individuality: theory and practice of psychodiagnostics]. St. Petersburg: Speech. (In Russian).
18. Costa, P., McCrae R. (1992) Multiple uses for longitudinal personality data // European Journal of Personality. Vol. 6. рр. 85-102.
Об авторах
Пестова Светлана Сергеевна, аспирант, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0001-8526-3675, e-mail: [email protected]
About the authors
Svetlana S. Pestova, postgraduate, Pushkin Leningrad state University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001-8526-3675,
e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 05.05.2022 Received: 05 May 2022
Принята к публикации: 26.05.2022 Accepted: 26 May 2022
Опубликована: 30.06.2022 Published: 30 June 2022