Научная статья на тему 'ДИНАМИКА КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ'

ДИНАМИКА КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ХОККЕЙ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХОККЕЕ / СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Родыгина Юлия Кимовна

В статье представлены результаты экспериментального исследования по выявлению изменений в характеристиках психомоторики, внимания и памяти юных хоккеистов в условиях регулярных занятий хоккеем с шайбой на начальном этапе спортивной подготовки. Выделена цель научного изучения, состоящая в исследовании динамики когнитивных характеристик юных спортсменов для разработки практических рекомендаций по психологическому сопровождению в детско-юношеском хоккее на начальном этапе подготовки. Предложен апробированный комплексный подход изучения когнитивных параметров детей младшего школьного возраста в условиях регулярных занятий хоккеем с шайбой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Родыгина Юлия Кимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE COGNITIVE CHARACTERISTICS OF YOUNG HOCKEY PLAYERS AT THE BEGINNING STAGE OF A SPORTS CAREER

The article presents the results of an experimental study to identify changes in the characteristics of psychomotor skills, attention and memory of young hockey players in the conditions of regular ice hockey lessons at the initial stage of sports training. The purpose of the scientific study is highlighted, which consists in studying the dynamics of the cognitive characteristics of young athletes for the development of practical recommendations for psychological support in children and youth hockey at the initial stage of training. A tested comprehensive approach to studying the cognitive parameters of primary school children in conditions of regular ice hockey training is proposed.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ»

Петербургском государственном университете. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 28.

11. Луговой Г. Пантюркизм в Турции // Turkish News. - 29.10.2017. -URL:http://www.turkishnews.ru/politika-i-obschestvo-turcii/article/pantyurkizm-v-turcii (дата обращения: 01.01.2021).

12. Triandis H.C. Culture and social behavior / Harry Triandis. - New York [u.a.] : McGraw-Hill, 1994. - XVI, 330 p.

REFERENCES

1. Gumilev, L.N. (1990), Ethnogenesis and biosphere of the earth, Gidrometeoizdat, Leningrad.

2. Gumilev L.N. (2008), Rhythms of Eurasia. Epochs and civilizations, AST, Moscow.

3. Mikhailov, V.I. (2014), "Turkey on the eve of new reforms", Bulletin of the St. Petersburg law Academy, No. 2 (23), pp. 8-11.

4. Mikhailov, V.I. (2014), "On the system of education and training in Turkey", Actual problems of legal science, practice and higher education. Collection of scientific articles based on the materials of the international scientific practice. Conf, NOU SUA, St. Petersburg, pp. 104-109.

5. Moskalenko, V.A. (2013), "Ethnopsychological features as one of the main vectors of analysis of personal and professional qualities of military personnel in Turkey", Vestnik of Tuva state University. Pedagogical science, No. 4, pp. 86-94.

6. Pavlova, O.S., Minazova, V.M. and Khukhlaev, O.E. (2016), "Religious identity of Muslim students (based on the study of youth living in the Chechen Republic)", Cultural and historical psychology, Vol. 12, No. 4, pp. 90-99.

7. Sergeeva, A.V. (2016), "Psychological factors of integral identity transformation", Ananiev readings-2016. Psychology: yesterday, today, tomorrow. Mate. intl. scientific Conf, St. Petersburg, Vol. 2, pp. 176-177.

8. Simonenko, V.A. (2002), Meskhetian Turks: historical fate and problems of cultural adaptation, dissertation, Krasnodar.

9. Shenturk Nermie (2016), Russian-Turkish cultural relations in the context of modern inter-civilizational relations, dissertation, St. Petersburg.

10. Fokin, V. I. (2015), "Interaction of cultures and diplomacy of States", Intercultural dialogue in the modern world : Proceedings of the international conference at St. Petersburg state University, St. Petersburg, pp. 28.

11. Lugovoy, G. (29.10.2017), "Pan-Turkism in Turkey", Turkish News, available at:http://www.turkishnews.ru/politika-i-obschestvo-turcii/article/pantyurkizm-v-turcii.

12. Triandis, H.C. (1994), Culture and social behavior, McGraw-Hill, N.Y., pp. 169-173.

Контактная информация: juliapolice@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.01.2021

УДК 159.91

ДИНАМИКА КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ

Юлия Кимовна Родыгина, доктор медицинских наук, доцент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования по выявлению изменений в характеристиках психомоторики, внимания и памяти юных хоккеистов в условиях регулярных занятий хоккеем с шайбой на начальном этапе спортивной подготовки. Выделена цель научного изучения, состоящая в исследовании динамики когнитивных характеристик юных спортсменов для разработки практических рекомендаций по психологическому сопровождению в детско-юношеском хоккее на начальном этапе подготовки. Предложен апробированный комплексный подход изучения когнитивных параметров детей младшего школьного возраста в условиях регулярных занятий хоккеем с шайбой.

Ключевые слова: динамика когнитивных характеристик, детско-юношеский хоккей, этап начальной подготовки в хоккее, спортивная карьера.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p475-478

DYNAMICS OF THE COGNITIVE CHARACTERISTICS OF YOUNG HOCKEY PLAYERS AT THE BEGINNING STAGE OF A SPORTS CAREER Yulia Kimovna Rodygina, the doctor of medical science, senior lecturer, Academician I.P. Pavlov First St. Petersburg State Medical University

Abstract

The article presents the results of an experimental study to identify changes in the characteristics of psychomotor skills, attention and memory of young hockey players in the conditions of regular ice hockey lessons at the initial stage of sports training. The purpose of the scientific study is highlighted, which consists in studying the dynamics of the cognitive characteristics of young athletes for the development of practical recommendations for psychological support in children and youth hockey at the initial stage of training. A tested comprehensive approach to studying the cognitive parameters of primary school children in conditions of regular ice hockey training is proposed.

Keywords: dynamics of cognitive characteristics, children and youth hockey, stage of initial training in hockey, sports career.

ВВЕДЕНИЕ

Возраст начала спортивной карьеры в детско-юношеском хоккее совпадает с младшим школьным возрастом. В этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а все действия начинают соотноситься с внутренним планом ребенка [1]. Из литературных источников известно, что при развитии утомления и состояний перетренированности первичное ухудшение функционального уровня возникает в ЦНС, что и определяет диагностическую ценность психофизиологических показателей, таких как скорость сенсомо-торных реакций, внимание, память в условиях регулярных занятий хоккеем с шайбой [2,

4].

Этап начальной подготовки в детском хоккее характеризуется осуществлением физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы, который направлен, прежде всего, на укрепление здоровья детей, разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники и тактики хоккея, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. На данном этапе начинается формирование детских команд и соревновательная практика в городских и региональных соревнованиях. Стремительное развитие детского хоккея, его популярность среди детей и их родителей требует от детского хоккейного тренера знания об индивидуальных психологических особенностях детей в команде, а также ведение целенаправленной психологической подготовки на начальном этапе многолетней подготовки [3].

Цель исследования выявить динамику когнитивных характеристик юных спортсменов для разработки практических рекомендаций по психологическому сопровождению в детско-юношеском хоккее на начальном этапе подготовки.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для диагностики психологических характеристик юных хоккеистов использовались психологические тесты выполненных с помощью пакета компьютерных программ «Психотест» (производство фирмы «Нейрософт»): реакция на движущийся объект (РДО), объем внимания, объем образной памяти, тест Равена (цветовые матрицы Равена, детский вариант). Исследование проводилось на базе клуба «СКА Стрельна», Санкт-Петербург. В динамике одного года (мая 2016 по май 2017 года) трехкратно были обследованы юные

хоккеисты в количестве 28 человек (мальчики), 2008 года рождения. На момент начала проведения исследования средний возраст детей составил 8,3±0,03 года. Стаж занятия хоккеем у детей в начале исследования составил в среднем 3,5 года. Общий массив количественных данных обрабатывался в статистической компьютерной программе БТЛПБТЖЛ У.7

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ показателей реакции на движущийся объект выявил достаточно высокую скорость реакции у игроков команды «СКА Стрельна» (133,6мс) на начальном этапе, с достоверным улучшением результата в процессе годичного цикла (до 122 мс) (рисунок 1). При этом на начальном этапе спортивной подготовки в хоккее уже становится важным понимание скорости психомоторных реакций юных спортсменов, т.к. профессионально значимыми психическими качествами в хоккее являются уровень восприятия, внимания, переработки информации, помехоустойчивости, прогнозирования и реализации действий, быстроты реакций.

133,6

132,1

135

и

§ 130

Я

— 125

§

И

-

И 120

115

Время РДО май.16 ноя.16 Имай.17

Рисунок 1 - Динамика времени реакции на движущийся объект в годичном цикле начальной подготовки юных

хоккеистов

При анализе средних показателей объема внимания выявился неоднородный рост показателей - прирост объема внимания за зимние месяцы был больше в полтора раза (рисунок 2).

25 -

20 -

3 15 -

£ 10 -

5

0

Объем внимания

Объем образной памяти

■ май.17 7 11

■ ноя.16 4,37 5

■ май.16 4,67 5,1

май.16 ■ ноя.16 Имай.17

Рисунок 2 - Динамика объема внимания и объема образной памяти в годичном цикле начальной подготовки

юных хоккеистов

В исследуемой группе мы наблюдали улучшение психического развития детей, занятых хоккеем, и стоит отметить, что процесс этого развития в части психических процессов неоднороден, что требует дополнительных фактов в поисках закономерностей развития у детей, занимающихся хоккеем.

При рассмотрении показателей памяти нами сделан выбор в анализе динамики особенностей кратковременной образной памяти. Данный выбор показателя памяти был сделан на основе специфических характеристик вида спорта.

В хоккее для увеличения количества технико-тактических действий и успешной их реализации в условиях дефицита времени крайне важны процессы памяти, а для успешного прогнозирования игроком будущих атак и вариантов защиты крайне важным оказывается успешная фиксация в памяти расположения противников на хоккейном поле, возможность комбинирования данными зрительными образами в дальнейшем.

В динамике психического развития юных хоккеистов показатель образной памяти в течение одного года увеличился более чем в 2 раза с 5,1 (май 2016) до 11 баллов (май 2017). Причем данный существенный прирост также приходится на период зимних и весенних месяцев с ноября по май.

ВЫВОДЫ

1. Выявленные особенности динамики психомоторных реакций на движущийся объект юных хоккеистов в условиях тренировочных занятий показали, что в группе начальной подготовки у большинства детей совершенствуется быстрота реакций на движущийся объект, повышается объем внимания и объем образной памяти, что соответствует общим научным данным относительно повышения интеллектуальных показателей у детей, занимающихся спортом.

2. В ходе тренировочного процесса необходимо использовать развитие навыков быстроты психомоторных реакций и интеллектуальных характеристик (памяти, внимания) у детей младшего школьного возраста, что в дальнейшем способствует лучшей надежности и стабильности спортивных результатов.

3. Психологическое наблюдение за когнитивными параметрами детей в условиях регулярных занятий хоккеем с шайбой позволяет прогнозировать соревновательные ресурсы детей. Так в полученных экспериментальных данных было показано, что максимальная психологическая готовность к соревнованиям у детей младшего школьного возраста приходится на период зимних и весенних месяцев (с ноября по май).

ЛИТЕРАТУРА

1. Немцов, О.Б. Динамика уровня физической подготовленности, физического развития и психоэмоционального состояния у школьников 11-16 лет / О.Б. Немцов, Т. А. Должикова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (73). - С. 130-133.

2. Павлова, Н.В. Роль психофизиологических показателей в адаптации к спортивной деятельности хоккеистов 11-18 лет : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Павлова Наталья Валерьевна. -Омск, 2014. - 24 с.

3. Плотников, В.В. Интеллектуальная подготовленность хоккеистов 13-14 лет / В.В. Плотников, О.И. Политика, С.Д. Галиуллина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 5 (63). - С. 80-83.

4. Sibirev, V.V. Psychophysiology of junior ice hockey players training process / V.V. Sibirev, Y.K. Rodygina // Theory and Practice of Physical Culture. - 2016. - No. 9. - P. 72-74.

REFERENCES

1. Nemtsov, O.B. and Dolzhikova, T.A. (2010), "Dynamics of the level of physical fitness, physical development and psycho-emotional state in schoolchildren 11-16 years old", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (73), pp. 130-133.

2. Pavlova, N.V. (2014), The role of psychophysiological indicators in adaptation to sports activity of 11-18 year old hockey players, dissertation, Omsk.

3. Plotnikov, V.V., Politika, O.I. and Galiulina, S.D. (2010), "Intellectual readiness of hockey players 13-14 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (63), pp. 80-83.

4. Sibirev, V.V. Rodygina, Y.K. (2016), "Psychophysiology of junior ice hockey players training process", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 72-74

Контактная информация: yurodygina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.