тела на раннем этапе восстановительного лечения // Вопр. курортол. 2009. №5. С.17-20.
5. Содержание лептина в плазме крови при бронхиальной астме / Минеев В.Н. [и др.] // Клин. медицина. 2009. №7. С.33-37.
6. Способ лечения больных бронхиальной астмой с избыточной массой тела: пат. 2317057 С1 RU:
МПК А61Н 1/00, А61В 5/02, А63В 23/18 / автор и заявитель Н.Н.Вавилова; патентообладатель ГУ ДНЦ ФПД СО РАМН (RU).-№ 2006129393; за-
явл.14.08.2006; опубл.20.02.2008, Бюл. №5.
7. Atwood C.S., Bowen R.L. A multi-hit endocrine model of adult-onset asthma // Ageing Res. Rev. 2008. Vol.7. P.114-125.
Поступила 25.01.2010
Наталья Николаевна Вавилова, главный научный сотрудник, 675000, г. Благовещенск, ул. Калинина, 22;
Natalia N. Vavilova, 22 Kalinin Str., Blagoveschensk, 675000;
E-mail: [email protected]
□ □ □
УДК (616.24-036.12:612.013.7)
А.Ю.Трофимова, В.П.Колосов
ДИНАМИКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ХОБЛ-ШКОЛЕ
Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания Сибирского отделения РАМН,
Благовещенск
РЕЗЮМЕ
Целью нашей работы было изучение влияния интерактивной образовательной программы на динамику показателей общего и специфического качества жизни (КЖ) больных хронической об-структивной болезнью легких (ХОБЛ) средней степени тяжести, стабильного течения. На основании проведенных исследований выявлено, что разработанная нами интерактивная образовательная программа для больных ХОБЛ оказывает влияние на большинство показателей общего КЖ по вопpоcнику MOS SF-36 и на все показатели специфического КЖ (SGRQ). Наиболее выраженная положительная динамика уровня КЖ прослеживается уже через месяц после обучения в ХОБЛ-школе по шкалам «роль эмоциональным вдоблем» и «психическое здоровье» при исследовании общего КЖ и со стороны показателей, отвечающих за психосоциальные аспекты при исследовании специфического КЖ.
Ключевые слова: ХОБЛ, образовательная программа, ХОБЛ-школа, качество жизни.
SUMMARY
A.Yu.Trofimova, V.P.Kolosov
THE DYNAMICS OF QUALITY OF LIFE OF A PATIENTS DURING STUDYING IN COPD-SCHOOL
The aim of our work was to study the influence of interactive educational program upon the dynamics of values of general and specific quality of life (QL) of patients with chronic obstructive
pulmonary disease (COPD) of moderate severity and stable clinical course. On the basis of these researches it was found out that interactive educational program developed by us for COPD patients has an influence on the majority of values of general QL by the questionnaire MOS SF-36 and on all the values of specific QL (SGRQ). The most apparent positive dynamics of QL level can be seen already in a month after studying in COPD-school by scales “the role of emotional problems” and “psychological health” at the investigation of general QL and values that reveal psychological aspects at the study of specific QL.
Key words: COPD, educational program,
COPD-school, quality of life.
В настоящее время хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) является одной из важнейших медико-социальных проблем пульмонологии, что связано с чрезвычайно высокой распространенностью и неуклонным прогрессированием заболевания приводящего к ранней инвалидизации [8].
Исследование качества жизни (КЖ) актуально в различных разделах медицины, в том числе и в пульмонологии, особенно у больных с обструктивной бронхолёгочной патологией [1]. В первую очередь, это объясняется тем, что данная группа заболеваний сопровождается дыхательным дискомфортом, эмоциональная значимость которого порой превышает болевой синдром. Дыхательный дискомфорт, приступы затрудненного дыхания, «привязанность» к определенным лекарственным препаратам, все это делает жизнь пациента в значительной степени, отличающейся от жизни окружающих и очень часто
связанно с существенным ограничением во всех составляющих нормального существования человека. В свою очередь, эти ограничения могут оказаться важнее для больного, чем сами симптомы заболевания [3, 5].
Обучения пациентов страдающих ХОБЛ все шире входит в практику ведения больных данной патологией [4]. Использование образовательных программ для больных с данной патологией способствует достижению максимального взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом, что оказывает влияние на эффективность проводимого лечения [1, 2].
В настоящее время опубликованы популяционные данные по КЖ у больных ХОБЛ, а так же влияние разных методов стандартизованной терапии на КЖ [7]. Однако в настоящее время не существует убедительных фактов, доказывающих эффективность образовательных программ по ХОБЛ. Отсутствие единых подходов к оценке результатов эффективности обучения больных ХОБЛ, делают трактовку окончательных результатов весьма затруднительной [6].
В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение влияния разработанной нами интерактивной образовательной программы на динамику показателей общего и специфического качества жизни больных ХОБЛ средней степени тяжести, стабильного течения.
Материал и методы исследования
Нами было обследовано 57 больных ХОБЛ со средней степенью тяжести, стабильного течения в возрасте от 37 до 58 лет. С 35 пациентами был проведен цикл занятий по образовательной программе ХОБЛ (основная группа). Контрольную группу составили 22 пациента, отказавшихся от обучения.
Обследование больных проводилось на базе пульмонологического отделения клиники ДНЦ ФПД СО РАМН. Все пациенты были информированы и дали согласие на участие в исследовании. Стадию ХОБЛ оценивали согласно рекомендациям Global Initiative for Chronic Obstructive Lung Disease (2007) [9].
Для оценки параметров КЖ применяли один из наиболее популярных общих вопросников MOS SF-36 Item Short-Form Health Survey (J.E.Ware, 1992) и специализированный «Респираторный вопросник госпиталя Святого Георгия» (SGRQ, РОСГ) [3, 6]. Вопросник SF-36, позволяет оценивать КЖ респондентов с различными нозологическими единицами и сравнивать эти показатели (в баллах) c таковыми у здоровой популяции, при этом он обладает достаточно высокой чувствительностью. SGRQ включает вопросы, которые структурированы таким образом, что ответы на них отражают субъективную оценку больным респираторных расстройств. Вопросник SGRQ состоит из следующих частей. Первая часть включает шкалу симптомов (Symptoms), вторая - шкалу активности (Activity), третья - шкалу воздействия (Impact). Четвертая шкала - общий счет (Total), при этом сумма 100 - расценивается как самое худшее состояние здоровья из возможного, а 0 -самое лучшее состояние здоровья.
С учетом разработанного дизайна исследования, нами были изучены исходные значения параметров
общего и специфического качества жизни больных со средней степенью тяжести стабильного течения ХОБЛ. Повторное обследование пациентов проводилось через 1, 3 и 6 месяцев после окончания курса обучения. Обучение пациентов проводилось на базе ДНЦ ФПД СО РАМН в специально оборудованном кабинете. Интерактивная образовательная программа для больных ХОБЛ включала в себя: позитивное информирование о данном заболевании, рекомендации для повышения социальной активности и формирование мотивации на соблюдение рекомендации лечащего врача.
Программа представляет собой цикл из пяти занятий, с использованием групповой формы обучения (группа от 5 до 7 человек). Занятия проводились специально подготовленным врачом пульмонологом, длительность одного занятия составляла один час. План занятий включал в себя следующие темы: «Строение дыхательной системы в норме»; «Что такое ХОБЛ?»; «Клиническая картина ХОБЛ»; «Медикаментозное лечение ХОБЛ»; «Организация жизнедеятельности больных ХОБЛ». Вся информация была представлена в виде лекционного материала, подкрепленного показом видеофильмов, слайдов, планшетов, муляжей лекарственных препаратов, раздачей печатного материала на руки. В конце каждого занятия проводилось тестирование для определения усвояемости материала.
Результаты исследования и их обсуждение
Исходный уровень общего КЖ в группе пациентов включенных в образовательный цикл не имел достоверно статистических отличий от контрольной группы (табл. 1). Через 1 месяц после прохождения обучения в ХОБЛ-школе достоверные изменения параметров отмечаются по 2-м шкалам общего КЖ: «роль эмоциональных проблем» (38,33+1,84 и 58,72+3,22 балла; р<0,001) и «психическое здоровье» (42,32+2,35 и 62,25+2,12 балла; р<0,001), по сравнению с исходными данными. В контрольной группе через 1 месяц отмечается снижение показателей данных шкал на 29,2% и 35,3%, по сравнению с пациентами прошедших обучение. Через 3 месяца после обучения нами выявлена статистически достоверная динамика большинства исследуемых показателей КЖ. Отмечаются наиболее глубокие изменения по шкалам «роли физических проблем» (52,41+2,25 и 64,41+2,45 балла; рі <0,01), «социальной активности» (51,44+3,16 и 66,49+3,45 балла; р1<0,01), «роли эмоциональных проблем» (38,33+1,84 и 67,33+1,74 балла; р1<0,001) и «психического здоровья» (42,32+2,35 и 68,32+2,45 балла; р1<0,001), по сравнению с исходными данными. В контрольной группе через такой же период отмечается снижение показателей по шкалам «роли физических проблем» на 18,6%, «социальной активности» на 19,7%, «роли эмоциональных проблем» на 38,6% и «психического здоровья» на 38,2% по сравнению с обученными пациентами. Однако, через 6 месяцев после обучения было отмечено снижение параметров общего КЖ отвечающих за психоэмоциональный статус, это шкалы «роль эмоциональных проблем» и «психическое здоровье»,
Таблица 1
Динамика показателей общего качества жизни больных ХОБЛ средней степени тяжести в процессе обучения в ХОБЛ-школе по данным MOS SF-36
Параметры КЖ Основная группа Контрольная группа
исходные данные через 1 мес. через 3 мес. через 6 мес. исходные данные через 1 мес. через 3 мес. через 6 мес.
ФА 58,75 +3,65 62,35 +2,15 р>0,05 67,15 +3,47 Pi<0,05 63,47 +2,75 р2>0,05 59,35 +2,65 60,15 +3,15 р>0,05 62,68 +2,44 р1>0,05 61,47 +2,88 р2>0,05
РФ 52,41 +2,25 58,32 +1,21 р>0,05 64,41 +2,45 р1<0,01 61,78 +3,25 р2<0,01 51,61 +2,77 53,32 +2,22 р>0,05 52,41 +1,25 р1>0,05 53,78 +3,15 р2>0,05
Б 71,56 +1,44 72,66 +2,34 р>0,05 74,56 +1,44 р1>0,05 73,57 +4,12 р2>0,05 72,56 +1,22 72,96 +3,25 р>0,05 73,54 +1,42 р1>0,05 72,87 +4,14 р2>0,05
ОЗ 39,14 +2,83 44,09 +1,63 р>0,05 47,14 +2,83 р1<0,05 45,32 +2,31 р2>0,05 40,19 +2,34 42,12 +3,45 р>0,05 41,14 +2,77 р1>0,05 41,32 +2,33 р2>0,05
ЖС 54,63 +1,32 60,81 +2,52 р<0,05 47,14 +2,83 р1<0,05 59,57 +2,22 р2>0,05 53,43 +2,48 54,45 +1,87 р>0,05 54,88 +3,32 р1>0,05 53,57 +2,37 р2>0,05
СА 51,44 +3,16 59,27 +2,36 р<0,05 66,49 +3,45 р1<0,01 3 4 01 Ч, Ч, о° 6 + <2 р 52,21 +2,14 54,17 +1,25 р>0,05 53,41 +3,16 р1>0,05 54,43 +2,65 р2>0,05
РЭ 38,33 +1,84 58,72 +3,22 р<0,001 67,33 +1,74 р1<0,001 53,15 +3,84 р2<0,01 39,63 +1,14 41,59 +3,41 р>0,05 41,33 +2,54 р1>0,05 40,38 +3,84 р2>0,05
ПЗ 42,32 +2,35 62,25 +2,12 р<0,001 68,32 +2,45 р1<0,001 57,23 +3,65 р2<0,01 41,82 +1,45 40,25 +2,17 р>0,05 42,22 +2,79 р1>0,05 41,73 +3,67 р2>0,05
Примечание: здесь и далее р - достоверность различия между исходными показателями и через 1 месяц; Р1 - достоверность различия между исходными показателями и через 3 месяца; р2 - достоверность различия между исходными показателями и через 6 месяцев.
Таблица 2
Динамика показателей специфического КЖ больных ХОБЛ средней степени тяжести в процессе обучения в ХОБЛ-школе по данным SGRQ
Параметры КЖ Основная группа Контрольная группа
исходные данные через 1 мес. через 3 мес. через 6 мес. исходные данные через 1 мес. через 3 мес. через 6 мес.
Symptoms 63,3+0,7 59,2+1,3 р<0,05 46,6+2,1 р1<0,001 51,4+1,8 р2<0,01 64,1+0,9 61,6+1,7 р>0,05 63,6+2,1 р1>0,05 59,4+1,3 р2>0,05
Activity 58,2+0,9 54,4+2,4 р>0,05 46,4+1,8 р1<0,01 53,6+2,3 р2<0,05 57,6+1,3 55,1+1,4 р>0,05 56,4+1,8 р1>0,05 55,6+1,9 р2>0,05
Impact 73,2+0,8 56,4+1,7 р<0,001 37,8+1,8 р1<0,001 59,3+2,4 р2<0,01 72,8+1,1 70,4+1,9 р>0,05 71,8+1,4 р1>0,05 72,9+2,1 р2>0,05
Total 49,8+1,1 42,3+1,7 р<0,05 37,1+1,9 р1<0,01 41,8+2,1 р2<0,05 46,5+1,4 45,3+1,7 р>0,05 44,1+1,9 р1>0,05 44,8+2,1 р2>0,05
соответственно (38,33+1,84 и 53,15+3,84 балла; р2<0,01) и (42,32+2,35 и 57,23+3,65 балла; р2<0,01), но по сравнению с исходными данными прослеживалось по-прежнему достоверное улучшение (р2<0,01). В группе контроля через 6 месяцев отмечается снижение показателей по шкалам «роль эмоциональных проблем» на 24% и «психическое здоровье» на 27,1% по сравнению с прошедшими обучение пациентами.
Полученные значения показателей специфических параметров КЖ с помощью вопросника SGRQ подтвердили нарушения в социально-физическом функционировании больных ХОБЛ средней степени тяжести. Исходный уровень показателей параметров специфического КЖ в группе пациентов, прошедших обучение не имел статистических различий, по сравнению с контрольной группой (табл. 2). Причем, от-
мечается довольно высокое значение исходных показателей шкал Symptoms (63,3+0,7 балла) и Impact (73,2+0,8 балла), указывающих на то, что влияние заболевания на психосоциальные аспекты повседневной жизни у больных ХОБЛ средней степени тяжести достаточно значимо. Так же, выявлен высокий исходный показатель шкалы Activity (58,2+0,9 балла), который означает снижение объемов физической деятельности из-за наличия у данных больных хронической обструкции дыхательных путей. Значение в шкале Total 49,8+1,1 баллов указывает на общее негативное влияние заболевания на состояние здоровья у больных ХОБЛ средней степени тяжести.
Наиболее глубокие изменения специфических параметров КЖ после прохождения обучения в ХОБЛ-школе выявлены среди показателей шкалы Impact, отвечающей за психосоциальную деятельность больных (табл. 2). Так через 1 месяц после прохождения обучения были зафиксированы статистически значимые изменения параметров данной шкалы (с 73,2+0,8 до 56,4+1,7 балла; р<0,001), по сравнению с исходными данными. В группе контроля показатель шкалы Impact выше на 19,9% по сравнению с обученными пациентами. При дальнейшем исследовании через 3 месяца, так же прослеживается достоверная динамика среди показателей шкалы Impact (с 73,2+0,8 до 37,8+1,8 балла; р!<0,001). Однако, через 6 месяцев после обучения, отмечается обратная динамика показателей данной шкалы, что составило 59,3+2,4 балла, но при этом сохраняются достоверные различия по сравнению с исходными показателями (р2<0,01). В контрольной группе показатель шкалы Impact к 6му месяцу исследования был выше на 18,7% по сравнению с обученными пациентами. Показатель шкалы Symptoms статистически значимо изменился к 3 месяцу после обучения с 63,3+0,7 до 46,6+2,1 балла (ра<0,001), по сравнению с исходными данными. В группе контроля он составил 63,6+2,1 балла, это выше на 26,7% по сравнению с пациентами включенных в образовательный процесс. Через 6 месяцев значение показателя шкалы Symptoms ухудшилось и составило 51,4+1,8 балла, но по сравнению с исходными параметрами прослеживалось по-прежнему достоверное улучшение (p2<0,01). В контрольной группе данный показатель был выше на 13,5% по сравнению с обученными пациентами. При анализе динамики показателей шкалы Activity нами не выявлено статистически значимых изменений через месяц после обучения (р>0,05), однако через 3 месяца данный показатель достиг достоверной разницы (с 58,2+0,9 до 46,4+1,8 балла; рх<0,01), по сравнению с исходными данными. В группе контроля он был выше на 17,7%. В дальнейшем улучшения значения показателя шкалы Activity не наблюдалось и через 6 месяцев исследования данный показатель составил 53,6+2,3 балла (р2<0,05). Показатель шкалы Total достоверно уменьшился через 3 месяца после обучения, соответственно с 49,8+1,1 до 37,1+1,9 балла, pi<0,01 по сравнению с исходными данными. Од-
нако в дальнейшем статистически значимого изменения данного показателя не выявлено (р<0,05).
Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать вывод, что разработанная нами интерактивная образовательная программа для больных ХОБЛ средней степени тяжести оказывает влияние на большинство показателей общего КЖ и на все показатели специфического КЖ. Наиболее выраженная положительная динамика уровня качества жизни прослеживается уже через месяц после обучения в ХОБЛ-школе по шкалам «роль эмоциональных ^облем» и «психическое здоровье» при исследовании общего КЖ и со стороны показателей шкалы Impact, отвечающих за психосоциальные аспекты при исследовании специфического КЖ. В течение 3 месяцев после завершения обучения нами отмечен достоверно положительный эффект по всем шкалам при исследовании специфического КЖ и в большем количестве шкал отвечающих за общее КЖ. В то же время нельзя не отметить тот факт, что к 6-му месяцу наблюдения имелась четкая тенденция к снижению показателей шкал КЖ отвечающих за психоэмоциональный компонент жизнедеятельности пациентов.
Таким образом, предложенная интерактивная образовательная программа положительно влияет в большей степени на психоэмоциональные параметры КЖ пациентов ХОБЛ, которые поддерживаются на протяжении 3-х месяцев после обучения и начинают снижаться к 6 месяцу исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белевский А.С. Реабилитация в пульмонологии // Consilium Medium. 2006. Т.8, №10. С.80-82.
2. Еникеев А.Х Анализ поведенческих и эмоциональных характеристик личности больных гипертонической болезнью и влияние терапевтического обучения на качество жизни // Клиническая медицина. 2009. №1. С.58-62.
3. Мещерякова Н.Н. Изменение качества жизни у больных хронической обструктивной болезнью легких на фоне физической реабилитации // 15 Национальный конгресс по болезням органов дыхания: cборник тезисов. М., 2005. С. 125.
4. Рассулова М.А. Немедикаментозные методы восстановительного лечения пациентов с хронической обструктивной болезнью легких // Пульмонология. 2008. №3. С.54-58.
5. Романов А. Показатели качества жизни при хронической обструктивной болезни легких (реабилитационный этап лечения) // Врач. 2007. Специальный выпуск. С.46-48.
6. Семенюк С.А. Обучение пациентов с хронической обструктивной болезнью легких и его эффективность // Клиническая геронтология. 2007. №7. С.22-27.
7. Старков А.Н. Динамика качества жизни больных хронической обструктивной болезнью легких // Бюл. физиол. и патол. дыхания. 2006. Вып.23. С.71-73.
8. Чучалин А.Г. Хроническая обструктивная
болезнь легких и сопутствующие заболевания // Тер. архив. 2008. №8. С.45-50.
9. Global initiative for chronic obstructive lung disease. Global strategy for the diagnosis? Manage-
ment and prevention of chronic obstructive pulmonary disease. NHLBI/WHO workshop report. Bethesda, National Heart, Lung and Blood Institute; updated 2007.
Поступила 01.02.2010
Александра Юрьевна Трофимова, аспирант, 675000, г. Благовещенск, ул. Калинина, 22;
Alexandra Yu. Trofimova, 22 Kalinin Str., Blagoveschensk, 675000;
E-mail: [email protected]
ОБМЕН ОПЫТОМ
УДК 616.248:612.117 М.Т.Луценко
ДИНАМИКА ОПТИЧЕСКОЙ ПЛОТНОСТИ ГЕМОГЛОБИНА В ЭРИТРОЦИТАХ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ КРОВИ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания Сибирского отделения РАМН,
Благовещенск
РЕЗЮМЕ
При бронхиальной астме, по мере ее утяжеления, отмечается снижение в эритроцитах периферической крови оптической плотности гемоглобина, оксигемоглобина и метгемоглобина.
Ключевые слова: бронхиальная астма,
оптическая плотность, гемоглобин,
оксигемоглобин, метгемоглобин.
SUMMARY
M.T.Lutsenko
DYNAMICS OF OPTICAL DENSITY OF HEMOGLOBIN IN ERYTHROCYTES OF PERIPHERAL BLOOD OF PATIENTS WITH BRONCHIAL ASTHMA
In bronchial asthma as it’s getting more severe the decrease of optical density of hemoglobin, oxyhemoglobin, and methemoglobin in erythrocytes of peripheral blood is registered.
Key words: bronchial asthma, optical density, hemoglobin, oxyhemoglobin, methemoglobin.
На основании существующих литературных данных различные типы гемоглобина взависимости от их оптической плотности имеют определенное, свойственное ему сродство к световому потоку [1]. Это обуславливает на выходе различный тип окраски светового потока, который можно регистрировать по длине волны.
По Кушаковскому М.С. (1968) различные типы гемоглобина имеют следующую плотность:
• гемоглобин в норме - 500-550 нм (зеленый цвет);
• оксигемоглобин - 660-750 нм (красный цвет);
• метгемоглобин - 430-460 нм (синий цвет).
Оптическая плотность гемоглобинов может меняться взависимости от воздействия на гемоглобин тех или иных физико-химических факторов.
Целью нашего исследования было установить, меняется ли оптическая плотность гемоглобина, ок-сигемоглобина и метгемоглобина в условиях средней и тяжелой формы течения бронхиальной астмы, при которой резко меняется вентиляционная функция легких.
Подобного рода исследований в литературе мы не обнаружили.
Исследования проводились на базе терапевтического отделения клиники Дальневосточного научного центра физиологии и патологии дыхания СО РАМН. Было обследовано 20 пациентов с легкой формой бронхиальной астмы, 20 больных бронхиальной астмой средней тяжести заболевания, 25 пациентов с тяжелой формой заболевания. Контролем служили 20 пациентов, не болевших последние 6 месяцев до взятия крови. Все исследования были проведены с учетом требований Хельсинской декларации «Этические принцины проведения научных медицинских исследований с участием человека» [2] с поправками 2008 г. и «Правилами клинической практики в Российской Федерации», утвержденными