ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ
УДК 81 '23
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЯН (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»)
Д.Г. Выговская
Рассматриваются ценности различных поколений носителей русской культуры. Автор приводит краткий обзор исследований в области ценностных ориентаций россиян, а также представляет основные результаты экспериментов, таких как метод экспертов и кластерный анализ, позволяющих понять смыслы, которые россияне вкладывают в понятие «безопасность». Полученные данные позволяют выявить потребности россиян и выстроить целенаправленную политику для улучшения качества их жизни.
Ключевые слова: психолингвистика, языковое сознание, общечеловеческие ценности, безопасность, метод экспертов, кластерный анализ.
Существует распространенное мнение, что все современные этносы стоят перед цивилизационным выбором, к которому их толкают угрозы, связанные с глобализационными процессами. Для большинства российских граждан последние десятилетия стали периодом своего рода «ценностной ломки» - глубокой и отнюдь не безболезненной трансформации базисных, основополагающих ценностей, установок, жизненных ориентиров. Ученые предполагают, что именно эта незавершенная до сих пор трансформация определяет многие противоречия и парадоксы современной российской действительности, а неоконченный кризис ценностных ориентаций обусловливает, в конечном счете, непреодоленность всех остальных кризисов, характерных для нынешнего российского общества.
Так, в исследованиях Н.М. Лебедевой, В.Н. Павленко отмечается выраженная тенденция к сохранению таких базовых ценностей русской культуры, как «коллективизм», «феминность», а также возникновение новых ценностей - «индивидуализм», «маскулинность», «амбициозность», «мотивация достижения». В последних социологических исследованиях показано, что существуют три группы ценностного сознания: индивидуалистическая система ценностей (20-22 %), традиционная система (45-47 %), противоречивые ценности (30-35 %) [1, с. 78].
В.В. Лапкин, В.И. Пантин среди «центральных», т. е. наиболее значимых для россиян, выделяют такие ценности, как «высокое материальное положение», «образованность», «профессионализм», «личное достоинство», «трудолюбие», «права человека», «гостеприимство», дифференцирующие профессиональные группы россиян на активное большинство групп, для представителей которых характерно обостренное ощущение дефи-
цита этих ценностей в реальной жизни, стремление восполнить его, и меньшинство профессиональных групп, представители которых относятся к этим ценностям сравнительно пассивно.
Вторым по распространенности типом «центральных» ценностей В.В. Лапкин, В.И. Пантин выделяют «активно-интегрирующие» ценности -«семья», «безопасность», «свобода», «духовность», «гуманизм», которые по самой своей природе несут мощный заряд общественной консолидации и стабильности.
Однако ученые отмечают, что общая картина ценностного размежевания разительным образом меняется при переходе от профессиональных групп к социально-демографическим, различающимся по уровню образования, возрасту и уровню доходов. Ценности, которые существенно дифференцируют общество на уровне профессиональных групп при социально-демографической градации, как правило, обретают качество интегративности [2, с. 6].
Результаты другого исследования, описанные М.В. Карташевич, говорят о том, что в группе пенсионеров и подростков на первом месте стоит ценность «безопасность» в стране и в мире. Ценность «высокое материальное положение» преобладает у молодых мужчин, людей зрелого возраста и пенсионеров. Подростки-мальчики в ведущие определили ценность «права человека». Ценность «дружба» вытеснена у подростков-девочек и молодых людей, но значима для пенсионеров и подростков-мальчиков. У подростков-мальчиков и пенсионеров на первом месте ценность «здоровье».
Ценность «семья» представляется важной для пенсионеров, подростков-девочек и молодежи. Однако многими отмечается, что в среде молодежи ценность «семья» из терминальной превращается в инструментальную ценность. Также значи-
Выговская Д.Г.
Динамика изменений ценностных ориентаций россиян..
ма ценность «любовь» у молодых девушек. Молодые люди нацелены на счастливую семейную жизнь, на равенство в возможностях, красоту и материальное благополучие, а также на приобретение жизненной мудрости. Ценность «творчество» значима для молодых людей и зрелых женщин. Это может свидетельствовать о том, что творчество сегодня мало востребовано в обществе. Ценность «свобода» является приоритетной только в группе зрелых женщин, что может свидетельствовать о проявлении традиционного менталитета [3, с. 364].
Целью нашего исследования общечеловеческой ценности «безопасность» было вскрытие и описание содержания общечеловеческой ценности «безопасность» в современной русской культуре, установление динамики изменения содержания общечеловеческой ценности «безопасность» в связи с социальными трансформациями в российском обществе. Для нас является важным выявить содержание общечеловеческой ценности «безопасность» у представителей разных поколений россиян, а именно: у молодых людей, проходящих социализацию при капитализме (поколение 20-летних); у российских граждан, прошедших социализацию при социализме и капитализме (поколение 40-летних); и, наконец, у старшего поколения россиян, основная социализация которых прошла только при социализме (поколение 60-летних).
В рамках исследования нами был проведен ряд экспериментов, так, для того чтобы понять, чем наполнено понятие «безопасность» в сознании представителей русской культуры, мы применили метод экспертов, в котором испытуемым нужно было написать слова, имеющие, на их взгляд, отношение к данному понятию. Полученные данные мы проанализировали с помощью кластерного анализа и семантического гештальта Ю.Н. Караулова, под которым ученый понимает структуру, воплощающую аспект языкового сознания, связанный с отражением окружающей реальности, «образов» национально-культурного мира, запечатленных в родном языке. Согласно Ю.Н. Караулову, «семантический гештальт есть один из способов представлений знаний об окружающем мире в языковом сознании носителей» [4, с. 193].
Детальный анализ полученных результатов позволяет сделать выводы о том, что для всех трех поколений безопасность - это прежде всего люди, близкие и родные. Возможно, в силу возраста и условий взросления можно отметить тот факт, что
молодым людям крайне важны люди, которые могли бы их защитить и поделится опытом. Безопасность - это защищенность, которая представителям всех возрастов видится одинаково, но все-таки дом и все, что с ним связано гораздо важнее для старшего поколения россиян. Для представителей среднего поколения безопасность - это достаток, уверенность и стабильность, но в тоже время движение вперед. Для старшего поколения - это семья, дом, отсутствие опасности и дисциплина. Также интересным представляется то, что только поколение 40-летних рассматривает ценность «безопасность» не только в рамках отдельно взятой личности, но и страны в целом, в масштабах всего государства.
Таким образом, особую значимость в настоящее время приобретает изучение ценностных ориентаций в культурах этносов, где произошло изменения социального строя, где культура изменяется под влиянием глобализационных процессов. Среди центральных ценностей в современном мире и России в частности многие исследователи называют ценность «безопасность», изучение которой, в свою очередь, поможет понять, что необходимо для носителей русской культуры, чтобы ощутить чувство стабильности, уверенности и безопасности. В целом понимание и учет ценностей, преобладающих в обществе, необходимы для формирования адекватной государственной политики, в частности, для прогноза того, как предпринимаемые шаги отзовутся в обществе, какую реакцию вызовут готовящиеся инновации в общественнополитической жизни страны.
Литература
1. Лебедева, Н.М. Базовые ценности русской культуры на рубеже XXI века / Н.М. Лебедева // Психологический журнал. - 2001. - Т. 21, № 3. -
С. 73-87.
2. Лапкин, В.В. Ценности постсоветского человека // Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования / В.В. Лапкин, В.И. Пантин. - М.: ИМЭМО РАН, 1998. - 37 с.
3. Карташевич, М.В. Ценности южнороссийского менталитета в ситуации социокультурного кризиса: дис. ... канд. психол. наук / М.В. Карташевич. - 2008. - 524 с.
4. Караулов, Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети / Ю.Н. Караулов // Языковое сознание и образ мира: сб. науч. ст. / под ред. Н.В. Уфимцевой. - М.: ИЯ РАН, 2000. - С. 191-206.
Выговская Дарья Геннадьевна, преподаватель кафедры английского языка, аспирант кафедры общей лингвистики, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Научный руководитель - доктор филологических наук, проф. Харченко Елена Владимировна. E-mail: vdariag@mail.ru
2013, том 10, № 2
83
Зеленые страницы
Bulletin of the South Ural State University
Series “Linguistics” ______________2013, vol. 10, no. 2, pp. 82-84
DYNAMICS OF CHANGES OF THE RUSSIANS’ VALUES (BASED ON THE RESEARCH OF THE UNIVERSAL VALUE “SAFETY”)
D.G. Vygovskaya, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, vdariag@mail.ru
The article deals with the values of the Russians of different generations. The author offers an overview of different research works studying the system of the Russians’ values. The author speaks about the results of the experiments such as method of experts and cluster analysis which allow to understand the meanings the Russians put into the notion of “safety”. The data obtained will help to realize people’s needs and use a targeted policy for improving their life quality.
Keywords: psycholinguistics, linguistic consciousness, universal values, safety, method of experts, cluster analysis.
Поступила в редакцию 28 марта 2013 г.