13. Stephen Bradley. OpenLearn: supporting sharing and shaping of Open Educational Resources. Prepared for the EADTU Conference 2006, Tallinn.
14. Пресс-центр МЭСИ. Включение МЭСИ в состав EADTU http://www.mesi.ru/press-centre/news/?nid=624
15. Helmut Fritsch, Ben Janssen. Collaborative action on European Multilingual Open Educational Resources for Independent Learning. Prepared for the EADTU Conference 2006, Tallinn.
ДИНАМИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ СТУДЕНТАМИ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ РГГУ)
Л.А. Сысоева, к. т. н., доц., директор Центр дистанционных технологий обучения РГГУ Тел.: (499) 973-43-15, E-mail: Leda@rsuh.ru Российский государственный гуманитарный университет
Considering the results of statistic analyze the internet-services using by the student of Russian State University of Humanities. Statistic material was collected on 2000-2005 years period. For the forming of representative selection was conducted the group of student's questioner from RSUH and his regional department.
Введение
С развитием Интернет-технологий все больший интерес вызывают сетевые электронные образовательные ресурсы. Формирование глобального информационного пространства рассматривается во многих странах мира как основа для наиболее полной самореализации людей. Разрабатывая электронные информаци-оннообразователь-ные ресурсы, отвечающие всем современным технологическим требованиям, важно понимать: насколько они могут быть востребованы, какая часть населения страны может стать потребителем сетевых образовательных ресурсов, в какой степени электронные образовательные услуги, предоставляемые учебными заведениями и различными организациями, будут удовлетворять потребности учащихся и т.д.
Постановка задачи
Задача: провести анализ технико-технологических возможностей потенциальных потребителей сетевых информационно-образовательных ресурсов.
Методы исследования: функционально-структурный анализ, факторный анализ [1, 2, 3]. Формирование репрезентативной выборки выполнялось методом простой слу-
чайной выборки.
Для оценки технико-технологических возможностей потенциальных потребителей сетевых информационно-образовательных ресурсов использовались данные за 20002006 годы, полученные в результате проведения группового анкетирования по 18 показателям, которые отражают уровень динамики в области использования информационных и коммуникационных технологий.
Технико-технологические параметры:
1) виды подключений к коммуникационным каналам дома (домашнее подключение);
2) виды подключений к коммуникационным каналам на рабочем месте;
3) виды интеграции внутрикорпоративного информационного пространства (корпоративные информационные системы, Intranet, Extranet, CRM, SCM и др.);
4) процент граждан, использующих ПК дома;
5) процент граждан, использующих ПК на рабочем месте;
6) процент граждан, использующих Интернет дома;
7) процент граждан, использующих Интернет на рабочем месте;
8) используемые Интернет-сервисы;
9) используемые программные системы.
Тематические параметры:
10) тип предприятий (отраслевая принадлежность);
11) форма собственности предприятий;
12) профессиональная направленность;
13) мотивация использования информационных технологий;
14) мотивация использования Интернет-технологий;
15) регион.
Личностные параметры:
16) возраст;
17) образование;
18) пол.
Для проведения анализа потенциальных потребителей сетевых информационно-образовательных ресурсов необходимо подготовить репрезентативную выборку.
Исследование проводилось на контингенте учащихся Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва), включая его региональные подразделения (36 филиалов).
Методика подготовки репрезентативных выборок включает несколько шагов: формирование генеральной совокупности, планируемой совокупности, исследуемой совокупности.
Исследуемую совокупность составили студенты:
обучающиеся по специальностям: Государственное и муниципальное управление, Менеджмент организации, Документо-ведение и документационное обеспечение управления, Финансы и кредит, Экономика и управление на предприятии, Юриспруденция, Прикладная информатика;
обучающиеся в РГГУ (Москва); Московской области (Балашиха, Воскресенск, Дмитров, Железнодорожный, Кашира, Лыт-карино, Наро-Фоминск, Павловский Посад, Фрязино); в других регионах (В.Новгород, Калуга, Н.Новгород, Тольятти).
Число респондентов составило 7278.
Результаты исследования
Задача 1. Исследование динамики роста использования персональных компьютеров дома и на рабочем месте студентами различных форм обучения (очная, заочная). Результаты представлены на рис. 1 (см. цв. вставку).
Задача 2. Исследование динамики роста использования Интернет-сервисов дома и на рабочем месте студентами различных форм обучения (очная, заочная). Результаты представлены на рис. 2 (см. цв. вставку).
Задача 3. Исследование динамики роста подключения к Интернету из дома. Выборка: студенты Москвы и региональных подразделений, находящихся областных центрах России. Результаты представлены на рис. 3 (см. цв. вставку).
Задача 4. Исследование динамики роста подключения к Интернету из дома. Выборка: студенты региональных подразделений РГГУ, находящихся в Московской области. Результаты представлены на рис. 4 (см. цв. вставку).
Задача 5. Исследование динамики роста подключения к Интернету из дома по возрастным группам. Результаты представлены на рис. 5 (см. цв. вставку).
Задача 6. Исследование динамики роста подключения к Интернету из дома с учетом образовательных программ, по которым обучаются студенты. Результаты представлены на рис. 6 (см. цв. вставку).
Учитывая ограниченность объема статьи, приводятся лишь некоторые результаты и показатели проведенного исследования.
На 2006 год число респондентов, которые используют персональные компьютеры дома, составило 78%, на рабочем месте -50%, не пользуются персональными компьютерами 5%.
На 2006 год число пользователей Интернета из дома составило 50%, на рабочем месте - 28%, не пользуются Интернетом 19%.
На 2006 год число пользователей Интернета из дома с учетом территориального параметра составило: Москва - 86%, Тольятти - 79%, Калуга - 64%, Н.Новгород -62%, В.Новгород - 53%.
На 2006 год число студентов, имеющих подключение к Интернету дома, составило: Железнодорожный - 70%, Лыткарино -58%, Балашиха - 53%, Фрязино -50%, Дмитров -45%, Павловский Посад - 45%, Воскресенск -39%, Наро-Фоминск - 38%, Кашира - 19%.
На 2006 год число пользователей Интернета из дома по возрастным группам составило: до 20 лет - 57%, от 21 до 30 лет -42%, от 31 до 40 лет - 41%, от 41 до 50 лет -58%.
На 2006 год число пользователей Интернета из дома с учетом образовательных программ составило: Прикладная информатика - 100%, Менеджмент организации -90%, Государственное и муниципальное управление - 51%, Экономика и управление на предприятии - 44%, Финансы и кредит -44%, Юриспруденция - 43%, Документове-дение и документационное обеспечение управления - 43%, Психология - 34%.
Анализ полученных результатов
1. Рассчитана корреляция между исходными показателями.
2. Рассчитано среднее значение корреляции по каждому из показателей. Среднее значение корреляции по ряду показателей достаточно высокое - более 0,62.
3. Проведено ранжирование пользователей по возрастанию значений основных показателей различных групп параметров.
Основными показателями, влияющими на ранжирование пользователей, являются: профессиональная направленность (образовательная программа), тип предприятий, социальный статус, региональность.
Ежегодная динамика роста использования персональных компьютеров дома составила: за 2000-2002 годы - около 5%, за 20032005 годы - около 10%.
Ежегодная динамика роста использования Интернет-сервисов из дома составила: за 2000-2002 годы - около 3%, за 2003-2004 годы- около 8%, в 2005 году - 10%.
Число студентов, имеющих дома подключение к Интернету, составило: Москва -около 90%, областные центры - от 55 до 80%, Московская область - от 20 до 70%.
Интересный результат получен при анализе подключения к Интернету из дома
по возрастным группам. В 2002 году наблюдался значительный рост подключения к Интернету возрастной группы старше 40 лет. В 2005 году темпы роста и число подключений сравнялись по возрастным группам до 20 лет и старше 40 лет. Ежегодная динамика роста подключения к Интернету пользователей в возрасте от 20 до 40 лет примерно равная и составляла за 2003-2005 годы примерно 10%.
Исследование динамики роста подключения к сети Интернет из дома с учетом образовательных программ показало, что наиболее динамично идет рост подключений у студентов, обучающихся по специальностям Прикладная информатика, Менеджмент организации, Государственное и муниципальное управление.
Заключение
При формировании электронных информационно-образовательных ресурсов необходимо учитывать интересы тех категорий пользователей, которые наиболее динамично осваивают и применяют современные информационно-коммуникационные технологии.
Литература
1. Бессокирная Г.П. Факторный анализ: традиции использования и новые возможности // Социология: методология, методы, математические модели. - 2000. - № 12. - С. 142-153.
2. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Уч. пос. для вузов. - М.: Высш. шк., 2000. - 479 с.
3. Мэйдоналд Дж. Вычислительные алгоритмы в прикладной статистике. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 350 с.
КОНТРОЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лютова Т.В., МВА OU, проректор по международным образовательным программам профессионального развития менеджеров МИМЛИНК Тел.: (495) 781-26-36, E-mail: effective@ou-link.ru Международный институт менеджмента ЛИНК http://www.ou-link.ru
Сергеева Т.А., к. пед. н., проф., член-корр АПО, зав. каф. Образовательного проектирования
Учебный центра ФИРО Тел.: (495) 173-87-60 Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru
This article considers in detail the problem of providing the control over study activity within open distance education for the adult. Discussed are the control model and conditions for its effective implementation basing on the experience of International Institute of Management LINK, provider of The Open University (UK) study programmes.