Научная статья на тему 'Динамика институционализации церкви реформации в России: этапы и факторы'

Динамика институционализации церкви реформации в России: этапы и факторы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1141
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фурс Александр Александрович

В статье выделены этапы и характеризуются процессы институционализации Лютеранской Церкви в России. Описывается круг проблем, связанных с динамикой интеграции протестантов в российское общество. Дается религиоведческая оценка современному положению и перспективам Лютеранской Церкви. Анализируется ее взаимодействие с государством, обществом, иными традиционными религиозными организациями Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Church of Reformation Institution Dynamics

The article underlines the stages and characterizes the processes of the Lutheran Church institutionalization in Russia. The range of problems, connected with dynamics of the Protestant integration is shown in the article. The author gives the religious estimation of current status and prospects of the Lutheran Church on the analysis of its interaction with the state, society and other traditional religious organizations of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Динамика институционализации церкви реформации в России: этапы и факторы»

12. Итоги выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» [Текст] // Патриот Отечества. - 2006. - № 4.

13. Патриотическое воспитание молодежи [Текст] : методический сборник. - Великий Новгород, 2004.

14. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе [Текст]. - М., 2000.

15. Бойков, В. Э. Народ и власть: результаты социологического мониторинга 1999-2006 гг. [Текст] / В. Э. Бойков. - М., 2007.

А.А. Фуре,

соискатель Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

ДИНАМИКА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ЦЕРКВИ РЕФОРМАЦИИ В РОССИИ: ЭТАПЫ И ФАКТОРЫ

инамика институционализации церкви, последовавшей учению Реформации, прослеживается в процессах ее возникновения и интегральной эволюции как религиозного института. В ходе такого становления концептуально менялась ее роль, масштабы и влияние на общественное сознание.

На протяжении развития лютеранства в России церковь переживала серьезные изменения, трансформировались и традиции, и опыт, и сама религиозная организация. Менялся социальный состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри церкви в целом, постоянно кипели внутренние столкновения, за вероисповедной и культовой формой которых скрывалась борьба социальных и национальных общностей по поводу реализации присущих им интересов.

Для России как многонационального государства протестантизм на протяжении многих веков являлся традиционной религией. Основная ветвь протестантизма - лютеранство, возникшее в Европе в результате реформационного движения XVI в., по количеству верующих было в Российском государстве наиболее многочисленной организацией протестантского направления. Так, в начале XX в. протестантизм исповедовали 5,2% населения страны [1, с. 12].

Согласно Своду законов Российской империи лютеранство являлось в России терпимой конфессией и никогда не находилось на одном уровне с государственной религией - православием, следовательно, и не могло играть той главенствующей роли, которая была отведена Православной церкви. Однако государство всячески покровительствовало Евангелическо-лютеранской церкви -лютеранство имело самостоятельную церковную организацию, пользовалось рядом льгот и привилегий. Общие законоположения о протестантизме в России в

соответствии со Сводом законов (1896, т. 11, ст. 1, 2) провозглашали полную свободу исповедания протестантской веры и совершения богослужений. Кроме того, Свод законов Российской империи определял обязанности пасторов (т. 11, ст. 257-385, 432-465) и кюстеров (т. 11, ст. 505), предписывал порядок проведения лютеранского богослужения (т. 11, ст. 257-266, 787-797), а также предусматривал внутреннее строение церкви, устройство и управление протестантских общин и т.д.

Причины более чем лояльного отношения к Евангелическо-лютеранской церкви со стороны царского правительства были следующими:

исторически сложившееся широкое распространение данной религии в определенных областях России - Прибалтике, Финляндии и других;

принадлежность некоторых российских царей и членов их семей до перехода в православие к протестантизму;

отсутствие у Евангелическо-лютеранской церкви ярко выраженного стремления к миссионерству в России и желания выйти из-под влияния государства в отличие от некоторых других конфессий.

Все это и обусловило в целом привилегированное положение Лютеранской церкви в Российской империи, несмотря на различия в основных положениях вероисповедания и религиозной догматики между официальной государственной религией (православием) и лютеранством.

В рассматриваемый период Евангелическо-лютеранская церковь оформилась как система учреждений и совокупность профессионалов - служителей этой церкви. Лютеранство обладало одним важнейшим качеством - его верноподданническая позиция в отношении властей, связанная с проповедью непротивления и полного подчинения, как нельзя лучше подходила для государства, одной из главных забот которого было добиться подчинения со стороны всех слоев общества.

Об успешной институционализации и интеграции Евангелическо-лютеранской церкви в российском обществе свидетельствует ряд фактов. В ведении церкви по всей стране находились десятки благотворительных организаций: евангелические больницы, евангелические детские приюты, кассы для бедных, евангелические попечительства о бедных женщинах и детях. Лютеранские пасторы внесли значительный вклад в развитие духовной культуры российского народа. Многие священнослужители являлись образованными людьми своего времени, писателями, поэтами, переводчиками, врачами. Представители лютеранского вероисповедания играли значительную роль в управлении страной. В 1853 г. число лютеран в Государственном совете достигало более 16% (9 из 55), в Сенате около 11% (12 из 113), в Комитете министров более 11% (2 из 18), в губернаторском корпусе около 19% (9 из 48) [2, с. 130, 135, 138, 152].

Процесс формирования единой Евангелическо-лютеранской церкви в России завершился во второй половине XIX в., к этому же периоду относится процесс централизации церкви. Он выражается в том, что церковь как орган управления имеет относительную самостоятельность и является обладательницей особых интересов по отношению к верующим. Одной из важнейших целей церковной организации становится поддержание и воспроизводство це-

лостности и устойчивости самого института церкви. В ходе этого процесса активизируется деятельность органов управления по введению предписаний, требующих безусловного подчинения аппарату церкви, усиливается особый метод идеологический деятельности - нормативно-правовая регламентация, связанная с разработкой определенных идейных обоснований и созданием структур организационной деятельности, направленных на пропаганду этих идей, их реализацию.

Постоянно увеличивающееся число церковных общин и прихожан в них привело к созданию за вторую половину XIX в. семидесяти новых лютеранских приходов в двух консисториальных округах России. Число лютеран в них возросло в 1862-1917 гг. в 2,8 раза. Повсеместно строились новые кирхи, открывались церковные школы и училища.

К 1917 г. Евангелическо-лютеранская церковь в России включала пять конси-сториальных округов, два из которых находились в России (Петербургский и Московский) и три в Прибалтике (Эстляндский, Курляндский и Лифлянд-ский). В стране насчитывалось 3674 тыс. лютеран. Из них в коренной России проживало 1249 тыс. человек, остальные - в Прибалтике. Пять консисториаль-ных округов состояли из 539 церковных приходов, 202 из которых находились на территории собственно России [3, с. 97-98]. К этому времени в стране имелось 1828 евангелическо-лютеранских церквей и молельных домов, из них 1173 - в России и 655 - в Прибалтике. Преобладающее количество церквей были каменными, более половины из них находились в сельской местности.

По национальному составу на 1917 г. 72,5% лютеран в российских консисториальных округах были немцами, остальные 27,5% - представителями других национальностей (латыши, эстонцы, финны, шведы, армяне, русские). В 1914 г. в должности состояло 198 лютеранских пасторов (114 пасторов и 5 кандидатов в Петербургском округе и 76 пасторов и 3 кандидата в Московском консисто-риальном округе), к 1918 г. число ординированных пасторов достигло 209 [3, с. 97-98].

Приведенные факты и цифры бесспорно свидетельствуют о том, что Евангелическо-лютеранская церковь как социальный институт российского общества до революции 1917 г. занимала одну из ведущих ролей в системе религиозных организаций, пользовалась покровительством государства и авторитетом общества.

Xарактеристика современной религиозной ситуации в России предполагает осмысление роли, тенденций и перспектив развития различных религиозных конфессий и деноминаций. Известно, что протестантизм - традиционная для нашей страны религия. Современные исследователи отмечают важность протестантизма, и в частности лютеранства, для нашей страны, объясняющуюся по меньшей мере тремя обстоятельствами.

Во-первых, по разным оценкам, в конце 90-х годов XX в. в Российской Федерации и странах Содружества Независимых Государств проживало 265 тыс. лютеран, большей частью прихожан Евангелическо-лютеранской церкви в России и других государствах и Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии на территории России [4]. Лютеране находятся на втором по численности месте среди

всех протестантских направлений, их число только в России оценивается, по различным данным, от 85 до 170 тыс. человек. По данным за 2000 г., прихожанами Евангелическо-лютеранской церкви в России и других государствах СНГ числились 70 тыс. человек, прихожанами Церкви Ингрии - 15 тыс. человек, еще 5 тыс. человек являлись реформатами [5, с. 5].

Во-вторых, в Российской Федерации существуют регионы компактного проживания лютеран, например Карелия или Ленинградская область. Но помимо указанных регионов, лютеране проживают практически во всех субъектах РФ.

В-третьих, распад СССР привел к тому, что немалая часть протестантов оказалась вне России (например, в бывших советских республиках - на Украине, в Белоруссии, в Молдавии). Ряд государств ближнего (Латвия, Литва, Эстония) и дальнего (Германия, США) зарубежья, население которых в значительной части исповедует протестантизм, являются важными партнерами современной России.

Перечисленные геополитические обстоятельства заставляют Россию внимательно относиться к протестантизму, в том числе и при принятии решений по внутри- и внешнеполитическим вопросам.

В настоящее время в мире наблюдается процесс возрождения протестантизма как формы духовной жизни определенной части населения, его менталитета, образа мыслей и действий, что заметно и в общественно-политической жизни Российской Федерации. В России оживилась деятельность протестантских священнослужителей и богословов, в различных уголках страны создаются новые религиозные общины, формируются общественные объединения, благотворительные, просветительские, культурные общества, исследовательские и научные центры, религиозные миссии, которые выражают интересы протестантов, и в частности лютеран. В Российской Федерации несколько лет назад создан просветительский фонд «Лютеранское культурное наследие», лютеране принимают непосредственное участие в культурной и политической жизни страны.

Закрепленные законодательно отделение церкви от государства, равенство религиозных организаций, религиозная терпимость благоприятны для возрождения церкви. Переход от атеистических взглядов, насаждавшихся в СССР десятилетиями, к реальному осуществлению свободы вероисповедания дает лютеранству определенные перспективы. Социологические опросы доказывают, что в настоящее время церкви различных традиционных конфессий в глазах россиян имеют гораздо больший авторитет, чем многие другие социальные институты, существующие в обществе.

В философско-религиоведческом ракурсе основная цель лютеранства сегодня заключается в возрождении религиозного самосознания исконных евангелических этнических групп на территории России. Однако вследствие неоднородности этнического и конфессионального состава населения справиться с этой задачей будет не просто. Население евангелическо-лютеранского вероисповедания в современной Российской Федерации заметно уменьшилось в связи с происходящими в стране этническими процессами, увеличением числа смешанных браков, образованием самостоятельных суверенных государств Балтии, Украины, Белоруссии, Молдавии и эмиграцией немецкого населения.

Лютеранство - не господствующая конфессия в России, поэтому ему необходимо строить свое существование на основе взаимодействия с главенствующей в стране церковью - Русской православной. В отчетном докладе епископа, профессора, доктора теологии Г. Кречмара на II Генеральном Синоде ЕЛЦРДГ в мае 1999 г. говорилось: «Официальные взаимоотношения между нашими церквями десять лет назад были теплее. Но и сегодня наше общение можно назвать корректным и доверительным» [6, с. 51].

Сегодня взаимоотношения между церковью и государством развиваются и находятся еще в стадии становления. Скорее всего, реализация на практике Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятого Государственной Думой 19 сентября 1997 г., вскроет все его недостатки и потребует внесения в него необходимых изменений.

С учетом изложенного основные этапы развития институтов лютеранской конфессии представляются следующим образом. Первым можно назвать этап появления протестантской религиозной общины в доимператорской России, когда мысль Реформации только проникла и стала обретать некий силуэт на поле российской общественности того времени. О втором этапе можно говорить как о времени становления протестантской церковной организации при поддержке российских императоров и различных слоев общества; на данном этапе Лютеранская церковь становится конфессией, имеющей официальную государственную поддержку. Третьим является этап выживания Лютеранской церкви в советский период, который предполагал полное уничтожение религиозной мысли, как таковой, на пространстве новообразованного атеистического государства.

Заключительный четвертый этап связан с возрождением Лютеранской церкви как представительницы исторического, традиционного, можно сказать, классического протестантизма в новой России. Данное возрождение идет ныне вкупе с восстановлением всех сфер религиозной жизни в России, когда, наряду с реставрацией традиционных конфессий как духовных и социальных институтов общества, идет возвращение к истокам общечеловеческой этики, морали, нравственности и духовности.

В процессе динамики институционализации церкви на выявленных этапах проявилось воздействие нескольких факторов. Первым является фактор появления и расселения европейских иноземцев, исповедовавших лютеранское вероучение, в соответствии с чем можно говорить о формировании протестантских этнокультурных групп в России. Вторым фактором можно считать участие Евангелическо-лютеранской церкви в определенный период в становлении и развитии российской государственности и культуры. Третьим является фактор сложившихся добрососедских отношений между Православной и Лютеранской церквями, проявлявшийся в течение веков на всех уровнях взаимодействия российского общества. Четвертый фактор определяется как исторически обоснованное и сложившееся взаимодействие Лютеранской церкви с государственной властью России.

Выделение этих этапов и факторов свидетельствует о сложности современной ситуации, а также об исторически обусловленной значимости Лютеранской церкви и ее религиозно-богословской мысли для развития духовной куль-

туры России. В то же время выделенные этапы и факторы позволяют акцентировать внимание на перспективах развития института лютеранства в современных российских условиях. Представляется, что прежде всего в данном направлении необходим обдуманный подход в разрешении всех возникающих трудностей и в выявлении лютеранской идентичности как в социальном, так и в философско-религиозном аспекте.

Библиографический список

1. Gabriel, A. Geschichte der Kirche Osteuropas im 20. Jahrhundert [Текст] / A. Gabriel. -Ferdinand Schoening. Padeborn. - Mtochen ; Wien ; Zrnich, 1992.

2. Зайончковский, П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. [Текст] / П. А. Зайончковский. - М., 1978.

3. Meyer, Th. Luthers Erbe in Russland [Текст] / Th. Meyer. - М., 1918.

4. Lutherische Weltinformation. - 1998. - № 1.

5. Тульский, М. Старые протестанты и новые секты [Текст] / М. Тульский // НГ - религии : прилож. к «Независимой газете». - 2000. - 14 марта.

6. Евангелическо-Лютеранская Церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии [Текст]. - СПб., 1994-1999.

И.А. Путятина,

соискатель Саратовского государственного технического университета

СТАНОВЛЕНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕССЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1990-2002 ГГ.)

Со дня введения в действие Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» 1 августа 2007 г. исполнилось 17 лет [1]. Именно он предопределил процессы развития отечественных СМИ на непродолжительный, но очень бурный период - начало 90-х годов прошлого века. Закон заложил первый камень в фундамент правовых отношений и новых механизмов взаимодействия власти и СМИ. Появление союзного, а потом и российского (Закон РФ «О средствах массовой информации» [2]) законов о печати и средствах массовой информации дало доселе небывалую для страны и ее регионов возможность реализовать на деле принцип гласности, продекларированный еще в середине 1980-х годов инициаторами перестройки.

Пресса составляет ядро журналистики как системы средств массовой информации. Каждое издание имеет собственную целевую аудиторию в соответствии с профессиональным назначением, возрастом, наклонностями, предпочтениями, социальным происхождением и другими социально-политическими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.