Динамика информированности населения о мерах по борьбе против табачной и никотинсодержащей продукции в Российской Федерации в 2019-2021 гг.
Салагай О. О. 1
к.м.н., заместитель Министра Сахарова Г. М. 2,3
д.м.н., профессор, г.н.с., отдел общественного здоровья и демографии2; в.н.с.3 Антонов Н. С. 2,3
д.м.н., профессор, г.н.с., отдел общественного здоровья и демографии2; в.н.с.3
1 - Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия;
2 - ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия;
3 - ФГБНУ «Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза», Москва, Россия.
Автор для корреспонденции: Сахарова Галина Михайловна; e-mail: [email protected]
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
В статье рассматриваются результаты трехлетнего мониторинга общественного мнения об осведомленности населения о мерах по снижению распространенности потребления табачной продукции в Российской Федерации, который проводился на базе Интернет-опросов (SLOP-исследование) с использованием опросника, разработанного в соответствии с целями исследования, в 2019 - 2021 гг.. Опросник также включал вопросы о знании респондентов о запрете продажи и потребления табачных и никотинсодержащих изделий в общественных местах, а также об источниках информирования, которые они замечали. Целью мониторинга являлось выявление трендов и новых тенденций в потреблении табака и никотина, знаниях о мерах по борьбе против табака и источниках информирования населения. В данной статье описывается исследование динамики информированности респондентов опросов о запретах на продажу и использование табачной и никотинсодержащей продукции в общественных местах, а также проводится анализ источников информирования, которые замечали респонденты, в зависимости от статуса курения, пола и возраста.
Ключевые слова: табак, никотин, потребление табачных продуктов, потребление никотинсодержащих продуктов, мониторинг потребления табака, опрос о потреблении табака, потребление табака и никотина среди молодежи, потребление электронных сигарет, потребление вейпов, запрет на курения табака в общественных местах, запрет на использование электронных сигарет в общественных местах, запрет на продажу никотинсодержащей продукции, информирование о запретах на курение табака
doi: 10.29234/2308-9113-2021-9-3-1-15
Для цитирования: Салагай О. О., Сахарова Г. М., Антонов Н. С. Динамика информированности населения о мерах по борьбе против табачной и никотинсодержащей продукции в Российской Федерации в 2019-2021 гг. Медицина 2021; 9(3): 1-15
Потребление табака и никотина является одной из основных предотвратимых причин заболеваний и преждевременной смерти в мире [1]. В последнее десятилетие Российская Федерация достигла значительного прогресса в снижении потребления табака, что
является результатом последовательной антитабачной политики правительства и принятием в 2013 г. Федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее - Федеральный закон № 15-ФЗ) [2]. В 2020 г. В дальнейшем в Федеральный закон № 15-ФЗ были внесены дополнения Федеральным законом от 31.07.2020 № ЗОЗ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции» (далее Федеральный закон № З03-Ф3) [3], которые унифицировали регулирование табачных и никотинсодержащих изделий, а также кальянов без никотина. В результате Федеральный закон № 15-ФЗ является всесторонним и реализует основные положения Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака: внедрение политики полного запрета на курение табака и электронных сигарет во всех общественных местах, дальнейшее повышение налога на табачные и никотинсодражещие изделия, запрет всех форм рекламы, продвижения и спонсорства табака/никотина, усиление антитабачных/никотиновых кампаний во всех средствах массовой информации, размещение графических предупреждений о вреде для здоровья на пачках сигарет, оказание медицинской помощи по прекращению употребления табака/никотина, запрет на продажу табачных и никотинсодержащих изделий лицам моложе 18 лет. Одним из основных условий эффективного внедрения антитабачной политики является одновременное введение в силу всех мер по борьбе против табака и постоянное поддержание их действия на высоком уровне [4]. Важным компонентом этой стратегии является осуществление периодического мониторинга потребления табака/никотина, оценка эффективности внедрения мер по борьбе против табака/никотина и уровень осведомленности и общественного мнения среди населения Российской Федерации. Глобальные опросы взрослого населения о потреблении табака в Российской Федерации (GATS), проведенных в 2009 г. и 2016 г. выявили существенное снижение потребления табака, после внедрения Федерального закона № 15-ФЗ (с 39,4% в 2009 г. до 30,9% в 2016 г [5]. Снижение распространенности потребления табака, связанное с внедрением государственной антитабачной политики, было выявлено в ряде других эпидемиологических исследований, проведенных в Российской Федерации [6]. Также было выявлено увеличение процента взрослых, заметивших информацию, направленную против курения табака в различных общественных местах с 68,1% в 2009 г. до 81,3% в 2016 г. В 2016 г. 90% взрослого населения знали о том, что курение табака вызывает развитие серьезных заболеваний, и 80% взрослого населения знали, что пассивное курение вызывает развитие серьезных заболеваний. Было также выявлено снижение пассивного курения в домах (34,7% в 2009 г. и 23,1% в 2016 г.), на рабочих местах (34,9% в 2009 г. и 21,9% в 2016 г.), в ресторанах (78,6% в 2009 г. и 19,9% в 2016 г.). Это привело к существенному снижению заболеваемости хроническим бронхитом, важным фактором риска развития которого является пассивное и активное курение. Ежегодно до принятия Федерального закона № 15-ФЗ количество впервые выявленных случаев хронического бронхита среди населения Российской Федерации увеличивалось в среднем на 461386,0, а после принятия закона в 2014-2017 гг. уменьшалось в среднем на 498322,0 случаев в год [7]. Однако, распространенность пассивного курения все еще
оставалась на высоком уровне - около 20%. Необходимо отметить, что уровень знаний среди взрослого населения о вреде курения был выше, чем о вреде пассивного курения и недопустимости курения табака в общественных местах. Возможно, что это также явилось причиной недостаточного снижения распространенности пассивного курения. Вероятно, что для эффективного внедрения запретов на курение в общественных местах необходима высокая информированность населения о запретах и ответственности за их нарушение, обоснование необходимости запретов с предоставлением научно подтвержденной информации. Большой интерес представляет анализ динамики уровня знаний населения о запретах на употребление электронных сигарет и электронных средств нагревания табака в общественных местах, который вступил в силу в Российской Федерации в 2020 г.
Цель исследования
Целью настоящей статьи является анализ информированности населения о запретах курения табака и электронных сигарет в общественных местах, а также продажи табачной и никотинсодержащей продукции, не предназначенной для курения, в зависимости от статуса курения, возраста и пола, в Российской Федерации в период 2019-2021 гг.
Материалы и методы
Анализ динамики информированности населения о табачной и никотинсодержащей продукции проводился по результатам ежегодных Интернет-опросов ^ОР-исследование) общественного мнения об осведомленности населения о мерах по снижению распространенности потребления табачной продукции, которые проводились ежегодно в декабре-январе, начиная с 2018 года. Таким образом, в данном исследовании были проанализированы результаты трех опросов, которые были завершены в 2019 г., 2020 г. и 2021 г.
Во всех трех опросах использовался один и тот же опросник, который был разработан и валидизирован при подготовке опроса 2019 г. [8]. В соответствии с целями исследования опросник содержал 6 разделов: социально-демографический блок, блок вопросов о потреблении табачной и никотинсодержащей продукции, блок вопросов об осведомленности о мерах, направленных на ограничение потребления табачной и никотинсодержащей продукции, блок вопросов об антитабачной рекламе, ответственности за нарушение антитабачного законодательства, блок вопросов, посвященных обороту табачной и никотинсодержащей продукции. Всего опросник содержал 26 вопросов.
В исследовании проводился сравнительный анализ данных опросов 2019-2021 гг. по следующим показателям:
1. Распределение респондентов по знанию о запретах на курение табака и использование электронных сигарет в различных общественных местах.
2. Распределение респондентов по знанию о запрете продажи снюса и насвая, а также никотинсодержащей продукции, предназначенной для сосания, жевания и нюханья.
3. Распределение респондентов по источникам информирования о мерах по борьбе против табака.
При анализе проводилось сравнение значений долей респондентов трех опросов, указавших определенные ответы на вопросы блока опросника об осведомленности об ограничении потребления табачной и никотинсодержащей продукции. Для оценки трендов и прогноза динамики потребления продукции использовался метод линейной аппроксимации с расчетом критерия достоверности R .
В опросе 2019 г. приняло участие 3181 респондентов, среди которых было 36% женщин, в опросе 2020 г. - 1281 респондент (65% женщин) и в 2021 г. - 1053 респондента (72% женщин). В связи с тем, что опросы проводились среди пользователей социальных сетей, возрастной и половой состав респондентов отражал общую картину популярности социальных сетей среди пользователей Интернета. Динамики анализируемых показателей оценивалась среди всех респондентов, среди курящих и некурящих, мужчин и женщин, а также среди респондентов разных возрастных групп: 19-29 лет, 30-39 лет, 4049 лет и 50-59 лет.
Результаты и обсуждение
Распределение респондентов по знанию о запретах на курение табака в общественных местах в зависимости от пола и возраста в 20221 г. приведено в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, в целом респонденты были осведомлены о наличии запретов на курение табака в общественных местах. Однако менее 80% респондентов знали, что курение запрещено в местах общественного питания, на стадионах и спортивных площадках, в поездах дальнего следования. Осведомленность респондентов различных возрастных групп существенно различалась. Менее осведомленными о запретах, чем респонденты более старшего возраста, были респонденты в возрасте 19-29 лет. Доля респондентов в возрастной группе 19-29 лет, знающих о запрете курения в общественных местах, составила около 70% и менее. Среди респондентов возрастных групп старше 30 лет более 80% знали о запретах курения табака в общественных местах, за исключением
стадионов и спортивных площадок, поездов дальнего следования. Возможно, что эти общественные места люди посещают реже, чем другие, поэтому и уровень знаний о запрете курения в этих местах меньше. Была выявлена разница в осведомленности о запретах курения среди курящих и некурящих респондентов (рис. 1).
Таблица 1. Распределение респондентов по ответам на вопрос «В каких общественных местах, по Вашему мнению, законом запрещено курить табак?», опрос 2021 г.
Общественные места Всего, % Не курят, % Курят, % Возраст, лет, %
19-29 30-39 40-49 50-59 60-69
Места общественного питания (рестораны, бары, кафе, ночные клубы и др.) 77,5 81,2 66,0 65,3 77,6 74,1 83,2 82,9
Детские площадки 83,8 83,9 83,0 73,5 89,5 80,2 86,3 82,9
Медицинские учреждения 82,1 85,3 71,3 61,2 84,2 82,7 87,4 85,4
Подъезды многоквартирных домов 83,5 82,6 80,9 71,4 92,1 82,7 84,2 78,1
Образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты и другие) 87,7 89,9 79,8 81,6 85,5 90,1 90,5 85,4
Стадионы и спортивные площадки 67,2 66,1 62,8 53,1 75,0 67,0 71,6 61,0
Городской общественный транспорт 84,3 85,3 79,8 73,5 84,2 85,2 88,4 85,4
Поезда дальнего следования 71,8 72,5 70,2 59,2 80,3 69,1 71,6 75,6
Везде разрешено 0,9 1,0 1,0 0 1,0 1,0 0 1,0
Затрудняюсь ответить 2,0 4,0 2,0 3,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Рис. 1. Распределение респондентов в зависимости от статуса курения табака по знанию о запрете курения табака в общественных местах, опрос 2021 г.
100
■ Не курят ■ Курят
Как видно из рис. 1, доли курящих респондентов, осведомленных о запрете курения в общественных местах, ниже, чем соответствующие доли некурящих респондентов. Наибольшая разница между долями курящих и не курящих респондентов (от 10% до 15%) выявлена в отношении знаний о запрете курения табака в местах общественного питания, медицинских и образовательных учреждениях. Возможно, это связано с недостаточным исполнением Федерального закона № 15-ФЗ в наиболее посещаемых общественных местах, а также недостаточно высоким уровнем информирования населения об ограничениях курения.
Динамика долей респондентов, осведомленных о запретах курения табака в различных общественных местах, в период с 2019 по 2021 гг. представлена на рис. 2.
Рис. 2. Динамика осведомленности респондентов об общественных местах, в которых законом запрещено курение, 2019 - 2021 гг.
Как видно из рис. 2, в динамике осведомленности респондентов о запрете курения табака в общественных местах в основном были выявлены отрицательные тренды, характеризующие снижение доли респондентов, знающих о запрете курения табака в общественных местах, за исключением тренда для подъездов многоквартирных домов. Однако достоверность аппроксимации этого положительного тренда очень слабая (К2=0,0873) и дальнейшее направление тренда неопределенное. Тренды, характеризующие стабильное снижение в 2019-2021 гг. доли респондентов, знающих, что курение табака запрещено законом на детских площадках ^2=0,9938), в медицинских учреждениях ^2=0,9812), на стадионах и спортивных площадках ^2=0,9995), в местах общественного питания ^2=0,9868) имеют очень высокую достоверность аппроксимации
и следует ожидать, что при существующем уровне информирования населения снижение продолжится в будущем. Отрицательный тренд с достаточно высокой достоверностью аппроксимации ^2=0,7806) выявлен в отношении знаний респондентов о запрете курения табака в образовательных учреждениях, что также свидетельствует о высокой вероятности существования этой тенденции в будущем.
Анализ осведомленности о запретах курения табака среди курящих и некурящих респондентов выявил, что тенденция снижения осведомленности в основном сформировалась за счет курящих респондентов. В таблице 2 представлена динамика долей курящих и н курящих респондентов, осведомленных о запретах курения, по результатам опросов в 2019-2021 гг..
Таблица 2. Динамика знаний курящих и не курящих респондентов об общественных местах, где законом запрещено курение табака, по опросам 2019-2021 гг.
Общественные места 2019 2020 2021
Не курят, % Курят, % Не курят, % Курят, % Не курят, % Курят, %
Места общественного питания (рестораны, бары, кафе, ночные клубы и др.) 89,1 87,2 81,8 80,2 81,2 66,0
Детские площадки 88,1 88,3 85,6 85,0 83,9 83,0
Медицинские учреждения 93,7 89,7 86,8 85,3 85,3 71,3
Подъезды многоквартирных домов 79,6 75,4 67,8 70,9 82,6 80,9
Образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты и другие) 94,6 89,4 87,8 87,0 89,9 79,8
Стадионы и спортивные площадки 76,1 79,5 69,5 79,1 66,1 62,8
Городской общественный транспорт NA NA 83,5 87,6 85,3 79,8
Поезда дальнего следования NA NA 64,1 67,5 72,5 70,2
Везде разрешено 0,9 2,3 1,1 3,4 1,0 1,0
Затрудняюсь ответить 2,3 1,5 2,5 1,1 4,0 2,0
Как видно из таблицы 2, среди курящих и некурящих респондентов по результатам опросов 2019-2021 гг. было выявлено снижение долей респондентов, знавших о запрете курения табака, во всех рассматриваемых общественных местах. Однако высокая достоверность аппроксимации для некурящих была выявлена только в отношении трендов по детским площадкам (К2=0,9831), стадионам (К2=0,967) и медицинским учреждениям (К2=0,8789); для курящих - по местам общественного питания (К2=0,963), детским площадкам (К2=0,9803), медицинским учреждениям (К2=0,9168), образовательным учреждениям (К2=0,9231). Видимо это связано с тем, что курящие реже обращают внимание на запреты, формируя свое курительное поведение исходя из личных привязанностей и интересов.
В конце 2020 г. был введен в силу запрет на курение электронных сигарет в общественных местах. В таблице 3 представлены доли респондентов, принявших участие в опросе 2021
г., знающих о запрете употребления электронных сигарет в общественных местах, в зависимости от статуса курения и возраста.
Таблица 3. Распределение респондентов по ответам на вопрос «В каких общественных местах, по Вашему мнению, законом запрещено курить электронные сигареты?» в зависимости от статуса курения и возраста, опрос 2021 г.
Общественные места Всего % Не курят, % Курят, % Возраст, лет, %
19-29 30-39 40-49 50-59 60-69
Места общественного питания (рестораны, бары, кафе, ночные клубы и др.) 45,3 49,3 38,3 40,8 44,7 30,9 49,5 63,4
Детские площадки 53,6 52,1 55,3 49,0 50,0 51,9 53,7 63,4
Медицинские учреждения 55,6 56,2 54,3 48,9 56,6 51,8 54,7 63,5
Подъезды многоквартирных домов 39,6 37,8 42,6 46,3 43,4 34,6 33,7 43,9
Образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты и другие) 57,3 57,1 56,4 63,3 53,9 50,6 55,8 68,3
Стадионы и спортивные площадки 37,3 37,3 37,2 40,8 31,6 30,9 36,8 53,6
Городской общественный транспорт 51,9 53,0 48,3 49,0 52,6 44,3 51,6 63,4
Поезда дальнего следования 43,9 43,8 45,7 51,0 44,7 34,6 42,1 48,8
Везде разрешено 9,4 9,2 11,7 10,2 7,9 4,9 8,4 9,8
Затрудняюсь ответить 25,9 26,3 25,5 18,4 26,3 32,1 27,4 14,6
Как видно из таблицы 3, уровень знаний о запрете курения электронных сигарет в общественных местах ниже, чем о запрете курения табака. Если доли респондентов, осведомленных о запрете курения табака в общественных местах, в основном составляли около 80%, то в отношении запрета употребления электронных сигарет эти доли составляли около 50% и меньше. Курящие и некурящие респонденты были одинаково осведомлены о запретах употребления электронных сигарет. Респонденты различных возрастных групп также продемонстрировали практически одинаковый уровень знаний о запрете употребления электронных сигарет в рассматриваемых общественных местах в отличие от запрета курения табака, о которых значимо меньше знали респонденты в возрасте 19-29 лет по сравнению с другими возрастными группами.
Несмотря на то, что в Российской Федерации продажа насвая запрещена с 2013 г., а снюса - с 2015 г., ежегодно выявляется небольшая доля респондентов, отвечающих, что употребляют эти формы табака. В таблице 4 представлено распределение респондентов, принявших участие в опросе 2021 г, по знанию о запрете продажи снюса и насвая в зависимости от пола и возраста.
Таблица 4. Распределение респондентов по ответам на вопрос «Разрешена ли продажа снюса и насвая в Российской Федерации?», опрос 2021 г.
Ответ Всего % Мужчины, % Женщины, % Возраст, лет, %
19-29 30-39 40-49 50-59 60-69
Да 11,1 16,5 9,1 0 7,9 12,3 17,9 7,3
Нет 60,4 59,8 60,6 77,6 64,5 58,0 50,5 65,9
Затрудняюсь ответить 28,5 23,7 30,3 22,4 27,6 29,6 31,6 26,8
Как видно из таблицы 4, 60% всех респондентов, а также мужчин и женщин, знали о запрете продажи снюса и насвая. Среди респондентов разных возрастных групп молодые респонденты в возрасте 19-29 лет были наиболее осведомленными о запрете продаж (77,6% респондентов в возрасте 19-29 лет, меньше 65% респондентов старше 29 лет). Видимо это связано с тем, что основными потребителями этих изделий являются молодые люди [6,9]. Необходимо отметить, что в течение 2019-2021 гг. существовала тенденция к увеличению уровня знаний о запрете продажи снюса и насвая (рис. 3).
Рис. 3. Динамика знаний респондентов, принявших участие в опросах 2019-2021 гг., о продаже снюса и насвая в Российской Федерации.
70
60,4
2019 2020 2021
■ Продажа снюса и насвая разрешена ■ Продажа снюса и насвая запрещена
■ Затрудняюсь ответить
Как видно из рис. 3, ежегодно увеличивалась доля респондентов, осведомленных о запрете продажи снюса и насвая. Данный тренд имеет очень высокую достоверность аппроксимации ^2=0,918) и, вероятнее всего, сохранится в будущем. Параллельно снижалась доля респондентов, которые не знали, запрещена или разрешена продажа снюса и насвая (43,6% в 2019 г., 28,5% в 2021 г.). Тем не менее, низкий уровень знаний о запрете в 2019 г. свидетельствует о недостаточном уровне информирования населения, а
увеличение уровня знаний возможно связно с широким освещением в СМИ Федерального закона № ЗОЗ-ФЗ на этапах его обсуждения и принятия в 2019-2020 гг.
В октябре 2020 г. в Российской Федерации вступили в силу дополнения к Федеральному закону № 15-ФЗ, которые унифицировали регулирование табачных и никотинсодержащих изделий, а также кальянов без никотина. Среди дополнений было введение с28 января 2021 г. запрета на продажу никотинсодержащей продукции, кроме лекарственных препаратов, предназначенных для жевания, сосания, нюханья в Российской Федерации. В течение 2020 г. СМИ довольно широко освещали обсуждение и принятие этих дополнений, что должно было стать источником информирования населения о новых ограничениях оборота никотинсодержащей продукции и кальянов. В таблице 5 приведено распределение респондентов в зависимости от знаний о запрете продажи никотинсодержащей продукции, кроме лекарственных препаратов, предназначенных для жевания, сосания, нюханья в Российской Федерации, в зависимости от пола и возраста.
Таблица 5. Распределение респондентов по ответам на вопрос «Разрешена ли продажа никотинсодержащей продукции, кроме лекарственных препаратов, предназначенных для жевания, сосания, нюханья в Российской Федерации?» в зависимости от пола и возраста, опрос 2021 г.
Ответ Всего % Мужчины, % Женщины, % Возраст, лет, %
19-29 30-39 40-49 50-59 60-69
Да 34,5 37,1 33,5 36,7 34,2 33,3 36,8 29,3
Нет 36,8 40,2 35,4 46,9 35,5 33,3 29,5 51,2
Затрудняюсь ответить 28,8 22,7 31,7 18,4 30,3 33,3 33,7 19,5
Как видно из таблицы 5, в начале 2021 г. только треть респондентов, принявших участие в опросе, знали о запрете продажи никотинсодержащей продукции, кроме лекарственных препаратов, предназначенных для жевания, сосания, нюханья. Уровень осведомленности о запрете был немного выше среди мужчин, чем среди женщин (40,2% мужчин, 35,4% женщин знали о запрете), а также среди респондентов в возрасте 19-29 лет (46,9%), чем среди респондентов более старшего возраста (около 30%). Любая информация лучше воспринимается, если она затрагивает личные интересы. Поскольку мужчины и молодежь является более активным потребителем никотинсодержащей продукции [6,9], видимо поэтому они лучше воспринимает информацию о ней. Безусловно для организации эффективного информирования важно учитывать не только пол и возраст фокусных групп, но и оценить какие источники информации наиболее популярны среди населения и в зависимости от возраста и пола. В таблице 6 приведено распределение респондентов по источникам информации о запрете курения в общественных местах в зависимости от пола и возраста по опросу 2021 г.
Как видно из таблицы 6, среди всех респондентов самым распространенным источником информации являлись СМИ (61,3%), источники в сети Интернет (41,0%) и знаки о запрете курения или соответствующие предупреждения (33,9%). При этом мужчины чаще
получали информацию из источников Интернета (45,3% мужчин и 39,4% женщин), а женщины из СМИ (63,4% женщин и 55,7% мужчин). Молодые респонденты в возрасте 1929 лет по сравнению с респондентами более старшего возраста чаще получали информацию из источников Интернета (55,1%), чаще обращали внимание на предупреждающие знаки (40,1%) и получали информацию от знакомых (34,7%). Такие источники, как федеральные законы (18,4%) и сайты государственных организаций (4,1%), реже служили для них источником информации, чем для респондентов более старшего возраста. Респонденты старше 30 лет чаще получали информацию из СМИ. В течение 2019-2021 гг. приоритеты источников по получению информации не менялись.
Таблица 6. Распределение респондентов по ответам на вопрос «Откуда Вы получили информацию о запрете курения табака в общественных местах?» в зависимости от пола и возраста, опрос 2021 г.
Ответ Всего % Мужчины, % Женщины, % Возраст, лет, %
19-29 30-39 40-49 50-59 60-69
Из федеральных законов и других официальных документов, например, КоАП 31,9 39,1 29,1 18,4 30,3 25,9 40,0 41,5
На сайте государственной организации 9,4 13,4 7,9 4,1 7,9 8,6 10,5 19,5
Из иных источников в сети Интернет 41,0 45,3 39,4 55,1 46,0 32,1 41,0 36,6
Из СМИ (радио, телевидение, газеты, журналы) 61,3 55,7 63,4 47,0 57,9 61,7 66,3 73,2
От полицейского или иного должностного лица при исполнении 1,7 3,7 1,2 2,0 1,3 2,5 2,1 0
Увидел знак о запрете курения или соответствующее предупреждение 33,9 29,9 35,4 40,1 30,3 35,8 28,4 36,6
Узнал от работника организации, в которой запрещено курить 13,4 13,4 13,4 18,4 13,2 14,8 10,5 14,6
От знакомых 19,9 18,6 20,5 34,7 21,0 22,2 13,7 14,6
Затрудняюсь ответить 3,7 2,1 4,3 6,1 3,9 8,6 3,2 0
На рис. 4 приведена динамика уровней использования респондентами источников, из которых они получали информацию о запрете курения в общественных местах.
Как видно из рис. 4, на протяжении трехлетнего периода 2019-2021 гг. самым популярным источником информации оставались СМИ, источники в сети Интернет, знаки о запрете курения. В 2020 г. и 2021 г. респонденты в 1,5 раза чаще получали информацию из федеральных законов и документов, чем в 2019 г. Однако достоверность аппроксимации этого тренда низкая ^2=0,5262) и вероятно, что он не сохранится в будущем. Возможно, что его появление было связано с широким освещением Федерального закона № 303-ФЗ
в СМИ и источниках в сети Интернет в 2019-2020 г. на стадии его обсуждения и принятия. Тем не менее, сохранение этого тренда было бы необходимо, чтобы связать меры по ограничению потребления табака и никотина с нормами федеральных законов, имеющих определенные меры ответственности, а не только с и акциями, направленными на здоровье населения.
Рис. 4. Динамика приоритетности источников информирования респондентов о запрете курения в общественных местах в 2019-2021 гг.
Заключение
Проведенные в 2019-2020 гг. опросы продемонстрировали достаточно высокий уровень информированности населения о запрете курения табака в общественных местах. Однако, он не превышал 80% и зависел от возраста респондентов. Респонденты в возрасте 19-29 лет были менее осведомлены о запретах курения табака, чем респонденты более старшего возраста. Особенно это касалось мест общественного питания, медицинских и образовательных учреждений. Также меньший уровень знаний выявлен у курящих респондентов. Это требует усиления информационных кампаний о запретах курения табака, направленных на молодежь и курящих людей. Возможно, что информацию о вреде потребления табака необходимо сопровождать информацией о запретах курения табака в общественных местах и ответственности за их нарушение.
В период с 2019 г. по 2021 г. выявлен стойкий тренд роста уровня знаний о запрете продажи в Российской Федерации снюса и насвая. Однако он все еще остается на
достаточно низком уровне - немного больше половины респондентов знают об этом запрете. Уровень знаний о запрете продажи никотинсодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания и нюханья, в начале 2021 г. составлял не более 30% среди всех респондентов, а также среди респондентов различных возрастных групп. Безусловно это связано с коротким промежутком времени между принятием закона и опросом. Поскольку употребление ротовых форм табачной и никотинсодержащей продукции рекламируется производителями как продукты альтернативные курительным изделиям для употребления в общественных местах, где курение запрещено, необходима организация постоянных источников информирования населения о запрете продажи этих изделий и ответственности за его нарушение.
Среди источников информирования о мерах по борьбе против табака, которые замечали респонденты, в период с 2019 г. по 2021 г. изменений не произошло. Наиболее заметными для населения оставались СМИ, источники в сети Интернет и знаки о запрете курения табака. В связи с низкой информированностью в настоящее время населения о запрете использования электронных сигарет и электронных средств нагревания табака в общественных местах, необходима скорейшая организация информирования об этом через СМИ и источники в сети Интернет, а также широкое внедрение соответствующего знака о запрете.
В целом опросы 2019-2021 гг. выявили постоянное снижение уровня осведомленности населения о запрете курения табака в общественных местах. В связи с этим, наряду с просвещением населения и информированием его о вреде потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, вредном воздействии окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, предусмотренных Федеральным законом № 15-ФЗ, необходимо организовать на таком же уровне информирование населения о запретах на продажу и использование табачной и никотинсодержащей продукции в общественных местах, а также об ответственности за нарушение этих запретов.
Литература
1. WHO report on the global tobacco epidemic, 2011: Warning about the dangers of tobacco. WHO, 2011.
2. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2021). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142515/
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 303-ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции", Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310084
4. WHO MPOWER. Tobacco Free Initiative, WHO, Geneva. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.who.int/initiatives/mpower
5. Сахарова Г.М., Антонов Н.С., Салагай О.О. Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака в Российской Федерации: GATS 2009 и GATS 2016. Наркология 2017; 16(7):8-12.
6. Левшин В.Ф., Слепченко Н.И. Тренды изменений характеристик курительного поведения среди населения и последствия принятия законодательных мер борьбы с табачной эпидемией.Профилактическая и клиническая медицина 2020: 1(74):18-26.
7. Салагай О.О., Антонов Н.С., Сахарова Г.М., Передельская М.Ю., Демидов И.В., Стародубов В.И. Динамика заболеваемости хроническим бронхитом в Российской Федерации под влиянием государственной политики, направленной на снижение потребления табака. Профилактическая медицина 2019; 22(6): Вып. 2:7-13. doi: 10.17116/profmed2019220627
8. Салагай О.О., Антонов Н.С., Сахарова Г.М., Смирнов К.А. Анализ осведомленности населения о мерах по снижению распространенности потребления табачной продукции в Российской
Федерации. Наркология 2020; 19(9):18-38.
9. Салагай О.О., Сахарова Г.М., Антонов Н.С. Динамика потребления табачной и никотинсодержащей продукции в Российской Федерации в 2019-2021 гг. Медицина 2021; 9(2): 34-47.
Dynamics of Public Awareness About Measures to Combat Tobacco and Nicotine-Containing Products in the Russian Federation in 2019-2021
Salagay O. O.1
MD, PhD, Deputy Minister
Sakharova G. M.2,3
Doctor of Medicine, Professor, Head Researcher, Department of Public Health and Demography2; Leading Researcher3
Antonov N. S.2,3
Doctor of Medicine, Professor, Head Researcher, Department of Public Health and Demography2; Leading Researcher3
1 - Ministry of health of the Russian Federation, Moscow, Russia;
2 - Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia;
3 - Central TB research institute, Moscow, Russia;
Corresponding Author: Sakharova Galina; e-mail: [email protected] Conflict of interest. None declared. Funding. The study had no sponsorship.
Abstract
The article examines the results of a three-year monitoring of public opinion on public awareness about measures to reduce the prevalence of tobacco consumption in the Russian Federation, which was conducted on the basis of Internet surveys (SLOP research) using a questionnaire developed in accordance with the objectives of the study in 2019-2021. The questionnaire also included questions about the knowledge of the respondents about the prohibition of the sale and using of tobacco and nicotine-containing products in public places, as well as about the sources of information they noticed. The purpose of the monitoring was to identify trends and new trends in tobacco and nicotine consumption, knowledge of tobacco control measures and information sources of the population. This article describes a study of the dynamics of awareness among survey respondents about bans on
MEIIHUMHII
WypHa^ «Meg^MHa» № 3, 2021
15
the sale and use of tobacco and nicotine-containing products in public places, and also analyzes the sources of information that respondents noticed.
Keywords: tobacco, nicotine, consumption of tobacco products, consumption of nicotine-containing products, dynamics of tobacco consumption in the Russian Federation, monitoring of tobacco consumption, survey on tobacco consumption, consumption of tobacco and nicotine among young people, consumption of electronic cigarettes, consumption of vapes, a ban on smoking tobacco in public places, a ban on using of nicotine-containing products in public places, a ban on the sale of nicotine-containing products, informing about bans on smoking tobacco.
References
1. WHO report on the global tobacco epidemic, 2011: Warning about the dangers of tobacco. WHO, 2011.
2. Federal'nyj zakon ot 23.02.2013 N 15-FZ (red. ot 30.12.2020) "Ob ohrane zdorov'ya grazhdan ot vozdejstviya okruzhayushchego tabachnogo dyma, posledstvij potrebleniya tabaka ili potrebleniya nikotinsoderzhashchej produkcii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.04.2021). [Federal Law of 23.02.2013 N 15-FZ (as amended on 30.12.2020) "On protecting the health of citizens from exposure to second hand tobacco smoke, the consequences of tobacco consumption or consumption of nicotine-containing products" (as amended and supplemented, entered into force on 04/01/2021)]. Available at.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142515/ (In Russ.)
3. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 303-FZ "O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosu ohrany zdorov'ya grazhdan ot posledstvij potrebleniya nikotinsoderzhashchej produkcii". [Federal Law of July 31, 2020 No. 303-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Protection of Citizens' Health from the Consequences of Consuming Nicotine-Containing Products". Available at.http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310084. (In Russ.)
4. WHO MPOWER. Tobacco Free Initiative, WHO, Geneva. Available at;https://www.who.int/initiatives/mpower
5. Sakharova G.M., Antonov N.S., Salagay O.O. Global'nyj opros vzroslogo naseleniya o potreblenii tabaka v Rossijskoj Federacii: GATS 2009 i GATS 2016 [Global Adult Survey on Tobacco Use in the Russian Federation: GATS 2009 and GATS 2016] Narcologiya 2017; 16(7): 8-12. (In Russ.)
6. Levshin V.F., Slepchenko N.I. Trendy izmenenij harakteristik kuritel'nogo povedeniya sredi naseleniya i posledstviya prinyatiya zakonodatel'nyh mer bor'by s tabachnoj epidemiej. [Trends in changes in the characteristics of smoking behavior among the population and the consequences of the adoption of legislative measures to combat the tobacco epidemic.] Profilakticheskaya i klinicheskaya medicina [Preventive and clinical medicine] 2020: 1(74):18-26. (In Russ.)
7. Salagay O.O., Antonov N.S., Sakharova G.M., Peredelskaya M.Y., Demidov I.V., Starodubov V.I. Dinamika zabolevaemosti hronicheskim bronhitom v Rossijskoj Federacii pod vliyaniem gosudarstvennoj politiki, napravlennoj na snizhenie potrebleniya tabaka. [Trends in the incidence of chronic bronchitis in the Russian Federation, which are influenced by government policy aimed at reducing tobacco use]. Profilakticheskaya medicina [The Russian journal of Preventive Medicine] 2019;22(6), Issue 2: 713 doi. 10.17116/profmed2019220627 (In Russ.)
8. Salagaj O.O., Antonov N.S., Saharova G.M., Analiz osvedomlennosti naseleniya o merah po snizheniyu rasprostranennosti potrebleniya tabachnoj produkcii v Rossijskoj Federacii. [Analysis of public awareness of measures to reduce the prevalence of tobacco consumption in the Russian Federation]. Narkologiya 2020; 19(9): 18-38. (In Russ.)
9. Salagaj O.O., Saharova G.M., Antonov N.S. Dinamika potrebleniya tabachnoj i nikotinsoderzhashchej produkcii v Rossijskoj Federacii v 2019-2021 gg. [Dynamics of Consumption of Tobacco and Nicotine-Containing Products in the Russian Federation in 2019-2021]. Medicina 2021; 9(2): 34-47. (In Russ.)