Научная статья на тему 'Динамика и факторная структура параметров стохастической нелинейной кардиоинтервалометрии у дошкольников в ситуации интеллектуальной нагрузки'

Динамика и факторная структура параметров стохастической нелинейной кардиоинтервалометрии у дошкольников в ситуации интеллектуальной нагрузки Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
НЕЛИНЕЙНАЯ СТОХАСТИЧЕСКАЯ КАРДИОИНТЕРВАЛОМЕТРИЯ / НАПРАВЛЕННЫЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / АДАПТАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Каменская В.Г., Томанов Л.В., Каменский Б.В.

Цель исследования изучение динамики основных параметров нелинейной стохастической кардиоинтервалометрии (НСК) и сопоставление факторных структур характеристик НСК в разных условиях ее регистрации. Параметры НСК рассчитывались по 5-минутным записям ЭКГ, регистрация которых проводилась в состоянии покоя (без физических и когнитивных нагрузок-фоновая запись) и в процессе активной вербальной деятельностинаправленного ассоциативного эксперимента (АЭ). Регистрация ЭКГ проводилась в 1ом стандартном отведении; при выделении кардиоинтервалов использовалась процедура аналогово-цифрового преобразования ЭКГ по методу быстрого преобразования Фурье с частотой квантования 500 Гц. Результатом этих преобразований является спектр мощности флуктуации RR-интервалов, построенный в логарифмической шкале в широкой полосе частот (0,004 0,4 Гц). Показано, что результаты выполнения АЭ достоверно и на высоком уровне значимости (t= -38,61, p=0,000) возрастают к концу эксперимента, в серии с наиболее сильными эмоциями, возникающими в связи со штрафами за ошибочные реакции Динамика кардиоинтервалов и среднеквадратичного отклонения их флуктуаций свидетельствуют о выраженном мобилизационном режиме работы сердца в ситуации выполнения вербальных задач. Отчетливая динамика была показана и для спектральных параметров НСК: индекса напряженности и фрактального индекса. Успешное выполнение когнитивных заданий приводит к сдвигу вегетативного баланса в сторону активации симпатоадреналовой системы, нарастанию хаотизации гомеостаза и адаптационных процессов. Факторные структуры признаков НСК при выполнении серий АЭ имеют принципиальное сходство друг с другом: временные характеристика ЭКГ формируют автономный фактор во всех факторных структурах, спектральные признаки НСК распределяются сходным образом в остальных трех факторах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Каменская В.Г., Томанов Л.В., Каменский Б.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DINAMIC AND FACTORS STRUCTERE PARAMETERS OF NONLINEAR STOCHASTIC CARDIOINTERVALOMERIYA IN PRE-SCHOOL IN THE INTELLECTUAL ACTIVITY SITUATION

The aim of the research is to study the dynamic of the basic parameters of nonlinear stochastic cardiointervalometriya (NSC) and the comparison of factorial structures characteristics of NSC in different conditions of registration. Options NSC calculated on 5-minute ECG records, registration of which was held at rest (without physical and cognitive loads background record) and in the process of activities directional the associative experiment (AE). ECG carried out in 1st standard moves; in the allocation procedure used RR -interval fluctuations of analog-to-digital conversion of ECG Fast Fourier transform method with frequency quantization 500 Hz. The result of these conversion is the power spectrum of fluctuations RR-intervals, built in a logarithmic scale in a wide frequency band (0.004-0.4 Hz). There is shown that the results of the AE reliably and at a high level of significances (t=-38.61, p= 0.000) in series with the most strong emotions arising from fines for erroneous reaction. Dynamic RR-interval variations and the standard deviation of their fluctuations indicates the express mode of operation mobilization hearts in situation perform verbal tasks. Distinct dynamic was shown for spectral parameters of NSC: index of vegetation tension and fractal index β. The successful implementation of cognitive tasks leads to a shift of vegetative balance towards activation of sympathoadrenal system, increasing the chaos homeostasis and adaptation processes. Factor structure of signs of NSC when running AE series have fundamental similarities with each other: temporal characteristics of ECG form an autonomous factor in all the factor structures, spectral signs of NSC are distributed similarly in the other three factors.

Текст научной работы на тему «Динамика и факторная структура параметров стохастической нелинейной кардиоинтервалометрии у дошкольников в ситуации интеллектуальной нагрузки»

ДИНАМИКА И ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ПАРАМЕТРОВ СТОХАСТИЧЕСКОЙ НЕЛИНЕЙНОЙ КАРДИОИНТЕРВАЛОМЕТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СИТУАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Каменская В.Г.

ГБУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

Томанов Л.В.

ГБУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

Каменский Б.В.

ГБДОУ №94 Санкт-Петербург

DINAMIC AND FACTORS STRUCTERE PARAMETERS OF NONLINEAR STOCHASTIC CARDIOINTERVALOMERIYA IN PRE-SCHOOL IN THE INTELLECTUAL ACTIVITY SITUATION Kamenskaya V.G., Yelets Bunin State University Tomanov L.V., Yelets Bunin State University Kamenskij D.V., GBDOU№ 94, St.Petersburg

АННОТАЦИЯ

Цель исследования - изучение динамики основных параметров нелинейной стохастической кардиоинтервалометрии (НСК) и сопоставление факторных структур характеристик НСК в разных условиях ее регистрации. Параметры НСК рассчитывались по 5-минутным записям ЭКГ, регистрация которых проводилась в состоянии покоя (без физических и когнитивных нагрузок-фоновая запись) и в процессе активной вербальной деятельности- направленного ассоциативного эксперимента (АЭ). Регистрация ЭКГ проводилась в 1ом стандартном отведении; при выделении кардиоинтервалов использовалась процедура аналогово-цифрового преобразования ЭКГ по методу быстрого преобразования Фурье с частотой квантования 500 Гц. Результатом этих преобразований является спектр мощности флуктуации RR-интервалов, построенный в логарифмической шкале в широкой полосе частот (0,004 - 0,4 Гц). Показано, что результаты выполнения АЭ достоверно и на высоком уровне значимости (t= -38,61, p=0,000) возрастают к концу эксперимента, в серии с наиболее сильными эмоциями, возникающими в связи со штрафами за ошибочные реакции Динамика кардиоинтервалов и среднеквадратичного отклонения их флуктуаций свидетельствуют о выраженном мобилизационном режиме работы сердца в ситуации выполнения вербальных задач. Отчетливая динамика была показана и для спектральных параметров НСК: индекса напряженности и фрактального индекса. Успешное выполнение когнитивных заданий приводит к сдвигу вегетативного баланса в сторону активации симпатоадреналовой системы, нарастанию хаотизации гомеостаза и адаптационных процессов. Факторные структуры признаков НСК при выполнении серий АЭ имеют принципиальное сходство друг с другом: временные характеристика ЭКГ формируют автономный фактор во всех факторных структурах, спектральные признаки НСК распределяются сходным образом в остальных трех факторах.

ABSTRACT

The aim of the research is to &udy the dynamic of the basic parameters of nonlinear &ocha&ic cardiointervalometriya (NSC) and the comparison of factorial Sructures characteri^ics of NSC in different conditions of regi^ration. Options NSC calculated on 5-minute ECG records, regi^ration of which was held at гей (without physical and cognitive loads - background record) and in the process of activities - directional the associative experiment (AE). ECG carried out in 1й Sandard moves; in the allocation procedure used RR -interval fluctuations of analog-to-digital conversion of ECG Fa& Fourier transform method with frequency quantization 500 Hz. The result of these conversion is the power spectrum of fluctuations RR-intervals, built in a logarithmic scale in a wide frequency band (0.004-0.4 Hz). There is shown that the results of the AE reliably and at a high level of significances (t=-38.61, p= 0.000) in series with the mo& &rong emotions arising from fines for erroneous reaction. Dynamic RR-interval variations and the Sandard deviation of their fluctuations indicates the express mode of operation mobilization hearts in situation perform verbal tasks. DiSinct dynamic was shown for spectral parameters of NSC: index of vegetation tension and fractal index p. The successful implementation of cognitive tasks leads to a shift of vegetative balance towards activation of sympathoadrenal sy&em, increasing the chaos homeo^asis and adaptation processes. Factor Sructure of signs of NSC when running AE series have fundamental similarities with each other: temporal characterises of ECG form an autonomous factor in all the factor Sructures, spectral signs of NSC are di^ributed similarly in the other three factors.

Ключевые слова: нелинейная стохастическая кардиоинтервалометрия, направленный ассоциативный эксперимент, адаптационный ресурс, дошкольники.

Keywords: nonlinear &ocha&ic cardiointervalometriya, directed the associative experiment, adaptive resource, children 6-7 years old

Введение

Любая интеллектуальная деятельность так же как и физическая требует затрат адаптационного ресурса организма. На взрослых изучены основные признаки мобилизации адаптационного ресурса, его затрат и восстановления. Эксперименты с участием детей характеризуются рядом специфических черт. Во-первых, дети отличаются низкой устойчивостью адаптационных процессов, во-вторых, быстрой

утомляемостью и слабо выраженными признаками восстановления затраченных функциональных ресурсов. В связи с этим существенной проблемой, требующей своего конкретного решения, является разработка адекватных для детского возраста экспериментальных приемов изучения динамики адаптационного ресурса и связанного с ним гомеостаза. Традиционно в большинстве экспериментальных работ для экспресс-оценки адаптационного ресурса используется ме-

тод анализа вариаций сердечного ритма по Р.М. Баевскому [1]. Однако этот метод практически не был апробирован в ситуации интеллектуальных нагрузок, в том числе на детских выборках.

На рубеже 90х годов был предложен инновационный способ анализа вариаций сердечного ритма на основе системы представлений и математического аппарата нелинейной стохастической динамики и теории фракталов [8]. Основной массив результатов внедрения этого подхода был собран на клинических выборках взрослых, который, тем не менее, позволил конкретизировать и обосновать модель нелинейной стохастической кардиоинтервалометрии (НСК). Несколько работ, выполненных на детях, дал экспериментальный материал, позволяющий оценить возможность его использования на детских выборках и в условиях управляемой смены функциональных состояний и определить динамику основных параметров НСК в условиях интеллектуальной нагрузки в разных эмоциональных ситуациях [2-5,7]. В этих исследованиях была установлена различная сенситив-ность основных параметров НСК к изменению состояния испытуемых в переходах от активного бодрствования (фон) к вербальной деятельности в разных по напряженности и знаку эмоциональных состояниях. Обнаружены факты, свидетельствующие о затратах адаптационных ресурсов и снижении их качества, ухудшению динамики регулятор-ных процессов в ситуации вербальной деятельности. Вместе с тем остается не ясной связь разных параметров НСК между собой в процессе выполнения вербальных заданий, что определяет актуальность данной работы. Цель исследования - изучение динамики основных параметров НСК и сопоставление факторных структур характеристик НСК в разных условиях ее регистрации. Предполагается, что интеллектуальная нагрузка детерминирует динамику основных параметров НСК и определяет специфику факторной структуры, зарегистрированную при выполнении вербальных заданий по сравнению с той, которая была в фоновом состоянии

Методика:

Параметры НСК рассчитывались по 5-минутным записям ЭКГ, регистрация которых проводилась в состоянии покоя (без физических и когнитивных нагрузок-фоновая запись) и в процессе активной вербальной деятельности. Участники (51 ребенок в возрасте 6-7 лет) последовательно проходили тестирование в трех следующих друг за другом сериях направленного ассоциативного эксперимента (АЭ), разработанного Каменской В.Г. и Зверевой С.В., прошедшего апробацию на старших дошкольниках и младших школьниках [3,4]. В процессе интеллектуальной деятельности серии АЭ различались по эмоциональному фону и его напряженности. В первой серии тестирование проводилось в условиях нейтрального эмоционального фона, ребенок играл в речевую игру (отвечал на стимульные слова противоположным по смыслу словом, т.е. антонимичным образом) без оценок со стороны экспериментатора (АЭ фон). Во второй серии (АЭ+) создавалась положительная мотивация успешной речевой игры, так как за каждые правильные 5 ответов ребенок получал награду в виде конфеты. Третья серия была максимально стрессогенна для ребенка, его штрафовали за пять ошибок, убирая одну конфету из тех, которые он получил во второй серии. Эта серия получила название отрицательного ассоциативного эксперимента (АЭ-). Каждая

серия длилась одинаковое время, равное 5 минутам. Весь эксперимент длился 20 минут, что, безусловно представляло трудность для дошкольника из-за необходимости не только интеллектуально трудится, но и сидеть неподвижно с электродами на запястьях рук.

Списки слов в трех сериях были разные, но сбалансированные по частям речи. Каждый список состоял из 54 слов, глаголы, существительные и прилагательные были представлены в равных долях (по 16 лексем), 6 слов - наречия. Все слова были взяты из частеречного словаря детской речи. Существовал дополнительный список из 20 слов, который использовался в тех случаях, если ребенок выполнял тест быстро и менее чем за 5 минут.

Правильными словесными реакциями считались антонимы той же части речи, что и слово-стимул.

Регистрация ЭКГ проводилась в 1ом стандартном отведении; при выделении кардиоинтервалов использовалась процедура аналогово-цифрового преобразования ЭКГ по методу быстрого преобразования Фурье с частотой квантования 500 Гц. Для компьютерного расчета параметров НСК использовался пакет авторских программ (©Урицкий В.М., 2003). Результатом этих преобразований является спектр мощности флуктуации RR-интервалов, построенный в логарифмической шкале в широкой полосе частот (0,004 - 0,4 Гц).

Стандартные параметры анализа флуктуации крдиоин-тервалов, такие как: среднеквадратичное отклонение (СО), парциальные значения спектральной мощности S-LF и S-HF, отражающие активность симпатоадреналового и парасимпатического звеньев вегетативной нервной системы (ВНС) рассчитывались по общепринятым методикам [9]. Измерение активности ЦНС (S-ULF) проводилось согласно рекомендациям WHO UN по применению метода НСК [10].

Фрактальный индекс ß флуктуаций кардиоинтервалов вычислялся по методу, приведенному в работе [11] в ультранизкочастотном диапазоне 0.004 - 0.040. Индекс активности кортикального отдела ЦНС определялся по спектральной мощности S(f0) на самой низкой измеряемой частоте диапазона ULF, нормированной к измеряемой мощности всего спектра [9].

«Фрактальный индекс ß флуктуаций кардиоинтервалов, отражающий согласованность и интеграцию функциональных связей гомеостаза» [6, стр.2], является важнейшим параметром экспертизы состояния гомеостаза и динамики адаптационного ресурса человека. В этой же работе определены его численные значения, свидетельствующие о нормативном процессе адаптации к тому или иному виду деятельности (диапазон от 1,0 до 0,6). Снижение значений индекса ß отражает нарастание хаотизации гомеостаза и адаптационных процессов. Превышение значений фрактального индекса более 1.0 - признак формирования сверхустойчивых и ригидных вариантов регуляции гомеостаза и адаптационных процессов. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием пакета программ для Windows SPSS-20. При сопоставлении параметров НСК фона и при выполнении интеллектуальных заданий использовался метод парных сравнений.

Основные результаты и их обсуждение Результаты оценки эффективности интеллектуальной деятельности приведены на рис.1.

Рис. 1. Показатели выполнения интеллектуальных задач детьми 6-7 лет

Материалы, представленные на рис. 1, свидетельствуют о нормативном развитии общего и невербального интеллекта и высоко эффективном процессе вербального ассоциирования. Характерными для детей 6-7 лет является достижение 70-75% правильных вербальных реакций [5,7], 100% выполнение означает правильное и точное ассоциирование слов из списка. Дети верно и быстро находят антонимы для всех частей речи, вошедших в тестовый список слов, которые отличаются во трех сериях этого эксперимента. Такое качественное ассоциирование является возможным в случае широкого тезауруса и точных логических операциях. Выполнение этих заданий с превышением 100% уровня было возможным при наличии дополнительного списка из 20 слов. Стоит отметить социально-педагогическую причину высокой успешности выполнения направленного ассоциативного эксперимента. Дошкольники из ГБДОУ №94 в течение двух-трех лет участвовали в дополнительных занятиях по развитию речи с логопедом и речевых играх с воспитателями. Эта постоянная работа по развитию слитной речи и расширению словаря нашла свое отражение в высоких и сверх высоких индивидуальных показателях выполнения направленного ассоциативного эксперимента.

Рис. 1 демонстрирует возрастание средних показателей по группе к концу эксперимента, в серии с наиболее силь-

ными эмоциями, возникающими в связи со штрафами за ошибочные реакции, что наблюдается не во всех группах дошкольников (Никифорова С.Н., 2005). Вместе с тем, несмотря на эмоциональное напряжение большинство участников эксперимента улучшают свои показатели за счет динамического обучения в течение эксперимента, который длится не более 20 минут. Это свидетельствует о высоком интеллектуальном ресурсе детей дошкольного возраста, которые воспитываются и обучаются в интеллектуально обогащенной среде.

В статье представлены результаты анализа кардиоинтер-валов ЭКГ, которая регистрировалась во всех трех сериях ассоциативного эксперимента. Показатели НСК в процессе выполнения серий направленного ассоциативного эксперимента сопоставлялись с аналогичными показателями ЭКГ, которая регистрировалась перед началом ассоциативного эксперимента. Ее длительность также составляла 5 мин. Параметры этой фоновой НСК являлись базой для сопоставления с теми ЭКГ, которые записывались в ситуациях выполнения вербальных заданий. Установлено, что интеллектуальная деятельность детерминирует временные и стохастические параметры НСК практически одинаковым образом, независимо от эмоциональных условий эксперимента.

Рис. 2. Динамика кардиоинтервалов и СО в сериях направленного ассоциативного эксперимента

Необходимость выполнения ассоциативного эксперимента приводит к достоверному сокращению кардиоин-тервалов по сравнению с фоновыми показателями 0=5,799, р=0,000) (см. рис 2). Включение в программу мотиваци-онного подкрепления еще в большей степени уменьшает значения кардиоинтервалов: t=7,248, р=0,000. Наименьшие величины интервалов между ударами сердца (наиболее высокочастотный пульс) фиксируется в наиболее эмоционально насыщенной серии, когда ребенка наказывали за допущенные ошибки (в серии АЭ-) 0=8,212, р=0,000), что было описано ранее на детях и подростках в работах [2,5,7] на испытуемых группы нормы. Параллельно с увеличением частоты пульса происходит сокращение его вариативности, что отражается в уменьшении значений стандартного от-

клонения (СО). Однако для изменений СО RR достоверные отличия были получены только для серий с выполнением положительно окрашенного АЭ 0=2,285, р=0,03). Уменьшение вариативности пульса в фоновом АЭ по сравнению с фоном имеет недостоверный характер: t=0,604, р=0,604. Отрицательная эмоциональная обстановка в последней серии эксперимента (АЭ-) имеет неслучайный характер, но не достигает принятых уровней значимости 0=2,109, р=0,05).

Динамика этих двух важнейших показателей функционального состояния активности сердца свидетельствуют о выраженном мобилизационном режиме работы сердца в ситуации выполнения вербальных задач. Отчетливая динамика была показана и для спектральных параметров НСК: индекса напряженности и фрактального индекса в (см. рис.3).

Индекс напряжености и величина индекса фрактальности в фоне и при выполнении вербальных заданий

1,2

0,6 0,4 0,2

ILH/FH

фон A3 фон АЭ+ АЗ-

0,53 0,81 0,93 1,03

0,7 0,6 0,5 0,5

Рис. 3. Динамика индекса напряженности и фрактального индекса в в сериях направленного ассоциативного эксперимента

На рис. 3 показаны результаты оценки соотношения мощности спектра флуктуаций кардиоинтервалов в области низких и высоких частот (индекса вегетативного баланса), а также значений индекса в как показателя системной организованности флуктуаций кардиоинтервалов в области сверхнизких частот, который обычно отражает участие ЦНС в регуляции ритма сердца. В соответствии с мобилизацией адаптационного ресурса при выполнении ассоциативного эксперимента на рис. 3 отмечено возрастание индекса вегетативного баланса от фонового режима к ассоциативному эксперименту с наказанием за ошибки (АЭ-). Причем средние групповые величины этого показателя за исключением последней серии не превышают единицы, что свидетельствует о большей активности парасимпатического вена ВНС у детей даже в режиме мобилизации ресурсов. Это может быть связано с дыхательной аритмией, которая типична для детей дошкольного возраста. Только в ситуации эмоционального напряжения соотношение влияния симпатоадре-налового и парасимпатического звеньев уравновешивается. Эти изменения индекса вегетативного баланса имеют достоверный характер при высоких уровнях значимости (в фоновом АЭ по сравнению с фоном - 1= -3,258, р=0,003; в АЭ+ в сравнении с фоном - 1= -4,616, р=0,000; в АЭ- по сравнению с фоном - 1= -3,670, р=0,001).

Значения индекса в в большинстве съемок имеют незначительную величину, отражая существенную хаотизацию

высшего отдела системы регуляции кардиоритма. Выполнение когнитивных заданий хаотизацию усиливает. Так в фоне без интеллектуальной нагрузки у 43% дошкольников значения индекса в меньше среднегруповой ее величины, равной 0,7. Тогда как в последней серии уже у 77% дошкольников она ниже этих фоновых значений.. Это говорит о том, что у большинства детей индекс в существенно снижается и нарастает хаотизация гомеостаза и систем регуляции адаптационными процессами. Изменения фрактального индекса в ни в одном случае не достоверны. Показанная динамика снижения значения индекса в в интеллектуально напряженных условиях не совпадает с возрастанием этого индекса в этих же условиях у интеллектуально одаренных подростков [2]. Возможно, что динамика фрактального индекса в мало связана с основными характеристиками кардиоритма, как в фоне, так и при выполнении вербальных заданий. Это предположение прошло проверку с помощью факторного анализа методом главных компонент с Varimax-вращением осей. Значения критериев Кайзера- Мейра-Олкина находились в пределах 0,55-0,59, что позволяло выполнить факторный анализ с правдоподобными его трактовками.

В табл.1 приведены результаты факторного анализа, в который включены параметры НСК фоновой записи ЯЯ-ин-тервалов и аналогичных параметров НСК, регистрируемой при выполнении фонового АЭ без эмоционального воздействия на ребенка.

Табл. 1.

Факторная структура параметров НСК фона и при выполнении фонового АЭ

Component

1 2 3 4

RR АЭ фон ,953

RR фон ,927

СО АЭ фон ,882

СО фон ,860

бета фон ,929

Со фон ,767

бета АЭ фон ,959

Со АЭ фон ,462 ,706

lh/fh фон ,939

lh/fh АЭ ФОН ,523

Было принято четырех факторное решение, которое определяет более 83% накопленной дисперсии. В первый главный фактор (ГФ), имеющий высокий факторный вес (3,5) с высокими нагрузками вошли значения кардиоинтер-валов и СО их флуктуаций в фоне и при регистрации НСК в первой серии АЭ. Второй ГФ (факторный вес которого -1,8) образован значениями фрактального индекса и индекса кортикализации фоновой записи НСК. Третий ГФ включает значения фрактального индекса и индекса кортикализации НСК при выполнении фонового АЭ. И последний ГФ содержит индексы вегетативного баланса НСК фона и НСК, зафиксированной при выполнении вербальных заданий. Полученная факторная структура позволяет сделать вывод о том, что исходные значения параметров фоновой НСК в значительной степени связаны с аналогичными параметра-

Факторная структура параметро

ми НСК во время вербальной активности, по крайней мере в условиях отсутствия эмоциональной напряженности. Признаки НСК образуют автономные группы, не пересекающиеся друг с другом: временные параметры в виде ЯЯ-интер-валов и СО их флуктуаций образуют отдельный фактор с высоким факторным весом, спектральные параметры формируют три других ГФ.

Вместе с тем, в таблицах, приведенных ниже, наблюдается сходная структура факторов, отражающих соотношение параметров НСК фона и НСК в ситуации выполнения АЭ в ситуациях эмоционального напряжения. В табл. 2 приведена факторная структура признаков НСК фона и вербальной деятельности с положительным эмоциональном подкреплением (АЭ+).

Табл.2

НСК фона и при выполнении АЭ+

Component

1 2 3 4

RR АЭ+ ,911

RR фон ,898

СО фон ,890

СО АЭ+ ,797

бета фон ,912

Со фон ,695 ,506

lh/fh фон ,811

lh/fh АЭ+ ,755

бета АЭ+ ,887

Со АЭ+ ,793

Принципиальное сходство с предыдущей матрицей заключается в том, что в первом ГФ, имеющим максимальную факторную нагрузку (3,4) обнаруживаются те же самые признаки, что и в предыдущей матрице, ЯЯ-интервалы и СО ЯЯ-интервалов. Такие же соотношения можно видеть и для

фрактального индекса и индекса кортикализации, что и в матрице фона и фонового АЭ.

В табл. 3 приведена факторная структура признаков НСК фона и наиболее эмоционально заряженной серии отрицательного АЭ со штрафами за допущенные ошибки.

Табл.3.

Факторная структура параметров НСК фона и при выполнении АЭ-

Component

1 2 3 4

RR фон ,914

RR АЭ- ,868

СО АЭ фон ,855

СО АЭ- ,814

Бета АЭ- ,903

lh/fh АЭ фон ,730

Co АЭ- ,653 ,501

бета АЭ-, ,889

Co АЭ фон ,748

1МЬАЭ- ,926

В этой факторной структуре наблюдается закономерность, обнаруженная в двух предыдущих случаях: тесную взаимосвязь ЯЯ-интервалов и СО флуктуаций КЯ-интерва-лов фона и этих же параметров, зафиксированных в отрицательном ассоциативном эксперименте. Однако последняя факторная структура имеет два отличия от предыдущих. Первое отличие этой факторной структуры от предыдущих состоит в том, что индекс напряженности фонового АЭ объединился с индексом фрактальности и индексом кортикали-зации отрицательного АЭ. Второе касается индекса напряженности в отрицательном АЭ, который сформировал свой фактор с наименьшей факторной нагрузкой (1,1). Другими словами, в случае выполнения наиболее напряженного АЭ наблюдаются отклонения в распределении спектральных параметров по ГФ в сопоставлении с сериями с фоновым АЭ и АЭ+.

Выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Группа дошкольников, включенная в социально-педагогический процесс развития слитной речи и расширения словаря, при нормально развитом общем и невербальном интеллекте имеет существенно более высокие показатели направленного ассоциативного эксперимента по сравнению с детьми из других ГБДОУ Санкт-Петербурга.

2. Выполнение направленного ассоциативного эксперимента сопровождается проявлением мобилизации адаптационного ресурса: уменьшением ЯЯ-интервалов и их стандартных отклонений, увеличением индекса вегетативного баланса, а также не достоверным снижением фрактального индекса в. Успешное выполнение когнитивных заданий приводит к сдвигу вегетативного баланса в сторону активации симпатоадреналовой системы, нарастанию хаотизации гомеостаза и адаптационных процессов.

3. Факторные структуры признаков НСК при выполнении серий АЭ имеют принципиальное сходство друг с другом: временные характеристика ЭКГ формируют автономный фактор во всех факторных структурах, спектральные признаки НСК распределяются сходным образом в остальных трех факторах. Эта закономерность позволяет заключить о том, что при выполнении вербальных заданий в АЭ формируются сходные системы адаптационного ресурса и гомеостаза, численные признаки которых определяются фоновыми характеристиками НСК.

Литература

1. Баевский Р.М., Берсеньева А.П. Оценка адаптивных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.:Медицина. - 2001;

2. Зверева С.В. Развитие интеллекта как высшего уровня адаптационной системы в контексте гендерных различий: дис. ... д-ра психол. наук. СПб. - 2006. С. 672.

3. Каменская В..Г., Зверева С.В., Музалевская Н.И., Томанов Л.В. Дифференциальные психофизиологические признаки различной интеллектуальной успешности детей дошкольного возраста // Психологический журнал, Т.22, №1 - 2000, С.78;

4. Каменская В.Г., Музалевская Н.И., Зверева С.В., Томанов Л.В. Показатели флуктуаций кардиоинтервалов при различных функциональных состояниях дошкольников// Физиология человека, Т.27, №3 - 2001. С.89;

5. Котова О.А., Психологические и психофизиологические особенности младших и старших школьниц из различных типов образовательных учреждений. Автореф.канд. дисс.психол.наук, СПб, 2006.

6. Музалевская Н.И., Каменская В.Г. Оценка адаптационного ресурса и состояния здоровья старшеклассников методом нелинейной стохастической кардиоинтерваоме-трии// Физиология человека, Т.33, №1 - 2007, С.1-9

7. Никифорова С.Н., Психофизиологическое дифференциально-диагностическое исследование детей 6-8 лет с проблемами интеллектуального развития. Автореф.канд. дисс.психол.наук, СПб., 2005.

8. Урицкий В.М., Музалевская Н.И. Физические механизмы фрактальной организации живых систем//Биомеди-цинская информатика. СПб. -1995, С. 108

9. Heart rate variability. Standart of measurements, physiological interpretation and clinical use//Circulation, v.93,n.5. - 1996, p.1043

10. Muzalevskaya N.I. Advanced methods of nonlinear dynamics and fractals analysis for diagno^ic and correction of homeo^atic regulation// WHO UN. Department circulation. Geneva. - 1996, P. 18

11. Peng C.K. Detrended fluctuation analysis (DFA). Weblink. http://reyweb.bidmc.harvard.edu/tutorial/DFA/mode 5.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.