Научная статья на тему 'Динамика и численность кафедр терапевтической стоматологии в структуре различных НИУ страны'

Динамика и численность кафедр терапевтической стоматологии в структуре различных НИУ страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ / ДПО / ПУТИ РАЗВИТИЯ НИУ / DEPARTMENT OF THERAPEUTIC DENTISTRY / CONTINUING EDUCATION / DEVELOPMENT PATH APE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даурова Фатима Юрьевна, Алимский А. В., Саламова Л. Я.

В статье рассмотрена структура научно-исследовательских учреждений (НИУ) страны, имеющих кафедры терапевтической стоматологии, их численность и профильные подразделения, показан поиск новых организационных форм повышения эффективности стоматологического образования, научных исследований, квалификации кадров стоматологического профиля в системе дополнительного профессионального образования (ДПО), исследованы возможности решения этих проблем, благодаря постоянному мониторингу сети НИУ, динамики ее развития для того, чтобы прогнозировать изменения как в ближайшие годы, так и в более отдаленные сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics and strength of the departments of operative dentistry in the structure of different various research institutions in the country

The article deals with the structure of research institutes (RI) countries with the Department of therapeutic dentistry, their number and the departments shown to the search for new organizational forms to improve the efficiency of dental education, research research skills dental profile in the system of additional professional education (APE), investigated the possibilities of solving these problems by continuously monitoring the network RI, its dynamics in order to predict changes in the coming years, and in the longer term.

Текст научной работы на тему «Динамика и численность кафедр терапевтической стоматологии в структуре различных НИУ страны»

4. Pampura A.N., Treneva M.S. Antimicrobial peptides in the pathogenesis of atopic dermatitis. Rossiyskiy vestnik perinatologii i pediatrii. 2011; 2: 80-4. (in Russian)

5. Kuz'mina D.A., Novikova V.P., Shabashova N.V., Moroz B.T. Immunological markers of caries risk in children. Institut stomatologii. 2010; 49(4): 76-7. (in Russian)

6. Pepperney A., Chikindas M.L. Antibacterial peptides: Opportunities for the prevention and treatment of dental caries. Probiotics Antimicro. Prot. 2011; 3: 68-96.

7. Renchuan Tao, Jurevic R.J., Dale B.A. Salivary antimicrobial peptide expression and dental caries experience in children. Antimicrob. Agents Chemother. 2005; 49(9): 3883-8.

8. Snimshchikova I.A., Khalilov M.A. Comparative characteristics of the methods of topical immune in the complex treatment of

purulent wounds. Uchenye Zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; 2: 201-7. (in Russian) 9. Budikhina A.S., Pinegin B.V. Defensins - multifunctional human cationic peptides. Immunopatologiya, allergologiya, infektologiya. 2008; 2: 31-9. (in Russian)

10. Taggart C.C., Greene C.M., Smith S.G., Levine R.L.,Mccray P.B., Mcelvaney N.G. Inactivation of human defensins 2 and 3 by elas-tolytic cathepsins. J. Immunol. 2003; 171(2): 931-7.

11. Vavilova T.P. Biochemistry of Tissues and Oral Fluid. Tutorial. 2nd Ed. Moscow: GEOTAR-Media; 2008. (in Russian)

12. Markova V.A. Comparative Analysis of the Functional Properties of Neutrophils in Peripheral Blood and Mucosal Secretions in Healthy Men and Women: Diss. Chelabinsk; 2014. (in Russian)

Received 06.11.14

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 616.31:378.661

Даурова Ф.Ю., Алимский А.В., Саламова Л.Я.

динамика и численность кафедр терапевтической стоматологии в структуре различных ниу страны

ФГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»; ФГБУ «Центральный НИИ стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России, 119991, Москва

В статье рассмотрена структура научно-исследовательских учреждений (НИУ) страны, имеющих кафедры терапевтической стоматологии, их численность и профильные подразделения, показан поиск новых организационных форм повышения эффективности стоматологического образования, научных исследований, квалификации кадров стоматологического профиля в системе дополнительного профессионального образования (ДПО), исследованы возможности решения этих проблем, благодаря постоянному мониторингу сети НИУ, динамики ее развития для того, чтобы прогнозировать изменения как в ближайшие годы, так и в более отдаленные сроки. Ключевые слова: кафедры терапевтической стоматологии; ДПО; пути развития НИУ.

Для цитирования: Российский стоматологический журнал. 2015; 19(1): 56-58.

Daurova F.Yu., Alimski A.V., Salamova L.Ya.

DYNAMICS AND STRENGTH OF THE DEPARTMENTS OF OPERATIVE DENTISTRY IN THE STRUCTURE OF DIFFERENT VARIOUS RESEARCH INSTITUTIONS IN THE COUNTRY

Russian University of friendship of peoples; Central research Institute of dentistry and maxillofacial surgery of the Ministry of health of Russia, 11991, Moscow

The article deals with the structure of research institutes (RI) countries with the Department of therapeutic dentistry, their number and the departments shown to the search for new organizational forms to improve the efficiency of dental education, research research skills dental profile in the system of additional professional education (APE), investigated the possibilities of solving these problems by continuously monitoring the network RI, its dynamics in order to predict changes in the coming years, and in the longer term.

Keywords: department of therapeutic dentistry; continuing education; development path APE.

Citation: Rossiyskiy stomatologicheskiy zhurnal. 2015; 19(1): 56-58.

В настоящее время сеть научно-исследовательских учреждений (НИУ) страны, в которых имеются кафедры терапевтической стоматологии, представлена 56 организациями. В их числе 21 медицинская академия, 26 университетов и 9 учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО). В большинстве указанных организаций существуют стоматологические факультеты. Так, в каждой академии имеется стоматологический факультет; из 26 университетов - в 21 и из 9 ДПО - в 2. Итого в стране 44 стоматологических факультета.

Следует особо отметить, что структура указанных НИУ

Для корреспонденции: Даурова ФатимаЮрьевна, ldk25@mail.ru For correspondence: DaurovaFatima Yur'evna, ldk25@mail.ru

страны не остается стабильной, а постоянно подвержена изменениям с учетом меняющихся условий, в том числе все усложняющихся задач развития образования и науки. Традиционно сложившаяся еще в годы Советской власти структура образовательных и научно-исследовательских учреждений, занимающихся вопросами стоматологии, существенно изменилась и в настоящее время имеет разветвленную и многоплановую структуру. Если раньше было четкое деление стоматологических факультетов лишь на кафедры терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии, то в настоящее время их перечень существенно возрос, прежде всего за счет появления таких новых специальностей, как "детская стоматология" и "ортодонтия". Кроме того, происходит более существенное дробление отдельных дисциплин (например, терапевтической стоматологии, из кото-

КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Структура НИУ страны, имеющих кафедры терапевтической стоматологии

НИУ Кафедра Всего

терапии хирургии ортопедии детской стоматологии ортодонтии другие

Академии (21) 14 14 15 12 1 17 73

Университеты (26) 24 27 22 21 1 16 111

ДПО (9) 5 5 6 3 2 7 28

Итого (56)..

43

46

43

36

40

212

рой фактически выделилась в самостоятельную дисциплину пародонтология), а также желание кафедр включать в свое название и те разделы, которые появились в последние годы. В частности, большинство кафедр хирургической стоматологии сейчас добавили к своему названию "челюстно-лицевая хирургия" (ЧЛХ).

Существенные изменения произошли и в структуре традиционно стоматологических кафедр ( см. таблицу).

При этом имеется еще одна организация, в которой представлено ДПО в области стоматологии, в частности, это Федеральная медико-биологическая академия (ФМБА). Кроме того, необходимо учитывать, что многие академии и университеты в настоящее время не ограничиваются лишь теми разделами учебной, научной и практической работы, которыми они традиционно занимались, а стараются расширить сферы своей деятельности за счет подключения также системы постдипломного образования и усовершенствования врачей. Это, как правило, проводится ими не только на бюджетной, но и в основном на хозрасчетной основе, что является источником поступления дополнительных средств.

Сложившиеся тенденции особенно ярко стали проявляться в последние годы в связи с экономическими трудностями, поскольку многие из этих организаций весьма ограничены в бюджетном финансировании, что и заставляет их, естественно, искать дополнительные средства не только на оплату профессорско-преподавательского состава, но и на улучшение собственной материально-технической базы.

Как уже отмечалось, структура кафедр также существенно изменилась за последние годы. Так, кафедры терапевтической стоматологии являются весьма распространенными по численности - 43 (20,3%) из 212, что составляет их пятую часть.

Имеется также 46 (21,7%) кафедр хирургической стоматологии. Кафедры ортопедической стоматологии составляют по численности также 43 (20,3%). Кроме того, имеются 36 (17%) кафедр детской стоматологии и 4 (1,9%) кафедры орто-донтии.

В таблице представлены профильные или, вернее, базовые названия кафедр. В настоящее время многие из них имеют в своем названии и различные дополнения. Кафедры хирургической стоматологии чаще всего сочетаются с ЧЛХ, а детской стоматологии - с ортодонтией и т. д. Поэтому их иногда трудно дифференцировать по профилю выполняемой работы. Более того, существуют 40 (18,8%) кафедр, которые трудно именовать и поместить в вышеуказанный перечень стоматологических специальностей, а их нестандартные названия позволяют отнести их в графу "другие кафедры", поскольку их род деятельности можно отразить лишь в описательном виде. В их числе имеются также сводные "монокафедры" стоматологии, в которых представлены также терапевтические направления.

Отечественная стоматология все более тяготеет к мировому уровню организации, отсюда и сложившаяся тенденция к формированию и интеграции стоматологических специальностей (дисциплин), а именно к подключению различных разделов, что значительно расширяет возможности кафедр с учетом квалификации и специализации работающих.

Иными словами, наметилась тенденция к объединению

различных специальностей в составе одной кафедры с тем, чтобы увеличить ее привлекательность в глазах обучающихся (если к тому же это система ДПО) либо привлечения специалистов различного профиля, собственно под которых и организуются в настоящее время отдельные кафедры и формируются их названия. Помимо всего прочего, это позволяет им значительно расширять возможности обучения, арсенал собственных исследований, их тематику, что особенно важно в современных условиях, когда требования к образованию и науке существенно возрастают, а поиск новых направлений исследований значительно затруднен из-за того, что многие разделы уже достаточно детально и хорошо изучены. В результате происходит закономерная интеграция различных дисциплин, что позволяет углубить исследования и проводить их порой на стыке различных специальностей. Такое интегрирование следует только приветствовать, поскольку оно расширяет возможности обучения студентов и курсантов, а также проведения научных исследований по различным направлениям стоматологии, в том числе и терапевтической, с привлечением самых различных специалистов, а отсюда и проведения их на более высоком уровне.

Кроме того, на некоторых таких смешанных кафедрах осуществляется также постдипломное образование врачей, что и привлекает последних на многопрофильные кафедры, которые в свою очередь чрезвычайно заинтересованы в обучении все большего числа курсантов.

Из 212 кафедр 111 (52,4%) относятся к университетам, 73 (34,4%) - к академиям и 28 (13,2%) - к ДПО.

Отсюда легко можно рассчитать среднюю мощность (по количеству имеющихся кафедр) всех перечисленных НИУ страны. В частности, в среднем на 1 академию приходится 3,4 кафедры стоматологии, в основном базового профиля (терапия, хирургия и ортопедия), а также смешанного, отнесенного нами к разряду "другие кафедры", доля которых достигает 23,3% от их общего количества, т. е. каждая 5-я кафедра в академии имеет сложное название и сложную кадровую структуру. При этом решение о создании в современных условиях рыночной экономики подобных кафедр принимается администрацией самих научных и образовательных учреждений.

В среднем на один университет приходится 4,3 кафедры различного стоматологического профиля, а в ДПО - 3,1. В результате вполне очевидно, что по количеству функционирующих кафедр стоматологического профиля выделяются университеты. К тому же они имеют широкий спектр кафедр общемедицинского назначения, поэтому совершенно очевидно, что их учебная, научная и материально-техническая база позволяет проводить обучение и исследования в области стоматологии на более высоком уровне.

Если проанализировать состав академий и учреждений ДПО, то количество кафедр стоматологии, едва превышающих три, в нынешних условиях вряд ли следует признать оптимальным, поскольку, как уже отмечалось, даже наличие официально зарегистрированных в нашей стране узких стоматологических специальностей достигает сейчас 5-6, т. е., многие кафедры являются объединенными и подчас выполняют не всегда свойственные им функции, исходя из базового названия. Особенно это важно для системы ДПО,

4

так как это, как правило, специализированные обучающие центры, которые принимают на усовершенствование врачей всех стоматологических специальностей и даже отсутствие какой-либо одной из них не позволяет обучать врачей стоматологического профиля новым технологиям и методикам по всем вышеуказанным официально зарегистрированным в России направлениям стоматологических специальностей.

Поэтому практически во всех академиях и университетах сейчас создаются так называемые факультеты последипломного образования и профессиональной подготовки специалистов ФПДО и ППС, которые берут на себя функции дополнительного и постдипломного образования. Этот процесс следует приветствовать, поскольку он позволяет на более высоком профессиональном уровне проводить постдипломное обучение врачей. Между тем такое положение в определенной степени настораживает, так как указывает на определенные недостатки существующей в стране официальной (профильной) системы ДПО, которая, по-видимому, из-за не всегда оптимальной мощности, а главное, подчас из-за отсутствия клинических баз проведения усовершенствования врачей не в состоянии на сегодня обеспечить всех нуждающихся в своевременном повышении квалификации, согласно существующему законодательству (1 раз в 5 лет). Последнее обстоятельство следует отметить как негативное, поскольку существенно снижается эффективность прежней, хорошо отлаженной в нашей стране системы постдипломного образования врачей.

Как известно, в значительной степени это связано с тем, что в настоящее время не урегулирован вопрос о предоставлении клинических баз учреждениям системы ДПО. Если раньше практически каждая крупная стоматологическая поликлиника с охотой предоставляла свои помещения для размещения любой клинической кафедры стоматологии, поскольку для нее это являлось престижным и позволяло использовать профессорско-преподавательский состав кафе-

дры в качестве высококвалифицированных консультантов (что было хорошо и для пациентов), то в настоящее время основой взаимоотношений стали лишь финансы, но, к сожалению, не все кафедры ДПО имеют достаточно средств для того, чтобы оплачивать дорогостоящие в настоящие время помещения стоматологических поликлиник. В результате возникает парадоксальная ситуация, когда, казалось бы, система ДПО и практическое здравоохранение должны быть заинтересованными друг в друге, а фактически выступают своего рода антогонистами.

Проведенный нами анализ нынешней структуры НИУ страны, имеющих в своем составе кафедры терапевтической стоматологии, не только показал их численность и профильную структуру, но и отразил несомненные проблемы, которые подталкивают к поиску ими все новых организационных форм как в области повышения эффективности стоматологического образования, научных исследований, так и в работе по повышению квалификации кадров стоматологического профиля в системе ДПО. Оптимальное их урегулирование возможно лишь с учетом постоянного мониторинга существующей сети НИУ, динамики ее развития для того, чтобы прогнозировать возможные их изменения как на ближайшие годы, так и в более отдаленной перспективе.

Только такой подход позволит повысить эффективность стоматологического образования в стране, расширить научные исследования, улучшить систему постдипломного усовершенствования врачей, всесторонне используя при этом богатый потенциал имеющихся в стране кадров образовательных и научных НИУ. В результате, пожалуй, впервые появляется возможность реализации подлинного альянса образования, науки и практики здравоохранения. Это в свою очередь, существенно повысит качество и эффективность оказываемой населению стоматологической помощи.

Поступила 18.11.14 Received 18.11.14

© ДЗУГАЕВА И.И., УМАРОВА К.В., 2015 УДК 614.2:616.31-002.157.2-082-058:368

Дзугаева И.И.1, Умарова К.В.2

анализ объемов и видов стоматологической помощи, оказываемой пациентам с рецидивирующими афтами полости рта по программе обязательного медицинского страхования

1ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, 127206, Москва; 2ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России, 119991, Москва

В статье приведены структура, виды и объемы стоматологической помощи, оказываемой по программе обязательного медицинского страхования (ОМС) взрослому населению с рецидивирующими афтами полости рта. Исследование показало, что при лечении пациентов с данными заболеваниями в условиях городской стоматологической поликлиники используется 7 видов услуг. Частота оказания услуг в среднем составляет 2,28 услуги на 1 больного. Медикаментозная обработкаочагов поражения проводится каждому второму пациенту.

Ключевые слова: объемы, виды стоматологической помощи; рецидивирующие афты полости рта; программа обязательного медицинского страхования.

Для цитирования: Российский стоматологический журнал. 2015; 19(1): 58-61.

Для корреспонденции: Дзугаева Ирина, irinabdz@yandex.ru For correspondence: Dzugaeva Irina, irinabdz@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.