6. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 аир. 2008 г. № А56-42419/2007. URL: http://13aas.arbitr.ru/ (дата обращения: 15.09.2010).
7. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 дек. 2002 г. № 11. URL: http://www.legis.ru/misc/doc/3069/ (дата обращения: 15.09.2010).
G.V. Kolodub The Dynamics
of Civil and Legal Obligation: the Category, Content, and Meaning
The aspects of the dynamics in actions of legal entities and individuals at their realization of rights and fulfillment of obligations are shown. The category of "dynamics" is justified in relation to the civil-legal obligation.
Key words and word-combinations: the performance of a civil-legal duty, the mechanism of realization of rights and duties, the dynamics of civil and legal obligation.
Показаны аспекты динамики в действиях юридических и физических лиц при осуществлении ими прав и исполнении обязанностей. Категории «динамика» обоснована применительно к гражданско-правовому обязательству.
Ключевые слова и словосочетания: исполнение гражданско-правовой обязанности, механизм осуществления прав и обязанностей, динамика гражданско-правового обяза-
УДК 347.4/.5 ББК 67.404.2
Г.В. Колодуб ДИНАМИКА
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: КАТЕГОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ
I I ри установлении и использовании гражданско-правовых конструкций применяются юридические категории, которые характеризуют, указывают и иным образом сопровождают изначально теоретическую область познания. Впоследствии, при эффективности подобного приема, они применяются и в практической области. Исключением из данного правила не является обязательственная подотрасль гражданского права, общий массив норм и институтов которой регулирует общественные отношения, возникающие в связи с исполнением сторонами (стороной) субъективных обязательств.
Исследование общетеоретических аспектов построения гражданско-правового обязательства наталкивает на мысль, что рассмотрение данного правового явления следует вести, учитывая динамику его реализации.
В имеющейся гражданско-правовой доктрине возможно выделить целое научное направление, представители которого принципиально убеждены в актуальности и необходимости использования категории «динами-
1 12 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
ка» и ее производных. Идея динамики правоотношения (в правоотношении) осознавалась теоретиками еще в классический период становления и развития цивилистической науки [1; 2]. Отечественные и иностранные ученые-правоведы говорили об обязательственном праве как о системе, сущностно «пронизанной» динамикой развития [3], доказывали наличие динамики имущественных отношений [4, с. 180], выявляли динамику обязательств [5]. Данная категория активно используется и в современный период развития цивилистической науки. Так, в контексте обязательственного правоотношения (динамика заключенного договора) ее употреблял М.И. Брагинский [6, с. 417], а в контексте механизма осуществления субъективных прав и исполнения субъективных обязанностей - применяет Е.В. Вавилин [7].
Чтобы получить ответ на вопрос о понятийной сущности рассматриваемого феномена, требуется более детально изучить проблематику, выделить возможные значения и проявления динамики в гражданско-правовом обязательстве. В нашем представлении динамика гражданско-правового обязательства понимается как последовательная смена взаимозависимых и взаимообусловленных периодов обязательства, обеспечивающая действительное получение конкретного блага в соответствии с правовыми установлениями (нормами, условиями договора, обычаями). Категория видится многоаспектным явлением, органически присущим обязательственному правоотношению, в силу чего подлежит детальному теоретико-практическому исследованию.
Динамика выступает как свойство, качество и совокупность. Выявленные значения сформировались применительно к областям правовой деятельности гражданского характера - судебной практике, законодательству и цивилистической науке. Однако жесткой привязанности динамики в значении свойства, например, к актам судебных инстанций не существует. Соответствия отражают лишь наибольшую актуальность и количественную частоту использования категории в том или ином контекстуальном отношении. В данном случае важна не техническая адаптация категории, а, во-первых, ставящаяся цель использования (например, построение правовой конструкции или последующая ее оценка) и, во-вторых, содержание конкретного обязательственного правоотношения (объем прав и обязанностей, способы осуществления и исполнения).
Рассуждая о выделенных значениях исследуемой категории, следует оговориться, что каждое из них имеет строго самостоятельное, целевое и содержательное различие. Вместе с тем они не конкурируют и не противоречат друг другу. В связи с этим представляется необходимым раскрыть целевые и содержательные особенности явления применительно к каждому выделенному значению динамики гражданско-правового обязательства.
Динамика как качество должна способствовать образованию существенной определенности в оценке предмета, явления или процесса, например качества и количества вспомогательных сделок при исполнении гражданско-правовых обязанностей. Таким образом, значение качества имеет своей целью оценить выбранное явление. Оно распространено на особый круг объектов познания, как правило, имеющих частный характер, например процедуры исполнения обязанности.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 113
Качество не направляет, а сопровождает процедуры, характеризует состояние исполнения обязанностей. Так, договор купли-продажи иллюстрирует собой пример двусторонней сделки, для реализации которой явственно требуется совершение определенного количества вспомогательных сделок (обязательная проверка товара, сообщение требований, передача покупателем денежных средств за товар продавцу). В данном случае выделены не просто действия, а значимые поступки, отличные, например, от действий, связанных с простым приездом покупателя в магазин. Речь идет о действиях, являющихся вспомогательными сделками, отличающимися секундарными последствиями своей реализации (к примеру, право требовать от другой стороны совершения очередной ответной сделки - передачи товара, упаковки, установки).
Подобный алгоритм необходим и желаем для добросовестной стороны. На наш взгляд, позитивно, когда подобное желание подкрепляется возможностью и стремлением противоположной стороны, так как если одно юридически значимое действие субъекта требует от контрагента совершения другого юридически значимого действия, то обнаружится движение, развитие правоотношения, возникнет процесс реализации основного права. В таком случае появляется и динамика правоотношения.
Основная суть категории «динамика» в значении качества, по нашему мнению, состоит в формировании стойкого и действительного понимания направления развития обязательства, количественных и качественных показателях обязательственных процедур.
Являясь описательной характеристикой действительному поведению, динамика-качество либо отмечается в процедурах, либо нет. Отсутствие одной из характеристик надлежащего исполнения позволяет сделать последующие выводы, дать оценку правовому состоянию сторон, их поведению, перспективности исполнения. Необходимые вспомогательные сделки субъектов должны обеспечить переход в новое (необходимое и, как правило, первоначально оговоренное) правовое состояние, что возможно только при наличии качества динамики.
Качество, основанное на свойствах обязательственно-правовой формы, является мерилом частного результата. «Признавая достижение цели мерилом эффективности, объявляя саму цель критерием эффективности, нельзя отказывать в этих качествах ведущим к данной цели других факторов в силу их диалектического единства и взаимообусловленности» [8, с. 27]. Это наблюдается, в частности, применительно к сущностным основам исполнения гражданско-правовой обязанности и обязательства.
Динамика как категория, имеющая значение качества, также позволяет установить отличие одного состояния от другого в конкретно взятый момент. Данное значение позволяет за счет своего использования не только устанавливать факты, имеющие значения для анализируемого явления, но и фиксировать само явление, деятельность, процесс. Появляется возможность использовать категорию в этом значении для последующей характеристики изначально оформленного обязательства, реализационных обязательственных процедур (например, в рамках конструкции правового соглашения).
1 14 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
Для описанного значения динамики характерна определенная производ-ность, которая наблюдается по отношению к другому значению рассматриваемой категории - свойству. Обязательственная система представляется внутренне определенной совокупностью своих элементов. Она действенна именно при наличии подобной совокупности, имманентно-свойственных признаков своего построения. Выступая в значении свойства обязательственного правоотношения, динамика используется при построении и дальнейшем регулировании данной системы. Таким образом, динамика как свойство (наряду с относительностью) обязательства является имманентным признаком, своеобразным «принципом» на микроуровне данной правовой формы и представляет генеральный уровень императивов для всех ее элементов [9, с. 4]. Вместе с тем полностью отождествлять суть обязательственно-правовой формы лишь с динамикой неверно, так как необходима вся совокупность.
В отличие от динамики-качества, которое может и не отражаться, (например, при нарушении контрагентом порядка исполнения обязанностей), динамика как присущее свойство всегда имманентна обязательству.
Свойственность динамики не предполагает лишь теоретическую констатацию идеи, которая основана на характере действительных правовых связей участников гражданского оборота. Данное значение - не лозунг, а необходимое требование к законодателю, к сторонам правоотношения, выражающееся в требовании формировать и закреплять содержащие динамику условия исполнения обязательства. Подобную свойственность следует закладывать не только в теоретической области, но и в практической: а) положениями Гражданского кодекса РФ [10], б) установлениями специальных законов и, в исключительных случаях, положениями подзаконных актов, в) содержанием заключенных соглашений сторон.
С такой логикой не согласуются предложения некоторых авторов, которые считают необходимым закрепить в п. 2 ст. 748 ГК РФ право заказчика на приостановление исполнения договора строительного подряда ввиду отступления от условий договора [11, с. 9]. На наш взгляд, такого рода предложения противопоставляют динамику свойства и качества, модель и реализацию, базисные требования и претворение последних в поведении контрагентов. Договорные условия, конечно, должны стимулировать стороны отношений, в том числе и за счет возможности наступления неблагоприятных последствий, однако ответственность и остановка «гражданского оборота» - не тот результат, который необходим и социально требуем правовыми обстоятельствами.
Динамика должна осознаваться и закрепляться для всего существования гражданско-правового обязательства, для всех его процедур и процессов. Видится, что динамика как качество - возможна и необходима (действию, исполнению), а как свойство - обязательно присуща (обязательству). Нет динамики обязательства - невозможно оформление юридического результата, нет динамики исполнения обязанности - невозможно прекращение обязанности. Без динамики-качества и динамики-свойства весьма проблематично представить реализацию содержания гражданско-правового обязательства, действительно осуществленную волю и интерес стороны правоотношения.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 115
Выделение значения динамики гражданско-правового обязательства как совокупности значений динамики-свойства и динамики-качества вызвано главным образом теоретическими потребностями раскрытия проблематики. Совокупное объединение исходных значений преимущественно происходит в докт-ринальной области познания, однако отметим и практический аспект. Правовое явление динамики гражданско-правового обязательства приводится к единому основанию не только в целях классификации, анализа, но и для правового воздействия. Так, сочетание и использование совокупности значений динамики актуально при исследовании стадий исполнения гражданско-правовой обязанности в рамках периода исполнения гражданско-правового обязательства. Очевидно, что это необходимо делать в единстве содержания и формы реализации правоотношения.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что при осуществлении социальной деятельности несомненно происходит использование определенного категориального аппарата, позволяющего выражать суждения. Для юридической сферы уровень подобного аппарата должен являться точным и консервативным. Неточное или искаженное использование в юридической теории и практике категорий непосредственно ведет к «краху понимания», поэтому важно осознавать и всячески стремиться к достижению терминологической определенности. С учетом изложенного представляется очевидным особое многоаспектное значение категории «динамика обязательства» для развития гражданско-правовой сферы.
Библиографический список
1. Мейер Д.И. Русское гражданское право. СПб., 1864.
2. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. П., 1917.
3. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 2005. Т. 1.
4. Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву // Ученые труды ВИЮН. М., 1940. Вып. 3.
5. Саватье Р. Теория обязательств: юрид. и экон. очерк (La theorie des obligations: vision juridique et economique) / пер. с фр. и вступ. ст. Р.О. Халфиной. М., 1972.
6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. 3-е изд., стереотип. М., 2001. Кн. 1.
7. Вавияин Е.В. Механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.
8. Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов (вопросы теории). Казань, 1975.
9. Вавияин Е.В. Концепция развития российского гражданского законодательства: основные направления // Гражданское право. 2010. № 1. С. 3-7.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 26 янв. 1996 г., 6 апр. 2011 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
11. Мокров С.Н. Динамика обязательственных отношений сторон, основанных на договоре строительного подряда: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
1 16 2011 • ВЕСТНИК ПАГС