Научная статья на тему 'Динамика физического развития студентов первых курсов ведущих вузов г. Барнаула Алтайского края'

Динамика физического развития студентов первых курсов ведущих вузов г. Барнаула Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое развитие / антропометрические показатели / физическое воспитание / студенты / обучающиеся вузов / самостоятельная физкультурная активность. / physical development / anthropometric indicators / physical education / students / university students / independent physical activity

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Шеенко Евгений Иванович, Подольская Олеся Викторовна, Артемьева Елена Анатольевна, Быкова Вера Александровна, Авилов Владимир Иванович

в статье рассматривается необходимость систематического контроля антропометрических показателей обучающихся, что позволяет своевременно владеть информацией об уровне их физического развития для грамотного выстраивания стратегии профилактических мероприятий по укреплению здоровья студентов, в том числе и физкультурных занятий в вузе. Многочисленные исследования показывают стойкую тенденцию к дисгармоничному развитию учащейся молодежи, характеризующуюся высоким уровнем отклонений от норм физического развития данной возрастной группы. С учетом этого предпринята попытка не только изучения различных показателей физического развития у студентов на протяжении одного учебного года обучения в вузе, но и выявления причин положительной или отрицательной динамики антропометрических показателей. Цель работы заключается в оценивании физического развития юношей – студентов первого курса ведущих вузов г. Барнаула Алтайского края, Россия в течение одного учебного года с последующим выявлением динамики некоторых антропометрических показателей. Практической значимостью работы выступает не только изучение антропометрических показателей физического развития студентов, но и наблюдение их в динамике. На основе выявленной динамики физического развития обучающихся можно судить о рациональности выстроенного процесса физического воспитания, включающего обязательный систематический контроль за развитием студентов, что, в свою очередь дает необходимую почву для своевременной коррекции физкультурных занятий в образовательной организации. Материал и методы исследования. В исследовании приняли участи юноши – студенты первых курсов четырех ведущих вузов Алтайского края: Алтайский государственный педагогический университет, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Алтайский филиал РАНХиГС и Алтайский государственный университет (n=456). Возраст юношей на начало исследования составил 17,9±0,35 лет. В процессе определения физического развития были проведены измерения следующих антропометрических показателей: роста (стоя и сидя); ширины плеч; окружности грудной клетки (на вдохе, на выдохе, в покое); окружности запястья; степени развития мускулатуры (плеча, предплечья, бедра, голени, талии); массы тела и его компонентов (подкожной и висцеральной жировой массы); мышечной силы (сгибателей кисти и разгибателей туловища); жизненной емкости легких. Метод индексов был использован для определения крепости телосложения (индекс Пинье), пропорциональности между окружностью грудной клетки и ростом; весоростового (индекс Кетле 2) и силовых показателей (становой и силовой индексы). Контрольные измерения проводились три раза в течение одного 2022-23 учебного года, а именно, в начале обучения (сентябрь 2022 г), в начале второго семестра (январь 2023 г) и по окончании первого курса (июнь 2023 г). В качестве методов математической обработки данных нами использовались встроенные возможности пакета «Анализ данных» MS Excel: операции «Описательная статистика» и «Парный двухвыборочный t-тест Стьюдента». Результаты. В начале, середине и по окончании учебного года был проведен антропометрический контроль студентов-первокурсников, на основе чего после математической обработки данных были получены результаты динамики соматометрических, физиометрических и соматоскопических показателей физического развития обучающихся. Выявлены качественные и количественные изменения антропометрических показателей. Сделаны соответствующие выводы о причинах достоверных и недостоверных сдвигов в некоторых усредненных групповых показателях физического развития студентов. Заключение. Анализ показателей физического развития студентов-первокурсников позволил выявить нормальную степень развития по многим антропометрическим показателям. Значительная положительная и достоверная динамика за период учебного года обнаружена у студентов в показателях становой динамометрии, частоты сердечных сокращений в покое, жизненной емкости легких, систолического артериального давления, а также окружности голени. Достоверной была зафиксирована динамика и в показателях физического развития, полученных на основе метода индексов, – в силовом и становом индексах. На основе результатов исследования сделан вывод, что положительная динамика физического развития первокурсников объясняется не столько естественным ходом морфофункциональных изменений, сколько следствием качественно планируемого физического воспитания обучающихся в вузе, организованного в форме, как академических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт», так и в форме физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых во внеучебное время. Помимо прочего, большой вклад в динамику физического развития студентов первого курса вносит их самостоятельная физкультурная активность, имеющая аэробную и силовую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Шеенко Евгений Иванович, Подольская Олеся Викторовна, Артемьева Елена Анатольевна, Быкова Вера Александровна, Авилов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of the leading universities’ first-year students physical development in Barnaul, Altai Territory

the article considers the need for systematic monitoring of studentsanthropometric indicators, which allows them to timely possess information about the level of their physical development in order to competently build a strategy of preventive measures to strengthen the health of students, including physical education classes at the university. Numerous studies show a persistent tendency towards disharmonious development of students, characterized by a high level of deviations from the norms of physical development of this age group. With this in mind, an attempt is made not only to study various indicators of physical development among students during one academic year of study at the university, but also to identify the causes of positive or negative dynamics of anthropometric indicators. The purpose of the work is to assess the physical development of young first–year students of the leading universities in Barnaul, Altai Territory, Russia during one academic year, followed by the identification of the dynamics of some anthropometric indicators. The practical significance of the work is not only the study of students' physical development anthropometric indicators, but also their observation in dynamics. Based on the revealed dynamics of studentsphysical development, it is possible to judge the rationality of the structured process of physical education, including mandatory systematic control over the development of students, which, in turn, provides the necessary ground for timely correction of physical education classes in an educational organization. Research materials and methods. The study was attended by young first–year students of four leading universities of the Altai Territory: Altai State Pedagogical University, Altai State Technical University named after I.I. Polzunov, Altai branch of RANEPA and Altai State University (n=456). The age of the boys at the beginning of the study was 17,9±0,35 years. In the process of determining physical development the following anthropometric indicators were measured: height (standing and sitting); shoulder width; chest circumference (inhaling, exhaling, at rest); wrist circumference; the degree of musculature development (shoulder, forearm, hip, shin, waist); body weight and its components (subcutaneous and visceral fat mass); muscle strength (flexors of the hand and extensors of the trunk); vital lung capacity. The index method was used to determine the strength of the physique (Pinier index), the proportionality between chest circumference and height; weight (Quetelet index 2) and strength indicators (standing and strength indices). Control measurements were carried out three times during one 2022-23 academic year, namely, at the beginning of training (September 2022), at the beginning of the second semester (January 2023) and at the end of the first year (June 2023). As methods of mathematical data processing, we used the built-in capabilities of the MS Excel Data Analysis package: operations "Descriptive Statistics" and "Paired two-sample Student t-test". Results. At the beginning, middle and at the end of the academic year, anthropometric control of first-year students was carried out, on the basis of which, after mathematical data processing, the results of the dynamics of somatometric, physiometric and somatoscopic indicators of studentsphysical development were obtained. Qualitative and quantitative changes in anthropometric indicators were revealed. The corresponding conclusions are made about the causes of reliable and unreliable shifts in some average group indicators of studentsphysical development. Conclusion. The analysis of the first-year studentsphysical development indicators revealed the normal degree of development in many anthropometric indicators. Significant positive and reliable dynamics over the period of the academic year was found in students in indicators of stasis dynamometry, resting heart rate, vital capacity of the lungs, systolic blood pressure, as well as shin circumference. The dynamics was also recorded reliably in the indicators of physical development obtained on the basis of the index method – in the strength and strength indices. Based on the results of the study, it was concluded that the positive dynamics of the first-year studentsphysical development is explained not so much by the natural course of morphofunctional changes, but rather by the consequence of qualitatively planned physical education of students at the university, organized in the form of both academic classes in the discipline "Physical Culture and Sports" and in the form of physical culture and sports events held during extracurricular time. Among other things, their independent physical activity, which has an aerobic and strength orientation, makes a great contribution to the dynamics of the first-year studentsphysical development.

Текст научной работы на тему «Динамика физического развития студентов первых курсов ведущих вузов г. Барнаула Алтайского края»

УДК 378.172+572.087

Динамика физического развития студентов первых курсов ведущих вузов г. Барнаула Алтайского края

Шеенко Е.И.1*, Подольская О.В.2, Артемьева Е.А.3, Быкова В.А.4, Авилов В.И.5

1 Алтайский государственный педагогический университет г. Барнаул, Россия ORCID: 0000-0003-0590-8782, [email protected] * 2Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова,

г. Барнаул, Россия ORCID: 0000-0002-2665-4435, [email protected] 3Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова,

г. Барнаул, Россия ORCID: 0000-0002-2002-6916, artemeva [email protected] 4Алтайский государственный университет г. Барнаул, Россия ORCID: 0000-0002-8927-6219, [email protected] 5Черепановский политехнический колледж г. Черепаново, Россия ORCID: 0009-0006-4828-5270, [email protected]

Аннотация: в статье рассматривается необходимость систематического контроля антропометрических показателей обучающихся, что позволяет своевременно владеть информацией об уровне их физического развития для грамотного выстраивания стратегии профилактических мероприятий по укреплению здоровья студентов, в том числе и физкультурных занятий в вузе. Многочисленные исследования показывают стойкую тенденцию к дисгармоничному развитию учащейся молодежи, характеризующуюся высоким уровнем отклонений от норм физического развития данной возрастной группы. С учетом этого предпринята попытка не только изучения различных показателей физического развития у студентов на протяжении одного учебного года обучения в вузе, но и выявления причин положительной или отрицательной динамики антропометрических показателей. Цель работы заключается в оценивании физического развития юношей - студентов первого курса ведущих вузов г. Барнаула Алтайского края, Россия в течение одного учебного года с последующим выявлением динамики некоторых антропометрических показателей. Практической значимостью работы выступает не только изучение антропометрических показателей физического развития студентов, но и наблюдение их в динамике. На основе выявленной динамики физического развития обучающихся можно судить о рациональности выстроенного процесса физического воспитания, включающего обязательный систематический контроль за развитием студентов, что, в свою очередь дает необходимую почву для своевременной коррекции физкультурных занятий в образовательной организации. Материал и методы исследования. В исследовании приняли участи юноши - студенты первых курсов четырех ведущих вузов Алтайского края: Алтайский государственный педагогический университет, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Алтайский филиал РАНХиГС и Алтайский государственный университет (п=456). Возраст юношей на начало исследования составил 17,9±0,35 лет. В процессе определения физического развития были проведены измерения следующих антропометрических показателей: роста (стоя и сидя); ширины плеч; окружности грудной клетки (на вдохе, на выдохе, в покое); окружности запястья; степени развития мускулатуры (плеча, предплечья, бедра, голени, талии); массы тела и его компонентов (подкожной и висцеральной жировой массы); мышечной силы (сгибателей кисти и разгибателей туловища); жизненной емкости легких. Метод индексов был использован для определения крепости телосложения (индекс Пинье), пропорциональности между окружностью грудной клетки и ростом; весоростового (индекс Кетле 2) и силовых

показателей (становой и силовой индексы). Контрольные измерения проводились три раза в течение одного 2022-23 учебного года, а именно, в начале обучения (сентябрь 2022 г), в начале второго семестра (январь 2023 г) и по окончании первого курса (июнь 2023 г). В качестве методов математической обработки данных нами использовались встроенные возможности пакета «Анализ данных» MS Excel: операции «Описательная статистика» и «Парный двухвыборочный t-тест Стьюдента». Результаты. В начале, середине и по окончании учебного года был проведен антропометрический контроль студентов-первокурсников, на основе чего после математической обработки данных были получены результаты динамики соматометрических, физиометрических и соматоскопических показателей физического развития обучающихся. Выявлены качественные и количественные изменения антропометрических показателей. Сделаны соответствующие выводы о причинах достоверных и недостоверных сдвигов в некоторых усредненных групповых показателях физического развития студентов. Заключение. Анализ показателей физического развития студентов-первокурсников позволил выявить нормальную степень развития по многим антропометрическим показателям. Значительная положительная и достоверная динамика за период учебного года обнаружена у студентов в показателях становой динамометрии, частоты сердечных сокращений в покое, жизненной емкости легких, систолического артериального давления, а также окружности голени. Достоверной была зафиксирована динамика и в показателях физического развития, полученных на основе метода индексов, - в силовом и становом индексах. На основе результатов исследования сделан вывод, что положительная динамика физического развития первокурсников объясняется не столько естественным ходом морфофункциональных изменений, сколько следствием качественно планируемого физического воспитания обучающихся в вузе, организованного в форме, как академических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт», так и в форме физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых во внеучебное время. Помимо прочего, большой вклад в динамику физического развития студентов первого курса вносит их самостоятельная физкультурная активность, имеющая аэробную и силовую направленность.

Ключевые слова: физическое развитие, антропометрические показатели, физическое воспитание, студенты, обучающиеся вузов, самостоятельная физкультурная активность.

Для цитирования: Шеенко Е.И.*, Подольская О.В., Артемьева Е.А., Быкова В.А. Динамика физического развития студентов первых курсов ведущих вузов г. Барнаула Алтайского края. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1):

Dynamics of the leading universities' first-year students physical development in Barnaul, Altai Territory

Evgeniy I. Sheenko1 *, Olesya V. Podolskaya2, Elena A. Artemyeva3, Vera A. Bykova4,

Vladimir I. Avilov5

1Altai State Pedagogical University Barnaul, Russia ORCID: 0000-0003-0590-8782, [email protected]* 2Altai State Technical University named after I.I. Polzunov Barnaul, Russia ORCID: 0000-0002-2665-4435, [email protected] 3Altai State Technical University named after I.I. Polzunov

Barnaul, Russia ORCID: 0000-0002-2002-6916, artemeva [email protected] 4Altai State University Barnaul, Russia

ORCID: 0000-0002-8927-6219, [email protected] 5Cherepanov Polytechnic College Cherepanovo, Russia ORCID: 0009-0006-4828-5270, [email protected]

Abstract: the article considers the need for systematic monitoring of students' anthropometric indicators, which allows them to timely possess information about the level of their physical development in order to competently build a strategy of preventive measures to strengthen the health of students, including physical education classes at the university. Numerous studies show a persistent tendency towards disharmonious development of students, characterized by a high level of deviations from the norms of physical development of this age group. With this in mind, an attempt is made not only to study various indicators of physical development among students during one academic year of study at the university, but also to identify the causes of positive or negative dynamics of anthropometric indicators. The purpose of the work is to assess the physical development of young first-year students of the leading universities in Barnaul, Altai Territory, Russia during one academic year, followed by the identification of the dynamics of some anthropometric indicators. The practical significance of the work is not only the study of students' physical development anthropometric indicators, but also their observation in dynamics. Based on the revealed dynamics of students' physical development, it is possible to judge the rationality of the structured process of physical education, including mandatory systematic control over the development of students, which, in turn, provides the necessary ground for timely correction of physical education classes in an educational organization. Research materials and methods. The study was attended by young first-year students of four leading universities of the Altai Territory: Altai State Pedagogical University, Altai State Technical University named after I.I. Polzunov, Altai branch of RANEPA and Altai State University (n=456). The age of the boys at the beginning of the study was 17,9±0,35 years. In the process of determining physical development the following anthropometric indicators were measured: height (standing and sitting); shoulder width; chest circumference (inhaling, exhaling, at rest); wrist circumference; the degree of musculature development (shoulder, forearm, hip, shin, waist); body weight and its components (subcutaneous and visceral fat mass); muscle strength (flexors of the hand and extensors of the trunk); vital lung capacity. The index method was used to determine the strength of the physique (Pinier index), the proportionality between chest circumference and height; weight (Quetelet index 2) and strength indicators (standing and strength indices). Control measurements were carried out three times during one 2022-23 academic year, namely, at the beginning of training (September 2022), at the beginning of the second semester (January 2023) and at the end of the first year (June 2023). As methods of mathematical data processing, we used the built-in capabilities of the MS Excel Data Analysis package: operations "Descriptive Statistics" and "Paired two-sample Student t-test". Results. At the beginning, middle and at the end of the academic year, anthropometric control of first-year students was carried out, on the basis of which, after mathematical data processing, the results of the dynamics of somatometric, physiometric and somatoscopic indicators of students' physical development were obtained. Qualitative and quantitative changes in anthropometric indicators were revealed. The corresponding conclusions are made about the causes of reliable and unreliable shifts in some average group indicators of students' physical development. Conclusion. The analysis of the first-year students' physical development indicators revealed the normal degree of development in many anthropometric indicators. Significant positive and reliable dynamics over the period of the academic year was found in students in indicators of stasis dynamometry, resting heart rate, vital capacity of the lungs, systolic blood pressure, as well as shin circumference. The dynamics was also recorded reliably in the indicators of physical development obtained on the basis of the index method - in the strength and strength indices. Based on the results of the study, it was concluded that the positive dynamics of the first-year students' physical development is explained not so much by the natural course of morphofunctional changes, but rather by the consequence of qualitatively planned physical education of students at the university, organized

in the form of both academic classes in the discipline "Physical Culture and Sports" and in the form of physical culture and sports events held during extracurricular time. Among other things, their independent physical activity, which has an aerobic and strength orientation, makes a great contribution to the dynamics of the first-year students' physical development.

Keywords: physical development, anthropometric indicators, physical education, students, university students, independent physical activity

For citation: Evgeniy I. Sheenko, Olesya V. Podolskaya, Elena A. Artemyeva, Vera A. Bykova, Vladimir I. Avilov. Dynamics of physical development of first-year students of leading universities in Barnaul, Altai Territory. Pedagogical, psychological, medical and biological problems of physical culture and sports. 2024; 19(1):

Введение

Проблемы укрепления и сохранения здоровья населения являются одними из приоритетных направлений социальной политики нашей сраны и мирового сообщества в целом [1, C. 3].

Одним из проблемных сегментов населения в вопросах укрепления и сохранения здоровья является студенческий контингент, представляющий собой высокую социальную значимость и интеллектуальный потенциал нашей страны. Более того, обучение в вузе накладывает серьезный отпечаток на здоровье обучающихся «выросшими требованиями к интеллектуальным и адаптационным способностям человека, требующими значительных нервно-психических напряжений, доходящих до максимальных в период экзаменационных сессий» [2, С. 38].

Результаты многочисленных исследований позволяют констатировать «высокий уровень отклонений от норм физического развития среди студентов и ее неблагоприятную динамику» [3, С. 340].

Подтверждением этому являются результаты научных исследований различных авторов. Так, например, Н.П. Сетко, М.В. Кузнецова, О.А. Науменко (2005) в начале нового века отмечали, что «треть юношей имели дисгармоничное физическое развитие (за счёт снижения массы тела). Около 25% девушек имели превышение массы более допустимых норм. 35% юношей и 74% девушек имеют узкую грудную клетку, 37,5% юношей и половина девушек - низкие показатели жизненной ёмкости лёгких» [4, С. 42]. Через полтора десятка лет В.А. Старкова с соавт. (2020) при обследовании около 300 студентов обнаружили «слабое телосложение у 58,4% девушек и 33,3% юношей; недостаточную массу тела у 20,1% девушек и 5,3% юношей; предожирение и ожирение более чем у 10% студентов мужского и женского пола» [5, С. 575-576]. У.З. Ахмадуллин, Е.Ю. Горбаткова, Х.М. Ахмадуллина (2020) при обследовании более 205 тысяч студентов выявили, что «физическое развитие ниже среднего имеют 13,33% юношей и 13,13% девушек; низкое

физическое развитие - 1,85% юношей и 3,3% девушек; превышение массы тела наблюдается у 10,5% юношей и 4,82% девушек. Ожирение выявлено у 7,27% юношей и 7,82% девушек; значительное ожирение - у 2,62% девушек» [6, С. 173].

Вполне очевидно, что в сложившейся ситуации одной из приоритетных проблем в системе образования является изучение состояния здоровья и выработка различных стратегий по профилактике негативных состояний у студентов вузов.

Учитывая особенность здоровья, как «сложную собирательную категорию, представляющую совокупность многих признаков» [7, С. 4], важно обратить внимание, что важнейшими параметрами здоровья являются показатели физического развития. Физическое развитие, как утверждают У.З. Ахмадуллин, Е.Ю. Горбаткова, Х.М. Ахмадуллина (2020), «является важнейшим индикатором здоровья, обусловленным воздействием факторов внешней среды и внутренним состоянием организма человека» [6, С. 169].

С учетом вышесказанного, важно понимать необходимость определения исходного уровня физического развития обучающихся на начальном этапе их обучения в вузе, что даст возможность «качественного планирования физических нагрузок, не допуская ухудшения имеющегося состояния здоровья и снижения достигнутого уровня физических качеств» [8, С. 158]. Вместе с тем, владение информацией об уровне физического развития обучающихся позволяет не только выстраивать стратегию физкультурных занятий в вузе и «формирования у них потребности в самостоятельной физкультурной активности» [9, С. 274], но и судить о качестве и недостатках деятельности систем образования и здравоохранения в работе с обучающимися общеобразовательных организаций.

Таким образом, своевременный и систематический мониторинг уровня физического развития обучающихся является, своего рода, «диагностическим «ключом» риска развития заболеваний и проведения профилактических мероприятий» [10, С. 62].

Вопросами изучения показателей физического развития студенческой молодежи в разное время занимались многие специалисты, среди которых можно выделить труды следующих современных специалистов: Г.М. Казантиновой, Т.Н. Власовой, Е.А. Ряховской (2017), В.М. Казимовой, Р.Х. Алиевой, М.А. Казимова (2018), Е.П. Ворожцова, Ю.Д. Врублевского (2022); О.А. Макуниной с соавт. (2022); А.А. Шестёры, В.Д. Богдановой, П.Ф. Кику (2022); Н.А. Воробьевой, Т.В. Никольской (2023), Г.К. Рахимовой (2023), С.С. Шевченко, Т.А. Герасимовой, А.М. Бурдаковой (2023); Т.Т. Щелиной с соавт. (2023) и др.

Беря во внимание накопленный специалистами опыт по оценке физического развития студенческой молодежи, нами была предпринята попытка не только изучения исходного состояния физического развития юношей-первокурсников - обучающихся

разных вузов Алтайского региона, но и динамики их антропометрических показателей в течение одного учебного года.

Целью данной работы стало оценивание физического развития юношей - студентов первого курса ведущих вузов г. Барнаула Алтайского края в течение одного учебного года и на основе полученных результатов выявление динамики некоторых антропометрических показателей.

Материалы и методы

В исследовании были задействованы юноши - студенты четырех ведущих вузов Алтайского края: Алтайский государственный педагогический университет (n=76), Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (n=178), Алтайский филиал РАНХиГС (n=136) и Алтайский государственный университет (n=66). В общей сложности, в исследовании приняли участие 456 студентов, отнесенных по состоянию здоровья для занятий физической культурой и спортом к основной и подготовительной медицинским группам. Средний возраст юношей на начало исследования составил 17,9±0,35 лет.

В рамках определения уровня физического развития студентов были проведены измерения следующих антропометрических показателей: роста (стоя и сидя); ширины плеч; окружности грудной клетки (на вдохе, на выдохе, в покое); окружности запястья; степени развития мускулатуры (плеча, предплечья, бедра, голени, талии); массы тела и его компонентов (подкожной и висцеральной жировой массы); мышечной силы (сгибателей кисти, разгибателей туловища); жизненной емкости легких. Для детального анализа физического развития юношей был использован метод индексов, который позволил определить крепость телосложения по Индексу Пинье, пропорциональность между окружностью грудной клетки и ростом; весоростовой показатель (индекс Кетле), силовые характеристики (становой и силовой индексы).

Контрольные измерения проводились три раза в течение одного 2022-23 учебного года, а именно, в начале обучения (сентябрь 2022 г), в начале второго семестра (январь 2023 г) и по окончании первого курса (июнь 2023 г).

В качестве методов математической обработки результатов нами использовались встроенные возможности пакета «Анализ данных» MS Excel, а именно, операции «Описательная статистика» для расчета среднего значения, стандартного отклонения, минимального и максимального значений и «Парный двухвыборочный t-тест Стьюдента» для проверки различия средних для двух выборок данных.

Результаты и обсуждение

Антропометрической контроль студентов вуза в течение одного учебного года показал положительную динамику всех контролируемых показателей, однако не все они имели достоверные сдвиги (табл. 1, 2).

При анализе результатов физического развития, представленных в таблицах 1, 2, важно понимать, что у студентов 18-19-летнего возраста, несмотря на завершение темпов роста тела в длину в данном возрасте, «морфофункциональное развитие организма все еще продолжается» [6, С. 171]. Вместе с тем, при условии качественно выстроенного физического воспитания в вузе, как утверждают У.З. Ахмадуллин, Е.Ю. Горбаткова, Х.М. Ахмадуллина (2020), «не заставят себя ждать увеличение массы тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной ёмкости лёгких, мышечной силы, физической работоспособности» [6, С. 172]. Подтверждением тому являются показатели физического развития, выявленные нами путем соматометрии, физиометрии и соматоскопии в динамике за десять месяцев одного учебного года.

Таблица 1

Динамика соматометрических показателей физического развития юношей - студентов __ первого курса____

Контрольный период Показатели физического развития окружность грудной клетки окружность ширина плеч рост с е в

в покое на вдохе на выдохе запястья шеи талии плеча голени бедра

Сентябрь Х1 92,7 97,7 90,5 17,1 36,5 77,0 32,6 36,1 54,9 38,8 180,4 72,7

т 8,8 7,6 7,9 1,4 2,3 9,8 3,8 4,2 5,6 3,6 6,9 13,1

тт 76 81 74 14 30 56 21 32 46 32 169 54

тах 120 121 114 20 41 110 40,5 47 73 47 196 122

Январь Х2 92,8 97,7 89,3 17,1 36,8 76,2 32,2 36,4 55,2 38,8 180,9 72,5

т 6,1 6,1 6,6 1,2 2,8 9,3 4,2 4,4 6,2 2,8 6,4 11,7

тт 78 83 72 14 30 55 23 32 48 33 169 53

тах 120 121 114 20 42 107 40 47 75 47 196 121

Июнь Хз 93,4 97,9 88,9 17,1 36,9 77,3 32,3 37,8 55,6 39,3 181,1 71,8

т 8,0 8,2 8,6 1,1 2,6 7,1 3,9 3,4 6,8 2,5 6,2 10,5

тт 76 82 74 14 30 53 24 32 45 35 169 51,8

тах 120 121 114 20 42 105 40 47 71 47 197 120

Р (Х1-Х2) >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Р (Х2-Х3) >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Р (Х1-Х3) >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Так, анализ результатов соматометрии (табл. 1), проводимой в начале, середине и по окончании учебного года, показывает хотя и не значительные, но все же положительные

сдвиги (Р>0,05). И только в одном показателе - «окружность голени» за период наблюдения были зафиксированы достоверно значимые сдвиги (Р (ХьХэ)<0,05).

Изучение результатов физиометрии и соматометрии, представленные в табл. 2, дает наглядную картину устойчиво стабильной положительной динамики по всем регистрируемым антропометрическим показателям. Вместе с тем, достоверные сдвиги нами были выявлены только во втором семестре учебного года по таким показателям, как: «становая динамометрия», прирост которой составил 12,5 кг (Р (Х2-Х3) <0,05); «ЖЕЛ» - на 275 мл (Р (Х2-Х3) <0,05); «ЧСС» - на 3,8 уд/мин (Р (Х2-Х3) <0,05); «АДсист» - на 1,7 мм рт.ст. (Р (Х2-Х3) <0,05).

Таблица 2

Динамика физиометрических и соматоскопических показателей физического развития ___юношей - студентов первого курса____

Контрольный период Показатели физического развития % подкожного жира % висцерального жира Становая динамометрия Динамометрия кистевая ЖЕЛ ЧСС АД систолическое АД диастолическое

Левой Правой

Сентябрь Xi 16,6 4,0 124,2 42,5 44,1 3672 73,1 125,8 70,9

m 7,8 3,0 39,3 8,5 8,2 661 9,2 12,2 12,0

min 3,2 1,0 40,0 25,0 25,0 2100 54 102 46

max 36 14,0 240,0 56,0 58,0 5300 95 149 93

Январь X2 16,4 3,7 125,6 43,2 45,1 3734 72,5 125,2 74,0

m 5,8 3,1 33,4 6,8 6,9 649 9,6 11,3 9,8

min 5,6 1,0 50,0 25,0 26,0 2600 55 104 58

max 29,2 14,0 220,0 55,0 54,0 5300 109 150 89

Июнь X3 15,5 3,8 138,1 44,2 45,3 3909 68,7 123,5 73,5

m 5,6 2,3 42,31 8,1 8,7 664 8,9 9,7 9,0

min 5,4 1,0 40,0 30,0 30,0 2900 55 104 58

max 35,6 10 250 60,0 62,0 5500 93 144 88

Р (Х1-Х2) >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Р (Х2-Х3) >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05

Р (Х1-Х3) <0,05 >0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Вполне очевидно, что процесс физического воспитания, реализуемого в вузе, как в форме академических занятий по физической культуре и спорту, так и во внеурочной деятельности в форме физкультурно-массовых и спортивных мероприятий откладывает свой отпечаток на физическое развитие обучающихся, хотя такая цель и не преследуется (ориентиром физического воспитания в вузе, согласно ФГОС, выступает достижение достаточного уровня физической подготовленности обучающихся для успешного овладения ими профессиональными умениями и навыками). На основании этого можно с уверенностью констатировать, что если положительную динамику соматометрических

показателей можно объяснить естественным процессом все еще продолжающегося роста организма, то положительная динамика показателей физиометрических и соматоскопических показателей физического развития объясняется грамотно организованными физическими нагрузками в процессе физического воспитания.

Анализируя достоверную динамику ряда показателей физического развития студентов вузов, можно с уверенностью говорить о превалировании аэробных нагрузок в процессе физкультурных занятий, что, в свою очередь, приводит к улучшению кардио-респираторных возможностей и уменьшению жирового компонента массы тела (табл. 2), а также укреплению мышц голени (табл. 1).

Далее остановимся на характеристике отдельно взятых физиометрических и соматоскопических показателях физического развития обследованных студентов, а именно, на показателях, характеризующих деятельность их кардио-респираторной системы: жизненная емкость легких, частота сердечных сокращений и артериальное давление.

Так, показатели ЖЕЛ к окончанию первого курса у студентов составили 3909±664 мл. Однако, даже не смотря на достоверную положительную динамику данного показателя за десять месяцев наблюдений, следует отметить, что выявленный результат емкости легких не соответствует нормативным значениям. Согласно исследованиям А.А. Пашина, Н.В. Анисимовой, О.Н. Опариной (2015), удовлетворительная норма ЖЕЛ для населения данной возрастной группы должна составлять от 4000 до 4500 мл, хорошим показатель является ЖЕЛ в диапазоне 4600-4900 мл и отличным - более 5000 мл [10, С. 41]. Тем самым, выявленный нами средний показатель ЖЕЛ соответствует чуть ниже, чем удовлетворительной норме для обучающихся 18-летнего возраста. Вместе с тем, отметим, что среди обследованных студентов отличный результат в 5000-5500 мл показали 2,8% обучающихся. Очевидно, что развитию данного показателя необходимо обратить особое внимание в процессе академических физкультурных занятий.

Интерес вызывает и положительная динамика у студентов в результатах ЧСС. Так, к окончанию наблюдений у студентов в среднем была зафиксирована ЧСС с результатом 68,7±8,9 уд/мин. Беря во внимание норму ЧСС в покое в 60-80 уд/мин. (согласно исследованиям Т.А. Аникиной в соавт., 2013; А.С. Большева, Д.Г. Сидорова, С.А. Овчинникова, 2017), следует констатировать у обследуемого контингента достаточно хорошее состояние ритма сокращений сердца. Хотя на начало исследования этот показатель был на 4,4 уд/мин выше и составлял 73,1±9,2 уд/мин. Однако, погружаясь в частные показатели ЧСС, следует сказать, что с показателями ЧСС выше нормативных (показатель пульса выше 80 уд/мин) обнаружено 20,17% обследуемых студентов. У каждого 13-го студента обнаружена брадикардия, т.е. ЧСС ниже нормативной, а именно, от

55 до 58 уд/мин, что можно объяснить хорошей физической тренированностью ряда обучающихся.

Достоверные сдвиги обнаружены к концу учебного года у студентов и в показателях систолического и диастолического артериального давления. Так, если на начало исследования средний показатель АД у обучающихся был зафиксирован на уровне 125,8/70,9 мм рт.ст. (пульсовое давление (ПД) =55), то к окончанию учебного года АД составило 123,5/73,5 (ПД = 50). При этом стоит обратить внимание на тот факт, что в сентябре 2022 года среди всех обследованных юношей было выявлено 8,77% студентов с низким и 32,45% с высоким АД, хотя в медицинских справках при первичном медицинском осмотре в поликлиниках г. Барнаула ни у одного из обследованных не фигурировал диагноз гипертония или гипотония. Вместе с тем, были студенты с таким АД, как 150/80 мм рт. ст., 147/73 мм рт.ст., 142/89 мм рт.ст. и т.д. Однако, выявление и обсуждение причин определения таких студентов в основные медицинские группы для занятий физической культурой и спортом является отдельной темой (проблемой) для обсуждения и не входит в интересы настоящего исследования.

Далее отметим, что к моменту итогового контроля в июне 2023 г. количество студентов с низким АД не изменилось (8,77%), но с высоким давлением снизилось и составило от общего количества обследованных студентов 26,53%, что на 5,92% ниже от первоначальных данных (Р(Х1-Х3)<0,05). Факт улучшения очередного показателя физического развития также, как и с ЧСС нами обосновывается правильно подобранными средствами аэробной направленности в процессе физкультурных занятий в вузах, среди которых основное внимание уделяется бегу на длинные дистанции без учета времени с обязательным условием выполнения нагрузки студентами на фоне собственного комфорта.

Следствием такого подхода к организации физкультурных занятий, по нашему мнению, является хотя и незначительное, но все же достоверное снижение подкожной жировой массы на 1,1% за период исследования с 16,6±7,8 в сентябре 2022 г до 15,5±5,6 к июню 2023 г (Р(Х1-Х3)<0,05).

Обобщая результаты усредненных показателей физического развития юношей-первокурсников (табл. 3), следует обратить внимание на их гармоничное нормостеническое развитие, что подтверждается показателем крепости телосложения по Индексу Пинье, индексом пропорциональности между окружностью грудной клетки и ростом; весоростовым индексом Кетле, а также силовыми показателями: становым и силовым индексами.

Так, показатель крепости телосложения, определяемый по Индексу Пинье, к первой половине учебного года составил 15,8±14,5 ед, а к его окончанию - 16,4±22,21 ед, что обоих

случаях соответствует хорошему телосложению, характеризующим его нормостенический тип.

Таблица 3

Показатели физического развития юношей - первокурсников, полученные методом

индексов в динамике (в %)

Показатели физического развития Критерии оценивания Сентябрь Январь Июнь

низкий норма высокий низкий норма высокий низкий норма высокий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крепости телосложения по Пинье (ед.) Х (%) 33,3 33,3 33,4 31,2 34,4 34,4 23,9 37,1 39,0

Х±т 14,78±19,21 15,8±14,5 16,4±22,21

качественная характеристика хороше (но е телосложение рмостеник) хорошее телосложение (нормостеник) хороше (но е телосложение рмостеник)

Индекс пропорционально сти телосложения (%) Х (%) 51,5 30,3 18,2 52,2 23,9 23,9 47,5 26,4 26,3

Х±т 51,2 51,3 52,6

качественная характеристика нормостеник нормостеник нормостеник

Весоростовой индекс Кетле 2 (кг/м2) Х (%) 19,7 62,3 18,0 21,3 63,6 15,1 11,0 69,5 19,5

Х±т 22,2±3,77 22,06±4,22 22,1±2,71

качественная характеристика гармоничное гармоничное гармоничное

Становой индекс (%) Х (%) 67,1 26,3 6,6 63,5 27,7 8,8 54,6 33,3 12,1

Х±т 172,8 175,9 194,8

качественная характеристика удовлетворительно удовлетворительно хорошо

Силовой индекс (%) Х (%) 58,8 36,8 4,4 54,6 37,3 8,1 50,9 34,0 15,1

Х±т 62,3 63,3 64,98

качественная характеристика не удовлетворительно не удовлетворительно удовлетворительно

Табличные данные показывают стойкую положительную динамику не только усредненных показателей всей выборки обследованных студентов (р<0,05), но и динамику улучшения индивидуальных показателей с низкого до нормального и высокого уровней крепости телосложения. Например, как видно из табл. 3, если на начало учебного года было обнаружено 33,3% юношей - первокурсников, характеризующихся низким уровнем или «слабым (астеническим) телосложением» [10, С. 14], то к середине и окончанию исследования процент таковых студентов снижается на 2,2% и 9,4% от первоначальных данных соответственно. Количество со средним и хорошим (нормостеническим) телосложением студентов увеличилось за период наблюдений на 3,8%, а с высоким или «крепким (гиперстеническим) телосложением» [10, С. 14] к окончанию годичных наблюдений составило 39% в отличие от первоначальных данных в 33,3%.

Анализируя усредненные показатели индекса пропорциональности телосложения стоит обратить внимание на тот факт, что групповые значения на протяжении всего исследования соответствовали нормостеническим характеристикам пропорциональности.

Отметим, что количество студентов с низким индексом пропорциональности телосложения, характеризующихся, как узкогрудые (астеники), за период наблюдений снизилось с 51,5% до 47,5%, а студентов с высоким индексом - «широкогрудых (гиперстеников)» [10, С. 15], в свою очередь, увеличилось с 18,2% до 26,3%. Вместе с тем, несмотря на положительную динамику по индексу пропорциональности телосложения достоверность результатов на каждом из этапов не была зафиксирована.

Нельзя не обратить внимание и на положительную динамику (р>0,05) одного из «наиболее значимых антропометрических показателей, характеризующих степень гармоничности телосложения и физического развития в целом» [10, С. 15], - весоростового индекса Кетле 2. На всех этапах исследования усредненные групповые показатели студентов соответствуют гармоничным весоростовым показателям и на протяжении учебного года остаются неизменными. Вместе с тем, индивидуальные показатели дают основание утверждать о высоком уровне самостоятельной физкультурной активности определенной группы студентов, вследствие чего мы можем наблюдать уменьшение юношей с низким уровнем индекса Кетле 2, характеризующихся дефицитом массы с 19,7% на начало учебного года до 11,0% к окончанию наблюдений. В свою очередь, количество студентов с высоким уровнем индекса Кетле 2 увеличилось с 18,0% до 19,5%. По данному факту стоит уточнить, что согласно трактовке источников, высокий уровень индекса Кетле 2 характеризуется, как «тучное телосложение» [10]. Однако, показатели проводимой нами жирометрии обучающихся показывают достоверную динамику снижения у них уровня подкожного жира (табл. 2), на основании чего можно судить, что «тучность» связана, скорее с увеличением их мышечного компонента, что может быть обеспечено только благодаря систематическим активным занятиям физическими упражнениями, в том числе и силового характера.

Физкультурная активность студентов подтверждается также и достоверным увеличением показателей ещё двух индексов: силового и станового. По результатам динамики станового индекса, выявляющего отношение силы мышц разгибателей спины к собственному весу тела можно наблюдать положительный прирост силовых показателей юношей за один учебный курс. Если на начало исследования становой индекс составлял 172,8%, что соответствует «удовлетворительному» показателю, то к окончанию исследования данный индекс увеличился на 22% и составил 194,8%, что уже характеризуется, как «хороший» показатель. Обращает на себя внимание также и количество обучающихся, повысивших свою силу разгибателей спины с удовлетворительного уровня на более высокий - 12,5% юношей. Увеличилось и количество

обучающихся, отличающихся «высоким» уровнем станового индекса с 6,6% на начало исследования до 12,1% к его окончанию.

Аналогичные сдвиги наблюдались нами и в показателях силового индекса, характеризующего силу мышц сгибателей кисти в отношении к собственному весу тела. Не смотря на то, что среднегрупповые показатели силового индекса первокурсников далеки от «хороших» и «отличных» показателей, динамика в развитии силы мышц кисти очевидна и носит достоверный характер.

Таким образом, анализ физического развития студентов, проводимый в начале, середине и в конце учебного года на базе четырех ведущих вузов г. Барнаула Алтайского края, позволил констатировать за период наблюдения положительную динамику по всем антропометрическим показателям, из которых по большинству физиометрических и соматоскопических показателей были зафиксированы достоверные сдвиги.

Заключение

В целом, анализируя показатели физического развития студентов-первокурсников четырех вузов, стоит отметить нормальную степень развития обучающихся по многим антропометрическим показателям. Вместе с тем, как показывают результаты физического развития, все выявленные нами показатели путем соматометрии, физиометрии и соматоскопии, а также методом индексов, за незначительный период времени (один неполный календарный год, ограниченный учебным годом в десять месяцев) имеют положительную динамику.

Наиболее значительная положительная и достоверная динамика за период учебного года обнаружена у студентов в показателях становой динамометрии, частоты сердечных сокращений в покое, жизненной емкости легких, систолического артериального давления, а также окружности голени. Также достоверной была зафиксирована динамика в следующих показателях физического развития, полученных на основе метода индексов, -показатель крепости телосложения, силовой и становой индексы.

Положительная динамика физического развития юношей - первокурсников объясняется не столько естественным ходом морфофункциональных изменений, сколько следствием качественно планируемого физического воспитания обучающихся в вузе, организованного в форме, как академических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт», так и в форме физкультурно-спортивных мероприятий, организуемых во внеучебное время. Помимо прочего, как показал анализ результатов исследования, большой вклад в динамику физического развития студентов первого курса вносит их

самостоятельная физкультурная активность, имеющая аэробную и силовую

направленность.

Список литературы

1. Хабриев Р.У., Линденбратен А.Л., Комаров Ю.М. Стратегия охраны здоровья населения как основа социальной политики государства. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014; 3: 3-5.

2. Жерноклеев А.М., Матвеева Н.А. Особенности физического развития студентов нижегородских вузов. Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019; 2: 38-39.

3. Киселева И.В., Зенина Л.А. Особенности заболеваемости студенческой молодежи. Образовательный вестник «Сознание». 2007; 9: 340-341.

4. Сетко Н.П., Кузнецова М.В., Науменко О.А. Антропометрический портрет студентов. Здоровье населения и среда обитания. 2005; 6: 41-45.

5. Старкова В.А., Леонова А.В., Шестёра А.А., Кику П.Ф., Каерова Е.В., Чумаш В.В. Особенности физического развития современных студентов. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022; 4: 574-578.

6. Ахмадуллин У.З., Горбаткова Е.Ю., Ахмадуллина Х.М. Характеристика показателей физического развития студентов вузов г. Уфы. Гигиена и санитария. 2020; 2: 169-175.

7. Щербук Ю.А., Блатова Е.М. К вопросу о понятиях «Здоровье» и «Образ жизни». Педиатр. 2010; 1: 3-5.

8. Дюкина Л.А., Игнатьев С.В. Показатели физического развития и физической подготовленности студентов. Проблемы современного педагогического образования. 2019; 63-2: 157-160.

9. Толистинов Б.Г. Влияние модели формирования потребности в самостоятельной физкультурной активности на аэробную выносливость студентов специальных медицинских групп. Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Материалы XXV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Ю.Т. Ревякина. Отв. редактор А.Н. Вакурин. Томск. 2023: 273-276.

10. Пашин А.А., Анисимова Н.В., Опарина О.Н. Мониторинг физического развития, физической и функциональной подготовленности учащейся молодежи: учеб. пособие. Пенза: Изд-во ПГУ. 2015: 142.

References

1. Khabriev R.U., Lindenbraten A.L., Komarov Yu.M. The strategy of public health protection as the basis of social policy of the state. Problemy social'noj gigieny, zdravookhraneniya i istorii mediciny. 2014; 3: 3-5 [In Russ.].

2. Zhernokleev A.M., Matveeva N.A. Features of Nizhny Novgorod universities' students physical development. Medicina. Sociologiya. Filosofiya. Prikladnye issledovaniya. 2019; 2: 3839 [In Russ.].

3. Kiseleva I.V., Zenina L.A. Features of morbidity among students. Obrazovatel'nyj vestnik «Soznanie». 2007; 9: 340-341 [In Russ.].

4. Setko N.P., Kuznetsova M.V., Naumenko O.A. Anthropometric portrait of students. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2005; 6: 41-45 [In Russ.].

5. Starkova V.A., Leonova A.V., Shester A.A., Kiku P.F., Kaerova E.V., Chumash V.V. Features of modern students'physical development . Problemy social'noj gigieny, zdravookhraneniya i istorii mediciny. 2022; 4: 574-578 [In Russ.].

6. Akhmadullin U.Z., Gorbatkova E.Yu., Akhmadullina H.M. Characteristics of Ufa university students' physical development indicators. Gigiena i sanitariya. 2020; 2: 169-175 [In Russ.].

7. Shcherbuk Yu.A., Blatova E.M. On the question of the concepts "Health" and "Lifestyle". Pediatr. 2010; 1: 3-5 [In Russ.].

8. Dyukina L.A., Ignatiev S.V. Indicators of students' physical development and physical fitness. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; 63-2: 157-160 [In Russ.].

9. Tolistinov B.G. Influence of the model of the need for independent physical activity formation on the aerobic endurance of special medical groups' students. Aktual'nye voprosy fizicheskoj kul'tury I sporta: Materialy XXV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchyonnoj pamyati professora YU.T. Revyakina [Topical issues of physical culture and sports: Materials of the XXV All-Russian Scientific and Practical conference dedicated to the memory of Professor Y.T. Revyakin]. Tomsk. 2023: 273-276 [In Russ.].

10. Pashin A.A., Anisimova N.V., Oparina O.N. Monitoring fizicheskogo razvitiya, fizicheskoj I funkcional 'noj podgotovlennosti studentov: uchebnaya stipendiya [Monitoring of physical development, physical and functional readiness of students]. Penza: Publishing house of PSU. 2015: 142 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 28.12.2023

Шеенко Евгений Иванович - кандидат педагогических наук, доцент, Алтайский государственный педагогический университет, 656031, Россия, г. Барнаул, ул. Молодежная, дом 55, e-mail: [email protected]

Подольская Олеся Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, дом 46, e-mail: olesia.podolskaja@,rambler. ru Артемьева Елена Анатольевна - старший преподаватель, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, дом 46, e-mail: arteme va elenaamail. ru

Быкова Вера Александровна - кандидат географических наук, доцент, Алтайский государственный университет, 656049, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, дом 61, email: bva. geo 78@mail. ru

Авилов Владимир Иванович - преподаватель, Черепановский политехнический колледж, 633522, Россия, г. Черепаново, ул. Мичурина, дом 4, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.