Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА г. ГОРЬКОГО'

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА г. ГОРЬКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.А. Матвеева, Л.Ф. Кобзева, И.П. Грехова, А.П. Квасова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА г. ГОРЬКОГО»

ца составлял 4,6±0,5, для меди — 25,4±3,5, а для смесей независимо от соотношения доз компонентов он был больше 25.

Таким образом, антагонизм является определяющим типом комбинированного действия смесей, в состав которых входят соединения меди и свинца.

Литература

1. Бенедиктов В. А. //Гигиена труда и профессиональные заболевания в цветной металлургии. — Алма-Ата. 1970.— С. 16—19.

2. Бобрищев-Пушкин Д. М., Орлова А. А., Наумова Л. А., Никитина Л. С. //Гиг. труда. — 1977. — № 8. — С. 10— 13.

3. Борисов А. Л. //Там же. — 1985. — № 2. — С. 42—46.

4. Златев 3. Д.. Каган Ю. С., Сова Р. Е., Светлый С. С.

Методические рекомендации по планированию эксперимента и оценке эффекта комбинированного действия химических веществ при многократном воздействии. — Киев, 1977.

5. Постановка экспериментальных исследований по изучению характера комбинированного действия химических веществ с целью разработки профилактических мероприятий: Метод, рекомендации. — М., 1985.

6. Наумова Л. А., Никитина Л. С., Николаева Л. Н.. Хельковский-Сергеев Н. А. // Металлы. Гигиенические аспекты оценки и оздоровления окружающей среды. — М.. 1983.— С. 187—193.

7. Одынец Р. Н. // Биологическая роль меди. — М., 1970.— С. 198—211.

8. Dorn С. R., Pierce J. О., Chose G. R„ Phillips P. E. // Environ. Res. — 1975.— Vol. 9, N 2. —P. 159—172.

Поступила 29.05.87

УДК 572.51-053.2

Н. А. Матвеева, Л. Ф. Кобзева, И. П. Грехова, А. П. Квасова

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА г. ГОРЬКОГО

Горьковский медицинский институт им. С. М. Кирова; Горьковский научно-исследова тельский педиатрический институт Минздрава РСФСР

и впервые предложены возрастно-половые и внсвозрастные нормативы в виде центильных шкал и номограмм |8]. Для анализа динамики физического развития детей раннего и дошкольного возраста использованы материалы исследований 1958—1960 гг. [3, 6] и 1970 г. [7].

Абсолютные значения средних показателей длины и массы тела детей от 1 года до 7 лет, полученные при исследованиях 1958, 1970 и 1982 гг. представлены на рис. 1 и 2. За последние десятилетия длина тела увеличилась у мальчиков в возрасте 1 года на 1,2 см (р<0,01), у девочек того же возраста на 1.4 см (р>0,01), в возрасте 3 лет — соответственно на 0,6 и 0,4 см (р> 0,05), 6 лет —на 4,5 и 3,9 см (р<0,01). Средние значения массы тела у детей в возрасте 1 года и 3 лет не изменились, у мальчиков 6 лет масса тела возросла на 0,9 кг (р<0,0Г), у девочек — на 0,5 кг (/>>0,05).

Более детальный анализ динамики длины и массы тела проведен по темпам прироста показателей, которые рассчитывали в процентах от данных предшествующего обследования. У детей 1-го года жизни темпы прироста длины тела за 20 лет оказались невелики и статистически значимы лишь с 5-месячного возраста; величина их колебалась

При характеристике здоровья детских контингентов особое внимание уделяется изучению эпохальных изменений в физическом развитии. Исследования, проведенные до 70-х годов, обнаружили выраженные положительные сдвиги показателей физического развития во всех возрастных группах детей раннего и дошкольного возраста. Однако в последующем появились публикации о стабилизации процессов акселерации [1, 2, 5].

Задача настоящего исследования состояла в сравнительном анализе показателей длины, массы тела и окружности грудной клетки у детей в возрасте от 1 мес до 7 лет за период 1958—1982 гг. В 1982 г. обследовано 6163 ребенка (3122 мальчика и 3041 девочка) в разных районах города. Соотношение детей, посещавших дошкольные учреждения и нспосещавших их, соответствовало структуре детского населения города в целом. Статистические характеристики морфологических и функциональных показателей морфофункцнонального развития рассчитаны на ЭВМ по алгоритму параметрического и непараметрнческого анализа.

^ В отличие от предыдущих исследований не только разработаны нормативы сигмальным и регрессионным методами, но

Рис. 1. Динамика длины тела у детей.

По оси абсцисс — возраст, годы: по оси ординат — длина тела, см; а — мальчики; б — девочки; / — 1958 г.; 2 — 1970 г.; 3 — 1982 г.

Рис. 2. Динамика массы тела у детей.

По оси абсцисс — возраст, годы; по оси ординат — масса тела, кг; а — мальчики; б — девочки; 1 — 1958 г.; 2 — 1970 г.; 3 — 1982 г.

Таблица 1

Темпы прироста (в %) показателен физического развития у детей 1-го года жизни

Возраст, мес Пол Длина тела Масса тела Окружность грудной клетки

1 2 3 1 2 3 . .| 2 з

1 М. 1,9* — 1,9* 3,6* 8,0* —4,2* 0,6 2,5* 1,9*

ж. 0,6 1,1* —0,6 4,7* 0,3 4,5* 1,2* 1,7* —0,5

2 м. —0,4 —0,5 0,1 —0,6 —0,2 —0,4 —0,8 0,1 —0,8

ж. —0,2 —0.2 0,1 0,2 2,2 — 1,6 0,8 1,4* —0,5

3 м. 0,8 0,5 0,3 2,9* 2,8* 0,2 0,1 1,9* —0,7

ж. —0,2 0,1 —0,3 0,5 1,7 — 1,2 —0,3 1,3* —0,9*

4 м. 0,2 —0.8 1,0 — 1,5 —4,1* 2,6 0,7 — 1,2 0,6

ж. -0,2 — —0,1 -1,8 0,3 —2,1 -1,5* —0,7 —0,8

5 м. 1,1* 0,9 0,2 1,9 3,1 — 1,1 -0,2 0,8 — 1,0

ж. 0,9* 0,3 0,6 3,1* 3,9* — 1,2 0,4 1,2 —0,7

6 м. 0,9* 0,3 0,7 0,6 0,7 —0,1 — 1,7* — 1,4* —0,3

ж. 1,5* 1,1* 0,4 3,4* 3,4* — —0,8 0,4 — 1,2*

7 м. 1,6* 0,9 0,8 0,8 0,1 -0,9 0,9 0,2 1,4*

ж. 1,4* — 1,4* 1,7 0,1 1,6 — 1,2* -1,1 —0,1

8 м. 1,7* 0,8 0,9 3,1* 0,5 1,5 1,3* — 1,4* 0,6

ж. -0,2 —0,7 0.5 1,7 —0,6 2,3 -0,7 —0,3 —0,4

9 м. 1,3* 0,9* 0,5 0,3 1,0 —0,7 — 1,4* —0,5 —0,9

ж. 1,0* —0,2 1,2* 1,6 0,3 1,3 — 1,0* — 1,2* 0,2

10 м. 1,5* -0,2 1,6* 3,8* —0,2 4,0 0,7 — 1,4* 0,7

ж. 0,8* —0,1 0,9* —0,1 —0,4 —0,6 —2,4* -0,8 — 1,7*

11 м. 1,9* 0,3 1,6* 1,4 0,2 4,3* — 1,1* — 1,4* 0,4

ж. 1,2* 0,8 0.5 —0,7 —3,4* 2,8* — 1,2* — 1,5* 0.4

12 м. 1,7* 1,3* 0.3 2,4* 2,2* 0,2 — 1,4* —0,9* —0,5

ж. 1,9* 0,7 1,2* —0,5 —0,9 0,4 — 1,5* —0,9 —0,6

Примечание. Здесь и табл. 2: 1 — 1958—1982 гг., 2— 1958—1970 гг., 3 — 1970—1982 гг. Показатели представлены в процентах от данных предшествующего обследования. Звездочка — разница статистически значима при р<0,05.

Таблица 2

Темпы прироста показателей физического развития у детей от 2 до 7 лет

Возраст, годы Пол Длина тела Масса тела Окружность грудной клетки

I 2 3 1 2 3 . | 2 3

2 М. 0,9* 1,9* —1,0* 1,9 1,3 0,6 —0,3 1,3* — 1,6*

Ж. 1,2* 1,5* —0.3 2,2* 4,0* — 1,7 —0,6 1,3* — 1,9*

3 М. 0,6 2,0* — 1.4* 1,6 4,6* -1,0 —0,5 2,8* —3,2*

Ж. 0,8 2,5* — 1.6* 1,5 5,9* -4,2 — 1,4* 2,7* —4,1*

' 4 м. 3,8* 2,2* 1.5* 5,6* 1,9 3,7* 4,6* 2,7* 1,9*

ж. 3,4* 3,0* 0.4 4,7* 1,6 3,0* 2,4* 0,7 1,7*

5 м. 4,0* 3,5* 0.5 5,6* 3,3* 2,2 2,5* 0,3 2,3*

ж. 3,9* 2,9* 1.0* 4,9* 2,8 2,1 3,1* 0,9 2,2*

6 м. 4,0* 2,6* 1.4* 4,6* 0,8 3,7* 2,5* _ 2,5*

ж. 3,5* 2,4* 1.1* 2,6 2,2 0,4 1,7* 2,0* -0,3

7 м. 4,4* 2,2* 2.1* 8,5* 1,9 6,4* 2,4* — 1,0 3,4*

ж. 4,9* 3,2* 1,7* 10,7* 4,9* 5,6* 3,5* 1,8* 1,7*

от 0,9 до 1,9% (табл. 1). Темпы прироста массы тела выражены еще меньше и значимы только в отдельных воз-растно-половых группах. Средние значения окружности грудной клетки у мальчиков и девочек уменьшились, о чем свидетельствуют отрицательные значения темпов прироста данного показателя.

Темпы прироста изучаемых показателей за каждое десятилетие выражены меньше и по большинству возрастно-половых групп несущественны. Сохранилась тенденция к положительным темпам прироста длины и массы тела и отрицательным — окружности грудной клетки.

Следовательно, за последние 20 лет тотальные размеры тела у детей 1-го года жизни изменились незначительно, особенно в первом полугодии. У детей второго полугодия жизни при некотором увеличении длины тела отмечалась тенденция к увеличению массы тела, в то время как по показателям окружности грудной клетки этого не наблюдали.

Результаты, анализа динамики антропометрических по-

казателей у детей со 2-го по 7-й год жизни проведены в табл. 2. На этом этапе онтогенеза по особенностям динамики физического развития выделили два возрастных периода: 2—3-й и 4—7-й годы жизни.

У детей 2—3-го года темпы прироста всех 3 показателей за 20 лет невелики и чаще несущественны, тогда как за каждое десятилетие темпы прироста отдельных показателей неоднозначны и в ряде случаев отличались существенно. К 70-м годам средние величины длины, массы тела, окружности грудной клетки у детей увеличились по сравнению с этими показателями у их сверстников в конце 1959 г. По данным 1982 г., показатели физического развития стали меньше, чем 10 лет назад, как у мальчиков, так и девочек. В связи с этим физическое развитие детей раннего возраста в 80-х годах мало отличалось от соответствующих показателей у детей, обследованных 20 лет назад.

Выраженные изменения физического развития выявлены у детей с 4-го по 7-й годы жизни. Именно на этом возраст-

ном этапе получены самые существенные положительные значения темпов прироста длины, массы тела и окружности грудной клетки как за 20 лет, так и по каждому десятилетию.

Это согласуется с нашими исследованиями динамики физического развития школьников, которые показали, что тотальные размеры тела за те же десятилетия более вы-раженно изменились у мальчиков и девочек младшегс и среднего школьного возраста, тогда как в возрасте 14— 17 лет темпы прироста показателей были незначительны 14].

Обобщая данные о физическом развитии дошкольников и школьников за последние 20 лет, можно утверждать, что процесс акселерации в 80-е годы стабилизируется. Менее значимые изменения претерпели показатели физического развития детей 1-го года жизни и подростков. Увеличение средних показателей физического развития выявлено на возрастном этапе от 4 до 13 лет, что можно связать со смещением пубертатного скачка роста на 1 год к более раннему возрасту, установленным нами при анализе физического развития школьников.

Появились сообщения о том, что к началу 80-х годов у городских девочек отмечена тенденция к ретардации возраста менархе [9]. Можно полагать, что описанный факт отражает общие тенденции к стабилизации сроков полового созревания школьников. Вероятно, в ближайшие годы характерным явлением будет отсутствие существенных различий в физическом развитии не только у детей раннего возраста и подростков разных поколений, но и у детей на других этапах онтогенеза.

Литература

1. Грачева Г. С., Минкина В. А., Шевченко Л. И. и др.// Вопросы организации медицинской помощи детям. — М„ 1971, —С. 49—64.

2. Царская С. С., Никитюк Б. А., Новожилова О. Б. и др.//Морфофункциональное проявление акцелррации развития детского организма. — М., 1979. — С. 6—34.

3. Дынкевич Э. С. Физическое развитие детей раннего возраста г. Горького по данным 1959—1960 гг. Метод, пособие. — Горький, 1963.

4. Матвеева П. А., Кузмичев Ю. Г., Усанова Е. П. и др.//Гиг. и сан. — 1983. — № 9. — С. 32—35.

5. Сеглениеце К■ Б. Физическое развитие детей дошкольного возраста, г. Рига. — Рига, 1973.

6. Таблицы оценки физического развития детей 4—7 лет по данным 1957—1958 гг. г. Горького. — Горький, 1959.

7. Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста г. Горького: Метод. указания. — Горький, 1971.

8. Физическое развитие и функциональные показатели детей от 1 мес до 7 лет г. Горького. — Метод, указания. — Горький, 1934.

9. Ямпольская Ю. А. II Гиг. и сан. 1986. — № 9. — С. 24— 28.

Поступила 18.05.87

УДК 572.51-053.2

В. Н. Кардашенко, Т. Ю. Вишневецкая

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 8—11-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

I ММИ им. И. М. Сеченова

Физическое развитие детского населения — надежный показатель санитарного благополучия или неблагополучия страны. Влияние меняющихся условий жизни и изменения в системе обучения и воспитания оцениваются по динамике физического развития и состояния здоровья школьников >[4, 5]. В работах последних лет [1, 2] показано, что на ^физическое развитие детского населения существенное влияние оказывает загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий. М. А. Башкирова [2] установила, что в городе с развитой химической промышленностью среди детей 7, 8, 11 и 14 лет, родившихся и проживающих здесь не менее 5 лет, 21,5—23 % имели задержку физического развития, дисгармоничный морфо-функциональный статус. В настоящее время в различных регионах страны неравномерно происходят изменения экологической обстановки, микросоциального порядка, бытовых, жилищных условий, питания, спортивной деятельности, досуга и т. д. В связи с этим важно руководствоваться общими методологическими подходами в оценке физического развития детей и подростков. Только располагая данными о состоянии здоровья, в том числе и данными, характеризующими физическое развитие, можно разработать и научно обосновать социально-гигиеническое и оздоровительные мероприятия, направленные на улучшение здоровья подрастающего поколения.

Заслуживает внимания методика оценки физического развития, предложенная ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко и рекомендованная к экспериментальному внедрению Минздравом СССР в течение 1985/86 учебного года. В основу данной методики положен принцип создания зональных стандартов физического развития. Рассматривая длину тела как одни из основных показателей физического развития, авто-

ры предлагают все детское население страны с различными антропометрическими характеристиками условно разделить на зоны «высокорослости», «низкорослости» и «среднего роста». Уровни физического развития детей от 1 года до 11 лет предписано определять путем измерения роста ребенка, сопоставляя фактическую величину с рассчитанными для каждой возрастной группы предельными значениями длины тела детей, проживающих в зонах низкого, среднего и высокого роста. Рост оценивается независимо от пола ребенка. В случаях, когда длина тела выходит за предельные величины, предлагается провести уточнение показателя роста с учетом этнической принадлежности и места жительства ребенка. Определение гармоничности морфологического статуса по указанной методике следует проводить по степени соответствия массы тела и окружности грудной клетки росту, используя для этого таблицы, которые составлены без учета возраста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целесообразно было провести сравнительную оценку физического развития одного и того же контингента детей с применением предложенной и общепринятой методик [3, 6]. В основу последней положено использование региональных стандартов и шкал регрессии, разработанных с учетом возрастно-полового и территориально-этнического признаков.

Нами была осуществлена оценка физического развития 800 мальчиков и девочек в возрасте 8, 9, 10 и 11 лет по указанным методикам.

В результате исследований установлено, что определение уровня физического развития (биологической зрелости) растущего организма с ориентацией только на рост ребенка в Чз случаев не совпадает с оценкой, проведенной по общепринятой комплексной методике. Количество детей с биологическим уровнем развития, соответствующим пас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.