Научная статья на тему 'Динамика экономических реформ в постсоветском Кыргызстане'

Динамика экономических реформ в постсоветском Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5696
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / СНГ / СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ / СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ / СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН / ЕВРАЗЭС / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ВТО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баум Людмила

Постсоветский период проходит в стране под знаком динамичных изменений. Кыргызская Республика (КР) движется к демократической системе государственного управления и рыночной экономике. В отличие от других государств СНГ, имеющих значительные природные (в том числе энергетические) и людские ресурсы, более емкие внутренние рынки и близость к транспортным артериям, КР соответствующими условиями и резервами не располагает. В связи с этим вполне понятен ее выбор пути развития на основе модели малой, открытой экономики и повышенной интенсивности реформ. Республика была вынуждена внедрять смешанную (конвергентную) экономическую систему, базовые принципы которой — свободные предпринимательство, система ценообразования и конкуренция. Начинать и претворять в жизнь радикальные преобразования этой сферы пришлось в условиях невиданного по масштабам экономического кризиса. Распад Советского Союза означал разрыв кооперационных связей между хозяйственными субъектами, в силу чего деятельность многих предприятий оказалась полностью или частично парализованной. Потеря привычных рынков сбыта, а также изменение структуры внутреннего спроса привели к значительному падению валового внутреннего продукта (ВВП), который сократился более чем на 25%. Для преодоления системного кризиса были предприняты решительные меры по созданию основ рыночной экономики, что позволило сформировать частный сектор, первичную рыночную инфраструктуру и либерализовать (в 1992 г.) основные цены. Стране, которая первая среди государств СНГ ввела национальную валюту (1993 г.), удалось остановить гиперинфляцию и, как следствие, возобновить экономический рост (с 1996 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика экономических реформ в постсоветском Кыргызстане»

ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В ПОСТСОВЕТСКОМ КЫРГЫЗСТАНЕ

Людмила БАУМ

главный эксперт Международного института стратегических исследований при Президенте Кыргызской Республики (Бишкек, Кыргызстан)

Постсоветский период проходит в стране под знаком динамичных изменений. Кыргызская Республика (КР) движется к демократической системе государственного управления и рыночной экономике. В отличие от других государств СНГ, имеющих значительные природные (в том числе энергетические) и людские ресурсы, более емкие внутренние рынки и близость к транспортным артериям, КР соответствующими условиями и резервами не располагает. В связи с этим вполне понятен ее выбор пути развития на основе модели малой, открытой экономики и повышенной интенсивности реформ. Республика была вынуждена внедрять смешанную (конвергентную) экономическую систему, базовые принципы которой — свободные предпринимательство, система ценообразования и конкуренция.

Начинать и претворять в жизнь радикальные преобразования этой сферы пришлось в условиях невиданного по масштабам экономического кризиса. Распад Советского Союза означал разрыв кооперационных связей между хозяйственными субъектами, в силу

чего деятельность многих предприятий оказалась полностью или частично парализованной. Потеря привычных рынков сбыта, а также изменение структуры внутреннего спроса привели к значительному падению валового внутреннего продукта (ВВП), который сократился более чем на 25%.

Для преодоления системного кризиса были предприняты решительные меры по созданию основ рыночной экономики, что позволило сформировать частный сектор, первичную рыночную инфраструктуру и либерализовать (в 1992 г.) основные цены. Стране, которая первая среди государств СНГ ввела национальную валюту (1993 г.), удалось остановить гиперинфляцию и, как следствие, возобновить экономический рост (с 1996 г.).

Рисунок 1

Динамика экономического развития

Анализ процесса рыночных трансформаций, осуществленных в республике за 15 лет, а также их влияния на макроэкономическую динамику позволяет выделить ряд этапов развития национальной экономики.

Первый (1991—1995 гг.) — резкое сокращение производства и доходов совпало со стремительным увеличением числа людей, достигших черты бедности (свыше 50% населения), с неравенством и гиперинфляцией, за которыми последовала первоначальная макроэкономическая стабилизация. Основой ее первой стадии стало торможение инфляции (1992—1995 гг.). Макроэкономические и структурные реформы того периода создавали фундамент рыночного регулирования экономики, а решающее значение имело обеспечение макроэкономической устойчивости.

Данный этап характеризовался проведением рыночных преобразований, обусловивших институционально-правовую и регулирующую базы неизменного экономического роста.

Экономические реформы первого периода охватывали следующие основные направления:

■ снижение уровня инфляции и ее стабилизация;

■ обеспечение устойчивости национальной валюты;

■ сокращение дефицита бюджета;

■ структурная перестройка крупных убыточных предприятий;

■ демонополизация отдельных секторов экономики;

■ выполнение государственной программы приватизации;

■ либерализация цен и внешнеэкономической деятельности.

Либерализация внутреннего рынка началась в КР еще во время существования советского государства и к середине 1994 года почти завершилась. В частности, была «освобождена» основная масса цен и упразднена субсидия на производство хлеба. К концу 1993 года регулирование цен продолжалось только в энергетике и коммунальном хозяйстве. Быстрая либерализация цен и внешнеэкономической деятельности способствовала «выравниванию» внутренних и внешних цен, что, в свою очередь, «подстегнуло» переориентирование производства на работу в новых условиях жесткой конкуренции и поисков рынков сбыта. В то же время начались институциональные преобразования.

При переходе к рыночной экономике на передний план вышел вопрос о становлении частной собственности в стране. Еще 20 декабря 1991 года был принят закон «О приватизации», исполнение которого возложили на специально для того созданный Комитет гос-имущества. Все виды собственности получили «равные возможности».

В результате интенсивной приватизации (1992—1993 гг.) к концу 1998-го доля частного сектора в промышленности составила 87%, в торговле — 97%, в строительстве — 57%, на транспорте — 55%. Итогом модифицирования государственной собственности стало формирование негосударственного сектора, являющегося реальной базой для развития рыночных отношений в экономике и изменений стереотипов экономического поведения хозяйствующих субъектов. Разумеется, первые этапы приватизации позволили решить лишь «промежуточную» задачу: становление многообразия имущественных форм.

Параллельно происходили радикальные изменения в сельском хозяйстве. В новых условиях колхозы оказались совершенно нежизнеспособными, поскольку они полностью зависели от субсидий правительства. На их месте появились одно- или многосемейные крестьянские «подворья», ставшие главным видом предприятия в этой сфере. Землю распределяли среди всех сельских семей пропорционально их составу.

Введя в мае 1993 года национальную валюту (сом), КР стала одной из первых постсоветских стран, вышедших из «рублевой зоны». Данная мера позволила контролировать экономическую ситуацию, а также проводить самостоятельную финансовую и денежнокредитную политику, ключевыми достижениями которой стали уменьшение скорости инфляции и замедление темпов снижения производства, что способствовало адаптации экономики к рыночным условиям.

Одновременно была проведена реформа банковской системы, цель которой — формирование двухуровневого банковского механизма и либерализация порядка создания коммерческих банков. Собственно, с того момента и начались конструктивные экономические преобразования.

Когда был положен конец гиперинфляции (1994 г.), на передний план выступили структурные трансформации, хотя, конечно, продолжалось реформирование фискальной и денежно-кредитной систем. Что касается макроэкономической динамики, то 1994 год

оказался наиболее сложным: существенно ухудшилась ситуация в отраслях, непосредственно ориентированных на спрос населения, и в сферах, сопряженных с капитальными вложениями. Менее глубокий спад производства наблюдался в секторах, которые имели ранее рынки сбыта, а также нашли новые — как в самой республике, так и за ее пределами (электроэнергетика, цветная металлургия). В результате произошли значительные изменения, выразившиеся в увеличении доли сырьевых отраслей и уменьшении доли отраслей, производивших конечную продукцию.

Первый этап структурных преобразований продемонстрировал, что к концу 1994 — началу 1995 года Кыргызстан лидировал среди стран СНГ по интенсивности сдвигов. В международных справочниках усилия КР в приватизации госимущества, либерализации цен и внешней торговли оценивались как существенные, а в реформировании органов государственного управления и консолидации бюджета — как умеренные.

Итог этих трансформаций — постепенное улучшение экономической ситуации (со второй половины 1990-х гг.). Переломным в этом плане стал 1996 год, когда в республике начался рост ВВП. В 1991—1996 годах «окрепла» тенденция к финансовой стабилизации. В 1995—1997 годах был в целом преодолен глубокий кризис, охвативший экономику.

Второй этап (1996—1999 гг.) — период экономической стабилизации, хотя рост наблюдался лишь в некоторых секторах (сельское хозяйство, добыча золота, энергетика).

Тем не менее покрытие бюджетного дефицита делало экономику достаточно уязвимой. Сказался и кризис 1998—1999 годов, наступивший в основном в связи с «обвалом» российского рубля. Все же этот этап оказался важным для укрепления в стране устоев рыночной экономики. Завершились узловые реформы. Последовательная денежно-кредитная политика позволила (при значительных усилиях фискальных органов) снизить уровень инфляции с 1 366% в 1993 году до 23% в 1997 году. Это было достигнуто благодаря реализации мер, предусмотренных в антиинфляционной программе, особенно — жесткой денежно-кредитной политике, а также в импортозамещении и др. Удалось упрочить государственные финансы, сократить дефицит госбюджета (до 5% к ВВП), укрепить сом и снизить процентную ставку.

В 1997 году республика стала лидером среди стран Центральной Азии в преобразовании экономики и во внедрении рыночных механизмов. По данным такого авторитетного издания, как «Файнаншел таймс», в 1997 году КР занимала 14-е место из 20 государств мира, имевших наивысшие темпы экономического роста. Достигнутые на тот момент макроэкономическая стабилизация и значительная либерализация экономики позволили перейти к очередным этапам трансформации — приватизации стратегически важных объектов и структурной перестройке. Республике было необходимо осуществить преобразование крупных государственных предприятий, создать систему действенного использования механизмов санации нерентабельных хозяйствующих субъектов или их банкротства.

В итоге проводившейся в тот же период земельной реформы удалось остановить спад и добиться определенного подъема в сельском хозяйстве. Необходимо отметить, что результаты трансформации аграрной сферы на первых порах были не очень весомыми, так как до 1997 года фермерские и крестьянские хозяйства «задавливали» налогами, в связи с чем в 1998-м правительство установило единый налог на землю. Можно считать, что преобразования в аграрном секторе, инициированные в условиях развала колхозов и совхозов (1991 г.), завершились к 1997 году, когда началась реализация рыночной системы кредитования земельной реформы (с прекращением практики выделения товарных ссуд).

Рост в сельском хозяйстве наметился в конце 1990-х годов. Преобразования, осуществленные в этой сфере, позволили увеличить реальные объемы производства более чем на 40% (с ежегодным средним приростом примерно в 7%), в основном за счет продукции растениеводства, доля которой составляет свыше 50% производства в аграрном секторе.

С 1995 по 1997 год доходы государственного бюджета фиксировались на уровне 16,8—16,6% к ВВП. Для улучшения ситуации были приняты меры по активизации сбора налогов, образованию службы казначейства, введению (в 1996 г.) нового Налогового кодекса и упорядочению налоговой системы. В доходы госказны были включены специальные средства бюджетных организаций, прибыль от приватизации гражданами жилья и разгосударствления госсобственности.

Структурные реформы получили существенную подпитку со стороны стран-доно-ров и международных финансовых организаций. Следует подчеркнуть, что макроэкономической стабилизации удалось достичь во многом благодаря значительным объемам заимствований и донорской помощи. С 1993 года в республику начали поступать иностранные средства в крупных размерах. Во второй половине 1990-х годов она получала до 10% ВВП в льготных займах и грантах, которые направлялись на поддержание бюджета и платежного баланса, на структурное регулирование, проекты инфраструктуры, техническое содействие и т.д.

Республика сохраняла курс на либерализацию внешней торговли, низкие импортные тарифы и предоставляла всем экономическим агентам свободу экспорта и импорта товаров. Эта политика была подкреплена тем, что в 1998 году Кыргызстан (первым среди стран СНГ) вступил в ВТО, в рамках членства в которой национальное законодательство по внешней торговле было гармонизировано с положениями данной структуры, была усовершенствована нормативно-правовая база, определяющая внешнеторговую, промышленно-инновационную и инвестиционную политику, конкурентную среду, взаимо-

Рисунок 2

Прямые иностранные инвестиции в республику (млн долл.)

(Без учета оттока)

связь и взаимодействие государственной экономики с мировой, а также степень участия республики в международной торговле.

В числе основных причин присоединения КР к ВТО следует отметить открытый доступ на зарубежные рынки и преимущества для экспорта.

С 2000 года наблюдается рост прямых иностранных инвестиций, значительная доля которых приходится на промышленность (см. рис. 2).

После завершения так называемой «малой приватизации», в 1999—2000 годах началась приватизация стратегически важных отраслей: энергетики, горнодобывающей промышленности, телекоммуникаций. На негосударственный сектор приходилось свыше 79% занятых, однако эффективный собственник пока «не сложился». Была введена частная собственность на землю. Вовлечение большей части населения в рыночную экономику сопровождалось аграризацией занятости и, соответственно, экономики. За 1991— 2001 годы доля занятых в сельском хозяйстве увеличилась с 34,5% до 52,9%, в промышленности же уменьшилась — с 18,1% до 8,2%.

В целом с 1996 по 2000 год средний темп экономического роста составил 5,5%, что являлось одним из наиболее высоких показателей среди стран СНГ.

Третий период (с 2000 г. по март 2005 г.) — продолжение роста, сокращение дефицита бюджета, стабилизация обменных курсов валют, но при этом усугублялась проблема внешнего долга. С 2002 по 2004 год рост составил в среднем примерно 5%, 7% — в 2003 и 2004 годах, что произошло благодаря прогрессу в некоторых отраслях, в первую очередь за счет экспорта золота и увеличения объемов продукции сельского хозяйства.

Реформы третьего периода были сгруппированы вокруг проблем дерегулирования: устранения административных барьеров для предпринимательства, сокращения числа контролирующих и разрешительных государственных органов, повышения инвестиционной активности. Конкретные меры по дерегулированию экономики должны были стать предпосылками для стимулирования притока вложений в приоритетные отрасли и улучшения инвестиционного климата КР.

В связи с более благоприятной экономической ситуацией доходную часть государственного бюджета удалось увеличить с 16% ВВП в 2000—2001 годах до 19% в 2003— 2004-м. Его дефицит снизился с 11,9% ВВП в 1999-м до 5,7% ВВП в 2002 году. Значительно уменьшилось инфляционное давление: если в 2000—2001 годах среднегодовая инфляция составляла 12,6%, то за 2002—2005 годы она снизилась до 3,4%. Кроме того, укрепилась национальная валюта.

Определенные изменения отмечены в структуре ВВП. Аграрный сектор и сфера услуг, удельный вес которых в производстве ВВП в среднем равнялся примерно 70%, сохранялись доминирующими и обеспечивающими экономический рост. Доля сектора услуг увеличивалась и с 2002 года превысила долю сельского хозяйства, составив в 2004-м 38,3%. Доли промышленного производства и сельского хозяйства имели тенденцию к снижению: в 2000—2005 годах доля первого сократилась с 23,3% до 16,1%, второго — с 34,2% до 30,5% (см. табл. 1).

Сфера услуг бурно прогрессировала за счет успешного реформирования и расширения рыночных услуг. В последние годы этот рост обеспечивался в основном на основе увеличения объемов торговли и платных услуг, поддерживаемых соответствующим внутренним спросом, непосредственно связанным с повышением доходов населения.

С 2000 года проводится активная работа по приватизации таких стратегических отраслей, как энергетика и телекоммуникации. Уровень приватизации (в том периоде) в промышленности составил 88,6%, в торговле и общественном питании — 97%, в быто-

Таблица 1

Структура ВВП (в текущих ценах; в % к итогу)

2000 I 2001 I 2002 I 2003 I 2004 I 2005

Всего

100

100

100

100

100

100

00

100

промышленность

23,3

23,1

17,9

17,3

19,2

16,1

14,9

сельское хоз-во

34,2 34,5

34,4

33,6 29,9 30,5 28,9

строительство

3,8

3,8

3,4

2,9

2,5

2,5

2,7

услуги

31,7

31,4 35,6 36,8 38,3

40,2

41,2

И с т о ч н и к: Нацстатком КР.

вом обслуживании — 99,85%. Эти показатели свидетельствуют, что основная часть предприятий находится в негосударственном секторе, их деятельность регулируется рыночными отношениями. В целом приблизительно 90% всей промышленной и сельскохозяйственной продукции производится в частной сфере экономики. С 1991 года свыше 7 тыс. хозяйствующих субъектов изменили форму собственности. Частный сектор, представленный главным образом микро-, малыми и средними предприятиями, ныне является ведущей силой, находит новые рынки, улучшает качество продукции и управление производством, инвестирует в человеческий капитал. Важное и динамичное направление — малый и средний бизнес, функционирующий в легкой и пищевой промышленности, а также в сфере услуг. В настоящее время эти предприятия обеспечивают большинство рабочих мест в городах, однако многие из них действуют в «теневой» экономике, что ограничивает возможности их развития и участия в создании общественных благ.

В результате последовательных мер, принятых Национальным советом по добросовестному управлению, намного улучшен инвестиционный климат, что способствовало неуклонному ежегодному росту вложений в экономику, правда, за годы реформ не удалось привлечь ожидавшихся объемов средств и обусловить надлежащее качество иностранного капитала. Эти неудачи во многом объясняются политическими и макроэкономическими условиями (социально-политической нестабильностью), ошибками, допущенными в ходе реформ, и незавершенностью рыночных преобразований. Упомянутые срывы в значительной мере связаны с недостатками политики привлечения прямых иностранных инвестиций. Кроме того, положение осложняют чрезмерная бюрократизация экономики и коррупция.

Существенные изменения отмечены во внешней торговле. Так, если с 1999 по 2001 год товарооборот сокращался, то с 2002-го он начал увеличиваться, во многом за счет приумножения импорта (см. рис. 3).

За истекшие годы сальдо торгового баланса складывалось отрицательным (за исключением 2001 г.). Кстати, со времени обретения независимости имел место второй случай (после 1994 г.), когда сальдо оказалось положительным (8,9 млн долл.). Тем не менее с 2002 года ситуация вновь изменилась: торговый дефицит стал увеличиваться, достигнув в 2005-м 429,3 млн долл.

Практически 50% товарооборота республики приходится на торговлю со странами следующих региональных объединений, в которых участвует КР:

Рисунок 3

Динамика экспорта и импорта, 2000—2005 гг. (млн долл.)

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Рисунок 4

Развитие внешней торговли со странами ВТО в 1996—2005 гг. (млн долл.)

■ Содружество Независимых Государств (СНГ);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС);

■ Шанхайская организация сотрудничества (ШОС);

■ Организация экономического сотрудничества (ОЭС).

С 1999 года отмечались существенные изменения в географической структуре экспорта и импорта. В экспортных поставках — на фоне сокращения доли стран СНГ — возросла доля «государств вне СНГ»; в импорте, наоборот, ежегодно снижалась доля товаров из «стран вне СНГ» при росте из республик СНГ. Определенную переориентацию рынка КР и товарооборота со странами дальнего зарубежья можно объяснить тем, что торговые отношения с государствами ВТО строятся на режиме наибольшего благоприятствования. (По данным 2005 г., эти страны занимают в экспорте КР 52,3%.)

В целом сегодня республика поддерживает торгово-экономические связи с более чем 100 государствами мира, среди которых 11 стран СНГ и свыше 90 государств-членов ВТО (см. рис. 4). Участие КР в ВТО создает стабильные и либеральные условия доступа на рынки стран этой организации в силу действия режима наибольшего благоприятствования экспорту товаров, означающего, что участники ВТО будут гарантированно выполнять общепринятые правила и не вводить ограничительные меры (квоты и запреты).

В октябре 2006 года в штаб-квартире ВТО проходил первый обзор торговой политики КР, который осуществляется каждым членом этой организации с целью обеспечить прозрачность проводимой торговой и инвестиционной политики. В ходе данного мероприятия государства ВТО положительно оценили реализуемые в республике экономические реформы по либерализации торговли и привлечению инвестиций в экономику, отметив выполнение КР ее обязательств.

Это был период, когда темпы инфляции снизились, а рост ВВП несколько ускорился, однако говорить о достижении макроэкономической стабильности было еще рано. Ситуация в республике оставалась недостаточно устойчивой. Макроэкономическую «шаткость» и подверженность «внешним шокам» создавали:

■ все еще высокий дефицит государственного бюджета, который традиционно является одной из главных экономических проблем КР;

■ величина превысившего годовой ВВП государственного долга, расходы по обслуживанию которого стали тяжким бременем для бюджета; заметно сократившаяся зарубежная помощь целиком использовалась на преодоление этих затруднений и поддержку стабильности национальной валюты;

■ теневой сектор экономики, составлявший в 2000 году (по данным статистики) порядка 25% ВВП.

Причины вышеизложенного — незавершенность преобразований, малоэффективное функционирование финансового рынка, недостаточно благоприятный климат для развития частного предпринимательства и привлечения прямых иностранных инвестиций. Наступил момент, когда для последовательного и активного обновления потребовалось разработать долгосрочную стратегию по урегулированию существующих проблем и удовлетворению насущных потребностей граждан.

На данном этапе Кыргызстан стал пилотной страной, принявшей Комплексную основу развития до 2010 года (КОР), в которой обозначены стратегические цели социально-экономического прогресса на ближайшие 10 лет. При этом на республику были

распространены Цели развития тысячелетия (MDG), в частности двукратное снижение уровня бедности до 2010 года. КОР основывалась на подходе, предусматривавшем «рост в целях сокращения бедности», ориентируясь на стратегию развития, направленную на экономический прогресс. Благодаря механизмам распределения, обусловленным указанным ростом, КОР — в соответствии с основными задачами — должна была пойти на пользу бедным и наиболее уязвимым слоям населения. Кроме того, в КОР определялись три подцели:

■ эффективное и прозрачное государственное управление;

■ социальная справедливость;

■ устойчивый экономический рост.

В 2003—2005 годы Национальная стратегия сокращения бедности (НССБ) уточняла и конкретизировала КОР реальными мероприятиями и программами. Она разрабатывалась при широком участии гражданского общества, донорских организаций и была завершена в конце 2002 года. К сильным сторонам НССБ можно отнести адекватную оценку ситуации с бедностью, ориентацию на переход к рыночной экономике (с учетом необходимости защиты неимущего контингента граждан и содействия частному сектору), стремление к гармоничному развитию сельских регионов, отраслей экономики и, не в последнюю очередь, понимание потребности в борьбе с коррупцией.

Текущее экономическое развитие (с марта 2005 г.). Относительно стабильную динамику роста экономики КР нарушили события, последовавшие после 24 марта 2005 года. В результате, в указанном году в экономике произошел спад до -0,6% (по сравнению с

2004 г.). Если говорить о трех основных ее секторах, то в промышленности и сельском хозяйстве объемы производства сократились, но сфера услуг не только устояла, но и выросла (на 5,7%). Соответственно, снизились реальные доходы населения, сократились как внутренние, так и внешние инвестиции, ухудшились социальные показатели. Что касается налогово-бюджетной политики, то она, как и в предыдущие годы, была направлена на расширение налогооблагаемой базы и приоритетное финансирование социального сектора. Так, совершенствование налоговой политики (в том числе введение нового Таможенного кодекса и усиление администрирования налоговых платежей) позволило — на фоне снижения темпов экономического роста — исполнить доходную часть бюджета на запланированном уровне.

Еще раз вернемся в прошлое. В начале 1990-х годов республика стала членом Всемирного банка, а в 1993-м подписала с ним первое соглашение о получении так называемого «реабилитационного кредита», который предназначался для оплаты импорта продуктов в трудное постсоветское время. Именно тогда стало модным брать взаймы за рубежом — вместо того чтобы учиться должным образом работать и собирать налоги. Безусловно, на первых этапах переходного периода (в силу ограниченности бюджетных средств и низкого уровня внутренних инвестиций) привлечение иностранного капитала и его эффективное использование стали для КР решающими факторами экономического роста. В то время экономика республики не могла обойтись без долларовой и грантовой «подпитки» извне. Конечно, внешние займы могут позволить стране инвестировать и потреблять сверх того, что производит ее экономика, однако увеличивающаяся задолженность гнетуще воздействует на еще недостаточно окрепшие финансово-экономические системы, дестабилизирует общую хозяйственную ситуацию и оборачивается сбоями в процессе развития.

В то же время иностранные займы не смогли обеспечить (по причине слишком низкой эффективности) необходимый для их же погашения рост производства и экспорта. В

последние годы возникла острая потребность в реструктуризации внешнего долга, вызванная отсутствием внутренних источников его погашения.

Не секрет, что внешняя задолженность считается у нас «чрезмерной». Главная интрига 2006 года: вступать или не вступать в ХИПК? Рассматриваются варианты присоединения к этой программе, что в результате могло бы облегчить долговые обязательства Кыргызстана в рамках инициативы по списанию «многостороннего» долга (МДРИ). Вместе с тем республике поставлены достаточно жесткие условия списания задолженностей. Среди них — привлечение международных экспертов к реформированию ключевых отраслей экономики: энергетической и горнодобывающей.

Вопрос о вступлении в ХИПК вызвал далеко не однозначную реакцию в кыргызском обществе.

Разработка необходимых стране реформ несколько затянулась в связи со сложностью обстановки. Цели КОР-2010 вряд ли казались достижимыми. По-прежнему серьезно стоял вопрос доведения до логического конца программных преобразований. К концу

2005 года была подготовлена «Программа конкретных действий Правительства КР по обеспечению ускоренного экономического роста в 2006 году». Продолжилась налоговая реформа. С января 2006-го ставку налога на прибыль снизили на 10%, а ставка подоходного налога стала единой — 10%.

Кроме того, в 2006-м разработан новый проект Стратегии развития страны (СРС), отражающий основные направления прогресса и деятельности республики на 2006—2010 годы. Главная цель СРС — повышение уровня и качества жизни граждан путем неизменного экономического роста, создания условий для полноценной занятости, получения существенных и устойчивых доходов, доступности широкого спектра социальных услуг и обеспечения высоких стандартов жизни в благоприятной для здоровья окружающей среде. Ожидаемые результаты (согласно СРС): в 2010 году уровень ВВП составит 728 долл. на душу населения (для перехода в разряд развитых стран этот показатель должен достигать 1 000 долл.), средняя заработная плата увеличится на 60%, дефицит бюджета сократится до 2,6% к ВВП.

С 2007 года предполагается переход на двухуровневый бюджет. Он состоит только из республиканского и местных бюджетов (областной и районный уровни упраздняются), правовой базой для него послужил закон «О принципах бюджетного права». Введение упомянутой системы должно создать условия, позволяющие прекратить передачу средств из местных бюджетов в республиканский, что будет стимулировать органы местного самоуправления к наращиванию доходного потенциала.

Пережив в 2005 году смену власти, республика получила шанс вступить в качественно новую фазу прогресса, появилась возможность преодолеть накопившиеся негативные последствия нежелательных явлений. Для этого стране необходимо пересмотреть ряд аспектов в системе государственного управления, а также в формировании экономической стратегии развития и неукоснительно придерживаться намеченных планов. Сегодняшняя экономическая политика должна сфокусироваться на главных целях.

На данном этапе КР необходим объективный взгляд в завтрашний день, трезвый подход к реалиям, с которыми республика столкнется как в ближайшее время, так и в перспективе. Кроме того, следует устранить организационно-правовые препятствия будущего роста.

Когда появляется понимание, подкрепляемое конкретными действиями, возникает надежда на позитивные сдвиги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.