Научная статья на тему 'Динамика духовно-нравственных ценностей россиян в контексте глобализации'

Динамика духовно-нравственных ценностей россиян в контексте глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
677
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / МЕХАНИЗМ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / МОРАЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / THE UNIVERSAL ETHICAL VALUES / THE MECHANISM OF THE TRANSFORMATION OF TRADITIONAL VALUES / THE MORALITY OF AN INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кирилина Т. Ю.

Настоящая статья посвящена анализу трансформации этических ценностей при переходе к информационной эпохе. Большое внимание автор уделяет исследованию механизма трансформаций традиционных ценностей в постсоветской России. В статье анализируются характерные черты морали информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to analysis the transformation of the ethical values in the time of adoption to an information epoch. The author pays attention to the research of mechanism of the transformation of the traditional values in Post-Soviet Russia. The article analyses typical traits of the morality of an information society.

Текст научной работы на тему «Динамика духовно-нравственных ценностей россиян в контексте глобализации»

СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

ДИНАМИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЯН

В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ТЮ. КИРИЛИНА, проф. каф. философии МГУЛ, д-р социол. наук

kirilina_t@rambler. ru

Глобализация стала одним из наиболее грандиозных по проявлениям и последствиям процессом в истории, который необратимо изменил облик не только нашей планеты в целом, но и каждого государства в отдельности. Человечество стремительно вступает в принципиально новую для него информационную эпоху. Современное общество, именуемое обществом радикального модерна (Энтони Гидденс) или постмодернистского общества (Амитай Этциони), обществом «второй современности» (Ульрих Бек), обществом «третьей волны» (Элвин Тоффлер), обществом «текучей современности» (Зигмунд Бауман), во многом принципиально отличается от прежнего, жестко структурированного мира.

В результате глобализации скорость изменения всех процессов достигает крайнего динамизма. Мир не просто быстро меняется, он становится «ускользающим», по меткому выражению Энтони Гидденса, то есть обретает принципиально новую социокультурную динамику [1]. Происходит постоянная трансформация как социальных институтов, так и моделей поведения индивидов. Существенным образом изменяются все слагаемые образа жизни людей, в том числе этические нормы и ценности.

Исследования последних десятилетий, проведенные в рамках социологии морали, наглядно демонстрируют, что эти годы стали серьезным испытанием для россиян, заметно пошатнув их ценностные устои и нормы поведения. Трудности социально-экономической адаптации подтолкнули многих россиян к тому, чтобы освободиться от лишнего «морального груза», научиться обходить нормы, диктуемые им обществом и государством.

Произошли серьезные изменения нравственных ценностей людей. Почти вдвое снизилась, по сравнению с советским периодом, значимость для человека таких качеств,

как социальная ориентированность труда, чувство долга, честность, принципиальность, и резко возросло значение личной инициативы, целеустремленности, материального благополучия и т.д. В целом, как подчеркивает В.М. Соколов, «нравственное сознание и поведение россиян сегодня характеризуется неустойчивостью и противоречивостью. В них переплетены как позитивные перемены в сторону свободы и развития социальной инициативы, так и апатия, пассивность, неудовлетворенность своими силами. Проявляется это во всех социальных группах и слоях общества» [2].

Как же изменилось отношение россиян к моральным нормам, готовы ли они руководствоваться ими в своей повседневной жизни?

Согласно общероссийским исследованиям, в числе безусловных запретов у россиян - употребление наркотиков, гомосексуальные отношения, использование сексуальных связей для достижения корыстных целей. Противниками этих действий называют себя более s опрошенных (90 %, 87 % и 77 %, соответственно). Уклонение от налогов и дача взятки также неприемлемы для большинства, хотя и не абсолютного - их осуждают 67 % и 59 % участников опроса, соответственно.

В свою очередь, курение и распитие крепких спиртных напитков в российском обществе практически выведены из сферы действия моральных ограничителей. Менее трети опрошенных (32 %) однозначно осуждают курение, и еще меньше (18 %) являются последовательными противниками употребления крепких спиртных напитков [3].

Можно увидеть определенный релятивизм в отношении тех поступков и действий, которые неприемлемы для большинства населения, проявляющийся в «разрешении» на подобные действия, «выдаваемом» респондентами другим людям. Так, 16 % респондентов проявляют терпимость в отношении дачи

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

79

СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

взяток, если это делают не они сами, а другие люди; 19 % оправдывают таким образом уклонение от налогов; 14 % не возражают против использования другими сексуальных связей для достижения корыстных целей. Это может быть проявлением сравнительно нового для России явления - мультиморальности, когда люди, существуя в рамках своей моральной матрицы, признают право других людей жить по их собственным законам. При этом их собственный моральный кодекс, как правило, совпадает с общепринятым.

Успешность человека сегодня часто рассматривается как производная от его готовности пренебречь моральными нормами. Насколько это соответствует реалиям современной России?

В наши дни игнорирование традиционных моральных предписаний стало экономически и социально выгодным - продвижение по социальной лестнице заметно легче давалось людям, не обремененным моральными нормами. Однако традиционные ценности и смыслы, нормы обыденного поведения по-прежнему актуальны для большинства наших сограждан.

Как отмечает М.К. Горшков, современные россияне стараются демонстрировать внешнему миру образ человека достойного, придерживающегося традиционных норм и правил поведения и отрицающего большинство традиционно осуждаемых действий [4]. Более того, сегодня актуальность большинства моральных норм заметно выше, нежели 10 лет назад, и тем более - по сравнению с 1990ми. Сравнение результатов общероссийского опроса 2011 г. с данными опросов 1997 и 2001 гг. показывает, что в отношении большинства рассматриваемых действий и поступков, традиционно признаваемых аморальными, доля их противников увеличилась. Прежде всего, это касается употребления наркотиков (доля противников выросла с 79 % до 90 %), гомосексуализма (с 49 % до87 %), использования сексуальных связей для достижения корыстных целей (с 71 % до 77 %), уклонения от налогов (с 45 % до 67 %) [3].

Обеспокоенность состоянием морально-нравственного климата в обществе, пере-

живание за потерю обществом его моральных традиций, которую россияне сегодня демонстрируют - это не столько констатация утраты норм и традиций, сколько признак того, что общество и его граждане стоят на пути морального и нравственного выздоровления, остро чувствуют его необходимость. И лучшее тому подтверждение - возобновление межпоколенческого транзита моральных норм; пусть и незначительное, но моральное лидерство поколения 18-25-летних россиян на фоне старшей российской молодежи и поколения 31-40-летних россиян, чья приверженность традиционным нормам, особенно в отношениях с государством, была заметно «остужена» в «лихие 90-е».

Обеспокоенность россиян духовнонравственным состоянием общества, это не столько констатация некой неизлечимой утраты корней и традиций, сколько, напротив, признак того, что общество и его граждане осознают необходимость нравственного выздоровления общества, а значит, готовы встать на этот путь.

Вообще, вопрос о том, что важнее -поддерживать традиции или проявлять предприимчивость, стремиться к новому - раскалывает россиян почти пополам с некоторым, однако, перевесом в пользу традиций.

Сегодня на пути к информационному обществу происходит переосмысление традиционных ценностей, обретение новых ценностно-смысловых ориентиров идет во всех социальных группах российского общества. Но более всего восприимчива к новациям общества молодежь. Под влиянием семьи, воздействия средств массовой информации, системы образования складывается мировоззрение молодого поколения. В молодости зарождаются честолюбивые планы личности. В желаниях и стремлениях молодых людей коренятся будущие социальные технологии общества. Поэтому, исследуя систему ценностных миров молодых поколений, можно в определенной степени прогнозировать грядущую судьбу России.

Результаты исследования 2009 г. показали, что морально-ценностная палитра мировоззрения современной российской мо-

80

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

лодежи представляет собой синтез традиционных, во многом «парадных» ценностей, далеко не всегда мотивирующих на реальные поступки, с ценностями относительно новыми, «модернистскими», отражающими образ жизни современного, постиндустриального общества [4].

К числу традиционных ценностей, которые импонируют молодым людям, можно отнести такие, как чувство справедливости (97 %), религиозность, уважение традиций (93 %), вера в Бога (73 %), которая, однако, является скорее формой своего рода национально-культурной идентичности, а не во-церковленности как таковой.

Кроме того, современная молодежь высоко ценит такие человеческие качества, как терпимость в отношении людей другой национальности, религии, культуры (84 %), еще выше (91 %) - умение идти на компромисс. И, напротив, ей не нравятся герои, готовые жертвовать жизнью ради неких идеалов, люди, способные применять жесткие меры для достижения своих целей (65 % и 52 %, соответственно).

К числу «модернистских» ценностей следует отнести высокий уровень востребованности современной российской молодежью независимости, (67 %), свободолюбия (89 %) и самостоятельности (97 %). Не стоит забывать, что современные молодые люди выросли в условиях остроконкурентной среды, не предполагающей доминирования коллективистских ценностей, а также в условиях более высокого уровня персональной ответственности за достижение собственного успеха, в отличие от среднего и старшего поколения, продолжающего больше рассчитывать на государство и власть, чем на собственные усилия [5].

Следует отметить, что происходящая в современном российском обществе трансформация этических ценностей - это во многом результат глобализации современного мира. Нелинейность развития, возрастающая роль случайности, риска, неопределенности, ненамеренных последствий спланированных политических и экономических действий знаменуют становление принципиально но-

вых динамических реалий. В постиндустриальном обществе на смену «долгосрочному» сознанию приходит «краткосрочное» сознание. «В течение жизни современные люди неоднократно меняют брачных партнеров, работу, место жительства и т.д. Все это приводит к тому, что в социальных отношениях утрачивается этический (моральный) аспект человеческих отношений и обретает реальность самый широкий спектр человеческих отношений, лишенных моральной значимости; правилом становится поведение, свободное от моральных оценок» [1].

Все же, как подчеркивает Зигмунд Бауман, «:.. .память о прошлом и вера в будущее до настоящего времени были теми двумя опорами, на коих покоились культурные и нравственные мосты между быстротечностью и долговечностью, человеческой смертностью и бессмертием человеческих дел, так же как между принятием на себя ответственности и жизнью сегодняшним днем» [1].

Таким образом, адекватно ответить на все новые и новые вызовы современности российские общество сможет только в том случае, если будет найден динамический баланс между традициями своей культуры и нравственности, базовыми этическими ценностями и требованиями нелинейной социокультурной динамики, выраженными, прежде всего, в формировании способности к инновационности, к достойной самостоятельной жизни в современном глобальном мире.

Библиографический список

1. Гидденс, Э. Как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. - М.: Весь мир, 2004.

2. Соколов, В.М. Российская ментальность и исторические пути Отечества: Записки социолога / В.М. Соколов. - М.: Изд-во РАГС, 2007.

3. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. - М.: Весь Мир, 2011.

4. Горшков, М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социолог, диагностики) / М.К. Горшков. - М.: Новый хронограф, 2011.

5. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. - М.: Институт социологии РАН, 2007.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.