УДК 316.334:314.5/.6; 316.356.2
Дзуцев Хасан Владимирович
доктор социологических наук, профессор, директор Северо-Осетинского Центра социальных исследований Института социально-политических исследований РАН, заведующий кафедрой социологии политических и социальных процессов Северо-Осетинского государственного университета им.К.Л.Хетагурова khasan [email protected] Кудзиева Фатима Сергеевна старший преподаватель кафедры социологии Северо-Осетинского университета им. К.Л.Хетагурова [email protected] Hassan V. Dzutsev
the doctor of sociological sciences, professor, the director of the North Ossetian Center of social researches of Institute of socio-political researches of the Russian Academy of Sciences, the head of the department of sociology of political and social processes of the North Ossetian state university of K. L. Khetagurov khasan_dzutsev@mail .ru Fatima S. Kudziyeva
the senior teacher of chair of sociology Severo of he Ossetian university of K. L. Khetagurov [email protected]
ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОГО СОСТАВА ОСЕТИНСКОЙ СЕМЬИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
DYNAMICS OF NUMERICAL STRUCTURE OF THE OSSETIAN FAMILY OF THE REPUBLIC NORTHERN OSSETIA-ALANYA
Аннотация. Данное исследование представлено по материалам панельных исследований, проведенных в городах и сельских районах РСО-А. 1973, 1983, 1993, 2013 гг. - в селе; 1974, 1984, 1994, 2014 гг.- в городе. На всех этапах панельных исследований объем выборки составил 600 респондентов, из них 300 - из сельской местности, 300 - городской. В качестве основы выборки для формирования сельского массива информации использовались похозяйственные книги сельских советов, а для городских массивов -избирательные списки.
Ключевые слова: типы и подтипы семьи, этнический состав семьи, родственный состав семьи, несложная семья, матрилокальность,
патрилокальность, большие семьи, неразделенная семья, вторичные семьи, духпоколенные, трехпоколенные, национально - смешанные семьи
Abstract. This study was written based on panel surveys conducted in urban and rural areas of North Ossetia. 1973, 1983, 1993, 2013. - In the village, in 1974, 1984, 1994, 2014. - In the city. At all stages of the research panel sample consisted of 600 respondents, 300 of them - from the countryside, 300 - city. As a basis for the formation of the rural sample an array of information used household book of village councils and urban arrays - voters.
Keywords: types and subtypes of the family, ethnicity, families and related families and the simple family matrilocality, patrilocality, large families undivided family, secondary family duhpokolennye, three-generation, national - blended families.
В этнологической литературе до сих пор встречаются утверждения, будто некогда все семьи были большими, а затем превратились в малые. Это далеко не так. Существовал (да и теперь существует) так называемый семейный цикл: малые семьи разрастаются и перерастают в большие; большие семьи, достигнув определенного предела, почкуются и распадаются на малые. Но именно к этому явлению не следует подходить только со структуралистской точки зрения. Здесь есть своя историческая последовательность. В условиях самообеспечивающего натурального хозяйства, когда семье требуется много рабочих рук, преобладают большие семьи. С развитием товарноденежного хозяйства такая надобность отпадает, и большие семьи легче и скорее превращаются в малые. Поэтому в старину преобладающим типом семейной организации была большая семья, а в новое время - малая. Сюда добавлялись и другие факторы, прежде всего природная среда и определяемая ею система хозяйства, которая, в свою очередь, требовала большего или меньшего количества рабочих рук.
У осетин уже в пореформенное время у основной массы населения преобладала малосемейная организация. Это определялось как развитием товарно-денежных отношений, так и другими причинами, в частности, широким переселением с гор на равнину, где в условиях земельного простора большим семьям было легче дробиться. К тому же само переселение происходило отдельными семейными ячейками. И все же в менее развитых в экономическом отношении горных районах с их малоземельем и комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством еще сохранялось немало больших семей. Так например, в конце XIX - начале XX вв. в Санибинском обществе одна большая семья приходилась на двадцать малых, а в Дагомском приходе - одна малая на двадцать больших [5, лл.4-8]. Сходным было положение и у соседних народов: относительно высокий процент больших семей отмечен, например, у балкарцев и западных адыгов.
Косвенно, о значительной доле больших семей у осетин в пореформенное время говорит и уже отмеченное нами ранее обстоятельство: судя по переписным данным 1886г., средняя численность осетинской семьи составляла
7.7 человек, в то время как у ингушей она достигала только 5,4, а у чеченцев 4.7 человек.
Динамика семьи во многом связана с ее типами и подтипами, особенно родственный, поколенный и численный состав. В этом отношении социально -профессиональный и этнический стоят, скорее, особняком.
Родственный состав всякой семьи, кроме несложной малой, зависит от порядка брачного поселения супругов. Народам мира известны многие виды брачного поселения, но на Северном Кавказе, и, в частности, у осетин, установлены только патрилокальность (вирилокальность) и несравненно реже -матрилокальность (уксорилокальность). Здесь уместно отметить, что у осетин патрилокальность не так строга, как у других народов Кавказа. Выше уже говорилось, что в традиционном быту осетин практиковался брак отработкой, когда жених на протяжении многих лет отрабатывал стоимость брачного выкупа. Если в доме не было наследников мужского пола, то он мог остаться там и насовсем, становясь примаком - «внутренним мужем». Еще недавно кавказоведы, придерживаясь концепции изначального матриархата, видели в этом порядке пережиток древней матрилокальности, предшествовавшей патрилокальности [2, с. 113-114]. Теперь такая трактовка представляется более чем сомнительной [3]. В примачестве у осетин, как и у других народов мира, следует видеть новшество, связанное с изживанием патриархального быта под влиянием развивавшегося капитализма. Не случайно на Северном Кавказе примачество чаще всего встречается именно у осетин (а в Закавказье у грузин и армян), у которых распад патриархальных отношений начался несколько раньше, чем у соседних народов.
Но, так или иначе, у осетин, пусть как редкое явление, существовали большие и усложненные малые семьи, в которых супруги жили с кем-нибудь из родни жены. Теперь таких семей стало больше: бывает, что родители жены или один из них селятся в доме зятя. Однако подобный родственный состав семьи встречается нечасто, хотя в последние десятилетия обнаруживает тенденцию к учащению.
Как правило, осетинские семьи патрилокальны (вирилокальны), и в соответствии с этим в больших и усложненных малых семьях супруги жили прежде и живут теперь с кем-либо из родни мужа. В больших семьях и в настоящее время практикуется совместное проживание родителей с младшим из женатых сыновей. Это объясняется не столько застывшей традицией минората, сколько всегда лежавшими в ее основе практическими мотивами. Обычно, младшие сыновья женятся позже других и поэтому чаще других остаются жить с родителями. При этом они в случае нужды помогают им по хозяйству и, в свою очередь, получают от них помощь в уходе за детьми. Других сыновей отделяют, но бывает, что не сразу после женитьбы, а спустя некоторое время, когда молодые обзаведутся жильем, обстановкой и т.п. Довольно распространен и такой порядок, когда женатый сын остается жить с родителями до рождения первого ребенка. Однако и это не столько традиция, сколько феномен, обусловленный наличием или отсутствием надобности во взаимопомощи поколений в различных семьях в соответствии с их жизненными
обстоятельствами. Если таковой потребности нет, то семья делится, если есть -остается неразделенной. Случается, что, уже разделившись, семьи со временем объединяются вновь, когда возникает нужда в уходе за маленькими детьми или одряхлевшими родителями. Эти так называемые вторичные семьи могут быть как вертикальными большими, так и усложненными малыми. Бывает также, что во вторичной семье происходит объединение не с родителями, а с кем-нибудь из других старших родственников мужа, значительно реже - жены.
Поколенный состав семей в основном определяется двумя факторами. Один из них - степень перехода от большесемейной организации к малосемейной, другой - степень усложненности малых семей. Несложные малые семьи, как правило, двухпоколенные; усложненные малые и расширенные большие - трехпоколенные. Поэтому, как видно из приводимых этносоциологических данных (табл.1), и в середине 1980-х, и в середине 1990-х гг., как и у других народов Северного Кавказа [3, с.107], абсолютно преобладают двухпоколенные семьи, за которыми со значительным отрывом идут трехпоколенные. Особенно это относится к городским осетинам. Причина проста: все еще продолжается рост городского населения за счет сельского, и в силу этого в городах образуются новые молодые семьи. Ситуация меняется в начале нулевых, как видно из таблицы, большей частью семьи живут в третьем поколении. Если в 1990-х годах в республике функционировало 12 промышленных предприятий, где работало 40 тысяч человек, то на сегодняшний день работает один завод, где трудится 2,5 тысяч человек.
Таблица 1 (%)
Число поколений 1973 село 1974 город 1983 село 1984 город 1993 село 1994 город 2013 село 2014 город
Семья в первом поколении 12,3 18,5 9,3 8,5 9,3 17,4 12,3 13,9
Семья во втором поколении 56,3 58,2 57,4 64,2 65,2 62,9 36,5 36,5
Семья в третьем поколении 25,5 26,0 32,6 26,5 23,2 19,7 48,3 41,6
Семья в четвертом поколении 5,9 1,3 0,9 0,8 2,3 - 2,8 8,0
Эксперты дают такое же понимании ситуации, т.е. экономические проблемы, моральная незрелость молодых семей и неспособность содержать семью самостоятельно. На поколенный состав семьи до некоторой степени влияет уровень детности, но в несравненно большей степени он сказывается на
численном составе семьи. Численный состав современной осетинской семьи в 70-90-х 20 века и нулевых годов демонстрируют данные таблицы 2.
Таблица 2 (%)
Количество членов семьи 1973 село 1974 город 1983 село 1984 город 1993 село 1994 город 2013 село 2014 город
Одинокий 4,1 11,1 3,5 3,5 2,3 6,7 2,0 0,7
Семья в два человека 12,4 11,6 10,4 10,3 4,6 6,1 9,9 12,2
Семья в три человека 10,8 17,4 15,0 14,9 16,2 18,9 16,9 20,9
Семья в четыре человека 15,4 25,6 27,0 27,4 35,5 37,8 23,2 21,6
Семья в пять человек 19,8 18,2 25,1 25,3 18,2 20,2 22,3 23,7
Семья в шесть человек 16,5 16,1 9,3 18,6 11,6 6,1 17,2 13,7
Семья в семь человек и более 21,0 — 9,7 — 11,6 4,2 8,5 7,2
Эти показатели отражают несколько существенных, на наш взгляд, фактов. Первое: если еще в 70-х гг. на селе преобладали семьи из пяти человек, то в дальнейшем у сельских, как и у городских, осетин обычными стали семьи из четырех человек. Второе: как правило, средний численный состав семей в городе несколько выше, чем на селе, что, вероятно, связано не столько с уровнем детности, сколько с трудностями получения нового жилья. Действительно, в 1980-х гг. доля семей, где на одного человека приходилось до пяти квадратных метров жилья, в городе составляла 25,5%, а на селе - 29,9%, в 1990-х гг. - соответственно 18,9 и 16,4%).
В 2000-х годах произошли изменения, в частности, в городе преобладает семья в пять человек, а в сельской - семья в четыре человека. Казалось бы, должно быть все наоборот, но это связано с оттоком населения из сельской местности из-за тотальной безработицы.
Третье: доля многочисленных семей в 90-х годах (в семь и более человек) сократилась почти вдвое, что, по-видимому, отражает и нуклеаризацию семьи, и снижение уровня детности. В 2000-х годах произошел рост семьи в шесть и более человек.
В самом деле, при сопоставлении приводимых ниже этносоциологических данных (табл.3), несмотря на то, что они составлены не
по унифицированной схеме, становится очевидным, что, по крайней мере в 1990-х, 2000-х годах реальное количество детей в семьях намного ниже желаемого. Особенно это характерно для города, но достаточно хорошо прослеживается и в сельской местности. В середине 1990-х гг. как в городской, так и в сельской среде преобладали двухдетные семьи, и только на втором месте стояли трехдетные.
Таблица 3
Желаемое число детей в семье (%)
1973 село 1974 город 1983 село 1984 город 1993 село 1994 город 2013 село 2014 город
Один 11,5 2,2 0,4 0,2 6,6 - 1,4 2,2
Два 17,1 20,8 10,8 16,3 13,3 25,4 28,5 27,5
Три-четыре 34,5 59,0 57,4 64,4 66,6 61,8 56,5 57,2
Пять-шесть 16,3 11,7 20,8 11,8 10,0 12,8 6,1 10,9
Семь и более 20,6 6,3 10,6 7,3 3,5 - 7,5 2,2
По мнению эксперта, в наши дни люди стали более осознанно относиться к вопросу о количестве детей в семье. Более обеспеченные семьи заводят больше детей, менее обеспеченные - меньше. Но, учитывая, что богатых людей в РСО-А всего 2% от общей численности населения, они не могут положительно повлиять на общий фон. Для людей с низким материальным уровнем дети в буквальном смысле становятся «золотыми», поэтому позволить себе иметь большую семью могут только те родители, которые смогут обеспечить их и дать им хорошее образование. Считаю, что состоятельные люди, способные без проблем обеспечить свое потомство, должны иметь большее количество детей, а люди среднего достатка - максимум двух детей.
Таблица 4
Реальное число детей в семье (%)
1973 село 1974 город 1983 село 1984 город 1993 село 1994 город 2013 село 2014 город
нет детей — 10,3 17,6 15,9 12,8 40,3 18,1 29,3
один — 24,6 11,1 15,7 17,9 9,8 20,5 22,1
двое — 31,1 19,8 33,3 35,8 23,9 28,4 24,3
трое — 21,1 23,9 22,6 25,6 18,5 25,6 18,6
четверо — 6,0 13,8 7,8 5,1 2,1 6,0 5,7
пятеро и более — 6,9 13,8 4,7 2,8 5,4 1,4 -
Таким образом, хотя воспроизводство осетинского этноса и происходило (напомним, что для этого необходимо 2-3 ребенка в семье), темпы его все же были незначительными. Картина изменилась к худшему к 2000 годам, особенно касательно позиции - «нет детей». Здесь, по-видимому, причин много, в том числе бытовая неустроенность, отсутствие перспективы по трудоустройству, карьерный рост, состояние здоровья и т.д.
Резко изменился и продолжает меняться социально-профессиональный состав семей. Старая осетинская семья была социально гомогенна, так как сословная эндогамия считалась нормой, а неравные браки - исключением. Отголоски таких представлений у осетин, как и у других народов Северного Кавказа [4, с. 29], можно встретить и сейчас. В принципе же социальный состав семьи уже давно понимается как то или иное сочетание социально-профессиональных статусов мужа и жены. Развитие народного образования, рост национальных кадров рабочих и интеллигенции, широкая профессиональная занятость женщин обусловили интенсивный процесс складывания и бытования социально-гетерогенных семей.
Современные семьи разнородны в этом отношении настолько, что в 1987г. К.С.Дзагкоев выделил 30 (!) вариантов таких семей [1, с.61]. По данным того же автора, с 1955 по 1980 гг. число социально-смешанных семей увеличилось на 15% и составило около 60% в общем количестве семей. Разнородны обе семейные линии: муж - жена и родители - дети. По-видимому, в первом случае это более всего выражено в сельской местности, где труднее, особенно женщине, вступить в брак, а во втором - в городах, где у подрастающего поколения шире возможности социально-профессионального роста. Вместе с тем, применительно к последним двум десятилетиям можно говорить о сочетании социальной неоднородности с образовательной однородностью. Вырос образовательный уровень населения (табл. 5), и появляется все больше семей, в которых, например, муж - работник квалифицированного физического труда и жена - работник умственного труда, имеют среднее специальное или высшее образование. Это делает социально-смешанные браки более стабильными благодаря близости культурных интересов и запросов обоих супругов.
Таблица 5
Образование респондентов (%)
Образование 1973 село 1974 город 1983 село 1984 город 1993 село 1994 город 2013 село 2014 город
Неграмотный или малограмотный 26,7 7,5 6,6 2,9 0,1 - - -
3-4 класса 8.7 5,4 5,7 2,7 3,0 2,9 0,5 -
5-6' классов 10,7 5,6 7,6 3,4 4,5 2,5 - 0,7
7-9 классов 22,5 14,3 18,8 15,1 15,9 10,2 1,4 1,4
10-11 классов 12,4 15,1 21,9 17,4 15,1 23,0 5,1 3,5
Техникум, училище 11,5 19,4 23,3 29,4 28,1 33,3 31,6 24,6
Незаконченное высшее 2,9 11,4 2,4 8,0 9,3 10,2 11,6 10,6
Высшее 5,4 21,3 13,7 21,1 24,0 17,9 49,8 59,2
Особый интерес представляют национально-смешанные семьи. Этнически гетерогенные семьи несколько менее стабильны, чем гомогенные, и сроки совместного в них проживания супругов короче. У осетин, как и у соседних народов Северного Кавказа, да, пожалуй, и всех народов мира, естественным образом преобладают национально однородные семьи. Так, по данным Всесоюзных переписей населения, в 1970г. таких семей в Северной Осетии было 82,0% в городе и 92% на селе. Аналогичным образом обстояла ситуация и в 1979г. (согласно переписи). Но это - сведения о мононациональных семьях вообще, а не только осетинских.
Доля разнонациональных семей колебалась в пределах 18-20% в городе и 4-5% на селе.
Что касается самих осетин, то, по данным этносоциологических исследований, доля межнациональных семей не обнаружила у них значительных колебаний. Но, как бы ни колебалась доля межнациональных семей, они существенным образом способствуют тесным межэтническим связям. В 1970-1990-х гг. 20 века и начало 21 века приблизительно от четверти до трети всех опрошенных осетин указали, что они связаны родственными узами с людьми другой национальности. Ясно, что в таких семьях люди
находились и находятся в более тесном, чем за пределами семьи, межнациональном контакте.
Национальный состав семьи определяется по национальности не только супругов, но и их потомства. Какую же национальную принадлежность выбирают подростки из этнически гетерогенных семей? При всех зафиксированных колебаниях преобладает все же выбор национальности отца (табл.6). Это и понятно. Специальное исследование показало, что такой выбор определяется взаимодействием двух тенденций. Одна из них заключается в традиционном предпочтении национальности отца, связанном с издревле лидирующей ролью мужчины в семье и обществе. Другая определяется влиянием на этот выбор той этнической среды, в которой проживает подросток и в которой формируется его самосознание. Кроме того, принадлежность к окружающей этнической среде, как правило, предпочтительнее из практических соображений. Там, где отцы принадлежат к коренной национальности (а именно такова Северная Осетия), обе эти тенденции совпадают, что и определяет предпочтение национальности отца. Так обстоит дело в осетинско-осетинских и осетино-иноэтнических семьях. В семьях же, составленных из представителей различных некоренных национальностей, могут иметь место любые варианты, определяемые сложившимися в семье отношениями.
Таблица 6
Отношение респондентов к определению национальности детей, если мать и отец принадлежат к разным национальностям (%)
Необходимо определять: 1973 село 1974 город 1983 село 1984 город 1993 село 1994 город 2013 село 2014 город
по отцу 92,9 87,2 91,0 87,6 78,8 76,4 93,5 85,9
по матери 0,5 1,2 0,6 1,4 1,9 2,2 0,9 2,8
по желанию подростка при получении паспорта 6,6 11,6 8,4 11,0 19,3 21,4 5,6 11,3
Таблица 7
Определение национальности детей, если мать - осетинка, а отец другой национальности (%)
Необходимо 1973 1974 1983 1984 1993 1994 2013 2014
определять: село город село город село город село город
по отцу 91,5 86,2 89,4 85,8 77,5 69,0 92,6 87,3
по матери 1,7 2,6 1,1 2,3 4,2 3,6 1,9 3,5
по желанию подростка 6,8 11,2 9,5 11,9 18,3 27,4 6,5 9,2
Абсолютное большинство респондентов считают, что национальность детей должна определяться по отцу.
Эксперты в данном случае, как и респонденты, выступили единогласно за определение национальности ребенка по отцу. Так, в частности, эксперт предположил - так как мужчина является носителем доминантного гена, вполне справедливо, чтоб ребенок наследовал не только генетический набор отца, но и его национальность.
Материалы исследования показали, что, в силу целого ряда обстоятельств, у осетин преобладали двухпоколенные семьи, за которыми со значительным отрывом шли трехпоколенные. В особенности это характерно для городских семей. В силу продолжающегося роста городского населения за счет сельского и образования новых молодых семей в городе стало больше однопоколенных, и вовсе не осталось четырехпоколенных семей. Это сопровождалось значительными изменениями в численном составе семьи. Если в 70-х годах преобладали семьи из пяти человек, то, со временем, и у сельских, и у городских обычными стали семьи их четырех человек. При этом средняя численность городской семьи была несколько выше, чем в сельских населенных пунктах. Доля же больших семей сократилась почти вдвое. По-видимому, это объясняется и нуклеаризацией семьи, и снижением уровня бедности. Сокращение доли трех - и четырехпоколенных семей, снижение уровня детности естественным образом объясняется и такими социальными факторами как уровень жизни, материальное благосостояние семьи и степень занятости ее членов; культурно-образовательными характеристиками, возрастающими трудностями воспитания детей в современном условиях.
Литература.
1. ДзагкоевК.С. Социально-стратификационные процессы в Северной Осетии и развитие семьи. Владикавказ, 1998.
2. Коджесау Э.Л. Семейные отношения шапсугов в прошлом и настоящем. М., 1962.
3. Пчелинцева Н.Д., Соловьева Л.Т. Семейно-бытовые традиции и жизнь семьи // Семья. Традиции и современность. М., 1990.
4. Смирнова Я.С. Формирование, тип и структура кавказской семьи /Семья и семейный быт. Ч.1. М., 1995.
5. Социальный потенциал семьи. М., 1998.
Literature.
1 . Dzagkoyev K.S. Social and stratification processes in North Ossetia and family development. Vladikavkaz, 1998.
2 . Kodzhesau E.L. The family relations of Shapsugs in the past and the present. M, 1962.
3 . Pchelintseva N. D., Solovyova L.T. Family and household traditions and family life//Family. Traditions and present. M, 1990.
4 . Smirnova Ya.S. Formation, type and structure Caucasian family/family and family life. P.1. M, 1995.
5 . Social potential of a family. M, 1998.