Научная статья на тему 'ДИНАМИКА БЕЗВИЗОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ 2019-2021 ГГ'

ДИНАМИКА БЕЗВИЗОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ 2019-2021 ГГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
337
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / БЕЗВИЗОВЫЙ ВЪЕЗД / СИСТЕМА МИГРАЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ / ТРАЕКТОРИЯ ВЪЕЗДА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комаровский Виктор Викторович

Предметом исследования выступают динамика и структура национальных потоков мигрантов из стран СНГ в период пандемии. Целью работы является выявление масштабов влияния пандемии и предпринимаемых ограничительных мер на изменение масштабов и целей въезда граждан стран СНГ в Россию. Актуальность исследования обусловлена возрастанием воздействия непредвиденных и массовидных явлений природного и политического характера на миграционные потоки как основные драйверы трансграничной мобильности. Научная новизна определяется как отсутствием подобного рода исследований, так и специальным интересом именно к национальным потокам миграции, их динамике и целеполаганию в условиях форс-мажора. Методами исследования выступают: анализ, систематизация, синтез и классификация исследуемых объектов. В ходе исследования получены следующие результаты: ограничения в период пандемии серьезно воздействуют на масштабы национальных потоков миграции в Россию, и прежде всего трудовой. Однако долгосрочные тренды сохранения или смены направлений потоков определяются прежде всего комплексом социально-экономических и политических факторов а не исторически сложившимися миграционными каналами. Автором делается вывод о достаточной стабильности во времени потоков миграции граждан стран СНГ, об их значимости для современной системы миграционного регулирования в России. Практический интерес исследования связан как с разработанной классификацией национальных контингентов мигрантов по объемам и целям въезда, так и по результатам анализа каналов их доставки - для целей прогноза и планирования масштабов и структуры привлечения иностранной рабочей силы в Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF VISA-FREE LABOR MIGRATION DURING THE PANDEMIC IN 2019-2021

The subject of the study is the dynamics and structure of national flows of migrants from the CIS countries during the pandemic. The aim of the paper is to identify the degree of influence of the pandemic and the restrictive measures taken on changing the scale and purposes of entry of citizens of the CIS countries into Russia. The relevance of the study is due to the growing influence of unforeseen and massive natural and political phenomena on migration flows as the main drivers of cross-border mobility. The scientific novelty is determined both by the lack of such studies and by the special interest in national migration flows, their dynamics and goal-setting in conditions of force majeure. The research methods are analysis, systematization, synthesis and classification of the objects under study. The author obtained the following results: restrictions during the pandemic seriously affect the scale of national migration flows to Russia, and primarily labor. However, long-term trends in maintaining or changing the direction of flows are determined primarily by a complex of socio-economic and political factors, and not by historically established migration channels. The author concludes that the migration flows of the CIS countries' citizens are sufficiently stable over time and are significant for the current system of migration regulation in Russia. The practical interest of the study is connected both with the developed classification of national contingents of migrants in terms of volume and purpose of entry and with the results of the analysis of their delivery channels - for the purposes of forecasting and planning the scale and structure of attracting foreign labor to Russia.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА БЕЗВИЗОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ 2019-2021 ГГ»

■

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-90-102 УДК 314.74 ^ Л1, J63

ДИНАМИКА БЕЗВИЗОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ 2019-2021 ГГ.

В.В. Комаровский

Институт мировой экономики и международных отношений РАН им Е.М. Примакова, Москва, Россия http://orcid.org/0000-0002-1701-1094

АННОТАЦИЯ

Предметом исследования выступают динамика и структура национальных потоков мигрантов из стран СНГ в период пандемии. Целью работы является выявление масштабов влияния пандемии и предпринимаемых ограничительных мер на изменение масштабов и целей въезда граждан стран СНГ в Россию. Актуальность исследования обусловлена возрастанием воздействия непредвиденных и массовидных явлений природного и политического характера на миграционные потоки как основные драйверы трансграничной мобильности. Научная новизна определяется как отсутствием подобного рода исследований, так и специальным интересом именно к национальным потокам миграции, их динамике и целеполаганию в условиях форс-мажора. Методами исследования выступают: анализ, систематизация, синтез и классификация исследуемых объектов. В ходе исследования получены следующие результаты: ограничения в период пандемии серьезно воздействуют на масштабы национальных потоков миграции в Россию, и прежде всего трудовой. Однако долгосрочные тренды сохранения или смены направлений потоков определяются прежде всего комплексом социально-экономических и политических факторов а не исторически сложившимися миграционными каналами. Автором делается вывод о достаточной стабильности во времени потоков миграции граждан стран СНГ, об их значимости для современной системы миграционного регулирования в России. Практический интерес исследования связан как с разработанной классификацией национальных контингентов мигрантов по объемам и целям въезда, так и по результатам анализа каналов их доставки - для целей прогноза и планирования масштабов и структуры привлечения иностранной рабочей силы в Россию.

Ключевые слова: миграционные потоки; безвизовый въезд, система миграционного регулирования; трудовая миграция; рынок труда; спрос и предложение; пандемия, траектория въезда.

Для цитирования: Комаровский В.В. Динамика безвизовой трудовой миграции в период пандемии 2019-2021 гг. Социально-трудовые исследования. 2022;46(1):90-102. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-90-102.

ORIGINAL PAPER

DYNAMICS OF VISA-FREE LABOR MIGRATION DURING THE PANDEMIC IN 2019-2021

V.V. Komarovsky

Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations

of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-1701-1094

ABSTRACT

The subject of the study is the dynamics and structure of national flows of migrants from the CIS countries during the pandemic. The aim of the paper is to identify the degree of influence of the pandemic and the restrictive measures taken on changing the scale and purposes of entry of citizens of the CIS countries into Russia. The relevance of the study is due to the growing influence of unforeseen and massive natural and political phenomena on migration flows as the main drivers of cross-border mobility. The scientific novelty is determined both by the lack of such studies and by the special interest in national migration flows, their dynamics and goal-setting in conditions of force majeure. The research methods are analysis, systematization, synthesis and classification of the objects under study. The author obtained the following results: restrictions during the pandemic seriously affect the scale of national migration flows to Russia, and primarily labor. However, long-term trends in maintaining or changing the direction of flows are determined primarily by a complex of socio-economic and political factors, and not by historically established migration channels. The author concludes that the migration flows of the CIS countries' citizens are sufficiently stable over time and are significant for the current system of migration regulation in Russia. The practical interest of the study is connected both with the developed classification of national contingents of migrants in terms of volume and purpose of entry and with the results of the analysis of their delivery channels — for the purposes of forecasting and planning the scale and structure of attracting foreign labor to Russia.

Keywords: migration flows; visa-free entry, migration regulation system; work migration; labor market; supply and demand; pandemic; trajectory of entry.

For citation: Komarovsky V.V. Dynamics of visa-free labor migration during the pandemic in 2019-2021. Social and labor research. 2022;46(1):90-102. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-90-102..

© Комаровский В.В., 2022

ВВЕДЕНИЕ

По мере оживления трансграничной мобильности людей и товаров в условиях череды новых штаммов и волн пандемии, все большую актуальность приобретает проблема адаптации национальных систем миграционного регулирования к предлагаемым условиям функционирования.

Практический интерес представляет не только колебания общего объема въезда трудовых мигрантов в конкретную страну за конкретный период, не только их национальный состав, но также механизмы взаимодействия спроса и предложения услуг иностранной рабочей силы (ИРС) и превращение контингента мигрантов в долгосрочный поток.

Пандемия выявила ряд аспектов международной миграционной ситуации, которые вне давления форс-мажора были бы не столь очевидны. Это, прежде всего, серьезная зависимость ряда секторов экономики от трудовых мигрантов. В зарубежной литературе появился термин «ключевые профессии», трансграничное движение представителей которых невозможно перекрыть даже в условиях локдауна: водители, машинисты и др., медицинский персонал и социальные работники (сиделки и т.п.), работники ряда отраслей агро-комплекса и, конечно, строители1' 2 [1].

Отмечается и определенная стабильность каналов доступа на принимающие рынки труда представителей конкретных стран и регионов. Однако, если пандемия продлится достаточно долго (несмотря на все обнадеживающие прогнозы), то соотношение представителей конкретных стран на конкретных рынках труда вполне может существенно поменяться.

Что касается России, то для нее подобная устойчивость проявляется в достаточно быстром и интенсивном восстановлении национальных потоков мигрантов из ряда стран СНГ [2]. В связи с тем, что для многих стран СНГ трудовая миграция в Россию - это снижение уровня безработицы и бедности и существенная прибавка к ВВП, значимость анализа конкретных потоков трудовой миграции приобретает особый смысл.

Названные аспекты в силу национальной специфики как принимающих, так и стран-доноров

1 COVID-19: Guidelines for border management measures to protect health and ensure the availability of goods and essential travel, C(2020)1753, 16.3.2020, https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/files/what-we-do/policies/european-agenda-migration/20200316_covid-19-Guide-lines-for-border-management.pdf

2 Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council and the Council, COVID-19: Temporary Restriction on Non-Essential Travel to the EU, COM(2020)115 final, 16.3.2020, https:// eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1600950786921&uri= CELEX:52020DC0115

образуют весьма пеструю и динамичную картину для большинства государств, вовлеченных в миграционный обмен, но наиболее значимым фактором являются колебания на рынках труда. Во времена пандемии рост безработицы сменялся ее снижением и флуктуацией спроса на высоко- и малоквалифицированных работников, занятых в конкретных секторах экономики (как названных выше, так и в сфере гостеприимства, туризма, 1Т отраслей, торговли, сельхозпроизводства и т.п.).

Похоже, что пандемия еще не проинформирована о прогнозах ее завершения. Тем не менее, уже завязывается дискуссия о ее последствиях для рынков труда и роли трансграничной миграции. В России разница взглядов на ее перспективы проявляется как на уровне представителей властных структур, так в научном и политическом дискурсе3' 4 5 [3].

Однако прежде чем формулировать предложения о свертывании масштабов трудовой миграции или их сохранении и даже расширении, следовало бы всесторонне изучить и проанализировать сформировавшуюся структуру трансграничной мобильности национальных контингентов, цели и динамику миграционных потоков, их распределение по регионам России, отраслевые и профессиональные предпочтения граждан отдельных стран, степень их реальной востребованности российской экономикой, как официальной, так и теневой, статистическое и аналитическое обеспечение миграционного регулирования [4, 5, 6, 7, 8, 9].

ВЪЕЗД МИГРАНТОВ В РОССИЮ: МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА И ЦЕЛИ

Пандемия серьезно повлияла на масштабы и структуру трансграничных миграционных потоков, но в то же время наглядно продемонстрировала характер заинтересованности граждан конкретных стран в присутствии на российской территории.

В результате анализа данных статистики пересечения границы, включающих цели въезда и формы доставки иностранных граждан, опубликованных Пограничной службой ФСБ РФ за 2019, 2020 и 3 квартала 2021 г.,6 вырисовывается достаточно любопытная картина масштабов и динамики въезда в РФ граждан стран СНГ до и в период пандемии. Первое, что бросается в глаза - это

3 Хуснуллин заявил о необходимости привлечь на стройки еще 5 млн мигрантов (24.06.2021) https://www.interfax.ru/russia/773707

4 Вице-мэр Москвы счел, что столице не хватает около 200 тыс. трудовых мигрантов (13.09.2021) https://www.interfax.ru/moscow/789929

5 Собянин поручил уменьшить число мигрантов на стройках по реновации (17.11.2021) https://www.interfax.ru/moscow/803530

6 Полные данные по 2021 г. будут представлены в мае 2022 г.

вполне определенное сходство отдельных национальных потоков как по объемам общего въезда, так и по структуре его целей на основе сравнительного анализа динамики поквартального распределения въезда в Россию. Полученные данные позволяют сделать существенный шаг к разработке классификации национальных потоков мигрантов в зависимости от траектории и целей въезда, позволяют дать более четкое представление об общем и особенном в поведении национальных контингентов мигрантов в зависимости от структуры заявляемых целей въезда.

Данные Погранслужбы ФСБ РФ дают полное представление о поквартальной численности въездов иностранных граждан на территорию России, о заявленных ими целях въезда и, что представляет существенный интерес, - о видах транспорта, используемых при пересечении границы'. Для пандемийного периода, когда граница закрыта, либо пересечение ограничено, данная информация является более адекватной, чем количество мигрантов, поставленных на учет, число выданных патентов и разрешений на работу.

Понятно, что и при пересечении границ (при пересечении вне официальных пунктов пропуска) определенная их доля остается неучтенной, но, тем не менее, с 15 марта 2020 г. в связи с антиковидными ограничениями выезда для иностранцев, оставшихся в стране указом Президента РФ были введены временные меры по урегулированию их правового положения. В органы внутренних дел за полтора года обратилось более 7 млн чел., что не могло не отразиться на стандартных показателях миграционного учета и выдачи разрешений и патентов на работу8.

С 2022 г. временные меры отменены и можно ожидать возврата к традиционным формам статистического учета и надеяться на его совершенствование. Последнее приобретает особую актуальность в условиях назревшей необходимости совершенствования миграционного регулирования.

Если различия по масштабам въезда из разных стран в Россию - вещь достаточно известная и в целом описанная, то типология по декларируемым при въезде целям еще не получила всестороннего освещения. Долгосрочные траектории въезда, его колебания также представляют существенный интерес при анализе национальных потоков, прежде всего, трудовых мигрантов. Дан-

7 ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ. https://www.fedstat.ru/ indicator/38479?id=38479

8 Начальник ГУ МВД по вопросам миграции: министерство усиливает контроль за пребыванием и работой мигрантов в РФ. (13.01.2022) https://www.interfax.ru/interview/815038

ные аспекты должны рассматриваться в качестве одних из базовых характеристик для классификации по мотивам трансграничной миграции, как факторы, проясняющие динамику масштабов въезда, уровень интенсивности пересечения границы (въезд/выезд), распределение въезжающих по регионам и, конечно, конфигурацию половозрастной и профессионально-квалификационной структуры миграционных контингентов.

Сопоставление траекторий въезда мигрантов с динамикой заявляемых ими при въезде целей демонстрирует как сходство, так и различия в их поведении, что позволяет предложить определенную классификацию миграционных контингентов, которая, по мере подключения иных параметров и наложения на социально-экономическую и политическую ситуацию в рассматриваемых странах, способна серьезно облегчить прогноз изменения миграционной ситуации и выбор эффективных инструментов миграционного регулирования.

Представителей стран СНГ можно разделить на три группы в зависимости от основной цели их въезда в 2019 - 2021 гг. и его траектории. Масштабы въезда определяются, прежде всего, наличием свободной рабочей силы в странах исхода и поэтому коррелируются с основными целями въезда.

1-я группа. Поиск работы не выступает основным побудительным мотивом пересечения границы. Это в полной мере относится к гражданам Украины и Казахстана. Преобладающая причина въезда в Россию - туманное и многозначное понятие цели визита как «частная», которая может включать все что угодно, но, во всяком случае, должно характеризоваться интенсивностью пересечения границы в обе стороны.

Можно отметить и достаточно слабое восстановление объемов въезда граждан названных стран в Россию после частичного открытия границы (49 % и 33 %, соответственно в 3-м кв. 2021 г. относительно 3 кв. 2019 г.) (рис. 1).

2-я группа. Граждане Армении и Азербайджана занимают промежуточное положение как из-за размеров потоков трудовых мигрантов в предшествующий период, так и вследствие более медленного восстановления притока граждан данных стран в 2021 г. (рис. 2).

Траектория динамики въезда в Россию из этих стран ближе к показателям первой группы, но существенно уступает им по масштабам. По целям въезда граждане Армении и Азербайджана также отдают предпочтение частным целям въезда. Но в 2021 г. доля лиц с частными целями въезда заметно снижается, а приток желающих работать в

ш

3 000 000 2 500 000 2 000 000 1500 000 1000 000 500 000 0

WL 2 752 022

Д2 200 814

■ 1 695 496 392 72 545 688

869 998 060 96 001 16 742 112 105 473 059 721

280 382 261 243 2ЗЯ44 8364448048 449 848

I квартал II ква ртал 20 III квартал 19 IV квартал I квартал II квартал 20 III квартал 20 IV квартал I квартал II квартал 2021 III квартал

900 000 800 000 700 000 600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000 0

Казахстан

Рис. 1 / Fig. 1. Число лиц, въехавших на территорию России в 2019, 2020 и за 9 мес. 2021 г. (чел.) / The number of people who entered the territory of Russia in 2019, 2020 and for 9 months of 2021 (persons)

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ. https://www. fedstat.ru/indicator/38479?id=38479 / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

Рис. 2/ Fig. 2. Число лиц, въехавших на территорию России в 2019, 2020 и за 9 мес. 2021 г. (чел.) / The number of people who entered the territory of Russia in 2019, 2020 and for 9 months of 2021 (persons)

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ. https://www. fedstat.ru/indicator/38479?id=38479 / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

России растет на этом фоне весьма заметно. Это и побуждает объединить контингенты из двух столь недружественных стран в общую промежуточную (пограничную) группу.

3-я группа. Трудоустройство в РФ как основная цель пересечения границы характерны для Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Об этом свидетельствует как доля потенциальных работников в общем потоке мигрантов из каждой страны (от половины до трех четвертей), так и набирающее силу восстановление предложения рабочей силы в 2021 г. (рис. 3).

Оживление движения из Киргизии началось раньше - в 4 кв. 2020 г., что, в первую очередь, связано с членством страны в ЕАЭС, что во многом облегчает пересечение границ с Казахстаном и Россией в условиях всевозможных ограничений того периода.

И наконец, три страны Беларусь, Молдова и Туркмения не отнесены ни к одной группе. Это сделано в силу незначительности масштабов зарегистрированного въезда граждан Молдовы и Туркмении в рассматриваемый период пандемии. Беларусь как член союзного государства имеет абсолютно прозрачную границу с Росси-

Рис. 3/ Fig. 3. Число лиц, въехавших на территорию России в 2019, 2020 и за 9 мес. 2021 г. (чел.) /The number of people who entered the territory of Russia in 2019, 2020 and for 9 months of 2021 (persons)

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ. https://www. fedstat.ru/indicator/38479?id=38479 / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

200 000 180 000 23 41

160 000 140 000 58 50^

120 000 100 000 ^t 1 13 339

80 000 60 000

40 000 20 000 0 ! 869 2920 9\L 824Г"2 5 945

квартал квартал 20 III квартал 19 IV квартал Мс I квартал лдова II квартал 20 ■ Т 88НЁ-? III квартал 20 уркмен IV квартал I квартал II квартал 2021 ■3вУ2 0 III квартал

Рис. 4/ Fig. 4. Число лиц, въехавших на территорию России в 2019, 2020 и за 9 мес. 2021 г. (чел.) / The number of people who entered the territory of Russia in 2019, 2020 and for 9 months of 2021 (persons)

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ. https://www. fedstat.ru/indicator/38479?id=38479 / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

ей и поэтому публикуемые данные непонятно к кому относятся. Вполне возможно, что к гражданам третьих стран (рис. 4).

Определившись с картиной динамики и структуры въезда, сближающей отдельные страны и позволяющей провести первичную классификацию, давайте более детально рассмотрим и проанализируем особенности всех трех групп.

1-я группа стран выезда.

К данной группе отнесены Украина и Казахстан, для граждан которых основным побудительным мотивом для поездок в соседнюю страну выступают разнообразные цели, определяемые при пересечении границы достаточно расплывчатым понятием «частная» цель въезда.

Последние два с половиной года украинская миграция в Россию характеризуются весьма стабильной структурой целей въезда вне зависимости от колебаний общего объема поквартального въезда. Частные цели определяли динамику и масштабы въезда украинских мигрантов даже в период «закрытых» границ 2020 г., начиная с 3-го квартала -83, 86, 88, 87 % (2019 г.), 86, 0, 89, 86 % (2020 г.) и 90, 90 %, 91 % (3 кв. 2021 г.). В 2021 г. произошел даль-

3 QQQ QQQ -Л 2 5QQ QQQ 2 QQQ QQQ l 5QQ QQQ l QQQ QQQ 5QQ QQQ Q

I Л7552Л

1 Г

T

2QQ ill

I II II lK^i^^Biliii7ll2355il

I II II II 1ИНГ |рц*Р1Г II I

I II II II EEHUI II II II I I

Рис. 5/ Fig. 5. Украина: динамика въезда в Россию. 2019 - 3 кв. 2021 гг. / Ukraine: Dynamics of entry into Russia. 2019 - Q3 2021

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

1 400 000 1 200 000 1 ООО 000 S00 000 600 000 4ОО ООО 2ОО ООО О

190

lili inniiPTiri

S0 3S2;i24 Lsa94 63a;

is5"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

449848 4 S4S

2020

| частная И итого по целям визита ■ обслуживающий персонал

™ транспортных средств

Рис. 6/ Fig. 6. Казахстан: динамика въезда в Россию. 2019 - 3 кв. 2021 гг. / Kazakhstan: Dynamics of entry into Russia. 2019 - Q3 2021

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation

нейший рост масштабов пересечения границы по частным мотивам (рис. 5). Причем некоторое увеличение доли в прошлом году произошло как в итоге общего снижения масштабов въезда, так и вполне объяснимого сохранения роли обслуживающего персонала транспортных средств при практически полном прекращении въезда с иными целями.

Хотя, наряду с пандемией немалую роль играет и углубление политико-экономических противоречий, конфронтация на юго-востоке страны, газовая «война» и т.п.

Почти аналогичная динамика въездов в Россию граждан Казахстана. Отличия в масштабах общего въезда и соотношении потоков. Так, если в 2019 г. основной контингент мигрантов указывал частную цель въезда (3 кв. 2019 - 76 %), то в 2021 г. доля частных целей въезда упала до 33-37 %. Параллельно доля обслуживающего персонала на транспорте достигла более половины граждан Казахстана, пересекающих российскую границу (2 кв. 2021 - 54 %). Правда, при снижении общего объема въезда до 33 % в 3 кв. 2021 г. относительно 3-го кв. 2019 г.

Естественно, эти наблюдаемые изменения прежде всего связаны с закрытием границ в условиях

пандемии. Но рост во второй половине 2020 г. как численности, так и доли обслуживающего персонала на транспорте может быть связан и с транзитным положением Казахстана как хаба по доставке контингентов выезжающих и въезжающих трудовых мигрантов из Центральной Азии (рис. 6, 7).

Конечно, наряду с факторами, позволяющими отнести мигрантов из Казахстана и Украины к одной группе (траектории въезда и основная цель) национальные контингенты демонстрируют и существенную специфику.

Географическое положение Казахстана определяет его роль важной артерии для двусторонней транспортировки людей и грузов между сопредельными с ним странами. Да и для пересечения российской границы давно налажены транспортные коридоры и соответствующая инфраструктура [10]. В 2021 г. доля транспортников среди граждан Казахстана, пересекающих российскую границу, увеличилась до 43 % всего контингента. Очевидно, это связано как с формальными ограничениями въезда и снижением численности въезжающих (рис. 6, 8), так и с превращением транспортных работников в «ключевую» профессию в условиях удовлетворения реальных потребностей граждан соседних стран.

И что не менее важно, с точки зрения ситуации с трудовой миграцией существенным аргументом включения Украины и Казахстана в одну группу, выступает практически полное прекращение потока трудовых мигрантов, хотя и по весьма отличным политическим мотивам9.

2-я группа стран выезда.

Параметры динамики пересечения российской границы гражданами Азербайджана и Армении, включенных в эту группу стран, представляют собой некий промежуточный вариант между «частно ориентированным» и «трудоориенти-рованным» направлением. До начала пандемии траектории въезда вполне вписываются в картину, характерную для 1-й группы. В ходе же ее преодоления приобретаются черты, сближающие их с 3-й группой. Кроме того, масштабы пересечения границы гражданами этих стран - относительно небольшие: десятки, а не сотни тысяч. Стоит особо упомянуть, что Азербайджан имеет общую границу с Россией, а Армения - нет.

Как следует из представленных на рис. 9, 10 графиков, траектории въезда для доковидно-го времени были схожи, хотя объемы въезда из

9 За 11 мес. 2021 г. из Казахстана выбыло в страны СНГ - 25.9 тыс. чел. О демографической ситуации за январь-ноябрь 2021 г. Пресс-релиз № 178. 13 января 2022 г. Бюро национальной статистики. www.stat.gov.kz

L 392 725

l

Украина 3 кв. 2019

переезд на ПМЖ учеба о% транзитный 0% проезд 3°%

обслуживающий

персонал транспортных средств 4%

учеба 0% "

частная 88%

Украина 3 кв. 2021

переезд обслуживающий на ПМЖ персонал

транспортных /

Казахстан 3 кв. 2019

обслуживающий персонал

частная 76%

Казахстан 3 кв. 2021

обслуживающий

персонал транспортных средств 43%

абота деловая 4% 4%

туризм 1%

переезд на ПМЖ учеба 1% 10%

Рис. 7 / Fig. 7. Структура целей въезда в Россию. 3 кв. 2019 и 3 кв. 2021 / The structure of the purposes of entry into Russia. Q3 2019 and Q3 2021

Источник/ Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation

200 000 180 000 160 000 140 000 120 000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000 0

189 229-185 7б400031

Рис. 8/ Fig. 8. Казахстан: обслуживающий персонал транспортных средств (чел.) / Kazakhstan: Maintenance personnel of vehicles (persons)

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

Азербайджана были несколько выше. В связи с закрытием границ и последовавшим через некоторое время возобновлением передвижения соотношение выездов из стран меняется местами.

Если обратиться к структуре заявляемых при въезде в Россию целей, то для граждан Армении наблюдаются достаточно существенные колебания. Доля частных мотивов на протяжении 2019 г. поквартально только росла (44, 42, 56, 58 %), доля трудовых - снижалась (24, 26, 17, 17 %). При этом достаточно заметную, хотя и резко снизившуюся роль играли деловые цели въезда (23, 23, 14, 13 %). О причинах этих колебаний приходится только догадываться.

В 1-м кв. 2020 г., накануне закрытия границ, отмеченные колебания усилились. Резко выросла роль трудовых целей въезда (31 %), причем явно за счет доли частных поездок (42 %).

После приоткрытия границ в 2021 г. доля трудовых поездок в первой половине года демонстрировала рост (62, 52 %), заметной стала и доля обслуживающего персонала на транспорте (9, 12 %). Объем частных поездок существенно сократился,

(24

51

I ШУИ

5711

2019 2020

Итого по целям визита Щ работа

Рис. 9/ Fig. 9. Армения: динамика въезда в Россию. 2019 - 3 кв. 2021 гг. / Armenia: Dynamics of entry into Russia. 2019 - Q3 2021

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

350 000 300 000 2! 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000 2 90 459 28i 876

6 825 1 49 0

191 3 87 25 1232 17317

41 47

8 644

W7 29 64 140 828 42131 642131

640801796 464042097 8 221 2167

0 I квартал л а тр а в к 20 1 ID III квартал IV квартал I квартал II квартал 02 о III квартал IV квартал I квартал л а тр а в к 2021 III квартал

Итого по целям визита

работа

Рис. 10/ Fig. 10. Азербайджан: динамика въезда в Россию. 2019 - 3 кв. 2021 гг. / Azerbaijan: Dynamics of entry into Russia. 2019 - Q3 2021

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

прежде всего за счет общего сокращения потока лиц, въезжающих в Россию (рис. 9). Начиная с 3-го кв. структура въезда начинает изменяться. Доля частных въездов выросла на 68 п.п. относительно 2-го квартала, а доля въезжающих на работу упала до 33% общего въезда (рис. 11). Таким

0

Армения 3 кв. 2019

Азербайджан 3 кв. 2019

нага обслуживающий

персонал транспортных средств 6%

деловая 14%%

частная 56%

Армения 3 кв. 2021

переезд

на ПМЖ обслуживающий персонал транспортных

средств деловая 12% / 3%%

деловая обслуживающий 4% персонал

транспортных средств 3%

1а бота 10%

частная 45%

туризм 2%

Азербайджан 3 кв. 2021

переезд .

на ПМЖ обслуживающии персонал транспортных деловая средств 3%

15% /

работа 29%

туризм 2%

Рис. 11 / Fig. 11. Структура целей въезда в Россию. 3 кв. 2019 и 3 кв. 2021 / The structure of the purposes of entry into Russia. Q3 2019 and Q3 2021 Источник/ Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation

частная 47%

образом, при умеренном восстановлении масштабов данного контингента мигрантов можно наблюдать тенденцию к определенному возврату к традиционной структуре въезда из Армении10.

При всей экономически-эпидемиологической подоплеке данных флуктуаций, важную роль не мог не сыграть карабахский конфликт и его последствия.

Что касается пограничного Азербайджана, то въезд в Россию в 2021 г. его граждан хотя и несколько оживился, но оставался достаточно слабым (3 кв. 2021 - 26 % от 3 кв. 2019 г.). Что касается структуры въезда по его целям, то произошло существенное сокращение доли частных поездок (75, 74, 77, 77 % в 2019 г.) до 28, 33 % в первом полугодии 2021 г. и наблюдался рост в 3-м квартале - до 47 % (рис. 10, 11).

Достаточно скромная доля выезда в целях трудоустройства (13, 14, 10, 10 % в 2019 г.), в 2021 г. увеличилась до 17 и даже 39 % в 1-м полугодии 2021 г., но уже в 3-м квартале доля трудовых въездов упала до 29 %.

Данный тренд следует оценивать как следствие медленного восстановления общего притока граждан Азербайджана, его структуры в условиях пандемии и последствий карабахской войны с Арменией.

В целом включенные в промежуточную группу страны в полной мере оправдывают предложенную классификацию как по противоречивой динамике целей въезда, так и по объемам и частоте пересечения российской границы. При этом они различаются и по географическому положению относительно этой границы, и занимают действительно промежуточное положение относительно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 И это при том, что в Армении самая высокая безработица среди стран СНГ - 18.9% в 2019 г. (Основные индикаторы рынка труда в отдельных странах Содружества Независимых Государств. http://www.cisstat.com/)

прочих более гомогенных групп стран, входящих в остальные группы.

Следует отметить, что в 2021 г. и в этой группе наблюдается увеличение доли обслуживающего персонала транспортных средств, хотя и не так заметно, как в Казахстане.

3-я группа стран выезда.

К данной группе относятся Узбекистан, Таджикистан и Киргизия, поставляющие в Россию самые многочисленные контингенты трудовых мигрантов.

Так среди приезжих из Узбекистана трудовые мигранты составляют от половины до двух третей и более (68, 61, 45, 52 % в 2019 г.), 67 % (1 кв. 2020 г.) и 85 % (2 кв. 2021 г.) от всех въезжающих. Что касается частных целей въезда, то за одним исключением (3 кв. 2019 г. - 41 %), их доля составляет от 20 до 30 % в зависимости от квартала, т. е. существенно уступает по масштабам трудовой миграции (рис. 12).

Вместе с тем в 3-м кв. 2021 г. общий и трудовой въезд граждан Узбекистана снизился. Вполне вероятно, что это является выражением и продолжением устоявшейся вплоть до пандемии динамики преимущественного въезда трудовых мигрантов во 2-м кв. 2021 г. Так ли это - будет ясно с получением следующей порции квартальной статистики въездов.

Следует отметить, что восстановление масштабов въезда трудовых мигрантов запаздывает по сравнению с контингентами лиц, въезжающих с частными целями из стран 1-й группы. Для трудовых мигрантов из Узбекистана и Таджикистана граница приоткрылась только во 2-м кв. 2021 г., для граждан Киргизии - в 1-м квартале.

Следует увязывать данный факт с ситуацией на российском рынке труда, сложностями пере-

900 000 800 000 700 000 6 600 000 -500 000 -400 000 -300 000 -200 000 -100 000 -0

I Итого по целям визита

работа

Рис. 12/ Fig. 12. Узбекистан: динамика въезда в Россию. 2019 - 3 кв. 2021 гг. / Uzbekistan: Dynamics of entry into Russia. 2019 - Q3 2021

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

сечения промежуточных границ, мерами по развитию оргнабора11.

Если рассматривать динамику поквартального въезда граждан Таджикистана, то для 2019 - 1 пол. 2021 г. она идеально повторяет поквартальную динамику въезда из Узбекистана (при разности масштабов въезда). Однако, вопреки ожиданиям в 3-м кв. 2021 г. общий приток граждан Таджикистана продолжился, правда, прежде всего за счет лиц, въезжающих с частными целями (20 %), соответственно, доля трудовых мигрантов снизилась с 81 до 71 % от общего числа въездов (рис. 13).

По-видимому, в данном календарном сдвиге объемов въезда проявляется высокая неудовлетворенная потребность в утраченных в пандемию возможностях заработка на российском рынке труда при отсутствии возможности трудоустройства на родине.

Основным источником существования для 62 % таджикистанцев являются денежные переводы родных, которые работают за пределами страны. К таким выводам пришли специалисты научно-исследовательского института Национального банка Таджикистана по результатам проведенного опроса граждан в 2019 г. Таджикские трудовые мигранты в 2020 г. отправили из России в Таджикистан 1 млрд 741 млн долларов. В 2021 г. личные переводы физлиц из России в Таджикистан снизились на 8 %, упав до 496 млн долларов за год, следует из данных Банка России12 [11].

Выходцы из Киргизии так же практически следуют траекториям движения мигрантов из соседних стран, собственно, именно по этому принципу и объединенных в данную группу национальных

11 Алгоритм Действий по привлечению в экономику Российской Федерации иностранных граждан. Письмо Минтруда России от 14.09.2021 № 16-4/10/П-6896 «О направлении новой редакции алгоритма действий по привлечению в экономику РФ иностранных граждан». http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_398654/

12 Трудовые мигранты в 2020 г. перевели из России в Таджикистан $1,7 млрд (17.03.2021) https://rus.ozodi.Org/a/31155253.html

500 000 1 400 000 300 000 -200 000 100 000 -0

I Итого по целям визита ■ работа

Рис. 13/ Fig. 13. Таджикистан: динамика въезда в Россию. 2019 - 3 кв. 2021 гг. / Tajikistan: Dynamics of entry into Russia. 2019 - Q3 2021

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000 0

I Итого по целям визита

работа

Рис. 14/ Fig. 14. Киргизия: динамика въезда в Россию. 2019 - 3 кв. 2021 гг. / Kyrgyzstan: Dynamics of entry into Russia. 2019 - Q3 2021

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

потоков. Доля трудовых киргизских мигрантов ни разу не опустилась ниже 52 % (3 кв. 2019 г.), а в 1 пол. 2021 г. поднялась до 74 и 69 %, соответственно и снизилась до 62 % в 3-м к. 2021 г. (рис. 14, 15).

Доля лиц, пересекающих границу с частными целями в течение 2019 г. неустойчиво росла (21, 29, 32, 27 %), однако в 2020 г., в условиях антико-видных ограничений резко сократилась и только в 2021 г. процент таких въезжающих начал расти (7, 14 и 16 %).

Как и в случае с Узбекистаном, 3-й кв. 2021 г. отмечен снижением доли трудовых мигрантов из Киргизии (62 %) при росте общего и частного въезда.

Характерно, что для Киргизии первичное восстановление общего въездного потока началось в 3-м кв. 2020 г. Правда его объем составил порядка 10 % от соответствующего периода 2019 г. Очевидно, что активизация миграции граждан Киргизии как страны члена ЕАЭС уже с 3 и 4-го кв. 2020 г., связана во многом именно с этим статусом страны, существенно облегчающим процесс межгосударственных миграций.

Обращает на себя внимание и то, что наращивание потока мигрантов началось прежде всего с «транспортников», составивших 85 % въезжаю-

Узбекистан 3 кв. 2019

переезд

. "аП0ММЖКобслужсИовнааюлщИИ

транзитным ,% транспортных про-езд учеба средств

А 3% 5%

частная

41% ---деловая

- 4%

Таджикистан 3 кв. 2019

транзИтныИ проезд учеба

частная 1% 6%

42%

переезд

и=, пмш обслуживающим на По/ персонал

0% транспортных средств 5%

работа 45%

туризм 1%

Узбекистан 3 кв. 2021

работа 47%

учеба переезд 5%1 на ПМЖ

,0%

обслуживающий

персонал транспортных _ средств 11%%

Таджикистан 3 кв. 2021

переезд на ПМЖ

0% обслуживающий транзитный / персонал проезд / транспортных

частная 0% Уч,е„?а/ /-СР^ТВ

20%— \ ■0 / / 11/0

Киргизия 3 кв. 2019

учеба 5%

транзитным проезд 2%

обслуживающий

персонал транспортных средств 5%

Киргизия 3 кв. 2021 г.

транзитный проезд 0%%

частная 16%%

обслуживающий

персонал транспортных средств 11%

Рис. 15/ Fig. 15. Структура целей въезда в Россию. 3 кв. 2019 и 3 кв. 2021 / The structure of the purposes of entry into Russia. Q3 2019 and Q3 2021

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

щих! С расширением общего потока въезжающих в 4 кв. их доля снизилась до 40 %. В 2021 г. на фоне общего роста объемов въезда доля данной категории снизилась до 13, 12 и 11 %. При этом численность «транспортников» (ставшей ключевой профессией в условиях пандемии ) выросла в два раза по сравнению с 2019 г.

Анализ динамики въезда граждан стран - бывших республик СССР свидетельствует, что, несмотря на все проблемы, связанные с пандемией и закрытием границ, социальная и экономическая необходимость удовлетворения различных потребностей граждан всех входящих в три группы стран вынуждает как можно быстрее восстанавливать каналы взаимодействия. При этом восстановление по ряду направлений протекает неравномерно, особенно на рынке труда и сопровождается изменением структуры въезда (возможно временным!) для выходцев из стран, пред-

13

ставляющих различные целевые группы13.

Особенности восстановления потоков въезда в условиях сохраняющейся угрозы новых волн кови-да способствуют и росту доли таких ранее малозаметных категорий мигрантов, как, например, персонала транспортных средств. Сегодня это вполне сформировавшаяся отраслевая категория работников-мигрантов, осуществляющих трансграничные перемещения не в целях удовлетворения собственных определенных потребностей, а для выполнения своих служебных обязанностей по транспортировке грузов и людей. И в этом смысле данная категория работников, по сути, выпадает

13 Страны ЕАЭС нарастили взаимную торговлю, несмотря на пандемию - Мишустин. (19.11.2021). https://eadaily.com/ru/news/2021/11/19/ strany-eaes-narastili-vzaimnuyu-torgovlyu-nesmotrya-na-pandemiyu-mishustin

из ряда трансграничных мигрантов, т. к. серьезно отличается от прочих целевых групп (трудовых, семейных, образовательных, предпринимательских и т.п.) по целям и задачам пребывания на иностранной территории в связи с осуществляемыми функциями.

В условиях снижения стандартных потоков миграции во время пандемии их роль по поддержанию необходимого уровня межгосударственных социально-экономических связей, обмена товарами и людьми, вывозу, в конце концов, мигрантов из стран пребывания при возникновении подобной необходимости, серьезно возрастает.

МИГРАЦИОННАЯ РОЛЬ ТРАНСПОРТА

Полученные данные о возросшей значимости транспортного персонала в период пандемии заставляют более внимательно рассмотреть и транспортную составляющую национальных миграционных потоков, т. е. характер преобладающих средств доставки, динамику перевозок и т.п. Тем более что имеющиеся статистические данные в определенной мере позволяют пролить свет на данный фактор трансграничной мобильности. И насколько можно судить, данному аспекту международной миграции внимание уделяется только при анализе незаконной переброски беженцев и экономических мигрантов в Европу через Средиземное море и - в Британию из Франции через Ла-Манш.

Частичное или полное закрытие границ в современных реалиях со всей очевидностью демонстрирует необходимость более пристального внимания к каналам доставки иностранных граждан в системе национального миграционного регулирования. Тем более это важно для России, имею-

3 500 000 3 000 000 2 500 000

1

2 000 000 1 500 000 1 000 000 500 000 0

28 72 8 88 27 52 0 22

23 94 7 / Л 22 00 8 А

891 5 / 20 yf 07 95 4 / 19 97 9 63

W ж Л V V * \ \ 45 6 ч 88 11 05 4 73 13 50 7

* ч к У г Ж «8 75 25 7 10 9 86 44 59 7 [Ж

и 1 1 г, £ Ч7 £

£ Ь4 LJ И

ла тра ла тра 20 ла тра 18 ла тра > ла тра ла тра 20 III квартал; IV квартал ) ла тра ла тра 20 III квартал IV квартал I квартал ла тра 2021 III квартал

-Итого по видам транспорта

-авиационный

-водный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-автомобильный -железнодорожный -в пешем порядке

Рис. 16/ Fig. 16. Украина: способы доставки мигрантов (чел.) / Ukraine: ways of delivering migrants (persons)

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

1 600 000 1 400 000 1 200 000 1 000 000 800 000 600 000 400 000 200 000 0

2018

-Итого по видам транспорта

■авиационный

■водный

2020 автомобильный железнодорожный в пешем порядке

Рис. 17/ Fig. 17. Казахстан: способы доставки мигрантов (чел.) / Kazakhstan: methods of delivery of migrants (persons)

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

щей колоссальную протяженность сухопутных и морских границ. Анализ транспортной составляющей придает большую глубину воссоздаваемой картине миграционной мобильности, придает ей необходимую многомерность. Естественно, характер использования видов транспорта во многом зависит от территориального положения исходной точки транспортного маршрута, доступности конкретного вида транспорта (как физической, так и экономической), числа пересекаемых границ, да и просто сроков доставки до пункта назначения.

Данные по въезду в Россию граждан стран постсоветского пространства включают информацию о транспортной составляющей акта пересечения границы и выделяют пять возможных вариантов (авиа, авто, железная дорога, водный и пеший). Последний по разъяснениям экспертов по большей части предполагает транспортную доставку до границы, пеший переход КПП и дальнейшее следование ожидающим транспортом. Естественно, если это не жители приграничных территорий с соответствующим режимом ее

пересечения для проживающего в пограничной зоне населения. Естественно, характер использования видов транспорта во многом зависит от территориального положения исходной точки транспортного маршрута, доступности конкретного вида транспорта (как физической, так и экономической), числа пересекаемых границ, сроков доставки до пункта назначения.

Предложенная группировка стран по целям въезда их граждан в Россию в значительной степени коррелируется с транспортным обеспечением их доставки и географическим положением стран исхода.

Так для стран, граждане которых по преимуществу въезжают с частными целями (Украина и Казахстан), при всех перипетиях последнего времени основным способом въезда выступает автотранспорт (66-69 % въездов в пиковый 3-й квартал для Украины и 71-77 % - для Казахстана в 2018, 2019 и 2021 гг.). Прочие виды доставки крайне незначительны за исключением «пешего перехода», играющего заметную роль для представителей Украины (22-30 %) и постепенно набирающего темпы у казахстанцев (с 2 до 12 %). Очевидно, это связано с географией ЛНР и ДНР и/или с последствиями мер по закрытию границ в 2020 г. (рис.16, 17).

Граждане стран, отнесенных к промежуточной группе (Армения, Азербайджан и Молдова) в допандемийный период также наиболее часто пользовались автотранспортом для въезда в Россию. Доля автоперевозок составляла 54 % для Армении (3 кв. 2018 и 2019 гг.) и 59 % и 62 % для Азербайджана, соответственно. При возобновлении въезда в 2021 г. доля автопоездок упала до 15 % и 11 %, соответственно, а основной контингент выезжающих граждан пересел на самолеты (85 и 84 % с 44 и 23 % в 3 кв. 2018 г.) (рис. 18, 19).

Для Молдовы характерна примерно такая же динамика, кроме того, что в настоящее время поток граждан этой страны крайне невелик и ведущая роль автотранспорта для их доставки сохраняется.

При наличии общей границы с Россией у Азербайджана роль т. н. «пешего перехода» до закрытия границ была достаточно заметной.

К третьей группе отнесены государства, граждане которых въезжают в Россию преимущественно в целях получения работы (Узбекистан, Таджикистан и Киргизия). В силу географического положения и значительной удаленности от российского рынка труда транспортные коридоры приобретают для них особую актуальность.

Для предшествующего пандемии периода перевозка граждан рассматриваемых стран распределялась следующим образом (табл. 1).

л 3382 28 87 А 3408 85

671 2464 98 Ж 2568 9045 25 ж ч 2868 ч 76 2203 17

Г * * Ж ж 3 8 9644

* НР8 щ

20 03 III квартал ) IV квартал : I квартал 20 III квартал IV квартал I квартал 20 20 IV квартал I квартал 2021 атрвак

Итого по видам транспорта

авиационный

водный

автомобильный железнодорожный в пешем порядке

0

Рис. 18 / Fig. 18. Азербайджан: способы доставки мигрантов (чел.) / Azerbaijan: methods of delivery of migrants (persons)

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

Рис. 19/ Fig. 19. Армения: способы доставки мигрантов (чел.) / Armenia: methods of delivery of migrants (persons)

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

Рис. 20/ Fig. 20. Узбекистан: способы доставки мигрантов (чел.) / Uzbekistan: methods of delivery of migrants (persons)

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

В 2021 г. ситуация коренным образом изменилась. Сложившееся соотношение характера конкурентной доставки граждан двумя основными видами транспорта превратилось в полное господство авиаперевозок. Схожесть траекторий характерна для всех трех стран и в полной мере представлена примером доставки граждан Узбекистана (рис. 20).

Стоит отметить, что для граждан Узбекистана и Таджикистана даже в предшествующие

Таблица 1 /Table 1

Доля основных транспортных каналов для въезда в Россию (%) /

Share of main transport channels for entry into Russia (%)

2 кв. 2018 2 кв. 2019 2 кв. 2021

авиа авто авиа авто авиа авто

Узбекистан 34 50 41 48 94 6

Таджикистан 54 36 50 41 98 2

Киргизия 64 33 62 35 88 12

Источник/Source: ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

пандемии годы масштабы использования железнодорожного сообщения не поднимались выше 50 %. Таким образом, в условиях закрытия сухопутных границ «воздушные ворота» России оставались все-таки приоткрыты, начиная со 2-го кв. 2021 г.

Транспортная составляющая потоков въезда в Россию граждан стран СНГ играет существенную роль в обеспечении мигрантов наиболее эффективными средствами достижения поставленных целей. Конечно, многое в сложившейся конфигурации определяется географическими условиями, развитостью отдельных видов транспорта и их доступностью для потребителей. Вместе с тем многое зависит и от политической ситуации в странах-донорах, заинтересованности правительств в непрерывном притоке денежных переводов и снижении местной безработицы. Такие страны прилагают усилия по повышению доступности отдельных видов транспорта для мигрантов и прежде всего трудовых [12, 13].

В странах Центральной Азии, завязанных на российский рынок труда, постепенно формируется модель управления экспортом рабочей силы. Создаются как профильные органы исполнительной власти, соответствующие соглашения в рамках ЕАЭС и СНГ, инфраструктура отбора и профподготовки местных кадров в рамках системы организованного набора14' 15.

ВЫВОДЫ

Прежде всего, следует подчеркнуть, что добыча и анализ статистических данных по масштабам миграционных потоков серьезнейшим образом усложняется как минимум следующими обстоятельствами:

• Отрывочностью, неполнотой и противоречивостью данных из разных источников (табл. 2);

• Объективными проблемами учета броуновского движения трудовых мигрантов, соотнесения масштабов встречных потоков трудовых мигрантов извне и внутри страны.

14 Набор первых 10 тысяч работников для России в разгаре. (26.10.2021) https://uz.sputniknews.ru/20211023/nabor-pervyx-10-tysyach-rabotnikov-dlya-rossii-nabiraet-oboroty-21038210.html

15 Сколько узбекистанцев возьмут на «космическую работу» в России. (08.10.2021) https://uz.sputmknews.ru/20211008/skolko-uzbekistantsev-vozmut-na-kosmicheskuyu-rabotu-v-rossii-20830197.html

300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000 0

2 24 5 2

238 V86 792 173 236 315

75 6 53 172 340 189 905

m £ 146 307 106 11 6 414

ш * 4 86

20

I квартал* 20 8 III квартал! IV квартал я 20 19 IV квартал я I квартал я 20 > 2021

Итого по видам транспорта

авиационный

водный

автомобильный железнодорожный в пешем порядке

900 000 800 000 700 000 600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000 0

ж

6 81 00 6 0 14 48 76 34 69 A 39 93 65 97 51 6

51 94 А 07 21 J 5 12 40 1 A 514 5 50

✓ V г* V Л 50 4 61 83 *

\ È

ш. * S i s™ J t

г" -ÉT * * l F

22 827 3 7 79 761 9 01 69 871

it :Î -x» âfc IV квартал JTl~ * ла тра ¥ ла тра 20 ла тра 20 IV квартал L» ла тра ла тра 2021 III квартал (д

I квартал! ла тра 20 w III квартал! ла тра > ла тра ла тра 20 Ч1Г ла тра 19

■ Итого по видам транспорта

■авиационный

■водный

■ автомобильный

■ железнодорожный

■ в пешем порядке

5

Таблица 2 /Table 2

Россия: въезд в страну и миграционный учет граждан стран СНГ. 2021 г. январь - сентябрь (чел.) / Russia: entry into the country and migration registration of citizens of the CIS countries. 2021 January - September (persons)

Мигр. учет В том числе по месту пребывания Цель работа Снятие с учета Выезд 01-08

ГУВМ 9 209 258 8 857 128 6 496 869 6 875 357

ПС ФСБ 7 188 123 1 871 847 191 138

Источник/Source: Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - сентябрь 2021 г. с распределением по странам и регионам. https://xn~b1aew.xn~p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/26510325; ЕМИСС. Въезд иностранных граждан в РФ / EMISS. Entry of foreign citizens into the Russian Federation.

Все это серьезнейшим образом искажает многие черты и важные факторы движения миграционных контингентов, по каким бы разрезам не приходилось бы их препарировать. И национальные потоки безвизовых мигрантов в этом смысле не исключение.

И, тем не менее, понимая и принимая все ограничения и возможные искажения реальных показателей необходимо подчеркнуть, что при использовании достаточно длительных временных рядов выстраивается более или менее правдоподобная и надежная картина движения национальных миграционных потоков, включая, прежде всего их трудовой компонент, в пределы Российской Федерации.

В подавляющем большинстве исследований вклад тех или иных стран в удовлетворение потребностей экономики России в иностранной рабочей силе ограничивается лишь самыми общими цифрами объем въезда, постановки на миграционный учет и получения патентов. Однако подобный подход не дает понимания механизмов формирования контингентов граждан покидающих свои страны по различным причинам и на различные сроки. Тем более не складывается картина формирования более или менее устойчивых потоков мигрантов из отдельных стран (в данном случае стран постсоветского пространства), использующих определенные каналы доступа в Россию и прежде всего на ее рынок труда.

Можно ли сформировать прогноз потребности экономики в трудовых мигрантах на длительный срок без понимания механизмов формирования спроса и предложения? Конечно, прежде всего, необходимо реальное понимание структуры и объемов отечественного спроса, но не менее важно и четкое представление об источниках и формах его удовлетворения.

Удовлетворение же происходит за счет контин-гентов представителей конкретных стран, въезжающих в Россию с определенными целями. На протяжении достаточно длительного периода из этих национальных контингентов сформировались национальные потоки мигрантов, освоившие маршруты и каналы достижения поставленных целей.

Полученные результаты свидетельствуют, что даже в условиях пандемийных ограничений на въезд заинтересованность представителей ряда стран в доступе на российский рынок труда и для удовлетворения ряда иных потребностей сохраняется. И не просто сохраняется, но при минимальных послаблениях для въезда в страну начинает стремиться к достижению доковидных уровней.

Масштабы и структура данных потоков со временем меняются, но происходит это обычно под влиянием внутриполитических потрясений и таких проявлений форс-мажора как пандемия и природные катастрофы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ динамики миграционных потоков, их относительной устойчивости в обычных условиях - в совокупности с объективным взглядом на состояние, тенденции развития собственной экономики и рынка труда призваны стать вполне надежным фундаментом для стратегического планирования в сфере миграции, залогом роста эффективности российской системы миграционного регулирования16.

В настоящее же время отечественная миграционная политика колеблется между предложениями привлекать как можно большее число трудовых мигрантов и требованиями максимально ограничить их присутствие, всемерно ужесточить систему приема и контроля.

Этими колебаниями во многом определяется «реактивный характер» миграционной политики, склоняющейся то к облегчению норм получения гражданства и т. н. «миграционным амнистиям», то ужесточению требований к присутствию мигрантов в стране.

Анализ динамики и структуры национальных потоков миграции призван углубить наши представления о механизмах возникновения и осуществления миграционной мобильности, будет способствовать выработке эффективных инструментов регулирования притока иностранной рабочей силы, отбора и отсева востребованных и избыточных категорий трудовых мигрантов.

16 Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» № 633 от 8.11.2021. //URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202111080023

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Kleine-Rueschkamp L., Ozgüzel C. (09.12.2020) COVID-19 and key workers: The role of migrants across regions and cities. https:// voxeu.org/print/66603

2. Комаровский В.В. Трудовая миграция из ближнего зарубежья: национальные контингенты в регионах России. // Россия и новые государства Евразии. 2021; IV(LIII):200-220. DOI: 10.20542/2073-4786-2021-4-200-220

3. Егоршева Н. (01.11.2021) В Минэкономразвития поддержали идею отказа от мигрантов на стройке. https://rg.ru/2021/11/01/ reg-cfo/V-minekonomrazvitiia-podderzhali-ideiu-otkaza-ot-migrantov-na-strojke.html

4. Комаровский В.В. Россия И СНГ: Динамика миграционных потоков. // Россия и новые государства Евразии. 2020;2(47):151-170. DOI: 10.20542/2073-4786-2020-2-151-170

5. Комаровский В.В. Роль и место внешней трудовой миграции в структуре иностранной рабочей силы. // Социально-трудовые исследования. 2020;4(41):80-93. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-80-93.

6. Денисенко М.Б., Мукомель В.И. Трудовая миграция в России в период коронавирусной пандемии. // Демографическое обозрение. 2020;3(7):84-107. DOI: 10.17323/demreview.v7i3.11637.

7. Карцева М. А., Мкртчян Н. В., Флоринская Ю. Ф. Миграция в России и социально-экономическое развитие регионов: анализ взаимного влияния // Проблемы прогнозирования. 2020;(4):87-97.

8. Зорин В.Ю., Волох В.А., Суворова В.А. Трансформация миграционной политики государств в период пандемии. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2021;26(3):34-44. DOI: https //doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.3.4

9. Кузьмин В. (18.01.2022) Медведев: Пора определиться с единой системой учета в миграционной сфере. https:// rg.ru/2022/01/18/medvedev-pora-opredelitsia-s-edinoj-sistemoj-ucheta-v-migracionnoj-sfere.html

10. Новикова О. (6.01.2022) Толпы людей, все бегут: граница Самары с Казахстаном открыта, но ехать можно только на такси https://Www.samara.kp.ru/daily/27348.3/4528670/

11. Трефилов В. (21.01.2022) Статистика Банка России показывает, что переводов из России в Таджикистан в 2021 году стало меньше. https://tj.sputniknews.ru/20220121/perevody-russia-tadjikistan-1045052743.html

12. Sibagatulina Z. Monumental Shifts in Uzbek Labour Migration Policy. 26 February 2021. Brief. ICMPD. https://www.pragueprocess. eu/en/migration-observatory/publications/34-briefs/284-monumental-shifts-in-uzbek-labour-migration-policy

13. Блинов М. (10.09.2021) Первым чартером в Россию приедут 10 тысяч мигрантов из Узбекистана. https://uz.sputniknews. ru/20210910/pervym-charterom-v-rossiyu-priedut-10-tysyach-migrantov-iz-uzbekistana-20450195.html

REFERENCES

1. Kleine-Rueschkamp L., Ozgüzel C. COVID-19 and key workers: The role of migrants across regions and cities. https:// voxeu.org/ print/66603 (accessed on 09.12.2020).

2. Komarovskij V. Labor migration from neighboring countries: National contingents in the regions of Russia. Russia and New States of Eurasia. 2021;(IV(LIII)):200-220. DOI: 10.20542/2073-4786-2021-4-200-220 (In Russ.).

3. Egorsheva N. The Ministry of Economic Development supported the idea of rejecting migrants at the construction site. https:// rg.ru/2021/11/01/reg-cfo/v-minekonomrazvitiia-podderzhali-ideiu-otkaza-ot-migrantov-na-strojke.html (accessed on 01.11.2021).

4. Komarovskij V.V. Russia and the CIS: Dynamics of migration flows. Russia and New States of Eurasia. 2020;2(47):151-170. DOI: 10.20542/2073-4786-2020-2-151-170 (In Russ.).

5. Komarovskij V.V. The role and place of external labor migration in the structure of foreign labor force. Social and Labor Research. 2020;4(41):80-93. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-80-93. (In Russ.).

6. Denisenko M.B., Mukomel' V.I. Labor migration in Russia during the coronavirus pandemic. Demographic Review. 2020;7(3):84-107 DOI: 10.17323/demreview.v7i3.11637. (In Russ.).

7. Karceva M.A., Mkrtchjan N.V., Florinskaja Ju. F. Migration in Russia and the socio-economic development of regions: an analysis of mutual influence. Problemy prognozirovanija = Forecasting Problems.2020;(4):87-97. (In Russ.).

8. Zorin V.Yu., Voloh V.A., Suvorova V.A. Transformacija migracionnoj politiki gosudarstv v period pandemii. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 4. Istorija. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnoshenija = Bulletin of the Volgograd State University. Series 4. History. Regional studies. International relationships. 2021;26(3):34-44. DOI: https// doi.org/10.15688/ jvolsu4.2021.3.4 (In Russ.).

9. Kuz'min V. Medvedev: It's time to decide on a unified accounting system in the migration sphere. https://rg.ru/2022/01/18/ medvedev-pora-opredelitsia-s-edinoj-sistemoj-ucheta-v-migracionnoj-sfere.html (accessed on 18.01.2022).

10. Novikova O. Crowds of people, everyone is running: the border of Samara with Kazakhstan is open, but you can only go by taxi. https:// www.samara.kp.ru/daily/27348.3/4528670/ (accessed on 06.01.2022).

11. Trefilov V. Bank of Russia statistics show that transfers from Russia to Tajikistan have decreased in 2021. https://tj.sputniknews. ru/20220121/perevody-russia-tadjikistan-1045052743. html (accessed on 21.01.2022).

12. Sibagatulina Z. Monumental Shifts in Uzbek Labor Migration Policy. February 26, 2021. Brief. ICMPD. https://www.pragueprocess. eu/ en/migration-observatory/publications/34-briefs/284-monumental-shifts-in-uzbek-labour-migration-policy

13. Blinov M. 10 thousand migrants from Uzbekistan will arrive in Russia on the first charter. https://uz.sputniknews. ru/20210910/ pervym-charterom-v-rossiyu-priedut-10-tysyach-migrantov-iz-uzbekistana-20450195.html (accessed on 10.09.2021).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Виктор Викторович Комаровский - кандидат исторических наук, заведующий сектором социально-трудовых отношений и социальной мобильности Института мировой экономики и международных отношений РАН им Е.М. Примакова, Москва, Россия

Viktor V. Komarovsky - Can. Sci. (History), Head of the Sector of Social and Labor Relations and Social Mobility, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

komarovsky.vv@imemo.ru; komarovsky_v@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2022; после рецензирования 11.02.2022, принята к публикации 14.02.2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 28.01.2022; revised on 11.02.2022 and accepted for publication on 14.02.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.